Научная статья на тему 'Особенности регулирования интегрированных пространственно-организационных структур'

Особенности регулирования интегрированных пространственно-организационных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОРГАНИЗОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / SPATIAL SYSTEM / INTEGRATED SPACE-ORGANIZED STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кантемирова М. А.

Автор отметил, что под формами регулирования деятельности ИПС далее понимаются разновидности проявления регулирования, а под методами способы влияния субъекта управления на деятельность организации. Применительно к крупным интегрированным структурам также следует различать содержание понятий «регулирование» и «управление». В статье акцентируется внимание на то, что содержание регулирования зависит от сферы его использования и субъекта осуществления. Сфера государственного (регионального) регулирования охватывает всю экономику и означает полномочия государственных (региональных) органов власти по решению определенного круга задач, направленных по отношению к хозяйствующим субъектам. Государственное регулирование означает внешнее целенаправленное, в основном индикативное воздействие государственных структур на экономическую деятельность ИПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features on integrated spatial and organizational structure

The author noted that, under the regulation of IRS forms below, refers to varieties of manifestations of regulation, and by methods methods of influence on the subject of management of the organization. For major integrated structures should also distinguish between the concept of «control» and «management». The article focuses on the fact that the contents of regulation depends on the scope of its use and implementation of the subject. The scope of the state (regional) regulation covers the whole economy, and means the power of the state (regional) authorities to deal with a certain range of tasks aimed towards business entities. State regulation means an external focused mainly indicative impact of state structures on economic activity IRS.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования интегрированных пространственно-организационных структур»

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

КАНТЕМИРОВА М.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Горский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]

Автор отметил, что под формами регулирования деятельности ИПС далее понимаются разновидности проявления регулирования, а под методами - способы влияния субъекта управления на деятельность организации. Применительно к крупным интегрированным структурам также следует различать содержание понятий «регулирование» и «управление».

В статье акцентируется внимание на то, что содержание регулирования зависит от сферы его использования и субъекта осуществления. Сфера государственного (регионального) регулирования охватывает всю экономику и означает полномочия государственных (региональных) органов власти по решению определенного круга задач, направленных по отношению к хозяйствующим субъектам. Государственное регулирование означает внешнее целенаправленное, в основном индикативное воздействие государственных структур на экономическую деятельность ИПС.

Ключевые слова: территориально-пространственная система; интегрированные пространственно-организованные структуры.

The author noted that, under the regulation of IRS forms below, refers to varieties of manifestations of regulation, and by methods - methods of influence on the subject of management of the organization. For major integrated structures should also distinguish between the concept of «control» and «management».

The article focuses on the fact that the contents of regulation depends on the scope of its use and implementation of the subject. The scope of the state (regional) regulation covers the whole economy, and means the power of the state (regional) authorities to deal with a certain range of tasks aimed towards business entities. State regulation means an external focused mainly indicative impact of state structures on economic activity IRS.

Keywords: spatial system; integrated space-organized structures.

Коды классификатора JEL: L25, O31.

Усиление процессов глобализации и конкуренции, последствия мирового финансового кризиса объективно способствуют разработке и практическому воплощению все новых механизмов кооперативного взаимодействия индивидуальных хозяйствующих субъектов, стремящихся повысить свою устойчивость на региональном рынке [9].

Ранее концептуальные разработки теории пространственной организации хозяйства (А. Леш) [7], концепции полюсов роста (Ф. Перу), кластерного подхода (М. Портер, М. Энрайт и др.) [11] в настоящее время практически воплощаются в конкретных формах территориально-пространственной организации экономики в виде связаннодиверсифицированных систем, интергломератов, интегрированных бизнес-групп, а также мировой системы метакорпораций [6]. Во многих странах мира получил развитие процесс формирования кластеров, как современной формы взаимодействия и пространственной организации хозяйствующих субъектов, не идущих на полное слияние [10; 5].

В целом, интегрированные пространственно-организованные структуры представляют собой форму устойчивого кооперирования и взаимодействия между собой организаций и бизнес-субъектов, географически рассредоточенных и взаимодополняющих друг друга в процессах производственной деятельности, характеризующуюся общностью экономических интересов и стратегий развития, представляющую условно обособленную единую хозяйственную сеть для достижения совместных целей.

