Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХАБАРОВСКА'

ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХАБАРОВСКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД ХАБАРОВСК / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА / ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ И КОМФОРТНОСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / KHABAROVSK CITY / PLANNING SYSTEM / ECOLOGICAL AND URBAN DEVELOPMENT / SUSTAINABILITY AND COMFORT OF THE URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ермакова Ю.И., Кочуров Б.И.

Обозначены социальные тренды и факторы потенциальной природной опасности Среднеамурской низменности, под влиянием которых происходит развитие города Хабаровска. Выделены основные этапы градостроительной эволюции Хабаровска. Проанализированы подходы к освоению территории, характерные для каждого этапа и, связанные с ними воздействия. Наглядно показана эволюция планировочной системы города в пространстве и времени. Освещены экологические риски и последствия антропогенных воздействий на различных этапах градостроительного развития. Оцениваются перспективы формирования устойчивой и комфортной городской среды на основе современной планировочной системы Хабаровска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ермакова Ю.И., Кочуров Б.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY AND URBAN PLANNING SYSTEM EVOLUTION OF KHABAROVSK

The factors and trends of the potential natural hazard of the Middle Amur Lowland, under the influence of which the development of the city of Khabarovsk were identified. The main stages of the urban development of Khabarovsk are highlighted. The approaches to the development of the territory, characteristic for each stage and the impacts associated with them, are analyzed. The evolution of the planning system of the city in space and time is clearly shown. The environmental risks and the effects of anthropogenic impacts at various stages of urban development are highlighted. The prospects of creating a sustainable and comfortable urban environment based on the modern planning system of Khabarovsk are estimated.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХАБАРОВСКА»

УДК 711:574:911

DOI: 10.24412/1816-1863-2020-13105

ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХАБАРОВСКА

Ю. И. Ермакова, аспирант, Институт географии РАН ermakova@igras.ru, Россия, Москва Б. И. Кочуров, д.г.н, профессор, в.н.с, Институт географии РАН camertonmagazin@mail.ru, Россия, Москва

о и

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

Обозначены социальные тренды и факторы потенциальной природной опасности Среднеамур-ской низменности, под влиянием которых происходит развитие города Хабаровска. Выделены основные этапы градостроительной эволюции Хабаровска. Проанализированы подходы к освоению территории, характерные для каждого этапа и, связанные с ними воздействия. Наглядно показана эволюция планировочной системы города в пространстве и времени. Освещены экологические риски и последствия антропогенных воздействий на различных этапах градостроительного развития. Оцениваются перспективы формирования устойчивой и комфортной городской среды на основе современной планировочной системы Хабаровска.

The factors and trends of the potential natural hazard of the Middle Amur Lowland, under the influence of which the development of the city of Khabarovsk were identified. The main stages of the urban development of Khabarovsk are highlighted. The approaches to the development of the territory, characteristic for each stage and the impacts associated with them, are analyzed. The evolution of the planning system of the city in space and time is clearly shown. The environmental risks and the effects of anthropogenic impacts at various stages of urban development are highlighted. The prospects of creating a sustainable and comfortable urban environment based on the modern planning system of Khabarovsk are estimated.

Ключевые слова: город Хабаровск, планировочная система, эколого-градостроительная эволюция, устойчивость и комфортность городской среды.

Keywords: Khabarovsk city, planning system, ecological and urban development, sustainability and comfort of the urban environment.

Введение

Освоение юга Дальнего Востока и формирование города Хабаровска проходило под воздействием ряда негативных при-родно-ландшафтных факторов, осложнялось удаленностью региона от центральных районов России, а также соседством с Китаем. В истории развития планировочной системы города Хабаровска выделяется четыре этапа: допромышленный, промышленный, социалистический, современный. Каждый из них отражает различные подходы к антропогенному освоению территории, различные эколого-градо-строительные приоритеты и последствия. Принципы каждого этапа развития последовательно закрепились в застройке. Если на первых этапах формирования города основным регулятором застройки, а следовательно, и сдерживающим экологическим фактором являлся ландшафт местности, то по мере развития производства и строительной технологии ландшафт утратил определяющую роль, повсеместно подвергаясь глубокому изменению. Пик агрессивности антропогенного воздейст-

