УДК: 711.4:93/99(571.6) ББК: Щ113(2=411.2)53
Ю.А. Мылова, г. Хабаровск Научный руководитель: Н.П. Крадин
Формирование планировочной структуры новых дальневосточных городов советского периода (Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре)
Аннотация
Градостроительство в СССР к 1930-м гг. выходит на стадию практической реализации концепций планирования социалистического города. Проектирование новых городов в Дальневосточном регионе особо показательно ввиду специфических условий их строительства. В статье рассмотрен процесс градостроительного проектирования на примере городов Комсомольска-на-Амуре и Биробиджана. На основе архивных материалов проведен анализ принципов формирования архитектурно-планировочного каркаса новых советских городов.
Ключевые слова: социалистический город, градообразующие факторы, планирование территории, функциональное зонирование, урбанизация.
К началу 1930-х гг. перед архитекторами стоит четко сформулированная задача: разработать качественно новую модель города, которая будет соответствовать установкам программы индустриализации страны и отвечать идеологическим требованиям социалистического государства. В этом контексте постепенно формируется структура нового советского города с присущими ей специфическими чертами.
Концепция социалистического города. Градостроительство в СССР развивается в двух основных направлениях: реконструкция существующих старых и строительство новых городов [18, с. 126]. На этом фоне складывается комплексный подход к формированию городского пространства, представляющий собой единовременное решение функциональных, планировочных, инженерно-технических, эстетических задач. Закрепляются основные принципы функциональной организации территории [12, с. 117]. Строгое зонирование городской среды позволяет сформировать систему эффективного взаимодействия и функционирования каждого ее элемента. Решающее значение приобретает расположение основных зон относительно друг друга, обеспечение их совместного существования посредством транспортной сети.
Базовой составляющей урбанизированной среды становится наличие градообразующего промышленного предприятия, которому в структуре социалистического города отводится главенствующая роль. Размещение производства оказывает прямое влияние на организацию планировочного каркаса города [9, с. 402]. Обязательно наличие заводской площади, обычно являющейся композиционным завершением одной из главных магистралей города. В некоторых проектных решениях заводская площадь объединяется центральной улицей с главной площадью города, создавая тем самым единый ансамбль застройки общественного центра [10].
Главная площадь города отличается концентрацией на ней административных зданий, впечатляющих своим архитектурным содержанием, перспектива на которые открывается с основных городских магистралей. Пространства городского центра предназначены для проведения здесь массовых публичных действий: парадов, шествий, демонстраций, а потому
предпочтение отдается широким проспектам и крупным открытым площадям. На общественный центр ориентированы жилые кварталы, площадь которых занимает порядка 50-70% всей территории города. Селитебная зона отличается коллективностью застройки, комплексным возведением районов и кварталов, в которых предусмотрены необходимые условия для ведения общественного быта. Комплексные черты принимает программа озеленения города [13, с. 245-246].
На первый план выходит вопрос организации системы ориентиров, позволяющей человеку верно интерпретировать среду. Соотношение пространства и объемов, композиционная подчиненность центру направляет зрителя, вырабатывая способность ориентироваться в городе. Именно поэтому в начале 1930-х гг. ведущим средством формирования выразительного пространства города является ансамблевость застройки. Стремление решить все пространство города как единый автономный комплекс продиктовано желанием «создать однородную социальную целостность» [5, с. 21], что подразумевает определенное воздействие на сознание населения средствами архитектуры. Создание иерархичной системы пространства позволяет упорядочить и упростить для восприятия гражданами городскую среду.
Становление планировочной структуры г. Комсомольска-на-Амуре. Возведение г. Комсомольска-на-Амуре происходит в период возникновения крупнейших индустриальных центров СССР в начале 1930-х гг. Основание Комсомольска решает три важнейшие задачи: военную, экономическую и геополитическую. Для воплощения грандиозных планов по обустройству территории, заготовке строительных материалов, заложению заводов и основанию нового советского города требуются колоссальные человеческие усилия. С этой целью ЦК ВЛКСМ проводит организованную мобилизацию отрядов комсомольцев из различных городов Союза. По комсомольскому призыву уже в мае 1932 г. на территорию будущего города прибывает свыше 6000 человек [2]. Для размещения людей на этот момент времени не создано никаких условий. Сооружение временного жилья является неотъемлемым составляющим начального периода стройки. Линейная структура поселения на первом этапе застройки формируется вдоль берега реки, что «обусловливалось логикой ситуации: практической необходимостью и возможностью» [6, с. 90]. Оторванность от существующих транспортных путей влечет за собой низкий уровень механизации и технического снабжения. Обеспеченность стройки квалифицированным административно-техническим персоналом не соответствует требуемым объемам работ [7, л. 197-205]. Однако, несмотря на трудности, заготовка местных строительных материалов, возведение временного жилья идут ускоренными темпами. Интенсивно ведется подготовка к воплощению главной цели — строительству заводов.
