Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ "БАКАЛАВРИАТ - МАГИСТРАТУРА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ "БАКАЛАВРИАТ - МАГИСТРАТУРА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / INDUSTRY 4.0 / INFORMATION SOCIETY / EDUCATION INFORMATISATION / INTERNET TECHNOLOGY / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / BOLOGNA PROCESS / HIGHER EDUCATION / BACHELOR / MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич

В статье представлены результаты теоретического анализа феноменов информатизации образования, информационного общества и двухуровневости высшего образования. Обозначена специфика обучения на бакалавриате и в магистратуре, отражена взаимообусловленность бакалавриата и магистратуры. Авторами проведен сравнительный анализ образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки как действующей, так и предшествующей версии. Результаты анализа свидетельствуют о тенденции роста преемственности бакалавриата и магистратуры, что выражается в сокращении разрыва содержания стандартов первой и второй ступеней высшего образования. Также сравнительный анализ показал, что в сравнении с предыдущими версиями действующие стандарты педагогического и психолого-педагогического направлений более схожи между собой в части образовательных результатов. Сквозным в статье является вопрос использования интернет-технологий в контексте двухуровневости высшего образования и развития информатизации общества. В условиях возрастания роли интернет-технологий в образовательной деятельности значимым, по мнению авторов, является системный характер информатизации высшего образования, в частности обеспечение системной работы субъектов образования с информационно-образовательной средой вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRAINING IN BACHELOR-MASTER SYSTEM IN THE INFORMATION SOCIETY

The article presents the results of theoretical analysis of the phenomena of informatisation of education, information society and two-level higher education. The specifics of training at the bachelor’s and master’s degrees are indicated, and the interdependence of the bachelor’s and master’s degrees is reflected. The authors conducted a comparative analysis of educational standards for bachelor’s and master’s degrees in pedagogic and psychological-pedagogic areas of training, both the current and previous versions. The results of the analysis indicate a tendency to increase the continuity of bachelor's and master's degrees, which is expressed in reducing the gap between the content of standards of the first and second stages of higher education. Also, the comparative analysis showed that in comparison with previous versions, the current standards of pedagogic and psychological-pedagogic directions are more similar to each other in terms of educational results. A cross-cutting issue in the article is the use of Internet technologies in the context of two-level higher education and the development of informatisation of society. In the context of the increasing role of Internet technologies in educational activities, in the opinion of the authors, the systemic in nature of informatisation of higher education is significant, in particular, providing the system work of actors in education with the information-educational environment of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ "БАКАЛАВРИАТ - МАГИСТРАТУРА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-154-160 УДК 378:004.9

Смолянинова Ольга Георгиевна

Сибирский федеральный университет Иванов Никита Андреевич

Сибирский федеральный университет

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ «БАКАЛАВРИАТ - МАГИСТРАТУРА» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье представлены результаты теоретического анализа феноменов информатизации образования, информационного общества и двухуровневости высшего образования. Обозначена специфика обучения на бакалавриате и в магистратуре, отражена взаимообусловленность бакалавриата и магистратуры. Авторами проведен сравнительный анализ образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки как действующей, так и предшествующей версии. Результаты анализа свидетельствуют о тенденции роста преемственности бакалавриата и магистратуры, что выражается в сокращении разрыва содержания стандартов первой и второй ступеней высшего образования. Также сравнительный анализ показал, что в сравнении с предыдущими версиями действующие стандарты педагогического и психолого-педагогического направлений более схожи между собой в части образовательных результатов. Сквозным в статье является вопрос использования интернет-технологий в контексте двухуровневости высшего образования и развития информатизации общества. В условиях возрастания роли интернет-технологий в образовательной деятельности значимым, по мнению авторов, является системный характер информатизации высшего образования, в частности обеспечение системной работы субъектов образования с информационно-образовательной средой вуза.