вия, повлекшего за собой утрату естественных ландшафтов на территории Хабаровска, — индустриальный период. Именно в это время были заложены основные проблемы комплексного эколого-градо-строительного характера, определяющие пониженное качество среды жизни населения сегодня. Последствия индустриализации городской среды усугубляются глобальными изменениями природы и общества. Человечество столкнулось с необходимостью глобального внедрения экологических стратегий в сферу градостроительства. Намечается дальнейший синтез архитектурных, инженерных и естественных наук. Современный этап развития Хабаровска открывает перспективы глубокого переосмысления градостроительной практики и ошибок прошлого — в сторону улучшения качества среды и комфортности проживания населения. Радикально преобразованный генеральный план Хабаровска последних лет открывает возможности для формирования природно-экологического, промышленного и транспортного каркаса города, который будет

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

а>

с а>

О-

Г> X

X н

0

Г)

а> а>

1

у

I -I

О оз

105

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о ^

X

о

с с

о

т

I-

и

ф

IX

о

I-

и о а

о ^

являться уже не формой охраны окружающей среды, а инструментом управления этой средой.

Обсуждение

Хабаровск — крупнейший город Дальневосточного федерального округа, расположенный в центре Среднеамурской низменности. Территория подвержена влиянию ряда потенциально негативных природных факторов, усугубляющих антропогенное воздействие и социально-по-лититическую обстановку: отдаленность региона от центра страны, близость российско-китайской границы. Специфика типичного периферийного района со сложными природно-климатическими условиями определяет пониженное качество среды жизни в городах юга Дальнего Востока.

Индикатором обострения экономической ситуации выступает незамедлительный отток населения даже из таких крупных городов Дальнего Востока, как Хабаровск. Уменьшение численности населения Хабаровска в начале XXI века связано с общим кризисом Дальнего Востока этого времени; дальнейший рост обусловлен подъемом российской экономики после 2008 года и внедрением программ по развитию Дальневосточного федерального округа; спад 2019 года, предположительно, связан с л ишением Хабаровска статуса административного центра Дальнего Востока и экономическими последствиями данного решения (табл. 1).

Тренд к незамедлительному снижению численности населения в ответ на экономические трудности демонстрирует особую уязвимость региона, доказывает важность постоянного мониторинга, как эко-

логической ситуации, так и общественных настроений. В соответствии с результатами такого мониторинга должны приниматься решения, направленные на стабилизацию обстановки. Необходимы опережающие реальные меры по улучшению качества жизни в городах юга Дальнего Востока. Несмотря на свою капиталоемкость, только ориентированная на комфорт каждого отдельного жителя политика способна удержать человеческий ресурс в стратегически важном регионе [19].

Являясь местом локальной концентрации антропогенного воздействия, город Хабаровск на протяжении своего формирования с различной интенсивностью деформировал естественный природный ландшафт, вплоть до полной его утраты в городской черте. Пониженная степень комфортности среды Хабаровска обусловлена тем, что при градостроительном проектировании ряд природ но--ландшафтных факторов не был учтен, как потенциально опасный. Тогда как сочетание этих факторов усиливает негативный синергетичес-кий эффект.

Среди потенциально негативных при-родно-ландшафтных факторов на территории Хабаровска выделяются:

1. Расположение города в заболоченном понижении рельефа, окруженном горными массивами. Рельеф напрямую способствует застаиванию вредных примесей в атмосфере. Наиболее остро ситуация с загрязнением воздушного бассейна обстоит в районе промышленных предприятий, территория которых приурочена к локальным понижениям (Хабаровский нефтеперерабатывающий завод). В целом же территория Хабаровска, занимающая по-

Таблица 1

Динамика численности населения в городе Хабаровске на начало XXI века

106

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Кол-во жителей Тренд 603 500 ^ 583 072 ^ 583 100 Т 580 400 ^ 579 000 ^ 578 100 ^ 577 400 ^ 577 300 ^ 579 168 Т 577 441

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Кол-во жителей Тренд 577 753 Т 585 556 Т 593 636 Т 601 043 Т 607 216 Т 611 160 Т 616 242 Т 618 150 Т 617 473

верхность плоской слабонаклонной равнины III надпойменной террасы Амура составляет 56,7 % [11], именно через нее пролегает Транссибирская железнодорожная магистраль, концентрирующая производственный сектор. Такое положение способствует беспрепятственному распространению воздушных загрязнений на обширные площади.

