13. Brenna M., Foiadelli F., Roscia M., Zaninelli D. Current Distortion Evaluation in Traction 4Q Constant Switching Frequency Converters. Journal Electromagnetic Analysis & Applications, 2009, vol. 1, no. 3, pp. 129-137, https://doi.org/10.4236/jemaa.2009.13021.
14. Glyzin I.I., In'kov Y.M., Kuchumov V.A., Litovchenko V.V. Improving the Energy Efficiency of a Traction Network and Electric Rolling Stock of Alternating Current with a 4qS-Converter. Russian Electrical Engineering, 2019, vol. 90, no. 9, pp. 641-646, https://doi.org/10.3103/S10683712 19090050.
15. Massel A. Operational criteria in the justification of electrification of railway lines. MATEC Web of Conferences, 2018, vol. 180, 06005, https://doi.org/10.1051/matecconf/201818006005.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кейно Максим Юрьевич
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
Старший преподаватель кафедры «Транспорт железных дорог», ДВГУПС.
Тел.: +7 (421-2) 407-076.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кейно, М. Ю. Эффективность рекуперативного торможения как критерий выбора вида тяги для новых железных дорог / М. Ю. Кейно. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2022. -№ 1 (49). - С. 32 - 43.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Keyno Maxim Yurievich
Far Eastern State Transport University (FESTU).
47, Seryshev st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
Senior lecturer of the department «Railroads Rolling Stock», FESTU.
Phone: +7 (421-2) 407-076.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Keyno M.Yu. Recuperation efficiency as a key factor in choosing the type of traction for new railways. Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 1 (49), pp. 32-43 (In Russian).
УДК 656.073(510):656.136
Р. Г. Король
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА НАПРАВЛЕНИИ СУЙФЭНЬХЭ (КНР) - ГРОДЕКОВО (РФ)
Аннотация. В январе 2022 г. на российско-китайской границе образовалась очередь из двух тысяч автомобилей в ожидании пропуска через государственную границу [1]. Основными причинами скопления большого числа транспортных средств на пограничных пунктах пропуска являются ограничения по перемещению транспорта и груза в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, отсутствие оперативного информационного взаимодействия транспортных организаций и контролирующих органов, недостаточная пропускная способность транспортной и терминально-логистической инфраструктуры. Грузоотправители переходят на отправку контейнеров железнодорожным транспортом, в том числе рассматривается вопрос контрейлерных перевозок. Холдинг ОАО «РЖД» в последние годы активно развивает логистический сервис по перевозке полуприцепов железнодорожным транспортом, в том числе в международном сообщении. Транспортировка грузов в контрейлерах из приграничных провинций Китайской Народной Республики в направлении северо-восточных регионов России, где слабо развита транспортная инфраструктура, сложные климатические условия и неритмичное транспортное сообщение, является эффективным способом доставки товаров для обеспечения бесперебойного снабжения населения региона. В рамках стратегии нового Шёлкового пути «Один пояс - один путь» можно организовать контрейлерные маршруты на направлении Суйфэньхэ - Гродеково - Нижний Бестях с формированием необходимой трансграничной терминально-логистической и транспортной инфраструктуры. Предметом данного исследования является анализ инфраструктуры железнодорожного пункта пропуска
«Пограничный» и технологических процессов организации международных контрейлерных перевозок. Целью работы является разработка проекта инфраструктурного оснащения терминально-логистического комплекса железнодорожного пункта пропуска «Пограничный» для организации контрейлерных перевозок. В данной работе использованы теоретические методы исследования, включая системный анализ и синтез информации. С помощью анализа количественных и качественных показателей, технологии работы и технического оснащения станции Гродеково были определены объекты терминально-логистической инфраструктуры и вопросы, которые требуют решения при осуществлении контрейлерных перевозок. В статье представлены транспортно-технологические схемы доставки контрейлеров, которые основаны на функционировании терминально-логистических комплексов, объединенных единым информационным пространством, а также рассмотрены элементы, влияющие на эффективность организации контрейлерных перевозок. Специалисты транспортной отрасли прогнозируют дальнейшее увеличение объемов пропуска и перевалки грузов через дальневосточные транспортные коридоры, поэтому применение бесперегрузочных технологий транспортировки и реализация принципов «бесшовной» логистики потребуют переформатирования приграничной терминально-логистической инфраструктуры с внедрением цифровых сервисов взаимодействия участников международной перевозки.
Ключевые слова: контрейлерные перевозки, терминально-логистическая инфраструктура, пограничные пункты пропуска.
