Научная статья на тему 'ОТСУТСТВИЕ ПРЯМОГО СОПРЯЖЕНИЯ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЛОСАМИ ДВИЖЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ПУНКТОВ ПРОПУСКА'

ОТСУТСТВИЕ ПРЯМОГО СОПРЯЖЕНИЯ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЛОСАМИ ДВИЖЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ПУНКТОВ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / УЗКИЕ МЕСТА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плахотин Александр Анатольевич

В статье раскрывается проблематика, связанная с выявлением негативных причин, влияющих на пропускную способность автомобильных пунктов пропуска. Проведено исследование схем расположения отдельных пунктов пропуска, на российско-китайском, российско-монгольском и российско-литовском участках государственной границы (далее - пункты пропуска), а также ряд нормативных документов, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. По результатам исследования предложены нормативные и технические решения возникновения проблемы, связанной с уменьшением пропускной способности пунктов пропуска. В настоящее время пункты пропуска строятся по общей схеме - внутри пункта пропуска могут быть много полос, а выезд (въезд) с территории пункта пропуска ограничен только двумя полосами на убытие. Несоразмерность количества полос, находящихся в пункте пропуска, и полос движения, находящихся на нейтральной полосе и в местах въезда (выезда) с территории пункта пропуска, приводит к образованию очередей как в самом пункте пропуска, так и при въезде на сопредельный пункт пропуска. Как вариант решения указанной проблемы предложено: строительство двух модулей часового шлагбаума для проведения пограничного контроля, разделив пассажирское и грузовое направления. При этом возможно обеспечить решение следующих основных задач: • обеспечить одновременный въезд и выезд пассажирских транспортных средств, включая легковые, и грузовых транспортных средств, что позволит устранить причину создания эффекта «бутылочного горлышка» при въезде/выезде на территорию пункта пропуска; • увеличить пропускную способность пункта пропуска. Предлагаемое решение о прямом сопряжении полос движения необходимо внедрять на этапе проектирования пунктов пропуска путем внесения соответствующих изменений в технические задания и требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LACK OF DIRECT CONJUGATION OF TRAFFIC LANES AT AUTOMOBILE CHECKPOINTS ACROSS THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE TRAFFIC LANES OF AN ADJACENT CHECKPOINT AS A NEGATIVE FACTOR AFFECTING THE THROUGHPUT OF CHECKPOINTS

The traffic capacity at automobile checkpoints across the state border of the Russian Federation (hereinafter referred to as checkpoints) is a multifactor value and depends upon a number of factors. One of theese is the merging of traffic lanes. If the traffic lanes of the checkpoints (both Russian and foreign) are correctly merged, a multiple increase in the capacity of the checkpoint is fairly possible. By the author has studied the location schemes of individual checkpoints on the Russian-Chinese, Russian-Mongolian and Russian-Lithuanian sections of the state border, as well as a number of regulatory documents regulating the movement of goods and vehicles across the state border of the Russian Federation. The author offers normative and technical solutions to the problem. Currently, checkpoints are built according to the general scheme - there can be many lanes inside the checkpoint, and exit (entry) from the territory of the checkpoint is limited to only two lanes for departure. The disproportion between the number of lanes located at the checkpoint and the traffic lanes located in the neutral lane and at the points of entry (exit) from the territory of the checkpoint leads to the formation of queues both at the checkpoint itself and at the entrance to the adjacent checkpoint. As a solution to the problem, the author proposed: the construction of two modules of an hourly barrier for border control, dividing the passenger and cargo directions. At the same time, it is possible to solve the following main tasks: • to ensure the simultaneous entry and exit of passenger vehicles, including passenger cars, and cargo vehicles, which will eliminate the cause of the "bottleneck" effect when entering/leaving the territory of the checkpoint; • increase the capacity of the checkpoint. The proposed solution on the coupling of traffic lanes should be implemented at the design stage of checkpoints by making appropriate changes to the technical specifications and requirements for the construction, reconstruction, equipment and technical equipment of buildings, premises and structures necessary for the organization of border, customs and other types of control.

Текст научной работы на тему «ОТСУТСТВИЕ ПРЯМОГО СОПРЯЖЕНИЯ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЛОСАМИ ДВИЖЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ПУНКТОВ ПРОПУСКА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №4, Том 13 / 2021, No 4, Vol 13 https://esj.today/issue-4-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/12ECVN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Плахотин А.А. Отсутствие прямого сопряжения полос движения в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с полосами движения сопредельного пункта пропуска как негативный фактор, влияющий на пропускную способность пунктов пропуска // Вестник Евразийской науки, 2021 №4, https://esj.today/PDF/12ECVN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plakhotin A.A. (2021). Lack of direct conjugation of traffic lanes at automobile checkpoints across the state border of the Russian Federation with the traffic lanes of an adjacent checkpoint as a negative factor affecting the throughput of checkpoints. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(13). Available at: https://esj.today/PDF/12ECVN421.pdf (in Russian)

