Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА'

ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Юрий Владимирович

В настоящей статье рассматривается организация подготовки будущих учителей для системы среднего образования в контексте Болонского процесса. Подписанная в 1999 г. Болонская декларация ознаменовала начало нового этапа высшего образования в Европе, одной из ведущих целей которого явилось введение многоуровневой системы образования, к 2005 г. ставшей единым стандартом на большинстве программ подготовки в педагогике. В контексте подготовки учителя наибольшую актуальность имеют уровни бакалавриата и магистратуры. Одним из важнейших вопросов в настоящее время является подготовка бакалавра педагогического образования как достаточное условие для начала педагогической деятельности, а также значение обучения в магистратуре в контексте педагогической практики. В рамках данного исследования рассмотрены как теоретические вопросы обучения по двухуровневой модели в целом, так и ее особенности на примере отдельных стран. Анализ предшествующих работ по представленной тематике, нормативных документов показывает, что хотя Болонский процесс является общепринятым стандартом, но для начала профессиональной деятельности могут требоваться дополнительные условия. Определено, что в некоторых странах окончание бакалавриата считается достаточным условием, а в других лишь является допуском к получению права на дальнейшую педагогическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES AND SPECIAL FEATURES OF TEACHER TRAINING IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA PROCESS

This article examines the organisation of training of future teachers for the secondary education system in the context of the Bologna process. The Bologna Declaration (1999) marked the beginning of a new stage of higher education in Europe, one of the most important goals of which was the introduction of a multilevel education system, which by 2005 had become a uni ed standard for most training programmes, including teacher education. In the context of teacher training, the undergraduate and graduate levels are particularly relevant. One of the most important issues at present is the preparation of a bachelor’s degree in teacher education as a su cient level to commence teaching, as well as the role of a master’s degree in the context of teaching practice. This study discusses both theoretical issues of teaching on a two-level model in general, as well as its speci c features using the example of individual countries. An analysis of previous studies and regulatory documents shows that although the Bologna Process is a generally accepted standard, additional conditions may be required to start a professional activity. It has been determined that in some countries the completion of a bachelor’s degree is a su cient condition, while in others it is only an admission to obtaining the right to further pedagogical training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Данько Юрий Владимирович, аспирант,

Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь bonifacius-zs@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5958-9866

2022. Вып. 65. С. 29-39

Б01: 10.15382Миг^202265.29-39

Проблематика и особенности

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Ю. В. Данько

Аннотация: В настоящей статье рассматривается организация подготовки будущих учителей для системы среднего образования в контексте Болонского процесса. Подписанная в 1999 г. Болонская декларация ознаменовала начало нового этапа высшего образования в Европе, одной из ведущих целей которого явилось введение многоуровневой системы образования, к 2005 г. ставшей единым стандартом на большинстве программ подготовки в педагогике. В контексте подготовки учителя наибольшую актуальность имеют уровни бакалавриата и магистратуры. Одним из важнейших вопросов в настоящее время является подготовка бакалавра педагогического образования как достаточное условие для начала педагогической деятельности, а также значение обучения в магистратуре в контексте педагогической практики.

В рамках данного исследования рассмотрены как теоретические вопросы обучения по двухуровневой модели в целом, так и ее особенности на примере отдельных стран. Анализ предшествующих работ по представленной тематике, нормативных документов показывает, что хотя Болонский процесс является общепринятым стандартом, но для начала профессиональной деятельности могут требоваться дополнительные условия. Определено, что в некоторых странах окончание бакалавриата считается достаточным условием, а в других лишь является допуском к получению права на дальнейшую педагогическую подготовку.

Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, компетенции, педагогическое образование, бакалавриат, магистратура, последипломное обучение, структура подготовки педагога.

Введение и анализ проблемы. В настоящее время структура высшего образования в Европе реализуется в системе Европейского пространства высшего образования (с 2010 г.), основанной на положениях Болонской декларации (1999 г.).

© Данько Ю. В., 2022.

Создание европейского пространства высшего образования — это одно из важнейших изменений в истории образования Европы.

До принятия Болонской декларации система высшего образования в Европе отличалась вариативностью структуры, однако многие системы имели общую степень магистра (или ее эквивалент) примерно после пяти лет обучения. Этот уровень присуждался после единой длительной комплексной программы обучения или после завершения двух циклов обучения различной длины (например, 4 + 1 или 3 + 2), различавшихся как между странами, так и внутри них.

