Т. П. Афанасьева, Г. П. Новикова
Проблемно-ориентированный анализ состояния педагогической системы ДОО
&
Афанасьева Татьяна Павловна - кандидат педагогических наук, заведующая Центром исследований инновационной деятельности в образовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (Москва, Россия)
Новикова Галина Павловна - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (Москва, Россия)
В статье с позиции ведущих идей научной школы «Теория развивающихся педагогических систем» (РПС-теория) академика РАО В.С. Лазарева представлена технология реализации первого этапа системных изменений в педагогической системе дошкольной образовательной организации - проблемно-ориентированного анализа ее образовательной деятельности. Определена логическая структура реализации анализа, заданы требования к его конечным и промежуточным результатам, описана технология их получения: от актуальных недостатков в результатах образования - к наиболее значимым порождающим их причинам, связанным с недостатками компонентов педагогической системы и недостатками условий образовательной деятельности. Особое внимание авторы уделили критической оценке целей образовательной деятельности и технологии разработки модели выпускника, а также использованию этой модели для оценки достигаемых результатов образования. Ключевые слова: механизмы инновационной деятельности, модернизация механизмов инновационной деятельности, проблемно-ориентированный анализ, технологии инновационной деятельности.
A Problem-Oriented Analysis of Preschool Educational Establishments' Pedagogical System Tatiana P. Afanasyeva, PhD in Pedagogy, Head of the Centre for Research in Education innovation, the Institute of Education Development Strategy, Russian Academy of Education (Moscow, Russia) Galina P. Novikova, PhD in Pedagogy, Professor, Senior Researcher at the Center for Research in Education innovation, Centre for Research in Education innovation, the Institute of Education Development Strategy, Russian Academy of Education (Moscow, Russia) Based on the leading ideas of the Lazarev's scientific school "Theory of Developing Pedagogical Systems" this article presents a technique of implementing the first stage of systemic changes in the educational system of a preschool educational institution - a problem-oriented analysis of its educational activities. It defines the logical structure of analysis implementation and sets down the requirements for its final and intermediate results, describing the technique of obtaining them which ranges from the current shortcomings in the education results to the most important underlying causes, that stem from defective pedagogical system components and defective conditions of educational activities. Special attention is focused on critically evaluating its educational activity objectives and a technique of developing the leaver model in order to use the model in assessing educational results. Keywords: mechanisms of innovation activity, modernizing the mechanisms of innovation activity, a problem-oriented analysis, a technique of innovation activity.
Введение
Успешность введения ФГОС в дошкольном образовании существенно зависит от того, сумеют ли дошкольные образовательные организации (далее - ДОО) воспользоваться педагогическими разработками, созданными в последние годы для их развития на федеральном, региональном, муниципальном уровнях системы дошкольного образования. Сформируют ли они у своих педагогических систем такие качества, которые им необходимы, чтобы с большей эффективностью решать образовательные задачи. Осуществят ли нововведения, способные, при соответствующем использовании, улучшить результаты их работы (Afanaseva Т., 2015).
Качественное введение ФГОС требует от каждого ДОО преобразования всей педагогической системы в целом (Лазарев В.С., 2015). Однако наши исследования показывают, что абсолютное большинство из них развивались или посредством периодического введения единичных (локальных) новшеств и накопления полезного эффекта от этого или посредством модульных нововведений - комплексов связанных между собой изменений, благодаря чему повышалось качество функционирования крупных, относительно самостоятельных частей педагогических систем (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. 2011; 2013). Эти организации не имеют опыта введения системных новшеств. Следовательно, им для успешной реализации ФГОС важно освоить современные технологии решения задач инновационной деятельности и наиболее эффективные формы ее организации (Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2013; Афанасьева Т.П., 2014; 2015).
Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы ДОО
Первый этап реализации системных изменений в педагогической системе ДОО - проблемно-ориентированный анализ ее образовательной деятельности. Его назначение - дать обобщенные оценки результатов образовательной деятельности, выявить ее недостатки и показать их основные причины. Он также призван показать динамику изменения результатов образовательной деятельности, и, если обнаружатся нежелательные тенден-
ции, объяснить их причины. Общее требование к анализу - быть чувствительным к проблемам. Однако в настоящее время ДОО в основном характеризуются низким качеством своей аналитической работы (ее фрагментарностью, отсутствием причинно-следственных связей недостатков в результатах образования с недостатками педагогических систем, неконкретностью выделенных проблем образовательной деятельности и др.) (Афанасьева Т.П., 2014).
Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы ДОО предполагает определенную логическую структуру реализации, предусматривающую движение от конечных образовательных результатов (на выходе из подготовительной группы) - к промежуточным (на выходе из старшей, средней, младшей групп) в три основных шага:
• анализ целей и результатов на выходе ДОО;
• анализ основных компонентов педагогической системы ДОО в рамках каждой возрастной группы, обеспечивающих достижение поставленных целей;
• анализ условий реализации образовательных процессов.
В процессе анализа предстоит выяснить:
• что именно не удовлетворяет в результатах образовательной деятельности (Tietze W., Viemickel S.; Fthenakis E.W.);
• каковы причины недостатков в результатах;
• что нужно изменить в образовательной деятельности и ее условиях, чтобы достигать более высоких результатов (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П., 2012).
