явились условия труда и социально-бытовые характеристики персонала. Остальную долю дисперсии риска можно объяснить неучтенными факторами, а также ошибками наблюдений.
Последующая идентификация проводилась методами множественного регрессионного анализа, а также с помощью нейроподобных моделей. Такое моделирование с достаточной точностью (проверенной по статистическим критериям Фишера и Стьюдента) позволило построить количественные зависимости профессионального риска от наиболее влияющих факторов производственной среды и рассчитать прогностические значения с заданной доверительной вероятностью Р=0,95.
Вычислительный этап расчета оптимальных планов по охране труда и их реализация на вышеуказанных предприятиях 2013-2014 гг. (в той степени, которая была доступна в связи с материально-техническими и организационными ограничениями) позволили снизить профессиональный риск, выраженный относительной величиной экономического ущерба от заболеваемости с временной утратой трудоспособности и составившей 39% [4].
Список использованной литературы
1. Беленький В.М. Разработка и внедрение экспертных систем на промышленных предприятиях. Метод. рек. для преподавателей и студентов. М.: Изд-во УРАО, 2006, 23 с.
2. Беленький В.М., Прус Ю.В. Планирование оптимальных профилактических мероприятий в системе управления охраной труда. Беленький В.М., Прус Ю.В. - Интернет-журнал «Наукоемкие технологии», № 12, 2013. - 15 с.
3. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./Дж.-О. Ким, Ч.У. Мьюллер, У.Р. Клекка и др. Под ред. И.С. Енюкова. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 215 с.
4. Беленький В.М. Модели и методы управления безопасностью труда производственного персонала. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Академия ГПС МЧС России, 2014. - 32 с.
ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАКУРСЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «СИСТЕМЫ-112» И ТЕХНОЛОГИИ «еСАЬЬ»
Е.Н. Борзенкова, аспирант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Транспортная сфера в современном высокотехнологичном обществе служит источником повышенной опасности. В связи с этим продвижение «Системы-112» в сфере безопасности на транспорте является приоритетным направлением. Стоит отметить, что сокращение времени оперативного
реагирования возможно при условии высокого уровня информированности граждан о едином номере вызова оперативных спецслужб - «112». Минимизация времени оперативного реагирования уменьшает размеры материального ущерба, количество жертв и пострадавших.
Ситуация с продвижение короткого номера единой службы спасения «112» по средствам транспортной сферы в г. Воронеже складывается следующим образом. Информацию о правилах безопасного поведения, действиях в случае ЧС гражданин может увидеть на обратной стороне кабины водителя, в редких случаях - на стеклах входных дверей. Как выглядит само информирование? Это неброский черно-белый текст, набранный кеглем 18-24, как правило формата А4. Пассажир сможет прочесть рекомендации с довольно близкого расстояния. Автобусный динамик на протяжении маршрута лишь сообщает об остановках, не предупреждая пассажиров о различного рода опасностях и мерах предосторожности (забытых сумках, подозрительных пакетах и др.). Размещение информации об экстренных службах реагирования, как показывает практика, основано на личной ответственности водителя маршрутного средства. Стоит подчеркнуть, что информация в общественном транспорте о телефонах экстренных служб начинается с номера «112».
Эффективность устного напоминания и визуального информирования уступает место современным интерактивным и высокотехнологичным устройствам, наделенным искусственным интеллектом, который способен при необходимости самостоятельно позвонить оператору службы спасения. Итак, к марту 2018 года все автомобильные средства, продаваемые на территории Европейского союза, а также на территории стран Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия и Российская Федерация) будут оснащены технологией экстренного вызова «eCall» (от анг. «Emergency call» - экстренный вызов) на базе системы «Эра-ГЛОНАСС» (рис. 1).
Рис. 1. Пример расположения кнопки «экстренный вызов» на автомобильной панели
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система, запущенная в 1994 году гражданского использования, считается российской версией глобальной системы позиционирования - GPS. В случае аварийной ситуации бортовой компьютер самостоятельно пошлет сигнал о помощи оператору
«112». Временной показатель запроса помощи составляет 20 сек. [1]. Стоит отметить, что российская технология «eCall» начала работать с начала этого года, а шаблон технологии посредствам которого передается сигнал, используются в проектах ООН (Организации Объединенных Наций).
Межъевропейские испытания системы экстренного вызова («eCall») происходили в режиме реального времени с участием трех автомобилей в разных точках Европы, в целях популяризации новой системы за пилотным проектом можно было наблюдать в популярной европейской социальной сети «Твиттер». В тестировании системы «eCall» приняли участие три автомобиля, стартовавшие из Мадрида, Афин и Хельсинки. Каждый из которых был оснащен телематическим решением NXP ATOP. Двигаясь по маршруту, проходившему через 16 стран ЕС, автомобили регулярно совершали тестовые вызовы «eCall», чтобы подтвердить работоспособность на всей территории Европы вне зависимости от географических границ государств.