Плахотин Александр Анатольевич

ФГКУ «Росгранстрой», Москва, Россия Главный специалист Производственно-технического управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Москва, Россия Аспирант кафедры «Экономики таможенного дела» E-mail: aleksandrapiton@yandex.ru

Отсутствие прямого сопряжения полос движения в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с полосами движения сопредельного пункта пропуска как негативный фактор, влияющий на пропускную способность пунктов пропуска

Аннотация. В статье раскрывается проблематика, связанная с выявлением негативных причин, влияющих на пропускную способность автомобильных пунктов пропуска.

Проведено исследование схем расположения отдельных пунктов пропуска, на российско-китайском, российско-монгольском и российско-литовском участках государственной границы (далее — пункты пропуска), а также ряд нормативных документов, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. По результатам исследования предложены нормативные и технические решения возникновения проблемы, связанной с уменьшением пропускной способности пунктов пропуска.

В настоящее время пункты пропуска строятся по общей схеме — внутри пункта пропуска могут быть много полос, а выезд (въезд) с территории пункта пропуска ограничен только двумя полосами на убытие. Несоразмерность количества полос, находящихся в пункте пропуска, и полос движения, находящихся на нейтральной полосе и в местах въезда (выезда) с территории пункта пропуска, приводит к образованию очередей как в самом пункте пропуска, так и при въезде на сопредельный пункт пропуска.

Как вариант решения указанной проблемы предложено: строительство двух модулей часового шлагбаума для проведения пограничного контроля, разделив пассажирское и грузовое направления. При этом возможно обеспечить решение следующих основных задач:

• обеспечить одновременный въезд и выезд пассажирских транспортных средств, включая легковые, и грузовых транспортных средств, что позволит устранить причину создания эффекта «бутылочного горлышка» при въезде/выезде на территорию пункта пропуска;

• увеличить пропускную способность пункта пропуска.

Предлагаемое решение о прямом сопряжении полос движения необходимо внедрять на этапе проектирования пунктов пропуска путем внесения соответствующих изменений в технические задания и требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Ключевые слова: пропускная способность; автомобильные пункты пропуска; полосы движения и контроля; государственная граница; транспортные средства; узкие места; технические требования государственных контрольных органов; технические задания

Введение

Развитие внешнеэкономических связей и внешнеторгового товарооборота обусловили существенный рост международных грузовых перевозок и, соответственно, товаров и транспортных средств, проходящих через автомобильные пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации (далее — пункты пропуска). Работа действующих пограничных пунктов пропуска, которые расположены на основных торговых путях, транспортных коридорах и не имеют достаточно развитой инфраструктуры, становится тормозом для дальнейшего роста международных перевозок. От того, насколько развита инфраструктура пунктов пропуска, насколько четко и грамотно будут работать в пунктах пропуска государственные контрольные органы напрямую зависит время прохождения пограничного и таможенного контроля.

Краткий литературный обзор

Оценка степени обустроенности пунктов пропуска, применение принципов, в том числе структурно-семантической модели для формирования модели «интеллектуального» пункта пропуска, формирование такой модели пункта пропуска, которая станет ключевой при проведении реконструкции (строительстве) пунктов пропуска, исследование инфраструктурных, технологических и административных проблем, выявление факторов, влияющих на пропускную способность пункта пропуска, а также определение приоритетов в развитии материально-технической составляющей пунктов пропуска исследовалось в работах Афонина П.Н., Володина А.В., Дмитриевой О.А., Лобас Т.В., Макрусева В.В. и др. [1-4].

В своих исследованиях указанные авторы выражают единую точку зрения о необходимости и целесообразности модернизировать как инфраструктуру пункта пропуска, так и среду деятельности таможенных органов.

Цель исследования

Целью исследования является выявление негативных причин, влияющих на пропускную способность пункта пропуска, в частности компоновку въезда (выезда) в (из) пунктов пропуска и движение по коридорам контроля, и разработка рекомендаций по устранению данных причин.

Исследователем предлагается эффективный механизм урегулирования ситуации, связанной с образованием очередей, в том числе, проектные решения при реконструкции и строительстве пунктов пропуска. Эффективность достигается путем строительства прямых стыковочных полос движения в российских и иностранных пунктах пропуска.

Несмотря на значительную теоретическую базу вопросы модернизации пунктов пропуска, определения их основных элементов при проектировании и разработке технических заданий пунктов пропуска являются актуальными.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в пунктах пропуска (таможенные органы, пограничные органы, органы санитарно-карантинного контроля, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), формируются требования к проектной документации на строительство, реконструкцию, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска (далее — технические требования) с учетом типовых требований для каждого вида контроля1 [7-11].

