Научная статья на тему 'Проблемное использование Интернета в контексте интернет-коммуникации'

Проблемное использование Интернета в контексте интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1904
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ИНТЕРНЕТ-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / SOCIAL NETWORKING SITES — SNSS / PROBLEMATIC INTERNET USE / INTERNET-COMMUNICATION / A STUDENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерицян Ксения Юрьевна, Антонова Наталья Александровна, Марудова Нина Михайловна

Интернет-коммуникация на сегодняшний день является одним из нормативных способов коммуникации среди студенческой молодежи. Проблемная интернет-коммуникация понимается нами как преобладающее или предпочитаемое использование интернет-коммуникации в противоположность коммуникации лицом к лицу. Результаты опросного исследования студенческой молодежи (n=627) показали, что около 60% студентов демонстрируют какие-либо признаки проблемной интернет-коммуникации. Логрегрессионный анализ показал, что наличие признаков проблемной интернет-коммуникации значимо коррелирует с целым рядом личностных характеристик и ситуационных особенностей, таких как: низкая самооценка коммуникативных навыков и жизнестойкости, низкая удовлетворенность межличностными отношениями, в том числе интимными и деловыми, проблемное алкопотребление и низкая досуговая активность. Значимых гендерных различий обнаружено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Internet Use and Internet-communication

Various studies have shown that problematic Internet use is highly prevalent among youth. Concept of problematic Internet use is approached as a preferred or prevailed use of Internet communication rather than face to face communication; however this preference as a phenomenon is still under-researched. Th e term “problematic internet communication” was used to indicate the phenomenon of preferred or prevailed use of internet-mediated communication. In 2010 paper-and-pencil self-administrated survey was carried out among a multi-stage probability sample of 1–3 year students of Saint-Petersburg State University (N=627). Five most relevant indicators from Internet behavior scale (Morahan-Martin, 2003) were selected to assist the problematic Internet communication. About 60% of students are prone to problematic Internet communication. Problematic Internet communication among students is significantly correlated with a number of both personal and situational characteristics: low level of communication skills and inability to cope with challenges; low satisfaction with interpersonal relationships, including personal and business relations, problematic alcohol use and less frequent outdoor leisure activities. No significant gender diff erences were found.

Текст научной работы на тему «Проблемное использование Интернета в контексте интернет-коммуникации»

УДК 316.62

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 2

К. Ю. Ерицян, Н. А. Антонова, Н. М. Марудова

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ1

Введение. Ученые различных специальностей отмечают амбивалентный характер влияния высоких технологий, все больше внедряющихся в повседневную жизнь человека, на развитие личности (см., напр.: [1]). Негативное влияние высоких технологий, и в первую очередь сети Интернет, на психологическое функционирование человека в основном связывают с понятием проблемного интернет-использования (Problematic Internet Use) [2]. На данный момент несколько большее распространение в литературе получило клиническое понимание данного феномена, которое нашло выражение в термине «интернет-зависимость» и его синонимах (Internet dependency, Internet abuse, compulsive Internet use, pathological Internet use и др.). Однако правомерность данного подхода и данного термина до сих пор ставится под сомнение многими авторами (см., напр.: [2-3]), отдающими предпочтение именно термину «проблемное использование Интернета», который рассматривает использование Интернета не в дихотомии нормы и патологии, а в континууме от беспроблемного к проблемному. Термин «проблемное использование Интернета» в настоящее время в науке понимается максимально широко и изучается скорее как цельный феномен вне зависимости от формы его проявления. Среди признаков или проявлений проблемного использования Интернета авторы выделяют следующие:

— обсессивное пристрастие к работе с компьютером;

— компульсивная навигация по Сети;

— патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам, электронным покупкам, созданию вредоносных программ;

— зависимость от «киберсекса» (просмотр порнографических сайтов, участие в чатах или закрытых группах «для взрослых»);

— субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без Интернета;

— использование средств Интернета как преобладающего средства коммуникации (замена реального общения (коммуникации) преимущественно виртуальным) [4].