2. Господство сибирского антициклона в холодный сезон (ноябрь—март). Данный фактор существенно усугубляет фактор влияния рельефа. Сухая, ясная погода со стабильно повышенным атмосферным давлением, устанавливающаяся над территорией в этот период, препятствует рассеиванию вредных примесей в атмосфере. Естественного очищения воздушного бассейна практически не происходит. Формируется маломощный снежный покров, который д о весны подвергается существенному загрязнению. В январе повторяемость концентраций формальдегида и бензапи-рена в воздухе, а также взвешенных частиц выше 1 предельно допустимой концентрации (ПДК) составляет на улицах с оживленным движением до 7,5 % [2, 15]. Основной примесью в атмосфере Хабаровска являются взвешенные частицы, содержание которых увеличивается пропорционально росту количества автомобильного транспорта.

Причина снижения загрязнения атмосферного воздуха на территории Хабаровска — активная циклоническая деятельность в летние месяцы. Превышение нормы летних осадков в два и более раз способствует естественному очищению атмосферы. По данным Гидрометцентра, именно с этим обстоятельством связано понижение концентрации загрязняющих веществ в 2009 году по сравнению с 2008 годом [2, 15]. Однако количество летних атмосферных осадков определяет паводковую ситуацию в Амурском регионе, и их превышение опасно.

3. Летне-осенние наводнения. Значительные колебания уровня воды в реке Амур обусловлены муссонными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. В период сильных ливней уровень воды пребывает со скоростью до 30 см/ч, разливы достигают 10—25 км и держатся до 70 дней [1, 2, 15]. Причиной участившихся наводнений являются также аномальные изменения циркуляции воздуш-

ных масс над югом Сибири и Дальним Востоком, которые могут стать постоянными. Разбалансировка механизма циркуляции воздушных масс способствует формированию мощных циклонов с более длительным периодом существования [9]. Тренд к учащению разрушительных наводнений подтверждается тем фактом, что в 2009 году река Амур вступила в период повышенной водности [9, 17].

4. Потенциальная подверженность территории природным пожарам. Юг Дальнего Востока является частью масштабного пожароопасного пояса от Енисея до Тихого океана (90—140° в. д.) Техногенным катастрофам способствуют две причины: загрязнение атмосферы естественными пылеватыми частицами, поступающими в умеренные широты с сухими прогретыми воздушными массами монгольского самума в начале лета; минимальные запасы влаги в почве, связанные с малым накоплением снега зимой [18]. Учащение лесных пожаров в бореальной зоне Дальнего Востока объясняется возрастающей ролью потепления климата Земли за последние 20 лет. Атмосфера Хабаровска в летне-осенний период все чаще подвергается загрязнению тонкодисперсными взвешенными веществами из-за переноса дыма от природных пожаров.

Анализ факторов и трендов потенциальной природной опасности, под влиянием которых происходит становление города Хабаровска, позволяет отметить их взаимное усиление. Даже ч астичное игнорирование этих факторов может привести к необратимым экологическим последствиям и угрожает здоровью населения. Несмотря на некоторые улучшения экологических показателей за последнее десятилетие, связанные с природоохранными мероприятиями в Хабаровске (модернизация головных очистных сооружений, автобусного парка; перевод городских ТЭЦ на газовое топливо, озеленение), качество городской среды все еще не отвечает принятым нормативам [4, 7].

В различные периоды градостроительного освоения Хабаровска степень антропогенного воздействия на территорию была не одинакова. Однако до недавнего времени она имела тенденцию к повышению агрессивности, что в совокупности с негативными природно - ландшафтными факторами значительно ухудшило качест-

во

о и

о

Г) -I

тз

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

а>

с

а>

О-

Г> X

X н

О

Г)

а> а>

у

I -I

О оз

107

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о

СР X X

о ^

с

о

т

I-

и

ф

IX

о

СР

I-

и о а о

108

во среды жизни населения и, как следствие, критически сказалось на экономике региона.

Внедрение на Дальнем Востоке программ по социально-экономическому развитию заставляет подойти к вопросу оздоровления среды жизни комплексно. Нельзя рассматривать экологические стратегии отдельно от градостроительных, а также от стратегий развития транспорта и промышленности. Поэтому необходимо подчеркнуть важность слаженной и согласованной работы специалистов в области проектирования, ученых и властей.

В истории развития планировочной системы Хабаровска выделяется четыре этапа градостроительного освоения территории, каждому из них характерны свои экологические приоритеты. Обозначим пространственно-временное развитие гра-

достроительной модели Хабаровска в совокупности с экологическими принципами как его эколого-градостроительную эволюцию (табл. 2) [3, 5, 6, 10, 11, 12, 14].

