Научная статья УДК 796
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-99-101 EDN: https://elibrary.ru/LJCNIW NIION: 2018-0077-3/23-356 MOSURED: 77/27-024-2023-03-555
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.4. физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Проблематика в обучении противодействию правонарушителю, вооруженному ножом, на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России
Александр Евгеньевич Баженов1, Вадим Михайлович Бычков2, Михаил Васильевич Бычков3
1 2. 3 Московский университет России МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 bae41@yandex.ru
2 3 wind2999@rambler.ru
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы обучения, а также рекомендации по противодействию правонарушителю, вооруженного ножом, на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: противодействие, правонарушитель, вооруженный ножом, сотрудники, полицейские, правоохранительные органы, колющее и режущее холодное оружие, физическая сила, силовое задержание и сопровождение, правонарушители, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России
Для цитирования: Баженов А. Е., Бычков В. М., Бычков М. В. Проблематика в обучении противодействию правонарушителю, вооруженному ножом, на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 99-101. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-99-101. EDN: LJCNIW.
Original article
Problems in the training of counteractions of an offender armed with a knife in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Alexander E. Bazhenov\ Vadim M. Bychkov2, Mikhail V. Bychkov3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
1 bae41@yandex.ru
2 3 wind2999@rambler.ru
Abstract. The presented publication discusses current issues, as well as recommendations in teaching counteractions to an offender armed with a knife in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: counteraction, offender armed with a knife, employees, police, law enforcement agencies, stabbing and cutting cold weapons, physical force, forcible detention and escort, offenders, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
For citation: Bazhenov A. E., Bychkov V. M., Bychkov M. V. Problems in teaching counteraction to an offender armed with a knife in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):99-101. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-99-101. EDN: LJCNIW.
Не редко в своей повседневной службе сотрудникам правоохранительных органов (СПО) приходится сталкиваться с правонарушителями, угрожающими применением против них или граждан колющего и режущего
холодного оружия (ножи, заточки и т. п.). Сталкиваться с такими ситуациями приходится в основном тем сотрудникам, которые непосредственно несут службу по охране общественного порядка, и оперативным службам.
© Баженов А. Е., Бычков В. М., Бычков М. В., 2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
№ 3 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
Во всем мире сотрудники правоохранительных органов и силовых структур стараются придерживаться правила «достали нож, доставай специальные средства или табельное оружие». Это правило верно, ведь холодное оружие очень опасно, если применяется профессионалом.
В п. 5 ст. 23 (Применение огнестрельного оружия) Федерального закона № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» говорится, что сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ [1].
Но бывают случаи, когда нет специальных средств или табельного оружия, или ситуация не позволяет применить их из-за опасности навредить окружающим. В таких случаях приходится рассчитывать исключительно на свои силы и навыки. Поэтому вопросы физической подготовки сотрудников не теряют своей актуальности. Чрезвычайно важно, как и чему учился молодой сотрудник после поступление на службу в органы внутренних дел (ОВД).
Поступая на службу в ОВД будущие сотрудники проходят обучение на курсах первоначальной подготовки в учебных организациях МВД России и на курсах повышения квалификации. На этих занятиях, по физической подготовке (ФП) в разделе боевые приемы борьбы (БПБ), обучают защите от вооруженного ножом правонарушителя. Занятия проводятся по утвержденным программам и тематическим планам, базирующихся на приказах и наставлениях, регламентирующих ФП в органах внутренних дел, где прописан основной алгоритм действий при защите от нападения вооруженного ножом правонарушителя.
Так, Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» в п. 56.31 четко определяет этот алгоритм действий. Защита от ударов ножом выполняется по схеме: уход перемещением с направления движения атакующей конечности в сторону с подставкой или отбивом ее предплечьем - захват вооруженной руки ассистента, исключающий возможность свободного движения кисти с оружием, - обозначение расслабляющего удара ногой - обезоруживание - ограничение свободы передвижения ассистента [2].