Последний признак (использование Интернета как преобладающего или предпочитаемого средства коммуникации) редко выступает самостоятельным объектом исследования, тогда как на наш взгляд он может и должен рассматриваться как

Ерицян Ксения Юрьевна — магистр психологии, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: ksenia.eritsyan@gmail.com

Антонова Наталья Александровна — канд. психол. наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: antonova.natalia11@gmail.com

Марудова Нина Михайловна — специалист-математик, специалист по статистической обработке, РОО «Стеллит»; e-mail: marudova@gmail.com

© К. Ю. Ерицян, Н. А. Антонова, Н. М. Марудова, 2013

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Психологические аспекты проблемного поведения в сфере интернет-коммуникации студенческой молодежи»), проект № 12-36-01378.

самостоятельный феномен. Интернет-коммуникация обладает значительной спецификой по сравнению с обычной коммуникацией. Среди специфических ее особенностей можно условно выделить те, которые расширяют спектр возможностей по сравнению с «обычной коммуникацией», и те, которые обедняют его [5]. К первой категории можно отнести расширенную возможность анонимности в общении, избирательность самораскрытия и самопрезентации, легкость установления/поддержания контакта со знакомыми или интересующими людьми и возможность отсроченной коммуникации (асинхронию). К ограничениям обычно относят прежде всего ограниченность физического присутствия, и как ее следствие — ограниченную возможность невербальной коммуникации, а также передачи и восприятия эмоциональной составляющей коммуникации.

В настоящее время одним из наиболее популярных средств интернет-коммуникации являются социальные сети, такие как «Facebook», «MySpace», «ВКонтакте» и «Одноклассники». Появившись в современном виде лишь в 2003-2004 гг., социальные сети являются в настоящее время одними из наиболее посещаемых интернет-ресурсов как во всем мире, так и в России. Согласно обзорным данным А. С. Дужниковой, на сегодняшний день социальные сети посещают более чем две трети онлайновой аудитории во всем мире. В США около четверти всего времени, проводимого пользователями в Интернете, приходится на социальные сети; в России их посещает более половины (53%) пользователей русскоязычного Интернета [6]. За последние 6 лет (2005-2011 гг.) число пользователей социальных сетей возросло в 10 раз [7]. Как в США, так и в России социальные сети наиболее активно используются молодежью и молодыми взрослыми, и аудитория эта с каждым годом растет [6-7].

Интернет-коммуникация, таким образом, является активно развивающейся областью, обладающей значительными особенностями, которые выделяют ее из других форм интернет-активностей, связанных с проблемным интернет-использованием.

Одной из немногих моделей, рассматривающих использование интернет-коммуникации как предпочтительной формы общения в качестве самостоятельного феномена, является модель С. Каплана [8]. В ней предпочтение, отдаваемое Интернету, рассматривается как фактор формирования компульсивного использования Интернета, которое, в свою очередь, приводит к проблемному, т. е. вызывающему негативные психологические и социальные последствия, интернет-использованию. Само предпочтительное использование Интернета для коммуникации является, по С. Каплану, следствием комплекса личностных факторов, таких как недостаток коммуникативных навыков, депрессия и одиночество. Эта модель получила свое эмпирическое подтверждение, однако показала, что указанные факторы не могут полностью объяснить предпочтение интернет-коммуникации. В России же данный феномен до сих пор не являлся объектом целенаправленного изучения.

Фокусом настоящего пилотного исследования стали как раз те формы проблемного интернет-использования, которые проявляются в замещении и/или извращении именно коммуникативной активности. В данной работе для описания этого феномена по аналогии с термином «проблемное интернет-использование» мы будем использовать словосочетание «проблемная интернет-коммуникация», обозначающее преобладающее или предпочитаемое использование интернет-коммуникации в противоположность коммуникации лицом к лицу. Целью работы стали определение распространенности проблемной интернет-коммуникации и оценка ее предикторов среди студенческой молодежи.