Градостроительные подходы каждого отдельного этапа развития обусловлены конкретными потребностями исторического времени. События XX века сыграли роковую роль для экологии городов нашей страны из-за вынужденного наращивания производства бурными темпами. Но можно ли было построить экономику страны-гиганта Советского Союза в высоких широтах, выиграть во Второй мировой войне, совершить научно-технический прорыв в освоении космоса и атомной энергетики с минимальным ущербом для природной среды? Сегодня мы имеем лишь печальный опыт последствий агрессивного природопользования, а наша стра-

Таблица 2

Эколого-градостроительная эволюция планировочной системы Хабаровска

Этап исторического развития и степень антропогенного изменения среды

0

8

I

т

т

й

3

н н е

о р

К

о

в т о

й

е

д

СО

о

в

о

и

о

н н е

и

о

К

о

н

ей Л

н е

К

е т о

м

со

и

К

Градостроительная модель [8]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникационная

Градостроит. доминанты

Особенности генерального плана и назначение города

1858—1864. Линейная модель (параллельно реке — основной планировочной оси и магистрали). Общественно - административ -ное назначение

1865—1880. Регулярная планировка (диктуется морфологией ландшафта). Общественно-административное назначение

Основные эколого-градостроительные принципы

Доминирующее значение реки, несущей коммуникационную функцию. Река — главная планировочная ось, одновременно — главная магистраль. Рельеф — определяющий фактор застройки

Рельеф — определяющий градостроительный фактор. Главные улицы приурочены возвышенностям. Гребни трех холмов — три центральные улицы, играющие основную роль в композиции плана

Продолжение табл. 2

Этап исторического развития и степень антропогенного изменения среды

Градостроительная модель [8]

Особенности генерального плана и назначение города

Основные эколого-градостроительные принципы

п

тап

т

й г.)

ы г

н0

н 10

е9

ы0 8

мо 18 р (1

С

9 9 —1

7

ап

т

т

й и к с е ч чти с и

и ц

о

О

в т с

ьй

К & ед

к 8

со

г

а ° а м нд н ре го

п о

о

тв

с

й е

едз

о

в

о

н н е г о п

о р

ь н е п

ая

к с е ч чти

и р

К

АРека теряет приоритет. коммуникац. ф-цию ж/д мост транссиб. магистраль Пром.

1881—1910. Регулярная планировка (с приоритетом направлений, перпендикулярных реке). Изменение назначения города от общественно - административного — к промышленному

Утрата рекой коммуникационного и планировочного приоритета. Основная планировочная ось и магистраль — железная дорога. Новые функциональные зоны в местах обслуживания транспортной инфраструктуры. Однако все еще включенность застройки в ландшафт

Пром. зона вне границ города

Пром. зона вне границ города

Переходный период между промышленным и социалистическим этапом, фактически заложенный до революции 1917 года. 1911— 1930-е гг. Расчлененная модель. Назначение города: площадка для размещения производства и концентрации рабочей силы

Пром. слобода

1940—1960 гг. Линейно-расчленен-ная модель. Назначение города: площадка для размещения производства и концентрации рабочей силы

Индустриализация градостроительства. Приоритет массовой застройки. Возникновение индустриального пояса. Транспорт служит не для связи городских территорий, а для обеспечения производства рабочей силой. Ландшафт полностью утрачивает определяющее для строительства значение. Тактика «выжженной земли»: застройка пустырей типовыми микрорайонами; повсеместное изменение рельефа. Утрата естественного ландшафта в черте города. Почти полная изолированность реки Амур (визуальной и рекреационной доминанты) про-мышленно - складским комплексом

Пром. слобода

1970—1980 гг. Линейная модель. Хабаровск — крупный административный и промышленный центр

Сохранение приоритета массовой застройки. Четкое разделение промышленных и жилых территорий, формирование санитарных зон. Попытка возвращения на приречные территории утраченного ландшафтно -рекреационного смысла

ТЗ

а ш

О г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

а л

X

ТЗ

О

03

а л

а>

п

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

109

Окончание табл. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

IX

X с

X X

ш ^

ш и о

X

X ^

и

ш и

ш

X X

о

о

СР X X

о ^

с

о

т

I-

и

ш

IX

о

СР

I-

и о а о

Этап исторического развития и степень антропогенного изменения среды

Градостроительная модель [8]

