Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРМИНАЛОВ-САТЕЛЛИТОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРМИНАЛОВ-САТЕЛЛИТОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ТЕРМИНАЛЫ-САТЕЛЛИТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Король Р.Г.

В июне 2022 г. на Петербургском международном экономическом форуме обсуждался вопрос организации национальной логистической системы, включающей транспортную и терминально-логистическую инфраструктуру, транспортные средства, контейнерное оборудование, морские суда и т. д. Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок предлагает пересмотреть программу создания опорной сети транспортно-логистических центров на территории России с учетом переориентации грузопотоков на восточное направление. В условиях ограничения пропускной способности портовой инфраструктуры необходимо строительство тыловых терминалов типа «сухой порт» и модернизации пограничных пунктов пропуска Восточного полигона железных дорог. Организация в Дальневосточном регионе сети приграничных терминалов-сателлитов, которые технологически будут связаны с терминально-логистическими центрами транспортных узлов, позволит минимизировать дефицит пропускной способности пограничных пунктов пропуска и повысить качество транспортного обслуживания. Приграничные терминалы-сателлиты, созданные на базе грузовых терминалов Дальневосточной железной дороги, способны образовать вспомогательную терминальную сеть для эффективного пропуска внешнеторговых грузов в рамках транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», а также перспективных международных маршрутов в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью работы является разработка экономико-технологических решений по организации сети приграничных терминалов-сателлитов на Восточном полигоне железных дорог для обработки дополнительного грузопотока и повышения качества транспортного обслуживания. В данной работе использованы теоретические методы исследования, включая системный анализ и синтез информации. В статье была разработана каркасная схема расположения приграничных терминалов-сателлитов на Дальнем Востоке и представлена схема информационного взаимодействия участников транспортного процесса при организации внешнеторговых перевозок грузов через сеть терминалов-сателлитов. Эффективность создания сети приграничных терминалов-сателлитов будет заключаться в увеличении прибыли за счет привлечения дополнительных объемов грузопотоков и оптимизации загрузки терминально-логистической и транспортной инфраструктуры приграничных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Король Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION ORGANIZATION OF CROSS-BORDER SATELLITE TERMINALS FOR SERVICING FOREIGN TRADE CARGO FLOWS OF THE FAR EASTERN REGION

In June 2022, at the St. Petersburg International Economic Forum, the issue of organizing a national logistics system was discussed, including transport and terminal logistics infrastructure, vehicles, container equipment, ships, etc. The Eurasian Union of Participants in Rail Freight Transportation proposes to revise the program for creating a backbone network of transport and logistics centers in Russia, taking into account the reorientation of cargo flows to the east. In the context of the port infrastructure limited capacity, it is necessary to build rear terminals of the dry port type and modernize the border checkpoints of the Eastern range of railways. The organization of a network of border satellite terminals in the Far East region, which will be technologically connected with terminal and logistics centers of transport hubs, will minimize the shortage of capacity at border checkpoints and improve the quality of transport services. The satellite border terminals, created on the basis of the freight terminals of the Far Eastern Railway, are able to form an auxiliary terminal network for the effective passage of foreign trade cargo within the transport corridors Primorye-1 and Primorye-2, as well as promising international routes in the direction of the countries of Asia-Pacific region. The aim of the work is to develop economic and technological solutions for organizing a network of satellite border terminals at the Eastern Railway Range to handle additional freight traffic and improve the quality of transport services. This paper uses theoretical research methods, including system analysis and information synthesis. The article developed a wireframe diagram of the location of border satellite terminals in the Far East and presented a diagram of the information interaction of participants in the transport process when organizing foreign trade transportation of goods through a network of satellite terminals. The creating effectiveness of border satellite terminals network will be to increase profits by attracting additional volumes of cargo flows and optimizing the loading of the terminal, logistics and transport infrastructure of the border regions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРМИНАЛОВ-САТЕЛЛИТОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОПОТОКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА»

ТРАНСПОРТ

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 5-14. The Siberian Transport University Bulletin. 2022. No. 4 (63). Р. 5-14.