Если фактические результаты образования соответствуют желаемым результатам (образовательным целям), то необходимости в изменениях образовательной деятельности не возникнет. Однако цели, которые ставит перед собой педагогический коллектив, могут в разной степени соответствовать объективно необходимым ^сРметР^ !.,).). В случае несоответствия образовательных целей объективным условиям деятельности ДОО результаты, признаваемые ее руководством удовлетворительными, в действительности таковыми не будут. Поэтому первым шагом проблемно-ориентированного анализа является критическая оценка целей образования. Результатом такой оценки станет решение - останутся ли образовательные цели неизменными и далее, или же их следует пересмотреть.
После определения целей сравниваются фактические и желаемые результаты образования и выделяются пункты, по которым имеется наибольшее несоответствие. Существование значительных расхождений между целями и достигаемыми результатами свидетельствует о наличии значимых проблем в образовательной деятельности. Выявление значимых рассогласований между образовательными целями и результатами - второй шаг проблемно-ориентированного анализа.
Поставить проблемы - значит не только выявить рассогласования между желаемыми и фактическими результатами образования, но и установить, чем обусловлено их существование, т.е. что является причинами этих рассогласований. Выявление причин недостатков в результатах образования - третий шаг анализа образовательной деятельности ДОО.
Выявленные причины недостатков в образовательной деятельности, разделяют на внешние и внутренние по отношению к образовательной деятельности и определяют актуальные направления ее совершенствования. Этим завершается проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной деятельности.
Трехуровневая структура аналитического процесса (уровень ДОО - уровень возрастной группы - уровень воспитателя или педагога) позволяет установить связь причин недостатков в деятельности каждого воспитателя и педагога в каждой возрастной группе с недостатками в результатах образовательной системы в целом. Именно поэтому важно обеспечить участие в анализе образовательной деятельности всего коллектива педагогов и воспитателей, а также представителей родительской обществен ности.
Оценка и переопределение целей образовательной деятельности
Первый шаг анализа - оценка и переопределение целей образовательной деятельности. Каждый очередной цикл разработки и реализации программы развития начинают с обсуждения, нуждается ли существующая модель выпускника в изменении. ДОО важно представлять модели выпускника для каждой ступени (Tietze W., Viemickel S.; Plantenga, ,).).
Основная задача дошкольного образования состоит в содействии полноценному прожи-
ванию ребенком разных возрастных периодов жизни и создании условий для формирования новообразований, соответствующих этим возрастным периодам. К окончанию ДОО выпускнику важно формирование (развитие) качества (компетенции), которые позволят ему быть субъектом своей дальнейшей жизнедеятельности. Какие это качества? Педагогический коллектив ДОО самостоятельно отвечает на этот вопрос и определяет:
• какие предпосылки картины мира (физического, органического, социального) для ориентации в этом мире важно иметь выпускнику;
• предпосылки каких качеств, позволяющие выпускнику на определенном уровне реализовать себя как субъекта учебной, трудовой, коммуникативной и др. деятельностей, необходимо развивать?
Согласно ФГОС ДО, в модели выпускника ДОО представлены цели по всем направлениям его развития: социально-коммуникативному; познавательному; речевому; художественно-эстетическому; физическому. Каждая цель направлена на формирование (развитие) у выпускников качеств, необходимых им в данной образовательной области как субъектам де-ятельностей и отношений: чтобы они хотели и умели их реализовывать.
Однако направления развития воспитанников еще не определяют целей образования, хотя часто именно направления представляют как цели. Хорошо поставленная цель обязательно отвечает на вопросы: какой результат мы хотим получить; где и когда; как мы можем проверить соответствие фактически достигнутого результата желаемому?
Способность быть субъектом какой-либо деятельности может иметь много уровней развития. Поэтому, проектируя цели образования, важно различать эти уровни и четко представлять, какого именно уровня развития педагогический коллектив стремится достичь.
В качестве основания для постановки новых целей ДОО может выступать модель ее выпускника. Под моделью выпускника нами понимается предполагаемый результат совместной деятельности ДОО и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных личностных качествах, которыми будет обладать выпускник. Она может включать в себя знания об окружающем мире и знания о мире деятельности. Согласно этой модели, у дошкольников формируются (развиваются) качества (компетенции), которые позволят им в дальнейшем быть полноценными субъектами своей даль-
нейшей жизнедеятельности (Лазарев В.С., 2008; Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2015). Какие это качества?
У выпускников ДОО важно формировать картину мира (физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развивать у них компетенции, позволяющие им на определенном уровне реализовать себя как субъекта:
• игровой, учебной, трудовой, исследовательской, художественно-эстетической деятельностей;
• гражданских (правовых) отношений;
• национальных отношений;
• семейных отношений;
• общения;
• самопознания;
• саморазвития;
• здорового образа жизни;
• отношений с природой.
На более высоком уровне эти качества будут затем формироваться в школе.
На рисунке 1 представлены направления развития личности воспитанников ДОО как субъектов своей жизнедеятельности.
Рис. 1. Направления развития личности воспитанников ДОО как субъектов своей жизнедеятельности
При разработке модели выпускника с помощью предложенной схемы определяются те направления, в рамках которых будут поставлены цели развития воспитанников. Их выбор обусловливается: требованиями ФГОС ДО; выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными программами); спецификой ДОО, ее предназначением.