Особенности генерального плана и назначение города

Основные эколого-градостроительные принципы

о а я о о

и §

н о

ей

к

I

н

т «

3 к к

о £ о а я о О

я н

о «

о

«

со О Я

о

и

о К К о и

о К О

к

ей Л

К о К о н о

К К о

л я о

с

1990—2010 гг. Линейная модель с формированием кольцевых структур. Напластование прежних градостроительных моделей. Хабаровск — крупнейший административный, политический, культурный и деловой центр

Мозаичный характер планировки, функциональная неоднородность, неоднородность озеленения, протяженность города с севера на юг, зажа-тость между Амуром и Транссибирской железнодорожной магистралью. Малое количество автодорог, связывающих центр с окраинами. Перенасыщенность исторического центра учреждениями инфраструктуры, его коммерциализация. Уплотнительная «точечная» застройка, нередко в ущерб историческому архитектурному ансамблю и внутриквартальному озеленению

Преобразование пром. зон

Формир. экологич. коридоров

Концепция современного развития (продолжение формирования кольцевых структур). В связи с формированием зоны экономической кооперации России и Китая на Большом Уссурийском острове — перспективы развития м еждународного мультикультурного мегаполиса, отвечающего экологическим стандартам современного города

Поиск баланса м ежду природной и антропогенной средой. Поиск путей повышения комфортности среды жизни населения. Необходимость формирования единого при-родно-экологического, промышленного и транс -портного каркаса как инструмента управления городской средой

на стоит на пороге решения комплексных проблем, вырабатывая экологическую осознанность.

На ц ифровой м одели рельефа местности наглядно представлено последовательное формирование города Хабаровска по этапам исторического развития. Серия карт позволяет проследить за тем, как менялись границы города и основные планировочные оси-магистрали в пространстве, а также выделением каких градострои-

1 тельных единиц сопровождался процесс

1 0 расширения территории (рис. 1, 2, 3, 4).

Как и другие города России, расположенные в д олинах крупных рек, Хабаровск долгое время тяготел к линейной планировочной м одели. При этом застройка до-промышленного этапа развития, оставаясь в своих границах, трансформировалась в исторический центр — общественно-деловое ядро. Сегодня именно здесь сосредоточено основное количество учреждений и мест, где можно провести досуг. Остальная территория города, сильно протяженная с севера на юг, представляет собой периферию, слабо оснащенную инфра-

структурой и труднодоступную с точки зрения транспорта. Также мы можем наблюдать, что южная часть города приурочена к понижению рельефа и окружена возвышенностями. Данный участок является индустриальным районом Хабаровска, представляет собой промышленный пояс города. Размещение производства в

этой области изначально закладывало «бомбу» под устойчивость эколого-градо-строительной среды.

Линейная планировочная система города Хабаровска с недостаточным количеством магистралей, направленных на юг, и их низкой пропускной способностью не выдержала роста строительства нового

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

Условные обозначения:

-границы города

-основные планировочные сети

Транссибирская железнодорожная

Формирование рекреационных зон в неудобьях -•■а»'

Слободские поселения и промышленные зоны

/

■У.

А»

Условные обозначения: границы города основные планировочные сети

а л

тз

о

03

0

1 X

а> п

а>

О-

Г> ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X н

О

Г)

а>

а> т т

у

-I

о

03

Рис. 1. Допромышленный этап

Рис. 2. Промышленный этап

Развитие жилых микрорайонов в зависимости от размещения производства по осям: север и преимущественно юг

Условные обозначения: границы города основные планировочные сети

Рис. 3. Социалистический этап

Условные обозначения:

границы города — формирование кольцевых структур —

объездов и дублеров основных магистралей

Рис. 4. Современный этап

111

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о

СР X X

о

с с

о

т

I-

и

ф

IX

о

СР

I-

и о а о

жилья на окраинах и увеличения количества автотранспорта в начале XXI века. В городе возник транспортный коллапс, существенно осложнивший жизнь населения в столице (на тот момент) Дальневосточного федерального округа и понизивший ее привлекательность для новых жителей. Это означало, что линейная модель генерального плана устарела и является препятствием для развития города.

