Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМАТИКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
смысловое чтение / техническое чтение / структура текста / рефлексия прочитанного / semantic reading / technical reading / text structure / read reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева О. Ю., Серёжникова Р. К.

В статье рассмотрена проблема повышения уровня читательской компетенции учащихся российских школ. Уточнено понятие смыслового чтения, предложены способы поэтапного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся. Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева О. Ю., Серёжникова Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MEANINGFUL READING IN MODERN SCHOOLS

The article considers the problem of increasing the level of reading competence of students of Russian schools. The concept of semantic reading is clarified, methods of step-by-step formation of semantic reading skills among students are proposed. Keywords: semantic reading, technical reading, text structure, reflection of what has been read.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37 Голубева О.Ю., Серёжникова Р.К.

Голубева О.Ю.

студент, филологический факультет, 1 курс, магистерская программа ИОТ, Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево, Россия)

Научный руководитель: Серёжникова Р.К.

доктор педагогических наук, профессор Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево, Россия)

ПРОБЛЕМАТИКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье рассмотрена проблема повышения уровня читательской компетенции учащихся российских школ. Уточнено понятие смыслового чтения, предложены способы поэтапного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся. Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.

Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.

В современном обществе наблюдается явная тенденция к уменьшению интереса к чтению, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня читательской компетенции. Увеличение объема информации создает трудности в ее отборе, осмыслении и анализе. Эта проблема становится все более заметной в системе школьного образования. Смысловое чтение, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), является

одним из метапредметных компонентов обучения и подразумевает способность осознать смысл и значение прочитанного текста, а также умение ориентироваться в нем и выделять его ключевые смысловые части, отделяя их от второстепенных. Большинство исследователей выделяют два составляющих процесса чтения: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя визуальное восприятие графических символов, воспроизведение звуковой структуры слова, темп чтения и другие факторы. В то время как смысловой компонент представляет собой более сложный процесс, связанный с пониманием значения прочитанных слов и текста в целом.

Современная российская система школьного образования часто подвергается критике за доминирование технического чтения в ущерб его смысловому восприятию. Чтение современных учеников становится все более поверхностным и беглым. У школьников наблюдаются трудности в выделении основной мысли как отдельных абзацев, так и целых текстов, а также в установлении логических связей между смысловыми блоками и различении главного от второстепенного. Выявляется репродуктивный характер чтения, который подразумевает воспроизведение прочитанного (даже с высокой точностью) без глубокого понимания и осознания. Снижение как активного, так и пассивного словарного запаса, обусловленное низкой мотивацией к чтению, также создает определенные сложности при работе с текстами. Описанная ситуация противоречит требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), согласно которым читательские компетенции обучающихся должны находиться на высоком уровне и включать в себя способность всесторонне анализировать информацию из книг, учебников, интернет-ресурсов и прочих источников.

Развитие умений и навыков смыслового чтения требует тщательной и последовательной работы, которая осуществляется не только в ходе непосредственного взаимодействия с текстом. Выделяются три основных этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Задача предтекстового этапа заключается в устранении смысловых затруднений и ликвидации любых форм непонимания, связанных с отдельными словами, понятиями и языковыми оборотами. На данном этапе необходимо активизировать уже имеющиеся знания учащихся, мотивировать их к учебной деятельности и вызвать устойчивый интерес к ней. К числу конкретных методов можно отнести составление словаря незнакомых терминов, работу с иллюстрациями, поиск новых понятий и анализ заголовков. Также уместно применять приемы технологии развития критического мышления, такие как «Корзина идей» и «Мозговой штурм». Работа на предтекстовом этапе считается крайне важной. Неосмысленный текст не способен увлечь, поэтому непонимание отдельных его фрагментов или текста в целом может значительно снизить мотивацию и познавательный интерес.

На текстовом этапе осуществляется контроль за получением и качеством усвоения новой информации. Здесь применяются различные методы осмысления полученных данных, при этом новые знания интегрируются в уже существующие. На этом этапе важно проанализировать структуру текста, выделяя смысловые фрагменты и отделяя главное от второстепенного с помощью поиска ключевых слов. Также целесообразно задавать вопросы к тексту, чтобы углубить понимание прочитанного.

Следует подчеркнуть, что методы, применяемые на данном этапе, могут различаться в зависимости от типа смыслового чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее и рефлексивное). Работа на посттекстовом этапе предполагает осмысление прочитанного. На этом этапе важно оценить уровень понимания текста, а также ключевых понятий и новых терминов. Успешное осмысление требует от обучающихся формирования личного отношения к теме и прочитанному материалу. В рамках посттекстовой работы учащимся можно предложить представить прочитанный текст в виде плана, таблицы или схемы, а также провести общую рефлексию своей деятельности. Формат эссе также может быть уместен для выражения личностного отношения к теме.

Эффективное применение методики «Фишбоун» и разработка когнитивных карт значительно способствуют развитию критического и аналитического мышления у учащихся. Освоение умений осознанного чтения влияет на повышение качества образовательного процесса, способствует развитию навыков информационной грамотности, обогащает интеллектуальные горизонты и функциональные знания, а также обеспечивает успешную интеграцию в социальную среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смысловое чтение и функциональное понимание текста / А.Н. Рудяков // Педагогический имидж. 2019. № 3. С. 348-359;

2. Формирование навыков смыслового чтения / Т.А. Горняков // Вопросы педагогики. 2021. №8. С. 53-56;

3. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 5. С. 23-42

Golubeva O. Yu., Serezhnikova R.K.

Golubeva O.Yu.

State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo, Russia)

Scientific advisor: Serezhnikova R.K.

State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo, Russia)

PROBLEMS OF MEANINGFUL READING IN MODERN SCHOOLS

Abstract: the article considers the problem of increasing the level of reading competence of students of Russian schools. The concept of semantic reading is clarified, methods of step-by-step formation of semantic reading skills among students are proposed. Keywords: semantic reading, technical reading, text structure, reflection of what has been read.

Keywords: semantic reading, technical reading, text structure, read reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.