УДК 336.22
Амелин С. С. студент 2 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет
МФЮА» Россия, г.Москва Голубева Е. С. студент 2 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет
МФЮА» Россия, г.Москва Амелина Т. С. студент 2 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет
МФЮА» Россия, г.Москва
ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В
РОССИИ
Аннотация. Собираемость налогов в большей степени зависит от того, насколько эффективна система налогового контроля в стране. Существуют различные формы налогового контроля, которые рассматривает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, наиболее эффективной из них являются налоговые проверки, потому как они предоставляют возможность наиболее детально изучить документацию предприятия. В статье рассматриваются основные аспекты организации и проведения налоговых проверок в РФ. В статье раскрываются проблемные аспекты камеральных и выездных налоговых проверок, затронуты недостатки законодательства Российской Федерации о налогах и сборах возникающие при проведении проверок, предложены пути по решению проблем возникающих при проведении проверок.
Ключевые слова: налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налогоплательщик, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, налоги.
Amelin S.S.
2nd year master's student specialty "Administrative, financial law"
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow Golubeva E.S.
2nd year master's student specialty "Administrative, financial law"
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow Amelina T.S.
2nd year master's student specialty "Administrative, financial law"
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow
PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF TAX AUDITS IN RUSSIA
Abstract. Tax collection largely depends on how effective the tax control system in the country is. There are various forms of tax control that are considered by the legislation of the Russian Federation on taxes and fees, the most effective of them are tax audits, because they provide an opportunity to study the documentation of the enterprise in the most detail. The article discusses the main aspects of the organization and conduct of tax audits in the Russian Federation. The article reveals the problematic aspects of desk and field tax audits, touches on the shortcomings of the legislation of the Russian Federation on taxes andfees arising during inspections, suggests ways to solve problems arising during inspections.
Keywords: tax audit, desk tax audit, on-site tax audit, tax control, taxpayer, legislation of the Russian Federation on taxes and fees, taxes.
В современном мире налоговая безопасность выступает важнейшим элементом экономической безопасности, поскольку именно налоги и сборы составляют основную экономическую базу для существования и реализации деятельности государства. Налоговая безопасность в разных странах обеспечивается посредством реализации системы налогового контроля. Однако неоднократное реформирование деятельности государств в сфере налогового контроля требует постоянного системного обобщения и анализа.
Одна из задач налоговых органов - через вмененные им контрольные функции обеспечивать полноту и своевременность налоговых поступлений
в бюджеты различных уровней, начиная с федерального, заканчивая региональным и местным.
Чтобы данный процесс проходил без сбоев, государство налаживает налоговую дисциплину, формируя тем самым налоговый контроль за налогоплательщиками, выступающими в виде как физических, так и юридических лиц. От того, как протекает налоговый контроль, напрямую зависит слаженная работа всего налогового механизма страны.
Налоговый контроль выступает процессом, который помогает достигнуть целей, задач и плановых показателей, которые ставит перед собой как государство в целом, так и конкретное предприятие в частности.
Налоговая проверка - это форма налогового контроля, представляющая собой совокупность мер, которые осуществляют государственные налоговые органы с целью надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговые проверки бывают выездные и камеральные. Наличие двух видов проверок дает возможность выявить нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом камеральная проверка происходит в соответствии с представленной налоговой декларацией проверяемым налогоплательщиком, а выездная - согласно документации, которую запросил налоговый орган.
Особенностям камеральных проверок посвящена статья 88 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [1,2], оговаривающая, что данный вид проверок проводится без участия самого налогоплательщика, исходя из тех документов (деклараций первичных или уточненных), представленных в налоговые органы.
Выездной налоговой проверке посвящена статья 89 НК РФ - это вид налоговой проверки, которая проводится на базе решения руководителя налогового органа с целью глубокого изучения показателей и документации налогоплательщика [1,2].
Между данными проверками существуют особые различия.
Во-первых, отличие по месту их проведения: для камеральных - это место нахождения налогового органа, для выездных - территория налогоплательщика (однако есть исключение: когда предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик не может, то она будет проводиться по месту нахождения налогового органа).
Во-вторых, отличие по необходимости выдачи разрешения на проверку: для камеральных разрешение не требуется, т.к. они проводятся на основе документов (в т. ч. налоговых деклараций), представленных налогоплательщиками, для выездной проверки требуется решение руководителя налогового органа.
В-третьих, отличие по периоду проверки: камеральные проверки охватывают лишь период, соответствующий периоду представленной
декларации, при выездных же - проверяется период, не превышающий 3 -х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Необходимо отметить, что выездные проверки могут проводиться по одному или нескольким налогам в отношении одного налогоплательщика, для камеральных же налоговых проверок это не предусмотрено.
