Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДФО / ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПУНКТОВ ПРОПУСКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / FEFD / CHECKPOINTS / OUTPUT OF CHECKPOINTS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хрущев Игорь Эдуардович

Освещаются основные результаты реализации мероприятий по совершенствованию инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу в ДФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR THE CONSTRUCTION AND MODERNIZATION OF CHECKPOINTS IN THE FAR EAST

The main results of the implementation of measures to improve the infrastructure of checkpoints across the state border in the FEFD are highlighted

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

УДК 339.543.62

DOI 10.24866/1815-0683/2020-4/43-46

И. Э. ХРУЩЕВ*

Мероприятия по строительству и модернизации пунктов пропуска на Дальнем Востоке

Освещаются основные результаты реализации мероприятий по совершенствованию инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу в ДФО.

Ключевые слова: ДФО, пункты пропуска, пропускная способность пунктов пропуска, модернизация.

I.E. KHRUSHCHEV Measures for the Construction and Modernization of Checkpoints in the Far East

The main results of the implementation of measures to improve the infrastructure of checkpoints across the state border in the FEFD are highlighted.

Keywords: FEFD, checkpoints, output of checkpoints, modernization.

ХРУЩЕВ Игорь Эдуардович -директор. odp-vlk@rosgranstroy.ru.

KHRUSHCHEV I. E. - Director.

Дальневосточный федеральный округ, являясь самым крупным по площади в Российской Федерации, занимает 40,6 % всей территории страны и состоит из 11 субъектов. На территории ДФО установлено 87 пунктов пропуска (22,5 % всех в РФ), из них 58 функционирует (18,5 % функционирующих в РФ) и 29 - не функционирует (см. рисунок).

К 2024 г. пропускная способность по-гранпереходов в ДФО удвоится. В течение трех лет на территории региона будет обустроено 22 погранперехода. Об этом

* Филиал ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Владивостоке. 690091, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 18.

Branch of the Federal state-owned institution "Directorate for construction and operation of facilities of Rosgranitsa" in Vladivostok. 18, Okeansky Ave., Vladivostok, 690091.

говорится в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока, утвержденной председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. В число данных пунктов пропуска (ПП) вошли морские - Ванино, Петропавловск-Камчатский, Холмск, Невельск, Находка, Корсаков и Восточный, железнодорожные - Нижнеленинское, Пограничный, Наушки и Забайкальск, автомобильные - Марково, Кани-Курган, Забайкальск, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Монды, Кяхта, Пограничный и Староцурухайтуйский, воздушный - Петропавловск-Камчатский (Елизово). Их доля в общем объеме грузооборота по ДФО составляет 77 % - 240 млн т (а в целом на округ приходится больше четверти общероссийской перевалки грузов через госграницу).

Не функционируют & 14

Й 1 ^Т о

Ж 9

о

Л 1

29

Функционируют 12 в

6 £

и

21 й

7 "

о *

Из них:

1 - полностью соответствует требованиям государственных контрольных органов (ВПП Якутск)

20 - нуждаются в проведении мероприятий по дооснащению, текущему и капитальному ремонту

37 - нуждаются в реконструкции

Общая информация о пунктах пропуска в ДФО

Обустройство позволит увеличить пропускную способность этих объектов в два раза. В дальнейшем, по мере реализации проектов в режиме ТОР и СПВ, будет рассмотрена возможность строительства и реконструкции морских пунктов пропуска Беринговский, Советская Гавань, Владивосток, Зарубино и Певек, воздушных - Благовещенск, Хабаровск (Новый), Якутск и Чита (Кадала), железнодорожного - Махалино и пешеходного - Благовещенск, а также еще 12 ПП различной специализации.

На сегодняшний день уже ведется работа по приоритезации пунктов пропуска. Результатом должно стать выявление участков границы, на которых необходимо в первую очередь сконцентрировать силы по строительству, реконструкции, оснащению ПП исходя из политических факторов, экономического потенциала, обеспечению безопасности, и техническому состоянию ПП. С 2021 г. начнется поэтапный переход приоритетных пунктов пропуска на режим работы, определенный законом о свободном порте Владивосток. В частности, уже действует электронное декларирование грузов, установлены предельные сроки осуществления госконтроля, реализован механизм «единого окна».

4

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

45

Напомним, во время своей недавней рабочей поездки по Дальнему Востоку Михаил Мишустин отметил плохое состояние здешних пунктов пропуска. «Когда нет нормальных переходов, впечатление от той страны, куда люди едут, тоже соответствующее - там же и таможенные, и пограничные процедуры. Должно быть хорошее настроение (у тех, кто переходит границу), ... а здесь, к сожалению, беда», - констатировал премьер1.