В июне 1933 г. организацией Проектверфь выполнен проект судостроительного завода, разработана планировочная схема застройки поселка при нем. Датируемый 1935 г. проект поселка при Амурской судоверфи архитектора Н.М. Протопопова-Быльева представляет собой характерный образец соцгорода 1930-х гг. Следуя идеям советского градостроительства, автор закладывает в проект характерные элементы: регулярную планировку, открытые кварталы, широкие улицы и проспекты, крупные площади.
Планы строительства авиационного завода, проектированием которого с 1933 г. занимается Гипрогор [8, л. 3], нарушаются в 1934 г. в виду наводнения и переноса стройплощадки выше от затапливаемых территорий р. Амур. Таким образом, закладку первого корпуса завода удается осуществить только в июне 1934 г. Параллельно застраивается поселок при авиастроительном заводе. Жилищное строительство на данной местности проходит с учетом ошибок, допущенных при застройке первой площадки, попавшей под затопление, а потому ведется более планомерно.
Формирование селитебных зон, тяготеющих к промышленным предприятиям как основ-
207
ным градообразующим факторам, приводит к концентрации населения в двух узловых точках, достаточно удаленных друг от друга. Однако руководящим аппаратом города обозначена возможность развития территорий поселков с последующим слиянием в целостный городской организм. При этом долгое время не существует единой схемы такого развития, о чем свидетельствует ряд архивных документов. Только к маю 1937 г. под руководством архитектора Б.В. Данчича завершена работа над предварительной схемой распределения территорий, положившей «начало плановому строительству города» [1, л. 3].
После окончания геодезической съемки комплексная бригада Горстройпроекта под руководством архитектора Б.В. Данчича получает возможность организовать работу над первым генеральным планом г. Комсомольска-на-Амуре и 25 сентября 1939 г. предоставляет его завершенный вариант. Архитектурно-планировочное решение генерального плана основано на концепции создания двух крупных селитебных районов по правую и левую сторону от поймы р. Силинка, в которой благоустраивается территория с целью образования на базе существующего зеленого массива центрального городского парка культуры и отдыха. Важнейшим основанием для такого деления остается расположение градоформирующих производственных предприятий, являющихся крупными центрами тяготения рабочего населения города.
К факторам влияния на формирование архитектурно-планировочного решения относится запроектированная железнодорожная линия Большой Амурской магистрали, проходящая в границах города с необходимостью выхода к мостовому переходу через р. Амур и дальнейшим ее движением в направлении Сов. Гавани. Для обеспечения связей между основными планировочными районами и дальнейшего целостного развития Комсомольска-на-Амуре предлагается подчинить решение транспортного узла общему проекту генплана города.
Строительство жилья предполагается осуществлять компактными крупными блоками, сконцентрированными в правобережном и левобережном районах города. «В соответствии с новыми градостроительными концепциями разрабатывались принципы социальной организации территории: пространственное построение жилых групп или больших социалистических кварталов с внутренними обобществленными дворами и садами как основных социальных и планировочных ячеек города» [11, с. 107-108]. Проектом установлена застройка селитебных зон города преимущественно четырех-пятиэтажными зданиями. Схема формирования основных магистралей строится по принципу рационального соединения основных промышленных и административных единиц города.
Комсомольск считается символом нового государства, «очагом социалистического быта и культуры» [16, с. 5]. Его планировка ведется в подобии ведущим столичным городам Союза. Композиция генерального плана обладает ярко-выраженной проточностью улиц к Амуру, привязывая всю городскую территорию к береговой линии. Со стороны реки человеческому глазу должен открываться вид на «цветущий социалистический город» [17].
Формирование архитектурно-градостроительного решения г. Биробиджана. Биробиджан возникает на месте железнодорожной станции Тихонькая в 1931 г. Выгодное географическое положение города на водоразделе рек Биры (приток р. Амур) и Икуры близ железнодорожной ветки Транссибирской магистрали решает транспортную задачу, связывая будущий город с важнейшими направлениями, ведущими к Амуру с одной стороны и центральными районами страны с другой. Параллельно обеспечивается планомерное развитие города как промышленного узла. Градообразующими факторами для Биробиджана стала легкая и деревообрабатывающая индустрия. Вместе с тем городу приписывается значение административно-культурного центра, что становится решающим шагом в политике переселения евреев на неосвоенные ранее территории дальневосточного региона.
