Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур'

Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISM / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ / INNOVATIVE POTENTIAL MANAGEMENT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ СТРУКТУРА / INTEGRATED INDUSTRIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Здольникова Светлана Вячеславовна

Современные рыночные условия, а также переориентация российской экономики с сырьевой на инновационную модель развития, основанную, в частности, на укреплении позиций собственной промышленности, способной конкурировать с производителями международного уровня, являются стимулами к поиску возможных способов повышения эффективности деятельности, а также созданию дополнительных конкурентных преимуществ, которыми в настоящее время выступают инновационные товары и услуги. Одним из таких способов становится интеграция хозяйствующих субъектов, в частности создание интегрированных промышленных структур (ИПС). Показано, что создание ИПС – одна из актуальных тенденций экономических преобразований российской экономики. В период с 2011 по 2015 гг. доля сделок в промышленном секторе в среднем составила 31 %, при этом наиболее интеграционно активными секторами выступали нефтегазовая отрасль, металлургия и горнодобывающая промышленность. Одним из факторов инновационного развития хозяйствующих субъектов является формирование и эффективное использование их инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала играет важную роль для разработки инновационной политики и инновационной стратегии деятельности субъектов рынка. Однако эта оценка не позволяет комплексно охватить все аспекты, связанные с формированием рынка, его развитием и реализацией. Показано, что организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС является системой инструментов и процессов воздействия, которые используются в практической деятельности для получения инновационных результатов, а также что реализация организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС позволяет структуре максимально полно адаптироваться к условиям жесткой конкуренции на занимаемом рынке, развивать существующие технологии и запускать новые, осуществлять выпуск сложной инновационной продукции за счет максимального использования имеющегося инновационного потенциала, а также его увеличения, что в итоге повышает конкурентоспособность структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Здольникова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic management mechanism of innovative potential of integrated industrial structures

Current market conditions, as well as the reorientation of the Russian economy from raw materials to innovative model of development, based, in particular, on strengthening the position of national industry, able to compete with international level producers, are incentives to seek ways to increase efficiency and develop additional competitive advantages, which in the present are innovative products and services. One of such ways is the integration of economic entities, in particular the formation of integrated industrial structures (IIS). In the article the author shows that the formation of IIS is one of the current trends of economic transformations in the Russian economy. Thus, in the period from 2011 to 2015, the share of transactions in the industrial sector were averaged 31%. The most active sectors were oil and gas, metals and mining. One of the factors of innovative development of economic subjects is the formation and effective use of their innovative potential. The estimation of innovative potential plays an important role for the development of innovation policy and innovation strategy of subjects' activity of the market. However, the estimation of innovative potential does not allow to comprehensively cover all aspects related to its formation, development and implementation. In the article the author shows that organizational-economic management mechanism of innovative potential of IIS is a system of influencing tools and processes that are used in practice to obtain innovative results. Implementation of organizational-economic management mechanism of innovation potential of IIS allows the structure as fully as possible to adapt to the fierce competition to their market, develop existing technologies and to start new, to produce complex and innovative products by maximizing the use of existing innovative potential and its increase, which finally increases the competitiveness of the structure.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур»

УДК 338.24 DOI: 10.5862/JE.246.10

С.В. Здольникова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР

S.V. Zdolnikova

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISM OF INNOVATIVE POTENTIAL OF INTEGRATED INDUSTRIAL STRUCTURES

Современные рыночные условия, а также переориентация российской экономики с сырьевой на инновационную модель развития, основанную, в частности, на укреплении позиций собственной промышленности, способной конкурировать с производителями международного уровня, являются стимулами к поиску возможных способов повышения эффективности деятельности, а также созданию дополнительных конкурентных преимуществ, которыми в настоящее время выступают инновационные товары и услуги. Одним из таких способов становится интеграция хозяйствующих субъектов, в частности создание интегрированных промышленных структур (ИПС). Показано, что создание ИПС — одна из актуальных тенденций экономических преобразований российской экономики. В период с 2011 по 2015 гг. доля сделок в промышленном секторе в среднем составила 31 %, при этом наиболее интеграционно активными секторами выступали нефтегазовая отрасль, металлургия и горнодобывающая промышленность. Одним из факторов инновационного развития хозяйствующих субъектов является формирование и эффективное использование их инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала играет важную роль для разработки инновационной политики и инновационной стратегии деятельности субъектов рынка. Однако эта оценка не позволяет комплексно охватить все аспекты, связанные с формированием рынка, его развитием и реализацией. Показано, что организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС является системой инструментов и процессов воздействия, которые используются в практической деятельности для получения инновационных результатов, а также что реализация организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС позволяет структуре максимально полно адаптироваться к условиям жесткой конкуренции на занимаемом рынке, развивать существующие технологии и запускать новые, осуществлять выпуск сложной инновационной продукции за счет максимального использования имеющегося инновационного потенциала, а также его увеличения, что в итоге повышает конкурентоспособность структуры.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ; ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ; УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ; ИНТЕГРАЦИЯ; ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ СТРУКТУРА.