Ключевые слова: индустрия 4.0, информационное общество, информатизация образования, интернет-технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, Болонское соглашение, высшее образование, бакалавриат, магистратура.

Информация об авторах: Смолянинова Ольга Георгиевна, ORCID 0000-0002-5597-6348, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования, директор Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия.

E-mail: smololga@mail.ru

Иванов Никита Андреевич, магистрант, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия.

E-mail: ni7923049@gmail.com

Дата поступления статьи: 13.04.2020.

Для цитирования: Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 154-160. DOI 10.34216/20731426-2020-26-2-154-160.

Ol'ga G. Smolyaninova

Siberian Federal University

Nikita A. Ivanov

Siberian Federal University

SOME ASPECTS OF TRAINING IN BACHELOR-MASTER SYSTEM IN THE INFORMATION SOCIETY

The article presents the results of theoretical analysis of the phenomena of informatisation of education, information society and two-level higher education. The specifics of training at the bachelor s and master s degrees are indicated, and the interdependence of the bachelor's and master's degrees is reflected. The authors conducted a comparative analysis of educational standards for bachelor's and master's degrees in pedagogic and psychological-pedagogic areas of training, both the current and previous versions. The results of the analysis indicate a tendency to increase the continuity of bachelor's and master's degrees, which is expressed in reducing the gap between the content of standards of the first and second stages of higher education. Also, the comparative analysis showed that in comparison with previous versions, the current standards of pedagogic and psychological-pedagogic directions are more similar to each other in terms of educational results. A cross-cutting issue in the article is the use of Internet technologies in the context of two-level higher education and the development of informatisation of society. In the context of the increasing role of Internet technologies in educational activities, in the opinion of the authors, the systemic in nature of informatisation of higher education is significant, in particular, providing the system work of actors in education with the information-educational environment of a higher education institution.

154

Вестник КГУ J 2020

© Смолянинова О.Г., Иванов Н.А., 2020

Keywords: industry 4.0, information society, education informatisation, Internet technology, e-learning, distance education technologies, Bologna process, higher education, bachelor, master.

Information about the authors: Ol'ga G. Smolyaninova, ORCID 0000-0002-5597-6348, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, academician of RAE, head of the department of information technologies in education and lifelong learning, director of institute of education, psychology and sociology, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.

E-mail: smololga@mail.ru

Nikita A. Ivanov, master student, methodologist of the laboratory of information and telecommunications technologies, department of information technologies in education and lifelong learning, institute of education, psychology and sociology, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.

E-mail: ni7923049@gmail.com

Article received: April 13, 2020.

For citation: Smolyaninova O.G., Ivanov N.A. Some aspects of training in bachelor-master system in the information society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 154— 160 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-154-160.

Переход к индустрии 4.0 как этап развития информационного общества знаменует собой качественные изменения в социуме, вызванные ростом охвата и интенсивности внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферы человеческой жизни, сближением и переплетением реального пространства с виртуальным. В информационной эре особая роль отводится цифровым технологиям, которые, с одной стороны, открывают новые возможности в обеспечении комфорта жизнедеятельности за счет сокращения временных, экономических затрат, оптимизации трудовой и учебной деятельности, автоматизации процессов, а с другой стороны, их активное использование влечет за собой изменения в сознании людей, в мировосприятии, образе и качестве жизни, отчасти представляет собой угрозу ввиду роста масштабов роботизации, использования искусственного интеллекта [Шефер, Носова, Лебедева: 56].

Вместе с тем информатизация или цифровиза-ция отраслей, сфер человеческой жизни способствует приобретению и развитию необходимых для жизни в цифровой эпохе навыков, связанных с обучением в течение всей жизни, использованием цифровых технологий для решения широкого спектра задач, включая образовательные и профессиональные. Общемировая тенденция такова, что процессы преподавания и учения переносятся из реального мира в виртуальное пространство. Интернет активно применяется в том числе в целях обучения и самообразования, что способствует развитию познавательной активности и самостоятельности обучающихся, обеспечивает реализацию модели непрерывного образования, с психолого-педагогической точки зрения подкрепляемую взаимодополняющими друг друга форматами поддержки и сопровождения образовательной деятельности, которые, в свою очередь, в условиях информационного общества сопряжены с информационно-коммуникационными технологиями, в частности сетевыми (интернет-поддержка, сетевая дистанционная поддержка, интернет-сопровождение).