Roman G. Korol
Far Eastern State Transport University (FESTU), Khabarovsk, the Russian Federation
FORMATION OF A BORDER TERMINAL AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE FOR THE ORGANIZATION OF PIGGYBACK TRANSPORTATION ON THE SUIFENHE (CHINA) - GRODEKOVO (RUSSIA) ROUTE
Abstract. In January 2022, a line of2,000 cars formed at the Russian-Chinese border, waiting to be allowed to cross the state border [1]. The main reasons for the accumulation of a large number of vehicles at border checkpoints are restrictions on the movement of vehicles and cargo due to the difficult epidemiological situation, the lack of operational information interaction between transport organizations and regulatory authorities, insufficient capacity of the transport and terminal and logistics infrastructure. Consignors are switching to sending containers by rail, including the issue of piggyback transportation. In recent years, Russian Railways Holding has been actively developing a logistics service for the transportation of semi-trailers by rail, including in international traffic. Transportation of goods in piggybackers from the border provinces of the People's Republic of China towards the northeastern regions of Russia, where the transport infrastructure is poorly developed, difficult climatic conditions and irregular transport links, is an effective way to deliver goods to ensure an uninterrupted supply of the population of the region. As part of the strategy of the new Silk Road «One Belt - One Road» one can organize piggyback routes in the direction of Suifenhe - Grodekovo - Nizhny Bestyakh with the formation of the necessary cross-border terminal, logistics and transport infrastructure. The subject of this study is the analysis of the infrastructure of the Pogranichny railway checkpoint and the technological processes for organizing international piggyback transportation. The aim of the work is to develop a project for the infrastructure equipment of the terminal and logistics complex of the Pogranichny railway checkpoint for the organization ofpiggyback transportation. This paper uses theoretical research methods, including system analysis and information synthesis. By analyzing quantitative and qualitative indicators, operating technology and technical equipment of the Grodekovo station, the objects of the terminal and logistics infrastructure and issues that need to be addressed in the implementation of piggyback transportation were identified. The article presents the transport and technological schemes for the delivery ofpiggybackers, which are based on the functioning of terminal and logistics complexes, united by a single information space, and also considers the elements that affect the efficiency of organizing piggyback transportation. Transport industry experts predict a further increase in the volume of passage and transshipment of goods through the Far Eastern transport corridors, so the use of non-reloading transportation technologies and the implementation of the principles of «seamless» logistics will require reformatting the border terminal and logistics infrastructure with the introduction of digital services for the interaction of participants in international transportation.
Keywords: piggyback transportation, terminal and logistics infrastructure, border checkpoints.
В период пандемии, за 2020 г., специалисты дальневосточной таможенной службы констатируют двукратное сокращение объемов перемещения внешнеторговых грузов через дальневосточные пограничные переходы - с 34,48 до 16,29 млн т [2]. Причиной уменьшения товарооборота являются ограничения, связанные с недопущением распространения короновирус-ной инфекции COVID-19. В декабре 2021 г. было приостановлено международное сообщение на автомобильных пунктах пропуска Приморского края Полтавка - Дуннин, Турий Рог - Ми-
шань и Краскино из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в приграничных городах Китая. Наиболее грузонапряженный многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Забайкальск - Маньчжурия [3] был закрыт с китайской стороны по решению оперативного штаба по борьбе с эпидемией СОУГО-19 китайского города Маньчжурия. В результате приостановки деятельности основных автомобильных пунктов пропуска скопилось несколько сотен грузовых автомобилей на направлении Пограничный - Суйфэньхэ. При этом таможенные посты со стороны России работают в ожидании, что китайская сторона начнет прием транспорта и грузов. Основные причины скопления большегрузного транспорта на границе двух стран связаны с длительной процедурой тестирования на СОУГО-19 всех пересекающих границу, недостаточной пропускной способностью погранпереходов и несовершенством технологических процессов. Китайская сторона запрещает перевозчикам находиться на территории страны, поэтому водители оставляют автоприцеп, забирая его на следующий день, как следствие, это дополнительная загруженность пунктов пропуска. Длительному ожиданию пропуска грузовых автомобилей способствуют также плохие погодные условия и досмотр сотрудниками таможенных органов широкой номенклатуры грузов. Из-за простоев автомобилей на границе в ожидании пропуска сроки доставки грузов из Китая увеличились в среднем на 20 дней и сейчас составляют более месяца.
По территории Дальневосточного округа проходит два международных транспортных коридора (МТК) - «Приморье-1» и «Приморье-2». По транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2» в 2019 г. было перевезено более 6,5 тыс. контейнеров (ДФЭ) общим весом 167,8 тыс. т, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2018 г. [4]. С начала 2020 г. объем транзитных грузоперевозок через МТК «Приморье-2» вырос на 64,8 %, что положительно повлияло на инвестиционное развитие. Пандемия СОУГО-19 и введенные ограничения внесли серьезные корректировки в функционирование пограничных переходов и транспортных компаний, в результате за 2020 г. в рамках двух международных транспортных коридоров южного Приморья было перевезено 3733 контейнера. При этом по МТК «Приморье-1» к 2030 г. специалисты оценивают потенциальный дополнительный объем перевозок в размере 7 млн т контейнерных грузов и 5 млн т зерновых, по МТК «Приморье-2» грузопоток может достигнуть 23 млн т зерновых (пшеница, соя, рис) и 15 млн т контейнерных грузов [4].
Пограничный переход «Пограничный» является основным элементом международного транспортного коридора «Приморье-1» [5], который через Китайско-Восточную железную дорогу, соединяет города провинции Хэйлунцзян с дальневосточными морскими портами России. МТК «Приморье-1» включает в себя следующее:
автомобильно-дорожную инфраструктуру - МАПП «Пограничный» и двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Полтавка», автомобильные дороги, пролегающие от российско-китайской государственной границы до морских портов Владивосток, Находка и Восточный;
железнодорожную инфраструктуру - пограничную станцию Гродеково, железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Пограничный», железнодорожные линии Гродеково - Владивосток, Гродеково - Находка и Гродеково - Восточный;
терминально-логистическую инфраструктуру - складские объекты и контейнерные терминалы, расположенные на территории пунктов пропуска и в транспортных узлах, а также пункты пропуска в морских портах.
По данным Дальневосточного таможенного управления проектная пропускная способность пункта пропуска «Пограничный» в сутки составляет 100 транспортных средств в оба направления. Двусторонний автомобильный пункт пропуска «Полтавка» расположен на направлении МТК «Приморье-1» и выполняет функцию вспомогательного, компенсируя недостаточную пропускную способность пассажирского направления МАПП «Пограничный». По данным сайта Дальневосточного таможенного управления проектная пропускная способность данного пункта пропуска в сутки составляет 110 транспортных средств в оба направления (55 из РФ, 55 из КНР).
