Научная статья на тему 'Проблематика регулирования отношений по предоставлению услуг мобильной связи'

Проблематика регулирования отношений по предоставлению услуг мобильной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ДОГОВОР / АБОНЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГ / ОПЕРАТОР МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / MOBILE / CONTRACT / SUBSCRIBER / CUSTOMER SERVICES / MOBILE OPERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Валерий Викторович

Рассмотрены основные проблемные аспекты правового регулирования предоставления услуг мобильной связи. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, призванные урегулировать отношения по предоставлению услуг мобильной связи. Изучены ключевые моменты договорных отношений, возникающих по поводу предоставления услуг мобильной связи. Предложены некоторые пути решения существующих проблемных аспектов и пробелов действующего законодательства в сфере предоставления услуг мобильной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problematic aspects of the legal regulation of the provision of mobile services. Analyzes the main legal acts designed to regulate relations to provide mobile services. Learn key points of contractual relations arising in respect to the provision of mobile services. Some ways of solving existing problems and gaps in the action aspects of legislation in the provision of mobile services.

Текст научной работы на тему «Проблематика регулирования отношений по предоставлению услуг мобильной связи»

В. В.Сергиенко

ПРОБЛЕМАТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

Постоянное совершенствование рынка услуг в Украине свидетельствует о развитии не только общества, но и государства в целом. Оживление оборота услуг в экономике Украины обусловлено тем, что в последнее десятилетие значительная их часть, ранее предоставлявшаяся через общественные фонды потребления, получила новый толчок в гражданском обороте, став объектом товарообменных операций.

Деятельность по оказанию услуг во исполнение положений Конституции Украины распространяется на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, а также затрагивает потребности более глобального, макроэкономического масштаба, удовлетворяемые, например, с помощью совершенных систем связи. Появление и развитие на рынке услуг новых их видов расширяют круг участников данных правоотношений и порождают необходимость развития и совершенствования нормативной базы, необходимой для надлежащего регулирования возникающих отношений. С целью урегулирования возникающих правоотношений в гражданском обороте в последнее время используются новые виды непоименованных договоров об оказании услуг, ранее неизвестные отечественной правовой системе. Причем данные договоры не только не закреплены в нормативных документах, но и не имеют своей структуры и порядка их заключения.

Наличие в услуге потребительской стоимости, обладающей рядом специ-

фических признаков, требует совершенствования гражданско-правовых норм, регулирующих имущественные отношения по оказанию услуг возмездного характера.

В начале 90-х годов на рынке услуг связи появился новый вид деятельности - предоставление услуг мобильной связи, одной из разновидностей которых является сотовая связь. При этом взаимосвязь, устанавливающая права и обязанности сторон при оказании данного вида услуги, оформлялась новым видом договора - договором предоставления услуг мобильной (сотовой) связи. Причем в соответствии с положением Закона Украины «О телекоммуникациях» и Правилами оказания и получения телекоммуникационных услуг разработка условий договора осуществлялась самими операторами мобильной связи с применением положения различных видов договоров по оказанию услуг. Такое положение дел при формировании договорных условий прежде всего сказывается на правах абонентов (потребителей) услуги мобильной связи, так как действия оператора при формировании условий договора в большей мере были направлены на обеспечение исполнения целей и задач предприятий мобильной связи.

Из анализа нормативной базы, регулирующей отношения по оказанию услуг мобильной (сотовой) связи, следует отметить, что данным отношениям присущ гражданско-правовой характер, поскольку оказываются платные возмездные услуги, предоставление кото-

рых регулируется гражданским законодательством Украины. Соответственно правовое регулирование отношений в сфере предоставления услуг мобильной (сотовой) связи осуществляется на основе гражданско-правового договора, а именно общих положений об услугах (гл. 63 ГК Украины «Услуги. Общие положения») [1; гл. 63].

Из анализа положений гл.63 ГК Украины становится очевидным, что содержание ее норм преимущественно носит общий характер, так как осуществляет регулирование неограниченного количества разнообразных услуг и применяется ко всем видам договоров возмездного оказания услуг (п.2 ст. 901 ГК Украины) [1; ст. 901], кроме тех, которые регулируются договорами, закрепленными в специальных законах. Учитывая тот факт, что отношения между сторонами при оказании услуг сотовой связи оформляются договором, следует отметить, что он включает в себя не только элементы услуг, но и купли-продажи, что указывает на то, что он, по своей сути, является смешанным. Так, для оказания услуг мобильной (сотовой) связи потребитель должен приобрести sim-карту, при помощи которой возможно в дальнейшем установление абонентского номера и получения услуг мобильной (сотовой) связи.

Анализируя особенности порядка вступления в договорные отношения участников правоотношений по оказанию услуг мобильной (сотовой) связи, следует отметить, что в силу того, что данные услуги может получить любой желающий, а оператор обязан предоставить ему эти услуги, то есть не имеет права отказать в этом, то можно сделать вывод, что данный договор носит публичный характер и его можно отнести к категории публичных. Соответственно режим публичного договора должен распространяться и на договор предоставления услуг мобильной (сотовой) связи, являющийся разновидностью до-

говора оказания телекоммуникационных услуг.