В различных точках пространства своего развития воспитанник характеризуется:
• широтой и глубиной картины окружающего мира: физического, органического, социального;
• широтой и глубиной образа «Я»;
• сформированностью ценностного отношения к саморазвитию и самореализации как главным жизненным ценностям;
• зрелостью ценностной ориентации;
• зрелостью самоопределения: деятельнос-тного; национального; гражданского;
• способностью содержательно анализировать, планировать, рефлексировать свою жизнедеятельность;
• способностью самоконтроля (способностью обеспечивать соответствие своих действий и поступков принятым планам, правилам, нормам);
• составом реализуемых видов деятельности;
• их операциональной оснащенностью;
• коммуникативной культурой.
Так как в разные возрастные периоды каждая из названных характеристик имеет свои значения, а образование не является единственной формой развития человека, цели ДОО определяются как желаемые характеристики субъекта жизнедеятельности, за формирование которых она принимает на себя ответственность.
При проектировании цели для каждой позиции воспитанника как субъекта задается содержание операционального и ценностного (смыслового) компонентов, подлежащих формированию. В результате для каждого направления развития будет определена цель.
Ниже приводится состав целей и их примерное содержательное наполнение. В зависимости от своих предпочтений и возможностей каждая ДОО (или педагог) может расширять или сужать состав целей и их составляющие.
Цель: формирование у выпускников предпосылок картины физического мира, включающей:
• первичные представления о строении физического мира на каждом его уровне: космос в целом (звезды, Солнце, планеты); планета Земля (оболочки Земли: вода, воздух, грунт, почва); вещество, микромир;
• знание о свойствах объектов физического мира (форма, цвет, размер, материал, движение, покой и др.);
• представления о связях в неживой природе (временные, причинно-следственные);
• знание природы основных видов явлений в системах физического мира (дождь, снег, радуга, молния, затмение и др.).
Цель: формирование у выпускников предпосылок картины органического мира, включающей:
• первичные представления о процессе зарождения жизни на Земле;
• знание основных видов растительного мира (деревья, кусты, травы, мхи, водоросли; культурные, дикорастущие, комнатные) и условий их существования;
• знание основных видов животного мира (звери, птицы, рыбы, насекомые; дикие, домашние, одомашненные) и условий их существования;
• знание других форм жизни: грибы, микроорганизмы (вирусы, бактерии);
• знание основных причин разнообразия видов растений и животных;
• знание жизненных циклов различных видов растений и животных;
• знание о способах размножения у различных видов растений и животных.
Цель: формирование у выпускников предпосылок картины социального мира, включающей:
• представление о своем государстве и принадлежности к нему (название страны, местоположение на карте, символика; «малая родина» - город, улица, дом, квартира);
• представление о других странах мира;
• знание государственных символов России (флаг, герб);
• знание наиболее важных исторических событий и фактов;
• знание основных этических ценностей и норм;
• умение ориентироваться в доступном социальном окружении (понимать чувства других людей и сопереживать им и др.);
• умение проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе;
• умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• умение уважительно относиться к чужому мнению.
Цель: освоение выпускниками основ знаний о человеке, включающих:
• знание о человеке как представителе живой природы;
• представление об особенностях строения и функций организма человека;
• знание основных факторов, оказывающих негативное влияние на организм человека;
• представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
• знание о причинах различий в способностях людей;
• знание основных характеристик развитой личности.
• знание о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях.
Цель: формирование у выпускников качеств, необходимых им как субъектам игровой деятельности, включая:
• ценностное отношение к игре как сфере саморазвития и самореализации;
• умение играть во все виды игр от пред-метно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами;
• умение в игре моделировать отношения и события реальной жизни;
• умение придумать сюжет игры, распределять роли, реализовывать ролевое поведение на всем протяжении игры;
• умение придерживаться в процессе игры намеченного замысла;
• умение в зависимости от сюжета обеспечить четкую последовательность, разнообразность и динамичность игровых действий;
• умение через участие в совместных играх и их организации взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• умение в игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств субъекта учебной деятельности, включая:
• интерес к освоению нового;
• понимание необходимости учения на протяжении всей жизни;
• умение принять цель деятельности;
• умение элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы;
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение добиваться получения адекватного цели результата;
• умение контролировать свою деятельность по результату, находить ошибки и исправлять их;
• умение понятно выразить в речи итог познания;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
• умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому, самостоятельно формулировать вопросы;
• умение при решении задач пользоваться несложными наглядными моделями, схемами;
• умение сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки;
• умение следить за ходом рассуждения взрослого и сверстника.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых в трудовой деятельности, включая:
• ценностное отношение к труду как сфере самореализации и саморазвития;
• ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• знания о социальной значимости труда;
• первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
• сознание ответственности за результаты труда;
• умение планировать и организовывать свою работу;
• умение подчинять свое поведение нормам и правилам совместной работы;
• умение проявлять самостоятельность в трудовой деятельности (выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр и т.д.);
• владение карандашом, ножницами;
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств субъекта исследовательской деятельности, включая:
• интерес к познанию мира, желание узнать новое;
• живое, заинтересованное участие в познавательном процессе;
• интерес к наблюдению, экспериментированию, самостоятельному поиску новой информации;
• владение наиболее простыми способами сбора исходных данных;
• умение устанавливать элементарные связи между явлениями (например: во дворе лужи, потому что прошел дождь);
• опыт участия в исследовательских проектах.
Цель: развитие у выпускников предпосылок качеств субъекта художественно-эстетической деятельности, включая:
• ценностное отношение к искусству как
сфере духовного развития человека и его самовыражения;
• интерес к художественному творчеству (прослушиванию музыки, художественной литературы, фольклора и др.);
• умение сопереживать персонажам художественных произведений (сказок, историй, рассказов);
• предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
• эмоциональную реакцию на музыкальные, художественные произведения, произведения изобразительного искусства;
• элементарные представления о видах искусства;
• владение простыми техниками художественного творчества в каких-то областях искусства (аппликация, рисование, лепка, конструирование);
• умение предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе, аппликации и др.