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» составляет 32 грузовых состава, четыре пассажирских поезда в сутки. В состав многостороннего пункта пропуска входят (рисунок 1) грузовая межгосударственная передаточная внеклассная станция Гродеково, участковая станция 3-го класса Гродеково II, две промежуточные станции 5-го класса Сосновая Падь и Рассыпная Падь [6].
Китайская Народная Республика
Российская Федерация
ГРОДЕКОВО
Пограиичиый РодглпкЫу
ЖДПП4 «Пограничный»
РАССЫПНАЯ ПАДЬ
ГРОДЕКОВО II
Бдрано-Оренбургсксн;
-----
Рисунок 1 - Расположение объектов транспортной инфраструктуры пункта пропуска «Пограничный»
Железнодорожная станция Гродеково по характеру работы является грузовой межгосударственной передаточной и отнесена к категории «внеклассная», расположена на однопутном участке Уссурийск - Гродеково и на однопутном участке совмещенной колеи Гродеково - Суйфэньхэ. Импортные грузы, прибывающие из КНР на станцию Гродеково в вагонах колеи 1435 мм, перегружаются в вагоны колеи 1520 мм и выдаются из вагонов китайской железной дороги (КЖД) на автотранспорт на специализированных по роду груза перегрузочных местах.
Долевое распределение экспортных и импортных грузов за 2021 г. через железнодорожный пункт пропуска «Пограничный» приведено на рисунке 2.
Грузы в контейнерах 15 %
Прочие грузы - 2 %
Хлебные грузы - 3 %
Уголь -17 %
Химические
минер. удобр. - 2 %
Металлические руды - 18 %
Транзит - 11 %
Лесные грузы -43 %
Продовольственные и скоропортящиеся грузы - 2 %
Строительные грузы - 29 %
Метизы, машины и оборудование -
1
Грузы в контейнерах -43 %
Прочие грузы - 14 %
б
а
Рисунок 2 - Долевое распределение экспортных (а) и импортных (б) грузов через ЖДПП «Пограничный» за 2021 г.
Согласно долевому распределению внешнеторговых грузов за 2021 г. (см. рисунок 2), наибольший объем экспортных грузов составляют лесные грузы (43 %), уголь (17 %), металлические руды (18 %), наибольший объем импортных грузов составляют грузы в контейнерах (43 %) и строительные грузы (29 %).
За 2021 г. через ЖДПП «Пограничный» в Китай было отправлено порядка 132 тыс. вагонов с экспортными грузами (более 8,07 млн т), что меньше доковидного уровня 2019 г. на 2,24 млн т. Вырос объем экспортных перевозок грузов в контейнерах с 179,6 тыс. т в 2019 г. до 813,9 тыс. т в 2021 г., по остальной номенклатуре грузов произошло снижение объемов экспорта. Из КНР в Россию в 2021 г. через ЖДПП «Пограничный» было ввезено 6076 вагонов с импортными грузами (178266 т), что превышает уровень 2019 г. на 1588 вагонов. Транзит составил 662 вагона, включая 499 вагонов в рамках транспортного коридора «Приморье-1». Вырос объем импортных перевозок строительных материалов (+33270 т) и грузов в контейнерах (+19810 т).
Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. предполагает модернизацию пограничного перехода Гродеково - Суйфэньхэ, включая комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры, увеличение перерабатывающей способности терминально-логистического комплекса до 32 млн т грузов и обеспечение пропуска 3,5 млн пассажиров в год [7].
Положительная динамика развития внешнеторговых отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является основным фактором развития перегрузочного комплекса на станции Гродеково. Китай в рамках стратегии нового Шелкового пути «Один пояс - один путь» продвигает бесперегрузочные технологии транспортировки товаров с внедрением принципов «бесшовной» логистики, соответственно необходимо переформатировать приграничную терминально-логистическую инфраструктуру под новые вызовы и совершенствовать технологические процессы [8].
Сложная обстановка на пограничных переходах, связанная с пропуском автомобильного транспорта через государственную границу, переориентировала грузоотправителей на отправку грузов в контейнерах железнодорожным транспортом, в том числе рассматривается вопрос контрейлерных перевозок [9]. Организация транспортировки грузов с помощью контрейлеров в направлении северо-восточных регионов России является перспективным направлением развития транспортно-логистического сервиса.
Территория Республики Саха (Якутия) имеет сложную пространственную организацию и включает в себя освоенные и слабо освоенные районы с неразвитой транспортной и производственной инфраструктурой. 91,8 % территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания. В отдаленные северные и арктические районы республики основной объем груза завозится в короткий навигационный период, в летние месяцы, речным транспортом по реке Лена и далее распределение груза происходит с помощью автомобильного транспорта до населенных пунктов по всей республике. Неритмичное транспортное сообщение, ограниченная пропускная способность и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, слабое развитие придорожной инфраструктуры и тяжелые климатические условия способствуют организации доставки товаров контрейлерными маршрутами для обеспечения бесперебойного снабжения населения республики.
Для грузоотправителей и грузополучателей контрейлерные перевозки дают следующие преимущества [10]:
- ускорение доставки груза за счет исключения части грузовых операций;
- сокращение времени простоя тягача и водителя, исключение переработки водителей;
- снижение расходов по простою транспорта, сокращение пробега автомобилей и затрат на топливо;
- повышение сохранности грузов и автомобильного подвижного состава;
- стабильность отправок и надежность доставки (железнодорожный транспорт менее зависим от погодных условий, чем автотранспорт);
- контрейлерные перевозки являются альтернативным способом доставки товаров при введении ограничений на движение грузовых автомобилей.