ТРАНСПОРТ

Научная статья УДК 656.078.1

doi 10.52170/1815-9265_2022_63_5

Организация сетевого взаимодействия приграничных терминалов-сателлитов для обслуживания внешнеторговых грузопотоков Дальневосточного региона

Роман Григорьевич Король

Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск, Россия, Kingkhv27@mail.ru

Аннотация. В июне 2022 г. на Петербургском международном экономическом форуме обсуждался вопрос организации национальной логистической системы, включающей транспортную и терминально-логистическую инфраструктуру, транспортные средства, контейнерное оборудование, морские суда и т. д. Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок предлагает пересмотреть программу создания опорной сети транспортно-логистических центров на территории России с учетом переориентации грузопотоков на восточное направление. В условиях ограничения пропускной способности портовой инфраструктуры необходимо строительство тыловых терминалов типа «сухой порт» и модернизации пограничных пунктов пропуска Восточного полигона железных дорог. Организация в Дальневосточном регионе сети приграничных терминалов-сателлитов, которые технологически будут связаны с терминально-логистическими центрами транспортных узлов, позволит минимизировать дефицит пропускной способности пограничных пунктов пропуска и повысить качество транспортного обслуживания. Приграничные терминалы-сателлиты, созданные на базе грузовых терминалов Дальневосточной железной дороги, способны образовать вспомогательную терминальную сеть для эффективного пропуска внешнеторговых грузов в рамках транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», а также перспективных международных маршрутов в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Целью работы является разработка экономико-технологических решений по организации сети приграничных терминалов-сателлитов на Восточном полигоне железных дорог для обработки дополнительного грузопотока и повышения качества транспортного обслуживания. В данной работе использованы теоретические методы исследования, включая системный анализ и синтез информации. В статье была разработана каркасная схема расположения приграничных терминалов-сателлитов на Дальнем Востоке и представлена схема информационного взаимодействия участников транспортного процесса при организации внешнеторговых перевозок грузов через сеть терминалов-сателлитов. Эффективность создания сети приграничных терминалов-сателлитов будет заключаться в увеличении прибыли за счет привлечения дополнительных объемов грузопотоков и оптимизации загрузки терминально-логистической и транспортной инфраструктуры приграничных регионов.

Ключевые слова: терминально-логистическая инфраструктура, пограничные пункты пропуска, терминалы-сателлиты

Для цитирования: Король Р. Г. Организация сетевого взаимодействия приграничных терминалов-сателлитов для обслуживания внешнеторговых грузопотоков Дальневосточного региона // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 5-14. DOI 10.52170/1815-9265_2022_63_5.

TRANSPORT

Original article

Network interaction organization of cross-border satellite terminals for servicing foreign trade cargo flows of the Far Eastern region

Roman G. Korol

Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia, Kingkhv27@mail.ru

© Король Р. Г., 2022

Abstract. In June 2022, at the St. Petersburg International Economic Forum, the issue of organizing a national logistics system was discussed, including transport and terminal logistics infrastructure, vehicles, container equipment, ships, etc. The Eurasian Union of Participants in Rail Freight Transportation proposes to revise the program for creating a backbone network of transport and logistics centers in Russia, taking into account the reorientation of cargo flows to the east. In the context of the port infrastructure limited capacity, it is necessary to build rear terminals of the dry port type and modernize the border checkpoints of the Eastern range of railways. The organization of a network of border satellite terminals in the Far East region, which will be technologically connected with terminal and logistics centers of transport hubs, will minimize the shortage of capacity at border checkpoints and improve the quality of transport services. The satellite border terminals, created on the basis of the freight terminals of the Far Eastern Railway, are able to form an auxiliary terminal network for the effective passage of foreign trade cargo within the transport corridors Primorye-1 and Primorye-2, as well as promising international routes in the direction of the countries of Asia-Pacific region.