Однако вопрос увеличения количества полос движения2 при выезде (въезде) на (с) территорию(и) пункта пропуска и их прямой стыковки с полосами движения сопредельного пункта пропуска указанными службами не рассматривается. При этом вышеуказанные нормативно-правовые акты не ограничивают федеральные органы исполнительной власти в

1 Приказ ФТС России от 31.10.2008 № 1349 «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www. consultant. ru.

Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 270 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 271 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

Приказ Роспотребнадзора от 27.08.2012 № 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

Приказ ФСБ России от 08.05.2008 № 231 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». https://www.ultramar.ru/uploads/files/14/bc9efc621db4db0543dc08f83d8efc.pdf.

2 ГОСТ Р 52369-2005 Режим доступа: World Wide Web. URL: https://ru.wikisource.org/wiki. Страница 3 из 16

Актуальность исследования

12ECVN421

проведении компоновки и расположении зданий и сооружений, в выборе необходимого количества полос движения, а также оптимального количества модулей контроля в технических требованиях, в том числе в реализации передовых технологий в соответствии с их пожеланиями.

Задачи исследования

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

• провести анализ существующих подходов государственного регулирования потоков транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска;

• выявить элементы, препятствующие увеличению пропускной способности пунктов пропуска, на которые можно воздействовать оперативными методами;

• разработать теоретические и практические рекомендации по компоновке и строительству(реконструкции) пунктов пропуска.

Сбор данных. Источники анализируемого материала

Информационной базой исследования послужили официальные методологические материалы и статистические данные ФТС России, Минтранса России, Пограничной службы ФСБ России, Минтранса России, Минэкономразвития России, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП), аналитические материалы Департамента таможенной инфраструктуры, Департамента транспорта и инфраструктуры ЕАЭС, публикации и обзоры финансовых институтов, исследовательских центров.

Проведены собственные исследования в сфере государственного регулирования и обеспечения контроля за перемещением транспортных средств через государственную границу Российской Федерации (табл. 1-3).

Таблица 1

Сведения о количестве автомобильных пунктов пропуска, находящихся на границе с сопредельным государством на дату 20.09.2021

№ п/п Сопредельное государство Количество функционирующих АПП Количество не функционирующих АПП Всего количество АПП

1 Китай 8 4 12

2 Абхазия 1 0 1

3 Монголия 8 19 29

4 Украина 28 12 40

5 Польша 4 2 6

6 Эстония 4 0 4

7 Азербайджан 4 0 4

8 Литва 5 0 5

9 Латвия 4 0 4

10 Финляндия 10 0 10

11 Казахстан 30 0 30

12 Южная Осетия 1 0 1

13 Норвегия 1 0 1

14 Грузия 1 0 1

Всего 109 37 146

Из таблицы 1 следует, что количество пунктов пропуска, которые требуют обустройства и оснащения в первоочередном порядке, разработку мер, направленных на совершенствование систем государственного контроля составляет 25 % от общего количества существующих пунктов пропуска.

Методы и материалы Область исследования

Объектом исследования явились пункты пропуска, в том числе расположенные на российско-китайском, российско-монгольском и российско-литовском участке государственной границы (приложения 1-12), в том числе расположенные на сопредельной стороне, иностранные пункты пропуска (Республика Беларусь, Республика Казахстан), а также нормативно-правовая база Российской Федерации, в том числе регулирующая подъездные пути к пунктам пропуска. Кроме того, исследовались:

• технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных автомобильных пунктов пропуска (далее — технологические схемы), действующих пунктов пропуска и запланированные к реконструкции;

• паспорта пунктов пропуска3;

• технические задания государственного заказчика на проектирование по реконструкции пунктов пропуска;

• технические требования ГКО на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство пунктов пропуска.

Статистические данные

В Российской Федерации имеется 146 автомобильных пунктов пропуска, из которых 109 функционируют, а 37 — не функционируют. Из 146 пунктов пропуска 76 имеют статус многосторонних, 70 — двусторонних (в том числе пункты упрощенного пропуска). Большинство пунктов пропуска введены в эксплуатацию в период с 1990 по 2000 годы. Сведения о количестве перемещенных транспортных средств через многосторонние пункты пропуска за период 2019-2020 годов представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 следует, что в связи с увеличением грузопассажирских и транспортных потоков их фактическая пропускная способность отличается от проектной. Необходимо отметить, что в связи с пандемией коронавируса логистические цепочки поставок грузов и пассажиропотоки меняются.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 757 «О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant. ru.

