Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПРОАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПУНКТЫ ПРОПУСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беломестнов И.В., Рубан В.А.

В статье рассматривается проблемно-проектный подход в проактивном управлении стратегическими изменениями. Раскрыты факторы и причины неготовности систем к изменениям. Рассмотрены барьеры в развитии транспортно-логистической инфраструктуры в области контейнерных перевозок и организации работы пунктов пропусков. Предложены направления совершенствования методологии проактивного проблемно-проектного управления. Раскрыты мероприятия и предложены рекомендации по развитию пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беломестнов И.В., Рубан В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-PROJECT APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT- NO-LOGISTICS INFRASTRUCTURE

The article deals with the problem-project approach in the proactive management of strategic changes. The factors and reasons for the unpreparedness of systems for changes are disclosed. The barriers in the development of transport and logistics infrastructure in the field of container transportation and the organization of the work of checkpoints are considered. Directions for improving the methodology of proactive problem-project management are proposed. Measures are disclosed and recommendations are proposed for the development of the throughput capacity of checkpoints across the state border.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

И.В. Беломестнов1, заместитель руководителя по проектной деятельности В.А. Рубан2, д-р экон. наук, профессор 1ФГКУ Росгранстрой

2Сибирский государственный университет путей сообщения 1(Россия, г. Москва) 2(Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-51-54

Аннотация. В статье рассматривается проблемно-проектный подход в проактивном управлении стратегическими изменениями. Раскрыты факторы и причины неготовности систем к изменениям. Рассмотрены барьеры в развитии транспортно-логистической инфраструктуры в области контейнерных перевозок и организации работы пунктов пропусков. Предложены направления совершенствования методологии проактивного проблемно-проектного управления. Раскрыты мероприятия и предложены рекомендации по развитию пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу.

Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, стратегические изменения, проактивное управление, проблемно-проектный подход, пункты пропуска.

Одним из широко применяемых в настоящее время подходов к управлению развитием социально-экономических систем является проблемно-проектный подход [1], сущность которого, по мнению авторов, должна быть основана на проактив-ном управлении стратегическими изменениями, формированием видения будущего и его управляемой реализацией.

Стратегические изменения могут быть вызваны двумя факторами:

- возможными проблемами, проявляющимися в виде рисков и в, случае их реализации, несущих как негативные, так и позитивные последствия для текущей деятельности и развития системы;

- инновационными изменениями, носящими объективный характер в рамках научно-технического и экономического развития общества, парадигм и концепций развития, проявляющиеся в эволюционном или, в определенные периоды, революционном совершенствовании систем, приведение их к общей направленности развития в определенной области деятельности.

Инновационные изменения несмотря на сформировавшуюся в последние годы методологию инновационного развития в управлении, также могут являться пробле-

мой в системе, оказавшейся не готовой к ним.

Причинами неготовности системы к изменениям являются:

- проблема не верной оценки готовности системы или потенциала системы к адекватному реагированию на риски;

- недооценка рисков и уровня их комплексного влияния на систему;

- низкий запас прочности системы, в том числе из-за затратности на создание и содержание системы с необходимым запасом прочности. Данная проблема возникает при недостаточно эффективном проектировании систем, в том числе за счет действующих норм проектирования.

Исходным посылом появления проблем в системе, при стратегических изменениях являются противоречия и конфликты между элементами системы [2].

Одной из основных проявлений проблем в системе при рассмотрении ее с позиции процессного подхода, является появление барьеров, «узких» мест протекания процессов.

К одной из ключевых проблем развития транспортно-логистической инфраструктуры относится наличие определенных барьеров, замедляющих скорость транспортных потоков и ведущих к возникновению

очередей транспортных средств перед ними.

Эти проблемы можно разделить на две группы: производственно-технологическую и организационно-управленческую, формирующие преграды движения транспортных потоков. При этом, зачастую эти проблемы проявляются комплексно.

Производственно-технологические проблемы связаны, в первую очередь, с использованием транспортных средств и путей сообщения, не соответствующих требованиям сегодняшних транспортных потоков.

Например, переориентация зарубежных транспортных потоков грузов России с Запада на Восток привела к резкому росту проблем барьеров и узких мест по грузоперевозкам на железнодорожных магистралях Транссиба и БАМа. Не смотря на стратегический вектор на развитие данного направления транспортно-логистичес-кая инфраструктура оказалась не полностью готова к данной проблеме.

Развитие Восточного железнодорожного полигона является одним из национальных проектов России, и в нем предусмотрено расширение пропускной способности БАМ и модернизации Транссиба, модернизация и строительство отводных радиальных магистралей меридионального характера, связывающих эти магистрали в сеть, а также обеспечивающих доступ к удаленным территориям регионов России и развитие международных транспортных коридоров. Однако запланированные темпы данного стратегического обновления оказались недостаточно высокими, и не соответствуют актуальным потребностям транспортных перевозок, что требует организационного воздействия на планы развития.