16

В качестве объекта исследования нами была выбрана именно студенческая молодежь, поскольку она является социальной группой, в которой в наибольшей степени распространено использование Интернета, в том числе как средства коммуникации.

Методы исследования. Сбор данных был проведен на базе Санкт-Петербургского государственного университета весной 2010 г. под руководством Л. А. Цветковой [9]. Использовался метод стандартизованного бланкового опроса, респонденты заполняли опросник самостоятельно, без помощи интервьюера. Исследование было полностью анонимным (никакие идентифицирующие характеристики не собирались) и добровольным. Протокол, формы информированного согласия и инструментарий исследования были одобрены Этическим комитетом СПбГУ (протокол № 27 от 8 апреля 2010 г.).

Для обеспечения репрезентативности в исследовании использовалась ступенчатая выборка. На первой ступени выборка была пропорциональная несистематическая, учитывающая профиль факультета: гуманитарный или естественнонаучный (случайным образом были выбраны 9 из 21 факультета: биолого-почвенный, геологический, ПМ-ПУ, экономический, философский, юридический, психологический, социологии, журналистики). На второй ступени использовалась сплошная выборка младших курсов обучения — опрашивались студенты с 1-го по 3-й курс. На третьей ступени выборка была пропорциональной несистематической — опрашивались находящиеся в помещениях факультета на день опроса студенты. Общий объем выборки составил 627 человек, в том числе 28% юношей и 72% девушек, средний возраст в целом по выборке — 18,8 года (б = 2,3).

Вопросник исследования включал в себя 12 содержательных блоков, один из которых был посвящен изучению характеристик использования студентами Интернета. Кроме того, в состав анкеты входили следующие блоки: социально-демографические параметры, характеристики учебной, трудовой и досуговой деятельности, установок и поведения в сфере здоровья (включая пищевое, аддиктивное, спортивное, сексуальное поведение) и установок в отношении карьеры и семейной жизни, характеристики социальной поддержки со стороны родственников и друзей (адаптированная Шкала социальной сети Люббена, Lubben Social Network Scale — 6-Item Version) [10] и удовлетворенности различными сторонами жизненной ситуации.

Характеристики пользования Интернетом изучались с помощью адаптированной Шкалы интернет-поведения [11]. В связи с тем, что в большинстве известных шкал, используемых для оценки проблемного интернет-использования, проблемное поведение в области интернет-коммуникации не выделяется как самостоятельный феномен, для оценки распространенности проблемной интернет-коммуникации из субшкалы «Социальные аспекты использования Интернета» Шкалы интернет-поведения были отобраны 5 релевантных переменных, наиболее полно отражающих практику предпочтительного или преимущественного интернет-использования, в том числе:

• Мои онлайн-друзья понимают меня лучше, чем другие люди.

• Мне легче устанавливать контакты через Интернет, чем в реальной жизни.

• Я пропускал(а) встречи с друзьями и родственниками из-за Интернета.

• Я предпочитаю переписку через Интернет телефонному разговору.

• Я более открыт(а) в общении через Интернет.

Расчет а-коэффициента Кронбаха показал приемлемый уровень внутренней согласованности данной шкалы (а Кронбаха =.69).

Статистическая обработка данных производилась в программе SPSS 13.0 и заключалась в расчете процентных распределений и мер центральной тенденции. Наличие

17

значимой гендерной специфики в целевых показателях оценивалось с помощью критерия X2 Пирсона, t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна — Уитни. Факторы проблемной интернет-коммуникации выявлялись с помощью построения бинарной логистической регрессионной модели.

