УДК 711.4:93 /99 МЫЛОВА Ю. А.
Эволюция планировочной структуры советского промышленного города
(на примере г Комсомольска-на-Амуре)
Концепции советского градостроительства, начиная с 1930-х годов, планомерно реализовались на практике. Процессы индустриализации страны форсировали темпы урбанизации территории. Основным градообразующим фактором для большинства городов, основанных в СССР, было формирование производственных предприятий. Специфика застройки социалистического города проанализирована на примере г. Комсомольска-на-Амуре на основе архивных данных. Намечены определяющие направления развития архитектурно-пространственной среды города на современном этапе его существования.
Ключевые слова: индустриализация, урбанизация, социалистический город, планировочная структура города, генеральный план.
MYLOVA Y. A.
THE EVOLUTION OF THE PLANNING STRUCTURE OF THE SOVIET INDUSTRIAL CITY (on an example Komsomolsk-on-Amur)
Conceptions formed in first part of XX century in theory of soviet urban planning since 1930 became realized on practice systematically. Industrial processes forced paces of territory urbanization. The main city planning point for most cities found in USSR was industrial enter-prise's formation. Based on achieve dates the specific of planning socialistic city was analyzed on the ex-ample of Komsomolsk-on-Amur. Directions of architecture space development were slated to actual stage being.
Keywords: industrialization, urbanization, socialist city, planning structure of the city, master plan.
Мылова Юлия
Анатольевна
аспирант, преподаватель
кафедры «Архитектура
и Урбанистика»
ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский
государственный
университет»
e-mail: [email protected]
Вначале XX в. со сменой политического строя в России происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни. Власть стремится преобразовать не только основные социальные институты, но и экономику. Ускоренное развитие индустриального комплекса форсирует процесс урбанизации. Перед архитекторами стоят задачи определения основных принципов проектирования, радикально отличающихся от ранее существовавших методик. Главным фактором образования городов является закладка производственного предприятия, а потому новые поселения в СССР, массовое строительство которых начинается в 1930-х гг., считаются промышленными.
Комсомольск-на-Амуре возник в период всеобщей урбанизации территории СССР, его планировочная структура является отображением основных методов советского градостроительства начала XX в. На современном этапе существования Комсомольска наблюдается отток населения из города, что не может быть показателем его планомерного развития. Отсутствие определенной социальной комфортности городской среды делает Комсомольск
малопривлекательным для населения. Понимание актуальных направлений становления экономической сферы государства позволяет сделать выводы о необходимости модернизации градостроительного подхода к планированию и последующей застройке г. Комсомольска. На этом фоне является необходимым внесение корректив в архитектурную среду Комсомольска-на-Амуре с целью перехода на качественно новый уровень жизни. Данное обстоятельство актуализирует градостроительную оценку планировочной структуры Комсомольска в контексте исторического поэтапного развития города. Исследование градостроительных решений разных лет позволяет произвести анализ существующей ситуации, что является путем определения методов оптимального развития города в современных условиях.
Таким образом, предметом исследования являются закономерности возникновения архитектурно-пространственной структуры г. Комсомольска-на-Амуре, особенности ее формирования. Цель статьи заключается в определении характера сложившейся планировочной структуры Комсомольска и рассмотрении аспектов дальнейшего ее разви-
тия. В анализе проблемы применены приемы историко-типологическо-го, сравнительно-исторического, системного, структурно-функционального методов исследования, позволивших произвести архитектурно-градостроительный анализ планировочной структуры г. Комсомольска-на-Амуре, обозначить основные тенденции в развитии городской среды, предопределить решение актуальных проблем архитектурного пространства города.
1 Возникновение советских городов
Обзор исследований по данной тематике представлен в трех основных направлениях. Первое из них охватывает работы, отображающие вопросы советской градостроительной науки в историческом и современном контексте. Вопросы теории советского градостроительства освещены в трудах В. Э. Хазановой, Н. А. Милютина, Ю. Л. Косенковой, С. О. Хан-Магоме-дова, М. В. Александровой. Проблеме политического и идеологического контекста градостроительства в советское время уделено внимание в работах Н. Ю. Костюриной, К. Н. Афанасьева. Специфику планирования социалистических городов изучают в своих исследованиях М. Г. Мееро-вич, Н. Баранов, А. В. Иконников, А. М. Журавлев, А. Н. Клевакин, И. А. Казусь.