З.И. Горбачук отмечает, что информатизация образования обеспечивает интеграцию системы отечественного образования в мировое образовательное пространство, положительно сказывается на развитии образования в целом и отдельно взятой личности в части оттачивания навыков самоопределения. Информатизация образования по своей сути двойственна, поскольку приводит к изменению норм реализации учебно-воспитательного процесса, оказывает влияние на выработку личностных позиций субъектов образования и в то же время реализуется за счет деятельности человека, определяемой такими параметрами, как мотивация, интересы, цели и пр. Помимо положительного влияния информатизации, сказывающегося на характере взаимодействия педагога и обучающегося и обеспечивающего переход к диалогичности, отмечаются негативные последствия, которые связаны с отходом от фундаментальности образования, появлением функциональной неграмотности [Горбачук].

Информатизация образования находится в отношении взаимовлияния с информатизацией общества. С развитием информационного общества, важнейшей характеристикой которого является его «сетевой» характер, актуализирующий применение и развитие интернет-технологий в жизнедеятельности современного человека, связано становление в противовес знаниевой подготовке новой образовательной парадигмы, призванной обеспечить условия для самореализации личности [Смо-лянинова, Достовалова, Лукьянова: 28].

Параллельно с развитием информатизации общества и информатизации образования происходит реформирование системы высшего образования в соответствии с положениями Болонского соглашения, частным случаем которого является переход к двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура». По данным, которые приводит НИУ ВШЭ, численность обучающихся в магистратуре студентов растет в России с 2011 года. Среди выпускников бакалавриата и специалитета возможность продолжения образования в магистратуре востребована: так, если в 2011/12 учебном году доля поступивших в магистратуру в совокупности из выпускников

бакалавриата и специалитета составляла 3,7 % по стране, то к 2015/16 учебному году их число выросло до 12,1 % [Житков, Платонова: 6].

Целью настоящей статьи является научное осмысление проблемы содержания и организации обучения в двухуровневой системе высшего образования в условиях информационного общества (на примере педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки). Особое внимание уделено рассмотрению магистерской подготовки как феномена культуры и образования. Актуальность затрагиваемой в статье проблематики связана с наступлением четвертой промышленной революции, расширяющей возможности информатизации образования как следствия и инструмента становления информационного общества, обусловлена спецификой воплощения идеологии Болонского процесса в России, расширением использования информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования, изменением соотношения процессов преподавания и учения, со значительным перевесом в сторону самостоятельного учения.

Реформирование системы высшего образования в России на фоне внедрения положений Болонского соглашения, в частности переход на двухуровневую систему высшего образования, воспринимается и по сей день неоднозначно [Усова: 200], в том числе профессиональным сообществом. Одной из причин этого может служить то обстоятельство, что реформированию профессионального образования как за рубежом, так и в России сопутствует ряд трудностей [Власова: 89]. В контексте российских реалий исследователи выделяют проблему, связанную с востребованностью профессионалов различных уровней («бакалавр», «специалист» («магистр»)), идентифицируя ее как проблему оценки работодателями выпускников с точки зрения их профессионализма, дифференциации в применении бакалавров и магистров на рынке труда [Власова: 90; Остыловская, Шершне-ва, Осипов: 20; Усова: 200]. По сути, эта проблема напрямую связана со сменой характера культуры нынешнего социума: с гуманитарной, передававшейся из поколения в поколения, в которой система образования определялась дисциплинарно-стью и обеспечивала формирование целостного представления о мире, на мозаичную, которая, по выражению французского социального психолога А. Моля, воспринимается человеком в виде фрагментов, вырываемых из омывающего ее информационного потока [Власова: 90].

