Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК'

ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / СТАТЬЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / ФНС РОССИИ / ПИСЬМО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / МЕРОПРИЯТИЯ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Унисков Р.О., Калашникова Е.Б.

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет. Статья посвящена проведению налогового контроля в виде камеральных налоговых проверок, особенностям их проведения. Автор дает оценку соблюдения норм Налогового кодекса РФ и нормативных актов по налогам и сборам в части соблюдения порядка проведения камеральных проверок должностными лицами, осуществляющими контрольные мероприятия в виде камеральных проверок и вынесении решений по ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESK INSPECTIONS

Tax control plays a key role in the control system and is aimed at verifying compliance with tax legislation for the calculation of taxes, fees and other payments, their timely payment to the budget. The article is devoted to the conduct of tax control in the form of desk tax audits, the specifics of their conduct. The author gives an assessment of compliance with the norms of the Tax Code of the Russian Federation and regulations on taxes and fees in terms of compliance with the procedure for conducting desk inspections by officials carrying out control measures in the form of desk inspections and making decisions on them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК»

ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

Р.О. Унисков, студент

Е.Б. Калашникова, канд. ист. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-222-225

Аннотация. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет. Статья посвящена проведению налогового контроля в виде камеральных налоговых проверок, особенностям их проведения. Автор дает оценку соблюдения норм Налогового кодекса РФ и нормативных актов по налогам и сборам в части соблюдения порядка проведения камеральных проверок должностными лицами, осуществляющими контрольные мероприятия в виде камеральных проверок и вынесении решений по ним.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, статья, Налоговый кодекс РФ, ФНС России, письмо, налогоплательщики, мероприятия, налоговое законодательство, проблемы, особенности.

В настоящее время налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет.

При осуществлении налогового контроля решаются проблемы использования материальных и трудовых ресурсов, сохранности денежных средств организациями всех форм собственности, целевому использованию денежных средств, представленных государственными и муниципальными организациями и учреждениями. Наличие контроля обуславливается тем, что финансам присуща контрольная функция, что предполагает ее использование государством и муниципальными образованиями для контроля выполнения задач.

Налоговый контроль является непосредственным воплощением контрольной функции налогов. Сущность контроля заключается в проверке соблюдения требований законодательства по исчислению и уплате налогов в бюджет налогоплательщиками.

Одним из основных видов налогового контроля являются камеральные проверки, проведение которых регламентируется Налоговым кодексом и нормативными ак-

тами. Порядок проведения камеральной проверки изложен в статье 88 Налогового кодекса РФ [1], а также в Рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок, изложенных в письме ФНС России от 16.07.2013 года № АС-4-2/12705 [2].

Проверки осуществляются налоговыми органами в пределах их компетенций. Права налоговых органов при проведении контроля установлены в статье 31 Налогового кодекса РФ.

В отличие от выездной проверки, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в котором зарегистрирован налогоплательщик.

Камеральная проверка проводится на основе представленных деклараций в налоговый орган, а так же имеющихся в его распоряжении документов и документов, представленных налогоплательщиком вместе с декларацией.

На проведение камеральной проверки решения руководителя налогового органа не требуется. Она проводится по решению сотрудника налогового органа, уполномоченного на ее проведение, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации.

Если во время камеральной проверки налогоплательщиком будет представлена

уточненная декларация, то по ранее представленной декларации проверка прекращается и начинается по представленной уточненной декларации. Документы и сведения, которые ранее были предоставлены для проведения камеральной проверки, могут быть использованы при проведении проверки по уточненной декларации.

Исчисление срока проведения проверки начинается с даты представления в налоговый орган декларации (уточненной декларации). Срок проведения проверки составляет три месяца, а для проверки данных декларации по НДС два месяца.

В случае выявления грубых нарушений законодательства по исчислению НДС к уплате в бюджет, налоговый орган может продлить срок проведения камеральной проверки по НДС до трех месяцев.

Проведение камеральной проверки осуществляется налоговыми органами в пределах установленной компетенции посредством проведения допросов свидетелей, проверки данных представленной в налоговый орган отчетности, осмотров территорий налогоплательщиков, используемой для ведения деятельности и в других формах.

Налоговым кодексом предусмотрены права налогового органа в части запроса дополнительных документов при проведении камеральной проверки.

При выявлении расхождений данных в представленной налогоплательщиком декларации с данными налогового органа, последним производятся запросы документов по требованиям в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Никаких ограничений по истребованию документов для проведения камеральной проверки в случае выявления несоответствия сведений, указанных в декларации, с данными налогового органа не предусмотрено.

