Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК АМУРСКОГО БАССЕЙНА'

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК АМУРСКОГО БАССЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
230
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА / ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Король Роман Григорьевич, Числов Олег Николаевич

В условиях санкционной политики западных стран основными экономическими партнерами России и потребителями товарных потоков становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По итогам восьми месяцев 2022 г. товарооборот между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (КНР), по данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 31,4 % и составил 117,2 млрд долларов [1]. Китайская Народная Республика граничит с южными регионами Дальнего Востока России - Амурской областью, ЕАО, Приморским, Забайкальским и Хабаровским краями. В Хабаровском крае расположено девять пограничных пунктов пропуска: воздушные, речные, смешанные, автомобильные, морские, что позволяет формировать новые мультимодальные транспортные маршруты по доставке внешнеторговых грузов. Целью настоящей статьи является рассмотрение альтернативных вариантов мультимодальной транспортировки внешнеторговых грузопотоков через транспортную сеть Хабаровского края и перегрузочные пункты Амурского бассейна. Задачами данного исследования являются анализ объемов внешнеторгового товарооборота между Россией и Китаем, разработка технологических схем перевозки контейнеров на направлении « речные порты КНР - Хабаровский речной порт (РФ) - наземный транспорт - западные регионы», рассмотрение перспективных маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов через грузопассажирские пункты пропуска «Покровка - Жаохэ» и остров Большой Уссурийский Амурского бассейна. Предметом данного исследования является транспортно-логистическая инфраструктура международных мультимодальных маршрутов Амурского бассейна. В данной работе использованы теоретические методы исследования, включая системный анализ и синтез информации. В статье рассматриваются характеристика терминально-логистической инфраструктуры речных портов Амурского бассейна и динамика перевозки контейнеров речным транспортом из портов Китая на терминалы Хабаровского речного порта, дано технико-технологическое обоснование организации постоянной зоны таможенного контроля на станции Хабаровск II, описаны преимущества использования пограничного пункта пропуска «Покровка - Жаохэ» как элемента альтернативного мультимодального маршрута транспортировки контейнеров. В заключительной части статьи представлено описание имитационной модели работы смешанного (автомобильно-речного) пункта пропуска при наличии таможенно-транзитных терминалов для оценки пропускной способности пограничных пунктов пропуска Дальневосточного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT AND LOGISTICS ARCHITECTURE OF MULTIMODAL TRANSPORTATION OF THE AMUR BASIN

In the context of the sanctions policy of Western countries the main economic partners of Russia and consumers of commodity flows are the countries of the Asia-Pacific region (APR). According to the results of 8 months of 2022, the trade turnover between the Russian Federation and the People's Republic of China (PRC), according to the General Customs Administration of the People's Republic of China, increased by 31,4 % and amounted to $ 117,2 billion [1]. The People's Republic of China borders on the southern regions of the Russian Far East - the Amur Region, the EAO, the Primorsky, Zabaikalsky and Khabarovsk Territories. There are 9 border checkpoints located in the Khabarovsk Territory: air, river, mixed, automobile, sea, which makes it possible to form new multimodal transport routes for the delivery of foreign trade goods. The purpose of the work is to consider alternative options for multimodal transportation of foreign trade cargo flows through the transport network of the Khabarovsk Territory and transshipment points of the Amur Basin. The objectives of this study are: analysis of the volume of foreign trade turnover between Russia and China, development of technological schemes for the transportation of containers in the direction of «river ports of China - Khabarovsk River Port (RF) - land transport - western regions», consideration of promising routes for the transportation of foreign trade goods through cargo and passenger checkpoints «Pokrovka - Zhaohe» and Bolshoy Ussuriysky Island of the Amur swimming pool. The subject of this study is the transport and logistics infrastructure of international multimodal routes of the Amur Basin. In this work, theoretical research methods are used, including system analysis and synthesis of information. The article examines the characteristics of the terminal and logistics infrastructure of the Amur Basin river ports, the dynamics of container transportation by river transport from the ports of China to the terminals of the Khabarovsk River Port, gives a feasibility study for the organization of a permanent customs control zone at the Khabarovsk II station, and also describes the advantages of using the Pokrovka - Zhaohe border checkpoint as an element of an alternative multimodal container transportation routes. In the final part of the work, a description of the simulation model of the operation of a mixed (automobile-river) checkpoint in the presence of customs and transit terminals for assessing the capacity of border checkpoints of the Far Eastern District is presented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК АМУРСКОГО БАССЕЙНА»

УДК 656.02

Р. Г. Король1, О. Н. Числов2

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск,

Российская Федерация; 2Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), г. Ростов-на-Дону,