Также еще до принятия Болонской декларации в отдельных странах Европы была введена двухуровневая программа подготовки бакалавра и магистра, а в Чехии, Дании, Финляндии, Исландии, Ирландии, Словакии, Великобритании и на Мальте уже существовала степень бакалавра. Следовательно, Болонский процесс не изобрел концепцию степеней бакалавра и магистра, а скорее усвоил существующую тенденцию и поставил ее в центр европейской концепции высшего образования.

Началом Болонского процесса и унификации европейского образования можно считать принятие Сорбонской декларации (1998 г.) Францией, Германией, Италией и Великобританией, в ходе чего было провозглашено создание двухуровневой системы, состоящей из бакалавриата как первого выпускного уровня высшего образования, по окончании которого предусматривалось два типа второго уровня: более короткий (к степени магистра) и более длинный, ведущий к докторской степени. Также предполагалось создание кредитной системы, чтобы обеспечить мобильность студентов1.

Болонская декларация (1999 г.) является началом создания Европейского пространства высшего образования; в ней определена потребность в унификации степеней и систем высшего образования как одной из важнейших целей. Утверждена двухуровневая система с первым уровнем бакалавриата продолжительностью не менее трех лет, на основе которого второй уровень ведет к получению степени магистра или доктора; также представлено приложение к диплому европейского образца2.

На конференции в Праге (2001 г.) отмечалось введение двухуровневой системы в большинстве стран Европы, но продолжительность и цели двух уровней значительно различались. В рамках бакалавриата общепринятым являлось обучение в течение трех или четырех лет с тенденцией к трехлетним программам, а сама степень бакалавра часто рассматривалась как промежуточная квалификация. Также на конференции было определено создание кредитной системы обучения3.

1 См.: European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union; European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels: European Commission, 2007; EuroEducation.net. The European Education Directory. URL: https://www.euroeducation.net/prof/ (дата обращения: 27.12.2021).

2 См.: Серякова С. Б. Принципы перехода высшего педагогического образования на уров-невую подготовку в контексте Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 22-26.

3 См.: Там же.

На конференции в Берлине (2003 г.) важнейшим нововведением было включение докторантуры в качестве третьего уровня образования в рамках Болон-ского процесса и также определение, что степени первого уровня должны предоставлять доступ к программам второго уровня, а степени второго уровня должны давать доступ к докторантуре. Кроме того, на этой конференции Россия присоединилась к Болонской декларации4, подтвердив в целом переход на двухуровневую модель высшего образования (что и было реализовано после переходного периода с 1 января 2011 г.). Бакалавриат в России (четыре года обучения) рассматривается как первый уровень высшего образования, а магистратура (два года обучения) — как второй, в комплексе соответствуя уровню специалитета, который до сих пор сохраняется на некоторых программах (со сроком обучения пять-шесть лет); также с включением аспирантуры как уровня подготовки кадров высшей квалификации в систему высшего образования5. С 1 сентября 2013 г. можно говорить о ее трехуровневой модели (однако окончание аспирантуры означает получение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и не приводит к автоматическому получению кандидатской степени в отличие от первых двух уровней образования).

На конференции в Бергене (2005 г.) отмечалось, что двухуровневая система высшего образования внедрена в широких масштабах и установлена практически во всех европейских странах6.

Действительно, изменения в структуре высшего образования в 1998—2005 гг. затронули большое количество программ подготовки, и каждая модель (непрерывная со сроком подготовки не менее пяти лет или двухуровневая со сроками обучения 3 + 2, 4 + 1, 4 + 2) имеет свои преимущества и недостатки, однако к преимуществам двухуровневой системы можно отнести ббльшую вариативность индивидуального образовательного маршрута (через выбор направления подготовки и профиля бакалавриата и магистратуры). Например, выпускник любого бакалавриата, закончив программу обучения в магистратуре по педагогическому образованию, может работать учителем или преподавателем в системе среднего или среднего специального образования согласно профессиональному стандарту7.

Касаясь структуры подготовки педагогических кадров в настоящее время, нельзя не отметить, что педагогическое образование отличается вариативностью и следует положениям Болонской декларации. Это обеспечивается профессиональной подготовкой на всех трех уровнях (бакалавриат, магистратура, докторантура), однако в рамках данной системы существуют различные варианты подготовки, обусловленные своеобразием национальных образовательных систем8.