Current market conditions, as well as the reorientation of the Russian economy from raw materials to innovative model of development, based, in particular, on strengthening the position of national industry, able to compete with international level producers, are incentives to seek ways to increase efficiency and develop additional competitive advantages, which in the present are innovative products and services. One of such ways is the integration of economic entities, in particular the formation of integrated industrial structures (IIS). In the article the author shows that the formation of IIS is one of the current trends of economic transformations in the Russian economy. Thus, in the period from 2011 to 2015, the share of transactions in the industrial sector were averaged 31%. The most active sectors were oil & gas, metals & mining. One of the factors of innovative development of economic subjects is the formation and effective use of their innovative potential. The estimation of innovative potential plays an important role for the development of innovation policy and innovation strategy of subjects' activity of the market. However, the estimation of innovative potential does not allow to comprehensively cover all aspects related to its formation, development and implementation. In the article the author shows that organizational-economic management mechanism of innovative potential of IIS is a system of influencing tools and processes that are used in practice to obtain innovative results. Implementation of organizational-economic management mechanism of innovation potential of IIS allows the structure as fully as possible to adapt to the fierce competition to their market, develop existing technologies and to start new, to produce complex and innovative products by maximizing the use of existing innovative potential and its increase, which finally increases the competitiveness of the structure.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISM; INNOVATIVE POTENTIAL; INNOVATIVE POTENTIAL MANAGEMENT; INTEGRATION; INTEGRATED INDUSTRIAL STRUCTURE.

Введение. Современные рыночные условия, а также переориентация российской экономики с сырьевой на инновационную модель развития, основанную, в частности, на укреплении позиций собственной промышленности, способной конкурировать с производителями международного уровня, являются стимулами к поиску возможных способов повышения эффективности деятельности, а также созданию дополнительных конкурентных преимуществ, которыми в настоящее время выступают инновационные товары и услуги [22, 24, 25, 32—34 и др.]. Одним из таких способов становится интеграция хозяйствующих субъектов [22, 23, 30, 33 и др.] и создание кластеров [23, 30 и др.], в частности создание интегрированных промышленных структур (ИПС) [26, 29, 31 и др.].

Создание ИПС — одна из актуальных тенденций экономических преобразований российской экономики. Так, в период с 2011 по 2015 гг. доля сделок в промышленном секторе в среднем составила 31 %, при этом наиболее интеграционно активными секторами выступали нефтегазовая отрасль, металлургия и горнодобывающая промышленность. Объединяясь, предприятия способны более гибко реагировать на изменения спроса, а организация совместного производства способствует повышению качества различного рода технических разработок на основе системного использования интеллектуального потенциала, а также позволяет экономить ресурсы и получать синергетический эффект. Данные обстоятельства способствуют не только наращиванию объемов производства, но и разработке высокотехнологичных инновационных видов продукции, что приводит к повышению эффективности инновационной деятельности ИПС и отраслей промышленности в целом.

Одним из факторов инновационного развития хозяйствующих субъектов является формирование и эффективное использование их инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала играет важную роль для разработки инновационной политики и инновационной стратегии деятельности субъектов рынка. Однако оценка инновационного потенциала не позволяет комплексно охватить все аспекты, связанные с его формированием, развитием и реализацией. Для

этого необходимо создать систему управления инновационным потенциалом, обеспеченную организационно-экономическим механизмом. Эффективный механизм управления является основным средством успешной адаптации ИПС к неопределенным и быстро изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивает формирование и реализацию такой схемы развития, при которой достигаются наилучшие и оптимальные в конкретной ситуации конечные результаты.

Методика исследования. На основе изучения сущности интеграции и интегрированных структур, а также оценки их инновационного потенциала принято разработать организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС. С этой целью рассмотрим далее следующие вопросы:

— дефиниция «инновационный потенциал ИПС»;

— различные подходы к моделированию процесса управления инновационным потенциалом;

— современные подходы к определению термина «организационно-экономический механизм управления»;

— авторское понимание организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС и выделе -ние его основных компонентов;

— разработка организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС.

Понятие «инновационный потенциал ИПС».

Инновационный потенциал является сложной и многоаспектной категорией, которая обсуждается зарубежными и отечественными учеными, начиная с третьей четверти XX в. Понятие «инновационный потенциал» введено ученым К. Фрименом в 70—80-х гг. ХХ в. Под инновационным потенциалом он понимал обеспечение роста системы за счет нововведений, которые представляют собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [1].

Развитие данной экономической категории связано с понятием «экономический по-

тенциал», определяемым, в общем смысле, как совокупность экономических возможностей субъекта, которые могут быть использованы для обеспечения всех его материальных потребностей. Понимание инновационного потенциала как составной части экономического потенциала описано в работах авторов Л.Э. Морозова, О.А. Бортник, И.С. Кравчук [2]. При этом как часть экономического потенциала инновационный потенциал способствует созданию общих предпосылок воспроизводственного процесса, общих условий экономического роста и развития, выступает существенным признаком, определяющим его экономическую природу.

Наиболее близким к термину «инновационный потенциал» в отечественной литературе конца XX в. является термин «научно-технический потенциал». В современной экономической литературе также можно встретить точку зрения, согласно которой научно-технический и инновационный потенциалы как экономические категории отождествляются. В работах М. Данько [3] и Б. Б. Леонтьева [4] инновационный потенциал хозяйствующего субъекта представляется в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических подразделений субъекта, экспериментальных производств, опытных полигонов, персонала, технических средств и пр.

Согласно другой точке зрения научно-технический потенциал представляет собой лишь составную часть инновационного потенциала, характеризующую наличие ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, в то время как инновационный потенциал учитывает также и реализацию ее результатов. Данный подход описывают в своих работах С.В. Федораев, А.В. Бабкин, рассматривая инновационный потенциал как систему потенциалов, включающую научно-технический потенциал, производственно-технологический потенциал, кадровый потенциал, информационный потенциал, финансовый потенциал и др. [5, 27].

Описанные подходы к пониманию инновационного потенциала характеризует его как совокупность разного рода потенциалов или ресурсов, т. е. набора неких сил, наличие которых должно обеспечивать хозяйствующему субъекту успешное ведение инноваци-

онной деятельности. Однако само по себе наличие или отсутствие таких сил не гарантирует получение эффективных результатов инновационной деятельности. В таком случае возникает необходимость рассматривать инновационный потенциал как способность хозяйствующих субъектов при имеющихся ресурсах достигать максимальных результатов инновационной деятельности.