Российская Федерация

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК АМУРСКОГО БАССЕЙНА

Аннотация. В условиях санкционной политики западных стран основными экономическими партнерами России и потребителями товарных потоков становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По итогам восьми месяцев 2022 г. товарооборот между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (КНР), по данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 31,4 % и составил 117,2 млрд долларов [1]. Китайская Народная Республика граничит с южными регионами Дальнего Востока России - Амурской областью, ЕАО, Приморским, Забайкальским и Хабаровским краями. В Хабаровском крае расположено девять пограничных пунктов пропуска: воздушные, речные, смешанные, автомобильные, морские, что позволяет формировать новые мультимодальные транспортные маршруты по доставке внешнеторговых грузов. Целью настоящей статьи является рассмотрение альтернативных вариантов мультимодальной транспортировки внешнеторговых грузопотоков через транспортную сеть Хабаровского края и перегрузочные пункты Амурского бассейна. Задачами данного исследования являются анализ объемов внешнеторгового товарооборота между Россией и Китаем, разработка технологических схем перевозки контейнеров на направлении « речные порты КНР - Хабаровский речной порт (РФ) - наземный транспорт - западные регионы», рассмотрение перспективных маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов через грузопассажирские пункты пропуска «Покровка - Жаохэ» и остров Большой Уссурийский Амурского бассейна. Предметом данного исследования является транспортно-логистическая инфраструктура международных мультимодаль-ных маршрутов Амурского бассейна. В данной работе использованы теоретические методы исследования, включая системный анализ и синтез информации. В статье рассматриваются характеристика терминально-логистической инфраструктуры речных портов Амурского бассейна и динамика перевозки контейнеров речным транспортом из портов Китая на терминалы Хабаровского речного порта, дано технико-технологическое обоснование организации постоянной зоны таможенного контроля на станции Хабаровск II, описаны преимущества использования пограничного пункта пропуска «Покровка - Жаохэ» как элемента альтернативного мультимодального маршрута транспортировки контейнеров. В заключительной части статьи представлено описание имитационной модели работы смешанного (автомобильно-речного) пункта пропуска при наличии та-моженно-транзитных терминалов для оценки пропускной способности пограничных пунктов пропуска Дальневосточного округа.

Ключевые слова: мультимодальные перевозки, терминально-логистическая инфраструктура речного транспорта, пограничные пункты пропуска.

Roman G. Korol1, Oleg N. Chislov2

*Far Eastern State Transport University (FESTU), Khabarovsk, the Russian Federation; 2Rostov State Transport University (RSTU), Rostov-on-Don, the Russian Federation

TRANSPORT AND LOGISTICS ARCHITECTURE OF MULTIMODAL TRANSPORTATION OF THE AMUR BASIN

Abstract. In the context of the sanctions policy of Western countries the main economic partners of Russia and consumers of commodity flows are the countries of the Asia-Pacific region (APR). According to the results of 8 months of2022, the trade turnover between the Russian Federation and the People's Republic of China (PRC), according to the General Customs Administration of the People's Republic of China, increased by 31,4 % and amounted to $ 117,2 billion [1]. The People's Republic of China borders on the southern regions of the Russian Far East - the Amur Region, the EAO, the Primorsky, Zabaikalsky and Khabarovsk Territories. There are 9 border checkpoints located in the Khabarovsk Territory: air, river, mixed, automobile, sea, which makes it possible to form new multimodal transport routes for the delivery of foreign trade goods. The purpose of the work is to consider alternative options for multimodal transportation offoreign trade cargo flows through the transport network of the Khabarovsk Territory and transshipment points of the Amur Basin. The objectives of this study are: analysis of the volume offoreign trade turnover between Russia and China, development of technological schemes for the transportation of containers in the direction of «river ports of China -

Khabarovsk River Port (RF) - land transport - western regions», consideration of promising routes for the transportation offoreign trade goods through cargo and passenger checkpoints «Pokrovka - Zhaohe» and Bolshoy Ussuriysky Island of the Amur swimming pool. The subject of this study is the transport and logistics infrastructure of international multimodal routes of the Amur Basin. In this work, theoretical research methods are used, inclu-ding system analysis and synthesis of information. The article examines the characteristics of the terminal and logistics infrastructure of the Amur Basin river ports, the dynamics of container transportation by river transport from the ports of China to the terminals of the Khabarovsk River Port, gives a feasibility study for the organization of a permanent customs control zone at the Khabarovsk II station, and also describes the advantages of using the Pokrovka - Zhaohe border checkpoint as an element of an alternative multimodal container transportation routes. In the final part of the work, a description of the simulation model of the operation of a mixed (automobile-river) checkpoint in the presence of customs and transit terminals for assessing the capacity of border checkpoints of the Far Eastern District is presented.

Keywords: multimodal transportation, terminal and logistics infrastructure of river transport, border checkpoints.

Возрастающая загруженность Восточного полигона железных дорог и дальневосточных транспортных узлов требует разработки новых инфраструктурных и технологических решений. Дефицит провозной способности Восточного железнодорожного полигона в 2022 г. составит 73 млн т, в 2025 г. дефицит может достигнуть 150 млн т грузов [2]. Министерство транспорта России анонсировало реализацию 15 проектов по увеличению перерабатывающей способности дальневосточных морских портов с 300 до 417 млн т грузов [3]. На площадке Восточного экономического форума (г. Владивосток, сентябрь 2022 г.) обсуждалось строительство железнодорожной инфраструктуры необщего пользования «Тихоокеанская железная дорога», которая соединит Эльгинское угольное месторождение с терминалами порта Эльга Хабаровского края. Проект позволит перенаправить часть грузопотока (30 млн т угля) с Восточного полигона железных дорог на Тихоокеанскую железную дорогу, что повысит пропускную способность железнодорожного транспорта. Строительство новой и развитие существующей транспортно-логистической инфраструктуры направлено на увеличение пропускной способности международных транспортных коридоров и организацию новых мультимодальных транспортных маршрутов на направлении «Россия - Китай».

