Р. А. Латыпов
КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ СТРАНЫ
Ключевые слова: анализ, рынок, экономика.
Рассматривается концепция конъюнктурного анализа межрегионального рынка страны как пространственной макроэкономической структуры национального рынка. Межрегиональный рынок территориально большой страны представляет собой систему торгово-экономических связей между экономическими агентами, расположенными в разных регионах государства. Автор обсуждает различные модели и методы анализа и прогнозирования межрегиональных экономических связей страны.
Анализ конъюнктуры рынка, как известно, предполагает исследование факторов и условий, определяющих не только «точечные» характеристики складывающейся на данный момент времени рыночной ситуации, но и пространственное распределение спроса и предложения, динамику цен, доходов и расходов субъектов рынка, а также торговоэкономические связи и степень конкуренции между ними. В соответствии с этим, конъюнктурный анализ межрегиональных рынков связан с исследованием экономического состояния, тенденций и перспектив развития производства, сферы обращения и потребления в различных регионах страны, а также складывающихся на определенный период межрегиональных товаропотоков.
Базой анализа межрегиональных рынков служат данные о конъюнктурной обстановке, получаемые от разветвленной сети торговых корреспондентов, официальная информация региональных органов управления и статистики, данные экспертных опросов, конъюнктурные справки руководителей и специалистов, данные выставок и ярмарок, внутрифирменной отчетности, показатели уровня цен и биржевых котировок. Изучение конъюнктуры межрегиональных рынков требует рассмотрения показателей, которые должны дать количественную характеристику качественным изменениям в экономике каждого субъекта РФ и в отдельных отраслях народного хозяйства России. В целях конъюнктурного анализа межрегиональных рынков используются также экономикоматематические методы: статистические индексы, оценки ритмичности, показатели динамических рядов распределения, методы корреляционно-регрессионного анализа, эконометрические модели и др.
Систематизация показателей государственной статистики для целей конъюнктурного анализа и прогнозирования развития межрегиональных рынков страны определяется принципами нейтральности и дихотомии экономики, согласно которым национальная экономика страны или ее региона может быть представлена в виде обособленных друг от друга секторов - реального и финансового1. Реальный сектор включает производство товаров и услуг, а также доходы, связанные с производственной деятельностью. Финансовый (денежный) сектор - это сфера экономики, связанная с денежными и финансовыми сделками, номинальными величинами. Непосредственное пояснение этого можно найти в работе М.
1 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.:
Юрайт-Издат, 2003. - 650 с.
Бурды и Ч. Виплоша, в которой сказано, что «... в длительном периоде экономика дихото-мизирована, и ее реальный и номинальный сектора перестают влиять друг на друга. ... В коротком периоде ВВП может колебаться вокруг своей трендовой траектории, и такие колебания сопровождаются движениями в том же направлении темпов инфляции вокруг своего базового значения» 2.
Конъюнктурный анализ межрегиональных рынков характеризуется наличием качественных и количественных альтернативных оценок, косвенных расчетов, использованием различных видов информации, оперативных и краткосрочных прогнозов. В интересах конъюнктурного анализа может быть организован специальный экономический мониторинг на коммерческой основе. На этой основе требуется оценка соотношения предложения и спроса в разных регионах РФ за определенный отрезок времени, изучение тенденций и колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов и оборачиваемости товаров, интенсивности деловой активности, оценка устойчивости развития межрегиональных рынков. Таким образом, необходимо изучить ситуацию, складывающуюся на межрегиональных рынках под влиянием комплекса социально-экономических, институциональных, природно-климатических и социально-политических факторов.
Изучение условий и факторов, влияющих на межрегиональную и внешнеэкономическую деятельность ведущих хозяйствующих субъектов региональной экономики, позволяет выявить их место и роль не только в межрегиональной торговле страны, но и оценить конкурентоспособность субъектов РФ, экономический потенциал каждого региона и перспективы его развития. Поэтому анализ и прогноз конъюнктуры межрегиональных рынков страны должен начинаться с изучения конъюнктуры общенационального рынка Российской Федерации.