The aim of the work is to develop economic and technological solutions for organizing a network of satellite border terminals at the Eastern Railway Range to handle additional freight traffic and improve the quality of transport services. This paper uses theoretical research methods, including system analysis and information synthesis. The article developed a wireframe diagram of the location of border satellite terminals in the Far East and presented a diagram of the information interaction of participants in the transport process when organizing foreign trade transportation of goods through a network of satellite terminals. The creating effectiveness of border satellite terminals network will be to increase profits by attracting additional volumes of cargo flows and optimizing the loading of the terminal, logistics and transport infrastructure of the border regions.

Keywords: terminal and logistics infrastructure, border checkpoints, satellite terminals For citation: Korol R. G. Network interaction organization of cross-border satellite terminals for servicing foreign trade cargo flows of the Far Eastern region. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(63):5-14. (In Russ.). DOI 10.52170/1815-9265_2022_63_5.

Введение

Сложившаяся геоэкономическая ситуация перестроила транспортно-логистические цепочки доставки товаров, переориентируя грузопотоки на восточные транспортные маршруты. Терминально-логистическая инфраструктура дальневосточных морских портов имеет ограничения перерабатывающей способности, дисбаланс экспортных и импортных грузопотоков приводит к недостатку транспортных средств и оборудования. Отсутствие резервов пропускной способности транспортной инфраструктуры мультимодальных узлов и на подходах к пунктам перевалки, а также наличие нерешенных организационных, технологических, правовых и информационных вопросов сказываются на эффективности функционирования дальневосточного транспортного комплекса, подсистемы которого должны сегодня обеспечить пропуск поступающего грузопотока. Появление крупных логистических операторов Китая вместо ушедших с российского транспортного рынка морских трансконтинентальных компаний не обеспечивает необходимый уровень качества транспортного сервиса, они недостаточно интегрированы в российскую транспортную систему для обслуживания увеличивающегося грузо- и кон-тейнеропотока. Поэтому грузоотправители используют альтернативные транспортные маршруты, переключая часть грузопотоков на автомобильный и железнодорожный транспорт, что

увеличит загрузку транспортной сети, включая пограничные пункты пропуска [1].

Вследствие сложного эпидемиологического положения в приграничных регионах Китая образуются очереди из автомобильных транспортных средств, ожидающих пропуска через государственную границу. В результате транспортным компаниям приходится оперативно перенаправлять транспорт на пункты пропуска приграничных регионов Китая, где отсутствуют ограничения, связанные с нераспространением коронавирусной инфекции, что приводит к дополнительной загрузке пунктов пропуска.

Для повышения эффективности осуществления внешнеэкономических перевозок России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона актуальной становится задача организации сети приграничных терминалов-сателлитов. На основании письма АО «Институт экономики и развития транспорта» от 02.08.2021 №12-02/202 перспективные объемы перевозок через железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) дальневосточных транспортных коридоров к 2024 г. могут достичь 22,5 млн т (рис. 1).

Для пропуска, обработки и перевозки прогнозных объемов грузопотока необходимо реализовать принципы «бесшовной» логистики, основанные на бесперегрузочных технологиях доставки, прозрачности информационного обмена, увеличении скорости обработки

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

2020

2021

2022

2023

2024

ЖДПП Гродеково-Суйфэньхэ (КНР)

9,4

8,2

9,5

10,9

11,9

ЖДПП Махалино-Хуньчунь (КНР)

2,7

2,8

2,9

3,8

4,2

ЖДПП Хасан-Туманган (КНДР)

0,036

0,0

0,0

0,0

0,0

I Мостовой переход Нижне-Ленинское-Тунзян

0,0

0,0

2,5

3,8

6,4

Рис. 1. Перспективные объемы перевозок через дальневосточные железнодорожные пограничные

переходы до 2024 г.

данных, минимизации времени выполнения грузовых и таможенных операций, дистанционном отслеживании всех этапов транспортного и документального процесса.

Материалы и методы исследования

При выполнении данной работы использовались теоретические методы исследования: поисковые методы, методы анализа и синтеза.