В основу современного генерального плана Хабаровска неизбежно ложится обогащение линейной системы кольцевыми структурами (объездами). Новая д орожная сеть охватывает не только правый, но и левый берег Амура. Проект открывает новые возможности развития не только для Хабаровска, но и для Еврейской автономной области. Большой Уссурийский остров, который проектируется как зона экономической кооперации России и Китая, служит предпосылкой к формированию Хабаровска как международного мульти-культурного мегаполиса [16]. Перспективы связываются с сокращением территорий, занимаемых промышленными и коммунально-складскими организации, военными объектами и «коллективными садами». При этом на высвобождаемой площади планируются не только жилые и административные здания, но и размещение парков, объектов культуры, науки и спорта. Развитие уже не ограничивается историческим центром — создаются локальные центры города с новым культурным и деловым значением [13]. Они рассредоточены в пространстве, что снижает нагрузку на ландшафт, но надежно объединены транспортными связями.

Радикальное изменение планировочной системы Хабаровска открывает возможности формирования единого ландшафт-но-рекреационного комплекса на приречных территориях реки Амур. В этот комплекс в экологически приемлемых с природой соотношениях вписывается современное высокотехнологичное производство, жилье и транспорт. Таким образом,

единый каркас города объединяет все жизненно необходимые компоненты, оставляя приоритет естественному ландшафту.

Заключение

Анализ совокупности природно-ланд-шафтных и социальных факторов развития города Хабаровска позволил выявить специфику территории со сниженной комфортностью среды жизни, а также установить зависимость между обострением экономической ситуации и динамикой численности населения на фоне специфики.

Анализ подходов к антропогенному освоению территории на каждом этапе исторического развития города Хабаровска и м оделей генерального плана, помогает проследить эколого-градостроительную эволюцию планировочной системы. Первые периоды освоения местности определяются как менее агрессивные по степени антропогенного воздействия за счет сохранения естественного рельефа. Социалистический этап, на котором бурными темпами развивалось производство, нанес среде жизни населения наибольший экологический урон, так как не оставил в черте города естественных ландшафтов.

Современная планировочная система Хабаровска наследует ошибки предыдущих градостроительных этапов. В настоящее время линейная модель окончательно перестала оправдывать себя. Внедрение кольцевых структур в планировку города решает не только транспортные проблемы, но и проблемы экологии, экономики, политики. На основе планировки с развитыми кольцевыми структурами становится возможно создание города, отвечающего современным экологическим стандартам.

Статья подготовлена по теме Государственного задания № 0148-2019-0007 «Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».

112

Библиографический список

1. Агеева С. А., Бобрикова И. В., Вербицкая Е. М., Ефремова Н. Ф., Романский С. О. Причины и особенности формирования катастрофического наводнения на Амуре летом 2013 года // Третьи Виноградовские чтения. Грани гидрологии: Сборник докладов Международной научной конференции памяти выдающегося русского гидролога Юрия Борисовича Виноградова / под ред. О. М. Макарьевой. — 2018.

2. Долгосрочная целевая программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011—2015 годы». — Хабаровск. — 2011.

ТЗ

3. Ермакова Ю. И., Кочуров Б. И. Эколого-градостроительный аспект развития Хабаровска в усло- О виях изменения природы и общества // Экология урбанизированных территорий. — 2020. — № 1. — о С. 49—59. 3

4. Климина Е. М. Ландшафтно-картографическое обеспечение территориального планирования (на 0 примере Хабаровского края). — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 132 с. т

5. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — М.: Издательский Дом Л «Инфра-М», 2016. — 362 с. С

6. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользова- О ния. — М.: ООО «Русайнс», 2018. — 162 с. О

7. Кузнецов О. В., Маркелов Г. Я. Оценка зеленых насаждений Хабаровска с использованием ма- О териалов ДЗЗ и Гис-технологий // Геоматика. — 2013. — 18. — С. 32—38. л

8. Маташова М. А. Эколого-градостроительная оптимизация приречных территорий: на примере О

г. Хабаровска: дис. канд. арх. Московский архитектурный институт. — Москва. — 2011. — 229 с.

х

9. Махинов А. Н., Ким В. И., Воронов Б. А. Историческое наводнение в бассейне Амура в 2013 году:

причины и последствия // Вестник ДВО РАН. — 2014. — № 2. — С. 5. в

10. Морозова Г. Ю., Нарбут Н. А., Бабурин А. А. и др. Концепция озеленения Хабаровска. Хаба- н ровск: ИВЭП ДВО РАН, 2003. — 38 с. е

11. Нарбут Н. А., Антонова Л. А., Матюшкина Л. А., Климина Е. М., Караванов К. П. Стратегия фор- п мирования экологического каркаса территории (на примере Хабаровска). Владивосток-Хаба- Л ровск: ДВО РАН, 2002. — 129 с. с

