ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
БАЛИКОЕВ В.Т.,
кан дидат эк о н омически х наук, докторант, Горский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected];
ХУШТОВ А.З.,
аспирант, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования в региональной аграрной системе. Предложен рыночный механизм управления АПК.
Ключевые слова: государственное регулирование; региональная система; аграрная сфера; конкуренция.
In article state regulation problems in regional agrarian system are considered. The market mechanism of management of agrarian and industrial complex is offered.
Keywords: state regulation; regional system; agrarian sphere; a competition.
Коды классификатора JEL: Q13, Q18.
Региональная экономика — сложный, постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся систему. В условиях рынка множество потребителей и производителей самостоятельно решают что, когда, сколько покупать и производить. Преследуя свои частные интересы, они объективно удовлетворяют потребности всего общества. Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями, основой которых является рыночный механизм и его экономические инструменты: цена, спрос, предложение, конкуренция [3].
Таким образом, рыночный механизм выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, в ее поступательном развитии. Помимо этого ему присущи недостатки. Существуют сферы, которые находятся вне досягаемости конкурентного рыночного механизма. Это относится к социальной сфере, образованию, культуре, охране окружающей среды и т. п.
Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Ничем не ограниченное рыночное распределение доходов приводит к социальной поляризации, резкой дифференциации доходов, а также безработице и напряженности в обществе. Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров и услуг коллективного пользования. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. В условиях рынка не решается проблема воспроизводства рабочей силы. С помощью только лишь рыночного механизма невозможны глубокие, стратегические прорывы в области науки и техники [4].
В связи с этим, эффективность национальной экономики в значительной степени зависит от государственного вмешательства. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Таким образом, роль государства, во-первых, проявляется в том, что оно является не только важнейшим элементом внешней среды, но и активно влияет на ее формирование; во-вторых, выступает важным участником рынка; в-третьих, через определенные механизмы (финансово-кредитный, бюджетно-налоговый и др.) воздействует на рыночную конъюнктуру, межотраслевые пропорции, доходы товаропроизводителей и т. д.
Масштабы вмешательства государства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, экономическая активность и т. д.), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет и т. д.). Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически определенным и допустимым в объемах, способствующих повышению эффективности экономики [1].
© В.Т. Баликоев, А.З. Хуштов, 2012
В условиях рыночной экономики каждый регион, каждая отрасль и предприятие решают только свои задачи, не всегда сочетающиеся с общей ситуацией в стране. Между субъектами имеет место конкуренция, а с государством — противоречия. Национальная экономика — многоуровневый и многофункциональный организм, в котором различные регионы, отрасли, предприятия имеют свои особенности. Если опираться лишь на рыночный механизм, то невозможно их движение к одной общей цели. Для того чтобы увязать работу субъектов рынка, направить их деятельность на развитие национальной экономики необходимо государственное регулирование.
Государственное регулирование — система экономических рычагов и стимулов, с помощью которых государство влияет на развитие экономики. Для управления процессами в обществе государство создает институты, в обязанности которых входит поддержка правильного соотношения между рыночным механизмом и экономическими функциями государства [2].
Необходимость государственного регулирования экономики предполагает объекты воздействия органов власти. Объекты государственного регулирования — это первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т. е. то, на что направлено внимание.
В настоящее время можно выделить следующие объекты государственного регулирования экономики: формы собственности, экономический цикл, процесс воспроизводства, цены, окружающая среда, денежное обращение, инвестиции, отраслевая структура народного хозяйства и т. д.
Вопрос о роли государства в регулировании социально-экономических процессов в аграрном секторе остается спорным. Следует подчеркнуть, что в настоящее время даже в странах с развитой рыночной экономикой ни в теории, ни на практике нет как последовательных противников, так и сторонников участия государства в аграрной экономике. Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства доказала сама жизнь. Независимо от теоретических споров на практике, в самых разных странах (включая и те, которые возглавляют мировое экономической сообщество) государство играет заметную роль в решении аграрных проблем и установлении правовых норм, правил экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Здесь мы поддерживаем позицию тех ученых, политиков и практиков, которые выступают за усиление роли государства в сельском хозяйстве, так как оно является стратегически важным сектором экономики, обеспечивающим оптимальное развитие народного хозяйства, его равновесность и, вместе с тем, национальную безопасность страны.
Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства в нашей стране обуславливается его специфическими особенностями. К таким можно отнести: влияние природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство; длительность производственного цикла; низкая монополия сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; ограниченные сроки реализации и переработки продукции; нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию и доходы товаропроизводителей; низкий уровень развития социальной инфраструктуры; отсутствие привлекательности сельскохозяйственного труда; высокая капиталоемкость отрасли и низкая прибыльность инвестиций с большим сроком их окупаемости; отсутствие экологизации сельскохозяйственного производства; медленная приспособляемость отрасли к меняющимся условиям [3, 4].
В силу своей специфики отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители оказываются в худших условиях на рынке продовольствия по сравнению с развитыми странами. Считаем, что в ближайшей перспективе повышение эффективности аграрной экономики будет зависеть от того, насколько удается государству, учитывая специфические особенности сельского хозяйства, заинтересовать каждого товаропроизводителя в максимизации конечных результатов.
В связи с этим, рыночные отношения в сельском хозяйстве должны состоять из двух сфер. В основу первой заложен механизм саморегулирования, который включает в себя: свободу выбора предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных структур; самостоятельное определение товаропроизводителями своей производственной программы исходя из конкретных условий и конъюнктуры рынка; свободный выбор любых форм, каналов и рынков реализации произведенной продукции; реализацию продукции по рыночным (договорным) ценам в соответствии со спросом и предложением; распределение полученных доходов (после уплаты налогов и обязательных платежей) по усмотрению товаропроизводителей; добровольное участие в государственных целевых программах, различных союзах, ассоциациях и др.; самостоятельное определение источников финансирования инвестиционных проектов, в том числе привлечение заемных средств; учет предприятиями в своей хозяйственной деятельности предпринимательских рисков; имущественную ответственность хозяйствующих субъектов по своим обязательствам, долгам [1, 2].
Основу второй сферы рыночных отношений аграрной экономики составляют экономические, правовые и другие механизмы государственного регулирования, ориентирующие товаропроизводителей на эффективную хозяйственную деятельность, ресурсосбережение, экологизацию производства, решение социальных вопросов. Воздействие государства следует рассматривать не как альтернативу рынку, а как средство повышения его эффективности, создание благоприятных условий для направленных действий рыночных сил, смягчения внутренних противоречий самого рыночного механизма.
На первом этапе рыночных реформ термины государственное регулирование и государственная поддержка сельского хозяйства не воспринимались. Затем был принят Федеральный закон «О государственном регулирование агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года № 100 — ФЗ, который определил задачи государственного регулирования: стабилизация и развитие сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержка экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных сельских товаропроизводителей.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
36
В.Т. БАЛИКОЕВ, А.З. ХУШТОВ
С момента принятия закона произошли определенные сдвиги, государство изменило свое отношение к сельскому хозяйству. Были приняты и реализованы целевые программы «Повышение плодородия почв России (2002-2005 гг.)», «Социальное развитие села до 2010 года», финансируемые из федерального бюджета. Однако этого не достаточно, на региональном уровне также необходимо стимулировать развитие сельскохозяйственного производства.
Специфика сельского хозяйства и основные задачи его государственного регулирования определяют содержание экономических функций государства в аграрной сфере:
Первая — обеспечение расширенного воспроизводства и повышение производительности сельскохозяйственного труда, оптимальное размещение сельскохозяйственного производства на территории страны. Экономический рост в сельском хозяйстве означает увеличение и удешевление производства продовольственных товаров и услуг;
Вторая — создание на селе такого экономического климата, который обеспечивал бы эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий: регулирование паритета цен на промышленные изделия, услуги и продукцию сельского хозяйства; ликвидацию диспропорций в ценообразовании, а также снижение цен и тарифов на энергоносители; государственное регулирование с помощью налоговой, кредитной системы и др.; предотвращение появления безработицы;
Третья — распределение доходов между сферами агропромышленного комплекса, а также между товаропроизводителями. Все, кто производит прибавочный продукт, должны получать от него необходимую долю для обеспечения нормального развития производства;
Четвертая — регулирование рыночных процессов через организацию производства товаров и обеспечение их денежной массой. Государство обязано жестко регулировать и контролировать движение денежных потоков, как для инвестирования производства, так и для поддержания уровня покупательного спроса [3].