Общей характеристикой конъюнктуры межрегиональных рынков служит степень сбалансированности спроса и предложения, которая проявляется в поведении цен, динамике продажи отдельных видов продукции потребительского и производственнотехнического назначения, времени оборачиваемости товаров и т.д. Такая общая оценка позволяет диагностировать благоприятный или неблагоприятный тип конъюнктуры межрегионального рынка. При благоприятной конъюнктуре складываются условия, облегчающие межрегиональный сбыт и продажу товаров, обеспечивающие рост прибыли хозяйствующих субъектов, достигается сбалансированность спроса с предложением, цены удерживаются на стабильном уровне, отмечается рост деловой активности в регионах. Неблагоприятной конъюнктурой межрегиональных рынков страны считается ситуация, характеризующаяся отставанием спроса от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, затруднениям в сбыте товаров, спаду деловой активности в отдельных субъектах РФ.
Основной элемент анализа любого рынка — оценка его емкости, изучение экономических интересов и позиций продавцов, получение и анализ информации о намерениях покупателей. Расширение объема продаж ограничивается емкостью и границами отдельных сегментов межрегиональных рынков. Она определяется тем количеством продукции, которое может быть реализовано на данной территории в течение определенного периода времени. Поэтому, если при известной емкости какого-либо товарного рынка продавцы направят на рынок значительно больший объем продукции, то это приведет к снижению цен и росту товарных запасов. Основная сложность состоит в том, что емкость межрегио-
2 Бурда, М. Макроэкономика: Европейский текст: учебник. 2-е изд./М. Бурда, Ч. Виплош. - СПб.: Судостроение, 1998. - 544 с.
нального рынка не является постоянной величиной. При ухудшении конъюнктуры она уменьшается, а при оживлении — увеличивается. Таким образом, основной принцип, обеспечивающий эффективность межрегиональных рынков страны - реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов из разных регионов РФ, направляемых межрегиональной конкуренцией и контролируемых антимонопольными органами федерального и регионального уровня.
Существуют различные подходы к определению географических границ рынков отдельных товаров и услуг, которые включают часть территории страны, на которой продавцы предлагают, а покупатели целевого сегмента рынка приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар. Территория распространения межрегионального рынка отдельных товаров определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных регионах страны. Рыночная зона, в которой могут эффективно действовать продавцы, определяется издержками, связанными с выполнением требований государственного регулирования в данной отрасли, например, необходимостью лицензионных платежей или специальных налогов. Границы рынка для поставщиков товаров оканчиваются там, где цена, построенная подобным образом, оказывается столь высокой, что делает данных поставщиков неконкурентоспособными. Аналогичным образом определяется зона, в рамках которой покупатели могут рационально приобретать товары, т. е. не ехать за ними так далеко, что покупка и доставка данного товара теряет экономический смысл. При этом зоны действия продавца и покупателя, как правило, совпадают. Общепризнанная процедура установления географических границ рынка определяет его как «территорию, на которой продавец конкурирует, а покупатель может реально обратиться за товаром»3.
Степень развития межрегиональной конкуренции может быть оценена только на основе системы объективных качественных и количественных критериев и показателей предложения на рынке, учитывающего данные о производстве в разных субъектах РФ, внешнеэкономической деятельности отечественных и иностранных поставщиков в разрезе товарных групп и доли на рынке конкретных поставщиков. Анализ конкурентной среды межрегиональных рынков следует вести с учетом изменений, происходящих в структуре общенационального рынка, оценки роли и значения ведущих фирм, определяющих ситуацию в целом Согласно экономической теории, острота конкуренции прямо пропорциональна числу фирм на соответствующем сегменте рынка при равенстве других параметров таких, как высота барьеров входа, степень неравенства положения фирм и т. п. Самый распространенный количественный критерий, который отражает положение фирмы на рынке, — это индекс концентрации рынка, определяемый как доля от общего объема продаж товаров (мощностей, численности занятых, добавленной стоимости, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка.
Структурная перестройка экономики субъектов РФ также вносит коррективы в показатели концентрации и специализации производства на межрегиональных рынках. В западной экономической литературе используется более конкретный показатель, как доля совокупных продаж отрасли, приходящихся на четыре, восемь и т.д. лидирующих фирм. Этот показатель целесообразно использовать также при учете межрегиональных товаропотоков.