Такова точка зрения Е.А. Монастырного [6], определяющего инновационный потенциал как «способность системы организовывать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов». Схожую позицию высказывает Р.А. Фатхутдинов, рассматривая инновационный потенциал как «меру готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации» [7, с. 292].

Еще один подход к определению инновационного потенциала подчеркивает его вероятностный характер и характеризует данную экономическую категорию как совокупность возможностей. Так, А.А. Трифилова рассматривает инновационный потенциал как «экономические возможности субъекта по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот» [8].

Как показало исследование, представленные определения не согласованы между собой и указывают на разные существенные характеристики инновационного потенциала. Однако являясь показателем уровня развития инновационной деятельности, инновационный потенциал должен отражать эффективность разработки и внедрения инноваций на рынок или в операционную деятельность хозяйствующего субъекта, а значит, должен включать в совой состав материальную и организационно-управленческую базу для создания инновационных товаров (работ, услуг) и учитывать внутренние и внешние условиях, благоприятствующие или не благоприятствующие их коммерциализации.

Принимая во внимание существующие подходы к определению термина «инновационный потенциал», мы предлагаем рассматривать инновационный потенциал ИПС как способность и возможность ИПС преобразовывать имеющиеся ресурсы в результаты инновационной деятельности.

вать уровень инновационного развития ИПС в конкретные периоды времени, но и отразить тенденцию его изменения, тем самым представляя инновационный потенциал как комплексный показатель в системе координат «Ресурсы — результаты — возможности» (рис. 1).

На рис. 1 точками указана величина инновационного потенциала в последовательные периоды времени, при этом ресурсы и результаты рассматриваются в текущие периоды времени, а возможности определяются с учетом существующей тенденции для будущих периодов. Такой подход обеспечивает комплексное представление инновационного потенциала и позволяет наиболее полно раскрыть его сущность.

Данный подход отражает три основных элемента:

1) ресурсы, являющиеся материальной основой осуществления инновационной деятельности;

2) способности, т. е. умение воплотить имеющиеся ресурсы в результаты инновационной деятельности (инновационные товары, работы, услуги), при этом предлагаем оценивать способности через конкретные результаты инновационной деятельности;

3) возможности, т. е. наличие благоприятной или неблагоприятной тенденции развития инновационной деятельности субъекта.

Такое определение инновационного потенциала позволяет не только охарактеризо-

Рис. 1. Инновационный потенциал ИПС в системе координат «Ресурсы — результаты — возможности» Источник: составлено автором.

Совокупность трех компонент инновационного потенциала и связей между ними позволяет рассматривать инновационный потенциал как систему. Вход системы — ресурсная составляющая, выход системы — полученные инновационные результаты (товары, работы, услуги, технологи и т. п.). Взаимодействие инновационного потенциала с внешней и внутренней средой ИПС проявляется в выполнении определенных функций, среди которых можно выделить следующие:

— научно-исследовательская функция: инновационный потенциал способствует развитию научно-технической деятельности ИПС, выступает в качестве генератора идей;

— производственно-техническая функция: инновационный потенциал содействует разработке и освоению улучшенных, более эффективных способов производства продукции (работ, услуг);

— организационно-управленческая функция: инновационный потенциал активизирует процессы оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

— информационная функция: инновационный потенциал способствует организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышению достоверности и оперативности получения информации.

Таким образом, инновационный потенциал является комплексным показателем уровня развития инновационной деятельности ИПС, характеризующим способность и возможность ИПС разрабатывать и внедрять инновации. Основное назначение инновационного потенциала заключается в том, чтобы в результате его эффективного использования обеспечивался такой уровень развития ИПС, который бы соответствовал общественно необходимому или превосходил его.

Сущность и этапы управления инновационным потенциалом ИПС. Управление инновационным потенциалом — система управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в инновационные товары (работы, услуги).

В ходе управления инновационным потенциалом ИПС решаются три основные задачи [9, 26, 31]:

— формирования инновационного потенциала — первичное планирование и приобретение ресурсов, необходимых для достижения инновационных целей;

— наращивания инновационного потенциала — количественное и качественное улучшение показателей состояния инновационного потенциала на предприятии;

— реализации инновационного потенциала — процесс преобразования компонентов инновационного потенциала в конечный продукт-инновацию.

Процесс управления инновационным потенциалом представлен в виде последовательности этапов. Так, С.А. Князев [9] выделяет шесть этапов управления инновационным потенциалом:

1) определение миссии, постановка целей;

2) разработка базовой стратегии;

3) определение инновационных целей;

4) оценка инновационного потенциала;

5) разработка инновационных проектов, выбор из альтернативного набора вариантов;

6) реализация инновационного потенциала в рамках выбранного инновационного проекта.

Схожую точку зрения высказывает А.В. Решетников [10], однако в его модели присутствует фактор цикличности, позволяющий корректировать миссию, цели и стратегии в зависимости от полученных результатов. Другой пример модели управления инновационным потенциалом приводит Ф.И. Чудаков, выделяя четыре основных этапа управления [11]:

1) анализ положения хозяйствующего субъекта и его перспектив на рынке с учетом существующей стратегии;

2) формирование инновационного потенциала;

3) анализ потенциала;

4) реализация инновационного потенциала.

По нашему мнению универсальная модель управления инновационным потенциалом ИПС должна включать следующие элементы: постановка инновационных целей; определение текущего уровня инновационного развития; анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на уровень инновационного потенциала; реализация инновационного потенциала; корректировка выработанной инновационной стратегии; наличие «обратной связи».

