Научная статья на тему 'К проблеме смыслового чтения в современной школе'

К проблеме смыслового чтения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловое чтение / техническое чтение / структура текста / рефлексия прочитанного

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Росина Марина Анатольевна, Бичевский Александр Антонович

В статье рассмотрена проблема повышения уровня читательской компетенции учащихся российских школ. Уточнено понятие смыслового чтения, предложены способы поэтапного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме смыслового чтения в современной школе»

Студент. Наука. Регион

DOI: 10.24412/cl-37131-2023-1-174-177

К проблеме смыслового чтения в современной школе

Росина Марина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Бичевский Александр Антонович,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассмотрена проблема повышения уровня читательской компетенции учащихся российских школ. Уточнено понятие смыслового чтения, предложены способы поэтапного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся.

Ключевые слова: смысловое чтение, техническое чтение, структура текста, рефлексия прочитанного.

В современном мире наблюдается тенденция к снижению интереса к чтению и как следствие к понижению уровня читательской компетенции. Увеличение объема информации создает сложности в ее отборе, понимании и анализе. Данная проблема все более явственно заметна в школьной системе образования.

Смысловое чтение, согласно ФГОС, является одним из метапредметных компонентов обучения и представляет собой способность понять смысл и значение прочитанного текста, умение ориентироваться в нём, а также выделять его существенные смысловые части, отделяя их от второстепенных.

Большинство исследователей разбивает процесс чтения на два компонента: технический и смысловой. Техническая сторона предполагает визуальное восприятие графических символов, воспроизведение звуковой оболочки слова, темп чтения и т. д. Смысловой компонент более сложен поскольку подразумевает понимание значения прочитанных слов, а также текста в целом.

Студент. Наука. Регион

Сегодня российская система школьного образования нередко становится объектом критики по причине превалирования в обучении технического чтения в ущерб смысловому.

Чтение современных учеников становится все более беглым и поверхностным. У школьников наблюдаются проблемы с выделением основной мысли отдельных абзацев или целого текста, построением логических связей между смысловыми блоками текста, отделением главного от второстепенного. В качестве недостатка отмечается репродуктивный характер чтения, т. е. воспроизведение прочитанного (возможно даже очень точное), но без серьезного понимания и осознания.

Снижение активного и пассивного словарного запаса, как следствие невысокой мотивации к чтению также приводит к определенным трудностям при работе с текстом. Описанная ситуация вступает в противоречие с требованиями ФГОС, согласно которым читательские компетенции обучающихся должны находиться на высоком уровне, что включает в себя способность всесторонне обрабатывать информацию из книг, учебников, сети интернет и т. д.

Формирование умений и навыков смыслового чтения требует серьезной поэтапной работы и осуществляется не только в процессе непосредственной работы с текстом. Выделяют предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Задача предтекстового этапа - устранение трудностей на смысловом уровне, ликвидация непонимания любого рода, связанного с отдельными словами, понятиями, речевыми оборотами и т. д. В процессе данного этапа важно актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания, мотивировать их к учебной деятельности, вызвать устойчивый интерес к ней. Среди конкретных способов деятельности можно выделить составление словаря незнакомых слов, работу с иллюстративным материалом, поиск новых понятий, осмысление заголовков и т. д. Уместно использование приемов технологии развития критического мышления таких как «Корзина идей», «Мозговой штурм» и т. п. Работа на предтекстовом этапе представляется крайне важной. Неосмысленный текст не

Студент. Наука. Регион

может увлечь, поэтому непонимание отдельных фрагментов текста или его целиком способно резко снизить мотивацию и познавательный интерес.

На текстовом этапе контролируется получение и качество усвоения новой информации. Здесь применяются различные способы осмысления полученных данных, новые знания добавляются к уже имеющимся. На данном этапе целесообразно проанализировать структуру текста, путем выделения его смысловых фрагментов, отделения главного от второстепенного путем поиска ключевых слов. Уместна постановка вопросов к тексту, направленных на более глубокое осмысление прочитанного. Необходимо отметить, что приемы, используемые на данном этапе могут варьироваться в зависимости от вида смыслового чтения (смысловое ознакомительное, смысловое просмотровое, смысловое изучающее, смысловое рефлексивное).

Работа на послетекстовом этапе предполагает рефлексию прочитанного. На этом этапе работы необходимо проверить степень осмысления прочитанного текста, основных понятий и новых терминов. Необходимым условием успешного осмысления является формирование у обучающихся личного отношения к теме и прочитанному тексту.

В процессе послетекстовой работы ученикам может быть предложено оформить прочитанный текст в формате плана, таблицы, схемы и осуществить общую рефлексию собственной деятельности. Уместно использование формата эссе для выражения личностного отношения к теме. Эффективно использование приемов «Фишбоун» и создание ментальной карты.

Формирование навыков смыслового чтения способствует качественному развитию мышления учащихся, повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию читательской грамотности, расширению кругозора, функциональных знаний и возможностей, успешного участия в социальной жизни.

Библиографический список

1. О механизмах смыслового чтения / И.В. Текучева, Т.А. Горнякова// Глобальный научный потенциал. 2020. № 6. С. 37-40.

Студент. Наука. Регион

2. Смысловое чтение и функциональное понимание текста / А.Н. Рудяков // Педагогический имидж. 2019. № 3. С. 348-359.

3. Формирование навыков смыслового чтения / Т.А. Горняков // Вопросы педагогики. 2021. №8. С. 53-56.

4. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 5. С. 23-42.

Б01: 10.24412/с1-37131-2023-1-177-181

Динамика и факторы миграционных процессов в современной России

Пупышева Светлана Анатольевна, кандидат географических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Грязин Артем Андреевич,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: статья посвящена изучению современных миграционных процессов в России, анализу их влияния на численность населения страны. Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, регулирование миграции, политика привлечения и удержания мигрантов.

Современная Россия сталкивается с динамичными миграционными процессами, оказывающими влияние на ее демографическую картину, экономику и социокультурную среду. В данной статье рассматриваются основные аспекты миграции в России.

Миграции представляют собой постоянный, естественный и многоаспектный процесс, вовлекающий значительные группы людей различных национальностей, социальных категорий и возрастов, происходящий из разных уголков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.