12. Нарбут Н. А. Особенности экологической политики в регионах нового освоения. Регионы нового и освоения: естественные сукцессии и антропогенная трансформация природных комплексов // О Материалы конференции с международным участием. — Хабаровск: ФГБУН Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, 2017. — С. 208—210. С

13. Николаев А. П., Николаев Д. А. О проекте планировки г. Хабаровска в свете перспектив градо- Л строительного освоения левобережья и островов Амура // Материалы 4-й Всероссийской конфе- Н ренции «Градостроительство и планирование территориального развития России». — Калинин- н град, 2006 г. X

14. Портал администрации города Хабаровска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИИрв:// ^ www.khabarovskadm.ru/ (дата обращения: 22.06.2020). Н

15. Постановление от 01.11.2013 № 4440 Об утверждении муниципальной программы «Улучшение т экологического состояния города Хабаровска» на 2014—2020 годы (с изменениями на 27 октября О 2017 года). "

16. Проблемы устойчивого использования трансграничных территорий: Материалы международной конференции / под ред. П. Я. Бакланова, С. С. Ганзея. — Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2006. — 176 с.

17. Потоп-2019 в Хабаровске признан вторым по силе за историю измерений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://todaykhv.ru/news/society/22069/ (дата обращения 24.09.2019).

18. Соколова Г. В., Тетерятникова Е. П. Проблемы долгосрочного прогнозирования пожарной опасности в лесах Хабаровского края и Еврейской автономной области по метеорологическим условиям. — Хабаровск: ДВО РАН, 2008. — 150 с.

19. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. Правительство Хабаровского края. — Хабаровск, 2017.

ECOLOGY AND URBAN PLANNING SYSTEM EVOLUTION OF KHABAROVSK

Ermakova Y. I., graduate student, Institute of geography of the RAS, ermakova@igras.ru, Moscow, Russia

Kochurov B. I., Dr. Habil., Professor, leading researcher, Institute of geography of the RAS, camertonmagazin@mail.ru, Moscow, Russia

References

1. Ageeva S. A., Bobrikova I. V., Verbitskaya E. M.; Efremova N. F., Romansky S. O. Prichiny i osobennosti formirovaniya katastroflcheskogo navodneniya na Amure letom 2013 goda [Reasons and features of the formation of a catastrophic flood on the Amur in the summer of 2013] // Third Vinogradov Readings. Facets of hydrology. Collection of reports of the international scientific conference in memory of the outstanding Russian hydrologist Yuri Borisovich Vinogradov. Edited by O. M. Makaryeva. — 2018 [in Russian].

2. Dolgosrochnaya celevaya programma "Uluchshenie ekologicheskogo sostoyaniya goroda Habarovska na 2011—2015 gody" [Long-term target program "Improving the ecological state of the city of Khabarovsk

for 2011—2015"]. — Khabarovsk. — 2011 [in Russian]. 113

Ermakova Yu. I., Kochurov B. I. Ekologo-gradostroitel'nyj aspekt razyitiya Habarovska v usloviyah iz-meneniya prirody i obshchestva [Ecological and urban planning aspect of the development of Khabarovsk in the context of changes in nature and society] // Ecology of urbanized territories. — 2020. — No. 1. — P. 49—59 [in Russian].

Klimina E. M. Landshaftno-kartograficheskoe obespechenie territorial'nogo planirovaniya (na primere Habarovskogo kraya) [Landscape-cartographic support of territorial planning (on the example of the Khabarovsk Territory)]. — Vladivostok: Dalnauka. — 2007. — 132 p. [in Russian]. Kochurov B. I. Ekodiagnostika i sbalansirovannoe razvitie [Eco-diagnostics and balanced development]. — M.: Publishing House "Infra-M". — 2016. — 362 p. [in Russian].

Kochurov B. I., Lobkovsky V. A., Smirnov A. Ya. Ejfektivnost' i kul'tura prirodopol'zovaniya [Efficiency and culture of environmental management]. — Moscow: OOO Rusays. — 2018. — 162 p. [in Russian]. Kuznetsov O. V., Markelov G. Ya. Ocenka zelyonyh nasazhdenij Habarovska s ispol'zovaniem materialov DZZ i Gis-tekhnologij [Assessment of green spaces in Khabarovsk using remote sensing data and Gis-technologies] // Geomatics. — 2013. — 18. — P. 32—38 [in Russian].