На основе проведенного исследования нами выделено семь этапов управления инновационным потенциалом ИПС:

1) формулирование проблем управления инновационным потенциалом ИПС;

2) формулирование целей и задач управления инновационным потенциалом;

3) анализ текущего состояния инновационного развития ИПС, в том числе анализ внутренней и внешней среды, а также текущего положения на рынке;

4) оценка инновационного потенциала ИПС;

5) разработка организационно-экономических мер по повышению инновационного потенциала ИПС;

6) реализация организационно-экономических мер по повышению инновационного потенциала ИПС;

7) корректировка организационно-экономических мер по повышению инновационного потенциала ИПС.

Управление инновационным потенциалом ИПС способствует формированию необходимых условий для инновационной деятельности ИПС, так как стратегически определяет направления усилий по созданию инновационных товаров, работ, услуг, процессов и технологий на основе разработки и корректировки ключевых направлений ИПС в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.

Процесс управления инновационным потенциалом ИПС неразрывно связан с организационно-экономическим механизмом управления, который и обеспечивает данный процесс. В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективного организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС, который позволит эффективно использовать все ресурсы и возможности предприятий, входящих в ИПС, для реализации инновационного процесса.

Понятие «организационно-экономический механизм». В отечественных исследованиях интерес к изучению применимости механизмов в экономике возник в 70-е гг. XX в., когда был введен термин «хозяйственный механизм», под которым понималась совокупность элементов хозяйствования на разных уровнях.

В дальнейшем в экономической литературе стали употребляться термины «экономический механизм», «организационный механизм», «механизм управления», «финансовый механизм», «организационно-экономический механизм» и пр. Данные термины получили свое развитие в трудах Л.И. Абалкина, Ю.М. Осипова, А.А. Беляева, С.В. Мочерно-го, П.Г. Бунича, В.Л. Тамбовцева, Э.С. Минаева, Л.Р. Забрединой, А.В. Монахова, Ю. Лысенко, П. Егорова, Н.В. Мишениной, Н.В. Коваленко, А.Р. Винес, Г. Шмалена, А. Кульмана, В.Н. Буркова, В.В. Кондратьева, Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Старо-дубцевой, В.О. Федоровича и др.

В Современном экономическом словаре [12] понятие «механизм» определяется как совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы с целью их регулирования. Такая точка зрения получила наибольшее распространение, в частности, в трудах С.А. Егорычева, [13], И.С. Шатилова, Н.А. Слюдаева, М.П. Тушканова [14], Н.С. Яшина [15], А.В. Бабкина, А.Н. Литвиненко [35], где организационно-экономический механизм рассматривается как совокупность принципов, методов, инструментов, моделей управления, обеспечивающая достижение стратегических целей.

Ф.Х. Цхурбаева, И.Т. Фарниева рассматривают организационно-экономический механизм управления как разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т. п.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию, в ходе и под влиянием которых гармонизируются экономические отношения государства, собственников, кредиторов и персонала, включая представителей высшего менеджмента корпорации и общества [16].

А.Б. Титов и О. В. Машевская понимают под организационно-экономическим механизмом управления сочетание элементов, которые находятся под влиянием внешних и внутренних факторов, включая процессы, протекающие на предприятиях отрасли, из совокупности которых складывается вся модель управления объектом [17].

А.З. Гаужаев, З.М. Илаева [6], Э.Н. Кро-ливецкий, О.К. Ольнев [18] считают, что организационно-экономический механизм управления должен обладать следующими характеристиками: оперативностью, надежностью на базе достоверности и современных научно-технических методов работы, оптимальной ступенчатостью и сбалансированностью централизации и децентрализации.

А.Ю. Чаленко подчеркивает, что организационного-экономический механизм управления не может рассматриваться без ресурсной составляющей и определяет данную экономическую категорию как совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения [19].

Сторонники процессного подхода, основанного на методологии функционального моделирования ГОББО, понимают под организационно-экономическим механизмом управления ресурсное обеспечение процесса, включающее совокупность взаимосвязанных элементов, способствующих выполнению функции процесса [20].

По мнению А.Е. Ускова механизм не может существовать вне процесса, так как является его интегрирующей частью и нацелен на выполнение только процессных функций; механизм не имеет собственного управляющего органа и находится в состоянии ожидания управления со стороны субъекта; соотнесение механизма с управлением имеет внутреннее содержательное поле с точки зрения статики и динамики, а также решений инновационного характера [21].

В вопросе определения экономической сущности организационно - экономического механизма управления мы придерживаемся системного подхода и предлагаем рассматривать его как совокупность взаимосвязанных элементов, включающих принципы преобразования входных и выходных параметров, прикладные функции, применяемые методы и технологии, а также организационных и экономических воздействий субъекта на объект, направленных на обеспечение процесса управления непрерывным развитием объекта. Основным системообразующим фактором механизма управления являются его способность к самоконтролю, самооценке и само-

сохранению, а также высокая адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды.

В соответствии с предложенным определением выделим следующие особенности организационно - экономического механизма управления как системы:

1) наличие цели и задач, обусловливающих воздействие субъекта на объект;

2) наличие взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннюю организацию организационно - экономического механизма;

3) наличие функций, для выполнения которых создан организационно-экономический механизм;

4) наличие ресурсов, требующихся для функционирования организационно-экономического механизма;

5) наличие внешних связей с другими механизмами и процессами.

Таким образом, концептуальную модель организационно - экономического механизма управления можно представить в виде схемы (рис. 2).

Как уже отмечалось, организационно-экономический механизм является многоаспектным понятием, которое включает взаимосвязанные элементы: принципы, функции, методы, технологии. Кроме того, ввиду связи организационно - экономического механизма с протекаемыми в хозяйствующих субъектах процессами необходимо наличие субъекта и объекта управления, а также преобразование материального потока, что обусловливается сущностью любых бизнес-процессов.