Результаты. Исследование показало широкую распространенность использования студентами Интернета, в том числе для целей интернет-коммуникации. Подавляющее большинство студентов используют Интернет ежедневно (84,4%), в среднем проводя в Интернете 3-4 часа своего времени (таблица 1). Доля же лиц, не пользующихся Интернетом, находится в пределах статистической погрешности (1 человек из 627 опрошенных, 0,2%). В число предпочитаемых студентами средств интернет-коммуникации входят социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники» и пр.) — ими пользуются 96,0% студентов, причем в большинстве случаев ежедневно (64,0%), а также электронная почта (99,5%, ежедневно — 42,9%). Несколько реже используются мессенджеры (средства для передачи мгновенных сообщений, такие как ICQ, Skype и пр.): 76,% студентов использовали их хотя бы раз в течение последнего семестра, и 37,1% пользуются ими ежедневно. Использование интернет-форумов — значительно более редкое явление. Их посещает треть студентов (36,3%), ежедневно ими пользуется лишь каждый тридцатый (3,7%). Высоко распространено использование Интернета для установления новых знакомств: хотя бы раз знакомились через Интернет 74,4% студентов. При этом число таких знакомств достаточно велико: в среднем за предшествовавший исследованию год студенты, устанавливающие знакомство через Интернет, познакомились с 14 людьми (6=38,6, медианное значение — 5).

Следует отметить, что были обнаружены некоторые гендерные различия в использовании коммуникативных средств. Так, девушки, по сравнению с юношами, несколько более склонны к использованию таких средств интернет-коммуникации, как мессен-джеры (p < 0.01) и социальные сети (p < 0.01). Также они чаще сообщали об опыте установления новых знакомств через Интернет (79,1% против 62,1%, p < 0.001). В то же время юноши, знакомящиеся через Интернет, устанавливали значимо больше таких контактов по сравнению с девушками (М: 10 против 4; Me: 3 против 1, p < 0.001).

Таблица 1

Характеристики интернет-коммуникации студентов

Наименование категорий шкалы Всего

Количество %

Частота пользования Интернетом в течение последнего семестра

Количество ответивших 627 100,0

Не пользуюсь 1 0,2

До 6 дней в неделю 90 14,4

Ежедневно 529 84,4

Ответа нет 7 1,1

Количество часов в день при использовании Интернета

Количество ответивших 625 99,7

Me 3-4 часа

18

Использование средств интернет-коммуникации в течение последних 30 дней

Количество ответивших 625 99,7

Электронная почта 603 96,5

Мессенджеры (ICQ, Mail.ru Agent, Skype и др.) 475 76,0

Интернет-форумы 227 36,3

Социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и др.) 600 96,0

Установление новых знакомств через Интернет

Количество ответивших 614 97,9

Да 457 74,4

Нет 156 25,4

Ответа нет 1 0,2

Признаки проблемной интернет-коммуникации (полностью или частично согласен)

Количество ответивших 625 99,7

Мои онлайн-друзья понимают меня лучше, чем другие люди 140 22,4

Мне легче устанавливать контакты через Интернет, чем в реальной жизни 173 27,6

Я пропускал(а) встречи с друзьями и родственниками из-за Интернета 43 6,9

Я предпочитаю переписку через Интернет телефонному разговору 249 39,9

Я более открыт(а) в общении через Интернет 203 32,5

Количество ответивших 597 96,5

Наличие хотя бы одного признака 361 60,4

Один признак 144 24,1

Два признака 88 14,7

Три признака 59 9,9

Четыре признака 58 9,7

Пять признаков 12 2,0

М 1,3

Ме 1

б 1,43

Из выделенных нами признаков проблемной интернет-коммуникации наибольшее распространение имеют предпочтение переписки через Интернет телефонному разговору (39,9%) и субъективно большая открытость при общении через Интернет (32,5%). Реже всего встречается такой показатель, как пропуск реальных встреч с людьми по причине использования Интернета (6,9%). О наличии хотя бы одного из вышеописанных проявлений сообщили 61,2% респондентов, все пять изучаемых признаков наличествовали у 2,0%. Ни по одному из показателей достоверных различий между мужской и женской подгруппами обнаружено не было.