• опыт художественного творчества (художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры).
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых им как субъектам общения, включая:
• понимание ценности общения;
• интерес к общению с взрослыми и сверстниками;
• эмоционально позитивное отношение к процессу общения;
• владение речевыми умениями, вербальными и невербальными средствами общения;
• умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, задавать вопросы и т.п.;
• умение изменять характер общения с взрослым и сверстниками в зависимости от ситуации;
• умение находить выход из конфликтных ситуаций (обсуждать возникшие проблемы, правила; договориться, уступить и т.п.);
• умение поддержать разговор на интересную тему.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых им как субъектам национальных отношений, включая:
• ценностное отношение к истории и культуре своего народа;
• знание других наций и народов;
• уважительное отношение к представителям других наций и народов;
• знание о межкультурных, национальных и расовых различиях;
• опыт общения с представителями других национальных культур.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых им как субъектам отношений с природой, включая:
• понимание ценности бережного отношения к природе;
• знание способов негативного влияния человека на природу и понимание его последствий;
• знание способов бережного природопользования;
• элементарные экологические умения и знания;
• умение оценивать состояние окружающей природной среды;
• умение оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе;
• соблюдение правил поведения в природе;
• готовность участвовать в охране и защите окружающей среды;
• эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами;
• опыт ухода за животными и растениями;
• опыт участия в природоохранных и природосберегающих проектах.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых им как субъектам саморазвития, включая:
• ценностное отношение к своему развитию;
• выраженный интерес к оценке своих способностей в различных сферах;
• понимание причин своего успеха и неуспеха (в приложенных собственных усилиях: постарался - не постарался, подумал - не захотел думать и т.п.);
• осознание своих недостатков;
• умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• умение давать самооценку себе и своим поступкам.
Цель: формирование у выпускников предпосылок качеств, необходимых им как субъектам здорового образа жизни, включая:
• ценностное отношение к сохранению здоровья;
• начальные представления о здоровом образе жизни (соблюдении режима дня, рацио-
нальном питании, о значении двигательной активности в жизни человека);
• знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, и последствий их действия;
• знание о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
• знание основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
• стремление к двигательной активности и физическому совершенствованию (развитию скоростных и силовых качеств, гибкости, выносливости и координации);
• стремление к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;
• соблюдение правил здорового образа жизни и занятий физической культурой;
• умение выполнять гигиенические процедуры;
• двигательный опыт (овладение основными движениями);
• здоровые привычки в еде;
• опыт здоровьесбережения.
Переопределение образовательных целей важно не только для ДОО в целом, но и для всех возрастных групп - на конец каждого возрастного периода (промежуточные желаемые результаты). Установленный таким образом перечень целей позволяет сформулировать ориентиры для всех результатов образовательной деятельности воспитателей и педагогов, определяемых с точки зрения интересов ДОО в целом. И педагоги в результате будут стремиться их достигать. Требования могут определяться в процессе движения от подготовительной группы -к младшей, а внутри - по направлениям развития (табл. 1).
Проблематизация достигаемых результатов
Второй шаг анализа - проблематиза-ция достигаемых результатов. Когда вопрос о модели выпускника решен, для проведения дальнейшего анализа образовательной системы создается рабочая группа из представителей администрации и педагогического коллектива (может быть создано несколько рабочих групп по количеству возрастных групп в ДОО) для представления к установленному сроку обоснованных выводов о том:
Таблица 1. Рабочая форма для переопределения образовательных целей ДОО
Направления развития Желаемые результаты (цели)
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Обязательная часть
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Вариативная часть
• какие образовательные результаты в наибольшей мере не соответствуют желаемым;
• каковы причины недостатков в результатах образования;
• какие направления изменения в деятельности образовательного учреждения следует выделить в качестве приоритетных.
Работа аналитической группы начинается с анализа статистических данных мониторинга результатов образования (сегодня проведение такого мониторинга - обязательное требование к деятельности образовательных органи-
заций). Параллельно может проводиться по специальным анкетам опрос родителей и учащихся (Tietze W.; Viemickel S.).
В ходе анализа результатов образования по каждой позиции модели выпускника устанавливается: достижения какой доли выпускников по данной позиции соответствуют модельным или желаемым (полностью; в основном; на минимально допустимом уровне; на низком уровне). Для анализа может быть использована таблица, которая составляется и заполняется по представленной ниже форме (табл. 2).
Таблица 2. Рабочая форма для выявления недостатков в итоговых результатах образования
Желаемые результаты (цели) Доля воспитанников (в %), достигающих результата на соответствующем уровне Степень соответствия цели и результата
Полное соответствие Соответствие в основном Соответствие на минимальном уровне Соответствие на низком уровне
1 2 3 4 5 6
Обязательная часть
1. Освоение воспитанниками содержания образовательной программы по направлению «формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие на уровне
1.1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) и основных движений в соответствии с воз-растно-половыми нормативами 25 30 43 2 0,52
1.2. Обеспечение накопления и обогащения двигательного опыта детей (овладения основными движениями) в соответствии с возрастными нормативами
1.3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании в соответствии с возрастными нормативами
2........................................................