Существенным является то, что реформирование системы образования в соответствии с положениями Болонского соглашения происходило и происходит в контексте информационного общества, которое, по сути, и породило мозаичный тип культуры, дистанционный и смешанный форматы

реализации образовательных программ. В частности, электронное обучение «является одним из ответов на вызовы информационного общества», его использование дает возможность принять вызовы глобализации и информатизации как обществу в целом, так и университетам в частности [Смо-лянинова, Достовалова, Лукьянова: 80]. Наряду с обеспечением обучения на расстоянии электронное обучение может являться методом повышения эффективности и качества аудиторного (очного) обучения [Мошкина]. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) электронное обучение есть неотъемлемая составляющая эффективного образования в университете независимо от уровня и формы обучения, функциональность применения его инструментов обеспечивает высоковероятное приобретение позитивного образовательного опыта обучающимися [Безызвестных: 25].

Информационное общество характеризуется множественными изменениями, его следствием являются массовое распространение информационных технологий, развитие компьютеризации и информатизации. Информатизация как процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах общественной жизни воздействует на качество и образ жизни каждого человека, в том числе на организационном уровне [Смолянинова, Достовалова, Лукьянова: 8]. По справедливому замечанию А.А. Ахаяна, если в предыдущем столетии взаимодействие учителя и учеников, в сущности, представляло собой модель идеального газа, в котором частицы не взаимодействуют друг с другом до «прямого столкновения», то в XXI веке субъекты образования, находясь «в поле инфоноосфе-ры», взаимодействуют со значительно большей дальностью и более высокой скоростью [Ахаян]. Тем более что для людей возраста 20-30 лет наиболее релевантными способами решения задач и проблем различного спектра, в том числе учебно-познавательных, выступают цифровые технологии [Ломаско].

Качество профессиональной подготовки в двухуровневой системе высшего образования определяется реализацией принципа преемственности, который подразумевает, что на «выходе» из одной программы выпускник уже обладает компетенциями, необходимыми для освоения последующей образовательной программы [Остыловская, Шершнева, Осипов: 21]. Практика же показывает, что это не всегда так, и вчерашний «физик» сегодня может стать «лириком», то есть кардинально сменить направление обучения в магистратуре, что можно рассматривать как преимущество на фоне тенденции перехода к полипрофессионализму, обуславливающей прогнозируемую высокую востребованность многопрофильных специалистов на рынке труда.

Реализация принципа преемственности в двухступенчатой системе профессиональной подготовки находит отражение в динамике содержания ФГОС ВО. В частности, в предыдущих версиях ФГОС ВО по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) такие виды деятельности (профессиональных задач), как организационно-управленческая (управленческая) и методическая, которые входят в содержание действующих ФГОС ВО 3++ и бакалавриата, и магистратуры, не были представлены и были отражены только в ФГОС ВО магистратуры. Таким образом, можно отметить сокращение разрыва содержания стандартов бакалавриата и магистратуры. Актуальные ФГОС ВО по двум направлениям подготовки - «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» (уровни бакалавриата и магистратуры) - более идентичны по содержанию, чем предшествующие версии, что дает основание полагать о возрастании универсализации профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов.

Как отмечал С.Г. Кара-Мурза, отечественная (российская) система высшего образования выступает одновременно продуктом культуры и средством ее воспроизводства. Двухуровневость высшего образования подразумевает коренное изменение матрицы, на которой воспроизводится культура. Личность в современном обществе с присущей ему мозаичной культурой есть не что иное, как элемент системы, «винтик», что в иерар-хичной логике двухуровневой системы подготовки соответствует ступени бакалавриата: бакалавр выступает как исполнитель, узкий специалист, деятельность которого призвана поддерживать функционирование системы и предполагает исполнение профессиональных обязанностей строго в соответствии с регламентом. Магистр же предстает самостоятельным аналитиком, в функционал которого может входить создание новых алгоритмов профессиональной деятельности [Власова: 90-92].