Субъектом управления является управляющая подсистема, или элемент в системе управления, принимающая решения и воздействующая на объект для достижения поставленных целей. В процессе управления объектом на субъект оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды следует отнести процессы, протекающие в экономике на макроуровне, уровень конкуренции, политику государства в области экономики и промышленной политики и пр. К факторам внутренней среды относятся качество организации хозяйственной деятельности в целом, кадровый компонент, накопленный производственный опыт и др.

Рис. 2. Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления

Источник : разработано автором

Преобразования объекта — управляемой системы, деятельность которой регламентируется субъектом, сопровождаются преобразованием материального потока: от ресурсов к результатам, что является одной из задач процесса управления, результат выполнения которой, в том числе, влияет на эффективность управления в целом.

Сам организационно-экономический механизм на рис. 2 представлен как организационно-методологическое обеспечение процессов управления. Принципы организационно-экономического механизма определяют теоретическую и практическую основу его действия. Функции отражают внешнее проявление свойств организационно-экономического механизма в системе отношений, возникающих в процессе управления. Мето-

ды характеризуют способы воздействия организационно-экономического механизма на процессы управления. Технологии являются опосредованным отражением методов и являются совокупностью средств, процессов, операций, с помощью которых реализуется управленческий процесс.

Организационно-экономический механизм реализуется через инструментарий воздействия — совокупность действий того или иного инструмента. Выделяют организационные и экономические инструменты воздействия. К организационным относятся разработка стратегий развития, организация выполнения различного рода программ и проектов, создание инвестиционной привлекательности и пр. К экономическим воздействиям относятся бюджетирование, финан-

сирование, аудит, аутсорсинг, ценовое регулирование и пр.

Таким образом, в соответствии с представленной концептуальной моделью будем рассматривать организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС как систему управления инновационным потенциалом ИПС, включающую совокупность принципов, функций, методов, технологий и связей между ними, а также способов их воздействия с целью повышения эффективности реализации данного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС. Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом интегрированной промышленной структуры представлен на рис. 3.

Объектом управления является инновационный потенциал ИПС, а субъектом — руководство ИПС или отдельных подсистем ИПС (далее лицо, принимающее решения — ЛПР), реализующих функции управления инновационной деятельностью. Следует отметить, что на субъект будут оказывать влияние такие специфические факторы внутренней среды, как производственно-хозяйственные отношения, складывающиеся между участниками ИПС, уровень их инновационного развития и специфика деятельности (производственная, научно-исследовательская, финансовая, сбытовая и др.).

Цель создания организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС заключается в повышении эффективности инновационной деятельности ИПС и увеличении ее инновационного потенциала.

Цель - повышение э ффективностп инновационной деятельности ИПС н увеличении ее инновационного потенциала

I 1 Ы I

жономическин механизм водит в действие ннсгруь

применяет организационно-экономическии механизм управления инновационным потенциалом ИПС, вводит в действие инструментарий воздействия

На основе принципов:

1) полноты и инструментария воздействия:

2) принцип сочетания централизации и децентрализации управления;

3) принцип непрерывности;

4) принцип адаптивности;

5) принцип устойчивости;

6) принцип эффективности;

7) принцип совместимости

Для реализации функций:

1) поддерживать имеющиеся н создавать благоприятные условия для реализации инновационного процесса в ИПС;

2) создавать возможности быстрой адаптации к изменяющемуся рыночному спросу;

3) поддерживать заинтересованность в инновационном развитии всех участников инновационного процесса;

4) привлекать средства внешних инвесторов, в том числе органы государственной власти для материально-финансового обеспечения инновационной деятельности;

5) привлекать предприятия и ИПС отрасли к участию в совместных инновационных проектах.

С помощью методов:

1) экономические (оценивание, анализ и диагностика, прямой экономический расчет, моделирование);

2) организационные (сбор, обработка и систематизация управленческой информации; контроль; мотивация; координация)

При использовании технологий:

методика оценки инновационного потенциала ИПС

Управление процессом:

1 Формулирование проблем управления инновационным потенциалом ИПС

2 Формулирование целей и задач управления

потенциалом

3 Анализ текущего

состояния инновационного развития ИПС

4 Оценка инновационного потенциала ИПС

5 Разработка организационно-экономических мер по повышению

потенциала ИПС

фектнвностн инновацнон ши ее инновационного п*

1111!

6 Реализация организационно-экономических мер

инновационного потенциала ИПС

7 Корректировка организационно-экономических мер

инновационного потенциала ИПС

с целью повышении эффективности инновационной деятельности ИПС и увеличении ее инновационного потенциала

Инновационный потенциал ИПС

1) Увеличение инновационного потенциала 2) Выпуск инновационной продукции 3) Приобретение новых и развитие существующих конкурентных преимуществ

Рис. 3. Организационно-экономический механизм управления инновационным

потенциалом ИПС

Задачи функционирования организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС следующие:

1) поддерживать имеющиеся и создавать благоприятные условия для реализации инновационного процесса в ИПС;

2) создавать возможности быстрой адаптации к изменяющемуся рыночному спросу;

3) поддерживать заинтересованность в инновационном развитии всех участников инновационного процесса;

4) привлекать средства внешних инвесторов, в том числе органы государственной власти для материально-финансового обеспечения инновационной деятельности;

5) привлекать предприятия и ИПС отрасли к участию в совместных инновационных проектах.