Вариативная часть
............................................................ III II
В клетках таблицы указывается процент воспитанников, которые достигают желаемого результата на соответствующем уровне. Сумма оценок по каждой строке должна составлять 100.
После заполнения таблицы определяется степень соответствия цели и результата по ее каждой строке. Эта степень рассчитывается для каждой строки по формуле:
Степень соответствия цели и результата = (5ЧО1 + 3ЧО2 + 1ЧО3 ) / 500,
где: О,, О2, О3 - доли воспитанников, указанные в столбцах 2, 3, 4 по соответствующей строке.
Степень соответствия цели и результата колеблется от 1 до 0. Для приведенного на рисунке 3 примера распределения воспитанников по уровню освоения образовательной программы по п. 1.1 степень соответствия цели и результата равна 0,52.
Для дальнейшего анализа выделяется группа результатов (не более 6), которые в наибольшей мере не соответствуют образовательным целям. Причины, обусловливающие это несоответствие, будут выявляться на следующем шаге проблемно-ориентированного анализа.
Параллельно с анализом итоговых образовательных результатов ДОО, которые одновременно являются результатами подготовительной группы, аналогичным образом ведется анализ промежуточных результатов, получаемых на выходе всех остальных возрастных групп.
Обоснованность оценки определяется тем способом, которым она осуществляется. При определении способа оценки результатов можно исходить из следующих вариантов:
а) оценка проводится по специальной методике, детально определяющей последовательность процедур, технологию их выполнения и критерии оценки результатов;
б) оценка проводится на основе методических рекомендаций, не определяющих детально ее технологию;
в) оценка проводится без использования каких-либо методик или методических рекомендаций.
В результате каждому требуемому результату в соответствие будет поставлен реализуемый способ его оценки. Это может быть представлено в виде таблицы (табл. 3).
Результатом первого этапа проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности будут составленные для каждой возрастной группы списки из пяти-шести наиболее значительных расхождений между образовательными целями и результатами (табл. 4).
Выявление причин недостатков в результатах образования
Третий шаг анализа - выявление причин недостатков в результатах образования. Содержательно определить проблемы образовательной деятельности - значит не только выявить рассогласования между желаемыми
Таблица 3. Рабочая форма для определения способов оценки результатов образования
Требуемые итоговые результаты (цели) Реализуемые способы оценки
а б в
Обязательная часть
1. Освоение воспитанниками содержания образовательной программы по направлению «физическое развитие»
1.1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) и основных движений в соответствии с возрастно-половыми нормативами
1.2. Обеспечение накопления и обогащения двигательного опыта детей (овладения основными движениями) в соответствии с возрастными нормативами
1.3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании в соответствии с возрастными нормативами
2. Освоение воспитанниками содержания образовательной программы по направлению «охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья»
Вариативная часть
Таблица 4. Наибольшие расхождения образовательных целей и результатов
Желаемые результаты образования (цели) Степень соответствия цели и результата
Обязательная часть
1........................................ 0,68
2........................................ 0,76
3........................................ 0,72
Вариативная часть
4........................................ 0,75
5........................................ 0,76
и фактическими результатами на выходе, но и установить, какие недостатки в педагогической системе являются причинными неудовлетворительных результатов образования.
Выявление причин недостатков в результатах ведется одновременно во всех возрастных группах. Это - наиболее сложная часть анализа. Выделение элементов педагогической системы, требующих изменения, является главным источником затруднений для воспитателей и педагогов, так как практически во всех ДОО анализ осуществляется фрагментарно, а движение не всегда происходит от следствия к вызвавшей его причине. Кроме того, анализ часто является неполным, поверхностным, ведется только по отношению к отдельным частям и компонентам образовательной системы, что существенно затрудняет определение масштаба необходимых изменений. В большинстве случаев анализ завершается прежде, чем устанавливаются действительные причины выявленных на его начальном этапе недостатков в результатах образовательной деятельности, что не позволяет установить глубину необходимых преобразований в образовательной системе, а также требуемых для этого затрат (временных, трудовых, материальных).
Недостатки в результатах образования могут быть следствием либо того, что компоненты системы не обладают нужными качествами, либо того, что имеет дефекты структура системы, либо того и другого одновременно. Исходя из этого, основными причинами, обусловливающими неспособность ДОО достигать желаемых результатов образования, потенциально могут быть недостатки в образовательной деятельности и ее условиях.
Основными причинами, обусловливающими несоответствие фактических и желаемых результатов образования, потенциально могут быть недостатки ее компонентов:
• несовершенство содержания образовательных программ;
• несовершенство образовательных технологий;
• несовершенство организационных форм образовательного процесса;
• недостаток квалификации педагогических кадров;
• недостаток мотивации педагогических кадров;
• несовершенство плана образовательной деятельности;
• несовершенство взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;
• несовершенство взаимодействия педагогов и воспитателей с воспитанниками;
• несовершенство способов контроля образовательного процесса и оценки его результатов;
• несовершенство организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Другую груп пу причин составля ют недостатки условий образовательной деятельности:
• переполненность группы;
• недостаточный уровень подготовки воспитанников в предыдущей возрастной группе;
• несовершенство материально-технической базы;
• несовершенство предметно-развивающей среды;
• несовершенство гигиенических условий;
• недостаток информационного обеспечения;
• недостаточное стимулирование сотрудников;
• недостаток методического обеспечения;
• недостаток финансового обеспечения.
Названное выше - это только виды причин.