Транспортно-логистическое решение по перевозке грузов контрейлерами позволит клиентам сократить совокупные затраты на транспортировку, снизить нагрузку на автомобильные дороги и минимизировать негативное воздействие на экологию рассматриваемого региона. В развитых западных странах в стратегических документах прописано развитие интермодальных перевозок и специализированной терминально-логистической инфраструктуры с целью более рационального и эффективного использования производственных ресурсов транспорта, привлечения дополнительных грузопотоков и экономического стимулирования организации единой транспортной системы. Начиная с середины прошлого столетия в США были разработаны различные технологии контейнерных и контрейлерных перевозок, включая специализированный подвижной состав, опорные и комплексные терминалы национального значения и пункты консолидации. На европейском рынке транспортно-логистических услуг контрейлерные перевозки реализуют концепцию «зеленая логистика» путем внедрения современных технологий («бегущее колесо», «Modalohr», «Flexiwaggon», «Megaswing», «CargoSpeed» и «Cargo Beamer») и интеграции контрейлерных терминалов в единую сеть [11]. В Китае на национальном уровне происходит активное наращивание производственной мощности транспортной системы страны, особенно в сфере интермодальных перевозок. Транспортная инфраструктура КНР имеет непропорциональное развитие относительно пространственного размещения -в северных провинциях слабее развита инфраструктура, чем в южных провинциях, где размещены основное промышленное производство и крупные городские агломерации. АО «Первый федеральный контрейлерный оператор» планирует запустить контрейлерный маршрут в 2022 г. с погрузкой в Китае и следованием транзитом через пункты пропуска Гродеково и Забайкальск. В настоящее время китайская сторона не готова к осуществлению контрейлерных перевозок, так как не имеет соответствующей терминально-логистической инфраструктуры, технологий и нормативно-правового обеспечения. Транспортные компании КНР при создании необходимых инфраструктурных условий заинтересованы в контрейлерном сервисе и развитии данного сегмента перевозок.
В 2021 г. состоялась первая контрейлерная перевозка на Дальневосточной железной дороге и отправка товаров народного потребления в контрейлерах по направлению станция Угольная - станция Силикатная Московской железной дороги [12]. Дальневосточный центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) провел маркетинговое исследование востребованности сервиса контрейлерных перевозок, результаты данного исследования показали, что грузоотправители заинтересованы в перевозке грузов контрейлерами на расстояние свыше 3000 км. Центр продажи услуг Дальневосточного ЦФТО продолжает работу по развитию и внедрению сервиса перевозки сборных грузов с использованием контрейлерных платформ. В качестве перспективных направлений организации контрейлерных перевозок рассматривается доставка запасных частей для грузовых и легковых автомобилей из Китая (Суйфэньхэ - Гродеково) в западные регионы России [13].
Согласно стратегическим предпосылкам развития Якутского транспортно-логистического узла Республики Саха (Якутия) до 2032 г. и заявкам с предложениями от грузоотправителей, направляемых в Центр продаж услуг Дальневосточного ЦФТО, составлен график (рисунок 3), где приведены планируемые объемы ввоза и перспективные значения контрейлернопригод-ных грузов, поступающих из Китая через пограничный переход Гродеково.
На направлении Гродеково - Суйфэньхэ можно организовать несопровождаемые контрейлерные перевозки в виде перевозки автомобильных полуприцепов на контейнерно-контрей-лерных платформах, что позволит в обратном направлении загружать подвижной состав контейнерами, снижая порожний пробег вагонов. Возможна реализация нескольких транспортно-технологических схем организации контрейлерных перевозок на направлении Суйфэньхэ -Гродеково - Нижний Бестях (рисунок 4).
1. Груженые российские автомобили после пересечения государственной границы Российской Федерации и прохождения таможенного досмотра на АПП «Пограничный» и «Турий Рог» следуют до терминально-логистического комплекса (ТЛК), где производится накопление контрейлеров на состав с дальнейшей погрузкой на специализированную платформу. Далее контрейлерный поезд следует до станции Нижний Бестях, которая обслуживает ТЛК. После выгрузки контрейлеров на площадку ТЛК автотранспорт следует до пристани речного порта Нижний Бестях для погрузки на паром и перевозки через реку Лена до пристани речного порта города Якутск с окончанием маршрута на ТЛК. В зимний период движение автомобилей от Нижнего Бестяха до Якутска осуществляется по ледовой переправе через реку Лена.
80000
и о
H
о с о
со ^
а
и
60000
40000
20000
y = 12500x + 11667
R2 = 0,9868 ^^^^^^^^
y = 2500x + 2333,3
R2 = 0,9868
___
♦ ■ 1 -
2023
- 1;
2024 - 2;
2025 - Линейн ая (1);
2026
2027
Год
- Линейная (2)
Рисунок 3 - Динамика изменения грузопотоков и прогнозирование: 1- электрические машины и оборудование; 2 - машины, оборудование, инструменты, комплектующие
0
Якутсрзсй речноП порт ITopTj*"
_ Лпи. ль 1,
Пристань
т! * - Якутского
Нижний Ч--* ■ _ речного
Etirras
порта
Российская Федерация
I__________1 I____А___jIiTi^PoHjLiiH____A____I Государственная граница
Китайская Народная Республика у у
Условные обозначен! н: M—движение автотранспорта; Ч—> - двнженне речного парома;
—-движение информационного потока.
