УДК 353.2
ПРОБЛЕМАТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ НЕРАВНОВЕСНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Б.А. Шиянов
Проводится анализ проблематики и методов стабилизации региональных неравновесных экономических структур в системе государственного регулирования экономикой. Рассмотрены основные типовые управленческие функции региональных органов управления. Приводятся примеры применения основных инструментов регулирования регионального воспроизводства
Ключевые слова: неравновесные экономические системы, регулирование, регион
Современная экономика, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а так же как регулирующего и управляющего органа. В условиях национальных экономических систем в различной мере реализуется государственное вмешательство по стабилизации экономических процессов. При этом роль государственного регулирования в современных условиях становится все более сложной и требует от правительственных органов все большей квалификации. Особенно специфическими становятся экономические функции государства в странах, которые подобно России предпринимают попытку в исторически короткие сроки диверсифицировать соответствующие экономические системы на основе методов современного рыночного хозяйствования.
Экономические системы, с позиций теории управления, представляют собой сложные системы, реализующие с помощью механизмов внутреннего и внешнего регулирования процессы функционирования и развития. При этом процессы функционирования базируются на равновесных (гомеостатических) экономических структурах, которые при определенных условиях, обусловленных внешними и внутренними факторами, переходят в неравновесные состояния, что в свою очередь обуславливает тенденции дальнейшего развития. Таким образом, экономическое равновесие представляет собой основу динамичного развития экономической системы в условиях рынка и характеризует такое состояние, при котором ни один из хозяйствующих субъектов не имеет внутренних побудительных стимулов к корректировке своих действий. Д. Стиглиц отмечал, что "экономика равновесна в том смысле, что ни у кого нет стимула менять свое поведение". Равновесие иллюстрирует "точку тяготения", к которой стремится экономическая система в ходе своего функционирования. В действительности развитие экономической системы осуществляется через нарушение рыночного равновесия в режимах гомеостаза. Как было отмечено выше неравновесность экономической системы обусловлена как внутрен-
Шиянов Борис Анатольевич - МИКТ, канд. техн. наук, E-mail [email protected]
ними, так и внешними причинами. Внутри системы ее энергетические, трудовые, финансовые потоки, институциональная структура находятся в изменяющихся отношениях друг к другу. На поведение системы оказывают влияние внешние финансовые, техногенные, социологические, экологические факторы. Большое значение в стабилизации экономики и приведении к равновесному состоянию имеет экономическая политика государства, направленная на регулирование экономических процессов.
Наибольшее значение с точки зрения регулирования представляют собой неравновесные экономические системы, имеющие отраслевой региональный характер и функционирующие в конкурентной среде [1]. Региональное экономическое пространство представляет собой систему неравновесных экономических систем имеющих индивидуальную величину потенциала, форму собственности, технологическую структуру. Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи и др.
С учетом вышеизложенного, можно заключить, что регион это - территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, определенной специализацией, а так же управляемостью, на основе функций политико-административных и исполнительных органов [2]. Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации отличаются разнообразием функции органов управления по стабилизации неравновесных экономических структур. Различны также названия ведомств, занимающихся вопросами регулирования функционированием региональной экономики. Вместе с тем имеется целый ряд общих функций, характерных для всех субъектов и реализуемых на федеральном уровне.
Так, например, основными задачами министерства экономического развития являются:
разработка стратегии социально-экономического развития региона, выработка структурной политики, а также системы мер государственного воздействия на развитие экономики в условиях рыночных отношений;
подготовка предложений по стабилизации и развитию экономики, эффективному использованию производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях развития социальной ориентированности экономики региона, повышения уровня жизни населения;
определение приоритетных направлений развития экономики региона, его районов и населенных пунктов;
разработка целевых социально-экономических и инвестиционных программ, проектов и определение источников их ресурсного обеспечения;
определение инвестиционной политики и регулирование этой деятельности;
прогнозирование источников бюджетных поступлений и определение способов их увеличения;
воздействие на формирование потребительского рынка и его товарное насыщение;
разработка механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, использования валютных ресурсов;
разработка стратегии развития различных форм собственности и предпринимательства.
