Научная статья на тему 'О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества'

О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2067
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / REGION / REGIONAL COOPERATION / PROSPECTS / REGULATION MECHANISM / FORECASTING / INPUT-OUTPUT BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна, Лукин Евгений Владимирович

В статье рассматриваются вопросы развития межрегионального экономического сотрудничества регионов. В качестве основной гипотезы обоснован тезис о том, что укрепление межрегиональных связей является важным фактором развития экономики региона. Этот тезис подтвержден анализом и обобщением ряда научных теорий. На материалах промышленно развитого региона России (Вологодской области) апробирован разработанный авторами методический инструментарий активизации межрегионального взаимодействия в качестве фактора развития экономики индустриального региона. Общая логика использования данного инструментария подразумевает осуществление трех основных взаимосвязанных этапов: информационно-аналитического, целевого и реализационного. Информационно-аналитический этап предполагает сбор, систематизацию и анализ материалов, составляющих необходимую информационную базу. На целевом этапе определяются возможные варианты решения проблем, касающихся межрегионального сотрудничества области, формируются целевые ориентиры и задачи (с учетом общенациональных целей и региональных задач промышленного развития), выделяются приоритетные направления деятельности в данной сфере и просчитываются возможные последствия их реализации. На формирование ее механизма направлен реализационный этап, включающий конкретный набор применяемых инструментов, которые выбираются в соответствии с существующими условиями и возможностями государственного управления. В статье предложен методический подход к прогнозированию развития региональной промышленности с учетом изменений в экономике страны в связи с планируемым проведением модернизации и реализацией крупных инвестиционных проектов, а также последующего возможного роста объемов межрегиональных поставок из региона промышленной продукции. Подход основан на принципах теории общего экономического равновесия, балансовом методе «затраты-выпуск» и методологии системы национальных счетов. Предлагаемый авторами инструментарий может использоваться региональными органами власти при разработке стратегий социально-экономического развития, оценке направления и степени влияния межрегионального сотрудничества на развитие территории. В статье сформулированы перспективные цели, задачи и направления укрепления межрегионального сотрудничества региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Prospects for Development of the Region on the Basis of Interregional Cooperation

The paper considers issues related to the development of interregional economic cooperation. The primary hypothesis is the thesis that the strengthening of interregional relations is an important factor in regional economic development. This thesis is confirmed by analysis and generalization of several scientific theories. Using an industrialized region of Russia (Vologda Oblast) as a case study, the authors test their own methodological tools of activization of interregional cooperation as a factor in the development of economy in an industrialized region. The general logic of using this tool involves three main interrelated steps: informational-analytic, target and implementation. The information-analytical step involves collection, systematization and analysis of the materials that constitute the necessary information base. The target step defines possible solutions to the problems related to interregional cooperation of the Vologda Oblast, forms the targets and objectives (taking into account national goals and regional tasks of industrial development), highlights the priorities of work in this area and calculates possible consequences of their implementation. The mechanism for this activity is formed at the implementation phase, which includes a specific set of tools that are selected in accordance with the current conditions and opportunities of the government. The paper puts forward a methodological approach to forecasting the development of regional industry taking into account changes in the economy in connection with the planned modernization and implementation of major investment projects and the possible subsequent growth of regional supplies of industrial products. The approach is based on the principles of the theory of general economic equilibrium, “input-output” balance method and methodology of the system of national accounts. The tools proposed by the authors can be used by regional authorities in developing strategies for economic and social development, assessing the direction and degree of influence of interregional cooperation on the development of the territory. The paper outlines the goals, objectives and directions of development of interregional relations.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Б01: 10.15838^/2016.3.45.3 УДК 332.14, ББК 65.046.2

© Ускова Т.В., Лукин Е.В.

О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества*

Тамара Витальевна УСКОВА

Институт социально-экономического развития территорий РАН

160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а

tvu@vscc.ac.ru

Евгений Владимирович ЛУКИН

Институт социально-экономического развития территорий РАН 160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а lukin_ev@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития межрегионального экономического сотрудничества регионов. В качестве основной гипотезы обоснован тезис о том, что укрепление межрегиональных связей является важным фактором развития экономики региона. Этот тезис подтвержден анализом и обобщением ряда научных теорий. На материалах промышленно развитого региона России (Вологодской области) апробирован разработанный авторами методический инструментарий активизации межрегионального взаимодействия в качестве фактора развития экономики индустриального региона. Общая логика использования данного инструментария подразумевает осуществление трех основных взаимосвязанных этапов: информационно-аналитического, целевого и реализационного. Информационно-аналитический этап предполагает сбор, систематизацию и анализ материалов, составляющих необходимую информационную базу.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00136 «Анализ и прогнозирование развития региональной социально-экономической системы на основе применения межотраслевых балансов».

На целевом этапе определяются возможные варианты решения проблем, касающихся межрегионального сотрудничества области, формируются целевые ориентиры и задачи (с учетом общенациональных целей и региональных задач промышленного развития), выделяются приоритетные направления деятельности в данной сфере и просчитываются возможные последствия их реализации. На формирование ее механизма направлен реализационный этап, включающий конкретный набор применяемых инструментов, которые выбираются в соответствии с существующими условиями и возможностями государственного управления. В статье предложен методический подход к прогнозированию развития региональной промышленности с учетом изменений в экономике страны в связи с планируемым проведением модернизации и реализацией крупных инвестиционных проектов, а также последующего возможного роста объемов межрегиональных поставок из региона промышленной продукции. Подход основан на принципах теории общего экономического равновесия, балансовом методе «затраты-выпуск» и методологии системы национальных счетов. Предлагаемый авторами инструментарий может использоваться региональными органами власти при разработке стратегий социально-экономического развития, оценке направления и степени влияния межрегионального сотрудничества на развитие территории. В статье сформулированы перспективные цели, задачи и направления укрепления межрегионального сотрудничества региона.

Ключевые слова: регион, межрегиональное сотрудничество, перспективы, механизм регулирования, прогнозирование, межотраслевой баланс.

Решение актуальнейшей задачи развития региональной социально-экономической системы обусловливает необходимость поиска источников ее роста. Одним из таких источников выступает межрегиональная интеграция на основе стимулирования развития и укрепления экономического взаимодействия субъектов Федерации. Межрегиональное экономическое взаимодействие обеспечивает потребительский рынок товарами, которые не выпускаются на территории региона, а местных производителей — устойчивыми поставками сырья и комплектующих материалов; способствует стимулированию развития внутреннего рынка товаров и увеличению внутреннего спроса на продукцию, диверсификации экономики, устранению территориальных барьеров, затрудняющих перемещение производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.

Вместе с тем в процессе реформирования российской экономики межрегиональ-

ные связи, существовавшие внутри страны, а также между бывшими республиками СССР, были практически полностью разрушены. Это и значительное снижение экономической активности, свертывание производств привели в середине 1990-х годов к глубокому спаду экономики регионов и страны в целом, следствием которого стало резкое ухудшение благосостояния населения [4].

Ошибочность проводимой политики, необходимость усиления регулирующей роли государства, в том числе в развитии межрегионального взаимодействия, признается большинством ученых-экономистов и политиков. Между тем региональные органы государственной власти не уделяют этим вопросам должного внимания и недостаточно эффективно используют механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты, формирующие межрегиональные потоки товаров и услуг. Отсутствует оценка влияния сотрудничества регионов

на их экономику. Региональные законы, направленные на его развитие, не предусматривают конкретных методов и рычагов его стимулирования. Разрабатываемые в регионах целевые программы, ориентированные, как правило, на отдельные направления или сферы деятельности, зачастую имеют формальный характер, недостаточно финансируются, а выполнение мероприятий слабо контролируется [10]. К тому же составляемые прогнозы социально-экономического развития и развития промышленности не учитывают должным образом укрепление межрегиональных связей.

