4. Новосибирск. Энциклопедия. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003.
5. Цыплаков Ф.И. Новосибирская рать богатырей / Новосибирцы - Герои Отечества. -
Новосибирск: ОАО «НКИ», 2010.
6. Чернобровцев А.С. Песня в камне. - Новосибирск: Сибирская горница, 2006.
7. Чернобровцев А.С. Хочу остаться. - Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2012.
Ю.А. Мылова, Н.П. Крадин, г. Хабаровск специфика формирования архитектурноградостроительной среды советского города середины XX В. (НА примере Г. КоМСомоЛЬСКА-НА-АМУРЕ, хабаровский КРАЙ)
Утопические концепции социалистического города, сложившиеся в 1920-х гг. в рамках советской градостроительной науки, являются своего рода экспериментом по созданию кардинально новой модели города, отражающей изменения, произошедшие в данный период времени в политическом режиме, экономическом строе страны и социальном укладе общества. Начиная с 30-х гг. XX в., градостроительство в СССР развивается в двух основных направлениях: реконструкция существующих старых городов и строительство новых городов на неосвоенных ранее территориях. Причем второе направление ничем не ограничивает архитектурные поиски, дает возможность проектировать городскую среду качественно нового типа. На этом фоне складывается комплексный подход к формированию городского пространства, представляющий собой единовременное решение функциональных, планировочных, инженерно-технических, эстетических задач.
1. Модель социалистического города 30-х гг. XX в. Неподдельный интерес советских архитекторов к проблеме нового города имеет твердое политическое и экономическое обоснование: к началу 1930-х гг. в СССР возникает реальная потребность возведения крупных административных центров, сопутствующих строительству производственных предприятий [3, с. 96]. Одной из важнейших установок партийного руководства становится вывод промышленного комплекса страны на качественно иной уровень, что предопределяется в первую очередь военно-стратегическими задачами государства [11, с. 245]. Решения XIV-XV съездов ВКП(б) (1925, 1927 г.) утверждают курс на ускоренную индустриализацию страны [17, с. 125], который включает в себя возникновение производственных узлов в Приднепровье, Донбассе, на Урале, освоение территорий Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Стремление к реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, опубликованного весной 1929 г., согласно которому предполагалось строительство порядка 200 городов [17, с. 126], позволяет воплотить в жизнь основные замыслы социалистического градостроительства [13, с. 99, 110]. Превращение СССР из аграрной страны в индустриальную [4, с. 129] сопровождается возведением множества промышленных городов, при этом транспортная сеть, развивающаяся в связи с производственной необходимостью, способствует «осуществлению всеобщей урбанизации страны» [16, с. 50]. Если к середине 1930-х гг. проектно-планировочные работы ведутся более чем в 300 городах Союза [6, с. 161], то к 1960-м гг. эта цифра достигает 800 [13, с. 99].
Столкнувшись с несовместимостью капиталистического подхода к строительству городов с установками советской градостроительной политики, архитекторы выносят на обсуждение альтернативные схемы, отражающие принципиально новые методы городского планирования, расселения граждан на территории СССР, что и становится основной темой дискуссии урбанистов и дезурбанистов, получившей широкую огласку на страницах передовых изданий в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
Проектируя структуру будущего города, архитектор закладывает приоритетные направления развития общественных отношений, разрабатывает концепцию функционирования системы в соответствии с идеологией социалистического государства. Урбанизированная среда составляет социокультурное пространство человека и, следовательно, может стать средством управления процессами, происходящими в обществе, регулируя их протекание в определенном направлении. Задача проектировщика при этом - обозначить нужные ориентиры посредством создания пространственно-функциональной модели города, требующейся для идеологически верного существования советского человека, закрепляя тем самым в его понимании новые принципы жизнедеятельности. Соответствие концептуальной схемы планирования нового города политическим установкам социализма стимулирует изменение социально-бытовых отношений, поиски новых культурных традиций.
В этом контексте постепенно формируется структура нового советского города с присущими ей специфическими чертами. «Основные признаки города в социалистической системе определяются стремлением к полному уничтожению социального неравенства» [17, с. 239], организацией уклада жизни общества, базирующегося на классовой однородности населения. В проектах жилищного строительства отражается построение модернизированных форм межличностного общения. Ведение совместного хозяйства, коммунального быта закладывается в планировочных решениях зданий. Равномерность жилой застройки несет в себе идею всеобщего единства.
Закрепляются основные принципы функциональной организации территории, которые положены «в основу планировки новых советских городов в противоположность исторически сложившемуся бессистемному размещению на одной и той же территории всех видов строительства» [13, с. 117]. Строгое зонирование городской среды позволяет сформировать систему эффективного взаимодействия и функционирования ее элементов: промышленной, жилой и общественной зон.