Существующий уровень развития пограничной транспортной инфраструктуры на российско-китайской границе является сдерживающим фактором при пропуске грузов и транспортных средств. В настоящее время наблюдается дисбаланс загруженности терминально-складских объектов ЖДПП Дальневосточной железной дороги (рис. 2), основной объем переработки внешнеторгового грузопотока приходится на пограничную станцию Гродеково и порядка 10 % - на пограничные станции Камышовая, Махалино и Хасан.

Интенсивные и неравномерные нагрузки на инфраструктуру пунктов пропуска возможно нивелировать путем организации сетевого взаимодействия терминалов-сателлитов в приграничных регионах Дальнего Востока. В «Концепции создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации», разработанной холдингом ОАО

«РЖД» в 2011 г., представлена иерархия объектов терминальной сети, в структуре которой дано определение терминала-сателлита и описание его функциональных характеристик [2]. Географическое расположение дальневосточных регионов, перспективы развития транспортной сети и экономические условия являются основными катализаторами организации сети приграничных терминалов-сателлитов на территории России.

Приграничный терминал-сателлит - это терминально-логистический объект, расположенный в приграничной зоне и технологически связанный с узловым терминально-логистическим центром (ТЛЦ) [3]. Структурные и технологические параметры терминалов типа «сателлит» определяются в зависимости от направленности функционирования, объемов и специфичных характеристик местных условий. Терминалы-сателлиты, созданные на базе грузовых терминалов дальневосточной железной дороги и расположенные в приграничных регионах, способны образовать вспомогательную терминальную сеть для преобразования и пропуска внешнеторговых грузов в рамках транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» [4], а также перспективных международных маршрутов в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 3):

Выгрузка

Гродеково Камышовая Махалино Хасан

Погрузка

Рис. 2. Соотношение объемов грузовой работы пограничных станций Дальневосточной железной дороги за 2021 г.

- Хабаровский ТЛЦ координирует деятельность терминалов крупных промышленных населенных пунктов (Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан) и приграничные терминалы-сателлиты, расположенные в пригороде Хабаровска (смешанные пункты пропуска пос. Красная Речка, Хабаровский речной торговый порт (провинция Хэйлунцзян, КНР), а также терминалы «Нижнеленинское» (Тунзян, КНР) и «Большой Уссурийский» (Фуюань, КНР), которые будут организованы в перспективе при открытии пунктов пропуска;

- Уссурийский ТЛЦ включает систему таможенных терминалов пунктов пропуска «Пограничный» (Суйфэньхэ, КНР) и Маха-лино (Хуньчунь, КНР) с выходом на транспортные узлы провинции Цзилинь и Чанчунь (КНР), а также терминал железнодорожной станции Хасан для обработки грузов назначением на станцию Туманган (КНДР).

Организация единой системы информационного сопровождения и принятия решений

по управлению движением грузопотока возможна при создании информационно-логистического центра терминальной сети [5]. Информационно-логистический центр может быть организован на базе логистического центра Дальневосточной железной дороги с подключением информационных ресурсов Дальневосточного таможенного управления. Терминалы пунктов пропуска, расположенных в морских портах Ванино, Владивосток, Находка, Зарубино, представляют отдельную технологическую систему транспортных узлов и могут быть интегрированы в единое информационное поле терминально-логистических объектов Дальневосточного региона.

Транспортные логистические цепи могут быть сформированы в зависимости от направления движения грузопотока и совершаемых грузовых операций с товаром, поэтому включают следующие маршруты [6]:

• «терминал - терминал», после проведения таможенных операций и при достаточных

объемах грузопотока, средствами приграничного терминала-сателлита осуществляется формирование маршрутного поезда на терминал станции назначения;

• «терминал - ТЛЦ - терминал», приграничный терминал-сателлит формирует отдельные группы вагонов для дальнейшей отправки в составе сборного поезда на ТЛЦ, где

Условные обозначения:

государственная граница; речное сообщение; движение автотранспорта; железная дорога;

ТС

терминал-сателлит;

I | перспективное создание ТС

терминала-сателлита;

Г

ТС ТС

терминал-сателлит требует модернизации;

о

ТЛЦ

«сухой порт»;

терминально-логистический центр

Рис. 3. Каркасная схема расположения приграничных терминалов-сателлитов на Дальнем Востоке

формируются маршрутные поезда назначением на терминал станции прибытия;

• «терминал - ТЛЦ - ТЛЦ - терминал», приграничный терминал-сателлит передает груз в вагонах или автотранспортом на ТЛЦ, движение магистральных поездов осуществляется между станциями, обслуживающими ТЛЦ, с последующей доставкой груза на терминал-сателлит назначения.