Образование кластеров, альянсов и других форм «мягко» интегрированных пространственно-организованных структур региона выступает инновационной формой структуризации экономики современной России, означая до-

© М.А. Кантемирова, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

стижение новой ступени обобществления производительных сил в масштабах рыночных отношений, модификацию организации формирования и использования экономического потенциала территории, что требует изменения форм и методов регулирования деятельности и развития подобных образований в регионах [8, с. 97].

Следует отметить, что при рассмотрении проблем регулирования интегрированных пространственноорганизованных структур региона (далее - ИПС) нередко не проводится четкого разграничения между формами и методами. Это приводит к смешению понятий, или подмене одного понятия другим. Само по себе понятие «форма регулирования» представляет собой лишь способ организации содержания, в том числе его внешнее выражение, а «метод» - способ теоретического исследования или конкретно-практического осуществления чего-нибудь, или же способ, порядок, основание, принятый путь для достижения чего-либо.

Автор отметил, что под формами регулирования деятельности ИПС далее понимаются разновидности проявления регулирования, а под методами - способы влияния субъекта управления на деятельность организации. Применительно к крупным интегрированным структурам также следует различать содержание понятий «регулирование» и «управление».

В статье акцентируется внимание на то, что содержание регулирования зависит от сферы его использования и субъекта осуществления. Сфера государственного (регионального) регулирования охватывает всю экономику и означает полномочия государственных (региональных) органов власти по решению определенного круга задач, направленных по отношению к хозяйствующим субъектам. Государственное регулирование означает внешнее целенаправленное, в основном индикативное воздействие государственных структур на экономическую деятельность ИПС.

Сфера негосударственного регулирования ограничена корпоративным, внутрифирменным воздействием, носящим внутриорганизационный характер и осуществляемым соответствующими органами хозяйствующих субъектов для достижения определенных целей. В ИПС такое регулирование рассматривается как «мягкая» форма управления, используемая при решении некоторых ограниченных задач развития интегрированной структуры, обладающая свойствами саморегулирования. В значительно большей степени в отдельных подразделениях ИПС используется управление, имеющее различный диапазон своего проявления - от административного до демократического, в зависимости от круга поставленных целей.

В своем большинстве ИПС не являются государственными структурами, поэтому прямое управление их деятельностью невозможно. Внешнее регулирование деятельности ИПС - это в основном рекомендательное, ориентирующее или стимулирующее (например, с использованием налогов) воздействие. Подобное воздействие не имеет директивного характера, хотя не исключает применения отдельных административных методов влияния на хозяйственную жизнь участников ИПС. К государственному регулированию деятельности ИПС, на наш взгляд, можно отнести политику налогообложения, а также такие хозяйственные процедуры, как, например, индикативное прогнозирование развития рыночной ситуации, стратегии и индикативное планирование экономики региона, которые являются составляющими процесса регулирования [4].

К факторам, обусловливающим необходимость регулирования ИПС, следует отнести следующие. Во-первых, наличие дефектов рынка. Для их устранения государство и региональные органы власти стимулируют развитие видов экономической деятельности и инфраструктуры, создание рабочих мест, способствуют снижению безработицы и т.д.

Во-вторых, усиление взаимозависимости, взаимосвязанности данного региона с другими территориями, а также с мирохозяйственными процессами, что особенно проявляется в связи с глобализацией экономики. Специализация, рост концентрации производства и обращения приводят к тому, что национальный и мировой рынок все более становится единым, неразрывным целым. В такой ситуации сигналы внешнего рынка и крупных рыночных структур, формируемые под влиянием отдельных, текущих интересов, могут неадекватно ориентировать региональных товаропроизводителей, продавцов и покупателей. В конечном итоге факторы воздействия становятся настолько сильными, что требуют целевого адаптирования региональных товаропроизводителей в направлении усиления государственного регулирования.