При анализе конкретной образовательной системы причины недостатков в результатах ее функционирования предстоит определить бо-
лее содержательно. Если, например, в качестве значимой причины выделяется «несовершенство образовательных технологий», то важно конкретизировать, в чем это несовершенство выражается и каких именно технологий.
В качестве рабочего документа полезно использовать приведенную ниже таблицу (табл. 5). В строки первого столбца вписываются выделенные на предыдущем шаге анализа наиболее существенные недостатки в результатах образования. Количество остальных столбцов должно быть равно количеству видов причин, обусловливающих неспособность ДОО достигать желаемых результатов образования.
В клетки таблицы напротив каждого недостатка в результатах образования вносится оценка степени влияния на него соответствующей причины. Степень влияния каждой причины оценивается по следующей шкале:
5 - оказывает решающее влияние на этот недостаток в результатах, т.е. является главной причиной;
3 - сильно влияет, но главной причиной не является;
1 - влияет не сильно, но и не слабо;
0 - слабо влияет, либо не влияет вовсе.
Заполнение таблицы упрощается, если, двигаясь по каждой строке, сначала поставить «0» в ячейках на пересечении со столбцами, в которых находятся причины, влияющие слабо или не влияющие вообще на выделенный недостаток, затем поставить «1» в ячейках на пересечении с причинами, влияющими не сильно, но и
не слабо. Так, двигаясь по предложенной выше шкале степени влияния причин снизу вверх, можно выделить причину (или несколько причин), оказывающих на возникновение недостатка решающее влияние. Можно выбрать любой другой способ работы с таблицей. Важно только заполнить все ее ячейки.
После заполнения таблицы причины недостатков в результатах образования, оцененные как оказывающие решающее влияние и сильно влияющие, при необходимости конкретизируются. Например, уточняется, в чем собственно состоят недостатки в содержании образовательных программ или в образовательных технологиях (методиках).
При оценке влияния недостатков образовательной системы ДОО на результаты образования важно заботиться о максимально возможной их обоснованности. Наиболее просто выделить основные причины в таких случаях, когда, например, при анализе результатов установлено, что выпускники не получают необходимой им подготовки в рамках какой-либо из образовательных областей. Значительно сложнее искать причины в тех случаях, когда обнаруживается, что большая часть выпускников ДОО слабо осваивает содержание каких-либо программ. Здесь нужен более глубокий анализ, чтобы не ошибиться в постановке диагноза и не списать дефекты педагогического процесса на «природу» (т.е. на якобы наследственно обусловленный недостаток способностей) или какую-то другую псевдопричину.
Таблица 5. Рабочая форма для анализа причин недостатков в достижениях выпускников ДОО
Актуальные недостатки в результатах образования Причины, порождающие недостаток в результатах образования
Несовершенство содержания образовательных программ Несовершенство образовательных технологий Несовершенство организационных форм образовательного процесса Несовершенство образовательных технологий Несовершенство материально-технической базы
1 2 3 4 5 п
Недостаток 1
Недостаток 2
Недостаток N
Предположим, что при анализе результатов образования обнаружился большой разброс в степени освоения содержания программы какой-либо образовательной области. Одни этот разброс объяснят различиями в способностях воспитанников. Тогда это не проблема данной ДОО. Однако такое объяснение означит лишь уход от проблемы. Другие могут связывать разброс в результатах образования с недостаточно высокой квалификацией воспитателя. Если это действительно так, то, конечно, это весомый негативный фактор, но нельзя игнорировать и другие причины.
Среди выделенных выше причин недостатков в результатах образования есть две, требующие специального рассмотрения. Когда причина состоит в том, что в учебном плане отсутствуют нужные образовательные программы, или в том, что применяются устаревшие образовательные технологии, или чего-то не хватает в материально-технической базе, дальше анализировать нечего и нужно искать способ изменения существующего положения. Иначе обстоит дело в случаях, когда неудовлетворительные результаты на выходе ДОО или какой-то ее возрастной группы связываются с недостаточной мотивированностью воспитателей или педагогов. Мало констатировать, что воспитатели или педагоги не хотят что-то делать, нужно обоснованно ответить на вопрос: «Почему не хотят?» Здесь опора на здравый смысл ненадежна, нужно опираться на психологические знания механизмов мотивации (Лазарев В.С. и др., 1995; Лазарев В.С., Елисеева И.А., 2013; Алексеенкова Е.Г., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2015).
Наряду с достижениями детей, важными показателями качества работы ДОО является удовлетворенность ими родителей и педагогов. Проблемно-ориентированный анализ качества работы ДОО с этих сторон проводится Родительским комитетом и администрацией. Сбор исходной информации для анализа проводится путем анкетного опроса родителей и педагогов. В анкете для родителей им предлагается дать оценку различным аспектам деятельности ДОО, в том числе:
• организации образовательной деятельности;
• качеству образования;
• возможности получения необходимой информации о развитии своих детей;
• возможности получения информации о деятельности образовательного учреждения;
• возможности получить консультативную помощь от педагогов;
• отношениям с педагогами;
• отношениям между воспитанниками;
• отношениям между воспитанниками и воспитателями (педагогами);
• санитарно-гигиеническим условиям;
• организации питания детей в учреждении дошкольного образования;
• качеству питания;
• продуктивности взаимодействия с воспитателями и педагогами;
• возможности для дополнительного образования детей;
• состоянию материально-технической базы.
