Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования деятельности операторов сотовой связи'

Особенности правового регулирования деятельности операторов сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1694
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТОР СОТОВОЙ СВЯЗИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / АБОНЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / CELLULAR OPERATOR TO PROVIDE MOBILE SERVICES / SUBSCRIBER / CUSTOMER / COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустян Наталия Николаевна

Рассмотрены основные проблемные аспекты правового регулирования деятельности операторов сотовой связи. Выявлены основные вопросы ответственности, а также распределения прав и обязанностей в отношениях по предоставлению услуг мобильной связи. Определен правовой статус оператора сотовой связи, а также проведена связь между правомерной деятельностью операторов сотовой связи и соблюдением требований антимонопольного законодательства. Изучены основные действующие нормативно-правовые акты, призванные урегулировать деятельность операторов сотовой связи. Предложены пути решения выявленных проблем и пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problematic aspects of the legal regulation of mobile operators. The basic issues of liability, as well as the distribution of rights and responsibilities in relation to the provision of mobile services. Defines the legal status of the mobile operator, as well as drawing a link between the legitimate activities of the mobile operators and the requirements of competition law. Learn the basic operating regulations designed to regulate the activity of mobile operators. Proposed solutions to the identified problems and gaps.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования деятельности операторов сотовой связи»

Н. Н. Капустян

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Развитие и совершенствование технологий, внедрение инноваций коренным образом меняют представление о роли и значении телекоммуникаций в жизни человека и общества в целом. Так, очень трудно представить себе современного человека без мобильных средств информаций и связи. В последнее время мобильный телефон превратился из символа достатка в многофункциональное устройство, не только

обеспечивающее связь с абонентами, но и предоставляющее дополнительно большое количество необходимых человеку дополнительных услуг.

Постоянное совершенствование и изменение технологий, повышение объема оказываемых дополнительных услуг, высокий уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке обусловливают необходимость комплексного

подхода к процессу регулирования возникающих на данном рынке отношений.

Учитывая сложность процесса обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам, процесс регулирования складывающихся отношений можно условно разделить на три направления:

-правовое регулирование создания и эксплуатации телекоммуникационных сетей (в большей мере подвержены регулированию посредством соблюдения СНиП, ДБН при строительстве инженерных коммуникаций, а также земельного законодательства);

-правовое регулирование отношений оказания телекоммуникационных услуг (традиционно регулирование осуществляется на уровне частного права);

-государственное регулирование (посредством получения специальных разрешений на право использования радиочастот и контроля их деятельности).

Специального нормативного акта, регулирующего отношения по оказанию услуг сотовой связи, в Украине нет, в связи с чем при оказании услуг сотовой связи операторы должны руководствоваться нормами Закона Украины «О телекоммуникациях», а также нормами иного отраслевого законодательства, соблюдение которого обеспечивает защиту конституционных прав и свобод граждан, принципов свободы поиска, использования и распространения информации. В связи с тем что на рынке телекоммуникационных услуг пересекаются интересы предпринимателя с общественными и государственными интересами, это обусловливает необходимость государственного регулирования данной сферы деятельности, основные проявления которого осуществляются в форме принятия подзаконных нормативных актов, конкретизирующих вопросы лицензирования, сертификации, доступа к радиочастотам и номерной емкости, определения правил построения сетей, порядка оказания услуг,

а также формирования тарифов. В соответствии со ст. 17 Закона Украины «О телекоммуникациях», государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль и регулирование в сфере телекоммуникаций, является национальная комиссия. Государственный контроль рынка телекоммуникационных услуг осуществляется национальной комиссией путем выдачи рецензий на право оказания телекоммуникационных услуг, проверки соблюдения лицензионных условий операторами, провайдерами рынка телекоммуникаций, соблюдением субъектами рынка телекоммуникаций законодательства, стандартов и других нормативных документов в сфере телекоммуникаций.

