Научная статья на тему 'Перспективы развития логистических центров в современной России'

Перспективы развития логистических центров в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / LOGISTICS / LOGISTICS CENTER / RESOURCES / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдышев Эдуард Игоревич

В статье описываются перспективы создания логистических центров в условиях современной России. Центры логистики в субъектах Российской Федерации рассматриваются не только в качестве инструмента защиты отечественного производителя, но и как механизм развития межрегионального обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the logistical centers development in modern Russia

This article describes the prospects for the logistics centers establishment in modern Russia. Logistics Centers in the regions of Russia are seen not only as a tool to protect domestic producers, but also as a mechanism of interregional exchange.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистических центров в современной России»

Э. И. БОЛДЫШЕВ

Эдуард Игоревич Болдышев — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — государственные финансы (региональный аспект), механизм федеративного регулирования в условиях современной России.

^ ^ ^

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

В условиях стремительного развития мировой системы экономических связей, нарастающей глобализации возрастает необходимость использования новых информационных инструментов, обладающих возможностями обработки больших массивов данных о межнациональном товарообмене. Подобные инструменты необходимы также и в товарных взаимоотношениях между регионами — они позволяют более эффективно управлять транспортными потоками внутри страны.

В последние годы частные компании успешно внедряют зарубежный опыт логистических центров, однако ориентированы они, как правило, на импортные товарные потоки.

С позиции государства приоритетной задачей являются сохранение национального благосостояния и достижение стабильности макроэкономики путем сбалансированности объемов денежной массы и объемов товаров на рынке. Обязательства перед зарубежными партнерами, взятые Российской Федерацией в части реализации совместно принятых обязательств, не позволяют в полной мере использовать политику протекционизма для защиты собственных производителей товаров на национальном рынке. Часто складывается ситуация, когда предприятие «работает на свой регион», и за редким исключением — на соседние регионы.

Крупные производственные структуры, взаимодействуя с органами местной власти, в числе прочих, используют такой инструмент, как межрегиональные соглашения. При различной активности руководства регионов подобные соглашения заключаются неравномерно. Мелкие и средние производители не в силах отслеживать динамику развития спроса в других регионах, что ограничивает их развитие. Это касается также инновационных производств, что влияет на темпы развития экономики. Одна только Япония, территория которой равна 1/8 Красноярского края, производит в настоящее время в несколько раз больше «инновационного продукта», чем вся Российская Федерация. Показательной является ситуация, когда, например, в регионы, граничащие с Краснодарским краем, поставляется виноград из Турции, в то время как в самом Краснодарском крае простаивают поля плодородной земли, а имеющиеся виноградники по традиции работают только на винодельческие производства и местные продуктовые рынки.

Для увеличения эффективности товарообмена между регионами необходимо создание межрегиональных логистических центров. В условиях достаточной информационной базы для анализа динамики колебания спроса и предложения в регионах создание и развитие межрегиональных логистических центров будут способствовать обмену потоками материальных, информационных, финансовых, трудовых и технологических ресурсов. Капитал в таких условиях становится более мобильным и, как следствие, повышается его оборачиваемость.

Грамотное и умелое управление товарными потоками на взаимовыгодных условиях для товаропроизводителей, субъектов оптовой торговли, организаций социальной сферы позволит регионам: увеличить инвестиционную привлекательность; повысить конкурентные преимущества; улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности; создать дополнительные рабочие места; сформировать единое информационное пространство; упростить процесс поиска потенциальных клиентов и поставщиков; сократить временные разрывы на всех стадиях движения потоков ресурсов и готовой продукции, а также сопутствующих им потоков информации, финансовых средств и сервисных потоков.

Создание единого оператора, выполняющего функции координатора в межрегиональном обмене, будет способствовать более качественному взаимодействию между транспортно-экспедиторскими и страховыми компаниями, органами государственной власти и финансовыми учреждениями. В качестве примера можно представить ситуацию, когда таможенные органы сталкиваются с постоянным транспортным потоком

ГРНТИ 45.01.88 © Э. И. Болдышев, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. О. В. Врублевской.