Таблица 2

Проектная и фактическая пропускная способность многосторонних пунктов пропуска по основным участкам государственной границы РФ

№ п/п Наименование АПП Проектная пропускная способность в год согласно паспорту пункта пропуска Фактическое перемещение автотранспортных средств

2019 год 2020 год

грузовые автобусы легковые всего грузовые автобусы легковые всего грузовые автобусы легковые всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Российско-финляндский участок государственной границы

1 Люття 21 900 7 300 80 300 109 500 36 400 360 205 808 242 568 32 052 39 41 777 73 868

2 Суоперя 14 600 3 650 36 500 54 750 6 670 48 40 636 47 354 4 665 8 8 120 12 793

3 Брусничное 292 000 36 500 547 500 876 000 140 233 18 952 872 796 1 031 981 137 223 4 042 183 977 325 242

4 Торфяновка 474 500 36 500 766 500 1 277 500 162 970 20 762 786 281 970 013 142 368 3 622 177 689 323 679

5 Светогорск 77 015 7 300 669 410 753 725 52 163 6 054 651 586 709 803 52 163 6 054 651 586 709 803

Российско-латвийский участок государственной границы

1 Убылинка 109 500 29 200 591 300 730 000 66 600 1 090 97 449 165 139 56 844 146 21 371 78 361

2 Бурачки 109 500 29 200 591 300 730 000 138230 1 731 155 014 294 975 130 798 448 43 830 175 076

Российско-литовский участок государственной границы

1 Чернышевское 109 500 18 250 419 750 547 500 124 743 2 613 183 150 310 506 135 092 467 42 571 178 130

2 Советск не установлена не установлена не установлена 730 000 31 287 2 863 145 710 179 860 39 642 539 30 082 70 263

3 Мамоново (Гроново) 164 250 18 250 не установлена 182 500 1 982 6 268 419 011 427 261 374 1 410 70 747 72 531

4 Мамоново (Гжехотки) 456 250 54 750 949 000 1 460 000 39 423 3 745 525 496 568 664 40 450 848 116 246 157 544

5 Багратионовск 73 000 36 500 328 500 438 000 26 276 9 930 524 750 560 956 27 553 1 991 86 200 115 744

6 Гусев 63 875 27 375 273 750 365 000 42 2 205 399 611 401 858 7 332 74 587 74 926

Российско-монгольский участок государственной границы

1 Ташанта 5 980 1 495 22 425 29 900 8 089 1 433 19 458 28 980 7 238 132 2 676 10 046

2 Кяхта 54 750 10 950 116 800 182 500 20 586 6 136 168 816 195 538 16 720 657 24 551 41 928

Российско-украинский участок государственной границы

1 Нехотеевка 105 120 26 280 700 800 832 200 55 909 28 103 763 191 847 203 62 294 5 404 231 716 299 414

2 Грайворон 54 750 18 250 109 500 182 500 2 490 454 83 193 86 137 606 23 11 206 11 835

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Шебекино 73 000 18 250 273 750 365 000 8 685 3 983 195 038 207 706 2 139 677 29 296 32 112

4 Ровеньки 18 250 3 650 160 600 182 500 40 728 89 202 89 970 12 154 13 943 14 109

5 Троебортное 200 750 18 250 328 500 547 500 94 673 14 441 213 369 322 483 84 581 3 006 71 896 159 483

6 Новые Юрковичи 182 500 14 600 167 900 365 000 69 833 5 663 72 501 147 997 89 186 1 257 23 373 113 816

7 Погар 73 000 7 300 102 200 182 500 24 740 2 042 19 301 46 083 7 251 436 2 642 10 329

8 Крупец 36 500 7 300 138 700 182 500 14 180 14 510 152 28 842 13 757 611 0 14 368

9 Суджа 54 750 7 300 120 450 182 500 10 335 2 547 55 198 68 080 13 760 499 14 151 28 410

10 Весело-Вознесенка 109 500 18 250 419 750 547 500 48 075 4 620 195 526 248 221 64 352 3 734 147 127 215 213

11 Гуково 10 950 7 300 109 500 127750 19 458 8 073 244 732 272 263 19 476 6 136 165 527 191 139

12 Донецк (Изварино) 36 500 7 300 138 700 182500 29 154 23 916 298 961 352 031 22 529 7 861 185 374 215 764

13 Куйбышево (Мариновка) 10 950 7 300 109 500 127750 22 017 12 646 217 105 251 768 29 886 10 851 162 761 203 498

14 Матвеев Курган 73 000 7 300 284 700 365 000 81 695 16 979 357 383 456 057 70 706 10 800 226 786 308 292

Страница 6 из 16

Вестник Евразийской науки 2021, №4, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 4, Vol 13 https://esi.today

№ п/п Наименование АПП Проектная пропускная способность в год согласно паспорту пункта пропуска Фактическое перемещение автотранспортных средств

2019 год 2020 год

грузовые автобусы легковые всего грузовые автобусы легковые всего грузовые автобусы легковые всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