В анкете для воспитателей и педагогов им
предлагается дать оценку:
• степени удовлетворенности результатами своей педагогической деятельности;
• степени удовлетворенности общими результатами деятельности педагогического коллектива;
• необходимости изменений в педагогической системе ДОО;
• уровню своей заработной платы;
• наличию среди предлагаемых в образовательном учреждении вознаграждений за достижения в педагогической деятельности ценных для себя;
• объективности оценки администрацией результатов деятельности педагогов;
• вероятности получения ценных для себя вознаграждений в случае успеха в педагогической деятельности;
• справедливости распределения вознаграждений за достижения педагогов в их деятельности;
• степени благоприятности материально-технических и организационных условий для деятельности воспитателей и педагогов;
• психологическому климату в коллективе;
• сплоченности коллектива;
• отношениям между воспитателями, педагогами и администрацией;
• отношениям с родителями;
• отношениям с воспитанниками;
• познавательной активности воспитанников;
• дисциплинированности поведения воспитанников;
• возможностям для повышения своей квалификации;
• возможностям для участия в конференциях, семинарах, встречах с учеными;
• возможностям для изучения передового опыта других учреждений дошкольного образования;
• доступности информации о новых педагогических разработках.
Данные опросов дают возможность для выявления недостатков не только в образовательной деятельности, но и в различных аспектах жизни ДОО.
Важным моментом анализа является разделение всех причин недостатков на внутренние для каждой возрастной группы (воспитателя, преподавателя) и внешние, т. е. на те причины, устранить которые воспитатель и педагог могут самостоятельно, и те, которые могут быть устранены на уровне ДОО в целом.
Заключительным шагом анализа является выделение актуальных проблем, на решение которых будет направлена разрабатываемая программа развития ДОО.
Обобщение и оформление результатов анализа
Четвертый шаг анализа - обобщение и оформление его результатов. На этом этапе важно получить ответ на вопрос: «Что нужно изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести в соответствие с целями результаты образовательной деятельности?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
• в образовательных целях;
• в плане образовательной деятельности;
• в содержании образовательных программ;
• в образовательных технологиях;
• в условиях реализации образовательных программ;
• в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Данные таблицы 5, заполненной для каждой возрастной группы, где выделены и содержательно определены основные причины каждого недостатка в результатах образования, сводятся в таблицу 6.
Основным результатом этого шага анализа является ответ на вопрос: «На устранение каких причин недостатков в результатах должно быть сосредоточено основное внимание при разработке программы совершенствования педагогическим коллективом своей педагогической деятельности?». Другим результатом анализа могут стать предложения руководству ДОО по совершенствованию обеспечения образовательной деятельности.
Результаты анализа обобщаются, и оценивается степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы возрастной группы по следующей шкале:
• изменения не требуются;
• требуются небольшие изменения;
• требуются умеренные изменения;
• требуются большие изменения;
• требуются очень большие изменения.
Для наглядности обобщенные выводы анализа могут быть представлены в виде профиля образовательной системы ДОО (рис. 2).
Таблица 6. Форма для представления результатов проблемно-ориентированного анализа образовательной системы ДОО
Недостатки в результатах образования Причины недостатков в результатах образования
1. На выходе из подготовительной группы
2. На выходе из старшей группы
3. На выходе из средней группы
4. На выходе из младшей группы
Рис. 2. Профиль проблем образовательной системы ДОО
При написании раздела «Анализ состояния образовательной системы ДОО», который является первым разделом программы его развития, не стоит воспроизводить в нем весь ход проделанной аналитической работы. Текст раздела желательно сделать кратким, но концентрированным. В нем представляют:
• образовательные цели, на достижение которых ориентирована ДОО;
• образовательные результаты, по которым существуют наибольшие рассогласования между целями и достижениями;
• таблицу, в которой показаны причины недостатков в результатах образовательного процесса по каждой группе;
• профиль проблем образовательной системы ДОО.
Качественно выполненный проблемно-ориентированный анализ функционирования педагогической системы - основа для качественной реализации остальных этапов инновационной деятельности: проектирования желаемой в будущем педагогической системы (определение целей развития); стратегического планирова-
ния преобразований в педагогической системе; разработки инновационных проектов решения частных проблем; осуществления нововведений; оценки результатов преобразований и ин-ституализация изменений в педагогической системе. А технология проблемно-ориентированного анализа может стать основой для совершенствования механизма выявления актуальных потребностей изменений в педагогической системе ДОО (Лазарев В.С., 2013).
Результаты исследования
Апробация технологии проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности проводилась в ДОО Москвы и Московской области в 2011-2015 годах.
На начальном этапе исследователями были выявлены типичные ошибки анализа состояния образовательных систем ДОО и определены способы их преодоления.
Так, наиболее распространенной ошибкой было полное отсутствие анализа результатов образовательной деятельности. Часто он подменялся краткой поверхностной характеристикой образовательных результатов. При этом отмечались успехи и достижения, а проблемы, как правило, не фиксировались. Это связано со сложившимися в системе образования установками, что наличие проблем - это плохо, поэтому не стоит демонстрировать свое «грязное белье». Если какие-то проблемы и фиксировались, то, как правило, в качестве причин их возникновения назывались внешние для ДОО факторы.
Другая распространенная ошибка анализа -его неполнота. В процессе анализа выделялось, как правило, небольшое число неудовлетворительных результатов на выходе ДОО, наличие которых рассматривается в качестве наиболее значимых его проблем. Существование этих проблем, как правило, объяснялось наличием небольшого количества негативных факторов (причин) в педагогической системе или вне ее и делался вывод о необходимости их устранения.