Географически Хабаровский край является транзитным транспортным узлом Дальнего Востока России, перерабатывая и перенаправляя грузопотоки, поступающие из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в западные регионы, а также обеспечивая доставку товаров для снабжения отдаленных северо-восточных территорий страны. Основной объем внешнеторговых грузов, поступающий из Китайской Народной Республики на территорию Хабаровского края, проходит через пограничные пункты пропуска, расположенные вдоль водной границы реки Амур и ее притока - реки Уссури. В 2021 г. товарооборот с Китаем превысил 1 203 млн долларов США, что составляет 33 % от внешнеторговой деятельности Хабаровского края. За шесть месяцев 2022 г. товарооборот между Хабаровским краем и Китаем увеличился на 24 % относительно аналогичного периода 2021 г. [4].

Экспортно-импортный грузопоток проходит через смешанные, речные и морские пограничные пункты пропуска Хабаровского края: морские торговые порты «Ванино», «Советская Гавань» и «Николаевск-на-Амуре». Смешанный автомобильно-речной пункт пропуска «Покровка» Бикинского района Хабаровского края соединяет через реку Уссури российско-китайский участок государственной границы. Речной грузовой пункт пропуска расположен на территории Хабаровского речного торгового порта.

ОАО «Хабаровский речной торговый порт» является одним из крупных речных портов Амурского бассейна (таблица 1) и осуществляет перевозки леса, контейнеров, наливных, насыпных, тарно-штучных грузов между портами Амурского бассейна в объемах, необходимых для обеспечения потребностей транспортной системы Хабаровского края. Терминально-логистическая инфраструктура порта включает в себя шесть механизированных причалов протяженностью 646 погонных метров, объединенных в три грузовых района, выполняющих перегрузочные работы. На территорию порта заходят три железнодорожных пути, примыкающих к парку Хабаровск - Пристань станции Хабаровск I. Хранение экспортных-импортных грузов осуществляется на открытой площадке склада временного хранения (СВХ)

146 ИЗВЕСТИЯ Транссиба I^MN, 022'

№ 1 (таможенная площадка), открытой площадке склада временного хранения № 2 и в крытом помещении СВХ № 1.

Таблица 1 - Характеристика терминально-логистической инфраструктуры основных речных портов Амурского бассейна [5]

Показатель Речной порт Амурского бассейна

Хабаровск Благовещенск Амурск

Протяженность причалов, пог. м 646 720 250

Площадь складов, м2 84283 30520 15000

Перерабатывающая способность, млн т в год 4 2 0,5

Количество портальных кранов 11 8 2

Примыкание транспортной инфраструктуры Железнодорожный и автомобильный подъезд Железнодорожный и автомобильный подъезд Автомобильный подъезд

Хабаровский речной торговый порт использует около 20 % от существующей пропускной способности терминально-логистической инфраструктуры порта. Планы развития порта включают в себя организацию дополнительных площадей для расширения номенклатуры грузов, переход на круглосуточный режим работы, приобретение техники для переработки крупнотоннажных контейнеров весом до 40 т, а также совместно с таможенными органами решение вопросов по ускорению оформления грузов. Приоритетным направлением производственной деятельности Хабаровского речного порта является развитие инфраструктуры грузовых районов «Ветка» и «Красная речка», привлечение дополнительных грузопотоков, увеличение емкостей терминалов для накопления партий грузов с последующей отправкой железнодорожным и автомобильным транспортом, а также речным транспортом по пунктам реки Амур и в порты Китая (Фуюань, Тунцзян, Миншань, Цзямусы и др.) [6].

Сложившаяся геополитическая ситуация в 2022 г. повлияла на перераспределение и интенсивность грузопотоков и на загруженность имеющейся транспортной и терминально-логистической инфраструктуры [7]. Транспортно-логистический бизнес сегодня нуждается в дополнительном подвижном составе, контейнерном оборудовании, морских судах, наращивании производственных мощностей дальневосточных транспортных узлов, формировании новых контейнерных линий, развитии инфраструктуры Восточного полигона железных дорог и международных транспортных коридоров, а также в увеличении пропускных способностей пограничных пунктов пропуска [8]. Переориентация внешнеторговых грузопотоков в направлении стран Юго-Восточной Азии привела к достижению пороговых значений провозной способности транспортной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, достигнув в 2021 г. 144 млн т. Российские железные дороги планируют в 2022 г. увеличить пропускную способность Дальневосточного железнодорожного полигона до 158 млн т [9]. Актуальным становится вопрос наличия резервов перерабатывающих способностей дальневосточных морских портов.