Тестовые испытания получили высокую оценку и доказали, что система экстренных вызовов «eCall» способна автоматически отправлять GPS координаты пострадавшего автомобиля локальным операторам, что на 40-50 % сокращает время, необходимое спасателям для прибытия на место происшествия. По оценкам Еврокомиссии технология «eCall» поможет спасти 2500 жизней и сэкономить 26 млрд. евро за год. Широко освещенные в прессе испытания «eCall», стали знаковым событием, способствующим повышению уровня информированности общества в сфере транспортной безопасности, продемонстрировали ее готовность и надежность.
Технически «eCall» представляет собой монтируемый в автомобиль блок - специальный двухмодульный приемник. На один модуль которого посылается сигнал со спутника, второй модуль передает данные в центр мониторинга. Сигнал в экстренные службы посылается в двух случаях: либо при столкновении, либо по инициативе самого водителя (рис. 2).
Система экстренного реагирования позволяет точно установить как время происшествия, так и координаты пострадавшего автомобиля. Сигнал в любом случае поступает в пункт диспетчерской спасательной службы, причем даже в том случае, когда сам водитель может находиться без сознания от полученной травмы или шока. Прогнозируется, что российская система экстренного
Рис. 2. Схематичное изображение передачи информации при ЧС по средствам технологии «eCaП»
реагирования при авариях позволит в два раза сократить количество ДТП и спасти жизни 4000 тысяч человек [2]. Стоит отметить, что в техническом плане российский проект будет работать на основе двух системных модулей «ГЛОНАСС/GPS», тогда как европейская система работает только на основе GPS. Гибридные системы позиционирования обладают большей надежностью в области передачи данных.
Требования к аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства, законодательно закреплены приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285 (Прил. № 4). Технология «eCall» (модель абонентского терминала) в чрезвычайной ситуации дорожно-транспортного происшествия обеспечивает:
- определение оператором «Системы-112» местоположения транспортного средства с погрешностью не более 15 м по координатным осям при доверительной вероятности 0,95;
- передачу информации о транспортном средстве и обстоятельствах происшествия с обязательными признаками приоритетности экстренного вызова;
- автоматическую передачу информации о транспортном средстве и обстоятельствах происшествия при срабатывании устройств, определяющих событие дорожно-транспортного происшествия;
- при невозможности передачи информации о транспортном средстве и обстоятельствах происшествия с использованием тонального модема, работающего через установленное голосовое соединение, в течение 20 с после начала передачи информации повторную передачу данной информации с использованием механизма коротких текстовых сообщений;
- возможность автономной работы при отсутствии питания от бортовой электрической сети;
- возможность проверки своей работоспособности в автоматическом и в ручном режимах и информирование водителя о своей неисправности с помощью индикатора состояния.
Обобщая и анализируя представленную информацию о развитии возможностей внешнего взаимодействия «Системы-112», можно сделать следующие выводы: российские технологии в области безопасности на транспорте совершенствуются и развиваются, остается проблемной ситуация отсутствия информации у российских граждан в данном вопросе. Определенные технические характеристики технологии «eCall» позволяют дистанцироваться от проблем информирования населения, в связи с тем, что система автономно без участия человека в случае чрезвычайной ситуации, не только способна отправить так называемый «сигнал SOS», но и определить координаты месторасположения пострадавших.
Список использованной литературы
1. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях: информационно-аналитический сборник. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. - 358 с.
2. GPS/ГЛОНАСС мониторинг [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.nisglonass.ru/2012/05/zvonok-spasayushhij-zhizni/ (дата обращения 02.04.2015).
3. Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 4.09.2015).
КРИТЕРИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЧС
М.В. Бородин, адъюнкт, Т.Н. Куликова, адъюнкт, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время задачи по защите населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) выходят в разряд приоритетных. Это обусловлено климатическими, физико-географическими, этнодемографическими особенностями Российской Федерации в сочетании с количеством и характером размещения техногенных источников опасности. Потребность в разнообразной, своевременной, точной и адекватной информации о состоянии природно-промышленного комплекса для принятия своевременных управленческих решений, связанных с предотвращением возможных последствий различных ЧС, делает необходимым использование информационных систем, которые отслеживают все возможные состояния природно-промышленного комплекса, различные влияния на него, его модели поведения. При этом, чем больше разных систем сбора информации, тем выше достоверность получаемых материалов. С учетом размеров территории Российской Федерации и административно-государственного устройства в основе системной организации работ в области мониторинга и прогнозирования ЧС должен лежать принцип территориальной распределенности системы.
Выбор наиболее подходящей информационной системы поддержки принятия решений на основе прогнозирования ЧС, объединяющей в себе решение задач по всем видам природных и техногенных ЧС и позволяющей в сложившихся условиях оперативно реагировать на возникающие ЧС, является очень сложной задачей, требующей при решении концептуального подхода по формированию единого информационного пространства природно-промышленного комплекса.
Под единым информационным пространством необходимо понимать совокупность информационных средств и ресурсов, интегрированных в единую