Научная статья на тему 'Интеграция «Системы-112» с «Системой эра ГЛОНАС» на территории Курской области'

Интеграция «Системы-112» с «Системой эра ГЛОНАС» на территории Курской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция «Системы-112» с «Системой эра ГЛОНАС» на территории Курской области»

МЧС России, участвующих в обеспечении безопасности районов севера, поможет в своевременном принятии решений по вопросам взаимодействия с хозяйствующими субъектами Северного морского пути и обширной Арктической зоны в области противодействия терроризму на базе мобильных устройств. Занятия на компьютерном тренажерном комплексе позволят подготовить специалистов территориальных органов МЧС, участвующих в обеспечении безопасности районов севера, в области противодействия терроризму с учетом климатических и территориальных особенностей. Прочтение и уяснение распространенных компактных информационных памяток, изложенных доступным языком (индивидуально, для каждого жителя отдельного района или поселения), даст возможность четко, без суеты действовать по сигналам ЧС в той или иной ситуации. А результаты проведенного исследования позволят проанализировать настоящую ситуацию, складывающуюся по области в вопросах информированности и готовности противодействия терроризму в условиях возникновения ЧС и свершения террористических актов с последующими выводами.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2. Правила плавания по трассам Северного морского пути. Утв. Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 г.

3. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера».

4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера».

5. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. пост. Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366).

6. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ИНТЕГРАЦИЯ «СИСТЕМЫ-И2» С «СИСТЕМОЙ ЭРА ГЛОНАС» НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.С. Попрядухин,

ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области, г. Курск

По данным ГУ ОБДД МВД России в 2015 году в Российской Федерации произошло более 200 тысяч ДТП, в результате которых более 250 тысяч человек

получили ранения, и погибло более 27 тысяч человек. Таким образом, в прошлом году из каждых ста пострадавших в ДТП погибло почти 10 человек.

Как правило, оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП с тяжёлыми последствиями предшествуют работы по локализации этих последствий и аварийно-спасательные работы, т.е. необходимо обеспечить слаженные совместные действия сил полиции, пожарно-спасательных и медицинских сил, организовать соответствующее межведомственное взаимодействие.

В настоящее время основные вопросы взаимодействия определены в Примерном положении о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, утвержденном указанными министерствами в 2003 году.

В статистике МЧС России выезды на ДТП пожарно-спасательных подразделений по их общему количеству стоят на втором месте (сразу после выездов на пожары).

Время, затрачиваемое на выполнение спасательных работ при ДТП, может иметь самые трагические последствия для пострадавших. Без привлечения спасателей для разблокирования пострадавшего в деформированном автомобиле и обеспечения удобного доступа к нему медицинского работника в среднем требуется 20-30 минут, а во многих случаях это вообще бывает невозможно. Применение современных спасательных инструментов позволяет сократить указанное время до 5-10 минут.

Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Важнейшим показателем эффективности действий экстренных оперативных служб является время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на негативные последствия происшествия (сокращение числа погибших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).

Время оперативного реагирования, в свою очередь, складывается из двух основных составляющих:

период времени, прошедший от времени возникновения происшествия до времени получения экстренного вызова оперативными службами;

Время, прошедшее от получения экстренного вызова до прибытия мобильных сил к месту происшествия.

Одним из основных направлений снижения первой составляющей времени реагирования является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Именно для этой цели создается система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (система-112), позволяющая в едином территориальном центре обработки экстренных вызовов принять

информацию о любом происшествии на обслуживаемой территории и направить её одновременно всем реагирующим службам.

В настоящее время проект соответствующей Федеральной целевой программы по созданию системы-112 согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации.

Вместе с тем, на сбор информации о ДТП у оператора-112 уйдет довольно много времени и при этом собранные данные о месте происшествия могут быть не очень точными (особенно, при ДТП в загородной местности). В целом ряде случаев успешное определение места происшествия вообще становится практически невозможным (например, при нахождении автомобиля на совершенно незнакомой территории, плохом физическом или психическом состоянии водителя после полученной травмы, отсутствии свидетелей происшествия или их нежелании сообщить о ДТП экстренным службам и т.п.).

