Научная статья на тему 'Применение ГЛОНАСС в дорожном секторе'

Применение ГЛОНАСС в дорожном секторе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
462
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение ГЛОНАСС в дорожном секторе»

Применение ГЛOHACC в дорожном секторе

Марков Д.А.,

директор программы "ЭРА-ГПОНАСС"

федерального оператора ОАО "НИС"

Последнее десятилетие спутниковые навигационные технологии на основе российской системы ГЛОНАСС, — развертывание орбитальной группировки которой завершено в декабре 2011 года, — и американской GPS находят все более широкое применение в различных сферах экономической деятельности. Наибольшую популярность технологии ГЛОНАСС/GPS приобрели в дорожном секторе (на долю автомобильного транспорта приходится более 55% навигационного рынка). Спутниковые решения используются здесь в первую очередь в интересах повышения безопасности на транспорте и модернизации всего транспортного комплекса.

В настоящее время ГЛОНАСС эффективно применяется в структурах федеральных органов исполнительной власти и на крупных коммерческих предприятиях: оснащается автотранспорт Мосгортранса, МЧС, МВД, а также ФГУП "Почта России", ОАО "Башкирнефтепродукт", ОАО "АК 'Транснефть", ряда других компаний.

В целях обеспечения безопасности на автотранспорте в мире сегодня активно развиваются крупные проекты, инициируемые государством: в Евросоюзе — проект eCall, в США — NG911, в Бразилии — SIMRAV

Есть проект федерального масштаба и в России — это создание государственной систе-

мы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". В 2009 г. проект был одобрен Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. В 2010 г. началось его финансирование, а в декабре 2013 г. государственная система уже должна быть сдана в промышленную эксплуатацию. Таким образом, от замысла проекта до его окончательной реализации пройдет всего 4 года! Это высочайшая скорость для проекта такой технологической и организационной сложности и такого масштаба, включающего весь автотранспорт и все дороги России!

"ЭРА-ГЛОНАСС" — система федерального масштаба, охватывающая 40 млн. единиц транспортных средств в 83 субъектах страны. Она призвана снизить тяжесть последствий ДТП за счет сокращения времени реагирования на происшествие и повышения оперативности при оказании помощи пострадавшим. Принцип действия системы "ЭРА-ГЛОНАСС": в момент аварии сим-карта, установленная в автомобильном терминале, регистрируется в сети сотовой связи, и экстренный сигнал маршрутизируется на технические средства оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС". До момента аварии сим-карта является неактивной, что исключает любую возможность по передаче какой либо информации о транспортном средстве третьим лицам. Вызов от терминала "ЭРА-ГЛОНАСС" обладает признаком-дискриминатором, который называется eCall flag. Этим он отличается от обычного вызова в создаваемую в Российской Федерации систему вызова экстренных служб "112" с сотового телефона. Декодированное сообщение в виде так называемой карточки происшествия (содержащей координаты, VIN автомобиля, информацию о месте и времени ДТП и другие параметры в расшифрованном виде) передается в систему-112. Оператор системы-112 доводит информацию о происшествии до экстренных оперативных служб (полиции, скорой помощи, пожарно-спасательной службы). Стоит отметить, что система может срабатывать в автоматическом и ручном режиме. В последнем случае водитель использует "тревожную кнопку", чтобы установить голосовую связь с оператором и лично сообщить подробности аварии.

Технические решения, разработанные ОАО "НИС", позволяют интегрироваться не только с системой-112, но и с информационными системами МЧС и МВД. По желанию авто-

владельца терминал может быть оборудован дополнительными модулями, которые позволят расширить функционал "ЭРА-ГЛОНАСС" для оказания охранно-поисковых услуг и услуг страховой телематики.

Согласно официальной статистике аварийности ГИБДД на территории РФ за 2011 год произошло 200 тысяч ДТП, в которых погибли 28 тысяч человек. Использование системы "ЭРА-ГЛОНАС" поможет улучшить дорожную картину и повысить уровень безопасности на автотрассах. Благодаря тому что время реагирования экстренных служб на ДТП будет сокращено, количество спасенных жизней может составить до 4 тысяч ежегодно.