В свете этого актуальной задачей является разработка методов их активизации как одного из действенных факторов экономического развития региона. Воспроизводственный подход к управлению экономикой доказывает, что для производства необходимы экономические ресурсы, не только имеющиеся у региона, но и завезенные из других регионов, а также присутствие спроса в других территориях на выпускаемую в нем продукцию [23]. Это обусловливает зависимость регионов от межрегиональной экономической интеграции и делает экономическое сотрудничество между ними существенным фактором развития их промышленности. Важность межрегионального сотрудничества подтверждается рядом научных теорий.

Основы теории межрегионального взаимодействия были заложены еще в XVIII веке в теории абсолютных и относительных преимуществ (А. Смит, Д. Рикардо), суть которой заключается в том, что одни страны (регионы) могут производить товары более эффективно и по более низкой цене, чем другие, и на этой основе имеют абсолютные преимущества, реализуемые через торговлю [18].

Значительный вклад в формирование теории межрегионального взаимодействия внесли классические теории размещения: теория локализации И.Г. Тюнена, теория центральных мест В. Кристаллера, теории промышленного штандорта В. Ла-унхардта и А. Вебера. В их рамках ключевое внимание уделялось географическим (расстояние) и экономическим (размеры и структура затрат) факторам эффективности размещения и функционирования экономического объекта (предприятие, город, район). Штандортные теории получили свое продолжение в концепции интеграции территорий как инструмента повышения конкурентоспособности стран (регионов) в условиях конкуренции за пространство и ресурсы; в частности, этим аргументировалась необходимость интеграционного объединения стран Европы (концепция Срединной Европы Ф. Науманна [5]). Кроме того, эти теории стали основой для формирования большинства современных пространственных теорий развития [34], которые начали развиваться быстрыми темпами с 1930-х гг. и были основаны в отличие от классических теорий размещения на принципе общего, а не частичного равновесия.

Разработанная А. Лешем теория пространственного экономического равновесия представляет собой модель территориальной самоорганизации общества и его экономической жизни. Он создал концепцию экономического ландшафта, определяющим фактором которого являются сбытовые зоны, образующие сеть экономических районов, при этом главная роль отводится максимизации прибыли, а не снижению издержек (сырьевых и транспортных) [1].

Как показывают экономико-географические теории (представленные в основном советскими учеными — Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, М.К. Бандманом и др.), укрепление межрегионального экономического взаимодействия выступает фактором конкурентоспособности региона за счет усиления технологической специализации, кооперирования и агломерационного эффекта [17].

В целом наиболее значимыми положениями теории межрегионального взаимодействия явились следующие:

1. Основу богатства населения различных территорий составляют разделение труда и последующий обмен его результатами.

2. Источниками специализации экономики территории выступают пространственный рост, неравномерность в размещении ресурсов, растущая конкуренция.

3. Существует прямая зависимость между эффективностью размещения факторов производства (территориально-отраслевая организация хозяйства) и производительностью.

В середине ХХ века экономисты стали по-новому формулировать причины, которые определяют направление и структуру торговых потоков между странами и регионами. Так, шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин дополнили теорию сравнительных преимуществ, предложив теорему «выравнивания цен на факторы производства». Ее суть состоит в том, что каждая страна (регион) специализируется на производстве тех товаров, для которых отношение факторов производства, которые она имеет, является наиболее благоприятным. Другими словами, страна (регион) экспортирует те товары, для производства которых общая стоимость всех затрат ниже, чем в других странах (регионах), а продажа дает прибыль.

В 1948 г. П. Самуэльсон и В. Столпер представили свою теорему, являвшуюся улучшенным доказательством теоремы Хекшера—Олина: в случае однородных факторов производства, совершенной конкуренции, идентичности технологии и полной мобильности обмен товаров выравнивает цену факторов производства между странами (регионами). В концепциях торговли, основанных на трудах Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не только как взаимовыгодный обмен, но и как инструмент сокращения разрывов в развитии между территориями.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась резким ростом мировой торговли и увеличением конкуренции между странами и регионами. В результате стали появляться теории конкурентных преимуществ отдельных территорий. В частности, М. Портер выявил закономерности в конкуренции территорий: чем более развита конкуренция на внутреннем рынке, тем больше вероятность успеха страны (региона) на международных рынках (и наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке может привести к потере конкурентных преимуществ) [31].

Исследуя торговое взаимодействие территорий, П. Кругман отметил, что международная торговля все больше имеет природу межрегиональной торговли, потому что факторы производства и компетенции в принятии стратегических решений постепенно перемещаются на региональный уровень. Движущей силой торговли при конкуренции и подобии факторов производства является выигрыш, получаемый странами в результате дифференциации товарного предложения и экономии от масштаба; конкурентоспособность стран и регионов с дефицитом факторов производ-

ства определяется преимуществом использования специальных форм организации и концентрации производства [24; 27; 28].

Последний тезис был развит в теориях и концепциях развития кластеров. В них исследовались структуры и формы организации экономической деятельности в пространстве (вертикально и горизонтально интегрированные организации, кластеры, сети), факторы конкурентоспособности экономических агентов, способы их взаимодействия [33]. К представителям этих научных теорий относятся прежде всего М. Портер, М. Энрайт, Д. Хамфри, Э. Шмитц, М. Сторпер. Кластерная форма организации производства позволяет:

— увеличивать производительность труда и стимулировать инновационный процесс путем создания для этого благоприятных условий [31];

— эффективнее использовать преимущества близости (концентрации), создать благоприятные условия для проявления эффекта масштаба, снижения операционных издержек [14];

— оптимизировать цепочки добавления стоимости, что приводит к улучшению воспроизводственной структуры региональной экономики.

В трудах отечественных ученых также большое внимание уделяется вопросам развития межрегионального взаимодействия территорий. Во времена СССР исследования были направлены на решение проблемы рациональной территориальной организации хозяйства и поиск методов планирования и регулирования экономического развития. Наиболее известные отечественные ученые-регионалисты — В.С. Немчинов, А.Е. Пробст, Р.И. Шнипер, А.Г. Гранберг. Среди исследователей, посвятивших свои работы формированию и развитию межрегиональных экономических отношений, координированному функ-

ционированию регионов в крупных экономических районах (в т. ч. в федеральных округах) в современных российских условиях, следует выделить А.И. Татаркина [19-21], С.Ю. Глазьева [3], П.А. Минакира [11], О.А. Романову [15], Р.А. Латыпова [8], И.М. Рукину [16], К.В. Павлова [13].

Вместе с тем многие аспекты методологии формирования региональной политики в сфере межрегиональных связей и методов ее реализации еще не имеют достаточного научного обоснования. Среди них такие актуальные вопросы, как увязка регионального компонента с общенациональной политикой, определение приоритетов государственной поддержки, последовательность реализации программных мероприятий в регионах, координация их осуществления в отраслевом разрезе.

Общая логика активизации межрегионального экономического взаимодействия подразумевает осуществление трех основных взаимосвязанных этапов: информационно-аналитического, целевого и реализационного (табл. 1).

Информационно-аналитический этап предполагает сбор, систематизацию и анализ материалов, составляющих информационную базу для развития межрегионального сотрудничества и включающих данные, предоставленные органами статистики; данные соответствующих структурных подразделений органов власти; данные экспертных оценок, полученные путем проведения специальных опросов.

По нашему мнению, спектр вопросов, рассматриваемых на данном этапе, должен включать: оценку современного состояния, основных тенденций и закономерностей развития межрегиональных связей; анализ конъюнктуры промышленного рынка региона; выявление и систематизацию предпосылок, ограничений и проблем развития межрегиональных связей.