15 Новошахтинск 36 500 18 250 284 700 339 450 40 850 15 690 247 512 304 052 48 712 8 320 181 690 238 722

Российско-китайский участок государственной границы

1 Забайкальск 102 200 58 400 не установлена 160 600 67 970 59 803 67 439 195 212 28 120 4 200 4 191 36 511

2 Краскино 17 520 14 600 не установлена 32 120 14 180 14 510 152 28 842 13 757 611 0 14 368

3 Пограничный 36 500 16 060 не установлена 52 560 45 845 23 533 34 69 412 26 872 1 400 0 28 272

Российско-казахстанский участок государственной границы

1 Веселоярск не установлена не установлена не установлена не установлена 45 281 7 832 85 024 138 137 55 503 1 469 22 791 79 763

3 Кулунда не установлена не установлена не установлена не установлена 49 987 8 610 93 434 152 031 53 941 1 320 16 088 71 349

4 Павловка не установлена не установлена не установлена не установлена 57 503 6 753 102 126 166 382 51 839 1 150 22 116 75 105

5 Ольховка не установлена не установлена не установлена не установлена 58 448 8 428 132 948 199 824 67 666 1 330 32 350 101 346

6 Исилькуль не установлена не установлена не установлена не установлена 57 371 5 414 257 629 320 414 59 824 890 62 350 123 064

7 Озинки 91 250 не установлена не установлена 91 250 46 065 3 348 166 499 215 912 36 029 747 34 059 70 835

8 Маштаково не установлена не установлена не установлена не установлена 257 812 12 016 469 512 739 340 374 327 3 662 134 430 512 419

9 Караузек не установлена не установлена не установлена не установлена 95 140 2 850 206 377 304 367 120 938 430 44 104 165 472

10 Бугристое 109 500 36 500 584 000 730 000 254 429 10 882 437 510 702 821 288 987 2 201 103 571 394 759

11 Петухово 237 250 18 250 292 000 547 500 114 436 4 742 154 068 273 246 117 025 666 36 014 153 705

13 Казанское не установлена не установлена не установлена не установлена 2 907 4 240 141 233 148 380 448 689 22 026 23 163

14 Илек не установлена не установлена не установлена не установлена 29 592 2 304 199 885 231 781 20 735 480 46 149 67 364

15 Сагарчин не установлена не установлена не установлена не установлена 179 528 15 441 291 423 486 392 188 482 3 183 73 351 265 016

16 Орск не установлена не установлена не установлена не установлена 82 262 21 453 222 577 326 292 94 781 3 487 42 619 140 887

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования позволили выявить проблему неравномерности движения транспортных средств по территории пунктов пропуска и на подъездах к нему, и, как следствие, уменьшение пропускной способности пунктов пропуска, предусмотренную паспортом пункта пропуска [5].

При выборе методологии анализа и прогнозирования товарных потоков через пункты пропуска учитывалось определение наиболее загруженных с точки зрения товаропотоков участков государственной границы России и расположенных на ней пунктов пропуска.

Также анализ показал, что в настоящее время пункты пропуска строятся по общей схеме — внутри пункта пропуска могут быть много полос (до 12 в каждую сторону), а выезд с территории пункта пропуска ограничен только двумя полосами на убытие (рис. 1).

Страница 7 из 16

t

Рисунок 1. Общая схема организации автомобильного пункта пропуска https://krass56.ru/how_is_the_international_car_checkpoint_organized.html

Согласно рисунку 2 видно, что транспортные средства, в том числе грузовые, пассажирские, легковые, в отношении которых пограничный, таможенный контроль, иные виды контроля завершены, становятся в общую очередь для убытия на территорию сопредельного пункта пропуска создавая при этом создается эффект (ресурс) «бутылочного горлышка»4. При этом зачастую отсутствует возможность грузовым транспортным средствам, осуществляющих перевозку грузов (например, скоропортящихся), автобусам, совершающим международные регулярные перевозки, выехать с территории пункта пропуска без потерь времени.

Рисунок 2. Общая очередь для выезда из пункта пропуска

4 Ресурс «бутылочное горлышко» (bottleneck resource) — любой ресурс, чья мощность меньше либо равна потребности в этом ресурсе.

ОБЩАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МАПП

Зона контроля и досмотра на выезд

досмотра на въезд

Технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые были проанализированы в ходе исследования, не содержали сведения о стыковочных полосах движения и возможности организации пропуска по ним транспортных средств. Данные сведения также отсутствовали и в паспортах пунктов пропуска.

В перечне технических заданий на проектирование по реконструкции пунктов пропуска Пограничный (Суйфэньхэ), Забайкальск, Кяхта, Хандагайты (Боршо), Дубки, Краскино отсутствовали задания на проектирование прямых стыковочных полос движения, а также на установку дополнительного количества модулей для пограничного контроля на стыковочных полосах.

