Р. А. Латыпов
ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И СТРУКТУРА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ СТРАНЫ
Рассмотрены региональные торгово-экономические связи субъектов РФ. Введена концепция межрегиональных рынков страны и показано, что они имеют монополистическую или олигополистическую структуру. На этой основе показана необходимость государственного регулирования межрегиональных рынков в общегосударственных стратегических интересах. Выявлены объекты и субъекты межрегиональных рынков.
Российская Федерация представляет собой крупнейшую территорию с контрастными природно-климатическими условиями и огромными ресурсными возможностями, а также с глубокими различиями в национальном и историческом развитии ее регионов. Это обусловливает неравномерное распределение по всей стране объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, научно-технического потенциала, плотности населения и квалификации рабочей силы, объектов промышленной и социальной инфраструктуры и т.д. Уровень недостаточной развитости региональных социально-экономических систем некоторых субъектов РФ определяет их зависимость от межрегиональных и международных экономических связей, формирующих современные интеграционные процессы в масштабе российской и мировой экономики. В настоящее время в условиях укрепления рыночной экономики РФ наблюдается опережающий рост внутреннего межрегионального товарооборота страны по сравнению с ростом промышленного производства.
Неоклассическая экономическая теория, составляющая ядро современной экономической науки, рассматривает общегосударственное хозяйство отдельной страны как единый национальный рынок, представляющий собой систему взаимосвязанных между собой региональных рынков и межрегиональных товарно-денежных отношений субъектов национальной экономики [1]. При этом региональные рынки рассматриваются с точки зрения территориальной организации воспроизводственного процесса - переплетения многочисленных взаимосвязей субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг [2]. Поэтому региональные рынки страны являются открытыми экономическими системами, хозяйствующие субъекты которых имеют тесные межрегиональные связи для формирования своих производственных ресурсов и реализации готовой продукции с внешним окружением в масштабе всех субъектов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Это обусловливает необходимость исследования отдельных аспектов развития региональных рынков страны не изолированно, а с учетом складывающихся межрегиональных и международных товаропотоков хозяйствующих субъектов национальной экономики РФ на принципах геомаркетинга [3].
Имеется множество критериев, по которым осуществляют классификацию внутреннего рынка страны - по объектам, субъектам, отраслям, географическому положению, степени зрелости, характеру продаж, уровню насыщенности, ассортименту товаров и ряду других. В контексте выделенного предмета исследования нами использован критерий административно-территориальной принадлежности участников товарно-денежных отношений к определенному региону страны - субъекту РФ. На этой основе весь внутренний ры-
нок рассматривается в виде общего экономического пространства, состоящего из совокупности географически разрозненных региональных рынков, органически взаимодействующих друг с другом на уровне межрегионального рынка страны. Поэтому межрегиональный рынок представляет собой систему экономических связей между хозяйствующими субъектами, расположенными в разных регионах РФ, которая базируется на добровольных (договорных) и взаимовыгодных меновых отношениях. Другими словами, это - средоообра-зующая (инфраструктурная) подсистема общенационального рынка страны, посредством которой удовлетворяются коммерческие интересы территориально удаленных хозяйствующих субъектов по поводу производства и эквивалентно-возмездного обмена различными видами товарных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, в том числе правами (титулами) собственности.
Рассматриваемая структура единого экономического пространства страны схематически может быть представлена на рис. 1. Каждый из обозначенных на схеме рынков, в том числе межрегиональный, имеет несколько составляющих: рынки потребительских товаров, рынки продукции производственно-технического назначения, кредитнофинансовые рынки, трудовые, информационные и т.д.
С> - материальные потоки -► - информационные потоки
Рис. 1 - Структура единого экономического пространства страны
Товаром на межрегиональном рынке может быть продукт физического или умственного труда, сама способность индивидуума к труду, результат услуги, коммерческая и научно-техническая информация, ценные бумаги, деньги, движимое или недвижимое имущество, средства производства, топливно-энергетические ресурсы и т. д., т. е. все то, что имеет потребительную стоимость и стоимость (цену) и предназначено для обмена на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости на добровольной и взаимовыгодной основе. Поэтому товар как объект межрегионального рынка следует рассматривать в широком смысле, т.е. как материальную или нематериальную собственность
товаровладельцев, зарегистрированных в определенных административно-
территориальных образованиях РФ.