Основные функции органа, занимающегося финансовыми вопросами региона:
разработка проекта Г осударственного бюджета региона, руководство и координация его исполнения; финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственном бюджете региона;
анализ действенности налоговой системы, контроль за состоянием бухгалтерского учета, разработка и осуществление мер по их совершенствованию;
разработка предложений и определение соотношений между средствами Государственного бюджета региона и местных бюджетов;
обеспечение финансового контроля за правильным и рациональным использованием ведомствами региона бюджетных средств.
Министерство промышленности, транспорта и связи выполняет следующие функции:
координация работы предприятий и организаций промышленности, транспорта и связи;
содействие промышленному развитию региона, развитию единого транспортного комплекса, дорожного хозяйства, почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи;
прогнозирование динамики производства продукции и услуг этих отраслей;
координация работ по интеграции производственной кооперации, внедрению новых технологий;
содействие развитию различных форм собственности, малого предпринимательства, создание условий и предпосылок для конкуренции и преодоления монополизма.
Министерство торговли решает следующие задачи: определение основных направлений развития государственной торговли, организация товарообменных и создание резерва товарных ресурсов;
разработка и проведение совместно с другими органами мер по защите внутреннего рынка, обеспечение реализации товаров из централизованных ресурсов, содействие развитию многообразных форм собственности, предпринимательства;
создание предпосылок для конкуренции и пресечения монопольных тенденций в отрасли и других сферах, связанных с торговым обслуживанием [3].
В условиях формирования в России новой системы стратегического регулирования, когда на региональные органы власти ложится ответственность за создание нормальных условий жизнедеятельности населения и развития экономики, когда они вынуждены самостоятельно искать финансовые источники развития региона, необходимы новые подходы к определению критериев эффективности региональной экономики и к оценке влияния принимаемых решений на ход регионального производственного процесса.
Механизм регулирования регионального развития должен предусматривать возможность управления ходом регионального производства путем постоянного контроля складывающихся в регионе отношений. Это, прежде всего, отношения между отраслями хозяйственного комплекса региона; предприятиями производственной инфраструктуры; экономическими и демографическими процессами; экономической и финансово-кредитной сферой; экономическими и финансовыми потоками; ресурсным и экономическим потенциалом; экономическими и социальными процессами [4].
Различия интересов субъектов региональной экономики, участвующих в экономических, финансовых, инвестиционных и других процессах на территории региона, имеют характер противоречий. Главное требование к механизму регулирования регионального производства состоит в создании таких условий деятельности, при которых достигается определенный баланс интересов и при которых возникновение диспропорций в результате ущемления интересов отдельных субъектов экономических отношений ощущается другими субъектами.
Важнейшей предпосылкой создания подобного механизма, обеспечивающего согласование интересов и целей различных субъектов региональной экономики, является анализ, позволяющий выявить степень совпадения или несовпадения интересов различных управленческих структур, определить, какие из них носят противоречивый, конфликтный характер и могут усилить напряженность в регионе.
В этой связи следует отметить, что функции государственных органов в процессе формирования механизма регионального регулирования, носят двуединый характер. С одной стороны, заинтересованное в повышении эффективности региональной экономики государство должно стимулировать рыночные отношения как более благоприятные для создания эффективной экономики; с другой - с учетом того, что рынок не в состоянии решить многие социальные и экологические проблемы, государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений.
Социально-экономические функции всех уровней региональной системы управления заключаются в создании условий, обеспечивающих развитие производства и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия социальной, природной и экономической систем [5, 6].