Серьезным недостатком анализа выступала и организация его проведения. Опрос руководителей ДОО выявил, что только в некоторых из них анализ педагогической деятельности проводился с участием части педагогов и воспитателей.
Предлагаемые формы участия персонала ДОО в аналитической деятельности позволили ему активно включаться в анализ проблем в образовательной деятельности на индиви-
дуальном, групповом уровне и уровне ДОО в целом.
Групповой анализ проблем образовательной деятельности, ориентированный на его реализацию по основным линиям развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и возрастным группам (младшая, средняя, старшая), позволил: определять и конкретизировать цели совместной работы; формулировать и обсуждать проблему, относящуюся к той или иной области развития; выбирать формы групповой работы; определять характер участия каждого воспитателя и педагога в совместной работе.
Для повышения эффективности аналитической деятельности были разработаны и реализованы программы обучения персонала методам выявления, оценки и выбора проблем для первоочередного решения, предполагающие обучение в деятельности, включающие: тренинг для руководителей ДОО «Совершенствование мотивационной среды инновационной деятельности ДОО»; тренинг для персонала «Способы выявления проблем в деятельности воспитателя ДОО»; тренинг «Групповой анализ проблем познавательно-речевого развития ребенка» и др.
Это позволило участникам аналитической деятельности в ДОО выявлять большую часть имеющихся проблем, адекватно их оценивать, обоснованно выбирать наиболее приоритетные из них для первоочередного устранения. ■
Литература
1. Алексеенкова Е.Г. Различия в качестве мотивационной среды инновационной деятельности общеобразовательных учреждений / Е.Г. Алексеенкова, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 14 апреля 2015 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. -Ярославль-М.: Канцлер, 2015. Ч.1. -С.142-148.
2. Афанасьева Т.П. Разработка модели деятельности организации дошкольного образования по повышению качества реализации ФГОС ДО /Т.П. Афанасьева // Педагогическое образование и наука - 2015. - №3. -С.20-25.
3. Афанасьева Т.П. Механизмы инновационной деятельности по реализации ФГОС в дошкольном образовании / Т.П. Афанасьева
// Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Международной научной конференции (Москва, 17 - 18 марта 2015 г.). - М.: МАНПО, 2015. - С. 438 - 444.
4. Афанасьева Т.П. Готовность организаций дошкольного образования к реализации ФГОС и факторы ее обуславливающие /Т.П. Афанасьева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 2-3 апреля 2015 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2015. - С. 17-32.
5. Афанасьева Т.П. Эффективность механизмов инновационной деятельности организаций дошкольного образования - главный фактор качественной реализации ФГОС //Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5.
6. Афанасьева Т.П. Влияние мотивацион-ной среды на готовность педагогического коллектива образовательного учреждения к участию в инновационной деятельности / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 18 апреля 2014 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2014.
7. Афанасьева Т.П. Повышение качества поиска и оценки педагогических новшеств в учреждении дошкольного образования: науч.-ме-тод. пособие / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. - Москва, 2013. - 115 с.
8. Афанасьева Т.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования/ Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. - М.: ИРОТ. -2012. - 116 с.
9. Афанасьева Т.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. - Москва: ИРОТ, 2011. - 260 с.
10. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем// Педагогика, 2015 - № 6 - С. 3-16.
11. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева ИА. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения. - М.: «Авторский Клуб», 2015.
12. Лазарев В.С. Модернизация механизмов инновационной деятельности //Педагогическое
образование и наука. - 2013. - № 5.
13. Лазарева В.С. Управление инновациями в школе: учеб.пособие / Лазарев В.С. - М.: Центр пед. образования, 2008.
14. Лазарев В.С. Психологические условия эффективности инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений/ В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вестник СурГПУ - 2013 - №1.
15. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Пуден-ко Т.И., Елисеева ИА. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. B.C. Лазарева. - М., 1995.
16. Новикова Г.П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС / Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. //Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 5.
17. Afanaseva Tatyana. Factors Governing the Differences in the Degree to Which Preschool Learning Institutions are Prepared to Adopt the Federal State Educational Standard / Tatyana Afanaseva //European Journal of Contemporary Education - 2015 - Vol.(11),Is.1, pp. 4-15.
18. Fthenakis E.W. Die Forderung nach pädagogischer Qualität // Auf Anfang kommt es an., Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend, Berlin: 2003.
19. Pädagogische Qualität in Tageseinrichtungen für Kinder. Ein nationaler Kriterienkatalog / Tietze W., Viernickel S. (Hrsg.). Weinheim: Beltz, 2003
20. Plantenga, J. Investing in Childcare. The Barcelona childcare targets and the European social model. Paper presented at the Paper presented at the Child Care in a ChangingWorld-Conference, Groningen, 2004.
21. Schweinhart I.J. Lifetime effects: The High/Scope perry preschool study through age 40. Monographs of the High/Scope Educational Research Foundation. V. 14. Ypsilanti: High/ Scope Press, 2005.
22. Tietze W. Wie gut sind unsere Kindergärten? Eine Untersuchung zur pädagogischen Qualität in deutschen Kindergärten. Neuwied: Luchterhand, 1998.
23. Viernickel S. Qualitätskriterien und Standards im Bereich der frühkindlichen Bildung und Betreuung. Studienbuch zum Bildungs— und Sozialmanagement. Remagen: Ibus-Verlag, 2006.
Статья поступила в редакцию 14.08.2013 г.