Таблица 1. Принципы развития межрегионального сотрудничества*

Принцип Суть принципа

Целенаправленность Формирование политики в сфере межрегионального сотрудничества должно опираться на систему стратегических и тактических целей промышленного развития региона

Комплексность Необходимость учета при разработке и реализации политики в сфере межрегионального сотрудничества совокупности экономических, социальных, экологических, политических и других факторов развития региона

Системность Определение целевых ориентиров и задач промышленного развития региона и механизмов его реализации должно осуществляться с учетом связей, характеризующих взаимозависимость его развития с другими регионами и страной в целом

Адаптивность Формирование политики в сфере межрегионального сотрудничества должно осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, задач, основных направлений и механизмов их реализации

Эффективность Необходимость доказательства того, что именно предлагаемый набор целей, задач, основных направлений, выбранных в качестве приоритетных, набор регулирующего инструментария реализации политики обеспечат достижение требуемого результата

Консенсус интересов Необходимость выявления и удовлетворения интересов всех субъектов хозяйствования и управления, вступающих в экономические отношения, при разработке и реализации политики в сфере межрегионального сотрудничества

* Составлено по [12].

Для диагностики состояния и тенденций развития межрегиональных связей региона на практике применяется большой набор различных методов и подходов: сравнение; приведение показателей в сопоставимый вид; применение относительных и средних величин [9]; группировка информации; методы факторного, корреляционного, многомерного сравнительного анализа [25; 26; 35]; методы экспертной диагностики [36] и др. Для анализа конъюнктуры промышленного рынка региона, с учетом возможностей региональной статистики, используются показатели, характеризующие направления, структуру и объемы предложения и спроса на продукцию внутрирегионального, межрегионального и внешних рынков [12].

На целевом этапе определяются возможные варианты решения проблем межрегиональных связей региона, формируются целевые ориентиры и задачи развития

межрегионального сотрудничества (с учетом общенациональных целей и региональных задач промышленного развития), выделяются приоритетные направления в этой сфере, просчитываются возможные последствия их реализации.

В качестве методической базы на данном этапе могут использоваться методы SWOT и PEST-анализа. Это позволит дать характеристику состояния и оценку влияния внешней среды на исследуемый объект с целью выработки методов и способов адаптации и реагирования на изменения во внешнем окружении, а также агрегировать результаты детальных обследований и обоснований в суждения, касающиеся преимуществ или недостатков исследуемого объекта.

Для аргументирования целей, задач и направлений развития межрегионального сотрудничества региона может использоваться и методический подход [2; 22], ос-

нованный на построении матриц перспектив развития межрегионального торгово-экономического сотрудничества региона на базе методологии портфельного анализа. Данный подход поможет проводить диагностику состояния межрегиональных связей, разрабатывать систему дифференцированных направлений их развития в разрезе групп регионов-потребителей и поставляемых товаров.

Чтобы определить потенциальные возможности наращивания межрегионального вывоза продукции промышленных предприятий региона, применяем следующий алгоритм действий [10]:

— анализируем структуру промышленного комплекса региона, выявляем ключевые производимые товары, исследуем возможности для увеличения объемов их производства;

— оцениваем принятые национальные, региональные и отраслевые стратегии и программы развития промышленности на предмет возможного участия в них предприятий региона (в качестве поставщиков продукции и объектов модернизации);

— определяем контрагентов для поставок (при этом следует учитывать географию их расположения, существующие и требующиеся контрагентам объемы поставок);

— оцениваем возможный рост объемов межрегионального вывоза по конкретным товарам и по отраслям в целом.

Полученные данные могут быть использованы для оценки последствий реализации политики в сфере межрегионального сотрудничества. Количественной характеристикой такой политики выступает изменение объемов промышленного производства региона с учетом межрегиональных поставок. Оценить влияние межрегиональной деятельности на промышленное производство региона позволяют межотраслевые модели балансового типа1 [4; 29; 30; 32]. В них используется основное уравнение межотраслевого баланса, которое в матричной форме имеет вид:

х = Ах + у,

(1)

где х — вектор объема выпуска продукции; А — матрица коэффициентов прямых затрат; у — вектор конечного продукта.

С помощью такого уравнения возможно рассчитать, какой должен быть объем выпуска х во всех отраслях экономики региона, если планируется изменение конечного спроса у. Алгоритм расчета при этом следующий:

1. На основе данных таблицы использования товаров и услуг2 рассчитывается матрица прямых затрат А вида товар/отрасль. Для этого определяется доля прямых затрат ¥.. в объеме выпуска продукции X:

а.. = ¥.. / X..

У У' 1

(2)

1 В период плановой экономики межотраслевые балансы (МОБ) использовались для оценки влияния межрегионального взаимодействия на экономику. По данным последнего отчетного МОБ экономических районов СССР за 1987 г. доля межрегионального вывоза в структуре поставок произведенной продукции в 11 экономических районах составляла 20—26%, доля межрегионального ввоза в потреблении — 23—32%. Согласно расчетам, при изменении межрегиональных связей на 1% изменение внутреннего конечного продукта районов варьируется в пределах от 0,49 до 0,92% (источник: Манцев Д.А. СНГ: межгосударственное регулирование экономической интеграции. — М.: РАГС, 2003. - 238 с.).

В 1990-е гг. в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН и в Совете по изучению производительных сил для оценки влияния межрегиональных связей были разработаны модели экономического взаимодействия регионов и оптимизационные межрегиональные модели.

2 Таблица использования товаров и услуг характеризует использование товаров и услуг на промежуточное потребление в отраслях экономики и конечное потребление, валовое накопление и экспорт; входит в состав системы таблиц «затраты-выпуск».

Элемент а. матрицы А показывает расход товара г непосредственно при производстве единицы продукции отрасли /

2. На основе данных таблицы ресурсов товаров и услуг3 вычисляется корректирующая матрица Ж вида отрасль/товар. Матрица Ж используется для преобразования матрицы прямых затрат А вида товар/ отрасль в симметричную матрицу прямых затрат А Ж. Для этого рассчитывается доля затрат X,. в объеме выпуска продукции X:

ж. = X.. / X..

и и ' 1

(3)

3. Рассчитывается симметричная матрица прямых затрат А^ вида товар/товар.

4. Вычисляется симметричная матрица полных затрат:

В = (Е - А-Ж)-1 .

(4)

Элемент Ь. матрицы В характеризует потребность в валовом выпуске отрасли г, который необходим для получения в процессе материального производства единицы конечного продукта отрасли .. Благодаря этому имеется возможность рассматривать валовые выпуски отраслей х1 в виде функции планируемых значений у. конечных продуктов отраслей:

Ху

■Ку 1 -У2--Уп) = I ЬуУу . (5)

]=1

5. Путем перемножения матрицы полных затрат вида товар/товар и вектора конечного потребления (у) рассчитывается объем товарной продукции для каждого производимого в экономике товара:

х = (Е — ВЖ)Л ■ у.

(6)

3 Таблица ресурсов товаров и услуг показывает формирование ресурсов товаров и услуг за счет внутреннего производства и импорта, а также основные компоненты образования цен покупателей по товарным группам; входит в состав системы таблиц «затраты-выпуск».

На основании полученных матричных зависимостей может быть оценен объем производства во всех отраслях промышленности региона при планируемом росте спроса в других регионах на производимые товары.

Реализационный этап направлен на формирование механизма реализации мероприятий в сфере межрегионального сотрудничества и включает конкретный набор применяемых инструментов, которые выбираются в соответствии с существующими условиями и возможностями государственного управления. Концептуальная схема такого механизма представлена на рисунке 1.

Анализ подходов по данной проблематике [6; 7] позволяет типологизировать инструментарий реализации политики в сфере межрегионального сотрудничества по ряду признаков:

— пространственному признаку — методы, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне;

— направленности воздействия объектов — административные, правовые, экономические и программно-целевые методы;

— характеру воздействия на объект — прямые и косвенные методы;

— содержательной функции метода регулирования — макроэкономические, ресурсные, институциональные и информационные методы.