4 См.: Ромаева Н. Б., Стрункина Ю. В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №. 2. С. 33-39.

5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.01.2022) // URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 16.01.2022).

6 Там же.

7 Профессиональные стандарты. URL: https://inlnk.ru/WR30B (дата обращения: 16.01.2022).

8 См.: Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Подготовка учителей в магистратуре: европейский опыт // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 213-221.

Рассмотрим модели получения высшего педагогического образования. В первой модели все образовательные программы по подготовке учителей реализуются на уровне бакалавриата (три-четыре года), во второй модели — только на уровне магистратуры (не менее пяти лет); третья модель является комбинированной: часть образовательных программ по подготовке учителей реализуется на уровне бакалавриата, а часть — на уровне магистратуры (для предметного образования). Однако для первой модели обучения (по программам педагогического бакалавриата) имеется тенденция к переходу на вторую модель (к получению степени магистра). Европейский комитет профсоюзов работников образования отмечает, что в большинстве европейских стран подготовка учителей средней школы занимает пять лет и постепенно перемещается на магистерский уровень. Предполагается, что программы магистратуры могут быть направлены на индивидуальное профессиональное развитие педагога и его непрерывное образование.

Следовательно, Болонская модель высшего образования применительно к педагогической сфере может являться частью непрерывного образования, в которой повышение качества подготовки учителей становится частью модернизации непрерывного педагогического образования9, ключевое внимание которой основано на компетентностном подходе, определяющем конкурентоспособность учителя через совокупность определенных компетенций (знаний, умений и навыков), которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности педагога по мере возникновения соответствующих проблем.

Методы исследования. В настоящей статье рассматривается структура подготовки учителя для среднего образования в России, а также в ведущих странах (Германии, Италии, Франции, Польше, Великобритании и в США), следующих положению трехуровневого высшего образования: отмечаются основные особенности подготовки на основе теоретического анализа предшествующих работ в данной области и формулируется проблемное поле подготовки педагогов по трехуровневой модели.

Результаты. Анализ основных источников и предшествующих работ по тематике настоящего исследования позволяет судить о различных особенностях подготовки педагога (предметного обучения). Однако общим оказывается формирование определенных компетенций — знаний, умений и навыков по профильному предмету, необходимых для педагогической деятельности.

Рассмотрим особенности подготовки учителя в России. Как отмечено выше, Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г., а программы педагогического образования по двухуровневой модели реализуются после переходного периода с 1 января 2011 г. Подготовка педагогов осуществляется преимущественно в вузах (по программам педагогического бакалавриата и магистратуры) в соответствии с утвержденными государственными стандартами, однако возможным вариантом является получение среднего педагогического образования с прохождением дополнительного обучения, т. е. подготовка учителей включена

9 См.: Лучкина Т. В., Грачева Е. Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 281-290.

как в систему среднего профессионального образования, так и высшего обра-зования10. В целом квалификационный стандарт определяет для учителя главным критерием высшее образование, не уточняя его уровень, но на практике для осуществления преподавательской деятельности в учреждениях среднего и специального среднего специального образования чаще всего требуется диплом магистра11, что может быть объяснено длительной традицией непрерывной подготовки учителей в течение пяти лет.

В некоторых случаях получение профессии учителя возможно на базе высшего образования в институтах, на факультетах и отделениях вторых профессий в период от года до трех лет. Также на базе среднего специального или высшего образования возможно получение диплома о профессиональной переподготовке объемом от 250 часов.

Получение диплома бакалавра является достаточным условием для работы в школе и дает статус молодого специалиста на первые два года работы. В дальнейшем педагог проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности на срок до пяти лет, либо может подать на присвоение категории (со сроком действия пять лет). Для учителя доступно получение первой и высшей категорий, которые устанавливаются по утвержденным критериям и сохраняются в течение всего срока действия при смене места работы, в то время как категорию на соответствие на новом месте работы необходимо будет подтверждать заново. Статус «молодого специалиста» получает учитель в возрасте до 30-35 лет, имеющий до трех лет педагогического стажа; однако на практике выясняется, что сразу по окончании обучения в вузе педагог не всегда способен осуществлять свою профессиональную деятельность на достаточно высоком уровне, что в каждой конкретной школе решается системой наставничества, либо «школой молодого специалиста» на различном уровне. Помимо этого профессиональное развитие педагога поддерживается курсами повышения квалификации, профильными мастер-классами, семинарами и вебинарами, изучением методической литературы.