3 Новоселов, А.С. Теория региональных рынков / А. С. Новоселов. - Р.н/Д.: Феликс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.
При оценке конкурентной среды межрегиональных рынков степень концентрации производства и реализации продукции не является единственно определяющей. В условиях развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ все большую роль приобретают экспортно-импортные операции отечественных и иностранных компаний. Степень воздействия на конкурентную среду отечественных экспортеров зависит от соотношения объема экспорта продукции и объема продукции, поставляемой на российские межрегиональные рынки. Расширение доли экспортных операций таких предприятий может приводить к ослаблению их монопольного или доминирующего положения на рынке.
Важным показателем конъюнктурного анализа конкурентной среды на межрегиональных рынках является количество хозяйствующих субъектов — производителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) товаров. Следует учитывать, что интересы продавцов и покупателей на межрегиональном рынке противоположны. Поэтому если в период снижения цен производители начинают расширять продажи, то покупатели, наоборот, сокращают закупки, ожидая, пока цены понизятся еще больше. При наметившейся тенденции к длительному повышению цен, когда покупатели готовы расширить свои закупки, продавцы придерживают товары, чтобы продать позже по более высоким ценам.
Отличительной особенностью современной российской экономики является замкнутость многих региональных рынков, которую усугубляют неразвитость рыночной инфраструктуры, в том числе действия региональных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз и вывоз продукций из данного субъекта РФ, отсутствие межрегиональных информационно-маркетинговых систем, а также высокие транспортные тарифы, что способствует углублению регионального монополизма.
Для современных межрегиональных рынков Российской Федерации характерны следующие типы структур:
монополистическая структура рынка отдельных товаров. На рынках продовольственных товаров региональными монополистами являются предприятия пищевой, мясомолочной промышленности; потребительские рынки отдаленных сельских районов характеризуются региональным монополизмом предприятий торговли и бытового обслуживания, на рынках коммунальных услуг действуют региональные монополии сфере ЖКХ и др.;
- олигополистическая структура— функционирование на региональном рынке нескольких крупных предприятии, занимающих доминирующее положение;
- деконцентрированная структура региональных рынков многих потребительских товаров, на которых представлено большое количество поставщиков как отечественных, так и импортных товаров.
В современных условиях сырьевой ориентации России и спада промышленного производства индексы концентрации завышают влияние отечественных монополий, поскольку не учитывают наличие иностранных конкурентов. Кроме того, допущение о том, что все рынки функционируют на общенациональном, межрегиональном рынке, приводит к ошибке иного рода. Для ряда товаров, особенно крупногабаритных, малоценных с экономической точки зрения, которые невыгодно транспортировать далеко от мест производства, определение границ целесообразно на локальном уровне. Такие товарные рынки редко оказываются больше конкретной зоны их производства или выпуска, т.е. наблюдаются почти монопольные условия на многих региональных рынках, а также олигополия почти во всех регионах.
Наряду с количественными характеристиками межрегиональной конкуренции, такими как показатели рыночной концентрации, число и доли хозяйствующих субъектов на рынке, требуются и качественные параметры каждого регионального рынка субъекта РФ и
в первую очередь барьеров входа или выхода на межрегиональные рынки новых хозяйствующих субъектов и предприятий других регионов.
Барьеры входа на межрегиональный рынок могут носить структурный характер, обусловленный особенностями конкретного субъекта РФ (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке, включая антиконкурентные действия и соглашения. Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных и трансакционных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса, а также бюрократические препоны, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики (лицензирование, налогообложение, регулирование цен, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам и др.).
Барьеры выхода, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным хозяйствующим субъектом деятельности на межрегиональном рынке без серьезных экономических потерь, связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др. В результате их анализа могут быть выявлены наиболее существенные барьеры межрегиональных рынков и предложены пути их устранения или снижения на общероссийском уровне.