Утопические концепции социалистического города, сложившиеся в рамках советской градостроительной науки, являются экспериментом по созданию кардинально новой модели города, отражающей изменения, произошедшие в данный период времени в политическом режиме, экономическом строе страны и социальном укладе общества. Хорошо известны проекты М. Я. Гинзбурга, Н. А. Ладов-ского, И. И. Леонидова, Н. А. Милютина, В. Н. Семенова, братьев Весниных, где отображены диаметрально противоположные стороны развития советской градостроительной мысли.
Обратимся к теоретическим работам Л. М. Сабсовича, в которых изложена одна из основных градостроительных идей начала XX в. — концепция соцгорода. Новые города, которые предполагалось возводить рядом с крупными промышленными предприятиями, по мнению Л. М. Сабсовича, должны обладать компактным размером и фиксированной численностью населения, что имеет серьезную экономическую подоплеку: «Оптимальные размеры города близки тем средним цифрам населения жилого комплекса, кото-
рый необходимо создавать в связи с реальным строительством крупных промышленных предприятий» [13, 144].
Приверженцем другого теоретического направления является Н. А. Милютин, выступивший с концепцией поточно-функциональной структуры города, определяемой схемой производственных процессов. Промышленное предприятие, по замыслу Н. А. Милютина, предопределяет специфику развития городского образования, занимает решающую позицию на всех стадиях эволюции города. Проектировщик, в первую очередь, должен задумываться о правильной организации процесса производства, начиная с выбора места строительства. Промышленные единицы предполагается увязать между собой транспортными магистралями. Планировка городов сводится к проработке экономичной схемы промышленных и пешеходных потоков.
Еще одним представителем ар-хитекторов-дезурбанистов является М. Я. Гинзбург, предложивший концепцию линейного расселения. В его теории уже не выявляется структурная единица города, расселение же представляется в виде ленточных образований, разделенных по своей функции, череда которых позволяет осуществляться плавному переходу от промышленных зон с основными магистралями к селитьбе, а после к парковой зоне и сельскохозяйственным угодьям. Такой подход предполагал равномерное расселение по всей территории СССР.
В контексте разнообразных теоретических разработок постепенно формируется структура нового советского города с присущими ей специфическими чертами. Радикальное отличие от капиталистического города обеспечивает ей подход к решению проблемы землепользования. Отсутствие у граждан права на владение землей закрепляет всю территорию города за государством и, следовательно, упрощает систему управления, планирования и застройки [2, 125].
Ряд организационно-политических задач, которые стоят перед руководством страны, имеют непосредственное отношение к градостроительству, поскольку требуют «своего адекватного пространственно-территориального воплощения» [7, 320]. Промышленность является одним из средств закрепления населения на определенной территории, поскольку обеспечивает его местами приложения труда. Одновре-
менно проводится ряд социальных программ, гарантирующих государственные поощрения в виде предоставления рабочим жилой площади. Эффективность данных программ совместно с идеологической мотивацией провоцируют крупные миграционные потоки в места нового строительства.
Возникновение каждого крупного промышленного объекта фактически влечет за собой образование нового города. Базовой составляющей урбанизированной среды становится наличие градообразующего промышленного предприятия, которому в структуре социалистического города отводится главенствующая роль. В данном аспекте вырабатывается определенная последовательность «рождения» города: в первую очередь производится основание промышленного предприятия, существование которого является первопричиной образования поселения, после чего происходит формирование городской среды как таковой. Широкое распространение приобретает задействование ресурсов предприятия для осуществления первой очереди строительства жилых и общественных территорий города.