Также важным, четвертым отличием являются сроки проведения проверки: для камеральных проверок срок составляет 3 месяца (без возможности продления, кроме деклараций по НДС), а для выездных - 2 месяца (при этом, в исключительных случаях возможно продление срока проверки до 4 или 6 месяцев). И, говоря о сроках, нужно также упомянуть про периодичность проверок: при камеральных проверках проверяется каждая представленная декларация (в т. ч. уточненная), при выездных же проверках существует правило - не более 2-х проверок в течение года, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Следует подчеркнуть, что в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено проведение повторной проверки. Однако она предусмотрена лишь в отношении выездных налоговых проверок (соответственно, для камеральных это невозможно). НК РФ прямо предусматривает случаи, когда возможна повторная выездная проверка. И таких случаев два. Во-первых, когда вышестоящий налоговый орган проверяет работу нижестоящего (т. е. контрольная деятельность), и, во-вторых, в случае подачи уточненной налоговой декларации при изменении определенных показателей (например, при уменьшении суммы налога подлежащей уплате в бюджет.).
Для каждого вида налоговой проверки НК РФ установлены различные правила, закрепляющие дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, например, при камеральной проверке, налоговые органы не вправе запрашивать у плательщиков дополнительные документы и сведения, если иное не предусмотрено НК РФ, а при выездной проверке есть возможность проведения дополнительных мероприятий, таких как, например, запрос документов, осмотр помещений, выемка или экспертиза документов, и иные мероприятия.
После окончания выездной налоговой проверки составляется справка (форма утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@)), в которой указываются предмет и период проверки. Со дня составления данной справки в течение 2-х месяцев выносится акт налоговой проверки, который состоит из вводной (указывается в отношении кого проверка, период проверки и пр.), описательной (что установлено, факты нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и т.д.) и итоговой частей (содержит выводы и предложения по проверке) [3]. Форма акта налоговой проверки также утверждена вышеприведенным Приказом ФНС России.
При камеральной налоговой проверке не составляется справка, а выносится акт налоговой проверки. Здесь срок вынесения акта после окончания проверки ограничен десятью днями.
Независимо от вида проведенной проверки (камеральная/выездная) в течение пяти дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть передан лицу, в отношении которого проводилась данная проверка. За указанным лицом законодательно закреплена возможность в случае несогласия с актом налоговой проверки представлять в налоговый орган возражения, при этом приложив письменные обоснования такого несогласия. Однако, данное право ограничено сроком в 1 месяц, который исчисляется со дня получения акта. Если возражения представляются, то руководителем налогового органа в срок до 10 дней принимается решение либо о привлечении, либо об отказе в привлечении к ответственности соответствующего налогоплательщика.
Кратко остановимся на недостатках законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое регулирует проверки налогоплательщиков [6].
1. Нет понятной процедуры отбора тех налогоплательщиков, которые будут проверяться налоговыми проверками. Это влечет за собой разновекторность использования тех ресурсов, которые есть у налоговых органов, касается это непосредственно кадрового состава сотрудников либо тех материальных ресурсов, которые есть у налоговых органов. Все это не дает возможности получить полный результат проверки, соответственно есть риск не выявленных правонарушений.
2. Недостаточный уровень грамотности самих налогоплательщиков, а также низкий уровень их налоговой дисциплины. Налогоплательщики часто не имеют представления об изменениях в нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что сказывается на уровне оплаты налоговых платежей или сборов.
Исходя из вышесказанного, можно кратко охарактеризовать основные проблемные аспекты в области законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые возникают при проведении проверок:
1) нет четко определенного методологического обеспечения анализа, а также процедуры планирования налоговых проверок;
2) нет критериального аппарата, относительно отбора проблемных субъектов, которые будут подвергнуты проверке в ходе камеральных/выездных налоговых проверок;
Чтобы минимизировать потери, которые связаны с несовершенством законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и обозначенными выше проблемами, на наш взгляд, можно предложить следующее:
- разработать и внедрить универсальную методику планирования выездных и камеральных проверок;
- выработать критерии, которые позволят в дальнейшем выбрать проблемных налогоплательщиков, чтобы наиболее полно и эффективно спланировать будущие выездные налоговые проверки.
Это даст сотрудникам налоговых органов право выбора наиболее оптимального направления, позволяющего задействовать минимум материальных и финансовых ресурсов со стороны налоговых органов, не повредив, таким образом, результативности данных проверок.
Критерии должны отвечать требованиям, с одной стороны гибкости, чтобы позволить охватить как можно более широкую группу налогоплательщиков, с другой стороны, абсолютности, чтобы исключить разночтения и недопонимание со стороны сотрудников налоговых органов.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. N 148-149. 06.08.1998. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ra/document/cons_doc_LAW_28165/(дата обращения: 19.05.2023).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165//(дата обращения: 19.05.2023).
3. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 09.01.2023) "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/
/ (дата обращения: 13.10.2023).
4. Алексеева П.В., Черноусова К.С. Анализ эффективности выездных и камеральных проверок налоговых органов в России // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. № 1 (19). С. 107-109.
5. Смирнова В.Б. Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). С. 181-184.
6. Яковлев Д.И. Проблемы правового регулирования проведения камеральной и выездной налоговых проверок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1 (132). С. 230 -234.