Рисунок 4 - Траеспортео-техеологические схемы перевозки контрейлеров на направлении КНР - Гродеково - Уссурийск - Якутск
2. Железнодорожный подвижной состав с гружеными контрейлерами следует со станции Суйфэньхэ (КНР) до станции Гродеково, время следования поезда на участке Суйфэньхэ -Гродеково составит 1,5 - 2 ч. В состав поезда могут быть включены платформы с контейнерами. Прибывший поезд предъявляется для таможенного досмотра [6], в случае выявления нарушений таможенного оформления отдельные вагоны с контрейлерами переставляются для досмотра на пути ТЛК станции Гродеково. При формировании полносоставного контрейлерного маршрута назначением на станцию Нижний Бестях дополнительно включаются вагоны с контрейлерами, которые поступили через автомобильные пункты пропуска (АПП) и находились на терминале станции Гродеково. Последовательность дальнейших транспортных операций описана в п. 1.
3. Контрейлерный терминал станции Гродеково может являться сателлитом терминально-логистического центра станции Уссурийск. Контрейлерный сателлит станции Гродеково осуществляет накопление контрейлеров, поступающих автотранспортом и железной дорогой, складскую обработку грузов, таможенное оформление, работу с грузоотправителями КНР и формирование фидерных маршрутов на участке Гродеково - Уссурийск. На территории ТЛК станции Уссурийск происходит накопление контрейлеров, прибывающих с АПП «Полтавка» и «Краскино», для формирования контрейлерного маршрута из вагонов, прибывших в составе фидерного поезда со станции Гродеково и вагонов с контрейлерами, которые были погружены на терминале станции Уссурийск. Сформированный контрейлерный поезд транзитом следует до станции Нижний Бестях, где происходит выгрузка контрейлеров и передача автотранспортной компании для доставки груза до города Якутск.
Разработанные транспортно-технологические схемы доставки контрейлеров основаны на функционировании терминально-логистических комплексов, объединенных единым информационным пространством (см. рисунок 4) [14]. ТЛК станции Гродеково, как современный пограничный терминал, технологически связан со складами временного хранения автомобильных пунктов пропуска и ТЛК станции Нижний Бестях, который является потенциальным узлом распыления грузов по Республике Саха (Якутия), а также с ТЛК станции Уссурийск, как с центром консолидации грузов в направлении международных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
Современные мультимодальные терминально-логистические комплексы, организующие и обеспечивающие эффективную транспортировку грузов в контрейлерах, должны отвечать требованиям, представленным на рисунке 5. Внедрение инновационных технологий в области транспортной логистики напрямую связано с уровнем развития цифровых инструментов контроля и поддержки принятия решений при организации транспортировки контрейлеров [15]. Дисбаланс в развитии технологии и имеющейся инфраструктуры приводит к нестабильному функционированию пограничных пунктов пропуска и, как следствие, к возникновению длительного простоя транспортных средств в ожидании таможенных операций и негативному отношению иностранных грузоотправителей к российской транспортной системе. Пропускная способность транспортной инфраструктуры и перерабатывающая способность терминально-логистической инфраструктуры должны иметь пропорциональную степень развития, модернизация и создание новой инфраструктуры должны происходить комплексно с учетом технического оснащения грузовых и пограничных пунктов пропуска, а также при взаимодействии с таможенными органами.
Рисунок 5 - Элементы, влияющие на эффективность организации контрейлерных перевозок
Ключевым фактором, влияющим на время выполнения транспортных и грузовых операций и, соответственно, на время доставки контрейлера, является степень развития терминально-логистической инфраструктуры в начальных и конечных пунктах, а также на грузовых объектах пограничных станций при перевозке контрейлеров в международном сообщении.
Перерабатывающая способность терминально-логистической инфраструктуры должна быть достаточной для своевременного приема, отправки и переработки всех поступающих грузов и контрейлеров [16].
Терминально-логистические комплексы, обслуживающие контрейлерные перевозки, включают в себя, как правило, следующие технологические участки: зону въезда-выезда автотранспорта с площадкой досмотра, зону ожидания и накопления транспортных средств, зону грузовых операций, административно-бытовые здания, контрольно-пропускные пункты с системой видеоконтроля, складские объекты и дорожную инфраструктуру [17].
Для организации железнодорожных контрейлерных перевозок площадки терминально-логистических комплексов, на которых выполняются грузовые операции с контрейлерами, должны быть открыты по параграфу «К» (прием и выдача грузов, перевозимых контрейлерными отправками) и должны иметь соответствующее инфраструктурное и техническое оснащение. На Дальневосточной железной дороге данным требованиям соответствуют станции Угольная, Уссурийск и Гайдамак. Грузовые дворы перечисленных станций имеют терминалы, оборудованные контейнерными перегружателями - ричстакерами - со специализированными насадками для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с контрейлерами.
На территории ТЛК станции Гродеково грузовые операции с контрейлерами можно производить на тупиковом пути № 58 перегрузочного места № 9 (рисунок 6). Перегрузочное место № 9 специализируется на перегрузе тяжеловесных грузов, техники, оборудования и контейнеров, погрузке-выгрузке и длительном хранении крупнотоннажных контейнеров, также производится перегрузка груза из вагонов колеи 1520 и 1435 мм на автомобильный транспорт. Рядом с предполагаемым местом размещения контрейлерной площадки имеется склад временного хранения, где возможно проведение таможенного контроля с выгрузкой товаров из конт-рейлеров.