Основной целью переселения трудящихся евреев, которое ведется на основании постанов-
208
лений правительства в 1928-1931 гг. [14, л. 94], является последующее закрепление населения и создание Еврейской Автономной области. Миграция населения принимает массовый характер, обеспечивая тем самым высокие численные показатели людей, занятых на производстве. При этом в соответствии с программой переселения поддерживается достаточно высокая квалификация кадров [14, л. 196]. На фоне этого наблюдается низкое качество жилищных условий, что актуализирует проблему возведения временного жилья на первоначальном этапе существования Биробиджана. Важнейшей задачей становится проектирование рабочей схемы районирования города. Однако определение основных направлений планировки затруднено отсутствием исходных геологических данных, а потому носит условный временный характер.
К июню 1932 г. поселение представляет собой стихийно сложившуюся структуру, около 60% которой составляют неосвоенные территории [3, л. 2]. Улицы имеют случайное направление, вызванное линейным развитием вдоль реки и железной дороги. Площадь, занимаемая городом, характеризуется общей протяженностью 8 км при ширине порядка 1 км. Сформировавшаяся схема фактически блокирует дальнейшее развитие города вследствие зажатости территории между рекой и железной дорогой, что затрудняет правильное районирование и приводит к нерациональному использованию транспорта. Ситуация усложняется необходимостью проведения дорогостоящих земляных работ с целью выравнивания рельефа и возведения капитальных сооружений в условиях глубокого промерзания грунтов. В этом аспекте признано целесообразным последующее развитие г. Биробиджана с расширением территории за счет размещения основных жилых районов на правом берегу р. Биры. Такой вариант проектного решения минимизирует количество затрат на освоение больших площадей земельного фонда. Основным недостатком становится разделение города рекой на два планировочных района, при котором правобережная часть остается оторванной от железнодорожной магистрали. Данную проблему планируется решать посредством возведения двух мостов через р. Биру и строительства железнодорожной ветки с целью обслуживания промышленных предприятий на правом берегу реки [4, л. 4].
Тем временем строительство сопровождают и другие трудности. Важнейшие транспортные направления являются сложными для передвижения ввиду неблагоустроенности дорог на фоне общей заболоченности территории. Резкие колебания горизонтов вод на реках представляют постоянную опасность наводнений, вместе с тем низкие междупаводковые горизонты препятствуют судоходству. Открытым остается вопрос изучения геологических показателей местности. В контексте нерешенных проблем откладываются сроки выполнения проектной документации и разработки проекта застройки города.
Работа над генеральным планом Биробиджана с расчетом на численность населения 44 тысячи человек завершается только в 1933 г. Группа архитекторов во главе с Г. Майером вносит проектное предложение, в соответствии с которым городские территории охватывают оба берега реки Биры, причем правый берег представляет собой основную жилую зону, в то время как левобережный район города включает жилмассив только в центральной части. Предполагается, что в ходе постепенного развития Биробиджана в рамках проекта освоения правобережья Биры, значение левобережного района города как центрального будет утрачено [4, л. 3].
Расположение жилого фонда между индустриальными зонами рационально с позиции доступа рабочего населения к предприятиям. Выбор площадки для размещения заводских территорий продиктован необходимостью задействования в производстве железнодорожного транспорта. Индустриальная зона занимает площадь в северо-западной части города — основной промышленный район, охватывающий территорию между железнодорожной магистралью и поймой р. Биры; на юго-востоке — второй промышленный район располагается ниже по течению реки между портом и железнодорожной линией; третий промышленный район базиру-
209
ется на правом берегу — в районе Большой сопки [14, л. 7-13]. Такая схема планировки подразумевает организацию связевых направлений между основными районами города.
Городской общественный центр формируется на левом берегу реки в районе Большой сопки при соединении градообразующих улиц. Первая магистраль обозначена направлением, ведущим к железнодорожному вокзалу, вторая соединяет центральный район с основными промышленными территориями на северо-западе города. Важным с точки зрения задач социалистического градостроительства является использование для возведения административно-культурных учреждений возвышенных участков рельефа местности с ориентацией на жилые кварталы [4, л. 11]. Особое значение уделяется созданию парка культуры с выходом на набережную р. Биры. Отмечается, что расположение парка между жилой и промышленной зонами является особо благоприятным для целей отдыха.
Таким образом, разработка планировочного решения г. Биробиджана ведется «в полном соответствии с санитарно-техническими и культурно-бытовыми условиями постройки новых городов социалистического типа» [15, л. 4]. Соблюдаются основные принципы зонирования, организации удобной транспортной инфраструктуры. В проектном предложении заложены методы, обеспечивающие формирование эффективной модели советского города.