Подготовка педагогов в Германии разрабатывается на региональном уровне, поскольку «управление системой образования находится в компетенции федеральных земель, при этом для получения квалификации учителя и права преподавательской деятельности предусматривается сдача двух государственных экзаменов»12. В связи с этим в стране не существует единой модели обучения. Тем не менее в настоящее время системная подготовка учителей реализуется

10 См.: Абазовик Е. В. Подготовка учителей в Великобритании и России в условиях Бо-лонского процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. URL: https://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-uchiteley-v-velikobritanii-i-rossii-v-usloviyah-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 29.12.2021).

11 См.: Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №. 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-uchiteley-rossiyskaya-i-evropeyskaya-modeli/viewer (дата обращения: 03.01.2022).

12 Мартынова О. В. Подготовка учителей в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. URL: https://www. dissercat.com/content/podgotovka-uchitelei-v-germanii-v-usloviyakh-sozdaniya-evropeiskogo-prostranstva-vysshego-ob (дата обращения: 16.01.2022).

согласно Болонской системе, но присуждение степеней бакалавра и магистра полностью является компетенцией университетов13.

Общей особенностью подготовки учителей Германии во всех землях являются два обязательных этапа14. Первый этап — обучение в университете (высшей педагогической школе), на уровне бакалавриата или магистратуры в течение трех-пяти лет, которое «завершается сдачей государственного экзамена или квалификационной работы, предоставляющего право на прохождение стажировки в школе и включающего научную работу, самостоятельные домашние письменные работы и устные экзамены»15, в течение которого оцениваются предметно-научные и научно-педагогические знания на теоретическом уровне.

Второй этап обучения — референдариат (стажировка или педагогическая практика) в течение полутора-двух лет, включающий участие в образовательных семинарах, самостоятельное проведение уроков и завершающийся вторым государственным экзаменом, на котором оцениваются профессионально-практические умения, являющиеся основой оценки навыков сформированной готовности к педагогической деятельности. После успешной сдачи второго государственного экзамена для учителя устанавливается испытательный срок от двух с половиной до пяти лет, в течение которого его работа строго контролируется и оценивается. Дальнейшее повышение квалификации немецких учителей организуется в институтах повышения квалификации на региональном уровне различными способами16.

Подготовка педагогов в Италии в настоящее время также реализуется в соответствии с Болонским процессом, ее отличительной особенностью является наличие двух этапов: университетского и последипломного. Первый этап — обучение в университете на уровне laurea (бакалавриате) в течение трех лет, и два года на уровне laurea magistrale (магистратуре), что дает возможность продолжения обучения на втором этапе — программе подготовки FIT (Formazione Iniziale Tirocinio)11 в течение трех лет, направленной на формирование системы педагогических знаний будущих учителей и оценку их профессионально-практических умений.

Подготовка педагогов во Франции разнообразна. В первом случае она включает два обязательных этапа. Первый — обучение в университете в течение трех-четырех лет и получение уровня licence (лицензиата, соответствующего бакалавриату), окончание которого открывает доступ ко второму этапу — институту подготовки учителей со сроком обучения два года (получение уровня магистра), основной задачей которого являются практическая подготовка будущего преподавателя в колледжах и лицеях и теоретическая подготовка по пе-

13 См.: Нос Н. И., Гончарова А. Г. Модели профессиональной подготовки учителей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9—1. С. 206—210.

14 См.: Лучкина Т. В., Грачева Е. Ю. Указ. соч.

15 Ананин Ц. П. Особенности традиционной и современной моделей подготовки учителей в Федеративной Республике Германия // Образование и наука. 2010. № 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-traditsionnoy-i-sovremennoy-modeley-podgotovki-uchiteley-v-federativnoy-respublike-germaniya/viewer (дата обращения: 15.01.2022).

16 См.: Жидкова И. Е. Указ. соч.

17 FIT: Formazione Iniziale Tirocinio. URL: https://www.miuristruzione.com/fit-formazione-iniziale-tirocinio/ (дата обращения: 03.01.2022).