Основные задачи и методы регулирования регионального развития. Под государственным регулированием, как правило, понимается процесс выработки государством системы правил, а так же обеспечивающих их реализацию и защиту механизмов, которые обуславливают корректировку поведения экономических агентов и, следовательно, перевод макроэкономической системы в целом в желательное состояние.[7]. Необходимо отметить, что в литературе для обозначения воздействий государства на экономику используются чаще всего два понятия: «управление» и «регулирование», причем зачастую они понимаются экономистами как синонимы. Представляется, что регулирование - это производная от управления, одна из его функций, что под регулированием можно понимать целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание и изменение экономических явлений и их связей [8].
Региональное регулирование как вид специального управления представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. Учитывая современные условия, региональное управление -это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.
Основными задачами регионального управления являются:
- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
- экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры [2].
Общепринятой классификацией методов государственного регулирования экономики является их деление на административные и экономические. Экономические в свою очередь делятся на прямые и косвенные [9, 10].
Местные органы осуществляют административную деятельность, задача которой заключается в координации работы субъектов регионального рынка с целью реализации общерегиональных интересов. Административные методы регулирования регионального производственного процесса базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения и включают меры разрешения, запрета и принуждения и осуществляются в форме:
- прямых административных распоряжений и постановлений, имеющих обязательный характер, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса и воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического) [4].
К таким мерам можно отнести государственную регистрацию, лицензирование, стандартизацию и сертификацию, приватизацию, национализацию, государственный контроль, мониторинг окружающей среды, банкротство, хозяйственное право, антимонопольную политику [11, 12].
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.
Эффективное решение всей совокупности проблем, возникающих в процессе регионального производства, невозможно обеспечить только административными методами регулирования, поэтому они должны использоваться в сочетании с экономическими.
Экономические методы государственного регулирования прямого действия - управление государственным сектором, государственное инвестирование, бюджетные субсидии, государственные расходы, государственный заказ. К экономическим методам косвенного действия относятся, налоговая, денежно-кредитная, экспортная, импортная и амортизационная политика [11, 12].
Сущность экономических методов состоит в воздействии на режим функционирования регионального производства через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, кредиты, субвенции, и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона. Использование экономических методов направлено на усиление действия обратных связей в региональном производственном процессе. Сложность регионального производственного процесса диктует необходимость разработки комплекса внутренне взаимосвязанных методов экономического регулирования, что позволяет добиться согласованности системы региональных производственных отношений [4].
Основные отличительные особенности административных и экономических методов регулирования приведены в табл. 1 [13].
Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там, где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции.
Экономические методы наряду с административными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным платежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Так же особого внимания требуют экономические и административные меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и средних предприятий, а так же в отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение социальных нужд.
Местные органы управления должны сосредоточить свое внимание на процессах, которые не могут регулироваться рынком, чтобы не допустить нежелательных последствий в сферах, определяющих потенциал региона - здравоохранении, экологии, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи. Используя бюджетный и налоговый механизм, а также систему субсидий, местные органы могут регулировать использование финансовых ресурсов, создавая условия для нормального инвестиционного процесса в регионе.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Применение государственного заказа. Одним из основных инструментов прямого регулирования регионального воспроизводства в условиях Российской экономики является Государственный заказ. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социальноэкономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.
Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней. Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.
Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).
Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального).
Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента. Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте [4].
Развитие товарообмена и формирование конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках. В таблице 2 представлен перечень возможных последствий специальных управленческих мер, направленных на развитие товарообмена и формирование конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках [14].
Таблица 1
Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования развития
экономики в регионе
Административные методы Экономические методы
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации, управленческих решений Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска
Таблица 2
Перечень возможных последствий специальных управленческих мер, направленных на развитие товарообмена и формирование конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках
Наименование мероприятия Возможные следствия проведения мероприятий
1. Снижение административных барьеров на ввоз взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, стран СНГ 1. Увеличение объема ввоза.
2. Изменение величины налоговых сборов и поступлений в бюджет.
3. Повышение конкуренции на региональном (местном) рынке.