Базовой составляющей урбанизированной среды становится наличие градообразующего промышленного предприятия, которому в структуре социалистического города отводится главенствующая роль. Размещение производства оказывает прямое влияние на организацию планировочного каркаса города [11, с. 402]. Одним из первых городов, ставшим ярким примером поселения нового социалистического типа, является Магнитогорск. Анализируя эскизный проект застройки города, нельзя не обратить внимания на ведущую роль промышленного предприятия как структурного элемента в планировочном решении города. Та же тенденция проявляется в проектных предложениях по строительству Новокузнецка, Новомосковска, Караганды и ряда других советских городов.
Доминирующее положение заводских территорий соответствует политике воспитания социалистического общества, основная ценностная ориентация в котором -трудовая деятельность. Производственное предприятие зачастую является акцентным элементом в пространственной модели города. Заводские трубы в силу своих габаритных размеров становятся высотными ориентирами в панораме города. Обязательно
наличие заводской площади, обычно являющейся композиционным завершением одной из главных магистралей города. В некоторых проектных решениях заводская площадь объединяется центральной улицей с главной площадью города, создавая тем самым единый ансамбль застройки общественного центра.
Моделирование структуры городских площадей и улиц имеет характер открытости, общедоступности. Вместе с тем расположение на главных площадях города памятников ведущим партийным деятелям, ориентация на них административных зданий акцентирует внимание граждан на истинные ценности социалистического общества. Пространства городского центра предназначены для проведения здесь массовых публичных действий: парадов, шествий, демонстраций, а потому предпочтение отдается широким проспектам и крупным открытым площадям.
Создание иерархичной системы пространства позволяет упорядочить и упростить для восприятия гражданами городскую среду. При этом использование приемов классического архитектурного наследия [1] вызывает стереотипные ассоциации, положительные с позиции идеологических установок власти. На первый план выходит вопрос организации систем ориентиров в городе, позволяющей человеку верно интерпретировать среду [16, с. 28-29]. Соотношение пространства и объемов, композиционная подчиненность центру [5, с. 60] направляет зрителя, вырабатывая способность ориентироваться в городе.
Радикальное отличие от капиталистического города обеспечивает подход к решению проблемы землепользования. «Связанная с победой социализма отмена частной собственности дает основание рассматривать город в качестве предмета проектирования» [7, с. 36]. Отсутствие у граждан права на владение землей закрепляет всю территорию города за государством и, следовательно, упрощает систему управления, планирования и застройки [5, с. 125]. Стремление решить все пространство города как единый автономный комплекс продиктовано желанием «создать однородную социальную целостность» [9, с. 21].
2. Советский Дальний Восток в первой половине XX в. В контексте всеобщей индустриализации страны в 1928 г. на обсуждение Совета народных комиссаров РСФСР выносится вопрос экономического и социально-культурного развития Дальнего Востока [8, с. 53]. Особое внимание правительство обращает на сложную политическую обстановку, ставит целью усиление обороноспособности СССР. Осознание возможности использования природных богатств края и необходимости укрепления дальневосточных границ приводит к тому, что в непростой экономической ситуации, в которой находится страна в данный период времени, власти находят средства на освоение столь отдаленных от центра территорий.
Близ крупных административных центров, таких как Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Николаевск, закладываются новые промышленные предприятия. На ранее неосвоенных территориях Дальнего Востока появляются новые узлы индустрии, ориентированные на различные сферы производства: угольная, нефтяная промышленность, электроэнергетика, лесная и рыбная отрасли, металлургия и др. Осваивается северное направление: Магаданская область и Якутия с развитием здесь горнодобывающих отраслей. Программа экономического освоения дальневосточного края сопровождается закреплением населения на территории Дальнего Востока. Экономическое и социальнокультурное развитие дальневосточного региона воплощает идеи становления советского государства в первой половине XX в.
Основание г. Комсомольска-на-Амуре происходит в период возникновения крупнейших индустриальных центров СССР в начале 1930-х гг. Образованию города предшествует ряд причин. В соответствии с программой экономического развития Дальнего Востока принимается решение о необходимости возведения в регионе предприятий судостроительного и авиастроительного производства. Целям сохранения безопасности стратегических объектов способствует выбор их места расположения в достаточном удалении от государственных границ [12, с. 108]. Базирование ведущих промышленных предприятий в тылу объясняется основной ориентацией их на военное производство, требованиями обеспечения автономной работы заводов в случае обострения военнополитических конфликтов.