Основными принципами воздействия организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС на объект управления являются принципы:

— полноты и сбалансированности инструментария воздействия, на основе которого объединены и совместно работают все подсистемы, реализующие инновационный процесс;

— сочетания централизации и децентрализации управления, т. е. разграничения сферы принятия решений между подсистемами разного уровня как необходимое условие управления инновационной деятельностью ИПС;

— непрерывности, т. е. систематическое обеспечение инновационного процесса;

— адаптивности, т. е. способность механизма приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

— устойчивости, т. е. обеспечение достаточной надежности механизма для его безотказного функционирования при значительных изменениях во внешней среде;

— эффективности, предполагающий, что затраты материальных, финансовых, трудовых и др. ресурсов на всех стадиях применения механизма не должны превышать эффект от его прямого действия;

— совместимости, т. е. способность компонентов механизма взаимодействовать с другими системами и процессами, реализующимися в ИПС.

Методы как элемент организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС рассматриваются с позиции двух их видов: экономические и организационные.

Экономические методы управления базируются на использовании объективных общественных экономических законов и представляют собой совокупность инструментов и приемов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутреннюю среду ИПС с целью создания благоприятных условий ее развития. В рамках предлагаемого механизма используются следующие экономические методы: оценивание, анализ и диагностика, прямой экономический расчет, моделирование [24, 28].

Организационные методы управления включают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. К числу данных методов, применяемых в рамках данного механизма, относятся: организационное планирование; сбор, обработка и систематизация управленческой информации; контроль; мотивация; координация.

Технологии как компонент организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС является средством реализации данного механизма, представляя собой синтез организационно-экономических методов, применение которых позволяет достичь поставленных задач. В рамках рассматриваемого механизма в качестве основной технологии рассматривается методика оценки инновационного потенциала ИПС, включающая сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности в ИПС, расчет экономических показателей, оценивание полученных результатов, моделирование развития инновационного процесса в будущих периодах, разработку предложений по совершенствованию управления инновационным потенциалом ИПС.

В качестве способов воздействия организационно-экономического механизма на процесс управления инновационным потенциалом ИПС можно выделить экономические (привлечение внешних источников финансирования инно-

вационной деятельности; ресурсное обеспечение инновационного процесса; экономическое стимулирование развития производственно-хозяйственных отношений внутри ИПС и другими хозяйствующими субъектами) и организационные (организационно-методическое содействие совместной инновационной деятельности организаций, входящих в ИПС; организация, координация и контроль инновационного процесса; организация системы непрерывного мониторинга развития инновационной деятельности в ИПС).

Представленный организационно -

экономический механизм управления призван обеспечить эффективное развитие инновационной деятельности ИПС на основе управления ее инновационным потенциалом.

Эффективность управления инновационным потенциалом ИПС предполагает решение проблемы финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе, а также решение проблемы устойчивого развития ИПС в целом. В связи с этим необходимо: во-первых, своевременно разрабатывать стратегию инновационного развития ИПС и формулировать на основе нее актуальные цели и задачи управления инновационным потенциалом; во-вторых, систематически проводить оценку инновационного потенциала ИПС; в-третьих, определять соответствие уровня инновационного потенциала ИПС требуемому.

Согласованное развитие и взаимодействие входящих в структуру ИПС подсистем и предприятий, занятых инновационной деятельностью, формирует инновационную систему ИПС, являющуюся не просто суммой отдельных составляющих, а единым целым, что обусловливает появление синергетиче-ского эффекта. Данное обстоятельство определяет актуальность совершенствования организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС, так как современные рыночные условия вынуждают искать возможности сбалансированного и устойчивого инновационного развития ИПС путем существенной трансформации системы управления ее инновационной деятельностью.

Результаты исследования. Итак, в ходе проведения данного исследования получены следующие результаты:

1) дано авторское определение термина «инновационный потенциал ИПС», представляющее его как способность и возможность ИПС преобразовывать имеющиеся ресурсы в конкретные результаты инновационной деятельности;

2) рассмотрены подходы к моделированию управления инновационным потенциалом и выделены семь этапов процесса управления инновационным потенциалом ИПС;

3) дано авторское определение термина «организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС», а также выделены основные компоненты организационно-экономического механизма, среди которых функции, принципы, методы, технологии;

4) разработан организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС, призванный обеспечить эффективное развитие инновационной деятельности ИПС на основе управления ее инновационным потенциалом.

Выводы. Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС — это система инструментов и процессов воздействия, которые используются в практической деятельности для получения инновационных результатов. Следует отметить, что только эффективное и научно обоснованное использование разнообразных инструментов воздействия позволит осуществить требуемое влияние на инновационный процесс и обеспечить получение желаемых результатов.

Таким образом, реализация организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС позволяет структуре максимально полно адаптироваться к условиям жесткой конкуренции на занимаемом рынке, развивать существующие технологии и запускать новые, осуществлять выпуск сложной инновационной продукции за счет максимального использования имеющегося инновационного потенциала, а также его увеличения, что в итоге повышает конкурентоспособность структуры.

Направление дальнейших исследований мы связываем с моделированием процесса управления инновационным потенциалом ИПС как комплексной системой мер, нахо-

дящейся во взаимосвязи с другими подсистемами и процессами, протекающими в ИПС, и способствующей непрерывному развитию инновационного потенциала.

Материалы подготовлены в рамках проекта № 26.1303.2014/К Министерства образования и науки на выполнение научно-исследовательской работы проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Freeman C. The National Systems of Innovation in historical perspective // Cambridge journal of economics, 1995, no. 19.

2. Морозова Л.Э., Бортник О.А., Кравчук И.С. Экспертные методы и технологии комплексной оценки экономического и инновационного потенциала предприятий. М.: МГУС, 2009. 81 с.

3. Данько М. Инновационный потенциал в промышленности Украины // Экономист. 1999. № 10. С. 26-32.

4. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 2002. 101 с.

5. Федораев С.В. Инновационный потенциал: содержание, структура, методика оценки // Проблемы управления рисками в техносфере. 2010. № 2(14). С. 97-104.

6. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере // Инновации. 2008. № 2. С. 28-31.

7. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2011. 448 с.

8. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации. 2003. № 6. С. 67-72.

9. Князев С.А. Управление инновационным потенциалом предприятия: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2010.

10. Решетников А.В. Управление реализацией инновационного потенциала в промышленности: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2004.

11. Чудаков Ф.И. Механизм формирования и управления инновационным потенциалом промышленного предприятия: дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1999. 479 с.

13. Егорычев С.А. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием муниципального образования // Вестник ОГУ. 2014. № 1(162). С. 49-56.

14. Шатилов И.С., Слюдаев Н.А., Тушканов М.П. Экономический механизм хозяйствования и интенсивные технологии. М.: Агропромиздат, 2002. 251 с.

15. Яшин Н.С. Эволюция методов управления качеством продукции в условиях экономических

преобразований // Вестник СГСЭУ. 2003. № 6. С. 61-65.

16. Цхурбаева Ф.Х., Фарниева И.Т. Организационно-экономический механизм управления предприятиями АПК // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. № 2. Ч. 3. С. 151—154.

17. Титов А.Б., Машевская О.В. Организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью предприятия // Вопросы экономики и права. 2016. № 1. С. 110—114.

18. Кроливецкий Э.Н., Ольнев О.К. Роль организационно-экономического механизма в рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления инвестированием в новшества // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 392—395.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Чаленко А.Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Экономика промышленности. 2010. № 3(51). URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/o-ponyatiynoy-neopredelennosti-termina-mehanizm-v-ekonomicheskih-issledovaniyah

20. Основные понятия IDEF0. URL: http:// www.management.com.ua/qm/qm014.html

21. Усков А.Е. Совершенствование системы управления бизнес-процессами в электросетевых компаниях: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

22. Клейнер Г.Б. Системный ресурс стратегической устойчивости экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 4(223). С. 10—24. DOI: 10.5862/JE.223.1

23. Бабкин А.В., Новиков А.О. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 1(235). С. 9—29. DOI: 10.5862/JE.235.1

24. Демиденко Д.С., Бабкин А.В., Кудрявцева Т.Ю. Теоретические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 3(79). С. 255—262.

25. Егоров Н.Е., Бабкин А.В. Модель кубического пространства инноваций в экономике региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехниче-

ского университета. Экономические науки. 2011. № 5(132). С. 237-240.

26. Бабкин А.В., Мошков А.А. Управление инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2013. № 6(84). С. 45-53.

27. Новиков А.О., Бабкин А.В. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 2-2(75). С. 193-204.

28. Крошилин А.В., Бабкин А.В., Крошилина С.В. Особенности построения систем поддержки принятия решений на основе нечёткой логики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2010. №. 2(97). С. 58-63.

29. Муравьева С.В., Бабкин А.В. Сущность, особенности и классификация интегрированных промышленных структур // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4(199). С. 23-33.

30. Babkin A.V., Plotnikov V.A., Muraveva S.V. Integrated industrial structures in the economy of Russia: organizational forms and typology // Proceedings of The 25th International Business Information

Management Association Conference, May 7—S, 2015, Amsterdam, Netherlands, 1286—1294.

31. Муравьева С.В., Максимова Т.Г., Верзилин Д.Н. Состояние и тенденции инновационного развития обрабатывающих отраслей промышленности Санкт-Петербурга: статистический обзор // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6(90). С. 193—205.

32. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клев-цова М.Г. Реализация инновационного подхода к мониторингу траекторий социально-экономического развития региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2014. № 2. С. 26—36.

33. Мясникович М.В. Проблемы интеграции: политические, правовые, экономические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 10—16.

34. Осипенко А.С. Технологический трансфер в системе обеспечения инновационного развития промышленности // Экономическое возрождение России. 2014. № 1(39). С. S3—SS.

35. Литвиненко А.Н., Бабкин А.В. Применение риск-менеджмента при формировании организационно-экономических механизмов противодействия чрезвычайным ситуациям // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 6—2. С. 131—137.

REFERENCES

1. Freeman C. The National Systems of Innovation in historical perspective. Cambridge journal of economics, 1995, no. 19. (rus)

2. Morozova L.E., Bortnik O.A., Kravchuk I.S. Ekspertnye metody i tekhnologii kompleksnoi otsenki ekonomicheskogo i innovatsionnogo potentsiala predpriiatii. M.: MGUS, 2009. 81 s. (rus)

3. Danfe M. Innovatsionnyi potentsial v promyshlennosti Ukrainy. Ekonomist. 1999. № 10. S. 26-32. (rus)

4. Leont'ev B.B. Tsena intellekta. Intellektual'nyi kapital v rossiiskom biznese. M.: Aktsioner, 2002. 101 s. (rus)

5. Fedoraev S.V. Innovatsionnyi potentsial: soderzhanie, struktura, metodika otsenki. Problemy upravleniia riskami v tekhnosfere. 2010. № 2(14). S. 97— 104. (rus)

6. Monastyrnyi E.A. Terminy i opredeleniia v innovatsionnoi sfere. Innovatsii. 2008. № 2. S. 28—31. (rus)

7. Fatkhutdinov R.A. Innovatsionnyi menedzhment: uchebnik dlia vuzov. 6-e izd. SPb.: Piter, 2011. 448 s. (rus)

8. Trifilova A.A. Analiz innovatsionnogo potentsiala predpriiatiia. Innovatsii. 2003. № 6. S. 67—72. (rus)

9. Kniazev S.A. Upravlenie innovatsionnym potentsialom predpriiatiia: dis. ... kand. ekon. nauk. Volgograd, 2010. (rus)

10. Reshetnikov A.V. Upravlenie realizatsiei innovatsionnogo potentsiala v promyshlennosti: dis. ... kand. ekon. nauk. Volgograd, 2004. (rus)