Заключение. Новые советские города складываются в соответствии с оптимальными приемами планирования, обладают своеобразной спецификой застройки, характеризующейся осмысленным подходом к функциональному зонированию территорий, отличаются четкой организацией композиционной структуры и главенствующей ролью производственного предприятия в формировании планировочного каркаса города.
Возведение городов на неосвоенных ранее пространствах позволяет реализовать любое проектное предложение. В таких условиях крайне важным остается выбор места для основания нового поселения, что определяет динамику его будущего развития. Разнообразие природного материала закладывает индивидуальные особенности в каждый отдельный проект соцгорода, однако при всем множестве проектных решений их объединяет задача создания среды, комфортной для существования советских граждан, а вместе с тем рациональной в экономическом и градостроительном смысле.
Список использованных источников
1. Город Комсомольск-на-Амуре. Генеральная схема планировки. Основные положения. Том I. — Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп. 4. Д. 20. 1939. — 63 л.
2. Доклад о работе Далькрайкома ВКП(б). Докладная записка о приеме, размещении и использовании на работе 6000 комсомольцев, мобилизованных ЦК ВКП(б)и ВЛКСМ — Государственный архив Хабаровского края. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 356. 1932. — 53 л.
3. Докладная записка архитектора города о планировке города Биробиджана. — Государственный архив ЕАО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 162. 1932. — 9 л.
4. Документы по планировке нового г. Биробиджана. — Государственный архив ЕАО. Ф. 186. Оп. 2. Д. 33. 1933. — 17 л.
5. Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х — первой половины 1950-х годов: От творческих поисков к практике строительства. Изд. 2-е, доп. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 440 с.
6. Костюрина Н.Ю. Новый город как модель советской культуры. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. — 189 с.
7. Материалы к протоколам №№163-177 заседаний бюро Далькрайкома ВКП (б) — Госу-
дарственный архив Хабаровского края. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 331. 1932. — 209 л.
8. Материалы по строительству гор. Комсомольска-на-Амуре. Том II. — Исполнительный Комитет Хабаровского Краевого Совета депутатов и трудящихся — Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-137. Оп. 6. Д. 2. 1939. — 148 л.
9. Меерович М.Г. Рождение Соцгорода. Градостроительная политика в СССР. 1926-1932 гг. (Концепция социалистического расселения — формирование населенных мест нового типа) — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. — 472 с.
10. Мылова Ю.А., Крадин Н.П. Специфика формирования архитектурно-градостроительной среды советского города середины XX в. (на примере г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский край) / Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. / сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. гос. архит.-худ. акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. — Новосибирск, 2014. — С. 359-367 .
11. Объекты культурного наследия / сост. А.В. Дыминская, Л.Б. Шокурова — Хабаровск: Рос. Медиа Альянс, 2006. — 208 с.
12. Основы советского градостроительства. Том 1 / Н. Баранов — М: Стройиздат, 1966. — 416 с.
13. Основы советского градостроительства. Том 2 / Н. Баранов, В. Шкваринов — М: Стройиздат, 1967. — 344 с.
14. Пояснительная записка к эскизному проекту планировки г. Биробиджана / рук. Г. Май-ер, ст. инж. А С. Сальвин — М.: ГИПРОГОР, 1933. — 282 с.
15. Протоколы, резолюции к ним и переписка о планировании и строительстве города Биробиджана — Государственный архив ЕАО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 144. 1931-1933. — 102 л.
16. Савенкова В.Н. Архитектурная «идея» города: Комсомольск-на-Амуре в 30-50-е годы XX в. // Россия и АТР. — 2004. — Выпуск 2. — С. 5-17.
17. Статья председателя Комсомольского-на-Амуре горисполкома В.К. Колотушкина «Будущий Комсомольск». — Государственный архив Хабаровского края. За сталь. 1940. 12 июня. № 62.
18. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн.: Кн. 2: Социальные проблемы — М.: Стройиздат, 2001. — 712 с.
УДК: 72.03
ББК: 85.11
О.С. Субботин, г. Краснодар
Особенности исторического формирования планировочной структуры города на примере г. Новониколаевска (Новосибирска)
Аннотация
В статье рассматривается история формирования архитектурно-планировочной структуры г. Новониколаевска (Новосибирска), определяющая дальнейшие направления пространственного роста города. Акцентируется внимание на решение проблемы исторической преемственности городского развития, как динамически изменяющегося во времени объекта. Проведен архитектурно-ландшафтный анализ формирования единой системы приемов планировки, застройки и ландшафтной организации на примере генерального плана г. Новосибирска 1952 г. Особая роль отводится сохранению историко-культурных ценностей и архитектурного наследия.