Рисунок 6 - Схема терминально-логистического комплекса станции Гродеково для организации контрейлерных перевозок
№ 1(49) 2022
Для осуществления перевозки контрейлеров железнодорожным транспортом на направлении Суйфэньхэ - Гродеково необходимо осуществить следующие мероприятия:
1 ) проверить соблюдение контрейлерного габарита на пути следования вагонов с контрей-лерами, на рассматриваемом участке железной дороги имеется пять тоннелей;
2) обеспечить возможность проведения таможенного досмотра с выгрузкой груза из контрейлеров на складе временного хранения ТЛК станции Гродеково;
3) открыть станцию Гродеково по параграфу «К» для работы с грузами, перевозимыми контрейлерными отправками;
4) произвести реконструкцию погрузочно-выгрузочного пути № 58, установить аппарель для погрузки и выгрузки контрейлеров на железнодорожный подвижной состав, приобрести терминальные тягачи.
Актуальным остается вопрос законодательного сопровождения организации международных контрейлерных перевозок, заключающийся в отсутствии нормативно-правовой базы по оформлению контрейлера с грузом как транспортной единицы, поэтому перемещение конт-рейлера через государственную границу возможно только в статусе груза с соответствующими таможенными процедурами, включая снятие полуприцепа с платформы. В 2020 г. состоялись международные перевозки контрейлеров со станции Электроугли до порта Травемюнде и порта Росток в Германии [18], этот маршрут позволил протестировать «Временный порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств при осуществлении международных контрейлерных перевозок», разработанный Федеральной таможенной службой (ФТС) России [12].
В целях увеличения объемов перевозки внешнеторговых грузов и повышения эффективности транспортно-логистических процессов на пограничных железнодорожных станциях Гродеково и Суйфэньхэ реализуются мероприятия по увеличению их пропускной способности. Руководство Китая рассматривает возможность перевода на круглосуточный режим работы близлежащих пунктов пропуска в Суйфэньхэ и Хуньчуне. Правительством РФ совместно с холдингом ОАО «РЖД» разрабатываются мероприятия, направленные на развитие и модернизацию путевого хозяйства на приграничных станциях и прилегающих перегонах, внедрение современных технических средств и инновационных технологий, также рассматривается переход на круглосуточный режим работы пунктов пропуска в Пограничном и Краскино.
Развитие пропускной способности пограничных пунктов пропуска заключается в следующем:
расширение сферы информационного взаимодействия, включая реализацию механизма «единое окно» и предварительное информирование таможенных органов;
использование современных технических средств контроля (инспекционно-досмотровый комплекс);
внедрение инновационных технологических систем дистанционного осмотра, позволяющих исключить нахождение сотрудников таможни в пунктах пропуска.
На пограничных железнодорожных станциях, имеющих различную ширину колеи, для ускорения технологических процессов обработки подвижного состава необходимо создание новой конструкции транспортной инфраструктуры и использование цифровых технологий, что позволит исключить бумажный документооборот и минимизировать продолжительность административных процедур. Организация контрейлерных перевозок - это реализация принципов беспилотной транспортировки грузов путем объединения полуприцепов в единый железнодорожный состав. Важным фактором развития контрейлерных перевозок является конкурентная стоимость транспортировки полуприцепов относительно доставки грузов в контейнерах [19]. Развитие сегмента транспортных услуг по организации контрейлерных перевозок, применение инновационных технологий, привлечение дополнительных объемов грузов и новых клиентов на железнодорожный транспорт возможны при развитии терминально-ло-
гистической инфраструктуры и заинтересованности ведущих участников логистического рынка.
В 2022 г. из-за нестабильной политической и экономической обстановки в Средней Азии, введения новых эпидемиологических ограничений и при этом увеличения объемов потребления сырья и отправки готовой продукции промышленными предприятиями Азиатско-Тихоокеанского региона прогнозируется дополнительный грузопоток через дальневосточные транспортные узлы и пограничные пункты пропуска. Возникает ряд вопросов по рационализации использования существующей инфраструктуры и технических средств пунктов пропуска, их загрузки и резервам пропускной способности, а также взаимодействия видов транспорта при организации международных перевозок [20]. С помощью разработанной программы имитационного моделирования [21] ведется исследование эффективности функционирования существующей терминально-логистической инфраструктуры пограничных пунктов пропуска Дальнего Востока с разработкой соответствующих решений.
Список литературы
1. Кузьмина, В. Отбирают обороты: очереди на пересечение границы с КНР ждут более 2 тыс. фур // iz.ru: Известия. - Текст : электронный. - URL: https://iz.ru/1278960/vera-kuzmina/otbiraiut-oboroty-ocheredi-na-peresechenie-granitcy-s-knr-zhdut-bolshe-2-tys-fur (дата обращения: 19.01.2022).
2. Мальцева, Я. «Ковид» больно ударил по экспорту и импорту Дальнего Востока - товарооборот снизился на 22 % // Vl.ru: Новости Владивостока. - Текст : электронный. - URL: https://www.newsvl.ru/economics/2020/10/23/194051/ (дата обращения: 15.01.2022).
3. Евсеева, Ю. В. Реализация приграничного потенциала Забайкальского края за счет контрейлерных перевозок / Ю. В. Евсеева, К. А. Кирпичников. - Текст : непосредственный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2017. - Т. 1. - С. 144-147.
4. МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Тенденции и развитие // novelco.ru: Блог. -Текст : электронный. - URL: https://novelco.ru/press-tsentr/mtk-primore-1-i-primore-2-tendentsii-i-razvitie/ (дата обращения: 15.01.2022).
5. Формирование транспортных коридоров на направлении Восток - Запад / А. Н. Рахман-гулов, Н. А. Осинцев, О. А. Копылова, Д. С. Муравьев. - Текст : непосредственный // Инфо-коммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте (IITT'2018) : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Липецк : Липецкий гос. техн. ун-т, 2018. - Т. 2. - С. 245-253.