Именно решению этой задачи и должно помочь создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: она должна обеспечить снижение тяжести возможных негативных последствий ДТП в результате автоматизации сбора данных о возникновении ДТП (в том числе, времени и точных координат происшествия) и их передачи в систему-112. При этом также автоматически, без каких-либо дополнительных действий водителя или пассажира, устанавливается телефонное соединение оператора-112 с пострадавшим в ДТП автотранспортным средством.

Учитывая, что проектирование системы-112 и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» выполняется практически одновременно, и в целях организации эффективного взаимодействия этих систем при ликвидации последствий ДТП, Правительством Российской Федерации была сразу поставлена задача обеспечить их последующее информационное сопряжение.

С этой целью в Положении о системе-112, разработанном МЧС России и утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958, было определено, что подсистема мониторинга системы-112 должна принимать и обрабатывать информацию от терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС».

В администрации субъектов Российской Федерации были направлены Методические материалы МЧС России по созданию системы-112, в которые для обеспечения возможности её сопряжения с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» внесены необходимые изменения и дополнения.

В Курской области, в которой функционирует система-112, прошедшая межведомственные государственные испытания, была создана пилотная зона по отработке вопросов сопряжения системы-112 с системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

19 декабря 2012 года на заседании Межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 был одобрен типовой регламент взаимодействия системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой-112.

С 01.01.2015 года в РФ запущена в промышленную эксплуатацию ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно Технического регламента таможенного союза для транспортных

средств на территории РФ установлена необходимость оснащения системой для всех «НОВЫХ типов транспортных средств» с 01.01.2015 года, для ранее выпущенных транспортных средств с 01.01.2020 года.

В период до 01.01.2015 года в рамках испытаний одобрение типов прошли следующие марки транспортных средств: Лада-ВЕСТА, Лада-Xray, FORD FOCUS, PORSHE. Сегодня активно проходят испытания Mecedess, Volkswagen, Opel, Nissan, Mitshubishi, Range rover.

По данным завода «Автоваз» за период 2015-2016 г. запланировано к выпуску и продаже 200 000 автомобилей.

Запущенный в 2015 году фильтрующий контакт центр (далее - ФКЦ) в г. Москва под эгидой АО «ГЛОНАСС» показал геометрический прирост вызовов и соответственно нагрузок на операторов (поскольку центр единый для всей территории РФ в т.ч. Калиниграда и Крыма).

Возросшие нагрузки на Московский центр поставили задачу:

- либо расширить Московский ФКЦ,

- либо создать ФКЦ на территории одного из регионов РФ.

Полученный расчет создания полноценного ФКЦ в г. Москва оказался

очень дорогим (покупка земли, постройка задние, отделка, оборудование, электропитание, люди и т.д.). Вследствие чего был объявлен всероссийский конкурс на право оказания таких услуг в декабре 2015 года

Данный конкурс выиграло АО «РЦНУ по Курской области» поскольку в рамках создания РНИС Курской области уже имело весомый ряд преимуществ перед конкурентами в т.ч.:

1. Отдельное здание

2. Защиту электропитания по 1 категории

3. Интеграцию и Соглашения с ЦУКС Курской области, Системой-112, Минтрансом РФ.

4. Собственную круглосуточную диспетчерскую службу и службу техподдержки

Все эти факторы позволили избежать дополнительных затрат при развертывании ФКЦ и одержать уверенную победу.

Специализированные фильтрующие контакт-центры предназначены для фильтрации экстренных вызовов, поступающих в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Исключение ложных вызовов в процессе фильтрации, позволило снять дополнительную нагрузку на операторов системы-112 и территориальные органы МВД России, обеспечивающие привлечение экстренные оперативные службы на ДТП и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации.

НП «ГЛОНАСС» и Администрация Курской области заключили соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения навигационных технологий и создания единого навигационно-информационного пространства Курской области в феврале 2015 года.

Вопросы отработки в Курской области информационного сопряжения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой-112 были также закреплены Межведомственным планом мероприятий (от 01.08.2011 г. № 146/674),

согласованным МЧС России, МВД России, Минтрансом России и утвержденным Роскосмосом.

В соответствии с утверждёнными планами на территории Курской области был развернут опытный образец региональной инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выполнено его экспериментальное сопряжение с системой-112.

Для этого в центре обработки вызовов системы-112 Курской области развернуто специально разработанное автоматизированное рабочее место оператора-112, предназначенное для приёма и обработки информации от системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

В Курске были проведены комплексные испытания созданного опытного образца региональной инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» во взаимодействии с системой-112 Курской области.

