Научная статья на тему 'Молодежь и Интернет'

Молодежь и Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10109
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-практики / интернет-предпочтения / интернет-манипуляции / альтернативная реальность / специфика поведения

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аралина Анастасия Владимировна, Бенько Елена Викторовна

В статье анализируются актуальные проблемы влияния интернет-коммуникаций на поведение, интеллектуальное развитие молодёжи, на психологию личности. Авторами рассматриваются интернет-предпочтения и интернет-практики современной молодёжи, интернет-предпочтения современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь и Интернет»

3. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: Опыт системного анализа., М.: 1973. - 275 с.

4. Бабосов Е. М., Общая социология, Минск: 2004. - 285 с.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Кнорринг В. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательство НОРМА - ИНФРА, 2005. - 283 с.

7. Тощенко Ж. Т. Социология управления., М: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.

8. Боруха С. Ю., Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды, диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, Белгород: 2002. - 246 с.

9. Тавокин Е. П. Управление - социальное управление - социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 256 с.

10. Социология управления. Теоретические основы: Учебник., Чупров В. И., Осипова М. А., - М.: Инфра-М; Норма; Znanium.com, 2015. - 172 с.

Молодежь и Интернет

1 2

Аралина А. В. , Бенько Е. В.

Аралина Анастасия Владимировна / Aralina Anastasia Vladimirovna - студент;

2Бенько Елена Викторовна /Benko Elena Victorovna - старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, экономико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы влияния интернеткоммуникаций на поведение, интеллектуальное развитие молодёжи, на психологию личности. Авторами рассматриваются интернет-предпочтения и интернетпрактики современной молодёжи, интернет-предпочтения современной молодёжи. Ключевые слова: интернет-практики, интернет-предпочтения, интернет-

манипуляции, альтернативная реальность, специфика поведения.

Начало 21 века характеризуется ростом масштабов применения информационных технологий в жизни общества. Трудно не согласиться с тем, что глобальная сеть Интернет стала, пожалуй, одной из самых ярких, характерных примет нашего времени. Являясь, прежде всего, специфическим интерактивным средством массовой информации и коммуникации, Интернет всё более активно вторгается почти во все сферы жизнедеятельности человека. Более трех миллионов россиян регулярно пользуются различными сервисами, предоставляемыми всемирной электронной Сетью. По данным фонда «Общественное мнение», доля активной аудитории - это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас составляет 53 % (62,0 млн. человек) [5]. Интернет перестал быть просто модной игрушкой и превратился в инструмент повседневной работы.

Естественно, что внимание социологов, психологов, политологов привлекают проблемы изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения. Одним из первых стало изучать аудиторию российского интернета исследовательское агентство «КОМКОН» в 1996 году. Ежеквартально «КОМКОН» опрашивает 8500 человек по выборке, репрезентирующей население городов с численностью свыше 250 тысяч жителей в возрасте от 10 лет и старше. Специалисты агентства отметили следующую тенденцию: российская аудитория Интернета каждые

113

полтора года удваивается. По результатам исследований можно сделать вывод о том, что наиболее характерно использование Интернет для молодежи в возрасте от 16-ти до 34-х лет [5]. Ядром нынешней российской аудитории интернета являются 20-24летние, их доля среди пользователей сети почти в три раза больше, чем среди всего населения, хотя в марте 2015 года было отмечено, что «онлайн-аудитория становится более зрелой» [8].

Молодежь, как видим, активнее всего осваивает возможности Всемирной паутины. Интернет-практики для молодежи стали социальной нормой. Около 96 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, по данным Левада-Центра, ежедневно активно пользуются Интернетом [7]. Каковы же предпочтения молодых людей в Сети, что привлекает их, какая информация им интересна прежде всего, и какое влияние оказывает Сеть на формирующуюся личность - этот круг вопросов вызывает у нас особый интерес.

Жизнь современной молодежи под влиянием Интернета претерпела ряд трансформаций: изменилась структура проведения досуга, традиционные каналы получения информации, характер межличностного взаимодействия, трансформировалась ценностная система.

Исследователи выделяют самые популярные виды деятельности подростков и молодёжи в Сети.

Таблица 1. Репертуар онлайн деятельности среди детей (в %, июнь-июль 2013 г.) [4]

Виды онлайн деятельности Подростки (15 лет)

Смотрит видеозаписи (мультфильмы, фильмы и т. д.) 62

Общается в «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других соц. сетях 90

Ищет информацию для учебы 77

Слушает аудиозаписи 50

Играет в онлайн-игры 43

Ищет интересующую его информацию (помимо учебы) 63

Скачивает программы, музыку, фото, видео 47

Общается по скайпу 37

Пользуется электронной почтой 40

Общается в чатах 33

Узнает о последних событиях и новостях в стране и мире 52

Переходит с сайта на сайт, не имея конкретной цели 18

Ведет твиттер или инстаграм 13

Ведет виртуальный дневник (блог) 7

Просматривает запрещенные родителями сайты 7

Интернет-предпочтения молодёжи 18-24 лет несколько иные. Эта группа молодёжи рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах. К такому выводу пришли исследователи из аналитической компании «КОМКОН», основываясь на результатах опроса жителей [5]. Исследования показывают необычайно высокую значимость для молодёжи Интернета как источника информации, хотя молодые люди отмечают и достаточно частую недостоверность такой информации.