6. Мельникова, В. Н. Совершенствование технологии таможенного досмотра грузов на станции Гродеково / В. Н. Мельникова, Р. Г. Король. - Текст : непосредственный // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2016. - Т. 1. -С. 183-186.
7. Король, Р. Г. Интеграция российской транспортно-логистической инфраструктуры в реализации нового Шелкового пути «Один пояс - один путь» / Р. Г. Король, А. Е. Демидова. -Текст : непосредственный // Новые тенденции развития в управлении процессами перевозок, автоматике и инфокоммуникациях : труды всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -Хабаровск : Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2017. - С. 100-105.
8. Чэнь, Цюцзе. Китайский и российский транспортные коридоры и инициатива «Один пояс - один путь»: перспективы китайско-российского сотрудничества / Цюцзе Чэнь. -Текст : непосредственный // R-Economy. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 100-110.
9. Ковалев, Г. А. Развитие контейнерных железнодорожных перевозок из Китая в Европу с использованием транзита / Г. А. Ковалев, О. Н. Числов, Е. Е. Супрун. - Текст : непосредственный // Транспорт и логистика: пространственно-технологическая синергия развития : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону : Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2020. - С. 121-125.
10. Пацев, Ю. П. Развитие контрейлерных перевозок на рынке транспортных услуг в Российской Федерации / Ю. П. Пацев, А. В. Петров. - Текст : непосредственный // Наука и образование транспорту. - 2019. - № 1. - С. 240-242.
11. Скорченко, М. Ю. Зарубежный опыт организации регулярного контрейлерного сообщения / М. Ю. Скорченко. - Текст : непосредственный // Транспортные системы и технологии. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 19-42.
12. Волков, С. Первая мультимодальная контрейлерная перевозка. Маршрут через три государства и тремя видами транспорта / С. Волков // Gudok.ru: Транспортный портал. -Текст : электронный. - URL: https://gudok.ru/content/freighttrans/1581416/ (дата обращения: 20.01.2022).
13. Лахметкина, Н. Ю. Организация контрейлерных перевозок на направлении Калининград - Москва / Н. Ю. Лахметкина, А. С. Заворотынский. - Текст : непосредственный // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2021. - № 8. -С. 43-46.
14. Покровская, О. Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О. Д. Покровская. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2017. - № 1 (29). - С. 118-130.
15. Методы формирования и принципы интеллектуализации в управлении терминально-складской системой транспортного узла / О. Н. Числов, В. В. Трапенов, В. В. Алабина, М. В. Бакалов. - Текст : непосредственный // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2021. - № 1 (81). - С. 104-114.
16. Резер, С. М. Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок в России и в международных сообщениях на основе терминально-логистических центров / С. М. Резер. - Текст : непосредственный // Интегрированная логистика. - 2016. - № 5. - С. 7-9.
17. Скорченко, М. Ю. Состояние и перспективы контрейлерных перевозок в Российской Федерации / М. Ю. Скорченко. - Текст : электронный // Инженерный вестник Дона. - 2017. -№ 4 (47). - НЭБ Elibrary.ru. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32731172_ 69638955.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
18. Рыбин, П. К. Анализ потенциала контрейлерных перевозок (на примере Калининградского транспортного узла) / П. К. Рыбин, И. Д. Новикова, Ю. А. Мороз. - Текст : непосредственный // Техник транспорта: образование и практика. - 2021. - Т. 2. - № 1. -С. 78-86.
19. Горбатенко, С. Ф. Перспективы развития контрейлерных перевозок в Дальневосточном регионе / С. Ф. Горбатенко. - Текст : непосредственный // Новые технологии и проблемы технических наук : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск : Инновационный центр развития образования и науки, 2014. - С. 43-46.
20. Глушак, А. С. Организация приграничных терминально-логистических центров на Дальневосточной железной дороге / А. С. Глушак, Р. Г. Король. - Текст : непосредственный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2018. - Т. 1. - С. 82-87.
21. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021680586, Российская Федерация. Программа имитационного моделирования работы технологических зон приграничного терминально-логистического центра : заявка № 2021669818 от 30.11.2021 : опубликовано 13.12.2021 / Король Р. Г. - Текст : непосредственный.
References
1. Otbirajut oboroty: ocheredi naperesechenie granicy s KNR zhdut bolee 2 tys. fur [Take turns: queues for crossing the border with China are waiting for more than 2 thousand trucks]. Available at: https://iz.ru/1278960/vera-kuzmina/otbiraiut-oboroty-ocheredi-na-peresechenie-granitcy-s-knr-zhdut-bolshe-2-tys-fur / (accessed 19.01.2022).
2. «Kovid» bol'no udarilpo jeksportu i importu Dal'nego Vostoka — tovarooborot snizilsja na 22% ["Covid" hurt the exports and imports of the Far East - trade turnover decreased by 22%]. Available at: https://www.newsvl.ru/economics/2020/10/23/194051 / (accessed 15.01.2022).
3. Evseeva Yu. V., Kirpichnikov K. A. [Realization of the Trans-Baikal Territory's border potential through contrailer transportation]. Transportnaja infrastrukturaSibirskogo regiona [Transport infrastructure of the Siberian region]. Irkutsk, 2017, vol. 1, pp. 144-147 (In Russian).
4. MTK «Primor'e-1» i «Primor'e-2». Tendencii i razvitie [ITK Primorye-1 and Primorye-2. Trends and development]. Available at: https://novelco.ru/press-tsentr/mtk-primore-1-i-primore-2-tendentsii-i-razvitie / (accessed 15.01.2022).