определенного вида товаров. Таможенный орган сообщает в ежемесячном закрытом информационном бюллетене о наличии такого потока, после чего федеральный логистический центр начинает поиск поставщиков данной продукции на отечественном рынке, а после их нахождения сообщает соответствующему региональному логистическому центру (РЛЦ) о наличии потенциального рынка сбыта для продукции его региона. В свою очередь РЛЦ рассматривает перспективность грузопотоков в направлении покупателя и рассчитывает стоимость транспортных издержек. В случае приемлемой величины затрат на транспортировку РЛЦ сообщает местному производителю о возможности расширения базы для сбыта его продукции и перечень различных вариантов транспортировки. Если стоимость продукции с учетом транспортных издержек становится выше импортного аналога, РЛЦ сообщает производителю о возможном рынке сбыта при снижении стоимости продукции на определенную величину. При данном варианте производственное предприятие может рассмотреть перспективу расширения и/или модернизации производства, а следовательно, и перспективу возможного использования кредитных инструментов местных финансовых организаций. Таким образом, помимо выполнения своих непосредственных функций, логистические центры способны также косвенно содействовать увеличению эффективности других структур регионального бизнеса.

В мировой практике проблемам создания, структуры и функционирования логистических центров уделялось внимание в разные периоды истории. Примерами могут служить работы о сущности логистических систем таких ученых, как В. А. Лазарев и А. В. Зырянова [1]. Однако в современный период ускоренной глобализации необходим новый взгляд на эту проблему и новые решения.

С учетом обширной территории Российской Федерации разумно классифицировать систему логистических центров на три уровня: макро, микро и мезо [2]. При подобном делении система будет достаточно сложной и не сможет эффективно функционировать без наличия адекватной базы информатизации, инструментов анализа и объемной информационной базы. В качестве источников информации могут использоваться статистические данные Госкомстата, таможенных органов, экономические прогнозы органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней.

Для обеспечения эффективной деятельности система логистических центров нуждается в собственном классификаторе материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных потоков, подобном классификатору ОКВЭД. Учитывая нынешний ассортимент товаров и услуг на современных рынках, это достаточно сложная задача. Кроме того, необходимо эффективно интегрировать этот классификатор в нынешние классификаторы видов деятельности производственных предприятий.

Имея перспективное значение, региональная система логистических центров должна частично подчиняться органам государственной власти. Полное подчинение крайне нежелательно из-за традиционно малой эффективности предприятий, полностью находящихся в государственной собственности. Дополнительный доход для местной администрации и соответствующая мотивация к увеличению товарообмена с производителями внутри страны могут способствовать уменьшению дотационной зависимости многих регионов.

Кроме отслеживания входящего в страну товаропотока, федеральному логистическому центру необходимо вести анализ товаропотоков между другими странами, тем самым производя поиск новых рынков сбыта для продукции отечественных производителей на зарубежных рынках.

С ростом эффективности деятельности логистических центров возможно введение каких-либо постоянных платежей для предприятий за пользование ресурсами системы. Платежи не должны быть особо ощутимыми для производителей, учитывая масштабы их товаропотоков, а для развивающихся предприятий следует предусмотреть стимулирующие механизмы в виде поддержки, но не финансового, а информационного характера. Таким образом, будет реализовываться принцип «просящему дай не деньги, а инструмент, чтобы их заработать».

Что касается логистических центров внутри региона, то их задачей должно являться повышение конкуренции на внутрирегиональном уровне, как правило, по товарам продовольственного характера. Кроме содействия товарному обмену, сеть логистических центров может способствовать также кадровому обмену между регионами, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами, вузами, техникумами, государственными органами занятости и др. Это повысит мобильность квалифицированных кадров и косвенно повлияет на эффективность труда в регионах.

Таким образом, создание и интеграция системы логистических центров на региональном и федеральном уровнях будут способствовать ускорению развития экономической системы России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянов А. В. Размещение торговых предприятий: учеб. пос. 3-е изд. Екатеринбург: Изд-во «Экономистъ», 2006. 203 с.

2. Алесинская Т. В. Основы логистики: Общие вопросы логистического управления: учеб. пос. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.