дагогике. Завершается обучение сдачей экзамена на звание «сертифье», кроме того у соискателей имеется возможность сдачи экзамена на звание «агреже», предполагающего более глубокую научную подготовку. Также возможен и второй вариант получения педагогического образования: обучение в государственной высшей педагогической школе в течение четырех-пяти лет, готовящей как к преподаванию, так и к фундаментальным или прикладным исследованиям с получением уровней бакалавра, магистра, доктора. Выпускники высших школ могут сдать экзамен на звание «агреже» и получают право на дальнейшую педагогическую практику18.

Подготовка учителей в Польше осуществляется согласно государственному стандарту по двухуровневой модели бакалавриата и магистратуры; первый уровень (бакалавриат) считается уровнем профессионального образования и дает право выпускнику работать в соответствии с присвоенной квалификацией, по которой бакалавр педагогики — это уже учитель, а дальнейшее обучение в магистратуре направлено на расширение специальных знаний и умений19.

Великобритания одной из первых приняла Болонскую систему, и подготовка учителей в королевстве осуществляется на уровнях высшего образования, внутри каждого из которых предполагаются различные квалификации20. В системе подготовки будущих учителей выделяются бакалавриат и магистратура. Бакалавриат закладывает начальное педагогическое образование, которое осуществляется в педагогическом колледже или университете. Можно выделить два пути получения профессии педагога. В первом случае (практической путь) предусматривается обучение в течение трех лет, ведущее к первой степени бакалавра образования, которая с 1995 г. не дает права преподавания в средней школе, — для получения такого права необходимо получить университетскую степень бакалавра по какой-либо науке, а затем пройти специальный курс педагогической подготовки в течение года, в результате чего приобретается «статус квалифицированного учителя» и выдается сертификат по педагогике21. Во втором случае (исследовательский путь) — это получение степени магистра образования (не менее четырех лет обучения) или получение профессиональной степени доктора образования (не менее шести лет обучения). После получения права на работу учителем вхождение молодых педагогов в профессию проводится под руководством более опытных коллег по системе: «новичок ^ продвинутый молодой учитель ^ специалист ^ знаток ^ эксперт»22.

18 См.: Семенова Ю. И. Профессиональная педагогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-pedagogicheskaya-podgotovka-uchiteley-vo-frantsii/viewer (дата обращения: 16.01.2022).

19 Сурина И. А. Особенности профессиональной подготовки учителей в польских вузах. [2011]. URL: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua (дата обращения: 10.01.2022).

20 См.: Бурлакова И. И. Формы организации подготовки учителей в Великобритании // Британия: история, культура, образование: сб. статей по материалам Международной науч. конференции. Ярославль, 2018. С. 466-471.

21 См.: Серякова С. Б. Принципы перехода высшего педагогического образования на уров-невую подготовку в контексте Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 22-26.

22 См.: Абазовик Е. В. Указ. соч.

Подготовка учителей в США копирует европейскую модель, но с некоторыми особенностями. Имеется три уровня образования: бакалавриат (четыре года обучения), магистратура (два года обучения) и докторантура (не менее трех-четырех лет обучения), но бакалавриат рассматривается как базовое высшее образование, дающее право на поступление в профессиональную или исследовательскую докторантуру, а программы исследовательской магистратуры могут быть частью докторской программы (в течение первых двух лет обучения).

Подготовка педагогов в этой модели также является многоуровневым процессом, с широким выбором элективных курсов. Окончание бакалавриата дает право на работу учителем только после прохождения сертификации, которая может быть двух видов: стандартная и альтернативная. Первая обеспечивается педагогическими факультетами колледжей и университетов, а вторая предлагается в тех случаях, когда кандидат в учителя имеет степень бакалавра, отличную от бакалавра в области образования или педагогики. После успешного ее прохождения выдается временный сертификат на четыре года, который далее может быть конвертирован в профессиональный сертификат, выдаваемый на восемь лет. После этого возможны два варианта: получение постоянного сертификата либо профессиональной лицензии на пять лет23. В 1996 г. Национальной комиссией по вопросам обучения было установлено требование наличия диплома магистра педагогики для получения постоянной лицензии24. Помимо этого, по окончании бакалавриата возможно дальнейшее обучение на уровень магистра (два года), либо обучение с получением промежуточной степени специалиста по образованию. Особенностью является ориентация магистратуры на исследовательскую деятельность, ввиду этого она может включаться в курс докторантуры и относиться к квалификации доктора философии. Кроме того, после завершения бакалавриата есть возможность поступить в профессиональную докторантуру на доктора образования с ориентацией на педагогическую деятельность.