5. Rakhmangulov A. N., Osintsev N. A., Kopylova O. A., Muravyev D. S. [Forming the transport corridors on the east-west direction]. I mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «In-fokommunikacionnye i intellektual'nye tehnologii na transporte IITT'2018» [I International scientific and practical conference "Infocommunication and intelligent technologies in transport IITT'2018"]. Lipetsk, 2018, pp. 245-253 (In Russian).
6. Melnikova V. N., Korol R. G. [Perfection of technology of customs clearance of goods at the station Grodekovo]. Nauchno-tehnicheskoe i jekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR vXXI veke [Scientific, technical and economic cooperation of the Asia-Pacific countries in the XXI century]. Khabarovsk, 2016, vol. 1, pp. 183-186 (In Russian).
7. Korol R. G., Demidova A. E. [The integration of the Russian transport and logistics infrastructure in the implementation of the New silk road "One belt and One road"]. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija uchenyh transportnyh vuzov, inzhenernyh rabotnikov ipredstavitelej akad-emicheskoj nauki s mezhdunarodnym uchastiem «Novye tendencii razvitija v upravlenii processami perevozok, avtomatike i infokommunikacijah» [All-Russian Scientific and Practical conference of scientists of transport universities, engineers and representatives of academic science with international participation "New development trends in transportation process management, automation and info-communications"]. Khabarovsk, 2017, pp. 100-105 (In Russian).
8. Chen Qiujie. Chinese and Russian transport corridors and the belt and road initiative: prospects of Sino-Russian cooperation. The Journal "R-Economy", 2020, vol. 6, no. 2, pp. 100-110.
9. Kovalev G.A., Chislov O.N., Suprun E.E. [Contrailer transportation of goods in the Russian network of shopping malls: questions and prospects]. IVmezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Transport i logistika: prostranstvenno-tehnologicheskaja sinergija razvitija» [IV International Scientific and Practical Conference "Transport and Logistics: Spatial and technological synergy of development"]. Rostov-on-Don, 2020, pp. 121-125 (In Russian).
10. Patsev Yu.P., Petrov A.V. Development of contrailer transportation in the transport services market in the Russian Federation. The Journal «Science and education for transport», 2019, no. 1, pp. 240-242 (In Russian).
11. Skorchenko M. Y. Foreign experience in organizing regular pig-gyback service. The Journal "Transportation Systems and Technology", 2018, vol. 4, no. 1, pp. 19-42 (In Russian).
12. Pervaja mul'timodal'naja kontrejlernajaperevozka. Marshrut cherez tri gosudarstva i tremja vidami transporta [The first multimodal contrailer transportation. A route through three states and
three modes of transport]. Available at: https://gudok.ru/content/ freighttrans/1581416 / (accessed 20.01.2022)
13. Lakhmetkina N. Yu., Zavorotynskiy A. S. Organisation of contrailer transportation on the Kaliningrad - Moscow route. The Journal Transport: science, technology, management. Scientific information collection, 2021, no 8, pp. 43-46 (In Russian).
14. Pokrovskaya O. D. A set-theoretic model of terminal network. Izvestija Transsiba - The Journal of Transsib Railway Studies, 2017, no. 1 (29), pp. 118-130 (In Russian).
15. Chislov O. N., Trapenov V. V., Alabina V. V., Bakalov M. V. Formation methods and principles of intellectualization in the management of the terminal-warehouse system of the transport unit. The Bulletin of the Rostov State University of Railway Transport, 2021, no 1 (81), pp. 104-114 (In Russian).
16. Rezer S.M. Development of container and contrailer transportation in Russia and in international communications based on terminal and logistics centers. The Journal Integrated logistics, 2016, no. 5, pp. 7-9 (In Russian).
17. Skorchenko M.Y. The state prospects of peggyback in the Russian Federation. The Engineering Bulletin of the Don, 2017, no. 4 (47), p. 91 (In Russian).
18. Rybin P.K., Novikova I.D., Moroz J.A. Analysis of the potential of contrailer transport (on the example of the Kaliningrad transport hub). The Journal Transport technician: education and practice, 2021, vol. 2, no. 1, pp. 78-86 (In Russian).
19. Gorbatenko S.F. [Prospects for the development of contrailer transportation in the Far Eastern region]. Novye tehnologii iproblemy tehnicheskih nauk [International Scientific and Practical Conference "New technologies and problems of technical sciences"]. Krasnoyarsk, 2014, pp. 43-46 (In Russian).
20. Glushak, A. S., Korol R. G. [Organization of border terminal and logistics centers on the Far Eastern Railway]. Transportnaja infrastruktura Sibirskogo regiona [Transport infrastructure of the Siberian region]. Irkutsk, 2018, vol. 1, pp. 82-87 (In Russian).
21. Korol R. G. Certificate of registration of the computer program RU 2021680586, 13.12.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Король Роман Григорьевич
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.
Тел.: +7 (4212) 40-76-28.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Король, Р. Г. Формирование приграничной терминально-логистической инфраструктуры для организации контрейлерных перевозок на направлении Суйфэньхэ (КНР) - Гродеково (РФ) / Р. Г. Король. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2022. - № 1 (49). - С. 43 - 56.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Korol Roman Grigorievich
Far Eastern State Transport University (FESTU).
47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor, head of the department «Technology of Transport Processes and Logistics», FESTU.
Phone: +7 (4212) 40-76-28.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Korol R.G. Formation of a border terminal and logistics infrastructure for the organization of piggyback transportation on the Suifenhe (China) - Grodekovo (Russia) route. Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 1 (49), pp. 43-56 (In Russian).