Целесообразно формирование маршрутных контейнерных поездов на путях ТЛЦ [7], который консолидирует контейнеропотоки, поступающие с приграничных терминалов-сателлитов. Терминал-сателлит как удаленный логистический объект ТЛЦ выполняет функции тамо-женно-транзитных терминалов с оказанием портфеля услуг - информационных, финансовых и правовых. В задачи приграничного терминала-сателлита входит оперативное решение технологических вопросов, ускорение транс-портно-логистических, терминальных и таможенных операций с целью повышения качества транспортного обслуживания и оптимизации затрат пользователей транспортных услуг.

Результаты исследования

Эффективность создания сети приграничных терминалов-сателлитов будет заключаться в увеличении прибыли за счет повышения качества транспортного обслуживания КТрс, привлечения дополнительных объемов грузопотоков и оптимизации загрузки терминально-логистической и транспортной инфраструктуры приграничных регионов [8, 9]. Качество транспортного обслуживания клиентов представлено в виде комплексного уравнения, включающего неравенства, выполнение которых позволит рассматривать создаваемую сеть приграничных терминалов-сателлитов как экономически и технологически эффективную систему транспортировки внешнеторговых грузов:

ттдост < ттдост.

1Т-С

тр _ } ^дост

кТ"С = { Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^сущ > дост

т-с < 1 сущ ;

Иусл > И

т-с сущ

Цдост

т-с - затраты на доставку груза через сеть приграничных терминалов-сателлитов с

единым информационно-логистическим цен-

дост

тром, усл. ед. / т; Цсущ - текущие затраты на

доставку груза по существующей технологии,

дост

усл. ед. / т; 1т-с - срок доставки груза через

усл

дост

терминальную сеть, сут; 1 сущ - срок доставки

усл

груза в настоящее время, сут; Ит-с - уровень информационного сопровождения транспортировки грузов через терминальную сеть, %; ИууЩ - существующий уровень информационного сопровождения транспортировки грузов, %.

При формировании и выборе вариантов международных транспортно-логистических цепей грузоотправители в качестве основных требований выделяют стоимость, время доставки и информационное сопровождение отправки, включая процедуру таможенного оформления. Уровень информационного обслуживания клиентов определяется способностью системы транспортного обслуживания предоставлять грузоотправителям и грузополучателям в реальном режиме времени информацию о дислокации транспортных средств, транспортной тары, складских и таможенных операциях, изменениях условий доставки и т. д. Уровень удовлетворенности клиентов информационным сопровождением транспортно-логистических услуг оценивается с помощью анкетирования, а также проводится оценка достоверности и оперативности предоставляемой информации (общее время, затраченное на подготовку ответа, к числу общих запросов клиента).

Распределение по пограничным пунктам пропуска прогнозных значений объемов грузопотока и требуемого подвижного состава с учетом имеющегося инфраструктурного оснащения и уровня пропускной способности терминалов-сателлитов позволит минимизировать время на пересечение транспортными средствами государственной границы и осуществление грузовых и сопутствующих таможенных операций [10]. Технологическое взаимодействие терминалов-сателлитов с объектами ТЛЦ возможно с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта, при этом финансовые затраты грузоотправителя при перевозке в системе «терминал-сателлит -ТЛЦ» не должны превышать текущих издержек при доставке груза в автомобильном или железнодорожно-автомобильном сообщении. Ускорение процесса обработки внешнеторговых грузов на складских объектах терминальной сети возможно достичь за счет современного технического оснащения и оперативного информационного взаимодействия всех участ-

ников транспортного процесса, а также организации транзитного продвижения отправок грузов железнодорожным транспортом с формированием блок-поездов на путях станции, обслуживающей терминал-сателлит, и передачей вагонов на пути ТЛЦ для включения в составы ускоренных магистральных поездов.