В автомобильных пунктах пропуска, последовательность контрольных операций, осуществляемых должностными лицами государственных контрольных органов, носит линейный характер в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 8725, т. е. в таком порядке:

а) при прибытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию Российской Федерации: санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц); таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; транспортный (только в отношении грузовых автотранспортных средств или автобусов); санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в специализированных пунктах пропуска);

б) при убытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации:

• таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; транспортный (только в отношении грузовых автотранспортных средств или автобусов); санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости); пограничный;

• в этом случае выстроить схему движения по полосам движения от въезда транспортного средства на территорию пункта пропуска до его выезда с территории пункта пропуска проще, чем в морских или воздушных пунктах пропуска.

Как видно из таблицы 3 количество полос движения, имеющихся непосредственно в пункте пропуска, построенные в целях обеспечения пропуска большого количества транспортных средств, несоизмеримы с количеством выездных полос, выходящих к государственной границе Российской Федерации.

На транспорте данная проблема и вариант ее решения исследованы в работе М.В. Шурыгина 6 [6] как эффект «бутылочного горлышка». М.В. Шурыгин предлагает устранить скопление транспортных средств путем уменьшения размера полосы, что вполне приемлемо для автомобильных дорог внутри страны. Однако для пунктов пропуска наиболее

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

6 Шурыгин, М.В. «Эффект «бутылочного горлышка» на транспорте: проблематика и вариант решения проблемы / М.В. Шурыгин // Студенческий. —2019. — № 25-2(69). — С. 59-63.

предпочтительным, по мнению исследователя, является строительство стольких полос движения сколько их выходит к нейтральной полосе со стороны сопредельного государства. Следовательно, вопрос совершенствования инфраструктуры на пунктах пропуска с учетом роста грузопотоков остается пока нерешенным, а значит, актуальным.

Таблица 3

Сведения о количестве полос движения7 в автомобильных пунктах пропуска

Наличие в Количество Количество полос

№ Наименование российского пункта пропуска Наименование сопредельного пункта пропуска технических заданиях сведений о полос движения на территории движения на выезде из российского

п/п прямых стыковках российского пункта пропуска к

полос движения (есть/отсутствуют) пункта пропуска (общее) сопредельной стороне (въезд/выезд)

1 Пограничный* Суйфэньхэ (Китай) отсутствуют 8 4 (2 въезд, 2 выезд)

2 Забайкальск* Маньчжурия (Китай) отсутствуют 16 2 (1 въезд, 1 выезд)

3 Краскино* Хуньчунь (Китай) отсутствуют 4 2 (въезд, выезд)

4 Кяхта Алтан-Булак (Монголия) отсутствуют 6 4 (2 въезд, 2 выезд)

5 Хандагайты* (Боршо) Боршо (Монголия) отсутствуют 7 4 (2 въезд, 2 выезд)

6 Дубки Рамбинас (Литва) отсутствуют 49 4 (2 въезд, 2 выезд)

7 Чернышевское Кибартай (Литва) - 14 4 (2 въезд, 2 выезд)

8 Верхний Ларс Казбеги (Грузия) отсутствуют 15 4 (2 въезд, 2 выезд)

9 Погар Гремяч (Украина) - 8 4 (2 въезд, 2 выезд)

10 Багратионовск Безледы (Польша) - 10 4 въезд, 2 выезд)

* пункты пропуска, включенные в программу реконструкции Федеральный проект «Логистика международной торговли» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»8

Вполне очевидно, что совершенствование инфраструктуры пункта пропуска в одностороннем порядке вряд ли увеличит его пропускную способность и потребует действенного решения сопредельной стороны, выраженное в нормативном акте (как вариант — протокольное решение к международному соглашению).

Исследование вопроса о количестве сопряженных полос движения показывает, что:

во-первых, решение о сопряжении полос подходит для тех пунктов пропуска, которые не выходят на участки дороги с расположенными на них мостовыми строениями (узкими мостами), историческими постройками, горным массивом и сложным рельефом местности;

во-вторых, сопряжение полос возможно в рамках реконструкции существующих федеральных и государственных программ, где предусмотрены достаточные финансовые ассигнования на реконструкцию пункта пропуска;

в-третьих, выбор пункта пропуска для увеличения количества полос зависит от того насколько развита инфраструктура сопредельного пункта пропуска.

Также выявлено, что одной из основных проблем, возникающих при обустройстве и оснащении пунктов пропуска, а именно — недостаточное количество полос движения, как на территории пунктов пропуска, так и на подъездах к ним.

Пунктом 4 требований к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных

7 Понятие «полоса движения» используется применительно к ГОСТ Р 52398-2005.