Ориентирами для формулирования профессиональных компетентностей на уровне магистратуры являются, во-первых, специфика сферы профессиональной деятельности, во-вторых, особенности объектов и видов профессиональной деятельности в магистратуре, в-третьих, задачи всех типов будущей профессиональной деятельности [Смоляни-нова, Бекузарова, Иманова: 5]. Портрет магистра вбирает в себя компетенции бакалавра и дополнительные компетенции, а именно:

- системное осмысление сферы обучения и владение связанными с ней навыками и методами исследований;

- способность планировать, реализовывать и использовать исследование с признаками научной достоверности;

- способность критически относиться к новым и сложным идеям (анализировать, синтезировать и оценивать) [Смолянинова, Савельева, Достова-лова: 31].

С точки зрения системности в высшем образовании нам представляется важным соответствующее применение средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а именно системное интернет-сопровождение образовательной деятельности в масштабе реализации образовательной программы, под которым мы понимаем комплексную реализацию дидактического потенциала информационно-образовательной среды, интегральное использование электронных образовательных ресурсов, функционала информационных систем в вузовской подготовке. Системная работа с электронной информационно-образовательной средой оптимальна в условиях организации обучения в магистратуре и, на наш взгляд, позволит наряду с непрерывностью обучения, сбалансированностью аудиторной и внеаудиторной работы обеспечить целостность содержания образования и образовательной деятельности, в какой-то степени заместив дефициты обучения, обусловленные контекстом мозаичной культуры. Кроме того, с учетом развития электронного обучения, перехода к smart-образованию актуализируется задача реализации элементов мобильной информационно-образовательной среды вуза посредством цифровых инструментов, в частности реализации адаптивного дизайна веб-ресурсов, внедрения и использования в образовательном процессе QR-кодов, применения мобильных приложений и пр.

Специфика профессиональной подготовки в магистратуре сопряжена с образовательным результатом на «выходе», подразумевающим способность к преобразованию действительности, в частности в избранной профессиональной деятельности, поэтому предполагает исследовательскую направленность содержания образования [Никулина: 53]. Помимо исследовательской направленности значимой для магистратуры является практико-ориенти-рованная организация профессиональной подготовки, что обусловлено усложнением требований к условиям реализации магистерских образовательных программ на качественном уровне, в том числе путем расширения граней профессиональной деятельности, усложнения профессиональных компетенций и профессиональных задач по соответствующим видам профессиональной деятельности [Смолянинова, Бекузарова, Иманова: 5]. Сопоставление содержания действующих стандартов бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» (ФГОС 3++) позволяет констатировать, что при переходе на вторую ступень высшего образования перечень задач профес-

сиональной деятельности, к реализации которых готовят выпускника, дополняется задачами научно-исследовательского типа, в логике практи-ко-ориентированности расширяется содержание соответствующей общепрофессиональной компетенции (ОПК-8).

Трансформация роли преподавателя университета, отчетливо выраженная в магистратуре, служит следствием информатизации или цифро-визации общества и представляет собой одну из тенденций развития системы высшего образования, выражающуюся в проектировании и реализации преподавателем электронных обучающих курсов на базе систем управления обучением, сопровождении процесса образования независимо от формата образовательной деятельности, будь то очное взаимодействие, дистанционное или смешанное обучение [Ломаско].