Таким образом, межрегиональные рыночные отношения и порождаемые ими торгово-экономические связи субъектов межрегиональных рынков представляют собой совокупность договорных обменов товарами и услугами между производителями, посредниками и потребителями, расположенными в разных регионах РФ. Если продавец и покупатель в конкретной рыночной сделке являются экономическими субъектами одного (общего) субъекта РФ, то они рассматриваются как субъекты соответствующего регионального рынка, а если являются экономическими субъектами разных субъектов РФ, то они в данном случае являются уже субъектами межрегионального рынка страны. При этом очевидно, что субъекты межрегиональных рынков одновременно являются и субъектами общенационального и субъектами местного или регионального рынков. Однако следует отметить, что крупные производители (заводы, фабрики, АПК и т.д.), потребители (санатории, воинские части, научные городки и т.п.) и предприятия рыночной инфраструктуры (оптовая торговля, логистические центры, транспортные терминалы и т.д.) рассматриваются, безусловно, как субъекты межрегиональных рынков страны. С другой стороны, ни один экономический субъект, включая домашние хозяйства и отдельные индивиды, не может обходиться экономическими благами только внутрирегионального, межрегионального или международного товарообмена, так как органически связан с локальными и приграничными процессами купли-продажи. Поэтому ни один хозяйствующий субъект национальной экономики страны не может быть только субъектом регионального или исключительно межрегионального рынков.
Материальное содержание межрегионального обмена заключается в физическом перемещении сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции от производителей (продавцов) к потребителям (покупателям) на значительные расстояния, что требует соответствующих затрат на транспорт, связь и информационно-диспетчерское сопровождение товародвижения [4]. Поэтому для осуществления межрегиональных торговоэкономических связей необходимы достоверная и своевременная маркетинговая информация, развитая логистическая (транспортно-складская) инфраструктура, а также внеэкономические (правовые, институциональные) условия реализации межрегиональных трансакций (рыночных сделок, основанных на договорах).
К основным субъектам инфраструктуры межрегиональных рынков в настоящее время относятся:
- организации оптовой, розничной торговли и общественного питания;
- транспортные, экспедиторские и посреднические организации;
- логистические центры, складские комплексы и терминалы;
- банки, страховые, лизинговые и факторинговые организации;
- товарные биржи, ярмарки, аукционы и выставочные комплексы;
- рекламные агентства и информационно-маркетинговые центры;
- различные профессиональные и общественные объединения.
Важное значение имеет также экономико-правовая инфраструктура межрегиональных рынков страны, которая включает в себя арбитражные и третейские суды, правовые консультационные центры, адвокатские и нотариальные конторы, так как субъектами межрегиональных рынков выступают равноправные собственники предприятий различных организационно-правовых форм. Поэтому часто возникает необходимость в разрешении хозяйственных споров между ними в одном из субъектов РФ.
Кроме частных, государственных и муниципальных предприятий и организаций, стремящихся получить экономическую прибыль, субъектами межрегиональных рынков страны являются различные некоммерческие объединения, ассоциации и т.д., а также органы федеральной или региональной власти и местного самоуправления. Государство в лице органов федерального, отраслевого или регионального управления как особый субъект межрегиональных рынков имеет широкий инструментарий прямого и косвенного влияния на межрегиональные торгово-экономические связи субъектов РФ. По Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако в определенных пределах полномочий на своих территориях самостоятельно распоряжаются и управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют собственный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, т. е. также могут влиять на межрегиональные рыночные связи. Однако на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также любая экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, базовыми хозяйствующими субъектами, реализующими межрегиональные торгово-экономические связи, являются крупные добывающие, промышленные и сельскохозяйственные организации общенационального значения, расположенные в разных регионах РФ, а также органы государственной власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня. Очевидно, что межрегиональные рынки страны определяются достаточно ограниченным количеством поставщиков (производителей) и покупателей (потребителей) конкретной продукции, которые в то же время формируют огромные по объемам и разнообразные по географическим направлениям товаропотоки на всей территории РФ. Поэтому межрегиональные рынки страны объективно имеют монополистическую или олигополистическую структуру со значительными барьерами входа и выхода из них, т. е. характеризуются несовершенной конкуренцией и требуют соответствующего законодательства. Особенно это касается рынка товаров производственно-технического назначения [5]. Однако, несмотря на то что межрегиональный рынок страны для оптимального распределения имеющихся ресурсов должен быть прежде всего самоорганизованным и само-регулируемым, он не может существовать без специальной организации и регулирования со стороны государства как социального института, представляющего не только текущие экономические, но и перспективные национально-политические интересы РФ [6].