И всё-таки для большинства пользователей Интернет - важнейший коммуникационный инструмент, дающий возможности оперативного и фактически бесплатного общения. И закономерным выглядит тот факт, что наибольшее количество обращений пользователей направлено на социальные сети (наряду с

114

обращениями к поисковым сервисам). Социальные сети в России пользуются практически аномальной популярностью по сравнению с большинством других стран мира. «По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интернет-пользователи проводят в соцсетях 12,8 часов в месяц, что является самым высоким показателем в мире, а пользуется соцсетями 99,7 % суточной аудитории Рунета. Таким образом, россияне тратят в социальных сетях в среднем 12,8 часов из 22,4 проведенных в целом в Интернете — соцсети занимают более половины времени в Сети» [2].

Какое же влияние оказывает Сеть на формирующуюся личность? Как позитивное, так и негативное. Многие исследования убеждают нас в том, что Интернет оказывает заметное влияние на стиль жизни, привычки и распорядок дня пользователей Сети. Исследования о пресловутой интернет-зависимости многочисленны, и дабы избежать повторений и общих мест, не будем на них останавливаться. Нас более интересуют такие аспекты проблемы, как влияние интернет-коммуникаций на поведение, интеллектуальное развитие молодёжи, на психологию личности.

Социологи утверждают, что человечество сегодня сталкивается с неконтролируемым процессом техногенного порабощения людей, подчинения их сознания манипуляционным практикам и ограничения свободы мысли и свободы использования времени. Среди россиян в возрасте 18-24 лет 44 % признаются в том, что Интернет и социальные сети отнимают у них много времени. Контент современных социальных сетей и порталов не только не вызывает доверия современной молодежи, но и формирует ощущение реальной угрозы. Более половины молодых людей, участвовавших в различных опросах, предлагают ввести частичное ограничение на вход в отношении определенных сайтов или даже разработать реальный механизм цензуры. Как показывают исследования, молодежь представляет собой идеальную группу для информационных манипуляций и вербовки - постоянная включенность в зону воздействия (пребывание в интернете), поисковая активность, коммуникативная потребность, сублимационная самопрезентация, простота материальных запросов и специфика возрастной психологии (негативизм, максимализм, немотивированная активность, потребность в причастности и лидерстве). Оценивая подверженность молодых людей интернет-манипуляциям, социологи приходят к выводу о том, что «существует несколько типов молодых людей: «агитаторы» (отличаются лидерскими устремлениями), готовые не просто идти за интернет-призывом, но и агитировать остальных - их количество невелико (6 %); «активисты» (активность ради активности), готовые участвовать потому, что они молоды и это их «обязанность» (9 %); «осторожные» - молодые люди, понимающие необходимость причастности к социальной инициативе, но осознающие возможные риски (11 %); «рационализаторы» - имеющие информационные фильтры, позволяющие произвести контроль информации и принять взвешенное решение (36 %) и пассив (38 %); наконец, молодые люди, не считающие возможным следовать за интернет-призывами. В целом, поддержку акции социальных сетей могут оказать от 15 % молодых пользователей, а это порядка 6 млн. человек» [9].

Сегодня Интернет для молодёжи становится не только источником информации, но и превращается в некую альтернативную реальность. У молодых людей часто возникает иллюзия преимущества такой реальности над реальностью «обычной» жизни и иллюзия необходимости следовать ее призывам и законам. В психологической литературе можно встретить термин «играизация общества», который характеризует ситуацию стирания границ между объективной и виртуальной реальностью, что ведет к внедрению принципов игры, эвристических элементов в жизненные стратегии. Это возводит данную проблему в ранг вопросов первостепенной важности. Здесь речь идёт не только о воздействии того или иного рода информации на личность, но и о трансформации мыслительных процессов. Изобилие информации, по мнению учёных, в данном случае не способствует гибкости мышления, подавляет процессы анализа и синтеза. Сегодня оказалось очень легко

115

удовлетворить тот или иной информационный запрос, найти готовое решение множества вопросов. А всё это, в конечном счёте, нивелирует зачатки поисковой мотивации, снижает эвристический потенциал. В ситуации лишения информационной поддержки современный молодой человек с трудом актуализирует собственные ресурсы, находясь в состоянии замешательства, растерянности и беспомощности.