Важным аспектом магистерской подготовки выступает ее андрагогическое осмысление. Однако помимо специалистов с внушительным стажем и опытом работы контингент обучающихся в магистратуре представлен новоиспеченными выпускниками 21-22 лет, данный возраст с позиции социальной психологии определяется как ранняя зрелость - этап, когда уже приобретен некоторый жизненный и профессиональный опыт, и использование личных ресурсов, включая интеллектуальные способности, направлено на выстраивание карьеры и избрание жизненного стиля [Лебедева: 81], на решение практических проблем с помощью научно-методологического аппарата [Бекузарова, Ермолович: 115]. Магистерское образование также можно рассматривать с точки зрения профессионального становления, определить его как этап профессионализации, восхождения к профессиональному акме - состоянию, характеризующемуся высокой степенью мобилизованности, ориентированной на личностно-профессиональную самореализацию [Скуднова, Кобышева, Шалова: 275].

Профессиональной подготовке на уровне магистратуры свойственна гибкость, выражающаяся в моментальном и опережающем реагировании на общественные запросы. Профессиональная деятельность наиболее быстро откликается на изменения в социуме, охватывающие многие устоявшиеся виды деятельности, которые с течением времени теряют востребованность и исчезают [Лебедева: 80]. Эксперты компании Microsoft прогнозируют, что 65 % нынешних обучающихся школ и университетов в будущем станут представителями пока не существующих профессий [Воронина: 232]. В этом смысле магистратура как компонент, ступень существующей структуры высшего образования дает возможность при необходимости ускоренно подготовить выпускников по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, содействует в становлении кон-

курентоспособности магистрантов [Лебедева: 80]. Использование интернет-технологий и цифровых инструментов в вузовской подготовке позволяет обеспечить эффективное непрерывное обучение и самообразование магистрантов, способствует сопряжению ими теории с практической (профессиональной) деятельностью и, следовательно, может содействовать приросту уровня профессионализма студентов и выпускников магистерских программ.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о специфичности двухуровневой организации профессиональной подготовки студентов вуза, связанной с условиями информационного общества, детерминирующими возрастание роли Интернета в образовательной деятельности, и особенностями магистерского образования, такими как: преемственность с программами бакалавриата в части содержания обучения и образовательных результатов (с их усложнением и, как следствие, изменением профессиональной позиции магистров); преимущественная ориентация на самообразование студентов и расширение научно-исследовательской работы, ее сопряженности с практической деятельностью; неоднородность контингента обучающихся относительно возраста, профиля (направленности) предыдущего образования и готовности к научно-исследовательской деятельности.

В условиях развития подходов к использованию в образовательной практике информационно-коммуникационных технологий, что составляет основу идеологии цифровой трансформации образования, а также на фоне увеличения доли внеаудиторной работы студентов, явленного при переходе из бакалавриата в магистратуру, становится актуальной задача системного обеспечения реализации образовательных программ средствами интернет-технологий, которое предполагает в том числе создание условий для реализации элементов мобильного обучения. С учетом современного социокультурного контекста комплексное и эффективное применение интернет-технологий в рамках реализации двухуровневой модели «бакалавриат -магистратура» можно считать одним из важнейших условий результативной организации профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2018. № 4. URL: http://www. emissia.org/offline/2017/2560.htm (дата обращения: 27.02.2020).

Безызвестных Е.А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 290 с.

Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Квазипрофессиональный характер смешанного обучения в педагогической магистратуре // Высшее образование в России. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kvaziprofessionalnyy-harakter-smeshannogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-magistrature (дата обращения: 27.02.2020).

Власова Е.М. Проблемы перехода российского общества к двухуровневой системе высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 89-93.

Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232-245.

Горбачук З.И. Информатизация образования: социокультурный контекст: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005. 169 с.

Житков К.В., Платонова Д.П. Магистратура в России: рост спроса и предложения, дифференциация по регионам и вузам // Факты образования. 2016 (декабрь). Вып. 9. URL: https://ioe.hse. ru/data/2017/01/26/1114567851/Факты образования Выпуск 9 Магистратура в России.pdf (дата обращения: 27.02.2020).

Лебедева Л.И. Особенности магистерского образования в отечественной высшей школе // Известия ВГПУ 2008. № 6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole (дата обращения: 27.02.2020).

Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. URL: http://e-notabene.ru/pp/ article_24870.html (дата обращения: 27.02.2020).

Мошкина Е.В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 177 с.

Никулина Е.Г. Построение содержания профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/postroenie-soderzhaniya-professionalnoy-podgotovki-v-magistrature-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 27.02.2020).

Остыловская О.А., Шершнева В.А., Осипов Н.Н. Формирование научно-исследовательской компетентности бакалавров ИТ-направлений подготовки в процессе обучения математике: монография. Красноярск: Литера-принт, 2019. 216 с.

Скуднова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 355 с.

Смолянинова О.Г., Бекузарова Н.В., Имано-ва О.А. Концептуальные основы, методика органи-

зации и информационное сопровождение практик магистерской программы «Образовательный менеджмент»: учебно-методическое пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 150 с.

Смолянинова О.Г., Достовалова Е.В., Лукьянова О.А. Современные информационные технологии образования. Электронный портфолио: учеб. пособие. Красноярск: ИПК СФУУ 2009. 134 с.

Смолянинова О.Г., Савельева О.А., Достова-лова Е.В. Компетентностный подход в системе высшего образования: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. 196 с.

УсоваА.В. Проблемы реформирования системы высшего образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики, управления и права: сборник научных работ (статей) обучающихся. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2015. С. 199-201.

Шефер О.Р., Носова Л.С., Лебедева Т.Н. Электронное портфолио в системе подготовки студентов бакалавриата к будущей профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2019. № 2. С. 56-62.

References

AhajanA.A. Setevaja lichnost' kakpedagogicheskoe ponjatie: priglashenie k razmyshleniju [The network personality as a pedagogical concept: an invitation to meditation]. Pis'ma v Jemissija.Offlajn (The Emissia. Offline Letters): jelektronnyj nauchnyj zhurnal [The Emissia.Offline Letters: electronic scientific journal], 2018, № 4. URL: http://www.emissia.org/ offline/2017/2560.htm (date access: 27.02.2020). (In Russ.)

Bezyzvestnyh E.A. Jelektronnyj portfolio kak sredstvo formirovanija IKT-kompetentnosti budushhih pedagogov-tjutorov [E-portfolio as a means of forming ICT competence of future teachers-tutors]: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2019, 290 p. (In Russ.)

Bekuzarova N.V, Ermolovich E.V. Kvaziprofessional'nyj harakter smeshannogo obuchenija v pedagogicheskoj magistrature [Quasiprofessional character of blended learning of Master degree in Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2012, № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kvaziprofessionalnyy-harakter-smeshannogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-magistrature (date access: 27.02.2020). (In Russ.)

Vlasova E.M. Problemy perehoda rossijskogo obshhestva k dvuhurov-nevoj sisteme vysshego obrazovanija [The problems of transition to a two-level system of higher education in Russia]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2014, № 1, рp. 89-93. (In Russ.)

Voronina Ju.V. Cifrovaja gramotnost' pedagoga: analiz soderzhanija ponjatija i struktura [Digital fluency of the teacher: analysis of maintenance of

a concept and structure]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal [Vestnik of Orenburg State Pedagogical University], 2019, № 4 (32), pp. 232-245. (In Russ.)

Gorbachuk Z.I. Informatizacija obrazovanija: sociokul'turnyj kon-tekst [Informatization of education: socio-cultural context]: dis. ... kand. sociol. nauk. Rostov-on-Don, 2005, 169 p. (In Russ.)

Zhitkov K.V., Platonova D.P. Magistratura v Rossii: rost sprosa i predlozhenija, differenciacija po regionam i vuzam [Master's degree programs in Russia: growth of demand and supply, differentiation by regions and universities]. Fakty obrazovanija, vypusk № 9 (dekabr' 2016 g.) [Facts of Education, vol. 9 (December 2016)]. URL: https://ioe.hse.ru/ data/2017/01/26/1114567851/Fakty obrazovanija Vypusk 9 Magistratura v Rossii.pdf (date access: 27.02.2020). (In Russ.)