8 Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

постановлением Правительства Российской Федерации № 8129 [12] предусмотрены условия стыковки и синхронизации автомобильных дорог на участке въезда в Российскую Федерацию между линией государственной границы Российской Федерации и пунктом пропуска. Однако механизм стыковки при увеличении полос движения возможно потребует принятия дополнительного согласованного решения с сопредельной стороной.

Изучение нормативно-правовых документов Российской Федерации и права ЕАЭС показало, что в нормативном регулировании строительства (реконструкции) пунктов пропуска, в частности в постановлении Правительства Российской Федерации № 93010 [13] и в Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 68811 [14] отсутствует пункт, регулирующий основные технологических решения, проектирование стыковки полос движения с учетом расположения полос движения сопредельного пункта пропуска.

Изучение зарубежного опыта

Изучение зарубежного опыта показало следующее:

• китайской стороной на сопредельном пункте пропуска Суйфэньхэ (Пограничный) въезд со стороны России уже обустроен 4 полосами движения (рис. 3);

• на пункте пропуска Алтан-Булак монгольской стороной также планируется вывод по 4-м полосам движения (рис. 4).

Анализ приведенных выше нормативных документов, регламентирующих порядок использования подъездных путей к таможенным пунктам пропуска и современные требования администрирования таможенных операций, показал необходимость изменения всей архитектуры подъездных путей к пункту пропуска, компоновочной схемы пункта пропуска и позволил выработать рекомендации в схеме движения транспортных средств в пунктах пропуска.

Можно предположить, что при повышении пропускной способности пункта пропуска потребуется увеличение личного состава наряда пограничного контроля, осуществляющего контроль в модулях часового у шлагбаума («ЧШ»), предназначенные для размещения несущих службу пограничных нарядов.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2019 N° 812 «Об утверждении требований к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant. ru.

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www. consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant. ru.

4É «О Карт» Суйфэньхэ со слуг» Il *v»u ■ npwr пропуска eyi M Спутниковая карта Рос X + - О X

О (й ft htipv/zmoogotransportAru/^'»»«! mjp'./'vpuinikavjva-ltafU-fiwiii.Ktml D Ä i. If?

Рисунок 3. Схема стыковки на участке АПП Суйфэньхэ — АПППограничный. https://mnogotransporta.ru/street_maps/sputnikovaya-karta-rossii.html

Рисунок 4. Схема стыковки на участке АПП Аланбулаг — АПП Кяхта (проект)

В то же время согласно основным положениям (ориентирам) Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» 12 [15], нацеленным на автоматизацию и создание «интеллектуального пункта пропуска» с использованием полной или частичной автоматизацией процессов контроля, наличие кадровых ресурсов будет компенсировано современными 1Т-технологиями.

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

Вестник Евразийской науки 2021, №4, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 4, Vol 13 https://esj.today

Рекомендации

Исследователем рекомендуется:

• предусмотреть при проектировании пунктов пропуска сопряжение (стыковку) полос движения транспортных средств с полосами движения, имеющимися (планируемыми) на территории сопредельных пунктов пропуска;

• в технических заданиях на проектирование пункта пропуска обеспечить строительство как минимум два модуля часового у шлагбаума («ЧШ») на въезде в Россию и два модуля на выезде из России. Строительство двух модулей часового шлагбаума («ЧШ») отдельно для пассажирского и грузового направления позволит решить следующие задачи:

исключить смешение пассажирского и грузового направления при въезде и выезде в пункт пропуска;

- обеспечить одновременный въезд и выезд пассажирских транспортных средств, включая легковые, и грузовых транспортных средств, что позволит устранить причину создания эффекта «бутылочного горлышка» при въезде/выезде на территорию пункта пропуска;

- увеличить пропускную способность пункта пропуска, а значит добиться экономической эффективности при функционировании пункта пропуска;

- предусматривать строительство пунктов пропуска с учетом оборудования пункта пропуска автоматизированной системой управления пропуска транспортных средств (извещение водителей о месте оформления должностным лицом таможенного органа, месте расположения (стоянке) транспортного средства);

реконструировать существующие пункты пропуска с учетом разделения потоков на грузовое и пассажирское, в том числе легковое, направления с выходом на отдельный «ЧШ»;

увеличить строительство полос движения для транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию пункта пропуска со стороны России;

- на территории России при подъездах к пунктам пропуска проводить разделение на составляющие по видам транспорта в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 913 [16];

внести изменения в нормативно-правовые акты, в частности в постановление Правительства Российской Федерации № 93014, а также в соответствующие подзаконные акты.

13 Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 9 «О разделении транспортных потоков в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и на подъездах к ним». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www. consultant. ru.

14 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www. consultant.ru.

Краткие выводы по результатам исследования

Предлагаемое решение о сопряжении полос движения необходимо внедрять уже на этапе проектирования пунктов пропуска путем внесения соответствующих изменений в технические задания и требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации согласованное с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска.