Применительно к региональному уровню, на наш взгляд, может быть использована классификация по содержательной функции методов реализации политики в сфере межрегионального сотрудничества (табл. 2). При этом в качестве отдельного блока предлагается рассматривать программно-целевой метод, представляющий

Рисунок 1. Концептуальная схема механизма регулирования межрегиональных экономических связей региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.

Внешняя среда

Прямая связь Обратная связь

1. Расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения и функционирования хозяйствующих субъектов

2. Экономическая и социальная трансформация хозяйства региона

3. Оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы

4. Создание и развитие рыночной инфраструктуры

собой форму реализации политики, в основе которой лежит взаимоувязывание целей и задач развития с ресурсными возможностями и ограничителями их реализации.

Таким образом, алгоритм активизации межрегионального экономического взаимодействия в качестве фактора развития экономики региона может быть представлен в виде схемы, включающей три этапа:

информационно-аналитический, целевой и реализационный. Важным элементом является также разработка системы обратной связи, позволяющей выявить степень воздействия применяемых мер на промышленное развитие, оценить результативность и действенность реализуемой политики. Апробация данного алгоритма проведена на материалах Вологодской области.

Таблица 2. Характеристика методов регулирования межрегионального сотрудничества региона

Методы регулирования Сущность метода Основные направления регулирования

Ресурсные Методы прямого воздействия на объект, обеспечивающие хозяйствующие субъекты региона воспроизводственными ресурсами в целях решения задач их эффективного функционирования Прямое финансирование; экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики, государственное регулирование цен и тарифов)

Институциональные Методы, направленные на формирование организационно-экономической и правовой среды, соответствующей рыночным принципам и задачам промышленного развития территории Нормативно-правовое регулирование; административно-экономическое регулирование; развитие отношений собственности; развитие новых организационно-правовых форм

Информационные Методы, направленные на обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о межрегиональном сотрудничестве Проведение мониторинга промышленного развития региона; оценка вариантов и перспектив функционирования отраслей; выработка рекомендаций

Программно-целевые Методы, направленные на формирование и реализацию программ развития в соответствии с поставленными целями и задачами, ресурсными возможностями и ограничениями Программы развития межрегиональных связей региона; программы развития отраслевых комплексов; программы, нацеленные на решение отдельных проблем их развития

Промышленность Вологодской области представляет собой многоотраслевой комплекс, обеспечивающий выпуск важнейших видов продукции для народного хозяйства страны: 17,7% объема общероссийского производства проката черных металлов; 7,5% — синтетического аммиака; 6,9% — пиломатериалов; 6,6% — стальных труб; 2% — цельномолочной продукции. Отрасли промышленности формируют более 38% валового регионального продукта, около 26% занятых в экономике, почти 40% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Для функционирования региональной промышленности большое значение имеет взаимодействие с другими регионами. Результаты регулярно проводимого нами опроса руководителей крупных и средних промышленных предприятий Вологодской области позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство предприятий (94%) сотрудничают с регионами РФ. Основной формой сотрудничества является торговля: продажа готовой

продукции (79%), поставка сырья (61%) и закупка сырья (21%). Реже используются такие перспективные формы, как производственная кооперация (20%), обмен технологиями (14%), инвестиционная деятельность (12%) и привлечение специалистов из других регионов (9%).

Значительная часть производимой промышленностью области продукции реализуется на внутрироссийском рынке. Высокая зависимость от рынка других регионов страны характерна для производства стальных труб, проката черных металлов, деловой древесины, цельномолочной продукции (табл. 3).

Область реализует в регионы РФ продукции значительно больше, чем в них приобретает: вывоз превышает ввоз в 1,5—2 раза (в докризисные годы — в 2,5 раза). В последние годы межрегиональный товарооборот области демонстрирует отрицательную динамику. Основу товарооборота (в разные годы от 82 до 90%) составляет продукция производственно-технического назначения. Межрегиональные взаи-

Таблица 3. Структура поставок ключевых товаров, произведенных в Вологодской области в 2014 г., % к итогу*

Вид продукции Собственная территория Другие субъекты РФ Экспорт

Прокат черных металлов 13,7 43,9 42,4

Стальные трубы 10,0 81,3 8,7

Минеральные удобрения 4,0 19,2 76,8

Деловая древесина 53,5 40,4 6,1

Пиломатериалы 33,4 11,2 55,4

Мясо 75,1 24,9 0

Цельномолочная продукция 61,6 38,4 0

* Составлено по: Ввоз и вывоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения по Вологодской области в 2014 году: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 211 с.

моотношения Вологодской области носят в основном ресурсно-сырьевой характер, к тому же в вывозе наблюдается сильная моноструктурность — 80—85% составляет продукция невысокого передела металлургического производства. Другими важными статьями поставок выступают продукция химического и лесопромышленного комплексов, а также продовольственные товары, сырьевой основой которых служит молочно-мясное животноводство. Тенденцией последних лет является переориентация промышленными предприятиями области направлений своих поставок с внешних рынков на внутренние. Это характерно для деловой древесины, пиломатериалов, бумаги, проката черных металлов, стальных труб. Исключением стали минеральные удобрения, доля межрегиональных поставок которых несколько сократилась.

Однако потенциал межрегионального сотрудничества используется не в полной мере. К основным проблемам, сдерживающим развитие межрегиональной торгово-экономической деятельности области и не позволяющим использовать ее потенциал для развития промышленности, относятся следующие.

1. Несбалансированная структура промышленности. За годы реформ в ней не

произошло позитивных изменений. В 2014 г. удельный вес производства машин и оборудования в общем объеме отгруженной продукции составил лишь 4,5%, тогда как на долю металлургического производства пришлось 56%.

2. Высокая степень морального и физического износа основных промышленных фондов. Уровень износа в целом по промышленности области в 2014 г. составил 45,9%.

3. Узкий ассортимент вывозимой за пределы области продукции, основу которого составляет небольшая группа товаров с низкой степенью переработки. На российском рынке область представлена в основном сырьем и продукцией невысокого передела. Это становится причиной уязвимости региональной экономики и для внешних шоков.

Развитие промышленности региона в значительной степени зависит от изменения ситуации на внутренних и внешних рынках сбыта продукции. Для Вологодской области, как и для страны в целом, характерной чертой развития промышленного сектора экономики в последние годы является негативная тенденция, связанная со сжатием сложившихся товарных рынков под влиянием ряда причин.

Во-первых, рынки резко сжались после мирового финансового кризиса 2008— 2009 гг.

Во-вторых, имело место значительное падение цен на основные экспортируемые областью товары (стальной прокат и удобрения).

В-третьих, существенно сократился российский внутренний рынок потребительских товаров, что произошло в результате комбинированного влияния ряда факторов — потери населением сбережений в результате существенной инфляции и сокращением текущих доходов населения в силу спада производства и нарастания масштабов неплатежей.

Перечисленные факторы повлекли за собой снижение спроса и замедление темпов роста или спад производства практически во всех взаимосвязанных отраслях промышленного комплекса региона (табл. 4).

Сложившаяся конъюнктура промышленного рынка и тенденции его развития обусловливают необходимость формирования и реализации активной политики по укреплению межрегионального сотрудничества. Для этого важно определить целевые ориентиры и основные направления его развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также выработать соответствующие формы и методы их реализации.

Целями развития межрегиональных отношений Вологодской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются совершенствование меж- и внутриотраслевой структуры межрегиональных отношений; использование устойчивых товаропотоков для привлечения финансовых ресурсов из регионов-контрагентов; совершенствование территориально-географической структуры межрегиональных отношений.

Обоснование первоочередных задач и основных направлений укрепления межрегионального сотрудничества как фактора развития промышленного комплекса региона и организация стимулирования его эффективного функционирования предполагает определение перспектив развития такого сотрудничества. Дать прогноз состояния внутреннего спроса и возможностей наращивания поставок продукции предприятиями региона на межрегиональные рынки позволяет оценка планов развития промышленности РФ.