Lebedeva L.I. Osobennosti magisterskogo obrazovanija v otechestven-noj vysshej shkole [Features OF Master's Education in Russian higher education]. Izvestija VGPU [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University], 2008, № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole (data obrashhenija: 27.02.2020). (In Russ.)

Lomasko P.S. Rol' interaktivnogo cifrovogo kontenta pri realizacii onlajn-obuchenija v sovremennom universitete [The role of interactive digital content in implementing online learning in a modern University]. Sovremennoe obrazovanie [Modern education], 2017, № 4. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_24870.html (data obrashhenija: 27.02.2020). (In Russ.)

Moshkina E.V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa podgotovki studentov zaochnoj formy v uslovijah jelektronnogo obuchenija [Organizational and pedagogical support of the process of training students by correspondence in the conditions of e-learning]: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2014, 177 p. (In Russ.)

Nikulina E.G. Postroenie soderzhanija professional'noj podgotovki v magistrature pedagogicheskogo vuza [Constructing the content of professional education for Master ofEducation studies]. Vestnik evrazijskoj nauki [The Eurasian Scientific Jou rnal], 2014, № 5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/postroenie-soderzhaniya-professionalnoy-podgotovki-v-magistrature-pedagogicheskogo-vuza (date access: 27.02.2020). (In Russ.)

Ostylovskaja O.A., Shershneva V.A., Osipov .N. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti bakalavrov IT-napravlenij podgotovki v processe obuchenija matematike [Formation of research competence of bachelors of it training areas in the process of teaching mathematics]: monografija. Krasnoyarsk, Litera-print Publ., 2019, 216 p. (In Russ.)

Skudnova T.D., Kobysheva L.I., Shalova S.Ju. Psihologo-pedagogicheskaja antropologija [Psychological and pedagogical anthropology]: uchebnoe posobie. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2018, 355 p. (In Russ.)

Smoljaninova O.G., Bekuzarova N.V, Imanova O.A. Konceptual'nye osnovy, metodika organizacii i informacionnoe soprovozhdenie praktik magisterskoj programmy «Obrazovatel'nyj menedzhment» [Conceptual foundations, methods of organization and information support of practices of the master's program «Educational management»]: uchebno-metodicheskoe posobie. Krasnoyarsk, Sib. feder. un-t, 2013, 150 p. (In Russ.)

Smoljaninova O.G., Dostovalova E.V., Luk'janova O.A. Sovremennye informacionnye tehnologii obrazovanija. Jelektronnyj portfolio [Modern information technologies of Education. E-portfolio]: ucheb. posobie. Krasnoyarsk, IPK SFU Publ., 2009, 134 p. (In Russ.)

Smoljaninova O.G., Savel'eva O.A., Dostovalova E.V. Kompetentnost-nyj podhod v sisteme vysshego obrazovanija [Competence approach in the higher education system]: monografija. Krasnoyarsk, Sibirskij federal'nyj universitet Publ., 2008, 196 p. (In Russ.)

Usova A.V. Problemy reformirovanija sistemy vysshego obrazovanija v Rossijskoj Federacii [The problems of reforming the system of higher education in Russian Federation]. Aktual'nye problemy jekonomiki, upravlenija i prava: sbornik nauchnyh rabot (statej) obuchajushhihsja [Current problems of economics, management and law: collection of scientific papers (articles) of students]. Khabarovsk, Habarovskij gosudarstvennyj universitet jekonomiki i prava Publ., 2015, pp. 199-201. (In Russ.)

Shefer O.R., Nosova L.S., Lebedeva T.N. Jelektronnoe portfolio v sisteme podgotovki studentov bakalavriata k budushhej professional'noj dejatel'nosti [E-portfolio in the system of preparation of students of baccalaureate for future professional activity]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2019, № 2, pp. 56-62. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.