Информационно-логистический центр терминальной сети должен стать ключевым звеном между клиентами, перевозчиками и таможенными органами с целью повышения качества транспортного обслуживания клиентов при организации международных перевозок грузов [11] (рис. 4).

Повышение качества транспортного обслуживания грузоотправителей достигается за счет оказания комплекса транспортно-логистиче-ских услуг по принципу «одно окно», гибкого подхода к запросам клиента, своевременного решения вопросов, возникших в процессе перевозки груза, современных технологий по учету и отслеживанию груза на всех стадиях транспортировки, высокого уровня сервиса и партнерских взаимоотношений, а также индивидуального подхода к ценообразованию с учетом

направлений движения и объемов грузопотока [11]. Информационно-логистический центр терминальной сети может выполнять функции оператора мультимодальных перевозок, что позволит исключить присутствие грузоотправителя или иного представителя при выполнении таможенных и других операций на приграничном терминале-сателлите.

Помимо экономического эффекта, также следует учитывать внетранспортный эффект от функционирования приграничной терминальной сети с координирующим информационно-логистическим центром, заключающийся в развитии экономического потенциала приграничных регионов за счет увеличения объема экспортно-импортных перевозок грузов через международные транспортные коридоры, налоговых отчислений и привлечения инвестиций, а также в расширении сферы логистической деятельности в регионе и повышении качества предоставляемых транс-портно-логистических услуг до международного уровня, в результате чего повышается конкурентоспособность и имидж российской транспортной системы [12].

1 Информационно-логистический центр терминальной сети

Условные обозначения:

-► - движение материального потока;

......► - движение информационного потока;

— . — . . - государственная граница;

| | - взаимодействующие субъекты транспортно-логистического процесса.

Рис. 4. Схема информационного взаимодействия субъектов транспортного процесса при организации сети терминалов-сателлитов

Выводы

В данной работе рассмотрен вопрос организации приграничной терминальной сети в Дальневосточном регионе путем решения следующих задач:

- описания текущей ситуации в области организации внешнеторговых перевозок и транспортного бизнеса;

- анализа перспективных объемов перевозок грузов через дальневосточные ЖДПП до 2024 г.;

- определения понятия «приграничный терминал-сателлит» как терминально-логистического объекта, расположенного в приграничной зоне и технологически связанного с узловыми ТЛЦ, которые, в свою очередь, расположены в крупных транспортных и промышленных узлах;

- формулирования составляющих эффективности создания сети приграничных терминалов-сателлитов, заключающихся в повышении качества транспортного обслуживания клиентов;

- разработки схемы информационного взаимодействия субъектов транспортного процесса при организации сети терминалов-сателлитов, где координирующей структурой является информационно-логистический центр терминальной сети.

Информационно-логистический центр терминальной сети на основе аналитики статистической и оперативной информации сможет осуществлять регулирование маршрутов движения и количество транспортных средств, перемещаемых и следующих в адрес пограничных пунктов пропуска. Гармонизация пропускной способности пограничных пунктов пропуска и количества поступающего транспорта позволит минимизировать время простоя автомобильных транспортных средств в ожидании таможенных и технологических операций, сбалансировать

нагрузку на терминально-логистические объекты рассматриваемых ЖДПП.

Приграничные терминалы-сателлиты, расположенные около крупных городских агломераций, могут выполнять функции распределительного центра с размещением на территории терминала торгово-выставочной инфраструктуры и организации бизнес-среды [13].