Подобная оценка приведена для металлургической отрасли промышленности Вологодской области. Отрасль является крупным игроком национального рынка. Внутренний спрос на ее продукцию в последние годы достаточно активно растет, все чаще поставки продукции, ранее отправлявшейся на экспорт, переориентируются на российский рынок. Ключевые

Таблица 4. Индекс физического объема производства ключевых отраслей промышленности Вологодской области, % к предыдущему году*

Отрасль промышленности 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2008 г., %

Промышленное производство в целом 95,3 90,5 111,8 105,6 101,3 102,5 103,7 115,0

Металлургия 92,2 87,3 114,5 107,6 98,9 106,5 101,7 115,2

Химическое производство 97,4 106,8 103,5 102,4 105,0 99,9 109,0 129,4

Деревопереработка 96,9 94,3 106,8 113,9 104,6 106,4 103,0 131,5

Пищевое производство 101,4 98,5 113,5 100,0 99,7 99,3 103,1 114,1

Машиностроение 112,0 68,3 116,7 104,0 114,3 86,6 106,9 87,7

* Составлено по: Промышленное производство Вологодской области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 146 с.

предприятия отрасли — Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» (кокс, чугун, сталь, сортовой и листовой прокат, лист с полимерным покрытием), ОАО «Северсталь-метиз» (стальной прокат, профиль, проволока, канаты, сетка, гвозди), ООО «Северсталь ТПЗ-Шексна» (трубы для строительной индустрии и машиностроения).

Энергетическая стратегия России дала ясную картину спроса на продукцию металлургов (нефте- и газопроводы, портовая и транспортная инфраструктура) по целому ряду инфраструктурных проектов топливно-энергетического комплекса. Максимальный вклад в развитие отрасли генерирует машиностроительный комплекс. Стратегия развития автомобильной промышленности определила долгосрочный спрос на прокат высокого качества (табл. 5). Целевые показатели, заложенные в Стратегию развития транспортно-

го машиностроения и Стратегию развития железнодорожного транспорта по выпуску подвижного состава и элементов транспортной инфраструктуры, позволяют сформировать долгосрочное видение рынка сбыта продукции и обоснованно инвестировать в развитие современных производственных мощностей.

Потенциальными потребителями металлургической продукции Вологодской области выступают предприятия автомобилестроения в Санкт-Петербурге, Калининграде, Москве, Калуге, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Тольятти; тяжелого машиностроения — в Электростали, Подольске, Сызрани, Орске, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске; транспортного машиностроения — в Москве, Волчанске и др.

Увеличение поставок продукции вологодского металлургического производства на российский рынок сдерживается из-за недостаточной конкурентоспособности

Таблица 5. Прогноз развития рынка машиностроительной продукции России, тыс. шт.*

Сегмент рынка Год 2020 г. к

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2013 г., %

Легковые автомобили 1964 2093 2235 2397 2690 2907 3048 3150 160,4

Легкие коммерческие автомобили 203 204 210 220 243 261 272 280 137,9

Грузовые автомобили 158 175 192 209 237 257 270 280 177,2

Автобусы 29 28 28 28 31 33 34 35 120,7

Тракторы 16,1 16,8 17,6 18,4 19,3 20,2 21,1 21,9 136,0

Зерноуборочные комбайны 6,4 6,6 6,8 7,0 7,2 7,4 7,7 7,9 123,4

Кормоуборочные комбайны 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 1,4 1,4 1,5 136,4

Бульдозеры 1,9 2,4 2,8 3,0 3,2 3,5 3,7 4,0 В 2,1 р.

Экскаваторы 2,5 3,0 3,6 3,8 4,0 4,3 4,7 5,0 В 2,0 р.

Автогрейдеры 1,0 1,3 1,5 1,8 2,0 2,3 2,5 2,8 В 2,8 р.

Строительные погрузчики 0,5 0,8 1,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 В 9,0 р.

Маневровые тепловозы 0,26 0,26 0,26 0,23 0,25 0,28 0,30 0,42 161,5

Магистральные тепловозы 60 60 150 180 190 220 290 320 В 5,3 р.

Грузовые вагоны 62,8 63,2 59,6 65 62,4 64 65 65 103,5

Пассажирские вагоны 0,30 0,35 0,55 0,62 0,62 0,75 0,92 0,98 В 3,3 р.

Магистральные электровозы 0,45 0,45 0,45 0,50 0,50 0,55 0,63 0,7 156,7

Металлорежущие станки 4,0 4,9 5,1 5,4 5,6 5,9 6,2 6,5 162,5

Кузнечно-прессовые машины 2,3 2,5 2,7 2,8 3,0 3,1 3,3 3,4 147,8

* Составлено по: Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.; Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года; Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года._

продукции, не всегда отвечающей возрастающим запросам металлопотребляющих отраслей (машиностроение, строительный сектор, нефтяная, газовая отрасли, железнодорожный транспорт). В этой связи приоритетным направлением в развитии металлургического комплекса будет повышение конкурентоспособности за счет улучшения технического и технологического состояния ведущих предприятий области. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 г. в числе мер, направленных на решение этой задачи, предусматривается расширение лизинга современного оборудования, развитие кредитного сотрудничества предприятий комплекса с банками СЗФО, улучшение сопровождения инвестиционных проектов и создание условий для привлечения инвестиций (в том числе за счет налогового стимулирования), а также поддержка научно-проектной сферы металлургического комплекса и системы специального образования на основе расширения сотрудничества с предприятиями.

В рамках Стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2020 г. предусматривается реконструкция и модернизация производств на предприятиях металлургического комплекса в целях обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

В целом, в соответствии со стратегиями развития отдельных отраслей экономики РФ, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост емкости внутреннего рынка продукции черной металлургии на 30—40% (табл. 6) и, следовательно, возможность пропорционального увеличения поставок вологодской металлической продукции.

Выявленные тенденции экономического взаимодействия регионов и прогнозные данные, представленные в стратегических и тактических документах развития РФ, регионов и отраслей экономики, позволяют определить перспективы развития межрегиональных связей региона, сформулировать основные направления и задачи для их реализации.

Первое. Возможно наращивание поставок продукции черной металлургии на внутренний рынок, которое будет обусловлено повышением её качества и конкурентоспособности металлопродукции за счет улучшения технологического уровня производства ведущих предприятий и ожидаемым ростом производства практически во всех основных металлопотребля-ющих секторах (в первую очередь в машиностроении) российской экономики. Перспективными направлениями расширения поставок продукции металлургической отрасли на внутренний рынок должно быть продвижение новых эффективных видов продукции с высокой добавленной стоимостью, заключение долгосрочных согла-

Таблица 6. Прогноз потребления металлопродукции в РФ, млн. т*

Вид продукции 2013 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2020 г. к 2013 г., %

Чугун 45,9 48,9 50,9 52,0 106,5

Готовый прокат черных металлов, в т.ч. 38,0 50,4 57,8 62,0 132,6

сортовой 19,1 23,8 26,8 28,5 124,6

листовой 19,3 26,6 31,0 33,5 137,8

Стальные трубы, млн. т 9,0 13,1 14,7 16,2 145,6

* Составлено по: Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года.

шений с партнерами. Для формирования устойчивого спроса на внутреннем рынке и сохранения предложения — на внешнем потребуется:

— повышение конкурентоспособности продукции путем наращивания в ней удельного веса современной высокотехнологичной металлургической продукции;

— укрепление позиций на приоритетных рынках — машиностроительном и топливно-энергетическом.