Таким образом, для конъюнктурного анализа и прогнозирования конкурентной среды межрегиональных рынков страны должны быть исследованы следующие экономические условия и показатели:
- общее количество и возможности производителей определенной продукции, которое должно быть настолько большим, насколько позволяет эффект масштаба;
- барьеры и искусственные препятствия мобильности ресурсов и входу на межрегиональный рынок страны новых фирм;
- наличие или отсутствие принудительной тактики поведения и ценовой дискриминации субъектов на рынке;
- система ценообразования, стимулирующая рациональный выбор и направляющая рынок на достижение равновесия и сдерживающие нестабильность;
- достоверная информация о продвижении товаров на рынок, не вводящая в заблуждение покупателей;
- степень использования имеющихся возможностей для внедрения инновационных или технически более совершенных продуктов и производств.
Системный анализ экономического и социального развития регионов страны предусматривает рассмотрение каждого субъекта РФ с двух позиций. С одной стороны - теоретическая макроэкономическая характеристика, основной задачей которой является определение места, роли и функций региона в системе единого общероссийского рынка с учетом формирования и реализации территориальных интересов. С другой, — более конкретная оценка каждого субъекта РФ, с выделением критериев и показателей, отражающих экономические, социальные, исторические, этнонациональные, демографические, природно-ресурсные и экологические особенности региона. При этом роль и значение потребительского, инвестиционного, трудового, финансового и других региональных рынков должны определяться экономической структурой и состоянием хозяйства каждого субъекта РФ, его специализацией. Поэтому при конъюнктурном анализе и прогнозировании меж-
региональных связей необходимо исследовать следующие характеристики экономики всех субъектов РФ:
- возможность участия в межрегиональной экономической интеграции и внешнеторговой деятельности;
- способность удовлетворять внутрирегиональные потребности населения в товарах и услугах ограниченной мобильности;
- наличие финансово-кредитных ресурсов, достаточных для осуществления инвестиционной политики и поддержания соответствующего уровня жизни;
- потребность в привлечении отечественного и иностранного капитала для модернизации производственных фондов и эффективного использования природно-сырьевых ресурсов.
В связи с тем, что региональные системы характеризуются различными условиями функционирования, это вызывает необходимость в дифференцированном подходе при анализе состояния, выявлении диспропорций и разработке рекомендаций, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и обеспечение эффективного функционирования. Тип экономики конкретного субъекта РФ и его особенности предопределяют возможные направления развития межрегиональных связей хозяйствующих субъектов данного региона. При этом важно учитывать не только возможности межрегионального взаимодополнения отдельных субъектов РФ, но и влияние соответствующих территориально-производственных систем на развитие межрегиональных и международных экономических связей страны.
Исходные показатели фиксируют состояние межрегиональных рынков в определенный момент времени. Однако всей системе межрегиональных рынков присущи динамичные процессы обмена товарами, услугами, информацией между различными субъектами, поэтому в отдельную группу должны быть выделены факторы, влияющие как на спрос, так и на предложение на товарных рынках различного типа, а также интенсивность обмена между ними. Товарная специализация региона оценивается долей объемов реализации на каждом рынке и рентабельностью реализации на нем товаров и услуг. Для более точного определения эффективности межрегиональных и внешнеэкономических связей субъектов РФ с наибольшей прибыльностью реализации можно использовать коэффициент эффективности межрегиональных рынков отдельных товаров, показывающий совокупную сравнительную рентабельность соответствующих товаропотоков. Учет коэффициента межрегиональной товарности позволяет определять отношение вывоза (ввоза) из данного субъекта РФ определенной продукции к ее региональному производству.
Изучение межрегиональных товаропотоков, их направлений, объемов и динамики позволяет выработать рациональную региональную экономическую политику, направленную на стимулирование более полного использования собственного производственного потенциала, эффективный межрегиональный товарообмен, повышение степени удовлетворения товарных потребностей в соответствии с платежеспособным спросом. Расчеты должны проводиться по основным товарным рынкам: международному, межрегиональному и внутрирегиональному.
При конъюнктурном анализе и прогнозировании общенациональных, межрегиональных и региональных рынков, формирование которых происходит под воздействием большого числа быстро меняющихся по интенсивности и направлению действия факторов, должны быть учтены условия, которые не были характерными для предшествующего периода, но могут проявиться в перспективе. В тоже время необходимо исключить влияние
нетипичных факторов временного и случайного характера, которые имели место в прошлом, но уже не свойственны для данного этапа развития субъектов РФ.