Усиление организационной и регулирующей роли федерального центра в повышении эффективности межрегионального взаимодействия субъектов РФ, по нашему мнению, можно обеспечить путем разграничения полномочий (функций) на принципах вертикальных отношений «федеральный центр - субъекты РФ» и горизонтальных договорных связей «субъект РФ - субъект РФ» по двухуровневой схеме координации межрегиональных товаропотоков страны. При распределении функций и соответствующих этим функциям ресурсов по уровням управления необходимо исходить из главного критерия: жизненно важные задачи для каждого субъекта РФ должны решаться максимально удобно для него, но с наименьшими трансакционными издержками межрегионального товарообмена для всех хозяйствующих субъектов страны [7]. Все остальные задачи, включая и распределение доходных источников между уровнями власти, должны быть производны от него. В мировой практике этот принцип получил название «субсидиарность», т.е. децентрализация управления экономическими отношениями адекватно территориальным условиям и ресурсам развития. В любом случае именно признание за нижестоящими органами права и ответственности принимать решения своего
уровня и вытекающая отсюда передача нижестоящим уровням значительной части работы по отысканию приемлемых решений и их реализации составляют характерную особенность эффективных экономико-организационных структур управления. Схема информационных, финансовых и материальных потоков при межрегиональных экономических связях в двухуровневой иерархической модели государственного регулирования имеет вид, представленный на рис. 2.
Рис. 2 - Двухуровневая система регулирования межрегиональных товаропотоков
страны
Конституционными основами и административно-экономическими предпосылками реализации представленной системы государственного регулирования межрегиональных рынков страны является то, что в непосредственном ведении федерального центра находятся:
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь и т.д.
В отечественной и зарубежной экономической литературе обычно не делается различий между понятиями «общенациональный рынок» и «межрегиональный рынок». Однако правомерность теоретического выделения межрегиональных рынков в составе внутреннего рыночного пространства страны как самостоятельной экономической категории, подтверждается особенностями их функций в системе общественного воспроизводства экономических благ. Эти функции в определенной мере совпадают с функциями, присущими понятию товарных рынков вообще и оптовых рынков страны в частности, но в тоже время
обладают и своими специфическими чертами. Наличие таких отличительных свойств обусловлено социально-стратегической важностью товаров и услуг межрегионального обмена для каждого субъекта РФ и всей страны в целом.
Особенностью современной школы геомаркетинга является исследование межрегионального распределения спроса и предложения на макроуровне, так как межрегиональные рынки страны объединяют в единое целое внешнее и внутреннее экономическое пространство регионального воспроизводственного процесса [8]. Межрегиональное пространство является социально-экономической базой для формирования инфраструктуры национальной экономики страны. Рыночное пространство наполняется конкретным содержанием через реализацию экономических интересов субъектов региональной экономики, которые обусловливают существование межрегиональных потоковых процессов. Таким образом, как на уровне федерального управления экономикой страны в целом, так и на уровне управления отдельными субъектами РФ возникают в определенном смысле проблемы оптимизации материальных и финансовых потоков между конкретными хозяйствующими субъектами с целью повышения эффективности всего народного хозяйства страны.
С позиций целесообразности общегосударственного регулирования межрегиональных товаропотоков между субъектами РФ, а также эффективной кооперации и специализации реального сектора национальной экономики РФ товары и услуги как объекты коммерческой деятельности на межрегиональных рынках страны можно подразделить на три категории:
- товары и услуги стратегического назначения, которые необходимо координировать на уровне федерального центра, так как они обеспечивают международную торговлю и экономическую (следовательно, и национальную) безопасность всей Российской Федерации;
- товары и услуги, которые технологически рационально производить в рамках кооперационных связей субъектов РФ с последующим межрегиональным товарообменом внутри страны;
- товары и услуги, которые целесообразно самостоятельно производить и потреблять в пределах собственных или близлежащих территорий.