За январь - август 2022 г. грузооборот морских портов Дальнего Востока составил 151 млн т, что на 0,7 % меньше аналогичного периода 2021 г., при этом грузооборот основных портов увеличился и составил: Восточный - 53,9 млн т (+6,6 %), Ванино -25,1 млн т (+3,0 %) и Владивосток - 21,4 млн т (+8,9 %). Контейнерооборот дальневосточных портов за восемь месяцев 2022 г. увеличился на 6,1 % относительно 2021 г., составив 1,46 млн контейнеров [10]. В результате переориентации импортного грузопотока с Азово-Черноморс-кого и Балтийского бассейнов увеличилась нагрузка на терминальные объекты дальневосточ-

ных морских портов, не соблюдается график обработки судов, происходит скопление и простой морских судов в ожидании технологических операций, в том числе из-за отсутствия достаточного количества экспортного грузопотока для загрузки судов и порожнего железнодорожного подвижного состава для вывоза импортного грузопотока, в ожидании погрузки на железнодорожную платформу контейнеры могут находиться в порту до 10 сут [11]. На ритмичность работы морских портов повлияла также смена крупных иностранных судов-контейнеровозов на суда меньшей контейнеровместимости азиатских транспортных компаний, что потребовало изменения технологических процессов и привело к снижению операционной производительности портовой инфраструктуры [12]. Перед транспортной отраслью страны стоит важнейшая задача поиска новых альтернативных мультимодальных маршрутов доставки внешнеторговых грузов.

В Хабаровском крае сформирован новый международный транспортно-логистический маршрут доставки контейнеров с участием речного, автомобильного и железнодорожного транспорта [13]. Транспортно-логистическая цепь включает в себя перевозку контейнеров по реке Амур из китайских портов Фуюань и Тунцзян в адрес Хабаровского речного торгового порта [14], на площадках порта осуществляются таможенное оформление контейнеров и погрузка на автомобили, принадлежащие Хабаровской механизированной дистанции погру-зочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ-1) Дальневосточной железной дороги, которые доставляют контейнеры на грузовой двор станции Хабаровск II для формирования и отправки контейнерных поездов (рисунок 1). В 2021 г. со станции Хабаровск II было отправлено 10 поездов (1176 контейнеров), доход составил 41,69 млн руб. В 2022 г. планируется организовать отправку 12 контейнерных поездов с товарами КНР в направлении западных регионов России.

Рисунок 1 - Технологические схемы транспортировки контейнеров по маршруту «речные порты КНР -Хабаровский речной порт (РФ) - грузовой двор станции Хабаровск II - западные регионы»

(1 - существующая; 2 - перспективная)

При организации мультимодального маршрута транспортировки контейнеров «речные порты КНР - Хабаровский речной порт (РФ) - грузовой двор станции Хабаровск II -западные регионы» задействовано девять речных судов, 12 автомобилей и 360 фитинговых железнодорожных платформ. Объемы экспортно-импортного контейнеропотока, перемещаемого по направлению «Китай - Россия» через речные порты Амурского бассейна за период работы в навигацию 2019 - 2021 гг., представлены в таблице 2.

За период навигации в 2021 г. количественный показатель внешнеторгового контейнеро-оборота через терминалы Хабаровского речного порта уменьшился на 30 % по сравнению с периодом навигации 2020 г., при этом произошло изменение структуры поступающего из Китая контейнеропотока в сторону увеличения количества 40-футовых контейнеров и уменьшения количества 20-футовых и среднетоннажных контейнеров.

Таблица 2 - Перевозка контейнеров речным транспортом из портов КНР на терминалы Хабаровского речного порта (РФ) за 2019 - 2021 гг.

Наименование груза Год (экспорт/ импорт)

2019 2020 2021

Контейнеры 20 фт. 162/152 517/453 19/95

Контейнеры 40 фт. 25/29 31/28 0/630

Контейнеры трех- и пятитонные 5/8 20/17 0/3

Всего контейнеров 381 1066 747

Изменение динамики судозаходов с грузом в Хабаровский речной торговый порт (рисунок 2) в 2019 - 2021 гг. связано с технологическими ограничениями китайской стороны на приграничных территориях с целью минимизации рисков распространения короновирус-ной инфекции. В навигацию 2021 г. объемы поступающих судов с грузом из Китая возросли, был продлен навигационный период на две недели, чтобы удовлетворить запросы грузоотправителей на доставку товаров. В том числе осуществляется экспорт угля речным транспортом в порты провинции Хэйлунцзян (КНР) с дальнейшей перевалкой на наземные виды транспорта и доставкой в точки потребления. Перевалочные мощности Хабаровского речного порта способны обработать дополнительные объемы угля для отправки в Китай, что позволит снизить загрузку Восточного полигона железных дорог путем перенаправления части грузопотока на речной транспорт. В настоящее время препятствием для транспортировки угля водным транспортом является дефицит балкерных судов на Дальнем Востоке. В 2021 г. группа компаний «Амурское пароходство» приобрели судно «Андромеда» дедвейтом 28 тыс. т и судно «Анатолий Сухов» дедвейтом 17,5 тыс. т, расширение состава морского флота позволит увеличить на 25 % объем перевозок грузов [15].