Частично проблема соответствия транс-портно-логистической инфраструктуры потребностям в перевозках решается сейчас организационными мерами, например, в контейнерных перевозках, когда во Владивостоке начата «масштабная модернизация грузовых терминалов и перераспределение транспортных потоков, реализуются проекты повышения эффективности использования фитинговых платформ, ис-

пользование параллельно с ними полувагонов для перевозок контейнеров на запад и др. мероприятия» [3].

Возможным стратегическим решением проблем контейнерных перевозок могло бы стать внедрение новых международных стандартов контейнеров, внедрив в оборот обязательное использование технологий «умных» контейнеров, электронных навигационных пломб, блокчейн технологий в документообороте и т.д.

Еще одним источником значительного потенциала роста транспортно-логистичес-кой инфраструктуры является развитие уже имеющейся пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу (далее - пункт пропуска).

В настоящее время реализуется ряд мероприятий по модернизации и строительству приоритетных пунктов пропусков, которые включают вопросы их технической модернизации и применения современных инновационных систем контроля и досмотра, внедрение цифровых технологий и информационного обеспечения организации движения транспортных потоков и другие направления устранения технического отставания пунктов пропуска как барьеров для международного общения. Эта программа рассчитана на период до 2027 года [4].

Вместе с тем, с учетом действия режима пандемийных ограничений по международным перевозкам, связанных с корона-вирусом, стало очевидно, что ряд пунктов пропуска обладает значительным резервом пропускной способности. Вследствие указанного, актуальным является рассмотрение ряда организационных изменений процессов пропуска транспортных средств через границу.

Авторы считают, что в целях снятия актуальных вопросов по пунктам пропуска возможно применение следующих рекомендаций:

- внедрение «гибких» режимов работы постов контроля исходя из времени пиковых нагрузок»;

- перенос значительной части таможенных процедур из территории пункта пропуска на специализированные площадки внутри региона («иное место прибытия»);

- внедрение глубокой специализации пунктов пропуска исходя из анализа фактической номенклатуры грузов и видов транспортных средств в целях принятия оперативных решений по распределение транспортных потоков на соседние пункты пропуска, в увязке с сопутствующей транспортной инфраструктурой.

Разумеется, данные мероприятия требуют комплексной проработки, в том числе с позиции необходимости обеспечения государственной безопасности, и внесения изменений в соответствующее законодательство.

При прогнозе долгосрочного роста транспортных потоков необходимо применять комплексный подход к модернизации объектов транспортно-логистической инфраструктуры, инфраструктуры пунктов пропусков исходя из текущего состояния как с одной, так и с другой стороны границы, а также учитывая сопутствующие экономические, социальные и политические факторы.

Таким образом, при развитии методов проактивного-проблемно-проектного

Библиографический список

1. Николаев А.В. Управление изменениями в социально-экономических системах: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2020. - 248 с

2. Сандакова Н.Ю. Пространственное развитие региона на основе совершенствования транспортной инфраструктуры: дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Сандакова Наталья Юрьевна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2018.

3. В РЖД в ответ на санкции придумали инновационные вагоны. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2745272/ (дата обращения: 01.02.2023).

4. Безлобенко Г.А. Модернизацию приоритетных пунктов пропуска через границу РФ завершат в 2027 года // Эксперт транспортной безопасности, 2022, ноябрь. - С. 38-39 -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://securityexp.ru/modemizacija-prioritetnyh-punktov-propuska (Дата обращения: 01.02.2023).

управления необходимо совершенствование методологии управления с позиции рассмотрения таких аспектов как:

- расширение границ рассматриваемых при проектировании проблем, анализ проблем с минимальной вероятностью или не вероятных проблем, в том числе анализ «черных и белых лебедей»;

- анализ позитивных проблем, т.е. проблем, возникающих из-за положительных результатов в системе, при этом барьеры могут устанавливаться специально как инструмент регулирования наступления неожиданных позитивных проблем.

Следует также отметить, что необходима модернизация традиционного подхода к стратегическому, тактическому и оперативному планированию с позиции учета потенциала необходимой адаптации к инновационным изменениям, то есть консолидация таких традиционных инструментов планирования как задачи и мероприятия с новыми инструментами, такими как программы и проекты.

PROBLEM-PROJECT APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT-

NO-LOGISTICS INFRASTRUCTURE

I.V. Belomestnov1, Deputy Head for Project Activities V.A. Ruban2, Doctor of Economic Sciences, Professor 1FSSI Rosgranstroy

2Siberian State University of Communications 1(Russia, Moscow) 2(Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article deals with the problem-project approach in the proactive management of strategic changes. The factors and reasons for the unpreparedness of systems for changes are disclosed. The barriers in the development of transport and logistics infrastructure in the field of container transportation and the organization of the work of checkpoints are considered. Directions for improving the methodology of proactive problem-project management are proposed. Measures are disclosed and recommendations are proposed for the development of the throughput capacity of checkpoints across the state border.

Keywords: transport and logistics infrastructure, strategic changes, proactive management, problem-based approach, checkpoints.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.