Очевидно, что предметом непосредственного анализа и контроля федерального центра должен быть межрегиональный рынок, т. е. товарообмен между субъектами РФ объектами первой и второй категории на основе отраслевых и логистических принципов анализа «сквозных» межрегиональных товаропотоков страны. Для органов государственной власти субъектов федерации требуется учет товаров и услуг второй и третьей категории на основе показателей и методов региональной экономики [9], т.е. на уровне региональных товарных рынков, субъекты которых непосредственно осуществляют внутрирегиональную и межрегиональную деятельность. В таких условиях потребуется более широкое использование пространственных макроэкономических индикаторов, введения специальных регистров межрегиональной статистики и системы региональных счетов по каждому субъекту РФ и т.п.
Относительно информационно-аналитической базы регулирования межрегиональных экономических связей следует добавить, что в настоящее время сплошной государственный статистический учет ведется по крупным и средним структурообразующим предприятиям различных регионов, а по малым - только оценочный и выборочный. При этом необходимо учитывать возможность и совместимость межрегиональной номенклатуры товаров и услуг с действующей в нашей стране системой бухгалтерского учета и статистической отчетности хозяйствующих субъектов. В укрупненный перечень продукции [10], рекомендуемый Федеральной службой государственной статистики РФ для анализа состоя-
ния и прогнозирования развития товарных рынков, входит 177 наименований, распределенных между 10 отраслевыми рынками, топливно-энергетических ресурсов, продукции черной металлургии и т.д. В соответствии с этим перечнем в каждом субъекте РФ ежегодно разрабатываются статистические формы по вывозу в другие регионы и по поставкам на собственную территорию товаров потребительского и производственно-технического назначения [11].
В заключение следует отметить, что межрегиональный рынок - понятие емкое, системное. Оно включает в себя локализованное геомаркетинговым пространством страны множество региональных экономик субъектов РФ, различающихся по отраслевым, конкурентным, ценовым и другим характерным признакам. Региональные рынки, взаимодействуя между собой и с субъектами национального и международного рынков, обеспечивают более эффективный процесс воспроизводства не только в своем субъекте РФ, но и по всей стране. Межрегиональная специализация и кооперация экономических структур субъектов РФ ведет к формированию определенной системы территориального распределения спроса и предложения в масштабе всего государства. Это оказывает значительное влияние на формирование межрегиональной конкурентной среды и территориального разделения труда, так как каждый субъект РФ заинтересован предложить на межрегиональный (общенациональный) рынок страны те виды товаров и услуг, для производства которых он имеет наибольшие сравнительные преимущества и условия эффективного использования факторов производства.
Таким образом, рациональное регулирование межрегиональных рынков страны в составе единого экономического пространства РФ обусловливается их монополистической или олигополистической структурой и должно обеспечить общенациональное перераспределение всех видов ресурсов наиболее эффективным способом в интересах ускорения экономического роста в регионах и национальной безопасности всей страны в целом.
Литература
1. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин - М.: Экономистъ, 2005
2. Новоселов, А.С. Теория региональных рынков: учебник / А.С. Новоселов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
3. Kotler, Ph. Principles of Marketing / Ph. Kotler, G. Armstrong. - Englewood, 1991.
4. Латыпов, Р.А. Информационные системы регионального и межрегионального товародвижения / Р. А. Латыпов// Маркетинг. - 2001. - № 5 (60).
5. Ковалев, А.И. Процесс сегментирования рынка товаров производственно-технического назначения/ А.И. Ковалев //Маркетинг. - 2007. - №2 (93).
6. Williamson, O.E. Markets and Hierarchies. Analysis and Antitrust Implications / O.E. Williamson - N.Y.: Free Press, 1975.
7. Wallis, John J. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870 -1970, in Stanley Engermann and Robert Gallman (eds.), Long-term factors in American Economic Growth / John J. Wallis, Douglass C. North - Chicago: University of Chicago Press, 1986.
8. Hallsworth, A. The New Geography of Consumer Spending / A. Hallsworth - London, 1992.
9. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
10. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию товарных рынков. - М.: Изд. дом «Новый Век», 2001.
11. Продажа и покупка продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан: статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2006.
© Р. А. Латыпов - канд. техн. наук, доц. каф. коммерческой деятельности Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.