82

74

24

2019

2020

2021

Год

- всего судозаходов с грузом; ■ - суда КНР; ■ - суда АО «ХРТП»

Рисунок 2 - Динамика судозаходов с грузом в Хабаровский речной торговый порт за период навигации 2019 - 2021 гг.

ОАО «Хабаровский речной торговый порт» располагается в центральной части города Хабаровска и не имеет возможностей территориального расширения, поэтому контейнерная площадка порта ограничена по вместимости контейнеров и применяемому подъемно-транспортному оборудованию. Накопление партии контейнеров на причалах речного порта для формирования и отправки контейнерных поездов со станции Хабаровск I невозможно по причине отсутствия технологических решений и инфраструктурного развития.

Перспективная технология международной мультимодальной транспортировки контейнеров с участием речного транспорта Амурского бассейна (см. рисунок 1) предполагает создание постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК) на территории Хабаровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ-1) с целью повышения уровня транспортного обслуживания, ускорения процесса доставки контейнеров и получения дополнительного дохода железнодорожным транспортом. Данная технологическая схема предполагает перемещение контейнеров с территории Хабаровского речного порт автомобильным транспортом МЧ-1 на площадку зоны таможенного контроля грузового двора станции Хабаровск II (МЧ-1) в рамках процедуры внутреннего таможенного транзита (ВТТ). На терминале МЧ-1 происходят таможенные операции, накопление контейнеров для погрузки на железнодорожный подвижной состав и отправки ускоренными контейнерными поездами в западные и центральные регионы России. Для реализации проекта организации ПЗТК на грузовом дворе станции Хабаровск II необходимо установить ограждения, ворота, мачты освещения по длине площадки, камеры видеонаблюдения с удаленным доступом, а также демонтировать склад ангарного типа для расширения территории имеющейся контейнерной площадки с учетом проезда транспорта. Данные инфраструктурные мероприятия позволят создать постоянную зону таможенного контроля вместимостью 256 контейнеров (ДФЭ) с потенциальным дополнительным доходом 43,6 млн руб. в год.

Грузовладельцы и грузоотправители Китая рассматривают организацию перспективных мультимодальных перевозок по маршруту «речные порты Китая - речные порты России -наземные виды транспорта - морской порт Ванино (РФ) - морские порты провинции Гуандун (КНР)» (рисунок 3) [16]. Ключевым элементом данного маршрута может стать развитие инфраструктуры трансграничного острова Большой Уссурийский путем создания круглогодичного грузопассажирского пограничного пункта пропуска с ежегодным грузооборотом 1,3 млн т и пассажиропотоком 1,45 млн чел.

Услиьные иболтчення: ^-^ - водный транспорт; 0 - речиоН (морскоН) порт;

■ -► - а гтомойнльныН транспорт; . перспективны В пограничный пункт

■ • — ■ - мселе^нодоронсный транспорт; пропуска,

----- государственная граница " "«Р™™™ЕНснешнеторговые

грузопотоки

Рисунок 3 - Транспортные схемы международных мультимодальных транспортных маршрутов

Амурского бассейна

В июле 2022 г. была открыта скоростная автомобильная магистраль «Обход Хабаровска», которая позволит увеличить пропускную способность дорожной сети Хабаровского края на

3(51)

2000 автомобилей в час, а также увязать федеральные трассы «Амур», «Уссури» и «Восток» с сетью региональных дорог и в перспективе обеспечить выход на дорожную сеть Китая через грузопассажирский пограничный переход острова Большой Уссурийский. Привлекательным для транспортных компаний Китая является также мультимодальный маршрут через смешанный пограничный пункт пропуска «Покровка - Жаохэ».

18 июля 2022 г., после двухлетнего простоя из-за короновирусных ограничений, возобновились перевозки через пограничный переход Покровка (РФ) - Жаохэ (КНР) с соблюдением мер противоэпидемического контроля. За июль - август 2022 г. пограничные пункты пропуска «Покровка - Жаохэ» и «Хабаровск - Фуюань» переработали более 70 тыс. т грузов. Технология перемещения транспорта через смешанный автомобильно-речной пункт пропуска «Покровка» (РФ) реализуется путем дистанционной проверки документов и температуры тела, исключая контакт граждан двух стран, водителям автотранспорта и членам судовых экипажей Китая запрещено сходить на российский берег, они должны находиться в защитных костюмах, очках и масках. Грузовой автотранспорт пересекает государственную границу на речном пароме, на берегу происходит отцепка прицепа с грузом, тягач с водителем возвращаются на российскую территорию. После грузовых операций с прицепом паром доставляет тягач с водителем для перемещения прицепа в Россию. Автотранспортные средства проходят обязательную санитарную обработку.