Определенную роль в процессе регулирования рынка телекоммуникационных услуг, в том числе и сотовой связи, играет антимонопольное законодательство, а также Антимонопольный комитет, который призван решать вопросы государственного регулирования и обеспечения конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг. Так, Антимонопольный комитет Украины в сентябре 2012 года возбудил дело против крупнейших операторов мобильной связи: ЧАО «Киевстар» и ЧАО «МТС-Украина», применивших завышенные внутренние тарифы на услуги и оплату роуминга.

Необходимость соблюдения установленных законодательством требований обусловливается тем, что недобросовестное исполнение положений отдельных норм налагает ответственность на компании - участников рынка мобильной связи. Следствием нарушения законодательства могут быть как меры административной ответственности в виде приостановления действия или отзыва лицензии у компании, так и внушительный административный штраф или привлечение к уголовной ответственности - для руководителя. Так, в случае отказа ЧАО «Киевстар» и ЧАО

«МТС-Украина», выполнить требования Антимонопольного комитета относительно снижения стоимости на отдельные тарифные планы оказываемых ими услуг законодательство предусматривает взыскание штрафа в размере 10% годового оборота каждого оператора.

В тоже время стоит отметить, что стремительное развитие коммуникационных технологий в Украине порождает огромное количество нерешенных проблем в данной сфере: определение качества оказываемых услуг абонентом; отсутствие единого подхода к регулированию и анализу конкуренции на рынке сотовой связи. Особого внимания и разрешения требует проблема учета списываемых денежных средств со счета абонента предоплаченного тарифа.

Не последнюю роль в создании дополнительных проблем в сфере развития и использования мобильной (сотовой) связи игрет обилие нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы деятельности телекоммуникационного рынка. В большей мере эти нормативные акты содержат императивные нормы, взаимоисключающие друг друга, что приводит к возникновению большого количества противоречий и коллизий на практике, которые порождают административные и судебные споры, а порой приводят к возбуждению уголовных дел.

Сложившаяся ситуация с регулированием отношений в сфере оказания услуг сотовой связи вызвана отсутствием единого структурированного законодательного акта, закрепляющего основные положения и направления регулирования и развития мобильной связи в Украине, а также пути повышения качества услуг и ответственности операторов за его соблюдение.

Огромное влияние на процесс повышения механизма правового регулирования услуг мобильной связи оказывает Всемирная торговая организация, членом которой является Украина, и

ратифицированное в рамках ВТО соглашение по основным телекоммуникациям (WTO Basic Telecom Agreement). Данное соглашение содержит основные принципы, обеспечивающие конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг, и правила доступа на внутренний рынок поставщикам услуг из других государств. Данные принципы нашли свое отражение в национальном законодательстве ст. 6 Закона Украины «О телекоммуникациях», которое предусматривает поощрение конкуренции в интересах потребителей телекоммуникационных услуг. Кроме того, соглашение по основным телекоммуникациям (WTO Basic Telecom Agreement) повлекло за собой принятие целого ряда нормативных актов, обеспечивающих усиление ответственности за нарушение авторского права и возможности применения элементов прецедентного права при разрешении споров.

Несмотря на наличие достаточного количества нормативных актов, регулирующих отношения складывающихся на рынке телекоммуникационных услуг, при регулировании услуг сотовой связи до настоящего момента остается нерешенным вопрос номерной емкости, которая связана с качеством предоставляемых услуг. Нехватку номерной емкости абоненты ощущают в праздничные дни, когда количество абонентов в том или ином городе увеличивается, что приводит к частым срывам разговора или неполным пришедшим СМС-сообщениям.

Несмотря на утверждение в 2012 году новых Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, до настоящего времени не разрешен на законодательном уровне вопрос порядка определения момента нарушения условий договора оказания услуг сотовой связи и, как следствие, привлечения к ответственности за такое нарушение условий. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее ис-

полнение взятых на себя обязательств, закрепленных в Законе «О телекоммуникациях», прописанных, в общем плане. Конкретики в части привлечения к ответственности нет, что делает оператора сотовой связи практически безнаказанным. В связи с чем операторы постоянно нарушают законодательство в части обеспечения доступа к личной информации. Так Закон Украины «Об информации» закрепляет право граждан Украины на информацию, закладывает правовые основы информационной деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона каждый имеет право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом реализация права на информацию не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц. Как видно из положений данной статьи, защита информации гарантируется государством, а реализация права лица на информацию не должно нарушать право другого лица.

