УДК 711.11
Скопина М.В.
Кандидат архитектуры, PhD (Architecture)
доцент кафедры градостроительства Архитектурно-Строительный Университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
Писарев И.Р.
магистрант Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМАТИКА ГОРОДОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА НА ПРИМЕРЕ Г. СВОБОДНЫЙ, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы городов, входящих в Дальневосточный федерального округа на примере градостроительного анализа г. Свободный. Проанализирован потенциал г. Свободный состояние планировочной структуры: состояние промышленных, коммунально - складских, жилых районов; транспортная инфраструктура социально-экономическое и природно-экогологическое состояние городского округа.
Ключевые слова: Дальний Восток, Амурская область, проблематика, город Свободный, анализ города, проблемы.
В советский период формирование центров сосредоточения постоянного населения в регионах Дальнего Востока в значительной степени происходило под воздействием внеэкономических факторов и обуславливалось потребностями оборонно-промышленных предприятий в трудовых ресурсах [1]. Облик современных населённых пунктов городского типа формировался в период ускоренного освоения территории как ресурсодобывающей и военно-промышленной базы, что предопределило специфику
создаваемых здесь объектов социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения. Целенаправленная политика государства 1970-1980-х годов на привлечение и закрепление населения на Дальнем Востоке способствовала развитию социальной инфраструктуры за счёт государственных инвестиций во всех дальневосточных субъектах РФ. Главным фактором привлечения кадров на Дальний Восток оставался высокий уровень оплаты труда, в 1,5-2 раза превышавший средний заработок по стране.
С началом экономических реформ государство, по существу, отказалось от своих обязательств в отношении какой-либо концентрированной экономической политики на Дальнем Востоке [1; 9]. Сильно ухудшилась ситуация с финансированием, текущих затрат на содержание инфраструктуры и жилья. Заводы и предприятия, которые поддерживали за свой счёт детские дошкольные учреждения, школы, жилые дома, инженерные сети, дома культуры, более не были в состоянии поддерживать все эту инфраструктур. В этих условиях попытка местных органов власти самостоятельно финансировать данную инфраструктуру на фоне сокращения источников формирования доходной части местных бюджетов не увенчалась успехом. В итоге дальневосточный округ постепенно потерял свою привлекательность для мигрантов, а проживающее в регионе население отреагировало изменением своего миграционного и репродуктивного поведения [6; 7].
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении проблематики в городах Дальнего Востока на примере одного города - г. Свободный.
Свободный — город в Амурской области России, административный центр Свободнеского района, площадь 225 км2 плотность населения 240, 69 чел./ км2. Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на правом берегу р. Зея (приток Амура), в 167 км к северу от Благовещенска. Город Свободный является крупным транспортным узлом и станцией на Забайкальской железной дороге, на территории города расположен речной порт, который осуществляет перевозки грузов во внутреннем сообщении, 2 ж.д. станции. Перевалочная база грузов железнодорожного и водного транспорта. Узел автодорог. Свободный - второй по величине и значению город Амурской области. Территория городского округа располагает полезными ископаемыми, которые
представлены сырьем для строительной индустрии: месторождения глины и суглинков, песчано-гравийного материала.
Ранее Свободный был промышленным центром Приамурья, где действовало более десяти заводов и фабрик. Помимо этого, Свободный, который географически находится в центре Приамурья и удачно располагается не только на Транссибе, но и на развязке автодорог и судоходной реки, был центром освоения и снабжения северных районов области. В 90 е годы после перестройки и перехода плановой экономики на коммерческие рельсы все рухнуло. За десять последующих лет город лишился 16 тысяч рабочих мест.
Свободный постепенно превращался в населенный пункт со сложной депрессивной экономикой и упадническим настроением его жителей. Безработица и отсутствие перспектив вызвали отток населения. Ежегодно город покидали полтора-два процента жителей. Если в 1989 году Свободный насчитывал почти 80 тысяч человек и был вторым населенным пунктом после Благовещенска, то сейчас здесь проживает 55 тысяч. Сократилась рождаемость, возросла смертность. На 1 января 2017 года численность населения составила 54156 тысяч человек.
В рамках программы развития Дальнего Востока в городе активно реализуется закон о «дальневосточном гектаре» на данное время выдано около 3,5 тысячи гектаров в городском округе. По оценке Минвостокразвития России, что благодаря мерам, прописанным в плане, через восемь лет население Свободного увеличится на 10,2 тысячи человек.
В рамках поддержки развития региона будет построен мост через Амур, который соединит российский Благовещенск с китайским городом Хэйхэ. Мост будет выходить в территорию опережающего развития «Свободный» Особенность территории городского округа - соседство с Китайской Народной Республикой. Это соседство даёт не только партнёрские связи в сферах бизнеса и туризма, но и должно выгодно представлять Россию.
Действующий генеральный план г. Свободного, был разработан институтом «Ленгипрогор» в 1989 году (I очередь - 2000 год и расчетный срок - 2010 г.).
Основные планировочные решения генерального плана не реализованы:
87
- не сформирован массив капитальной жилой застройки в центральной части города;
- не выдержаны параметры красных линий улично-дорожной сети;
- не получила планируемого развития система зеленых насаждений общего пользования;
- не реализованы решения по формированию промышленных и коммунально-складских районов («Ключевой», «Южный»), не осуществлен вынос ряда предприятий.
Планировочная структура г. Свободного определяется тремя основными факторами - особенностями его положения (надпойменные террасы р. Зея), линией прохождения Транссибирской магистрали и решениями генерального плана 1912 г., практически полностью реализованного в своих основных положениях.
Транссибирская железнодорожная магистраль, проходящая с севера на юг, делит территорию города на ряд поселков - районов города.
Кроме того, на организацию планировочной структуры города влияют следующие факторы:
- протяженность селитебной территории;
- разобщенность районов города, разделенных железнодорожной магистралью ;
- местоположение существующих промышленных и коммунально-складских территорий;
- сложившаяся жилая застройка, местоположение общегородского центра и центров отдельных районов города;
- затрудненность выхода жилой застройки к берегу р. Зеи из-за наличия в прибрежной части значительных промышленных и коммунально-складских предприятий и организаций.
Список литературы:
Дальний Восток России: экономическое обозрение / под ред. П. А. Минакира. М.: Прогресс-комплекс: Экопрос, 1993. 156 с.);
Официальный сайт Муниципальное образование город Свободный Амурской области [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.svobnews.amur.ru/, свободный. - Загл. с экрана. Сайт «надальнийвосток.рф» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/, свободный. - Загл. с экрана.
Свободный. Strelka Magazine [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://svobodniy.strelka.com/ru, свободный. - Загл. с экрана.
Мотрич Е.Л. Демография и миграционная ситуация в Дальневосточном федеральном округе // Вестник ДВО РАН. 2004. № 6. С. 101110.
Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию // Проблемы прогнозирования. 2009. № 5. С. 134-146.