Основные отличия системы "ЭРА-ГЛОНАСС" от бразильской SIMRAV и европейской eCall заключаются в использовании двухсистемных навигационных приемников — ГЛОНАСС/ GPS и использовании SMS в качестве резервного способа доставки экстренного сообщения.

Кроме того, российская система имеет возможность самотестирования, а также предполагает различные варианты установки в качестве дополнительного оборудования.

Развитие программы "ЭРА-ГЛОНАСС"

Проект будет запущен в эксплуатацию в декабре 2013 года. А пока активно ведутся работы по развертыванию инфраструктуры и проведению испытаний в рамках пилотных зон, для отработки возможных схем взаимодействия системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с системой-112 и службами экстренного реагирования. В 2011 г. в Курске, Москве и Санкт-Петербурге проведены испытания опытных образцов навигационно-информационных центров и автомобильных терминалов во взаимодействии со службами экстренного оперативного реагирования и системой-112. Апробированы способы передачи и корректность взаимодействия с системой-112. В результате испытаний в реальных условиях на автоматизированные рабочие места операторов службы " 112" была доставлена соответствующая информация об автомобилях, попавших в ДТП (координаты ДТП, VIN транспортного средства, сотовый номер терминала, данные о тяжести аварии и др.) и установлены сеансы голосовой связи между операторами "112" и водителями аварийных транспортных средств.

В течение 2012 года "НИС ГЛОНАСС" развернет пилотные зоны системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в других регионах РФ — в Новосибирской, Рязанской, Самарской, областях и республике Башкортостан.

Инфраструктура системы "ЭРА-ГЛЮНАСС" охватит всю территорию РФ и будет состоять из федерального навигационно-информационного центра в Москве, 7 региональных навигационно-информационных центров и 72 региональных коммутационных узлов.

Международное сотрудничество

В Европе эффективно разрабатывается и внедряется аналогичный проект еСа11 (в планах с 2015 г.), доказывая действенность спутниковых технологий, позволяющих сделать жизнь граждан более защищенной. Требования к системам "ЭРА-ГЛЮНАСС" и еСа11 унифицированы. Это значит, что пострадавшим в транспорте, оснащенном автомобильной системой вызова оперативных служб, будет оказана экстренная помощь независимо от их места нахождения — в Российской Федерации или на территории стран Европейского союза.

Гармонизация системы "ЭРА-ГЛЮНАСС" с еСа11 позволит интегрировать Россию в единое европейское информационно-навигационное пространство. Сегодня ведутся консультации с

Схема взаимодействия системы "ЭРА-ГЛОНАСС" со службами экстренного реагирования

Государственные проекты использования спутниковых навигационных технологий создают «критическую массу» пользователей на национальном рынке

ведущими мировыми автопроизводителями. ОАО "НИС" получило статус члена-наблюда-теля eCall Implementation Platform (орган, объединяющий организации, заинтересованные в скорейшей реализации общеевропейской системы eCall).

Для эффективного взаимодействия проектов eCall и "ЭРА-ГЛОНАСС" в январе 2011 г. создана совместная рабочая группа. Ее основу составили представители ОАО "НИС" и ассоциации ERTICO - ITS Europe. В состав также вошли представители российских, европейских и мировых автопроизводителей, операторов мобильной связи, производителей автомобильной электроники, специалисты по стандартизации.

Помимо работы в рамках указанной группы, представители ОАО "НИС" вошли в состав рабочей группы HeERO (Harmonised eCall European Pilot). Она объединяет 9 стран Евросоюза и ставит основной задачей проведение пилотных испытаний системы eCall в Европе. Четыре страны — члены группы — Финляндия, Хорватия, Италия, Румыния — предложили провести совместные испытания в пилотных зонах для проверки совместимости систем.

Среди приоритетных для "НИС ГЛОНАСС" зарубежных рынков также страны СНГ — Белоруссия, Казахстан и Украина, где компания ведет переговоры о сотрудничестве

по программе экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

ОАО "НИС" формирует требования к телематическим автомобильным устройствам и соответствующую нормативно-техническую базу. Любой производитель автомобильной электроники может начать серийное производство оборудования согласно этим требованиям для установки на транспортное средство.