Возведение г. Комсомольска-на-Амуре решает три важнейшие задачи: военную, экономическую и геополитическую. При этом превращение индустриального узла в крупный административный центр планируется проводить на основании идеологической концепции образцового социалистического города, в связи с чем на протяжении достаточно длительного срока идеализируются цели строительства Комсомольска, ведется общественная пропаганда, в аспекте которой город видится «воплощением идеи социально-политического обновления» [10, с. 81].
3. Планировочная структура г. Комсомольска-на-Амуре как результат советской градостроительной политики. Стремление развивать потенциал Дальнего Востока базировалось на экономической и политической подоплеках. Во многих литературных источниках по истории города упоминается, что Комсомольск строился как «город при заводе». Если сформулировать точнее - при нескольких заводах, строительство которых стало решающим фактором для образования города. Появляясь как временное место проживания первостроителей, рабочие поселки при судостроительном и авиастроительном заводах со временем разрастались и становились основой для будущего города. Промышленные предприятия, являясь основными местами приложения труда (изначально - строительство завода, впоследствии - непосредственно производство), во многом определяли и архитектурно-планировочную композицию города.
Как свидетельствуют архивные документы, первый генплан Комсомольска-на-Амуре был составлен в 1939 г., в то время как датой основания города считается 1932 г. Примерно семь лет со дня возникновения Комсомольска застройка осуществлялась бессистемно, лишь частично опираясь на схемы и проекты рабочих поселков. Проект 1935 г. поселка при Амурской судоверфи архитектора Н.М. Протопопова-Быльева (рис. 1), находящийся в фондах городского краеведческого музея, фактически является одним из первых картографических документов в истории города. Проект представляет собой характерный образец соцгорода 1930-х гг. Архитектор, формируя городскую среду будущего Комсомольска, проектировал определенную стратегию поведения человека. Регулярная планировка, открытые кварталы создавали атмосферу общедоступности, делали возможным общение жителей в культурных и хозяйственных центрах отдельных районов. Широкие улицы и проспекты, крупные площади открывали возможность проведения массовых общественных мероприятий. Градообразующей являлась улица Кирова, на пересечении которой с аллеей Труда располагалась главная площадь поселка, составляющая пространство для общественной жизни города. Парки культуры и отдыха ориентировали человека на определенное проведение свободного времени, организацию досуга. Город окаймляет зеленая полоса. В парке, запроектированном вблизи набережной,
Рис. 1. Поселок при Амурской судоверфи. 1935 г.
свободно расположены административные здания, что вполне укладывалось в рамки градостроительных теорий начала XX в.
Попытки упорядочить сложившуюся структуру застройки рабочих поселков были предприняты позднее (рис. 2). В 1939 г. архитектор Б.В. Данчич составил генплан Комсомольска, в соответствии с которым был организован архитектурнопланировочный каркас города [12, с. 112]. Территория города разделялась рекой Си-линка на два основных района (Правосилинский и Левосилинский), определившихся расположением в них двух основных градообразующих предприятий. Зона отдыха в пойме между жилыми массивами правого и левого берегов - крупный городской парк с водным пространством - объединял город в функциональном отношении [2]. В Левосилинской части города планировалась прямоугольная система городских магистралей, основу архитектурной композиции составила ул. Первомайская (совр. Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект [12, с. 113]. Пра-восилинский район отличался трехлучевой структурой, восходящей к регулярной планировке г. Ленинграда. Осями Правосилинской части города являлись Набережная, ул. Кирова и пр. Амурский (совр. Первостроителей). Создание комплексов и ансамблей в районах массового жилищного строительства было определяющим направлением в формировании городской среды. Каждый из двух районов города имел свой общественный центр, обозначенный расположением городской площади и концентрацией в нем общегородских и районных общественных зданий [13, с. 144, 169]. Строительство по генплану Б.В. Данчича предполагало формирование общегородского центра в виде развитой архитектурно-пространственной композиции, отличающейся симметричной планировкой. В проекте генерального плана города 1939 г. можно наблюдать упорядоченность магистралей города, регулярную,
Рис. 2. Схема сетки улиц г. Комсомольска-на-Амуре. 1939 г. Графическая реконструкция Ю.А. Мыловой
«классическую» планировку широких проспектов, которая выражалась в идеальной симметрии и строго пропорциональной архитектуре [15, с. 17].