Второе. Расширение межрегиональных поставок продукции химической отрасли будет сдерживаться вероятным увеличением ее себестоимости и снижением конкурентоспособности в связи с повышением цен на продукцию естественных монополий, ухудшающимся состоянием материально-технической базы предприятий. Перспективы развития химической отрасли видятся в создании новых конкурентоспособных производств, базирующихся на современном оборудовании, в расширении списка выпускаемой продукции. В качестве первоочередных задач выступают:

— наращивание производства минеральных удобрений и фосфорной кислоты, модернизация действующих предприятий по производству серной кислоты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— диверсификация отрасли путем расширения производства полимерных материалов и сжиженных газов и создания предприятий по производству газохимической продукции, т.е. товаров, которые будут иметь устойчивый спрос как на внутреннем, так и на внешних рынках;

— расширение номенклатуры выпускаемой продукции с учетом потребностей на внутреннем и внешнем рынках сбыта;

— организация эффективного маркетинга продукции.

Третье. Перспективы увеличения предложения продукции легкой и пищевой отраслей промышленности будут сопряжены

с ростом спроса на данные виды товаров внутри региона и за его пределами. Это в первую очередь касается продовольственной, а именно молочно-мясной продукции. Рост доходов и платежеспособного спроса населения в других регионах России обеспечит возможности роста поставок в них непродовольственных товаров, изготовляемых из металла, древесины и льна.

Для реализации потенциала и конкурентных преимуществ легкой промышленности региона необходимо осуществить:

— технологический прорыв, который обеспечил бы качественное обновление ассортимента продукции и техническое переоснащение, улучшение технологической базы производства, совершенствование организации труда;

— проведение комплекса мероприятий по организации товаропроводящей сети.

Для развития пищевой промышленности целесообразно:

— формирование вертикально интегрированных структур, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельхозпродукции и продовольствия, что будет способствовать снижению совокупных издержек при движении продукции до потребителя;

— применение современных технологий переработки сырья, использование энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение эффективных систем качества, что повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Четвертое. Повышение конкурентоспособности и технологического уровня продукции машиностроительной отрасли региона (за счет модернизации и внедрения на предприятиях систем управления качеством на базе стандартов серий ISO 9000 и ISO 14000) выступит определяющим фактором ее вывоза. Активизация машиностроительных предприятий области на

внутреннем рынке создаст условия для увеличения объемов поставок. В то же время их товарная структура в перспективе останется традиционной (подшипники качения, оптические приборы и инструменты, электрическая аппаратура высоко- и низковольтного типа, дерево- и металлообрабатывающие станки). Исходя из вышесказанного задачами функционирования отрасли являются следующие:

— восстановление научно-технического потенциала;

— использование современных наукоемких технологий (электронно-ионно-плазменные технологии, робототехниче-ские системы и др.) и новых материалов (композиты, полимеры, специальные сплавы и т.д.);

— производство конкурентоспособной на мировых рынках продукции с улучшенными потребительскими свойствами.

Пятое. Перспективы наращивания межрегиональных поставок лесопромышленной продукции в определяющей степени зависят от развития лесоперерабатывающих производств (главных потребителей древесного сырья) и сфер конечного потребления лесопродукции — гражданского строительства (главным образом деревянного домостроения).

Основными направлениями развития деревообрабатывающей отрасли выступает обеспечение эффективного использования лесного потенциала региона, формирование устойчивого лесопромышленного комплекса. При этом главными задачами следует считать такие, как:

— углубление степени переработки древесного сырья за счет технического перевооружения действующих производств;

— развитие производственной кооперации между лесозаготовителями и лесо-переработчиками региона;

— создание производств, перерабатывающих низкосортную древесину и отходы для энергетических целей;

— развитие транспортной инфраструктуры с учетом размещения предприятий по производству и переработке лесопродукции.

Прогнозируемые на основе межотраслевой модели4 с учетом оценки перспектив развития межрегиональных поставок объемы промышленного производства Вологодской области в отраслевом разрезе на период до 2020 г. представлены в таблице 7.

При интенсификации работы по укреплению межрегионального сотрудничества «локомотивами» роста производства промышленной продукции области в перспективе выступают четыре отрасли: черная металлургия, лесопромышленный и машиностроительный комплексы, химическая промышленность. Именно они покажут наибольшие приросты абсолютных объемов производства за счет его современной структуры и наличия материальных, сырьевых и финансовых ресурсов. Влияние этих отраслей на региональную экономику будет иметь как прямой (увеличение объемов производства товаров и пополнение бюджета), так и мультипликативный (рост занятости и зарплаты населения, перераспределение инвестиционных потоков) эффект.

Отметим также наиболее существенные резервы отраслевого развития промышленности Вологодской области: в металлургии

4 При расчетах нами был сделан ряд допущений. Из-за отсутствия статистических данных матрица коэффициентов полных затрат для Вологодской области была экспертно оценена на основе матрицы коэффициентов полных затрат для России в целом. Разбивка добавленной стоимости по отраслям промышленности области проводилась исходя из данных по стране и имеющихся данных о структуре выпуска продукции по Вологодской области.

Таблица 7. Прогноз промышленного производства Вологодской области до 2020 г. (в ценах 2013 г.)

Отрасль промышленности Единица измерения 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2020 г.

Промышленность в целом Млрд. руб. 429,9 479,9 542,9 637,4

% к 2013 г. 100,0 111,6 126,3 148,3

Черная металлургия Млрд. руб. 245,4 257,6 274,8 294,4

% к 2013 г. 100,0 105,0 112,0 120,0

Химическая Млрд. руб. 66,2 82,7 102,5 125,7

% к 2013 г. 100,0 125,0 155,0 190,0

Пищевая Млрд. руб. 30,7 34,1 39,9 49,1

% к 2013 г. 100,0 111,0 130,0 160,0

Деревообработка Млрд. руб. 20,7 24,9 31,1 38,3

% к 2013 г. 100,0 120,0 150,0 185,0

Машиностроение Млрд. руб. 18,8 23,5 30,1 37,6

% к 2013 г. 100,0 125,0 160,0 200,0

Электроэнергетика Млрд. руб. 32,2 33,8 35,8 38,0

% к 2013 г. 100,0 105,0 111,0 118,0

Прочие Млрд. руб. 15,3 23,3 28,8 54,2

% к 2013 г. 100,0 152,3 188,2 354,2

предполагается увеличение производства стали, качественных видов проката, высокотехнологичной продукции для машиностроения; в химической промышленности — новых видов минеральных удобрений; в лесопромышленном комплексе ожидается рост производства мебели, фанеры и бумаги; в машиностроении — продукции для металлургии и тяжелого машиностроения, других отраслей промышленности; в пищевой отрасли максимальный прирост предусматривается в молочно-мясной подотрасли.

Развитие промышленного производства будет сопровождаться непрерывным ростом производительности труда, повышением зарплаты работников, ускорением инвестиционных процессов, внедрением инноваций, увеличением прибыли предприятий.

В результате выхода в 2020 г. на указанные объемы производства существенно изменится структура промышленности региона. Доля металлургии снизится до 46% (против 57% в 2013 г.), но соответственно

возрастет доля продукции других отраслей промышленности, что позволит значительно диверсифицировать структуру производства, упрочнить экономическую и бюджетную безопасность региона. Причем представленные данные рассматриваются как необходимые и вместе с тем вполне реалистичные. Исключая по существу инерционный (пессимистический) вариант развития, они предполагают возможности перехода к оптимистическому варианту, при котором за семилетний срок объемы промышленного производства области вырастут в 1,6—1,7 раза.

Приведенные расчеты показывают эффективность укрепления межрегиональных связей для развития региональной промышленности. Реализация выделенных в этой сфере направлений будет опираться на комбинацию стимулирующих воздействий (посредством методов и форм регулирования), выбор и применение которых необходимо осуществлять с учетом сложившейся в регионе социально-экономической ситуации и возможностей

государственного регулирования экономики. Для Вологодской области можно рекомендовать следующие мероприятия:

— формирование и реализация двусторонних программ развития межрегиональных экономических отношений;

— участие в работе и развитии автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа»;

— создание кооперативных взаимоотношений между участниками одного производственного процесса;

— поддержка выставочного и ярмарочного бизнеса, содействие привлечению предприятий к участию в российских и международных выставках;

— создание информационно-организационной системы межрегиональных связей региона с размещением ее в сети Интернет.