"НИС ГЛОНАСС" сотрудничает с ведущими производителями автомобильного оборудования в России и за рубежом в части оснащения транспортных средств терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС". В ноябре 2011 г. успешно проведено тестирование опытных образцов автомобильных терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС", предоставленных компаниями: Ре1кег асоиБ^с, ООО "Форт-Телеком", ООО "Голден Ай", ФГУП "КЗТА", ЗАО "ЕНДС", ООО "М2М телематика", ООО "Ритм", ООО "Цезарь-Сателлит". Более 5 ведущих мировых производителей автомобильного оборудования готовы начать серийное производство терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" с декабря 2012 г.

В 2013 г. автопроизводители протестируют терминалы "ЭРА-ГЛОНАСС" в составе транспортных средств. Автомобили, которые получат одобрение типа, будут оборудованы терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" уже в 2014 году.

Реализация проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит государству РФ выйти на принципиально новый уровень развития в области использования информационно-навигационных технологий, обеспечит массовое продвижение ГЛОНАСС на рынки других стран. В перспективе архитектуру системы "ЭРА-ГЛОНАСС" можно будет использовать для модернизации всего транспортного комплекса РФ.

Новые решения для безопасности на транспорте

Сейчас для сообщения в соответствующие службы об аварии, нападении на водителя или иной непредвиденной ситуации требуется достаточно много времени и действий. Использование "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит сократить это время до нескольких секунд. Водитель или другие участники дорожного движения смогут вызвать помощь максимально оперативно. Благодаря тому что время реагирования на сигнал в диспет-

черских пунктах будет минимальным, количество спасенных жизней может быть увеличено на 16% в год. Кроме того, реализация проекта позволит успешно проводить профилактику ДТП: раннее предупреждение об опасностях на дороге, контроль соблюдения водителями ПДД.

В данный момент формируются решения не только по ликвидации последствий аварий, но по предотвращению ДТП. В стадии разработки находится функция Car to car: в случае аварии водители, ставшие свидетелями инцидента, смогут послать тревожный сигнал остальным участникам движения, находящимся в радиусе происшествия. Те же действия может выполнить оператор диспетчерского центра. Получив экстренный вызов, он информирует водителей, следующих по маршруту ДТП, и рекомендует им сменить направление или сбавить скорость. Таким образом возможно предупреждать не только о ДТП, но и о других проблемах: скользкой дороге, неблагоприятных погодных условиях, ямах на дороге и т. д.

Инфраструктура системы lЭPA-ГЛOHACC" может стать основой для создания систем различного назначения — систем мониторинга транспорта в международных транспортных коридорах, пассажирских перево-

Демонстрация возможностей системы "ЭРА-ГЛОНАСС" Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиру Пучкову на Международном салоне "Комплексная безопасность — 2012"

Макет автомобиля со встроенным терминалом "ЭРА-ГЛОНАСС" вреда здоровью), так как страховщики не-

зок и перевозок особо опасных и тяжеловесных грузов, систем взимания платы с большегрузного автотранспорта, охраннопоисковых систем, цифровых тахографов. Кроме того, возможности инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС" позволяют предоставить автомобилистам самые современные услуги сектора страховой телематики, таких как Pay As You Drive (программа учитывает манеру вождения автовладельца), Pay As You Use (программа учитывает периоды активного использования и простоя автомобиля), реконструкция обстоятельств ДТП, на основе которых будут формироваться условия страховых полисов.

При аварии зачастую участники могут изменять картину происшествия в свою пользу (менять расположение транспортных средств, уничтожать осыпь стекла и грязи и т.п.) или самостоятельно решать вопросы об ответственности сторон. Услуги страховой телематики исключат любую возможность мошенничества. Данные, полученные с помощью бортового терминала "ЭРА-ГЛОНАСС", могут быть использованы в качестве доказательств при разбирательстве дел.

Отпадет необходимость вызывать ГИБДД на легкие аварии (без причинения

посредственно смогут связаться с клиентами сразу после происшествия. Сократится и время решения вопросов, все процессы оформления необходимых документов будут автоматизированы.

"ЭРА-ГЛОНАСС" является системообра-

зующим проектом по модернизации транспортного комплекса России, позволяющим не только эффективно решать государственные задачи, связанные с безопасностью на транспорте, но и обеспечивать эффективную мотивацию автовладельцев к безопасному вождению.

http://www.softlinegroup.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.