17 июня 2022 г. в рамках проведения Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение между Министерством транспорта России, Правительством Приморского края, ОАО «Российские железные дороги», АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и ООО «Фрейт Вилладж Приморский» о строительстве транспортно-ло-гистического центра площадью 203 га с функцией «сухого порта» для разгрузки морских портов Владивостокского транспортного узла и обработки внешнеторговых грузов, прибывающих автотранспортом из Китая [14]. Размещение транспортно-логистического центра планируется на территории опережающего развития «Михайловский» Приморского края, с примыканием железнодорожных путей к станции Воздвиженский. Транспортно-логистический центр будет включать транспортную инфраструктуру, терминальные и таможенные объекты с перерабатывающей способностью до 300 тыс. контейнеров в год [15].

Транспортно-логистические центры

транспортных узлов и приграничные терминалы-сателлиты должны стать информационно-технологическими «буферами» при перемещении внешнеторгового грузопотока через государственную границу, согласовывая параметры грузопотока между таможенными органами участвующих стран с учетом текущей ситуации на пунктах пропуска и производственными возможностями объектов терминальной и транспортной инфраструктуры.

Список источников

1. Король Р. Г. Формирование приграничной терминально-логистической инфраструктуры для организации контрейлерных перевозок на направлении Суйфэньхэ (КНР) - Гродеково (РФ) // Известия Транссиба. 2022. № 1 (49). С. 43-56.

2. Концепция создания терминально-логистических центров // ОАО «РЖД» : официальный сайт. иЯЬ: https://cargo.rzd.ru/ru/10127 (дата обращения: 03.07.2022).

3. Глушак А. С., Король Р. Г. Организация приграничных терминально-логистических центров на Дальневосточной железной дороге // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы Девятой международной научно-практической конференции. Иркутск, 2018. Т. 1. С. 82-87.

4. Тихомиров М. Е. Исследование роли таможенно-логистических терминалов в развитии приграничных регионов России (на примере Курской области) // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6. С. 48-58.

5. Зубков В. В., Сирина Н. Ф. Механизм оценки синтеза взаимодействия и интеграции субъектов транс-портно-информационного пространства // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 4 (59). С. 22-30.

6. Korol R. The Decision of Macrologistical Problem of Finding the Optimal Number of Distribution Warehouses in Served Territory // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2022. Vol. 275. P. 163-169.

7. Гомбосэд С., Маликов О. Б. Оптимизация расположения контейнеров на приграничных терминалах // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. № 2 (35). С. 54-59.

8. Зубков В. В., Сирина Н. Ф., Раевская П. Е. Применение экономико-математической модели при формировании оптимального варианта оптимизации транспортно-логистического процесса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. № 2 (53). С. 30-36.

9. Крутоног Л. Г. Математическая модель оптимизации системы управления таможенного контроля на пограничных терминалах при прохождении контейнерных грузопотоков // Транспорт: наука, техника, управление : научный информационный сборник. 2016. № 4. С. 22-27.

10. Временная параметризация в распределении грузопотоков транспортно-технологических систем / О. Н. Числов, В. А. Богачев, А. С. Кравец, Т. В. Богачев // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 3 (50). С. 14-22.

11. Шаламова О. А. Практическое применение концепции «точно в срок» в транспортной логистике и ее моделирование // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2017. № 2 (41). С. 22-26.

12. Минакова И. В., Тихомиров М. Е. Основные направления повышения эффективности функционирования таможенно-логистических терминалов в приграничных регионах как фактора их социально-экономического развития // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11, № 6. С. 39-47.

13. Троицкая Е. А., Король Р. Г. Организация терминала-сателлита для обслуживания промышленных предприятий территорий опережающего развития // Транспорт: наука, образование, производство : сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2018. С. 79-83.

14. Переориентация и увеличение ж/д грузоперевозок на Восток. Новые правила и товарообмен. Зона комфорта и стабильности : интервью первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Павлова // РЖД ТВ : [сайт]. URL: https://rzdtv.ru/2022/06/16/sergej-pavlov-pervyj-zamestitel-generalnogo-direktora-oao-rzhd/ (дата обращения: 02.07.2022).

15. Гигантскую стройку развернут в Приморье в границах ТОР «Михайловский» // РИА «Восток-Медиа» : [сайт]. URL: https://vostokmedia.com/news/society/20-06-2022/gigantskuyu-stroyku-razvernut-v-primorie-v-granitsah-tor-mihaylovskiy (дата обращения: 07.07.2022).