Выполнение вышеперечисленных задач, реализация предложенных и ряда других мероприятий позволит активировать межрегиональное экономическое сотрудничество.

Таким образом, в условиях модернизации экономики и приобретения регионами существенной независимости в принятии

решений важным фактором их развития выступает укрепление экономического сотрудничества с другими регионами страны. Оно помогает снабжать внутрирегиональный рынок потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения, обеспечивая производителям устойчивый ввоз сырья и комплектующих материалов; стимулирует внутренний рынок и увеличивает внутренний спрос, способствует диверсификации экономики и снижению барьеров при перемещения ресурсов.

Активизация экономического сотрудничества регионов должна основываться на институциональном и нормативно-правовом сопровождении данного процесса, развитии транспортной, информационной и другой инфраструктуры, использовании стратегического планирования социально-экономического развития, прогнозирования и моделирования внутреннего спроса, а также ряда других экономических инструментов. Все это позволит выработать концепцию механизма госрегулирования межрегионального сотрудничества. Ее реализация укрепит межрегиональные связи регионов и будет способствовать преодолению негативных тенденций в их развитии.

Литература

1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. — М.: Дело, 1996. — 720 с.

2. Булатов, А.Н. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации / А.Н. Булатов // Российский экономический интернет-журнал. — 2010. — № 4. — С. 133-145.

3. Глазьев, С.Ю. О стратегии устойчивого развития экономики России / С.Ю. Глазьев, Г.Г. Фетисов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 1 (25). — С. 23-35.

4. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.

5. Исаев, Б.А. Геополитика / Б.А. Исаев. — СПб.: Питер, 2007. — 512 с.

6. Кириченко, В. Реформационный процесс и становление государственной политики России / В. Кириченко // Российский экономический журнал. — 1999. — № 8. — С. 3-21.

7. Кистанов, В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.

8. Латыпов, Р. А. Управление межрегиональными экономическими связями / Р.А. Латыпов, А.П. Мищенко. — Казань, 2005. - 146 с.

9. Лукин, Е.В. Промышленность региона: состояние и проблемы развития / Е.В. Лукин, А.О. Ларионов // Проблемы развития территории. — 2015. — № 1 (75). — С. 37-48.

10. Лукин, Е.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография / Е.В. Лукин, Т.В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — 148 с.

11. Минакир, П.А. Пространственные эффекты в экономике и управлении / П.А. Минакир // Экономика и управление. — 2011. — № 5 — (67). — С. 22-33.

12. Москвина, О.С. Промышленная политика — ядро модернизации экономики / О.С. Москвина. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. — 136 с.

13. Павлов, К.В. Межрегиональные социально-экономические отношения / К.В. Павлов, Л.А. Попова, В.В. Фаузер // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера. — 2011. — № 1. — С. 112-125.

14. Пилипенко, В.И. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве. Теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / В.И. Пилипенко. — М.: Ойкумена, 2005. — 494 с.

15. Романова, О.А. Условия и факторы структурной модернизации региональной промышленной системы / О.А. Романова // Экономика региона. — 2011. — № 2. — С. 40-48.

16. Рукина, И.М. Регионы России: развитие экономических связей и процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отношениям / И.М. Рукина. — М.: Альфа-Доминанта, 2003. — 75 с.

17. Савельев, Ю.В. Теоретические основы современной межрегиональной конкуренции / Ю.В. Савельев // Журнал экономической теории. — 2010. — № 2. — С. 86-98.

18. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.

19. Татаркин, А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации / А.И. Татаркин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 6 (24). — С. 42-59.

20. Татаркин, А.И. Развитие экономического пространства РФ на основе кластерных принципов / А.И. Татаркин, Ю.Г. Лаврикова, А.Г. Высокинский // Федерализм. — 2012. — № 1 (65). — С. 45-60.

21. Татаркин, А.И. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход / А.И. Татаркин, О.А. Романова // Экономика региона. — 2007. — № 3. — С. 19-31.

22. Ускова, Т.В. Межрегиональное сотрудничество региона: оценка и перспективы развития / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин // Проблемы прогнозирования. — 2014. — № 5. — С. 119-131.

23. Шнипер, Р.И. Региональные проблемы рынковедения / Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов. — Новосибирск: Наука, 1993. — 433 с.

24. Fujita, M. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade / M. Fujita, P. Krugman, A. Venables. — The MIT Press, 1999. — 367 p.

25. Harris, G.D. The market as a factor in the localization of production / G.D. Harris // Annals of the Association of American Geographers. — 1954. — Vol. 44. — Pp. 315-348.

26. Kilkenny, M. Transport Costs and Rural Development / M. Kilkenny // Journal of Regional Science. — 1998. — № 38-2. — Pp. 293-312.

27. Krugman, P. Globalization and the Inequality of Nations / P. Krugman, A. Venables // Quarterly Journal of Economics. — 1995. — Vol. 110. — Pp. 857-880.

28. Krugman, P. Economics / P. Krugman, R. Wells. — Worth Publishers, 2006. — 864 p.

29. Leоntieff, W. Multiregional input-output analysis in «International conference on input-output techniques» / W. ^ntie^ A. Straut. — Geneva, 1961. — 119 p.

30. Miller, R.E. Input-Output Analysis Foundations and Extensions / R.E. Miller, P.D. Blair. — New York: Cambridge University Press, 2009. — 784 p.

31. Porter, M. Competitive Advantage of Nations / M. Porter. — New York: Free Press, 1998. — 896 p.

32. Raa, T. The Economics of Input-Output Analysis / T. Raa. — New York: Cambridge University Press, 2005. — 212 p.

33. Rastvortseva, S.N. Identification and assessment of regional clusters / S.N. Rastvortseva, N.A. Cherepovskaya // Economy of Region. - 2013. - № 4. - Pp. 123-133.

34. Rastvortseva, S.N. The issues of regional competitiveness in the works by the researchers of the swiss school of territorial production systems / S.N. Rastvortseva, N.A. Grinyova // Economy of Region. — 2010. — № 4. — Pp. 60-63.

35. Regional Development in Russia: Past Policies and Future Prospects. — Cheltenham: Edward Elgar Publ., 2000. - 205 p.

36. Storey, D. Issues of Integration, Participation and Empowerment in Rural Development: the Case of Leader in the Republic of Ireland / D. Storey // Journal of Rural Studies. - 1999. - № 15-3. - Pp. 307-315.

Сведения об авторах

Тамара Витальевна Ускова - доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, зав. отделом, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, tvu@vscc.ac.ru)

Евгений Владимирович Лукин - кандидат экономических наук, и.о. зав. лабораторией, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, lukin_ev@list.ru)

Uskova T.V., Lukin E.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the Prospects for Development of the Region on the Basis of Interregional Cooperation

Tamara Vital'evna Uskova - Doctor ofEconomics, Deputy Director for Science, Head ofthe Department, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, tvu@vscc.ac.ru)

Evgenii Vladimirovich Lukin - Ph.D. in Economics, Acting Head of the Laboratory, Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, lukin_ev@list.ru)

Abstract. The paper considers issues related to the development of interregional economic cooperation. The primary hypothesis is the thesis that the strengthening of interregional relations is an important factor in regional economic development. This thesis is confirmed by analysis and generalization of several scientific theories. Using an industrialized region ofRussia (Vologda Oblast) as a case study, the authors test their own methodological tools of activization of interregional cooperation as a factor in the development of economy in an industrialized region. The general logic of using this tool involves three main interrelated steps: informational-analytic, target and implementation. The information-analytical step involves collection, systematization and analysis of the materials that constitute the necessary information base. The target step defines possible solutions to the problems related to interregional cooperation of the Vologda Oblast, forms the targets and objectives (taking into account national goals and regional tasks of industrial development), highlights the priorities of work in this area and calculates possible consequences of their implementation. The mechanism for this activity is formed at the implementation phase, which includes a specific set of tools that are selected in accordance with the current conditions and opportunities of the government. The paper puts forward a methodological approach to forecasting the development of regional industry taking into account changes in the economy in connection with the planned modernization and

implementation of major investment projects and the possible subsequent growth of regional supplies of industrial products. The approach is based on the principles of the theory ofgeneral economic equilibrium, "input-output" balance method and methodology ofthe system ofnational accounts. The tools proposed by the authors can be used by regional authorities in developing strategies for economic and social development, assessing the direction and degree of influence of interregional cooperation on the development of the territory. The paper outlines the goals, objectives and directions of development of interregional relations.