Поскольку основой всех изменений в сфере обращения являются изменения, происходящие в сфере производства, показатели территориально-географического распределения промышленного производства имеют первостепенное значение для анализа конъюнктуры межрегиональных рынков страны. Группа показателей промышленного производства в субъектах РФ включает: индексы промышленного производства; данные о производстве в абсолютных единицах измерения; капиталовложениях в промышленность; данные о занятости, ставках и фонде заработной платы.
В итоге конъюнктурного анализа межрегиональных рынков страны должна быть составлены общегосударственные картосхемы, отражающие территориальное распределение многономенклатурных товаропотоков с помесячной или поквартальной разбивкой их объемов, а также таблицы межрегиональных (межсубъектных) торговых балансов, аналогичных используемым в СНС таблицам межотраслевых балансов (МОБ). Эти картосхемы и балансовые таблицы объективно отражают количественные и качественные характеристики реальных межрегиональных торгово-экономических связей между конкретными субъектами РФ. Кроме того, метод двойного учета по приходу в одном субъекте РФ и расходу в другом снижает искажения валовых региональных продуктов и повышает прозрачность финансово-экономических потоков страны.
Основным результатом конъюнктурного анализа межрегиональных рынков должны быть эконометрические модели, известные под названием «экономических барометров», позволяющие рассчитывать и прогнозировать важнейшие показатели социальноэкономического развития каждого субъекта РФ и всей страны в целом на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Аналогичные эконометрические модели на основе регрессионных уравнений разработаны в Самарском государственном экономическом университете и апробированы на реальных статистических данных для построения прогнозов развития и многовариантных (сценарных) расчетов экономики отдельного региона страны по основным количественным параметрам, наблюдаемым в квартальном разрезе4. Адаптированные соответствующим образом модели всех субъектов РФ могут быть использованы как элементы комплексной эконометрической модели межрегиональных торгово-экономических связей страны, для которых экзогенными параметрами служат описанные выше показатели общероссийской конъюнктуры.
Определение альтернативных вариантов развития экономики каждого субъекта РФ в предстоящем периоде является важнейшей задачей прогноза межрегиональных финансово-экономических потоков, который должен разрабатываться по крайней мере в двух вариантах, характеризующих пределы изменения внутренних и внешних условия экономического развития регионов. Оба варианта должны базироваться на единой концепции социально-экономической политики РФ, общих целях и приоритетах, а также прогнозируемых механизмах и способах их реализации. Различия в количественных параметрах этих вариантов определяются оценками степени реализации мероприятий Правительства РФ, вероятных воздействий внешних тенденций и факторов экономического развития страны.
При этом оценка вариантов развития экономики каждого субъекта РФ должна осуществляться на основе итеративных расчетов эндогенных параметров модели, с учетом
4 Зарова, Е.В. Эконометрическое моделирование и прогнозирование развития региона в краткосрочном периоде / Е.В. Зарова, Г.Р. Хасаев. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. - 149 с.
динамики межрегиональной и мировой конъюнктуры, курса рубля, потребительских предпочтений населения, результатов внешнеэкономической деятельности, финансовых результатов производства, доходов и расходов бюджетов всех уровней и т.д. Следует также подчеркнуть, что анализ и прогнозирование межрегиональных экономических связей и порождаемых ими товаропотоков нужно во все большей мере сочетать с направляющим государственным регулированием. В данном отношении может быть полезен исторический опыт планирования, который, как показал советский период и подтверждает современная практика развитых стран, может осуществляться и быть действенным в форме индикативного планирования, нацеленного на достижение народным хозяйством РФ общегосударственных стратегических приоритетов. Вместе с тем при реализации целевого принципа регионального прогнозирования особое значение должно иметь отчетливое видение внутренних и внешних угроз национальной безопасности в области экономики, а также комплексная проработка возможностей и путей их своевременного предотвращения.
© Р. А. Латыпов - канд. техн. наук, доц. каф. коммерческой деятельности Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.