Возможность увеличения количества полос движения компилируется с инновационной политикой внедрения ФДА Росавтодором технологий информационного моделирования в дорожной хозяйстве и увеличения полос движения с 2-х до 4-х в рамках капитального ремонта на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения15 [17].

Примерная модель прямого сопряжения полос движения представлена в приложении 13.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что научно обоснованные рекомендации в схеме движения транспортных средств в пунктах пропуска позволят увеличить их пропускную способность, обеспечить оптимальную и эффективную схему организации пропуска через государственную границу, принять действенные меры по строительству (модернизации) пунктов пропуска в соответствии с задачами федерального проекта «Логистика международной торговли» национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт»16 [18], а также создать комфортные условия для лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации.

Предполагается, что внесение необходимых изменений в техническое задание не потребует дополнительных капиталовложений, помимо тех, которые запланированы в рамках реализации федеральных и национальных программ на 2020-2024 гг.

15 Научно-практический семинар в г. Уфа 12-16.04.2021: «Внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ) в дорожном хозяйстве и увеличения полос движения в ходе капитального ремонта на федеральных трассах@. Режим доступа: rosavtodor.ru www.rosavtodor.ru/press-center/news/43699.

16 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12.02.2020 № 45-СФ «О стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации». «КонсультантПлюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www. consultant.ru.

Резюме

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

Афонин, П.Н., Киселева Е.В. Применение структурно-семантической модели эвристического анализа для формирования модели «интеллектуального» пункта пропуска / Бюллетень инновационных технологий. — 2019. — БИТ 2021 Том 5 № 2(18). — С. 71-74. URL: http://www.bitjournal.ru.

Володин, А.Б. Пункты пропуска через государственную границу. Проблемы и пути их решения. Мир транспорта. 2019; 17(3): 170-177. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-3-170-177.

Дмитриева, О.А. Развитие научно-методического аппарата анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска в условиях всемирной торговой организации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / — Москва, 2013. — 160 с.: Экономика и управление народным хозяйством OD 61 14-8/399/.

Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 9А. С. 65-79. DOI: 10.34670/AR.2019.91.9.008.

Шурыгин, М.В. «Эффект «бутылочного горлышка» на транспорте: проблематика и вариант решения проблемы / М.В. Шурыгин // Студенческий. — 2019. — № 25-2(69). — С. 59-63.

Вестник Евразийской науки 2021, №4, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 4, Vol 13 https://esj.today

Plakhotin Alexander Anatolyevich

Rosgranstroy, Moscow, Russia Russian Customs Academy, Moscow, Russia E-mail: aleksandrapiton@yandex.ru

Lack of direct conjugation of traffic lanes at automobile checkpoints across the state border of the Russian Federation with the traffic lanes of an adjacent checkpoint as a negative factor affecting the throughput of checkpoints

Abstract. The traffic capacity at automobile checkpoints across the state border of the Russian Federation (hereinafter referred to as checkpoints) is a multifactor value and depends upon a number of factors. One of theese is the merging of traffic lanes. If the traffic lanes of the checkpoints (both Russian and foreign) are correctly merged, a multiple increase in the capacity of the checkpoint is fairly possible.

By the author has studied the location schemes of individual checkpoints on the Russian-Chinese, Russian-Mongolian and Russian-Lithuanian sections of the state border, as well as a number of regulatory documents regulating the movement of goods and vehicles across the state border of the Russian Federation. The author offers normative and technical solutions to the problem.

Currently, checkpoints are built according to the general scheme — there can be many lanes inside the checkpoint, and exit (entry) from the territory of the checkpoint is limited to only two lanes for departure. The disproportion between the number of lanes located at the checkpoint and the traffic lanes located in the neutral lane and at the points of entry (exit) from the territory of the checkpoint leads to the formation of queues both at the checkpoint itself and at the entrance to the adjacent checkpoint.

As a solution to the problem, the author proposed: the construction of two modules of an hourly barrier for border control, dividing the passenger and cargo directions. At the same time, it is possible to solve the following main tasks:

• to ensure the simultaneous entry and exit of passenger vehicles, including passenger cars, and cargo vehicles, which will eliminate the cause of the "bottleneck" effect when entering/leaving the territory of the checkpoint;

• increase the capacity of the checkpoint.

The proposed solution on the coupling of traffic lanes should be implemented at the design stage of checkpoints by making appropriate changes to the technical specifications and requirements for the construction, reconstruction, equipment and technical equipment of buildings, premises and structures necessary for the organization of border, customs and other types of control.

Keywords: traffic capacity; automobile checkpoints; traffic and control lanes; the state border; vehicles; bottleneck; technical requirements of state control bodies; technical tasks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.