В-третьих, тенденция к монополизации. Интегрированные структуры, как саморегулирующие организации, имеют реальные возможности саморазвития, главными двигателями которых являются консолидация усилий в получении прибыли, повышение эффективности и конкурентоспособности. Однако рынок, как правило, обеспечивает баланс спроса и предложения только в условиях достаточно свободной конкуренции, которая в регионах России еще не соблюдается [2, с. 69]. Более высокая эффективность деятельности кластера или альянса потенциально порождает склонность к монополизации, создавая опасность ограничения конкуренции, угрозу рыночному механизму. Поэтому сбережение конкурентной среды, противодействие монополистическим тенденциям вызывают необходимость вмешательства государства в рыночные процессы.

В-четвертых, дисбаланс спроса и предложения. Накопленный опыт показывает, что чисто рыночный механизм не всегда обеспечивает сбалансированность спроса и предложения. Такой дисбаланс выражается в том, что спрос на некоторые товары (например, на продукты питания), является неэластичным, поэтому внешнее регулирование деятельности крупных структур в подобных случаях необходимо.

В-пятых, необходимость создания общественных благ. Без вмешательства государства не всегда учитываются потери, наносимые хозяйствующими субъектами окружающей среде, не создаются достаточные возможности для развития образования, фундаментальной науки и т.д.

В-шестых, целесообразность оказания поддержки (в различной форме) общественно важным хозяйствующим субъектам региона для придания им устойчивости и конкурентоспособности в противостоянии с крупнейшими мировыми компаниями. Такая поддержка может быть как безвозмездной, так и на платной основе.

Государственное регулирование не следует понимать только как воздействие государственных органов на деятельность ИПС без учета обратной реакции последних. Такое понимание сущности государственного регулирования представляется односторонним, так как предполагает деятельность только со стороны государственных органов без учета обратных реакций на эту деятельность. Регулирование выступает как особая форма взаимодействия, существующая между двумя явлениями действительности, одно из которых выступает субъектом регулирования, а другое - объектом регулирования. Субъектами регулирования являются государственные органы или уполномоченные ими организации, объектом регулирования - товарно-денежный обмен, в котором действуют организации, осуществляющие торговлю, их объединения, в том числе и кластерные образования, а также индивидуальные участники. Объектами регулирования могут быть также и конкретные процессы, точнее их участники, в том числе процесс розничной или оптовой реализации товаров, процесс обслуживания отдельных групп населения и т.д.

Наиболее общая среди форм регулирования деятельности ИПС - экономическая политика по отношению к региону в целом. Но существуют и сравнительно частные формы регулирования. Так, значительное число форм можно выделить по внешним признакам регулирования деятельности ИПС. Следует отметить, прежде всего, такие крупные формы корректирования общего товарно-денежного обмена, как регулирование рынка средств производства и обращения, регулирование рынка предметов потребления. Первое предусматривает регулирование рынка тех благ, в создании или использовании прямо или косвенно которых участвует ИПС (рабочая сила, капитальные вложения, средства производства и обращения и т.д.).

Регулирование рынка предметов потребления корректирует сферу обмена товарами личного потребления (например, продукты питания, одежда, жилища и т.п.), что также выступает определенной формой государственного регулирования деятельности ИПС.

Также в зависимости от объектов государственного регулирования рынка могут складываться более конкретные формы регулирования: рынка орудий труда, рынка рабочей силы, рынка капиталов и т.д.

Осуществляя влияние на ту или иную форму регулирования деятельности ИПС, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет данный процесс.

Современное государство имеет в своем распоряжении три группы методов регулирования деятельности ИПС: административные, экономические и культурно-нравственные.

Административные методы регулирования деятельности ИПС носят предписывающий характер и представляют собой разнообразные меры прямого воздействия, основывающиеся на силе указаний и распоряжений.

К методам административного регулирования деятельности ИПС следует отнести:

установление стратегических и текущих целей развития товарно-денежного обмена в регионе; индикативное планирование социально-экономического развития региона; государственное влияние на уровень цен; контроль над монопольными рынками;

определение и поддержание рациональных социальных норм (социальное страхование; установление минимальной заработной платы и т.п.); иное воздействие на субъекты рынка (в рамках закона).