На направлении «Покровка - Жаохэ» курсирует паром вместимостью четыре грузовых автомобиля, при этом пропускная способность пограничного грузопассажирского пункта пропуска составляет 25 грузовых автомобилей, 12 автобусов, восемь паромов в сутки. В ближайшее время пограничный переход будет работать с грузопотоками, поэтому возможно увеличение пропускной способности пункта пропуска в три раза, в том числе за счет модернизации инфраструктуры пункта пропуска: капитальный ремонт наружного освещения, помещений для персонала контрольных государственных органов и сооружений досмотра грузового транспорта, установка весоизмерительного оборудования, шлагбаумов, ремонт дорожного покрытия на подъездах к пункту пропуска. В условиях увеличения внешнеторгового грузопотока возможен переход пункта пропуска на круглосуточный режим работы.

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения была разработана имитационная модель работы смешанного (автомобильно-речного) пункта пропуска при наличии таможенно-транзитных терминалов [17]. Данная имитационная программа (рисунок 4) позволяет моделировать технологические процессы перемещения грузовых транспортных средств через государственную границу на паромных линиях, а также оценить пропускную способность инфраструктуры смешанного пункта пропуска в зависимости от инфраструктурного оснащения причальных устройств (зона наката транспорта), времени выполнения таможенного осмотра транспорта и вместимости речных грузовых судов.

Рисунок 4 - Интерфейс программы имитационного моделирования работы смешанного (автомобильно-речного) пункта пропуска при наличии таможенно-транзитных терминалов

^■ИЗВЕСТИЯ Транссиба 151

— : -

Дальнейшие научные исследования будут направлены на моделирование различных сценариев работы смешанного пункта пропуска «Покровка - Жаохэ» при изменении параметров грузопотока, графика движения речных и автомобильных транспортных средств, длительности процедуры таможенного оформления и т. д.

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2022) было подписано соглашение между правительством Хабаровского края, представителями Министерства транспорта России и компанией «ФинИнвест» о строительстве транспортно-логистического центра «Хабаровс-кий» для переработки контейнеропотока и формирования новых мультимодальных транспортных маршрутов. Центр будет создан в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транс-портно-логистических центров» государственной программы «Развитие транспортной системы». Определено расположение транспортно-логистического центра в границах территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» с примыканием железнодорожных путей к станции Хабаровск II. В 2026 г. планируется завершить строительство транспортно-логистического центра «Угловая» и «Артем» в Приморском крае для обслуживания грузо- и контей-неропотоков Владивостокского транспортного узла и расширения перерабатывающих мощностей терминала станции Первая речка.

В феврале 2022 г. в Пекине (КНР) состоялся российско-китайский саммит, результатом которого является утверждение «Дорожной карты по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами». На заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, сентябрь 2022 г., г. Самарканд) обсуждалось, что согласно «дорожной карте» к 2024 г. планируется увеличить объемы двусторонней торговли России и Китая до 200 млрд долларов. Товарооборот России и Китая в 2021 г. увеличился на 35,8 %, достигнув 146,9 млрд долларов [18].

Переориентация грузопотоков с западного направления на восточную транспортную сеть и дальнейшее санкционное давление повышают востребованность и загруженность транспортной инфраструктуры дальневосточных регионов [19]. Развитие рассмотренных мульти-модальных транспортных маршрутов позволит сформировать новые международные логистические цепи доставки товаров [20]. Экспертами прогнозируется увеличение объемов внешней торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому в условиях ограниченности развития транспортной инфраструктуры актуальными становятся вопросы формирования новых транспортных маршрутов и разработки новых логистических технологий, позволяющих удовлетворить потребности государства и внешнеторговых партнеров в транспортно-логисти-ческих услугах.

Список литературы

1. Товарооборот китайской провинции с Россией вырос за январь - август // 1prime.ru: Агентство экономической информации «Прайм». - Текст : электронный. - URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220920/838187861.html (дата обращения: 20.09.2022).

2. Трутнев Ю.П.: дефицит мощностей Восточного полигона в 2022 г. превышает 100 млн т. Нагрузку должен принять Севморпуть // morvesti.ru: Морские вести России. - Текст : электронный. - URL: http://www.morvesti.ru/news/1679/96415/ (дата обращения: 03.09.2022).

3. Порты боятся приближения зимы и РЖД / О. Войцеховская // vgudok.com: Транспортные новости. - Текст : электронный. - URL: https://vgudok.com/lenta/porty-boyatsya-priblizheniya-zimy-i-rzhd-ambicii-mintransa-probki-na-vostochnom-poligone-i (дата обращения: 03.09.2022).

4. Товарооборот Хабаровского края с Китаем вырос на четверть в 2022 году // tass.ru: Информационное агентство ТАСС. - Текст : электронный. - URL: https://tass.ru/ ekonomika/15546405 (дата обращения: 10.09.2022).

5. Официальный сайт группы компаний «Амурское пароходство» // amurship.ru: Погру-зочно-разгрузочные работы раздела «Наши услуги». - Текст : электронный. - URL: https://www.amurship.ru/наши-услуги.html (дата обращения: 11.09.2022).

6. Чудеснова, М. В. Организация мультимодальных перевозок на основе сообщения Россия - Китай / М. В. Чудеснова, Г. И. Шепелин. - Текст : непосредственный // Символ науки: международный научный журнал. - 2021. - № 6. - С. 40-44.