4. Снижение цен.
5. Расширение ассортимента и повышение качества продукции.
6. Повышение жизненного уровня населения
7. Возможное банкротство местных товаропроизводителей при низкой конкурентоспособности производимой продукции.
8. Укрепление конкурентоспособности товаропроизводителей при стимулирующем уровне конкуренции.
9. Социальные последствия в виде повышения числа безработных при банкротстве предприятий.
10. Развитие малого бизнеса на базе переделов обанкротившихся предприятий
2. Снижение барьеров входа на рынок в виде исключительных прав, льгот, иных привилегий, в том числе:
- прекращение льготного кредитования и налогообложения 1. Выравнивание условий хозяйствования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке и стимулирование их деятельности.
2. Экономия государственных финансовых ресурсов.
3. Ухудшение экономических условий деятельности для предприятия, пользовавшегося льготами
- ликвидация эксклюзивных прав на производство и реализацию 1. Развитие конкуренции в сфере деятельности, ранее предоставленной одному хозяйствующему субъекту.
2. Необходимость лицензирования в случае, если эта деятельность связана с высокими технологиями, опасностью для жизни.
3. Снижение (повышение) цен.
4. Увеличение (уменьшение) объемов поставок на рынок.
5. Удовлетворение спроса
- прекращение государственной помощи в виде повышения таможенных ввозных пошлин 1. Выравнивание условий хозяйствования и развитие конкуренции.
2. Снижение доходности предприятия, пользовавшегося государственной помощью.
Продолжение табл. 2
3. Снижение цен и повышение жизненного уровня населения.
4. Повышение курса рубля по отношению к СКВ
- уменьшение числа лицензируемых видов деятельности 1. Снижение доходов в бюджет от лицензирования.
2. Увеличение числа хозяйствующих субъектов на рынке.
3. Увеличение налоговых сборов в случае увеличения числа субъектов рынка.
4. Повышение опасности для потребителя получать некачественные товары и услуги
3. Снижение административных барьеров на вывоз продукции 1. Увеличение объемов местного производства.
2. Повышение уровня занятости населения.
3. Увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
4. Социальные последствия в виде повышения благосостояния работников предприятий, производящих продукцию на вывоз
4. Сокращение регулирования деятельности предприятий, не относящихся к сфере естественной монополии 1. Возможное повышение цен.
2. Увеличение доли прибыли, направляемой на развитие предприятия, направляемой на развитие предприятия, совершенствование технологии производства, потребления.
3. Повышение конкурентоспособности.
4. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия
5. Снижение тарифов на грузовые перевозки, сокращение уровня посреднических надбавок к цене (тарифу) 1. Расширение географических границ рынков.
2. Увеличение емкости товарных рынков.
3. Рост платежеспособного спроса.
4. Формирование МТР.
5. Повышение уровня занятости населения по производству товаров, участвующих в товарообмене.
6. Снижение цен.
7. Повышение благосостояния населения
6. Исключение льгот по доставке грузов для отдельных товарных групп 1. Выравнивание условий хозяйствования.
2. Ликвидация искусственной стимуляции деятельности.
3. Ухудшение экономических условий хозяйствования для предприятий, пользовавшихся льготами по перевозке.
4. Рост цен на доставку грузов(пассажиров), подпадавших ранее под льготные тарифы
7. Развитие инфраструктуры товарных рынков 1. Создание организационно - экономических условий для розничной и оптовой торговли.
2. Повышение уровня удовлетворения спроса населения.
3. Создание условий для конкуренции.
4. Снижение цен
8. Развитие коллективных форм собственности на элементы инфраструктуры локальных, региональных (местных) товарных рынков и МТР 1. Выравнивание условий хозяйствования.
2. Увеличение объемов поставок товаров на рынок.
3. Создание условий для конкуренции.
4. Снижение цен
9. Развитие предпринимательства в целях демонополизации рынков в соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции 1. Развитие конкурентной среды на рынках потребительских товаров, услуг.