К сожалению, обучающие программы дают только базовые знания по этой теме и рассматривают стандартные ситуации, которые не позволяют выработать устойчивые навыки для противодействия в реальном поединке, и зачастую сводятся к подготовке обучающих к сдаче зачетов по БПБ. В не достаточном объеме или вообще не уделяется время обучению тактике ведения боя против вооруженного ножом противника, что не позволяет импровизировать в реальном ножевом поединке, где оба партнера владеют техникой и тактикой применения холодного оружия. Изучая только за-
щиту от ножа и не зная, как им атаковать, сводят на нет эффективность ножевого боя. Во всех реальных видах единоборств одинаково полно изучают атакующую и защитную технику, и, прежде чем научиться эффективной защите, необходимо понимать, как организовывается атака и какова механика тех или иные ударов. Поэтому следовало бы кардинально дополнить программу обучения БПБ атакующими действиями ножом, где финалом обучения по теме сводилось бы к учебно-тренировочному ножевому бою. Следует дополнить программу обучения защитой от серийных ударов ножом и комбинационных действий с ним, что намного усложняет противодействие и как следствие вынуждает шире применять тактические навыки и дополнительно улучшать физические качества.
Защита от ножа может вообще никогда не пригодиться в жизни. Но работа с ножом многократно улучшает развитие быстроты реакции, умения быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию. Можно иметь огромные мышцы, но от ножа они не защитят. Наличие ножа существенно увеличивает риски в реальном бою и понимание, что каждое неверное движение может быть фатальным. Вследствие чего многократно обостряются все чувства бойца. Боец должен контролировать не только вооруженного ножом противника, но и свое тело и эмоции. Если что-то упустишь, то для летального укола, достаточно усилия в 4-5 килограммов. Мышцы живота от ножа тоже не укрепишь.
В этой связи хотелось бы увидеть более широкий подход в обучении с использованием современных методик и техник в ножевом бое. Важная роль отводится к формированию стрессоустойчивости, которая является важным аспектом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Занятия спортом является одним из факторов в повышении стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.
В экстремальной ситуации не следует паниковать. Если сотрудник полиции защищается от вооруженного ножом противника, то ему никак нельзя терять хладнокровия. На первый взгляд это кажется очень сложным, однако, если правильно тренироваться и моделировать сложные ситуации, то это реально. Неподготовленные люди словно замирают, когда их пытаются атаковать холодным оружием. Такая ситуация облегчает преступнику путь к достижению его целей. Нужно постараться адекватно среагировать на вызов, который брошен сложившейся ситуации, и собрать всю силу духа, чтобы побороть ненужные опасения, страхи и стресс [3].
Вследствие выше изложенного, тему по обучению защите от вооруженного ножом противника необходимо преподавать на старших курсах (годах) обучения в учебных организациях МВД России, когда уже нет необходимости отрабатывать отдельные приемы (стандартные ситуации), а основные технические и тактические навыки уже выработаны, происходит адаптация к нагрузкам, формируется стрессоустойчивость.
Большую пользу принес бы разбор нестандартных ситуаций из реальной практики, повышая уровень тактической подготовки и интерес к теме ножевого боя.
100
PEDAGOGICAL SCIENCES
Для такого глубокого изучения предмета необходимо иметь хорошую материальную базу, и защитную экипировку (защитные шлемы с прозрачным забралом или защитные очки, защитные краги, нагрудники, защитные раковины и т. п.) на практических занятиях.
Хорошо подготовленный преподавательский состав по ножевому бою - основа успешной подготовки обучаемых.
Преподаватели сами должны хорошо владеть тематикой и умело проводить учебно-тренировочный ножевой бой с ножом и без ножа. Повышать свой уровень знаний в этой области, поддерживать хорошую физическую форму, изучать мировой опыт в этой области и иметь возможность повышать свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической
подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
З.Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Войнов П. Н., Воротник А. Н. Некоторые аспекты подготовки сотрудников полиции к действиям по задержанию преступника в условиях ограниченного пространства // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 33-36.
Bibliographic list
1. Federal Law No. 3-FZ of February 07, 2011 «About the police» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. St. 900.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated July 01, 2017 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».
3. Alekseev N. A., Kutergin N. B., Voynov P. N., Collar A. N. Some aspects of training police officers to take action to detain a criminal in a confined space // Problems of law enforcement. 2014. No. 2. Р. 33-36.
Информация об авторах
A. Е. Баженов - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета России имени В.Я. Кикотя;
B. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;
М. В. Бычков - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
A. E. Bazhenov - Senior lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;
M. V. Bychkov - senior lecturer of the Department of Physical preparation of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.03.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 10.03.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
101