Кроме того, погружённость в виртуальную реальность негативно сказывается на коммуникативных качествах человека. Чем больше времени он проводит в сети, тем меньше остается на живое общение. Социологи и психологи говорят о трудностях социализации, об обезличивании человека, о подмене и обесценивании важнейших для человека понятий, таких, например, как «дружба», «друзья» и т. д. К негативным последствиям неограниченной доступности виртуальных контактов следует отнести также информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение.

Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что, обладая большим потенциалом в сфере научно-познавательной деятельности, Интернет для молодых людей все же в большей мере реализует досуговую и коммуникационную функции, связанные с бытовой повседневностью. Сейчас для молодых людей интернетпространство - это, прежде всего, поле коммуникации и репрезентации. Массовая включенность молодёжи в интернет-практики порождает две противоположные тенденции. «Для массы людей с проблемами социализации это прекрасная возможность ухода в «онлайн» с дальнейшим ослаблением живых социальных контактов. Для многих других интернет - это своеобразный институт, позволяющий наращивать объем социального и человеческого капитала» [6].

Если предположить, что молодежь, пользующаяся Интернетом сейчас, продолжит пользоваться им в дальнейшем, то через десять лет проникновение Интернета в стране будет на уровне 70-80 %, и Сеть действительно станет важнейшим коммуникационным каналом. Интернет не просто предоставит возможность людям общаться и взаимодействовать между собой. Эти возможности будут востребованы, а соответствующие практики распространены среди большей части обычных людей. Об этом уже сейчас говорит специфика поведения молодежи в Интернете.

Литература

1. Данилов С. А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи. // Выпуск № 2

/ том 12 / 2012 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-potentsial-intemet-sotsializatsii-molodezhi#ixzz3qddndHY7 (дата обращения:04.11.2015).

2. Доклад «Рунет сегодня»: исследование российского Интернета // Фонд развития гражданского общества. 25.09.2012. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://civilfund.ru/mat/view/1 (дата обращения: 04.11.2015).

3. Залесский П. К. Интернет-аудитория России. Штрихи к портрету. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.comcon-2.ru/default.asp?artID=47 (дата обращения: 03.11.2015).

4. Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2015. - [Электронный ресурс].

Режим доступа: URL: http://fom.ru/SMI-i-intemet/12369 (дата обращения:

03.11.2015) .

5. OnLife - углубленное изучение Интернет-поведения. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.comcon-2.ru/default.asp?trID=47 (дата обращения:

03.11.2015) .

6. Реутов Е. В., Тришина Т. В. Интернет-практики и информационные предпочтения

населения. // Социс. - 2015.- № 4. - с. 140-148. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2015_4/Reutov.pdf (дата

обращения: 03.11.2015).

116

7. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет. - URL: http://www.levada.ru/2014/07/18/rossijskij-media-landshaft-televidenie-pressa-internet-2/ (дата обращения: 04.11.2015).

8. Тренды пользования Интернетом. Март'2015 // Онлайн-аудитория становится более зрелой. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKE wiv5cfxv_LJAhWlvHIKHVejAekQFggcMAA&url=http %3A %2F %2Fwww.comcon2.ru %2Fdownload.asp

%3F640&usg=AFQjCNEQngeQqpGoE4klhS9Vn_WwySJHng&sig2=eQwUshYiO_UE VAjQi9HbpQ&cad=rjt (дата обращения: 04.11.2015).

9. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи. // Социс. - 2015. - № 4. - с. 148 - 151. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_4/Shapovalova.pdf (дата обращения: 04.11.2015).

Статистика разводов

1 2

Глухова Ю. А. , Бенько Е. В.

1 Глухова Юлия Алексеевна / Glukhova Yuliya Alekseevna - студент, кафедра управления персоналом;

2Бенько Елена Викторовна /Benko Elena Victorovna - старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, экономико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматривается такое негативное явление, как развод. Он воспринимается как трагический распад основной ячейки общества семьи. На основе данных статистики и демографической ситуации в России приведены основные характеристики, причины, факторы и некоторые последствия разводов в современных семьях.

Ключевые слова: брак, развод, материнский капитал, семья, статистика.

Когда-то развод был редкостью и повсеместно осуждался, но сейчас это время осталось в далеком прошлом, ежегодно оказываются разбитыми сотни тысяч семей. Статистика за первый квартал этого года и за аналогичный период прошлого показывает, что желающих узаконить отношения становится меньше, разорвать брачный союз - больше. Разница между количеством браков и разводов с каждым годом сокращается. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу. Брак - это не пожизненное заключение в клетке для двоих.

По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно.

По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6 %, от 1 до 2 лет - 16 %, от 3 до 4 лет - 18 %, от 5 до 9 лет - 28 %, от 10 до 19 лет - 22 %, от 20 и более лет - 12,4 % [5, c. 215].

Таким образом, за первые 4 года происходит около 40 % разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.

Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 40 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 40 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 40.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.