Таким образом, существующая в настоящее время законодательная база, регулирующая отношения возмездного оказания услуг, в том числе и телекоммуникационных, представлена большим количеством нормативных актов, но все же не в должной мере регулирует отношения по формированию договора оказания услуг мобильной (сотовой) связи. А специальный Закон Украины «О телекоммуникациях» [3] носит комплексный характер и распространяет свое действие на все разновидности телекоммуникационных услуг, при этом порой не учитывая особенностей оказания отдельных видов услуг, что существенно влияет на процесс формирования условий договора.

Закон закрепляет понятие телекоммуникационной услуги - продукта деятельности оператора или провайдера телекоммуникаций, направленного на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций, а самого понятия услуги мобильной сотовой связи не содержит. Дополняют положения закона Правила оказания и получения телекоммуникационных услуг (далее - Правила), которые закрепляют понятие услуги подвижной (мобильной) связи как услуги, предоставляемой оператором подвижной (мобильной) связи, при получении которой конечное оборудование абонента может свободно перемещаться в пределах телекоммуникационной сети оператора или его ро-уминг-партнера с сохранением абонентского номера или сетевого идентификатора потребителя [5]. Кроме того, Правилами регламентируются взаимоотношения между операторами и абонентами при пользовании услугами. Так, в соответствии с пп. 1 - 14 Правил оказание услуг мобильной связи осуществляется при условии заключения договора требования, к которому установлены НКРС [5; п. 14]. Но в самих Правилах,

равно как и в Законе, закрепления структуры договора и порядка его заключения нет, что приводит к применению различными операторами собственной модели договора с элементами различных договоров. Формирование условий договора самими операторами телекоммуникационных услуг нарушает принципы равенства сторон, так как сторона-контрагент не принимает участия в согласовании условий договора, а соответственно, не учитывает его интересов. Это приводит к тому, что оператор не только самостоятельно формирует объем пакетных услуг, входящих в предмет договора, но и в дальнейшем оставляет за собой право самостоятельно в одностороннем порядке их изменять.

В настоящий момент Правила оказания услуг мобильной связи не содержат положений, определяющих порядок заключения, исполнения и расторжения договора предоставления услуг мобильной (сотовой) связи, а также ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договора. В связи с этим операторы мобильной связи практически не привлекаются к ответственности в случае ненадлежащего исполнения договора. Такое положение дел связано с отсутствием законодательного закрепления понятия ненадлежащего исполнения в связи с невозможностью определения момента нарушения договора при оказании услуг мобильной связи.

При регулировании отношений оказания услуг мобильной (сотовой) связи применяются нормы о публичном договоре, а в качестве исполнителя (услуг мобильной связи) должна выступать коммерческая организация. Это вытекает из содержания статьи 633 ГК Украины [1; ст.633]. Следовательно, коммерческая организация является обязанной оказать данные услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при на-

личии возможности представить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В то же время, если проанализировать положения Закона Украины «О телекоммуникации», условия договора оказания услуг мобильной связи разрабатываются оператором мобильной сети, а абонент (потребитель) может всего лишь присоединиться к условиям договора в целом, что присуще договору присоединения [3]. Таким образом, по мнению законодателя, применение положений о публичном договоре и договоре присоединения призвано уравновесить права как одной, так и другой стороны договора. Такой подход будет обоснованным, но только при четком разграничении в законодательстве основных и дополнительных услуг, это даст возможность четко сформулировать вид услуг и перечень составляющих предмет договора, а следовательно, отделить услуги, входящие в тарифный пакет, от дополнительных, требующих дополнительной платы.

Анализируя положения действующего Закона Украины «О телекоммуникациях», можно утверждать, что он не устанавливает всех особенностей деятельности операторов мобильной связи по предоставлению услуг сотовой связи. В большей степени этот закон регулирует общие вопросы предоставления телекоммуникационных услуг (телефонной, телеграфной и почтовой связи, Интернет-услуг).

Пробелы в правовом регулировании предоставления услуг мобильной связи зачастую приводят к противодействию оператора и абонента - пользователя услугами сотовой связи, нарушению их законных прав и интересов.

Непосредственное регулирование отношений по урегулированию вопроса защиты прав потребителей услуг сотовой связи осуществляется Законом Украины «О защите прав потребителей»,

который устанавливает правовые гарантии защиты прав и интересов абонентов при потреблении услуг мобильной связи

[4].

Такое положение дел связано с тем, что потребители услуг мобильной (сотовой) связи выступают в договоре менее защищенной в правовом отношении стороной. В самом законе «О защите прав потребителей» не предусмотре-

на норма по защите прав потребителей сотовой связи, но имеются нормы, регулирующие отношения по защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). С учётом всевозрастающей роли телекоммуникационных услуг давно назрел вопрос закрепления в законе на уровне специальной нормы вопроса защиты прав потребителей телекоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.