Matashova M. A. Ekologo-gradostroitel'naya optimizaciya prirechnyh territorij: na primere g. Habarovska: dissertaciya kandidata arhitektury. Moskovskij arhitekturnyj institut // Ecological and urban planning optimization of riverine territories: the example of Khabarovsk: dissertation of the candidate of architecture. Moscow Architectural Institute. — Moscow. — 2011. — 229 p. [in Russian].

Makhinov A. N., Kim V. I., Voronov B. A. Istoricheskoe navodnenie v bassejne Amura v 2013 godu: prichiny i posledstviya [Historical flooding in the Amur basin in 2013: causes and consequences] // Bulletin of the FEB RAS. — 2014. — No. 2. — P. 5 [in Russian].

Morozova G. Yu., Narbut N. A., Baburin A. A. and others. Koncepciya ozeleneniya Habarovska [The concept of landscaping Khabarovsk]. — Khabarovsk: IVEP FEB RAS. — 2003. — 38 p. [in Russian]. Narbut N. A., Antonova L. A., Matyushkina L. A., Klimina E. M., Karavanov K. P. Strategiya formirov-aniya ekologicheskogo karkasa territorii (na primere Habarovska) [Strategy for the formation of the ecological framework of the territory (for example, Khabarovsk)]. — Vladivostok—Khabarovsk: FEB RAS. — 2002. — 129 p. [in Russian].

Narbut N. A. Osobennosti ekologicheskojpolitiki v regionah novogo osvoeniya. Regiony novogo osvoeniya: est-estvennye sukcessii i antropogennaya transformaciya prirodnyh kompleksov [Features of environmental policy in the regions of new development. Regions of new development: natural successions and anthropogenic transformation of natural complexes] // Conference materials with international participation. Khabarovsk: FGBUN Institute of Water and Environmental Problems FEB RAS. — 2017. — P. 208—210 [in Russian].

13. Nikolaev A. P., Nikolaev D. A. O proekte planirovki g. Habarovska v svete perspektiv gradostroitel'nogo osvoeniya levoberezh'ya i ostrovov Amura // Materialy 4-j Vserossijskoj konferencii "Gradostroitel'stvo i planirovanie territorial'nogo razvitiya Rossii" [About the planning project of Khabarovsk in the light of the prospects for urban development of the left bank and the Amur Islands] // Materials of the 4th All-Russian conference "Urban planning and planning of territorial development of Russia". — Kaliningrad. — 2006 [in Russian].

14. Portal administracii goroda Habarovska [Portal of the Khabarovsk city administration] // [Electronic resource]. Access: https://www.khabarovskadm.ru/ (22.06.2019).

15. Postanovlenie ot 01 noyabrya 2013 goda № 4440 Ob utverzhdenii municipal'nojprogrammy "Uluchshenie ekologicheskogo sostoyaniya goroda Habarovska" na 2014—2020 gody (s izmeneniyami na 27 oktyabrya 2017 goda) [Resolution of November 01, 2013 No. 4440 On approval of the municipal program "Improving the ecological state of the city of Khabarovsk" for 2014—2020] (as amended on October 27, 2017) [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Problemy ustojchivogo ispol'zovaniya transgranichnyh territorij: Materialy mezhdunarodnoj konferencii [Problems of sustainable use of transboundary territories: Materials of the international conference]. Edited by P. Ya. Baklanov, S. S. Hanzea. — Vladivostok: TIG FEB RAS. — 2006. — 176 p. [in Russian].

17. Potop-2019 v Habarovske priznan vtorym po sile za istoriyu izmerenij [Flood-2019 in Khabarovsk is recognized as the second strongest in the history of measurements] // [Electronic resource] https://to-daykhv.ru/news/society/22069/ (24.09.2019) [in Russian].

18. Sokolova G. V., Teteryatnikova E. P. Problemy dolgosrochnogoprognozirovaniyapozharnoj opasnosti v lesah Habarovskogo kraya i Evrejskoj avtonomnoj oblastipo meteorologicheskim usloviyam [Problems of long-term forecasting of fire hazard in the forests of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region by meteorological conditions Khabarovsk]. — FEB RAS. — 2008. — 150 p. [in Russian].

19. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Habarovskogo kraya na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Habarovskogo kraya [Strategy of socio-economic development of the Khabarovsk Territory for the period until 2030. Government of the Khabarovsk Territory]. — Khabarovsk. — 2017 [in Russian].

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.