УДК 336.201
Амелин С. С. студент 1 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет»
Россия, г.Москва Голубева Е. С. студент 1 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет»
Россия, г.Москва Амелина Т. С. студент 1 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет»
Россия, г.Москва
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ
ПРОВЕРОК В РОССИИ
Аннотация: В научной статье представлены результаты анализа нормативно-правовых основ обеспечения налоговых проверок в России. Актуальность исследования обусловлена частой практикой использования налоговых проверок налогоплательщиков территориальными органами Федеральной налоговой службы Российской Федерации. В работе рассмотрены теоретические аспекты понятия «налоговая проверка». Определены актуальные проблемы осуществления налоговых проверок в Российской Федерации. Разработаны перспективные направления по их решению.
Ключевые слова: Налоговая проверка, осуществление налоговой проверки, организация налоговой проверки, правовые основы, нормативно-правовое обеспечение.
Amelin S.S.
1st year master's student specialty "Administrative, financial law" Accreditedprivate educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow Golubeva E.S.
1st year master's student specialty "Administrative, financial law"
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow Amelina T.S.
1st year master's student specialty "Administrative, financial law"
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
financial and legal university" Russia, Moscow
LEGAL BASIS FOR TAX AUDITS IN RUSSIA
Resume: The scientific article presents the results of the analysis of the regulatory framework for ensuring tax audits in Russia. The relevance of the study is due to the frequent practice of using tax audits of taxpayers by territorial bodies of the Federal Tax Service of the Russian Federation. The paper considers the theoretical aspects of the concept of "tax audit". The actual problems of tax audits in the Russian Federation are identified. Promising directions for their solution have been developed.
Keywords: Tax audit, implementation of a tax audit, organization of a tax audit, legal framework, regulatory support.
Введение
Актуальность научного исследования на тематику «правовые основы осуществления налоговых проверок в России» обусловлена влиянием налоговых проверок на обеспечение экономической и налоговой безопасности предпринимательских организаций, так и страны в целом. Поэтому рассмотрены нормативно-правовые акты осуществления налоговых проверок и проанализирована характеристика правового регулирования механизма налоговых проверок в практике Российской Федерации.
Целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа нормативно-правовых основ обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации.
Основная часть
При обеспечении налоговой безопасности важным является использование различных инструментов системы налогового администрирования, куда относится осуществление налоговых проверок. Приоритетной задачей, стоящей перед налоговыми органами, является проверка правильности в исчислении и уплате налогов и сборов. Чтобы качество данной процедуры было соответствующим, проводится правовое
регулирование механизма налоговой проверки, целью которой выступает не только обеспечение защиты интересов и прав налогоплательщиков при взаимодействии с субъектами налогового администрирования, но и интересы самих налоговых органов в обеспечении уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
В п. 1 ст. 82 НК РФ содержится определение налогового контроля -это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Законодательством, а именно статьей 89 НК РФ, предусмотрены выездные налоговые проверки. Помимо выездной налоговой проверки существует еще камеральная налоговая проверка. Положения данного вида налоговой проверки регулирует статья 88 НК РФ [1].
В Приказе Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012), установлены критерии налогоплательщиков, по причине которых проводятся выездные налоговые проверки в их отношении [2; 8].
В ст. 87 НК РФ установлены особенности осуществления выездных и камеральных налоговых проверок. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Рассмотрим их подробнее:
1. В выездных налоговых проверках проводится налоговая проверка на территории налогоплательщика по месту нахождения организации или ведения хозяйственной деятельности. Решение о выездной налоговой проверки принимает налоговый орган. Срок выездной проверки не более двух месяцев, однако он может быть продлен до 4 или 6 месяцев (если нужна дополнительная проверка, нет предоставленных документов налогоплательщиком, случились форс-мажорные обстоятельства). Проводится сравнение налоговых обязательств, рассчитанных налогоплательщиком и налоговыми органами.
2. В камеральных налоговых проверках проводится налоговая проверка на территории налогового органа. Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Проведение камеральной проверки происходит ежеквартально, в некоторых случаях ежемесячно. Проводится изучение налоговой документации, бухгалтерской отчетности и финансовой документации, предоставляемой налогоплательщиком, а также информации по налогоплательщикам, которая имеется у налоговых органов.
Также в практике осуществления налоговых проверок в Российской Федерации проводится встречная проверка. Это мероприятие налогового контроля, цель которой состоит в том, чтобы собрать недостающие документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнить полученные сведения с теми, которые были отражены в документах самой организации.
Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации позволяет обеспечивать законность принятия контролирующих мероприятий налоговыми органами при проверки налогового учета, отчетности и политики организаций -налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки можно считать более точными и объективными формами налогового администрирования и контроля. Причиной тому могут служить следующие факторы, как [2]:
- на протяжении нескольких отчетных периодов отражаются по отчетности убытки налогоплательщика;
- уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика значительно ниже среднерыночного по отрасли и виду экономической деятельности;
- в налоговой отчетности отображены налоговые вычеты на значительные суммы денежных средств.
Однако в современных условиях развития системы налогового администрирования встречаются определенные проблемы, связанные с недостатками проведения налоговых проверок. В частности, они связаны с выездными налоговыми проверками. Перечислим основные из них [4; 5]:
- в НК РФ отсутствует конкретные перечень документов, который необходимо предоставить налогоплательщику при выездной налоговой проверке;
- низкий уровень налоговой грамотности и культуры у предпринимателей-налогоплательщиков;
- спорный момент в налоговом законодательстве, а именно в п. 6 ст. 108 НК РФ о презумпции невиновности налогоплательщика.
Также в современности сохраняются такие проблемы для проведения налоговых проверок, как [5, 6]:
1. Дефицит высококвалифицированных специалистов и профессиональных кадров в работе органов налогового администрирования при проведении выездных налоговых проверок, что не позволяет последним быть эффективными при обеспечении экономической и налоговой безопасности.
2. Все еще высокий уровень распространения коррупции в системе налогового администрирования, где недобросовестные налогоплательщики пытаются уклониться от законной ответственности из-за неуплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
С целью снижения налоговых рисков государства от возникающих проблем проведения налоговых проверок необходимо повышение
эффективности соблюдения законодательства о налогах и сборах. Данное решение зависит от становления уровня налоговой культуры налогоплательщиков страны.
Повышение уровня налоговой культуры содействует формированию активной гражданской позиции населения в вопросах своевременной и полной уплаты налогов, созданию общественного мнения о необходимости укрепления режима законности и налогового правопорядка.
Также необходимо формирование условий для цифровой трансформации и автоматизации при помощи внедрения информационных технологий. На рисунке 1 можно схематически изобразить то, как цифровизация и автоматизация системы налогового администрирования при помощи внедрения информационных технологий, больших данных, аналитических инструментов и централизованной информационной системы поддержки функций учета, регулирования, планирования и контроля, способны повлиять на основных субъектов (заинтересованных лиц).
Результаты для ФНС РФ
Повышение качества управляемости налогового органа Повышение качества налогового администрирования
Результаты для национальной экономической системы
Снижение уровня административной нагрузки
Обслуживание налогоплательщиков в любой точке страны
Результаты для юридических лиц-налогоплательщиков
Сокращение размеров теневого сектора экономики
Равная конкурентная среда
Создание комфортных условий ведения
бизнеса
Рисунок 1 - Основные результаты для стейкхолдеров от цифровой трансформации системы налогового администрирования в
Российской Федерации.
Заключение
Таким образом, правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации обеспечивается ст. 82, ст. 87, ст. 88, ст. 89 НК РФ, в которых указаны цели и способы проведения налоговых проверок, а также другая информация, которая учитывается при принятии решения о выборе налогоплательщиков для проведения контролирующих процедур.
Дальнейшее совершенствование правового регулирования осуществления налоговых проверок в российской практике будет сдвинуто в сторону цифровизации процессов в системе налогового администрирования, что позволит в особенности улучшить качество при осуществлении выездных налоговых проверок без предоставления дополнительных препятствий для налогоплательщиков.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. N 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 08.04.2023).
3. Алексеева П.В., Черноусова К.С. Анализ эффективности выездных и камеральных проверок налоговых органов в России // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. № 1 (19). С. 107-109.
4. Калугина Н.В. Актуальные проблемы налогового администрирования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-3.
5. Куникина С.Е. К вопросу о правовом регулировании выездных проверок и налогового мониторинга в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14 (32). С. 360-362.
6. Мусаелян А.К., Молчанов Е.Г. Выездные налоговые проверки в системе налогового контроля // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 4. С. 150-158.
7. Смирнова В.Б. Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). С. 181-184.
8. Яковлев Д.И. Проблемы правового регулирования проведения камеральной и выездной налоговых проверок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1 (132). С. 230 -234.