Данные проведенных камеральных проверок являются основанием для проведения выездных налоговых проверок.

Выявленные в ходе камеральных проверок нарушения налогового законодательства и выводы по ним рассматриваются при выездной проверке. В случае установления существенных нарушений

налогового законодательства, которые не были выявлены при камеральной проверке, решение по камеральной проверке может быть отменено выездной проверкой.

Основной целью проведения камеральной проверки является принуждение налогоплательщиков исправить выявленные ошибки, устранить нарушения, а не доначисление недоимок и пеней.

Налоговым кодексом РФ установлен запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов, налоговых агентах), которые получены с нарушением Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а так же с нарушением требований об обеспечении конфиденциальности информации.

При поступлении деклараций в налоговый орган, их данные проверяются с помощью программных средств с данными, указанными в других отчетах.

Наличие специального программного обеспечения по НДС позволяет сличать данные по счетам-фактурам с данными контрагентов.

Имеющаяся система АСК НДС автоматически относит налогоплательщиков к группам рисков: высокой, средней, низкой.

При установлении ошибок и несоответствий налоговый орган направляет требования о представлении пояснений, об устранении несоответствий, внесении исправлений в поданные декларации, а так же запрашивает документы.

Помимо требования, выставленного в адрес проверяемого налогоплательщика. Налоговый орган направляет требования о представлении пояснений и документов контрагентам налогоплательщика, по которым выявлены несоответствия данных деклараций.

Кроме направления требований в адрес налогоплательщика и его контрагентов, налоговый орган проводит осмотры места их деятельности и соответствие места их нахождения данным, указанным в ЕГРЮЛ. После проведения осмотра составляется протокол осмотра. Так же проводятся допросы руководителей организаций, возможно проведение экспертизы.

Указанные мероприятия проводятся только при камеральной проверке НДС.

Акт камеральной проверки составляется в течение десяти дней после проведения проверки только в случае выявления нарушений. Он может быть направлен налогоплательщику в электронной или бумажной форме.

Форма акта камеральной проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» [3].

В течение одного месяца налогоплательщик может подать возражения на акт проверки.

ФНС России запущен проект по сокращению срока проведения камеральной проверки по НДС до одного месяца, с целью ускоренного получения налогопла-

В письме ФНС России от 06 октября 2020 года № ЕД-20-15/129 [4] приведены условия получения ускоренного вычета по НДС налогоплательщиками.

К ним относятся:

- налогоплательщик относится к низкому или среднему, либо неопределенному уровню риска по данным 1111 «Контроль НДС»;

- если по предыдущему периоду подтвержденная сумма НДС к вычету составила более 70% суммы, заявленной к возмещению;

- более 80% суммы возмещаемого НДС приходится на контрагентов низкого или среднего, либо неопределенного уровня риска и не менее 50% налоговых вычетов приходятся на контрагентов, указанных в предыдущей декларации по НДС;

- сумма уплаченных налогов за три предшествующих года превышает сумму НДС заявленного к вычету.

При проведении контрольных мероприятий в виде камеральных проверок, налоговым органом используются данные автоматизированных систем контроля.

Например, особенно эффективно при налоговом контроле НДС используются данные полученные из АСК НДС - автоматизированной системы контроля за возмещением НДС.

Важнейшими факторами повышения эффективности налогового контроля является:

- совершенствование действующих автоматизированных систем контроля и процедур его проведения;

- отбор налогоплательщиков для проверки;

- совершенствование форм и методов налогового контроля.

тельщиками заявленных вычетов.

Библиографический список

1. НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка.

2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».

3. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

4. Письмо ФНС России от 06.10.2020 N ЕД-20-15/129 (ред. от 28.12.2021) «О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС».

FEATURES OF DESK INSPECTIONS

R.O. Uniskov, Student

E.B. Kalashnikova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. Tax control plays a key role in the control system and is aimed at verifying compliance with tax legislation for the calculation of taxes, fees and other payments, their timely payment to the budget. The article is devoted to the conduct of tax control in the form of desk tax audits, the specifics of their conduct. The author gives an assessment of compliance with the norms of the Tax Code of the Russian Federation and regulations on taxes and fees in terms of compliance with the procedure for conducting desk inspections by officials carrying out control measures in the form of desk inspections and making decisions on them.

Keywords: tax control, desk tax audits, article, Tax Code of the Russian Federation, Federal Tax Service of Russia, letter, taxpayers, events, tax legislation, problems, features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.