Планировочная структура соцгорода формируется на основе рационального моделирования процессов производства, исходя из этих же принципов, регулируется баланс и тип городской застройки. Строгое зонирование городской среды позволяет сформировать систему эффективного взаимодействия и функционирования каждого из ее элементов. Характерно устройство удобной связи между жилой и промышленной зонами, общественными центрами и местами отдыха населения, что является «одним из важнейших условий формирования рациональной прогрессивной планировочной структуры нового города» [9, 107]. Размещение производства оказывает прямое влияние на организацию планировочного каркаса города. Производственное предприятие зачастую является акцентным элементом в пространственной модели города, заводские трубы в силу своих габаритных размеров становятся высотными ориентирами. Обязательно наличие заводской площади, обычно являющейся композиционным завершением одной из главных магистралей. В некоторых проектных решениях заводская площадь объединяется центральной улицей с главной площадью города, создавая тем самым единый ансамбль застройки общественного центра. Таким образом, промышленная ар-
Иллюстрация 1. Схема сетки улиц г. Комсомольска-на-Амуре в соответствии с генпланом 1939 г. Арх. Б. В. Данчич
хитектура становится неотъемлемой частью панорамы социалистического города.
Основные признаки города в социалистической системе определяются организацией уклада жизни общества, базирующегося на классовой однородности населения. Стремление решить все пространство города как единый автономный комплекс продиктовано желанием «создать однородную социальную целостность» [4, 21]. Моделирование структуры городских площадей и улиц имеет характер открытости, общедоступности. Вместе с тем расположение на главных площадях города памятников ведущим партийным деятелям, ориентация на них административных зданий акцентирует внимание граждан на истинные ценности социалистического общества. «Новому советскому городу 30-х годов принадлежит решающая роль в утверждении идеалов социалистического образа жизни, уже самим своим архитектурно-планировочным решением формирующим новые социальные отношения» [5, 56]. Соответствие концептуальной схемы планирования нового города политическим установкам социализма стимулирует изменение социально-бытовых отношений, поиски новых культурных традиций.
Поскольку возведение города полностью оказывается в ведомстве государства, появляется возможность подойти к задаче градостроительства на более высоком глобальном уровне. На стадии планирования городского организма могут быть решены ставшие актуальными вопросы хозяйственного управления, организации планомерной работы промышленного
производства. Концентрация населения близ промышленных предприятий, равномерно распределенных по регионам СССР, позволяет вести новую административную политику.
2 Анализ планировочной структуры Комсомольска-на-Амуре в хронологическом аспекте ее формирования
Основание Комсомольска-на-Амуре происходит в период возникновения крупнейших индустриальных центров СССР в начале 1930-х гг. Возведение Комсомольска решает три важнейшие задачи: военную, экономическую и геополитическую. При этом превращение индустриального узла в крупный административный центр планируется проводить на основании идеологической концепции образцового социалистического города.
Являясь ярким примером промышленного города советской эпохи, Комсомольск-на-Амуре начинает свое существование с закладки двух градообразующих предприятий: судостроительного и авиастроительного заводов, на возведение которых мобилизована вся рабочая сила. Рядом со строительными площадками в ускоренном темпе складывается застройка временного характера для обеспечения жильем его перво-строителей. Рабочие поселки разрастаются и становятся основой для будущего города.
В аспекте планового развития сферы народного хозяйства основные усилия прилагаются к строительству промышленных предприятий. Отрабатываются модернизированные средства производства, разрешаются
вопросы транспорта, коммуникаций, обеспечения предприятия необходимыми ресурсами [4, 13]. При этом проблема формирования городской составляющей уходит на второй план [3, 36]. Поскольку селитебная территория города рассматривается «исключительно как подчиненная — обеспечивающая, обслуживающая производство» [7, 256], временное жилье для строителей возводится в ускоренном темпе, приобретая вид низкокачественной застройки сооружениями барачного типа.
Вопреки рационалистическим установкам советского градостроительства Комсомольск долгое время не имел генерального плана и развивался как ряд многочисленных разобщенных поселков при производственных предприятиях, появляющихся в городе. Первый генеральный план Комсомольска-на-Амуре [1], представляющий собой характерный образец градостроительной политики 1930-х гг., был создан под руководством архитектора Б. В. Данчича и утвержден в 1939 г. (Иллюстрация 1). Именно с этого момента берет свое начало официальная история планирования города Комсомольска-на-Амуре.