При предоставлении услуг сотовой связи, персонифицированный номер сотового телефона является личной информацией лица. Соответственно предоставление персонифицированного номера оператором сотовой связи иному лицу либо группе лиц возможно только с личного согласия владельца. Тогда как оператор не только не обеспечивает тайны личной информации, но и использует в личных целях для рекламирования продвигаемых продуктов. Так, через рассылку спам-уведомлений операторы сотовой связи «Киевстар» и «МТС-Украина» оказывают рекламные услуги или предоставляют номерную базу рекламным агентствам или иным

субъектам предпринимательства для рассылки сообщений.

Таким образом, вопрос использования номерной базы операторами для осуществления рассылки информации о новых тарифных планах, а также иных спам-уведомлений требует законодательного разрешения с учетом соблюдения прав обладателя номера.

Учитывая то, что операторами сотовой связи до настоящего времени не включена услуга учета списываемых денежных средств со счетов припейд-абонентов требуется не только обязательное введение данной услуги в тарифные планы операторов, но и законодательное закрепление. Причем, предусмотреть проведение учета списываемых средств не только на лицевом счету абонента в базе оператора, но и сохранение данной информации на мобильных устройствах абонента с возможностью использования данных в телефонах в качестве доказательства.

Стремясь получить большую прибыль, операторы сотовой связи зачастую в одностороннем порядке меняют тарифные планы, что является нарушением норм договорного права. Так, тарифный пакет, содержит не только сим-карту, дающую доступ к сотовой сети, но и определенный объем услуг, входящий в стоимость тарифного плана, который не должен изменяться весь период использования данного тарифного пакета. Изменение тарифного плана, дополнение или уменьшение объема оказываемых услуг, входящих в тарифный план, в соответствии с положением ст. 651 ГК Украины, допускаются лишь с согласия сторон. Следовательно, изменение стоимости услуг сотовой связи или перевод абонента на другой тарифный план должны осуществляться только с согласия абонента. Ведущими операторами сотовой связи «Киевстар» и «МТС-Украина» в последнее время перевод на новые тарифные планы осуществляется без предупреждения абонента

или рассылкой спам-сообщений. Вышеуказанные операторы сотовой связи таким образом выполняют положения ГК Украины в части надлежащего уведомления абонента об изменении тарифного плана с указанием срока перевода на новый тариф. А в случае неполучения в указанный срок сообщения от абонента переводят самостоятельно на новый тарифный план, ссылаясь на положения ст. 205 ГК Украины, то есть абонент не ответил на предложение в указанный срок, соответственно он согласился с предложением (сделка, совершенная молчанием). В данном случае возникают вопросы: во-первых, каким образом оператор определил, что предложение перейти на новый тариф доставлено владельцу телефонного номера; во-вторых, можно ли считать короткое сообщение о переводе на новый тарифный план предложением (офертой).

В соответствии с положением ГК Украины офертою признается только то предложение, которое, во-первых, содержит нужные условия; во-вторых, подтверждает намерение лица считать себя обязанным; в-третьих, адресовано конкретному лицу. В данном случае сообщение оператора нельзя рассматривать как оферту, ибо оно не содержит

необходимых условий, равно как и нельзя рассматривать в качестве оферты любые коммерческие предложения, не содержащие нужных условий. Следовательно, сообщение оператора нельзя рассматривать как оферту, тем более, адресованную конкретному лицу, так как номер обезличен.

В связи с развитием телекоммуникационных услуг оператор постоянно расширяет объем дополнительно оплачиваемых услуг, но в то же время не ставит в известность абонента о том, что та или иная услуга переведена из разряда общедоступных, бесплатных, в платную. В связи с чем у множества абонентов были списаны со счетов определенные суммы за оказываемые услуги. Оператор обязан выделять услуги, переведенные в разряд платных услуг, о чем ставить своевременно в известность потребителя.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости принятия специального структурированного закона, регулирующего отношения оказания услуг сотовой связи, который урегулировал бы вышеуказанные проблемы в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.