19

Для определения факторов, связанных с проблемной интернет-коммуникацией, мы разделили выборку по критерию наличия хотя бы одного из исследуемых признаков. В итоговом анализе учитывались 540 (86,1%) респондентов, которые предоставили данные по всем используемым в модели показателям.

В бинарной логистической регрессионной модели мы проверяли несколько групп гипотезируемых переменных, в том числе:

— социально-демографические характеристики;

— уровень социальной поддержки;

— ценностные ориентации;

— аддиктивное поведение;

— успешность в учебной деятельности;

— интенсивность внеучебной активности (работа, досуговая активность);

— наличие и характеристики сексуальных/романтических отношений и удовлетворенность ими;

— удовлетворенность различными сторонами жизненной ситуации.

Характеристики итоговой модели представлены в таблица 2.

Таблица 2

Результаты логрегрессионного анализа: модель факторов проблемной интернет-коммуникации

Переменные AOR 95%C1 p-value

Низкая частота активной досуговой активности (посещения культурных мероприятий) 1,17 1,01-1,35 0,036

Негативные исходы алкопотребления: предупреждение друзей об опасности злоупотребления 2,54 1,26-5,12 0,009

Низкая значимость дружбы как ценности 1,47 1,01-2,15 0,046

Низкая удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями 1,33 1,06-1,66 0,012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая удовлетворенность интимными отношениями 1,28 1,11-1,47 0,001

Низкая самооценка — способность противостоять жизненным трудностям 1,24 1,05-1,45 0,011

Низкая самооценка — контактность, общительность 1,25 1,07-1,45 0,004

Модель обладает ограниченной предиктивной способностью: доля правильно предсказанных случаев составляет 67,6%. Показатель Наджелькеркеса (R Square Nagelkerkes) — мера неопределенности, указывающая на долю дисперсии зависимой переменной, которую можно объяснить влиянием всех предикторов модели, — составляет 18,5%.

Как и в модели Каплана [8], недостаток коммуникативных навыков (в нашем случае — их самооценка) оказался одним из самых значимых, однако не единственным предиктором проблемной интернет-коммуникации. К другим высоко значимым факторам в данной модели относятся неудовлетворенность интимными отношениями

20

и показатель аддиктивного поведения с негативными исходами (предупреждение друзей об опасности употребления алкоголя). Наличие данных признаков злоупотребления алкоголем более чем в два раза увеличивает вероятность присутствия признаков проблемной интернет-коммуникации.

К другим выявленным в исследовании предикторам проблемной интернет-коммуникации относятся неудовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями и низкая ценность дружбы, а также низкая самооценка собственной жизнестойкости и низкая частота активной досуговой деятельности, требующей нахождения вне дома (например, посещения культурных мероприятий). Значимого влияния социально-демографических характеристик на показатели проблемной интернет-коммуникации в исследовании обнаружено не было.

Выводы и обсуждение. Интернет-коммуникация на сегодняшний день является одним из нормативных способов коммуникации среди студенческой молодежи. Уже на момент исследования (2010 г.) подавляющее большинство студентов являлись регулярными пользователями таких коммуникационных интернет-сервисов, как электронная почта и социальные сети. Можно предположить, что с развитием информационного общества уже в ближайшем будущем игнорирование возможностей интернет-коммуникации будет рассматриваться как одна из девиаций. Следует отметить, что современными студентами Интернет используется не только как инструмент поддержания уже существующих социальных контактов, но и как инструмент их установления, и подобный опыт уже имеют три четверти студентов.

Мы проанализировали распространенность предпочтения или преимущественного использования коммуникации посредством Интернета, которые большинство авторов относят к проявлениям проблемного интернет-использования. Данное пилотное исследование показало, что около 60% студентов демонстрируют какие-либо признаки предпочтения интернет-коммуникации по сравнению с коммуникацией, не опосредованной техническими средствами.