После утверждения в 1954 г. технико-экономических основ развития г. Комсомольска-на-Амуре Ленинградское отделение Горстройпроекта под руководством архитектора Баныкина разработало второй в истории города проект планировки (рис. 3). Новый генплан ставил целью [14]: улучшение планировочной структуры - путем укрупнения кварталов и уплотнения существующей застройки (в зонах 2-3-х этажного и усадебного строительства); ликвидацию малоценного, с большим процентом износа барачного жилого фонда; освоение как Правосилинской, так и Левосилинской частей города для расселения расчетного количества населения в 270 тысяч человек; соединение двух отдельных районов города тремя магистралями, что должно было обеспечить дублированную связь между ними, объединив тем самым городское пространство в единую целостную композицию. Предусматривалась реорганизация существующих площадей и строительство новых (Ленина, Просвещения, Строителей), акцентированных высотными зданиями. Проспект Ленина предлагалось пробить по прямой линии через реку Силинку до улицы Первомайской (совр. Калинина) на Дземгах. С одной стороны проспекта, на площади Металлургов, предполагалось возведение 12-этажного здания политехническое института, на другом конце проспекта, на Дземгах - комплекс 12-этажных административных зданий [12, с. 116]. Застройка центральных районов и магистралей, связывающих Правосилинскую и Левосилинскую части города, намечалась 4-5-этажными зданиями с частичным увеличением этажности до 6-7 этажей по набережной р. Амур и в районе центра города. Проектируемая система зеленых насаждений базировалась на освоении сохранившихся зеленых массивов и на устройстве новых.
На практике при строительстве Комсомольска-на-Амуре стало неизбежным возникновение ряда трудностей. По мере развития Комсомольск все больше удалялся от
Рис. 3. Функциональное зонирование территории г. Комсомольска-на-Амуре. 1954 г. Графическая реконструкция Ю.А. Мыловой
задуманного идеала рационалистического города, усложнялась его топокультурная и социальная структура. Определяющей чертой строительства города стало несоответствие планов и реальности, несогласованность решений, необеспеченность их воплощения [10, с. 82, 89]. Анализируя современную карту Комсомольска, нельзя не обратить внимания, что город и сегодня представляет собой двухчастную структуру, разделенную естественной границей - р. Силинкой, впадающей в Амур. Взаимное расположение большого количества промышленных предприятий, селитебных районов и общественных центров разной степени доступности и уровня инфраструктуры определяет схему функционального зонирования города. Архитектурно-планировочная среда города, сложившаяся в традициях советского градостроительства, на современном этапе существования нуждается в пересмотре основных аспектов градостроительного подхода, адаптации к современным экономическим и социальным условиям. Оптимальное развитие архитектурно-планировочной среды Комсомольска-на-Амуре может быть проведено по следующим направлениям: реконструкция промышленных районов в соответствии с современными технологическими требованиями и условиями производства; уточнение, корректировка функционального зонирования городской среды; развитие и обновление жилищного фонда города; реновация озелененных территорий города с целью повышения уровня жизни горожан.
Заключение. Выход промышленного комплекса страны на новый уровень, форсированное развитие народного хозяйства приводит к возникновению производственных и транспортных узлов по всей территории СССР Размещение индустриальных предприятий влечет за собой появление городов - новых административных центров. Высокие темпы урбанизации являются проявлением интенсивного развития промышленности. Новые советские города складываются в соответствии с оптимальными приемами и методами планирования, обладают своеобразной спецификой застройки, характери-
зующейся рациональным подходом к функциональному зонированию территорий, отличаются четкой организацией композиционной структуры и главенствующей ролью производственного предприятия в формировании планировочного каркаса города.
Комсомольск-на-Амуре является ярким примером города советской эпохи, основание которого в 1932 г. продиктовано рядом факторов экономического развития и военно-стратегическими предпосылками. Комсомольск планируется в соответствии с концепцией социалистического города, основными идеологическими установками советского градостроительства. Генеральные планы города, созданные под руководством архитектора Данчича - в 1939 г., и Баныкина в 1954 г., представляют собой образцовые проекты «города социалистического будущего» [12, с. 112]. Комсомольск-на-Амуре, и сегодня оставаясь крупным промышленным центром Дальнего Востока, нуждается в переосмыслении подхода к процессу градостроительства, дальнейшем развитии городской среды.
Литература
1. Александрова, М.В. Социокультурный аспект советской градостроительной политики 1917-1932 гг.: на примере г. Ярославля [Электронный ресурс]: дис. ... канд. ист. наук / М.В. Александрова - электронная библиотека диссертаций disserCat.
- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokultumyi-aspekt-sovetskoi-gradostroitelnoi-politiki-1917-1932-gg-na-primere-g-yarosla.
2. Генеральная схема планировки г. Комсомольска-на-Амуре. Т. 1 (текстовая часть) / Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп. 9. Д. 6. 1939. - 212 с.
3. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 350 с.