Архитектурно-планировочное решение генерального плана основано на концепции создания двух крупных селитебных районов по правую и левую сторону от поймы р. Си-линка, с разработкой административного центра для каждого из них. Важнейшим основанием для такого деления остается расположение гра-доформирующих производственных предприятий, являющихся крупными центрами тяготения рабочего насе-
Иллюстрация 2. Функциональное зонирование территории г. Комсомольска-на-Амуре в соответствии с генпланом 1954 г Арх. Б. Н. Баныкин
ления. Композиция генерального плана обладает ярко выраженной направленностью улиц к Амуру, привязывая всю городскую территорию к береговой линии [6]. Со стороны реки человеческому глазу должен открываться вид на «цветущий социалистический город» [12, 2]: широкую благоустроенную набережную, выходящие на нее центральные улицы, ведущие от берега вглубь городской застройки, с формированием там общественных площадей и бульваров, и рядом — неотъемлемую часть советского индустриального города — промышленную архитектуру, как знакового элемента экономического роста и процветания.
Схема формирования основных магистралей строится по принципу рационального соединения основных промышленных и административных единиц города. Застройка основных магистралей ведется, исходя из принципов рационализации транспортной структуры, что является приоритетной тенденцией градостроительства советского времени. В точном соответствии с принятым проектным решением формируется планировочный каркас города, прокладываются его основные транспортные направления, сохранившиеся в городе и по сей день.
В 1954 г. под руководством архитектора Б. Н. Баныкина выполнен второй проект планировки и застройки города [11]. С целью усовершенствования планировочной структуры, для снижения негативных последствий внеплановой хаотичной застройки, а также формирования выразительной архитектурно-пространственной структуры города было осуществлено четкое зониро-
вание территорий (Иллюстрация 2). Для этого запроектированы три основные магистрали, осуществляющие взаимосвязь двух основных районов города.
В проектном решении архитектор прибегает к плотной застройке регулярных кварталов центра Комсомольска, периметральное развитие которых позволяет создавать ансамблевую композицию главных улиц Комсомольска. Преимущество такого подхода заключается в повышении качества городского пространства. Значительное внимание уделяется увеличению общей этажности центра города, формированию силуэтов улиц, организации площадей как градостроительных доминант в планировочной структуре города. Проектом предусмотрено также строительство новых и реорганизация существующих площадей, с обязательным расположением на них акцентных элементов, какими могут быть монументы — как решение центральной части площади, здания повышенной этажности — как средство выявления выразительности фоновой застройки.
Третий генеральный план [10], составленный для г. Комсомольска в 1967 г., становится воплощением идей микрорайонирования, получивших большую популярность в данный период времени в стране. Посредством индустриального подхода к строительству реализуются крупные объемы жилищной застройки. Постепенное слияние кварталов обеспечивает выстраивание равномерной архитектурно-пространственной композиции Комсомольска. В то же время рационалистическая направленность архитектуры и гра-
достроительства того времени приводит к обезличиванию городской среды его периферийных районов. Данный проект предусматривает размещение промышленных, коммунальных предприятий и складов в западном и северном промышленных районах. Кроме того, осуществляется постепенное перебазирование с селитебной территории города или изменение профиля промышленных предприятий, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношениях.
В связи со стремительным ростом населения Комсомольска в 1987 г. разработан новый генеральный план, в соответствии с которым ведется упорядочивание зон различного функционального назначения с выделением трех промышленных и 16 селитебных районов [8]. Промышленные зоны выявлены в соответствии с расположением наиболее значимых индустриальных объектов. Генплан 1987 г. предусматривает насыщение города зданиями повышенной этажности с целью обеспечения населения жилплощадью. Жилищное строительство ведется в соответствии с комплексным решением районов города.
3 Современное развитие архитектурно-пространственной среды Комсомольска-на-Амуре
Современный Комсомольск-на-Амуре — крупный культурный и промышленный центр Дальнего Востока, он является третьим по величине городом в Дальневосточном регионе. Становление экономики Комсомольска в современный период существования проходит по линии развития промышленных предприятий, заложенных еще во времена СССР.
Иллюстрация 3. Современное градостроительное зонирование территории г. Комсомольска-на-Амуре
Особую значимость в его экономической жизни имеет нефтеперерабатывающая отрасль, а также формирование авиационно-судостроительного кластера. Широко проводятся инвестиционные программы именно по данным отраслям производства. Примечательно, что в условиях динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона Комсомольск-на-Амуре имеет выгодное экономико-географическое положение и является стартовой площадкой для дальнейшего развития Дальнего Востока России.