Вышеперечисленные функции необходимо дополнить пятой, направленной на развитие многоукладной экономики и обеспечивающей защиту прав собственности, и шестой, обеспечивающей применение накопленных научных знаний, совершенствование средств производства, его технологии, организации и управления.
Государство может выполнить эти функции, если формирование системы регулирования аграрной сферы будет основано на следующих принципах. Принцип единства экономических и социальных целей. Его суть заключается в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решении экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся социально-психологические и национальные особенности сельского населения. Другой принцип — сочетание индикативности и директивности в управлении экономикой сельского хозяйства. Директивные методы регулирования должны распространяться на государственные предприятия при необходимости обеспечения общегосударственных нужд. Индикативное регулирование предполагает воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов, таких как государственные закупки, налоговая политика и др. Наибольшая эффективность государственного регулирования сельского хозяйства достигается путем их разумного сочетания [2].
Наиболее важен принцип рационального аграрного протекционизма,_который имеет два аспекта: первый — вну-триэкономический, касающийся взаимоотношений агропромышленного комплекса с другими отраслями; второй — внешнеэкономический, связанный с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Протекционизм — это экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и в защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции путем введения таможенных тарифов и установления квот на импорт. Аграрный протекционизм является основой обеспечения продовольственной безопасности страны в мирное время и выступает как важнейший компонент национальной безопасности [4].
Также следует отметить принцип гарантированности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Государству сегодня очень важно гарантировать устойчивое поддержание паритета цен на сельскохозяйственные товары и средства производства для села, реализацию основных видов продовольственных товаров по гарантированным ценам, поддержку инвестиционной деятельности, воспроизводство племенного скота и элитного семеноводства, экономическую защиту отечественных производителей от конкуренции и импорта продовольствия. При этом необходимо не только целевое, но и эффективное использование денежных средств.
Принцип избирательной направленности государственной поддержки_предполагает предоставление экономической поддержки в первую очередь наиболее конкурентоспособным предприятиям. Это связано с тем, что государство в своем распоряжении имеет ограниченное количество ресурсов. Отсюда, существует необходимость разработки методов и принципов отбора предприятий аграрного сектора экономики, которым государство может и должно оказывать свою поддержку [2, 4].
На наш взгляд, вышеперечисленные принципы необходимо дополнить девятым принципом разграничения полномочий и соблюдения равных условий конкуренции. Он заключается в том, что финансовая поддержка из федерального бюджета может быть дополнена финансированием из региональных и муниципальных бюджетов, но по своим программам. И, наконец, принципом учета международных обязательств. При осуществлении государственного регулирования сельского хозяйства должны учитываться обязательства России по международным соглашениям.
Воздействие государства на экономику сельского хозяйства осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. Прямое воздействие происходит через непосредственное участие государства в процессе производства, а косвенное — через влияние государства на производственный процесс с помощью экономических механизмов. Примерами прямых форм государственного регулирования аграрной сферы экономики могут служить: принятие законодательных актов, нормативных документов, положений и т. д.; управление государственной собственностью; лицензирование и квотирование; применение санкций. Разграничение прямых и косвенных методов условно. Например, чтобы задействовать какой-либо
косвенный регулятор необходимо предварительное административное решение государственных органов (изменение тарифов электроэнергии или стоимости горючего могут сокращать или расширять объем продукции сельского хозяйства).
Особенностью прямых методов государственного вмешательства в аграрную сферу является то, что они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, принуждения и т. д., ограничивая при этом свободу сельскохозяйственного предприятия. Например, плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции, централизованно установленные на нее цены, лишают предприятие выбора наиболее выгодных хозяйственных взаимоотношений. В отличие от этого, косвенные методы государственного регулирования сельского хозяйства не ограничивают свободы предпринимательского выбора и предполагают: государственное прогнозирование; государственное планирование; государственное программирование; бюджетно-налоговую политику; денежно-кредитную политику; инвестиционную политику; внешнеэкономическую политику.
ЛИТЕРАТУРА
1. БабашкинаА.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Галачиев О. Т. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: СПБГПУ, 2009. № 1. С. 142-157.
3. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раза о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 25-41.
4. Свистунова И.Г. Влияние особенностей аграрного производства на использование человеческого капитала в сельском хозяйстве // Terra Economicus. Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. № 2.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3