4. Журавлев, А.М. Архитектура советской России / А.М. Журавлев, А.В. Иконников, А.Г. Рочегов. - М.: Стройиздат, 1987. - 447 с.
5. Из истории советской архитектуры (1917-1954 гг.): учеб. для архитектурных вузов / Н.П. Былинкин, А.В. Рябушин. - М.: Стройиздат, 1985. - 256 с.
6. Казусь, И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования / И.А. Казусь. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с.
7. Клевакин, А.Н. Сибирский город в эпоху перемен / А.Н. Клевакин. - Новосибирск: Наука, 2008. - 116 с.
8. Комсомольск-на-Амуре. Север Хабаровского края. Восточный БАМ. Нижнеамурье. Энциклопедия / Б.Д. Дрозд, А.С. Семенов - Комсомольск-на-Амуре: изд. фирма «Амурская Волна», 2004. - 431 с.
9. Косенкова, Ю.Л. Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов: От творческих поисков к практике строительства. - Изд. 2-е, доп. / Ю.Л. Косенкова. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 440 с.
10. Костюрина, Н.Ю. Новый город как модель советской культуры / Н.Ю. Костюрина.
- Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2005. - 189 с.
11. Меерович, М.Г. Рождение и смерть города-сада: Градостроительная политика в СССР 1917-1926 гг. (От идеи поселения-сада к советскому рабочему поселку) / М.Г. Меерович. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 340 с.
12. Объекты культурного наследия / сост. А.В. Дыминская, Л.Б. Шокурова. - Хабаровск: Рос. Медиа Альянс, 2006. - 208 с.
13. Основы советского градостроительства. Т 1 / Н. Баранов. - М.: Стройиздат, 1966. - 416 с.
14. Проект планировки и застройки г. Комсомольска-на-Амуре. Т. 1. Архитектурнопланировочное решение / Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп.
9. Д. 13. 1954. - 94 с.
15. Савенкова, В.Н. Дискурс власти в формировании городского пространства (на примере г. Комсомольска-на-Амуре 30-50-х гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. культурологии / В.Н. Савенкова. - Владивосток: б.и., 2003. - 26 с.
16. Хазанова, В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будущего / В.Э. Хазанова. - М.: Изд-во «Наука», 1980. - 374 с.
17. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 2: Социальные проблемы / С.О. Хан-Магомедов. - М.: Стройиздат, 2001. - 712 с.
В.С. Пилипенко, г. Новокузнецк АРХИТЕКТОР А.Д. КРЯЧКОВ В КУЗБАССЕ
Архитектурный стиль конструктивизма 20-30-х гг. прошлого века характерен для ряда зданий городов Кемерово, Анжеро-Судженска, Новокузнецка, Ленинск-Кузнец-кого в Кузбассе. Многие здания этого стиля, к сожалению, не имеют установленного архитектурного авторства. Известно однако, что выдающийся архитектор А.Д. Крячков (1876-1950) оставил три архитектурных шедевра на территории Кузбасса.
Дворец труда в Щегловке (Кемерово). Строительство Дворца труда началось в мае 1927 г. по предложению секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) Р.И. Эйхе. Стройка была объявлена народной: приглашенной бригаде каменщиков помогали жители города. Здание Дворца труда было размещено в соответствии с первым городским планом, разработанным в 1918 г., и должно было занять Дворцовую площадь города, но к настоящему времени в связи с изменением плана Дворец оказался на границе городской промышленной зоны. Из-за недостатка кирпича Дворец был построен из природного камня - песчаника, что позволило создать уникальный в своем роде образец каменного конструктивизма.
Композиция фасада Дворца с трехчастным делением на повышенную центральную часть и вытянутые боковые крылья соответствует классической традиции, однако контрастно поднятый над центральной частью объем башни нарушает спокойную симметрию здания. На башне, согласно проекту, должны были быть установлены часы.
Дворец был торжественно открыт в канун 10-летия Октябрьской революции, 6 ноября 1927 г. После пожара 1929 г. здание было восстановлено на средства, собранные горняками Кузбасса. В этом же году в здании начал работу краеведческий музей, в 1934 г. -первый профессиональный городской драматический театр, а в 1939 г. - музыкальная школа. В годы Великой Отечественной войны здесь разместились цеха эвакуированного из Орехово-Зуева завода «Карболит». После войны в процессе реконструкции восстановили парадный интерьер. С 1960 по 1979 г. в здании размещалась областная филармония. В 1978 г. зданию бывшего Дворца труда был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения
В настоящее время в здании находится Кемеровское областное училище культуры. Надпись «Дворец труда. 10 лет Октября» на главном фасаде была утрачена еще в 1940-е гг