Логрегрессионный анализ показал, что наличие признаков проблемной интернет-коммуникации значимо коррелирует с целым рядом личностных характеристик и ситуационных особенностей. В частности, среди выявленных в исследовании предикторов это низкая самооценка отдельных качеств (коммуникативных навыков и жизнестойкости) и низкая удовлетворенность межличностными отношениями, в том числе интимными и деловыми. Были также обнаружены значимые связи проблемной интернет-коммуникации с проблемным алкопотреблением и более низкой досуговой активностью.

Несмотря на некоторые признаки большей вовлеченности девушек в коммуникацию, опосредованную интернет-технологиями, достоверных связей проблемной интернет-коммуникации с полом или иными социально-демографическими особенностями в нашем исследовании обнаружено не было.

Данное пилотное исследование впервые в России позволило охарактеризовать распространенность и некоторые предикторы проблемной интернет-коммуникации среди студенческой молодежи.

Можно выделить несколько наиболее перспективных, на наш взгляд, направлений дальнейшего изучения данного феномена. В существующих исследованиях проблемного использования Интернета интернет-коммуникация изучается как некий целостный феномен. Можно предположить, что структура (кто и с кем) и содержание (о чем)

21

интернет-коммуникации будут определять предпочтение, отдаваемое интернет-коммуникации по сравнению с коммуникацией лицом к лицу. Другим аспектом, который, как нам представляется, заслуживает более подробного изучения, является анализ эффектов проблемной интернет-коммуникации. Как уже было показано выше, предпочтение интернет-коммуникации расценивается рядом авторов как одно из проявлений проблемной интернет-коммуникации или даже интернет-зависимости. На наш взгляд, отдельного рассмотрения требует гипотеза о том, что данное предпочтение может быть также проявлением нормативного или адаптивного поведения, позволяющего более эффективно осуществлять коммуникацию. И наконец, перспективной представляется разработка и валидизация методики оценки собственно проблемной интернет-коммуникации, т. е. такой, которая вызывает проблемы в социальном функционировании человека.

Литература

1. Пустовалова И. В. Аксиологический аспект влияния высоких технологий на миропонимание человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов/Д., 2007. 24 с.

2. Morahan-Martin J. Internet Abuse: Emerging Trends and Lingering Questions // Applied Psychology Book Publications. 2008. URL: http://digitalcommons.bryant.edu/app_books/3 (дата обращения 19.11.2012).

3. Caplan S. E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: Development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. 2002. Vol. 18. No. 5. P. 553-575.

4. Жилов В. С. Основные проблемы интернет-зависимого поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 23 (54). С. 361365.

5. Williams S., Clausen M., Robertson A. et al. Methodological Reflections on the Use of Asynchronous Online Focus Groups in Health Research // International J. of Qualitative Methods. 2012. Vol. 11. No. 4. P. 368-383.

6. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 238-251.

7. Sheldon P. Profiling the non-users: Examination of life-position indicators, sensationseeking, shyness, and loneliness among users and non-users of social network sites // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28. Iss. 5. P. 1960-1965.

8. Caplan S. E. Preference for Online Social Interaction: A Theory of Problematic Internet Use and Psychosocial // Communication research. 2003. Vol. 30. No. 6. P. 625-648.

9. Цветкова Л. А., Антонова Н. А. Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 83-93.

10. Lubben J. E., Gironda M. W. Centrality of social ties to the health and well-being of older adults // Social work and health care in an aging world / ed. by B. Berkman, L. K. Harooytan. New York: Springer, 2003. P. 319-350.

11. Morahan-Martin J., Schumacher P. Loneliness and social uses of the Internet // Computers in Human Behavior. 2003. Vol. 19. Iss. 6. P. 659-671.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 года

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.