Установление стратегических и текущих целей развития товарно-денежного обмена в регионе осуществляется на базе господствующей собственности и социальной направленности с применением прогнозирования и программирования.

Разработка прогнозов является важнейшей предпосылкой научного обоснования направлений социальноэкономического развития региона. В свою очередь, государственное программирование позволяет ИПС предвидеть перспективы своего развития, предоставляет информацию отдельным хозяйствующим субъектам о политике государства [1].

Индикативное планирование социально-экономического развития региона осуществляется путем разработки количественных индикаторов, характеризующих целенаправленное воздействие на процесс достижения поставленных целей. Оно представляет собой обоснование системы индикаторов, характеризующих состояние и развитие экономики региона, выступая механизмом согласования интересов власти и хозяйствующих объектов. Такое планирование позволяет органам власти региона эффективно сотрудничать с крупными структурами, развивая производственную, социальную инфраструктуру, содействуя им в выходе на межрегиональные и мировые рынки.

Государственное влияние на уровень цен (например, в рамках госзаказа) обеспечивает создание такой их системы, которая бы максимально реагировала на изменение условий производства и реализации товаров и услуг. Вместе с тем государство не подменяет рынок, но способствует созданию благоприятных возможностей для развития экономики региона.

Прямой контроль власти над монопольными рынками осуществляется с помощью законодательства и прямых организационных, судебных, силовых действий. Все это должно способствовать определению видов монополистической деятельности со стороны ИПС, поддержание необходимой для функционирования рынка конкурентной среды. Это создает стимулы для инвестиций и нововведений в различных формах (продуктовых, технологических, организационных и др.).

Определение и поддержание рациональных социальных норм касается регулирования, в первую очередь, рынка рабочей силы, и рынка социальных услуг. Оно направлено на сокращение «ножниц» экономического, а, значит, и социального неравенства через систему социальной защиты.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Методы экономического (косвенного) регулирования деятельности интегрированных пространственноорганизованных структур региона не носят директивного характера и непосредственно опираются на экономические интересы. При этом государство не должно оказывать прямого воздействия на ИПС. Законодательные органы и правительство должны создавать нормативную базу к тому, чтобы ИПС осуществляли свою деятельность с учетом экономических целей государства и региона. Косвенные методы предполагают создание таких рамок деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной для участников ИПС. Подобные методы должны оставлять свободу выбора для ИПС, не ограничивая ее. Основное преимущество экономических методов перед административными заключается в том, что они не противоречат экономическим интересам субъектов рынка. Недостатком же является некоторый временной промежуток, наблюдаемый между принятием мер государством, их восприятием рынком и полученными хозяйственными результатами.

Однако экономические методы имеют различную степень влияния на принятие ИПС самостоятельных управленческих решений [3]. Ряд рычагов (например, налоги и пошлины) воздействуют более активно. Другие, как предоставление рыночному сектору экономической информации, отличается меньшей степенью влияния.

К основным экономическим методам государственного регулирования ИПС можно отнести: денежно-кредитные; бюджетные.

Денежно-кредитные методы регулирования деятельности ИПС - система государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Применительно к деятельности интегрированных пространственноорганизованных структур региона основной целью денежно-кредитных методов, на наш взгляд, является финансовое стимулирование роста частных денежных инвестиций через поддержание относительно невысокой процентной ставки, прежде всего при рефинансировании.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на деятельность интегрированных пространственно-организованных структур региона позволяет выделить такую группу экономических методов регулирования, как бюджетные методы. В качестве основных из них, на наш взгляд, можно назвать:

♦ воздействие на рынок через налоговую систему;

♦ осуществление государственных закупок;

♦ влияние на рынок посредством различных бюджетных выплат (субвенций, субсидий, трансфертных платежей).