References

1. Korol R. G. Formation of the border terminal and logistics infrastructure for the organization of piggyback transportation in the direction of Suifenhe (PRC) - Grodekovo (RF). Journal of Transsib Railway Studies. 2022;1(49):43-56. (In Russ.).

2. The concept of creating terminal and logistics centers. Russian Railways: official website. (In Russ.). URL: https://cargo. rzd. ru/ru/10127.

3. Glushak A. S., Korol R. G. Organization of border terminal and logistics centers on the Far Eastern Railway. Transport infrastructure of the Siberian region: materials of the Ninth International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2018;1:82-87. (In Russ.).

4. Tikhomirov M. E. Study of the role of customs and logistics terminals in the development of Russian border regions (on the example of the Kursk region). The Eurasian Scientific Journal. 2018;(6):48. (In Russ.).

5. Zubkov V. V., Sirina N. F. Mechanism for evaluating the synthesis of interaction and integration of transport and information space subjects. The Siberian Transport University Bulletin. 2021;(59):22-30. (In Russ.).

6. Korol R. The Decision of Macrologistical Problem of Finding the Optimal Number of Distribution Warehouses in Served Territory. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2022;275:163-169. (In Russ.).

7. Gombosed S., Malikov O. B. Optimization of containers arrangement at border terminals. Proceedings of Petersburg Transport University. 2013;2(35):54-59. (In Russ.).

8. Zubkov V. V., Sirina N. F., Raevskaya P. E. Application of economic-mathematical model in the formation of the optimal option for optimizing the transport and logistics process. The Siberian Transport University Bulletin. 2020;(53):30-36. (In Russ.).

9. Krutonog L. G. Mathematical model for optimization of the management system for customs control at the border terminals during passage of container traffic. Transport: science, equipment, management (Scientific Information Collection). 2016;(4):22-27. (In Russ.).

10. Chislov O. N., Bogachev V. A., Kravets A. S., Bogachev T. V. Time parameterization in the cargo flow distribution of transport and technological systems. The Siberian Transport University Bulletin. 2019;(50):14-22. (In Russ.).

11. Shalamova O. A. Practical application of the "just-in-time" concept in transport logistics and its modeling. The Siberian Transport University Bulletin. 2017;(41):22-26. (In Russ.).

12. Minakova I. V., Tikhomirov M. E. The main directions of improving the customs and logistics terminals functioning in border regions as a factor in their socio-economic development. The Eurasian Scientific Journal. 2019;11(6):39. (In Russ.).

13. Troitskaya E. A., Korol R. G. The organization of the terminal - satellite to service the industrial enterprises in the territories of priority development. Transport: science, education, production. Collection of scientific papers. Rostov-on-Don; 2018:79-83. (In Russ.).

14. Reorientation and increase in railway freight traffic to the East. New rules and trade. Zone of comfort and stability. Interview with Sergey Pavlov, First Deputy General Director of Russian Railways. RZD TV: [site]. (In Russ.). URL: https://rzdtv.ru/2022/06/16/sergej-pavlov-pervyj-zamestitel-generalnogo-direktora-oao-rzhd/.

15. A giant construction project will be launched in Primorye within the boundaries of the Mikhailovsky TOR. RIA Vostok-Media: [site]. (In Russ.). URL: https://vostokmedia.com/news/society/20-06-2022/gigantskuyu-stroyku-razvernut-v-primorie-v-granitsah-tor-mihaylovskiy.

Информация об авт оре

Р. Г. Король - заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доцент, кандидат технических наук.

Information about the author

R. G. Korol - Head of the Technology of Transport Processes and Logistics Department, Far Eastern State Transport University, Associate Professor, Candidate of Engineering.

Статья поступила в редакцию 13.07.2022; одобрена после рецензирования 27.09.2022; принята к публикации 07.10.2022.

The article was submitted 13.07.2022; approved after reviewing 27.09.2022; accepted for publication 07.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.