7. Покровская, О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций / О. Д. Покровская. - Текст : непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - 2022. - № 1. - С. 80-94.

8. Kholosha M. V., Gotov D., Smirnov S. M. Mission of Russia in creating the Nea integrated transport and logistics network, Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 34-48.

9. Белова, Л. БАМ по пути / Л. Белова // kommersant.ru: Информационный портал «Коммерсантъ». - Текст : электронный. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5547090 (дата обращения: 11.09.2022).

10. Грузооборот морских портов России за 8 месяцев 2022 г. // morport.com: Ассоциация морских торговых портов. - Текст : электронный. - URL: https://www.morport.com/ rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-8-mesyacev-2022-g (дата обращения: 15.09.2022).

11. Псеровская, Е. Д. Анализ развития контейнерных перевозок в Дальневосточном регионе / Е. Д. Псеровская, Я. В. Жукова, Д. Ю. Козеной. - Текст : непосредственный // Высокие технологии и инновации в науке; национальная безопасность России: актуальные аспекты : сборник избранных статей по материалам научных конференций. - Санкт-Петербург : Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2019. - С. 228-233.

12. Морозова, К. Н. Влияние пандемии на морские контейнерные перевозки по направлению Китай - Россия / К. Н. Морозова. - Текст : непосредственный // Современные концепции и парадигмы образования в условиях мирового эпидемиологического кризиса : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону : Южный ун-т (ИУБиП), 2020. - С. 237-241.

13. Жаворонков, Н. А. Транспортно-технологические мультимодальные системы с участием внутреннего водного транспорта как одного из ключевых интегрирующих элементов / Н. А. Жаворонков, Е. В. Зарецкая, С. Г. Митрошин. - Текст : непосредственный // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2018. - № 55. - С. 124-133.

14. Ким, В. Р. Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между Россией и Китаем / В. Р. Ким. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (343). -С. 175-177.

15. Курдюмова, Р. Время возможностей: «Амурское пароходство» вывезет российский уголь в Китай / Р. Курдюмова // dvnovosti.ru: новости Хабаровска. - Текст : электронный. -URL: https://www.dvnovosti.ru/khab/2022/08/01/144534/ (дата обращения: 15.09.2022).

16. Заостровских, Е. А. Состояние и перспективы развития внутреннего водного транспорта Дальнего Востока России / Е. А. Заостровских. - Текст : непосредственный // Региона-листика. - 2017. - Т. 4. - № 3. - С. 35-47.

17. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022661061, Российская Федерация. Имитационная модель работы смешанного (автомобильно-речного) пункта пропуска при наличии таможенно-транзитных терминалов : № 2022660379 : заявлено 07.06.2022 : опубликовано 14.06.2022 / Король Р. Г. - 1 с.: ил. - Текст : непосредственный.

18. Ткачев, И. Как Россия и Китай собираются нарастить взаимную торговлю до $200 млрд / И. Ткачев // rbc.ru: РБК. - Текст : электронный. - URL: https://www.rbc.ru/economics/ 05/02/2022/61fd2b419a7947752427d700 (дата обращения: 15.09.2022).

19. Pugachev I., Markelov G., Ostapenko A., Kulikov Y. Peculiarities of strategic transport development in the Russian far east and the Arctic, Transportation Research Procedia: «International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems», 2021, pp. 511-517.

20. Попадюк, А. Ю. Об организации международных цепей доставки грузов / А. Ю. Попа-дюк, Е. К. Коровяковский. - Текст : непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - 2020. - № 2. - С. 100-110.

References

Tovarooborot kitajskoj provincii s Rossiej vyros za yanvar'-avgust [The trade turnover of the Chinese province with Russia increased in January-August]. Available at: https://1prime.ru/state_reg-ulation/20220920/838187861.html (accessed 20.09.2022).

Trutnev: deficit moshchnostej Vostochnogo poligona v 2022 g prevyshaet 100 mln t. Nagruzku dolzhenprinyat' Sevmorput' [Trutnev: the capacity deficit of the Eastern landfill in 2022 exceeds 100 million tons. The load must take' Sevmorput']. Available at: http://www.mor-vesti.ru/news/1679/96415/ (accessed 03.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Porty boyatsya priblizheniya zimy i RZHD [Ports are afraid of the approach of winter and Russian Railways]. Available at: https://vgudok.com/lenta/porty-boyatsya-priblizheniya-zimy-i-rzhd-ambicii-mintransa-probki-na-vostochnom-poligone-i (accessed 03.09.2022).

4. Tovarooborot Habarovskogo kraya s Kitaem vyros na chetvert' v 2022 godu [The trade turnover of the Khabarovsk Territory with China increased by a quarter in 2022]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/15546405 (accessed 10.09.2022).

5. Oficial'nyj sajt gruppy kompanij «Amurskoeparohodstvo» [Official website of the Amur Shipping Company Group]. Available at: https://www.amurship.ru/наши-услуги.html (accessed 11.09.2022).