2. Развитие конкурентной среды на рынках продукции производственно - технического назначения, в т.ч. комплектующих.
3. Уменьшение бюджетных ресурсов на других направлениях в случае государственной (муниципальной) поддержки малого бизнеса.
4. Увеличение массы собираемых налогов и доходной части бюджета в случае развития предпринимательства.
5. Сокращение величины налоговых сборов при предоставлении налоговых каникул малым предприятиям.
6. Социальные последствия в виде роста числа рабочих мест.
7. Социальные последствия в виде повышения благосостояния лиц, занятых в малом бизнесе.
8. Ускорение научно - технического прогресса
10. Создание конкурирующих производств путем нового строительства 1. Сокращение бюджетных ресурсов в случае государственных капиталовложений.
Продолжение табл. 2
2. Увеличение зависимости от иностранного капитала в случае иностранных инвесторов.
3. Внедрение новых технологий и повышение конкурентоспособности продукции.
4. Влияние на экологию региона.
5. Снижение концентрации производства
6. Развитие конкурентной среды рынка.
11. Диверсификация 1. Повышение конкурентоспособности.
2. Развитие конкурентной среды рынка.
3. Снижение издержек производства и цен благодаря экономии на масштабе производства.
4. Повышение спроса на продукцию.
5. Повышение финансовой устойчивости предприятия
Литература
1. Под общей редакцией Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Дальневосточная академия государственной службы. М.: Издательство РАГС, 2005.
2. Воронина А.А., Лисовцева Л.Н., Преображенский Б.Г., Рогачева Н.И. и др. Региональная экономика и управление. Воронеж: ВГУ, 2004.
3. Линник Т. Г. Регулирование регионального развития. ТГИМЭУиП. Журнал, «Налоги, инвестиции, капитал» №3,4 2002.
4. Курочкина А.А., Яброва О.А. Стратегическое ре-
гулирование развития рекреационной зоны в регионе. Санкт-Петербург: Проблемы современной экономики, Евразийский международный научно-аналитический
журнал, № 1(21).
5. Под ред. Шнипера Р.И. и Маршаловой А.С. Управление экономикой региона в новых условиях хозяйствования. Новосибирск: ИЭиОПП, 1991.
6. Шнипер Р.И. Экономические методы управления. Новосибирск: Регион, 1991.
7. Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001.
8. Дубровина Н.А. Совершенствование управления социально-экономическим развитием региона. Самара: дисс. ...канд. Экон. Наук., 2003.
9. гл. ред. Некипелов А.Д. Популярная экономическая энциклопедия. М.: Просвещение, 2001.
10. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006.
11. Кондратенко Н.М., Исупов А.М. Проблемы соотношения административных и экономических методов государственного регулирования региональной хозяйственной системы в перестроечный период. Самара: Вестник Сам Гу №3 (53), 2006,
12. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Маршалова А.С., Новоселова А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. М.:. Экономика, НГАЭиУ, 1998.
14. Об утверждении методических рекомендаций по развитию межрегионального товарообмена и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках. Приказ государственного антимонопольного комитета РФ №235 от 26 июля 1998 г.
Международный институт компьютерных технологий
PROBLEMATICS OF STATE REGULATION MECHANISMS ON STABILIZATION OF UNBALANCED ECONOMIC SYSTEMS
B.A. Shiyanov
The analysis of problematics of methods of regional unbalanced economic structures stabilization in the state regulation system by economics are carried out. The main standard administrative functions of regional government bodies are scrutinized. the examples of application of main instruments of regional reproduction regulation are given
Key world: unbalanced economic systems, regulation, region
Шиянов Борис Анатольевич.
МИКТ. 394026 г. Воронеж, ул. Солнечная 29 Б. тел. 8-915-540-05-53 Дом. адрес: 394066 г. Воронеж, Московский проспект, дом 179 А, кв 13.