Key words: region, regional cooperation, prospects, regulation mechanism, forecasting, input-output balance.

References

1. Blaug M. Ekonomicheskaya mysl' v retrospektive [Economic theory in retrospect]. Moscow: Delo, 1996. 720 p. [in Russian].

2. Bulatov A.N. Strategicheskaya matritsa perspektiv promyshlenno-torgovoi mezhregional'noi kooperatsii [Strategic matrix of the prospects of industrial and commercial interregional cooperation]. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Russian economic online journal], 2010, no. 4, pp. 133-145. [in Russian].

3. Glazyev S.Yu., Fetisov G.G. O strategii ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On the strategy of sustainable development of Russia's economy]. Ekonomicheskie isotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [], 2013, vol. 25, no. 1, pp. 23-35. [in Russian].

4. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki [Bases of regional economy]. Moscow: GU VShE, 2004. 495 p. [in Russian].

5. Isaev B.A. Geopolitika [Geopolitics]. Saint Petersburg: Piter, 2007. 512 p.

6. Kirichenko V. Reformatsionnyi protsess i stanovlenie gosudarstvennoi politiki Rossii [The process of reforms and the development of public policy in Russia]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal [Russian economic journal],1999, no. 8, pp. 3-21. [in Russian].

7. Kistanov V.V., Kopylov N.V. Regional'naya ekonomika Rossii [Regional economy in Russia]. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 584 p. [in Russian].

8. Latypov R.A., Mishchenko A.P. Upravlenie mezhregional'nymi ekonomicheskimi svyazyami [Management of interregional economic ties]. Kazan, 2005. 146 p. [in Russian].

9. Lukin E.V., Larionov A.O. Promyshlennost' regiona: sostoyanie i problemy razvitiya [Industry of the region: state and development problems]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2015, vol. 75, no. 1, pp. 37-48. [in Russian].

10. Lukin E.V., Uskova T.V. Mezhregional'noe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: sostoyanie, problemy, perspektivy: monografya [Interregional economic cooperation: status, problems and prospects: monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2016. 148 p. [in Russian].

11. Minakir P.A. Prostranstvennye effekty v ekonomike i upravlenii []. Ekonomika i upravlenie [Economics and management], 2011, vol. 67, no. 5, pp. 22-33. [in Russian].

12. Moskvina O.S. Promyshlennayapolitika — yadro modernizatsii ekonomiki [Industrial policy — the core of economic modernization]. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2003. 136 p. [in Russian].

13. Pavlov K.V., Popova L.A., Fauzer V.V. Mezhregional'nye sotsial'no-ekonomicheskie otnosheniya [Interregional socio-economic relations]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie Severa [Corporate governance and innovation development of the North], 2011, no. 1, pp. 112-125. [in Russian].

14. Pilipenko V.I. Konkurentosposobnost'stran i regionov v mirovom khozyaistve. Teoriya, opyt malykh stran Zapadnoi i Severnoi Evropy [Competitiveness of countries and regions in the world economy. The theory and experience of small countries of Western and Northern Europe]. Moscow: Oikumena, 2005. 494 p. [in Russian].

15. Romanova O.A. Usloviya i faktory strukturnoi modernizatsii regional'noi promyshlennoi sistemy [Conditions and factors of structural modernization of a regional industrial system]. Ekonomika regiona [Economy of region], 2011, no. 2, pp. 40-48. [in Russian].

16. Rukina I.M. Regiony Rossii: razvitie ekonomicheskikh svyazei i pro-tsessov integratsii v usloviyakh perekhoda k rynochnym otnosheniyam [Russia's Regions: development of economic relations and processes of integration in the conditions of transition to market relations]. Moscow: Al'fa-Dominanta, 2003. 75 p. [in Russian].

17. Savel'ev Yu.V. Teoreticheskie osnovy sovremennoi mezhregional'noi konkurentsii [Theoretical bases of modern interregional competition]. Zhurnalekonomicheskoi teorii [], 2010, no. 2, pp. 86-98. [in Russian].

18. Smith A. Issledovanie oprirode iprichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations]. Moscow: Eksmo, 2007. 960 p. [in Russian].

19. Tatarkin A.I. Formirovanie regional'nykh institutov prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Forming of the regional institutions of spatial development of the Russian Federation]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2012, vol. 24, no. 6, pp. 42-59. [in Russian].

20. Tatarkin A.I., Lavrikova Yu.G., Vysokinskii A.G. Razvitie ekonomicheskogo prostranstva RF na osnove klasternykh printsipov [Development of economic space of the Russian Federation on a basis of cluster principles]. Federalizm [Federalism], 2012, vol. 65, no. 1, pp. 45-60. [in Russian].

21. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Promyshlennaya politika i mekhanizm ee realizatsii: sistemnyi podkhod [The industrial policy and the mechanism of its realization: the system approach]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 2007, no. 3, pp. 19-31. [in Russian].

22. Uskova T.V., Lukin E.V. Mezhregional'noe sotrudnichestvo regiona: otsenka i perspektivy razvitiya [Interregional cooperation of the region: assessment and prospects]. Problemyprognozirovaniya [Studies on Russian economic development], 2014, no. 5, pp. 119-131. [in Russian].

23. Shniper R.I., Novoselov A.S. Regional'nyeproblemy rynkovedeniya [Regional issues of market study]. Novosibirsk: Nauka, 1993. 433 p. [in Russian].

24. Fujita M., Krugman P., Venables A. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. The MIT Press, 1999. 367 p.

25. Harris G.D. The market as a factor in the localization of production. Annals of the Association of American Geographers, 1954, vol. 44, pp. 315-348.

26. Kilkenny M. Transport costs and rural development. Journal of Regional Science, 1998, no. 38-2, pp. 293-312.

27. Krugman P., Venables A. Globalization and the inequality of nations. Quarterly Journal of Economics, 1995, vol. 110, pp. 857-880.

28. Krugman P., Wells R. Economics. Worth Publishers, 2006. 864 p.

29. Leontieff W., Straut A. Multiregional Input-Output Analysis in "International Conference on Input-Output Techniques". Geneva, 1961. 119 p.

30. Miller R.E., Blair P.D. Input-Output Analysis Foundations and Extensions. New York: Cambridge University Press, 2009. - 784 p.

31. Porter M. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1998. 896 p.

32. Raa T. The Economics of Input-Output Analysis. New York: Cambridge University Press, 2005. 212 p.

33. Rastvortseva S.N., Cherepovskaya N.A. Identification and assessment of regional clusters. Economy of Region, 2013, no. 4, pp. 123-133.

34. Rastvortseva S.N., Grinyova N.A. The issues of regional competitiveness in the works by the researchers of the Swiss school of territorial production systems. Economy of Region, 2010, no. 4, pp. 60-63.

35. Regional Development in Russia: Past Policies and Future Prospects. Cheltenham: Edward Elgar Publ., 2000. 205 p.

36. Storey D. Issues of integration, participation and empowerment in rural development: the case of leader in the Republic of Ireland. Journal of Rural Studies, 1999, no. 15-3, pp. 307-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.