УДК 37 Голубева О.Ю., Серёжникова Р.К.
Голубева О.Ю.
студент, филологический факультет, 1 курс, магистерская программа ИОТ, Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево, Россия)
Научный руководитель: Серёжникова Р.К.
доктор педагогических наук, профессор Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево, Россия)
ПРОБЛЕМАТИКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассмотрена проблема повышения уровня читательской компетенции учащихся российских школ. Уточнено понятие смыслового чтения, предложены способы поэтапного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся. Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.
Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.
В современном обществе наблюдается явная тенденция к уменьшению интереса к чтению, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня читательской компетенции. Увеличение объема информации создает трудности в ее отборе, осмыслении и анализе. Эта проблема становится все более заметной в системе школьного образования. Смысловое чтение, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), является
одним из метапредметных компонентов обучения и подразумевает способность осознать смысл и значение прочитанного текста, а также умение ориентироваться в нем и выделять его ключевые смысловые части, отделяя их от второстепенных. Большинство исследователей выделяют два составляющих процесса чтения: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя визуальное восприятие графических символов, воспроизведение звуковой структуры слова, темп чтения и другие факторы. В то время как смысловой компонент представляет собой более сложный процесс, связанный с пониманием значения прочитанных слов и текста в целом.
Современная российская система школьного образования часто подвергается критике за доминирование технического чтения в ущерб его смысловому восприятию. Чтение современных учеников становится все более поверхностным и беглым. У школьников наблюдаются трудности в выделении основной мысли как отдельных абзацев, так и целых текстов, а также в установлении логических связей между смысловыми блоками и различении главного от второстепенного. Выявляется репродуктивный характер чтения, который подразумевает воспроизведение прочитанного (даже с высокой точностью) без глубокого понимания и осознания. Снижение как активного, так и пассивного словарного запаса, обусловленное низкой мотивацией к чтению, также создает определенные сложности при работе с текстами. Описанная ситуация противоречит требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), согласно которым читательские компетенции обучающихся должны находиться на высоком уровне и включать в себя способность всесторонне анализировать информацию из книг, учебников, интернет-ресурсов и прочих источников.
Развитие умений и навыков смыслового чтения требует тщательной и последовательной работы, которая осуществляется не только в ходе непосредственного взаимодействия с текстом. Выделяются три основных этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Задача предтекстового этапа заключается в устранении смысловых затруднений и ликвидации любых форм непонимания, связанных с отдельными словами, понятиями и языковыми оборотами. На данном этапе необходимо активизировать уже имеющиеся знания учащихся, мотивировать их к учебной деятельности и вызвать устойчивый интерес к ней. К числу конкретных методов можно отнести составление словаря незнакомых терминов, работу с иллюстрациями, поиск новых понятий и анализ заголовков. Также уместно применять приемы технологии развития критического мышления, такие как «Корзина идей» и «Мозговой штурм». Работа на предтекстовом этапе считается крайне важной. Неосмысленный текст не способен увлечь, поэтому непонимание отдельных его фрагментов или текста в целом может значительно снизить мотивацию и познавательный интерес.
На текстовом этапе осуществляется контроль за получением и качеством усвоения новой информации. Здесь применяются различные методы осмысления полученных данных, при этом новые знания интегрируются в уже существующие. На этом этапе важно проанализировать структуру текста, выделяя смысловые фрагменты и отделяя главное от второстепенного с помощью поиска ключевых слов. Также целесообразно задавать вопросы к тексту, чтобы углубить понимание прочитанного.
Следует подчеркнуть, что методы, применяемые на данном этапе, могут различаться в зависимости от типа смыслового чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее и рефлексивное). Работа на посттекстовом этапе предполагает осмысление прочитанного. На этом этапе важно оценить уровень понимания текста, а также ключевых понятий и новых терминов. Успешное осмысление требует от обучающихся формирования личного отношения к теме и прочитанному материалу. В рамках посттекстовой работы учащимся можно предложить представить прочитанный текст в виде плана, таблицы или схемы, а также провести общую рефлексию своей деятельности. Формат эссе также может быть уместен для выражения личностного отношения к теме.
Эффективное применение методики «Фишбоун» и разработка когнитивных карт значительно способствуют развитию критического и аналитического мышления у учащихся. Освоение умений осознанного чтения влияет на повышение качества образовательного процесса, способствует развитию навыков информационной грамотности, обогащает интеллектуальные горизонты и функциональные знания, а также обеспечивает успешную интеграцию в социальную среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смысловое чтение и функциональное понимание текста / А.Н. Рудяков // Педагогический имидж. 2019. № 3. С. 348-359;
2. Формирование навыков смыслового чтения / Т.А. Горняков // Вопросы педагогики. 2021. №8. С. 53-56;
3. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 5. С. 23-42
Golubeva O. Yu., Serezhnikova R.K.
Golubeva O.Yu.
State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo, Russia)
Scientific advisor: Serezhnikova R.K.
State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo, Russia)
PROBLEMS OF MEANINGFUL READING IN MODERN SCHOOLS
Abstract: the article considers the problem of increasing the level of reading competence of students of Russian schools. The concept of semantic reading is clarified, methods of step-by-step formation of semantic reading skills among students are proposed. Keywords: semantic reading, technical reading, text structure, reflection of what has been read.
Keywords: semantic reading, technical reading, text structure, read reflection.