11. Chudakov F.I. Mekhanizm formirovaniia i upravleniia innovatsionnym potentsialom promyshlennogo predpriiatiia: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2003. (rus)

12. Raizberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar'. M.: Infra-M, 1999. 479 s. (rus)

13. Egorychev S.A. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniia ustoichivym razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniia. Vestnik OGU. 2014. № 1(162). S. 49—56. (rus)

14. Shatilov I.S., Sliudaev N.A., Tushkanov M.P.

Ekonomicheskii mekhanizm khoziaistvovaniia i intensivnye tekhnologii. M.: Agropromizdat, 2002. 251 s. (rus)

15. Iashin N.S. Evoliutsiia metodov upravleniia kachestvom produktsii v usloviiakh ekonomicheskikh preobrazovanii. Vestnik SGSEU. 2003. № 6. S. 61—65. (rus)

16. Tskhurbaeva F.Kh., Farnieva I.T. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniia predpriiatiiami APK. TERRA ECONOMICUS (Ekonomicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta). 2009. № 2. Ch. 3. S. 151—154. (rus)

17. Titov A.B., Mashevskaia O.V. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniia innovatsionnoi deiatel'nost'iu predpriiatiia. Voprosy ekonomiki i prava. 2016. № 1. S. 110-114. (rus)

18. Krolivetskii E.N., Ol'nev O.K. Rol' organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma v ratsionalizatsii vzaimodeistviia tekhnologicheskikh elementov sistemy strategicheskogo upravleniia investirovaniem v novshestva. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2012. № 1. S. 392-395. (rus)

19. Chalenko A.Iu. O poniatiinoi neopredelennosti termina «mekhanizm» v ekonomicheskikh issledovaniiakh. Ekonomika promyshlennosti. 2010. № 3(51). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7o-ponyatiynoy-neopre delennosti-termina-mehanizm-v-ekonomicheskih-issle dovaniyah (rus)

20. Osnovnye poniatiia IDEF0. URL: http://www. management.com.ua/qm/ qm014.html (rus)

21. Uskov A.E. Sovershenstvovanie sistemy upravleniia biznes-protsessami v elektrosetevykh kompaniiakh: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2012. (rus)

22. Kleiner G.B. System resource of economic strategic stability. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 4(223), pp. 10-24. DOI: 10.5862/JE.223.1 (rus)

23. Babkin A.V., Novikov A.O. Cluster as a subject of economy: essence, current state, development. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2016, no. 1(235), pp. 9-29. DOI: 10.5862/JE.235.1 (rus)

24. Demidenko D.S., Babkin A.V., Kudryavtseva ^U. Theoretical aspects of the estimation of efficiency of budgetary expenses. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 3(79), pp. 255-262. (rus)

25. Egorov N^., Babkin A.V. Model of cubic space of innovations in region economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. IEconomics, 2011, no. 5(132), pp. 237-242. (rus)

26. Babkin A.V., Moshkov A.A. Upravlenie innovatsionnym potentsialom integrirovannykh promyshlennykh struktur. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i finansov. 2013. № 6(84). S. 45-53. (rus)

27. Novikov A.O., Babkin A.V. Analiz podkhodov

i metodov otsenki innovatsionnogo potentsiala predpriiatiia. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 2-2(75), pp. 193-204. (rus)

28. Kroshilin A.V., Babkin A.V., Kroshilina S.V. Osobennosti postroeniia sistem podderzhki priniatiia reshenii na osnove nechetkoi logiki. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Computer Science. Telecommunications and Control Systems, 2010, no. 2(97), pp. 58-63. (rus)

29. Murav'eva S.V., Babkin А.V. The nature, features and classification of integrated industrial Structures. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 4(199), pp. 23-33. (rus)

30. Babkin A.V., Plotnikov V.A., Muraveva S.V. Integrated industrial structures in the economy of Russia: organizational forms and typology. Proceedings of The 25th International Business Information Management Association Conference, May 7-8, 2015, Amsterdam, Netherlands, pp. 1286-1294.

31. Murav'eva S.V., Maksimova T.G., Verzilin D.N. Sostoianie i tendentsii innovatsionnogo razvitiia obrabatyvaiushchikh otraslei promyshlennosti Sankt -Peterburga: statisticheskii obzor. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2014. № 6(90). S. 193-205. (rus)

32. Vertakova Iu.V., Polozhentseva Iu.S., Klevtsova M.G. Realizatsiia innovatsionnogo podkhoda k monitoringu traektorii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regiona. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia «Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment». 2014. № 2. S. 26-36. (rus)

33. Miasnikovich M.V. Problemy integratsii: politicheskie, pravovye, ekonomicheskie aspekty. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 5. S. 10-16. (rus)

34. Osipenko A.S. Tekhnologicheskii transfer v sisteme obespecheniia innovatsionnogo razvitiia promyshlennosti. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. № 1(39). S. 83-88. (rus)

35. Litvinenko A.N., Babkin A.V. Risk-management application at formation of organizational-economic mechanisms of counteraction to emergency situations. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 6-2, pp. 131-137. (rus)

ЗДОЛЬНИКОВА Светлана Вячеславовна — инженер Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: s.v.zdolnikova@yandex.ru

ZDOLNIKOVA Svetlana V. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 195251. Polytechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. e-mail: s.v.zdolnikova@yandex.ru

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.