Формирование Комсомольска-на-Амуре как крупного индустриального центра Дальнего Востока предопределило наличие в его планировочной структуре больших площадей промышленных территорий. Соотношение площади промышленных зон ко всей территории Комсомольска-на-Амуре позволяет судить о высоком значении экономического развития производственной сферы и ее влиянии на планировочную структуру города. Достаточно обширна и его транспортная инфраструктура, которая представляет собой две развитые дорожные сети в левобережной и правобережной частях города. Связь между ними осуществляется двумя направлениями. Анализируя современную карту Комсомольска (Иллюстрация 3), нельзя не обратить внимание на то, что город представляет собой двухчастную структуру, разделенную естественной границей — р. Силин-кой, впадающей в Амур. Взаимное расположение большого количества промышленных предприятий, селитебных районов и общественных
центров разной степени доступности и уровня инфраструктуры определяет схему его функционального зонирования.
Архитектурно-пространственную композицию селитебной зоны Комсомольска составляют кварталы и микрорайоны разных периодов строительства. Доминантами городской среды стали здания исторической застройки, сложившиеся ансамбли улиц и площадей города. В старой центральной части города преобладают пятиэтажные дома, формирующие кварталы с периметральной застройкой. Исторически ценная архитектура города представлена в основном ансамблями зданий сталинского периода. Именно эти постройки укрепили в сознании горожан образ Комсомольска с его парадностью, простором и некой монументальностью. Широкие проспекты Комсомольска предоставляют возможность хорошего обзора исторической составляющей города.
Архитектурно-планировочная среда Комсомольска, сложившаяся в традициях советского градостроительства, на современном этапе существования города нуждается в пересмотре основных аспектов градостроительного подхода, адаптации к современным экономическим и социальным условиям. Значимой проблемой на всем протяжении его существования является наличие ветхого жилого фонда, постепенная ликвидация которого происходит планомерно с заменой аварийных зданий сооружениями нового строительства. Вторым принципиальным моментом, на который особенно важно обратить внимание, является за-
стройка территорий города, представляющая собой рядовые панельные и силикатные здания, с отсутствием в них какой-либо пластики и цветового решения. Однако необходимо учитывать, что при всей невыразительности своей архитектуры данная застройка составляет значительную часть жилого фонда города. Решение этой проблемы не может носить революционного характера, при этом необходимо принимать конкретные меры в данном направлении.
Что касается транспортной инфраструктуры, то, несмотря на достаточно развитую дорожную сеть, с учетом укрепления экономики производственных предприятий города в скором будущем понадобится дублирование основных магистралей с целью создания отдельных от городских улиц грузовых потоков. Такой вполне современный подход позволит снизить транспортную нагрузку основных магистралей, ослабить негативное влияние транспортных потоков на селитебную зону города.
Упразднение понятия проекта детальной планировки в современном градостроительном кодексе приводит к отсутствию комплексного подхода к градостроительству и переходу к качественно иному виду строительства — точечной застройке. Город выделяет свободные территории под строительство торговых центров, других сооружений общественного пользования. При этом постепенно ряд отдельно существующих, не увязанных друг с другом в планировочном смысле объектов стягивается в геометрический центр города, образуя блок застройки, не отличающейся грамотным градостроительным решением.
На разных исторических этапах формирования городской среды Комсомольска возникал вопрос организации общегородского центра, являющийся нерешенным и на сегодняшний день. Архитекторы и строители Комсомольска-на-Амуре в условиях отсутствия возможностей финансирования строительства стремились максимально сохранить свободными от рядовой застройки пространства, пригодные для организации общественного центра города. Это привело к формированию в его планировочной структуре ряда резервных территорий, так называемых «пробелов» — пустырей, освоение которых в рамках создания равномерной объемно-пространственной композиции городской среды обязательно на сегодняшний день.