Основные результаты испытаний:

1) подтверждена работоспособность разработанного программно-технического решения по сопряжению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы-112, при этом:

- данные о ДТП из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически и оперативно поступают в карточку происшествия системы-112. Эти данные более точны и полны по сравнению с данными, получаемыми оператором-112 через обычный голосовой вызов «1-1-2»;

- система «ЭРА-ГЛОНАСС» одновременно с передачей в систему-112 данных о ДТП автоматически устанавливает голосовое соединение между оператором-112 и водителем пострадавшего в ДТП автомобиля, с которого поступил вызов «ЭРА-ГЛОНАСС». Телефонная связь будет использоваться оператором-112 для уточнения данных обстановки на месте ДТП и, при необходимости, на основе этих дополнительных данных - фильтрации возможных ложных вызовов «ЭРА-ГЛОНАСС».

2) внесены необходимые изменения в проект типового регламента взаимодействия системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой-112.

По состоянию на 01.01.2016 г. на территории РФ уже эксплуатируются 24 000 транспортных средств оснащенных «ЭРА-ГЛОНАСС» к концу 2016 года «Автоваз» подтверждает выпуск 200 000 транспортных средств.

Сегодня 1 оператором ФКЦ обрабатывается до 250 вызовов в день. Конечно, боевых вызовов пока еще нет так много, большая часть это тестовые вызовы новых авто, однако анализ работы показывает:

1. Время вызова с момента нажатия кнопки (или автоматической сработки при ДТП) до момента окончания вызова (приема вызова соответствующей службой) составляет не более 12 секунд, что в десятки раз ускоряет процесс.

2. Конкретно в Курской области благодаря Системе-112 оператор системы получает готовую заполненную карточку вызова со всеми необходимыми полями, что позволяет ему не тратить время на выяснение дополнительных вопросов и заполнение карточки, а сразу переключать вызов на необходимую службу помощи (Скорая помощь, ГИБДД и т.д.).

3. Система ЭРА-ГЛОНАСС - это не только ДТП, это любая возможная

угроза жизни и здоровью в т.ч. грабеж, нападение, резкие проблемы по здоровью (астма, приступы, сердечная недостаточность и т.д.), все из-за чего может пострадать водитель или пассажир, а самое важное, это касается не только владельца машины, но и зафиксированного им события (например, проезжая мимо увидел, как кто-то пытается угнать автомобиль или как избивают кого-то и т.д.) система сработает и в данном случае по средствам ручного вызова.

Отдельно отмечается, что каждый вызов записывается (полностью переговоры, время вызова, его продолжительность и т.д.) что позволяет исключить халатное или недобросовестное отношение. Каждый (если такое случиться) просроченный вызов моментально отображается у начальника смены ФКЦ, где он имеет возможность принять меры в рамках своих компетенций.

Учитывая существующую нагрузку, предполагается, что после выхода на дороги страны более 100 000 автомобилей ФКЦ будет постоянно расширяться, что бы отвечать требованиям и нормам нагрузок на диспетчеров.

Также отдельно отмечаем, что ГАИС «ЭРА-ГЛОНАС» является бесплатной для всех новых транспортных средств. Для транспортных средств, выпущенных в эксплуатацию без одобрения типа модели она будет платной. Размер такой платы пока не установлен.

Сегодня в ФКЦ развернутом на базе АО «РЦНУ по Курской области» в круглосуточном режиме работают 5 операторов и старший смены «ЭРА-ГЛОНАСС».

Все вызовы стекаются в ФКЦ Курской области, сегодня он единственный в

РФ.

Таким образом, на территории Курской области созданы все организационные и технологические условия для успешного использования системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЧС РОССИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

М.А. Антропова, преподаватель, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На современном этапе развития органы государственной власти сталкиваются с глобальной проблемой - а именно привлечение должностных лиц к уголовной, дисциплинарной и административной ответственности за совершенные правонарушения. К сожалению, не являются исключением и МЧС России. Неприятно и печально получать такую информацию о сотрудниках, которые несли службу в нашем ведомстве, основной задачей которого является оказание помощи гражданам Российской Федерации.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, следует обратиться к понятию юридической ответственности. Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.