6. Chudesnova M. V., Shepelin G. I. [Organization of multimodal transportation based on the Russia-China communication]. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyjzhurnal [Symbol of Science: an international scientific journal]. Ufa, 2021, no. 6, pp. 40-44 (In Russian).

7. Pokrovskaya O. D. Russia's logistics transport systems under new sanctions. Byulleten' rezu-l'tatov nauchnyh issledovanij - The Bulletin of Scientific Research Results, 2022, no. 1, pp. 80-94 (In Russian).

8. Kholosha M. V., Gotov D., Smirnov S. M. Mission of Russia in creating the Nea integrated transport and logistics network. Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 34-48.

9. BAM po puti [Baikal-Amur Mainline on the way]. Available at: https://www.kommer-sant.ru/doc/5547090 (accessed 11.09.2022).

10. Gruzooborot morskih portov Rossii za 8 mesyacev 2022 g. [Cargo turnover of Russian seaports for 8 months of 2022]. Available at: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-8-mesyacev-2022-g (accessed 15.09.2022).

11. Pserovskaya E. D., Zhukova Y. V., Kozenoy D. Y. [Analysis of the development of container traffic in the Far East region]. Vysokie tekhnologii i innovacii v nauke; nacional'naya bezopasnost' Rossii: aktual'nye aspekty [High technologies and innovations in science; national security of Russia: current aspects]. Saint-Petersburg, 2019, pp. 228-233 (In Russian).

12. Morozova K. N. [The impact of the pandemic on container shipping in the China-Russia direction]. VIMezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovremennye koncepcii ipar-adigmy obrazovaniya v usloviyah mirovogo epidemiologicheskogo krizisa» [VI International Scientific and Practical Conference «Modern concepts and paradigms of education in the context of the global epidemiological crisis»]. Rostov-on-Don, 2020, pp. 237-241 (In Russian).

13. Zhavoronkov N. A., Zaretskaya E. V., Mitroshin S. G. Transport and technological multimodal systems with the participation of inland waterway transport as one of the key integrating elements. Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta - The Bulletin of VSAWT, 2018, no. 55, pp. 124-133 (In Russian).

14. Kim V. R. Prospects for the development of container cargo transportation between Russia and China. Molodoj uchenyj - The Journal of Young scientist, 2021, no. 1(343), pp. 175-177 (In Russian).

15. Vremya vozmozhnostej: «Amurskoe parohodstvo» vyvezet rossijskij ugol' v Kitaj [A time of opportunity: Amur Shipping Company to export Russian coal to China]. Available at: https://www.dvnovosti.ru/khab/2022/08/01/144534/ (accessed 15.09.2022).

16. Zaostrovskikh E. A. The state and prospects of development of inland waterway transport of the Russian Far East. Regionalistika - The Journal of Regionalistica, 2017, vol. 4, no. 3, pp. 35-47 (In Russian).

17. Korol R. G. Certificate of registration of the computer program RU 2022661061, 14.06.2022.

18. KakRossiya i Kitaj sobirayutsya narastit' vzaimnuyu torgovlyu do $200 mlrd [How Russia and China are going to increase mutual trade to $200 billion]. Available at: https://www.rbc.ru/econom-ics/05/02/2022/61 fd2b419a7947752427d700 (accessed 15.09.2022).

19. Pugachev I., Markelov G., Ostapenko A., Kulikov Y. Peculiarities of strategic transport development in the Russian far east and the Arctic. Transportation Research Procedia: «International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems», 2021, pp. 511-517.

20. Popadyuk A. YU., Korovyakovskiy E. K. Problems of international cargo supply chains management. Byulleten' rezul'tatov nauchnyh issledovanij - The Bulletin of Scientific Research Results, 2020, no. 2, pp. 100-110 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Король Роман Григорьевич

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).

Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.

Тел.: +7 (4212) 40-76-28.

E-mail: kingkhv27@mail.ru

Числов Олег Николаевич

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).

Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения пл., д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Станции и грузовая работа», РГУПС.

Тел.: +7 (863) 272-64-73.

E-mail: sgr@rgups.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Король, Р. Г. Транспортно-логистическая архитектура мультимодальных перевозок Амурского бассейна / Р. Г. Король, О. Н Числов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2022. -№ 3 (51). - С. 145 - 155.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Korol Roman Grigorievich

Far Eastern State Transport University (FESTU).

47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, associate professor, head of the department «Technology of Transport Processes and Logistics», FESTU.

Phone: +7 (4212) 40-76-28.

E-mail: kingkhv27@mail.ru

Chislov Oleg Nikolevich

Rostov State Transport University (RSTU).

2, Rostov Rifle Regiment of the People's Militia pl., Rostov-on-Don, 344038, the Russian Federation.

Doctor of Sciences in Engineering, professor, head of the department «Stations and Cargo Work», RSTU.

Phone: +7 (863) 272-64-73.

E-mail: sgr@rgups.ru

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Korol R.G., Chislov O.N. Transport and logistics architecture of multimodal transportation of the Amur basin. Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 3 (51), pp. 145-155 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.