Проблема отсутствия организованного центра города становится показательной и в смысле социально-культурного уровня развития населения. Вопрос, затрагиваемый во всех проектных разработках генеральных планов Комсомольска, до сих пор остается нерешенным. Следует отметить, что идея планомерного развития Комсомольска из двух сложившихся центров в Ленинском и Центральном округах (зоны притяжения заводов КнААПО и АСЗ) в направлении друг к другу, с постепенным слиянием в единый городской комплекс, была заложена во всех разработанных генеральных планах. В связи с этим в пойме р. Силинки так и остался неосвоенным участок территории площадью более 500 га. Значение Силинского лесопарка как важнейшей экологической составляющей города определяется расположением здесь памятника природы городского значения. Заповедная территория Силинского леса известна своей богатейшей флорой и фауной. Существование местности с нетронутым природным ландшафтом в центре промышленного города — явление по сути уникальное, которое в условиях современного экологического состояния урбанизированных территорий необходимо сохранить. Организация на данной территории центрального городского пространства с внедрением ведущих тенденций и соблюдением высоких стандартов современной архитектуры и строительства может стать методом, позволяющим средствами градостроительного планирования улучшить экологическую ситуацию в городе, обеспечив физическое и психологическое здоровье населения, что является одной из главных ценностей настоящего времени.
Заключение
Советские города середины XX в. обладали своеобразной спецификой застройки, характеризующейся рациональным подходом к функциональному зонированию территорий, отличались четкой организацией композиционной структуры и главенствующей ролью производственного предприятия в формировании планировочного каркаса города. Комплексная стратегия городского планирования, уникальная в смысле стремительных темпов ее реализации, легла в основу советской градостроительной практики.
Основанный в ходе форсированного развития индустрии с целью формирования на востоке страны автономной производственной базы, город Комсомольск-на-Амуре является одним из самых крупных промышленных центров Дальневосточного региона. Сложившаяся в советское время планировочная структура Комсомольска на сегодняшний день нуждается в переоценке градостроительного наследия с возможностью выявления факторов, влияющих на дальнейшее существование города, что предполагает переосмысление современного градостроительного подхода с целью формирования социально-комфортной городской среды.
Список использованной литературы
1 Г. Комсомольск-на-Амуре. Генеральная схема планировки. Основные положения. Т. 1 : Пояснительные записки. Чертежи (фотокопии) // Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп 4. Д. 20. 1939. 63 л.
2 Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения/ К. Н. Афанасьев. М. : Наука, 1970. 212 с.
3 Клевакин А. Н. Сибирский город в эпоху перемен. Новосибирск : Наука, 2008. 116 с.
4 Косенкова Ю. Л. Советский город 1940-х — первой половины 1950-х годов: от творческих поисков к практике строительства. 2-е изд., доп. М. : Кн. дом «Либро-ком», 2009. 440 с.
5 Костюрина Н. Ю. Новый город как модель советской культуры. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 189 с.
6 Материалы по строительству гор. Комсомольска-на-Амуре (технико-экономическая пояснительная записка к генеральной схеме планировки города, приложение к техническому проекту металлур-
гического завода, фотоснимки). Т. 2 / Исполнительный Комитет Хабаровского Краевого Совета депутатов и трудящихся / / Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-137. Оп. 6. Д. 2. 1939. 148 л.
7 Меерович М. Г. Рождение Соцго-рода. Градостроительная политика в СССР, 1926-1932 гг. (Концепция социалистического расселения — формирование населенных мест нового типа). Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2008. 472 с.
8 Объекты культурного наследия / сост. А. В. Дыминская, Л. Б. Шо-курова. Хабаровск : Рос. Медиа Альянс, 2006. 208 с.
9 Основы советского градостроительства. Т. 1 / Н. Баранов. М. : Стройиздат, 1966. 416 с.
10 Постановление Совета Министерства РСФСР от 26 ноября 1967 г. № 874 «О генеральном плане города Комсомольска-на-Амуре» / Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп. 8. Д. 49. 1967. 4 л.
11 Проект планировки и застройки г. Комсомольска-на-Амуре. Т. 1. : Архитектурно-планировочное решение // Комсомольский-на-Аму-ре городской архив. Ф. 15. Оп. 9. Д. 13. 1954. 94 л.
12 Статья председателя Комсомоль-ского-на-Амуре горисполкома В. К. Колотушкина «Будущий Комсомольск» // Государственный архив Хабаровского края. За сталь. 1940. 12 июня. № 62.
13 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. Кн. 2 : Социальные проблемы. М. : Стройиздат, 2001. 712 с.