Налоги в современных моделях рыночной экономики - не только источник дохода для госбюджета, с чьей помощью государство перераспределяет доходы, корректирует их уровень в плане всех субъектов рынка. Роль налогов в современных условиях зачастую выходит за пределы обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами. Налоги должны помогать государству корректировать структуру товарно-денежного обмена, регулировать объем и структуру государственных инвестиций, направлять их на оптимальное развитие своих территорий. Возможны два направления в налоговой политике. С одной стороны, введение единой налоговой ставки на прибыль, когда все рыночные субъекты получают равные условия. С другой стороны, применительно к развитию пространственно-организованных структур - применение различных налоговых льгот, а в определенных случаях даже полная отмена налога, если это диктуется необходимостью развития предпринимательской деятельности в отдаленных или сложных местах территории региона. При помощи налогов следует оказывать влияние на ИПС поощрением их рыночной деятельности. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на интегрированные пространственно-организованные структуры региона, динамику и структуру их производства, через научно-технический прогресс, способствующий появлению на рынке новых товаров.

Следует более активно использовать возможности механизма государственных закупок, который в основном применяется в целях обеспечения государства дополнительными резервами стратегически важной продукцией (оборонной, сельскохозяйственной и др.). Государство, выступая в роли покупателя, поддерживает отечественного товаропроизводителя и в значительной степени влияет на объем спроса и предложения данных товаров на рынке, а также на их цены. Посредством этих процессов проявляется стимулирующее влияние на производство, причем с образованием эффекта мультипликатора, что во многом благоприятствует созданию рациональной структуры рыночного механизма региона.

Разновидностью государственных закупок выступает государственный заказ, согласно которому на основе добровольного контракта можно заказать производство продукции любому рыночному субъекту и в негосударственном секторе. Государственный заказ для ИПС должен быть не просто выгодным, но и приоритетно выгодным, осуществляемым на основе конкурса. Получить государственный заказ должно быть весьма выгодным, поскольку заказчик обеспечивает гарантированный сбыт продукции нередко по весьма выгодным ценам. Отметим, что значительную часть государственного заказа в регионах России могут составлять закупки сельскохозяйственной продукции, для осуществления которых следует сформировать особые правительственные организации по примеру развитых западных стран (например, Товарно-кредитная корпорация в США, Федерация сельскохозяйственных консорциумов в Италии, Национальный комитет по зерновым культурам во Франции и т.д.).

Административные (прямые) и экономические (косвенные) методы регулирования деятельности интегрированных образований региона должны быть взаимосвязаны. Во-первых, оба они, так или иначе, должны опираться на законодательство, на различные юридические институты. Во-вторых, экономические меры несут, в определенной степени в себе элементы администрирования, так как устанавливаются и контролируются той или иной государственной службой. В-третьих, в административных регуляторах есть элементы экономики, поскольку они должны в определенной мере учитывать экономические интересы хозяйствующих субъектов. Вместе с тем нельзя не видеть и

существенные различия между ними. Так, экономические методы не сужают свободы выбора для предприятий, но сохраняют за ними право на самостоятельное принятие рыночного решения. Административные методы существенно ограничивают возможность самостоятельного экономического выбора. Но они оправданы, когда максимальная свобода одних оборачивается потерями для других и экономики в целом, а, следовательно, частично для себя. Существуют и такие сферы в экономике, где применение административных методов не только не противоречит механизму рынка, но направлено на его защиту. Например, жесткий государственный контроль, не допускающий монополизации рынка (антимонопольная политика государства), которую должны соблюдать также ИПС региона.

Конечно, проблема выбора и сочетания методов государственного регулирования должна решаться по-разному для каждой страны в различный исторический период ее развития. Все названные методы целесообразно применять в их взаимосвязи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ и прогнозирование экономики региона / Под ред. В.П. Чичканова, П.А. Минакир. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php37artid-24469.

2. Барабанов А. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3. С. 69-81.

3. Библиотека менеджера. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nagement.ru. 2012.

4. Близнюк Н. Вектор развития России. Сайт ЗАО «Информационная группа «Медиасеть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allrussia.ru/new/110531165412.

5. Боуш Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121-131.

6. Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 22.

7. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

8. Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // МЭ и МО. 2000. № 5. С. 97-102.

9. Особенности и последствия мирового финансового кризиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eko-nomicheski.ru/.

10. Попков Ю.С. Макросистемные модели пространственной экономики. М.: КомКнига. 2008.

11. Портер М.Э. Конкуренция. М: Изд. дом «Вильямс», 2005.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.