Выводы. Отмечено, что структура подготовки педагогов для системы среднего образования является единой на уровне вузовского обучения в целом, что следует из положений Болонской декларации об унификации образовательного пространства, однако в каждой стране имеются определенные особенности, которые определяются как на национальном, так и на региональном уровнях. Можно отметить, что в большинстве случаев окончание бакалавриата является достаточным условием для педагогической деятельности, что согласуется с основными положениями Болонской декларации и национальными положениями о том, что бакалавриат — полноценное высшее образование.

Как следствие, в настоящее время можно говорить о широком внедрении структурированного высшего образования во многих странах мира с Болонской моделью подготовки (уровней обучения, зачетных единиц, кредитов, системы оценивания), что обусловлено глобализацией образования и активным развитием различных направлений, в том числе и педагогики. В педагогическом образовании в настоящее время используется трехуровневая модель, но приме-

23 См.: Виноградов В. Л. Теория и технология подготовки учителей в США: конспект лекций. Казань, 2013.

24 См.: Серякова С. Б. Указ. соч.

нительно к подготовке учителя для школ бакалавриат и магистратура являются

приоритетными.

Список литературы

Абазовик Е. В. Подготовка учителей в Великобритании и России в условиях Болонского процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук.. СПб., 2010. URL: https://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-uchiteley-v-velikobritanii-i-rossii-v-usloviyah-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 29.12.2021).

Ананин Д. П. Особенности традиционной и современной моделей подготовки учителей в Федеративной Республике Германия // Образование и наука. 2010. № 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-traditsionnoy-i-sovremennoy-modeley-podgo-tovki-uchiteley-v-federativnoy-respublike-germaniya/viewer (дата обращения: 15.01.2022).

Бурлакова И. И. Формы организации подготовки учителей в Великобритании // Британия: история, культура, образование: сб. статей по материалам Международной науч. конференции. Ярославль, 2018. С. 466—471.

Виноградов В. Л. Теория и технология подготовки учителей в США: конспект лекций. Казань, 2013.

Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-uchiteley-rossiyskaya-i-evropeys-kaya-modeli/viewer (дата обращения: 03.01.2022).

Лучкина Т. В., Грачева Е. Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 281-290.

Мартынова О. В. Подготовка учителей в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. URL: https:// www.dissercat.com/content/podgotovka-uchitelei-v-germanii-v-usloviyakh-sozdaniya-evropeiskogo-prostranstva-vysshego-ob (дата обращения: 16.01.2022).

Нос Н. И., Гончарова А. Г. Модели профессиональной подготовки учителей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 206-210.

Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Подготовка учителей в магистратуре: европейский опыт // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 3. С. 213-221.

Профессиональные стандарты. URL: https://inlnk.ru/WR30B (дата обращения: 16.01.2022).

Ромаева Н. Б., Стрункина Ю. В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 33-39.

Семенова Ю. И. Профессиональная педагогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-pedagogicheskaya-podgotovka-uchiteley-vo-frantsii/viewer (дата обращения: 16.01.2022).

Серякова С. Б. Принципы перехода высшего педагогического образования на уровневую подготовку в контексте Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 22-26.

Сурина И. А. Особенности профессиональной подготовки учителей в польских вузах. [2011]. URL: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua (дата обращения 10.01.2022).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.01.2022). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 16.01.2022).

EuroEducation.net. The European Education Directory. URL: https://www.euroeducation.net/ prof/ (дата обращения: 01.01.2022).