В 2016 г. от упраздненной Росграницы нам достались изношенная инфраструктура и объекты незавершенного строительства. Хуже всего ситуация на Дальнем Востоке, где только 4 из 58 функционирующих пунктов пропуска соответствуют нормативу: воздушные - во Владивостоке, Якутске, Южно-Сахалинске и смешанный пункт пропуска Благовещенск. Быстро ситуацию не поправить, ведь проектирование и строительство таких объектов намного сложнее, чем гражданских. Их необходимо оснащать уникальным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим контроль и безопасность госграницы, а это предъявляет особые требования к проектированию и строительству. По правилам производственный цикл реализации таких масштабных проектов - четыре-пять лет. Более 60 % всех капиталовложений в развитие инфраструктуры российских пунктов пропуска направлено в ДФО. Работы предстоит много. В ходе обследования были выявлены серьезные строительные недостатки и существенные просчеты в ряде проектов. В частности, пришлось корректировать устаревшую проектную документацию многосторонних автомобильных пунктов пропуска в Пограничном и Краскино, а их начинали строить к саммиту АТЭС-2012.

В настоящее время проектирование реконструкции объекта в Крас-кино завершено, получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкс-пертизы России». Заключить контракт на строительство мы планируем в нынешнем году, а в следующем - завершить первый этап реконструкции и одновременно начать проектирование будущего развития этого ПП. К 2024 г. его пропускная способность увеличится в 5 раз.

В активной фазе и корректировка проекта реконструкции пункта пропуска «Пограничный». Он доработан под создание дополнительной инфраструктуры, чтобы любители приграничных поездок могли путешествовать на личном автомобиле. График сдачи объекта - конец 2023 г., увеличение пропускной способности - в 7 раз.

А пока вице-премьер Юрий Трутнев поручил увеличить пропускную способность действующей инфраструктуры. В частности, в Пограничном обустроены две дополнительные полосы контроля и досмотровые места для грузового транспорта, отремонтировано освещение. С китайской стороной прорабатывается возможность перевода на семидневный

1 Мишустин раскритиковал реализацию программы по пунктам пропуска в ДФО // РИА Новости. 17.08.2020. URL: https://ria.ru/20200817/1575883123.html (дата обращения: 18.11.2020).

круглосуточный режим работы сопредельных пунктов пропуска в городах Суйфэньхэ и Хуньчунь. Завершить эту работу планируется до конца 2020 г.

За последние годы Росгранстрой достроил и ввел в эксплуатацию автомобильный пункт пропуска «Кяхта» в Бурятии, морской пункт пропуска «Восточный» - в Приморье, стационарный инспекционно-досмотровый комплекс «Забайкальск». Для синхронизации запуска движения между Благовещенском и Хэйхэ по новому мосту через Амур в сжатые сроки обустроен по временной схеме пункт пропуска «Кани-Курган». Сегодня он готов к работе и может пропускать через границу до 190 транспортных средств в сутки, идет проектирование постоянного ПП. В урегулировании проблем межведомственного взаимодействия и необходимого финансирования существенную помощь оказал вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Еще один знаковый объект - реконструкция пункта пропуска «Нижнеленинское» в районе железнодорожного моста между Еврейской автономией и КНР (Нижнеленинское-Тунцзян). Графики строительства ПП, железнодорожной станции и всей необходимой инфраструктуры синхронизированы. Для повышения эффективности и скорости проведения процедур таможенного и транспортного контроля здесь будет построен стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Современное оборудование обеспечит высокий уровень безопасности госграницы. Положительное заключение по проекту получено, строительство начнется в 2021 г.

С целью успешной реализации комплекса мероприятий по обустройству пунктов пропуска в ДФО Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» в период 2018-2021 гг. предусмотрена реализация мероприятий в 10 пунктах пропуска (3 АПП, 3 ЖдПП, 1 ВПП и 3 МПП). Помимо этого, в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в состав которого входит федеральный проект «Логистика международной торговли», в период 2019-2024 гг. запланировано строительство, реконструкция и техническое перевооружение 16 пунктов пропуска (13 из них в ДФО). Предусмотрено также выделение дополнительных средств на эксплуатацию пропуска в период с 2019 по 2024 г.

© Хрущев И. Э., 2020 © Khrushchev I. E., 2020

Для цитирования:

Хрущев И. Э. Мероприятия по строительству и модернизации пунктов пропуска на Дальнем Востоке // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.