Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ (XIX-XX ВЕКА)'

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ (XIX-XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Р.Н., Аскарова Г.Б.

Особое развитие проблема сохранения человеческого здоровья получила в XIX-XX веках. В статье исследуются основные научные подходы к заявленной проблеме. Проблема рассмотрена в аспекте зарубежной педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HEALTH IN THE HISTORY OF PEDAGOGY (XIX-XX CENTURIES)

The problem of preserving human health received a special development in the XIX-XX centuries. The article examines the main scientific approaches to the stated problem. The problem is considered in the aspect of foreign pedagogical thought.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ (XIX-XX ВЕКА)»

УДК 371.7

Хакимова Р.Н.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Аскарова Г.Б.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ (XIX-XX ВЕКА)

Аннотация: Особое развитие проблема сохранения человеческого здоровья получила в XIX-XX веках. В статье исследуются основные научные подходы к заявленной проблеме. Проблема рассмотрена в аспекте зарубежной педагогической мысли.

Ключевые слова: образование, воспитание, валеологическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.

Khakimova R.N.

Sterlitamak branch of bashkir state university

Askarova G. B.

Sterlitamak branch of bashkir state university

THE PROBLEM OF HEALTH IN THE HISTORY OF PEDAGOGY (XIX-

XX CENTURIES)

Abstract: The problem of preserving human health received a special development in the XIX-XX centuries. The article examines the main scientific approaches to the stated problem. The problem is considered in the aspect offoreign pedagogical thought.

Key words: education, upbringing, valeological education, health, healthy lifestyle, health care.

Свой вклад в проблему сохранения и приумножения человеческого здоровья внесли также ученые XIX-XX веков. И.Кант, в частности, разработал и на личной практике апробировал основные правила разумной организации здорового режима дня, неукоснительное соблюдение которого он положил в основу своей жизнедеятельности. И.Кант ввел понятия «диететика» и «терапевтика», где под первым он понимал профилактические меры, направленные на своевременное предупреждение и недопущение болезни, а под вторым - способы и приемы лечения заболевания. Главенствующую роль он отводил именно диететике, полагая, что силой духа и воли можно успешно одолеть любые болезненные состояния. Основываясь на этом, ученый утверждал, что человек должен научиться управлять своей натурой, иначе она будет повелевать им [1, с. 51].

Известный немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр в своем знаменитом труде «Афоризмы житейской мудрости» тоже обращался к вопросам сохранения здоровья и соблюдения здорового образа жизни: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» [3, с. 12].

Особо возрастает интерес зарубежных исследователей к проблеме здоровья в XX веке. Помимо теоретического осмысления заявленной проблемы, ученые начинают весьма активно обращаться к многообразным оздоровительным практикам, популяризируя их среди населения и актуализируя таким образом интерес прогрессивной общественности к вопросам здоровьесбережения. Несколько особняком здесь стоит теория психоанализа З. Фрейда, который практически нивелировал здоровье как феномен, заявляя, что каждый без исключения человек выступает в качестве потенциального носителя какого-либо заболевания, но посредством актуализированных психологических защитных механизмов, применяемых индивидом, последний способен успешно блокировать болезнь, либо же существенно снизить степень ее проявления. С помощью полноценной реализации в жизнедеятельности человека компенсаторных и защитных механизмов возможно гармоничное и сбалансированное функционирование человека в социальном мире.

В трудах французского социолога Э.Дюркгейма именно социальное здоровье постулируется в качестве наиважнейшей категории и состоит, как он утверждал, «в нормальном развитии жизненных сил индивида коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития». Только таким путем человек получает «шансы на долгую жизнь» [2, с. 159 - 160]. Подобным же образом рассуждал и М.Вебер, в свою очередь рассматривавшим здоровье как обязательное условие эффективного функционирования социальных систем, а к числу положительных социальных действий индивида относил действия, ориентированные на сохранность личного здоровья. В этой связи повышенное внимание он уделял анализу таких социально-личностных показателей, как включенность человека в определенную общественную страту, его вовлеченность в коллективную деятельность и конкретные социальные процессы, детерминирующие приверженность определенной валеологической модели и стратегии здоровьесберегающей практики [2, с. 161].

На социальную обусловленность и видовое разнообразие оздоравливающих практик указывал и видный американский социолог Т. Парсонс, отмечавший, «что устойчивость всякой социальной системы

зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей - установок, составляющихструктуру личностей» [2, с. 161]. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру» [2, с. 161]. Всесторонний анализ молодежных субкультур позволил Т. Парсонсу сделать вывод о том, что «молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности» [2, с. 161]. Жизнеспособность общества, согласно Парсонсу, поддерживается его устойчивой установкой на сохранение социального и морального здоровья граждан и стимулированием прогрессивных традиций как важнейшей формы культурного наследования.

Интересный подход к трактовке здоровья как социальной ценности мы нашли у известного австро-американского врача и биолога, неофрейдиста В. Райха, занимавшегося проблемами лечения и корректировки так называемых «информационных неврозов», являющихся негативным последствием «информационного стресса», что особенно характерно для наших современников, сфокусированных на получении широкого спектра информации на фоне отсутствия плодотворного чередования умственной, физической и досуговой деятельности. Тем самым люди зарабатывают невроз, ведущий к депрессии и к общему расстройству центральной нервной системы. В связи с этим В. Райх делал вывод о том, что «источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание - гнев, печаль, радость, страх - находит свое выражение в характерных мышечных движениях... Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого - сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям» [2, с. 162].

Таким образом, можем заключить, что особо интенсивно теория здоровьесбережения начала развиваться во второй половине XX века. Однако, именно ученые XIX и первой половины XX веков наработали ту методологическую базу, которая обеспечила дальнейшее успешное развитие педагогики здоровья и здоровьесбережения.

Использованные источники: 1. Нижников С.А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки и техники. - 2008. - Т. 13 (1). - С. 49 - 66.

2. Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека // Философия и общество. - № 4. - 2007. - С. 155-164.

3. Янбухтин Т.А. Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 3. -С. 11 - 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.