European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from the

Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 2007. European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/national-description_en FIT: Formazione Iniziale Tirocinio. URL: https://www.miuristruzione.com/fit-formazione-iniziale-tirocinio/ (дата обращения: 03.01.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 65. P. 29-39 DOI: 10.15382/sturIV202265.29-39

Yury Danko, Graduate Student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia bonifacius-zs@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5958-9866

Current Issues and Special Features of Teacher Training in the Context of the Bologna Process

Yu. Danko

Аbstract: This article examines the organisation of training of future teachers for the secondary education system in the context of the Bologna process. The Bologna Declaration (1999) marked the beginning of a new stage of higher education in Europe, one of the most important goals of which was the introduction of a multilevel education system, which by 2005 had become a unified standard for most training programmes, including teacher education. In the context of teacher training, the undergraduate and graduate levels are particularly relevant. One of the most important issues at present is the preparation of a bachelor's degree in teacher education as a sufficient level to commence teaching, as well as the role of a master's degree in the context of teaching practice. This study discusses both theoretical issues of teaching on a two-level model in general, as well as its specific features using the example of individual countries. An analysis of previous studies and regulatory documents shows that although the Bologna Process is a generally accepted standard, additional conditions may be required to start a professional activity. It has been determined that in some countries the completion of a bachelor's degree is a sufficient condition, while in others it is only an admission to obtaining the right to further pedagogical training.

Keywords: Bologna process, higher education, competencies, teacher education, bachelor's education, master's education, postgraduate education, teacher training structure.

References

Ananin D. (2010) "Osobennosti traditsionnoi i sovremennoi modelei podgotovki uchitelei v Federativnoi Respublike Germaniia" [Special features of traditional and present-day teacher training in Germany]. Obrazovanie inauka, 2010, vol. 1 (69) (in Russian). Burlakova I. (2018) "Formy organizatsii podgotovki uchitelei v Velikobritanii" [Ways of organising teacher traning in the UK], in Britaniia: istoriia, kul'tura, obrazovanie: sbornikstateipo

materialam mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Britain: history, culture, education. Conference proceedings]. Yaroslavl. Pp. 466-471 (in Russian).

European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office ofthe European Union, available at https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/national-description_en (accessed 16.03.2022).

FIT: Formazione Iniziale Tirocinio, available at https://www.miuristruzione.com/fit-formazione-iniziale-tirocinio/ (accessed 03.01.2022).

Luchkina T., Gracheva E. (2010) "Rol' internatury v professional'nom stanovlenii nachinaiush-chego uchitelia v Germanii" [The role of internship in the professional development of the teacher in Germany]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2010, vol. 9, pp. 281-290 (in Russian).

Nos N., Goncharova A. (2016) "Modeli professional'noi podgotovki uchitelei v Germanii" [Patterns in the professional training of teachers in Germany]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, vol. 9/1, pp. 206-210 (in Russian).

Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.01.2022) [On education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (version of 13.01.2022)], available at https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (accessed 16.01.2022).

Orekhova E., Polunina L. (2014) "Podgotovka uchitelei v magistrature: evropeiskii opyt" [Teacher training in Master's programmes: European experience]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia, 2014, vol. 3, pp. 213-221 (in Russian).

Professional'nye standarty [Professional standards], available at https://inlnk.ru/WR30B (accessed 16.01.2022).

Romaeva N., Strunkina Iu. (2012) "Pedagogicheskoe obrazovanie v Velikobritanii i Rossii v kon-tekste Bolonskogo protsessa" [Teacher training in the UK and in Russia in the context of Bologna process]. Ekonomicheskie igumanitarnye issledovaniia regionov, 2012, vol. 2, pp. 33-39 (in Russian).

Semenova Iu. (2009) "Professional'naia pedagogicheskaia podgotovka uchitelei vo Frantsii" [Professional teacher training in France]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2009, 10 (in Russian).

Seriakova S. (2011) "Printsipy perekhoda vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia na urovnevuiu podgotovku v kontekste Bolonskogo protsessa" [Principles of tranferring the higher education of teachers to the level-based system in the context of Bologna process]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2011, vol. 8, pp. 22-26 (in Russian).

Surina I. (2011) Osobennosti professional'noi podgotovki uchitelei v pol'skikh vuzakh [Special features of teacher training in Polish universities], available at https://scienceandeducation.pdpu. edu.ua (accessed 10.01.2022).

Vinogradov V. (2013) Teoriia i tekhnologiia podgotovki uchitelei v SShA: konspekt lektsii [Theory and techniques of training teachers in the USA: lecture notes]. Kazan (in Russian).

Zhidkova I. (2016) "Nepreryvnoe obrazovanie uchitelei: rossiiskaia i evropeiskaia modeli" [Continuous training of teachers: Russian and European patterns]. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniia kvalifikatsii kadrov, 2016, vol. 1 (26) (in Russian).

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

The article was submitted 05.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.