Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

КАТЕГОРИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимова Р.Н., Аскарова Г.Б.

В статье исследуется актуальная проблема современного образования - здоровьесбережение как основа воспитательного процесса. Эффективная организация валеологического воспитания в школе требует исторического осмысления заявленной проблемы. Обращение к истории здоровьесбережения позволит богатый опыт прошлого сделать достоянием настоящего и будущего и обеспечить результативность валеологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CATEGORY IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL INTERPRETATION

The article examines the actual problem of modern education - health care as the basis of the educational process. Effective organization of valeological education at school requires a historical understanding of the stated problem. Turning to the history of health care will allow the rich experience of the past to make the property of the present and future and ensure the effectiveness of valeological education.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

УДК 371.7

Хакимова Р.Н.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Аскарова Г.Б.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

КАТЕГОРИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация: В статье исследуется актуальная проблема современного образования - здоровьесбережение как основа воспитательного процесса. Эффективная организация валеологического воспитания в школе требует исторического осмысления заявленной проблемы. Обращение к истории здоровьесбережения позволит богатый опыт прошлого сделать достоянием настоящего и будущего и обеспечить результативность валеологического воспитания.

Ключевые слова: образование, воспитание, валеологическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.

Khakimova R.N.

Sterlitamak branch of bashkir state university

Askarova G. B.

Sterlitamak branch of bashkir state university

HEALTH CATEGORY IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL

INTERPRETATION

Abstract: The article examines the actual problem of modern education -health care as the basis of the educational process. Effective organization of valeological education at school requires a historical understanding of the stated problem. Turning to the history of health care will allow the rich experience of the past to make the property of the present and future and ensure the effectiveness of valeological education.

Key words: education, upbringing, valeological education, health, healthy lifestyle, health care.

Важность осуществления оздоровительной работы с детьми и молодежью в ходе воспитательной практики подмечалась многими учеными. Как отмечает В.Я.Шклярук, уже представителями древнеиндийской школы веданты подчеркивалось наличие диалектического единства человеческого здоровья, образа жизни и поведения. Следует заметить, что древнеиндийская философия рассматривала здоровье как результат «нормального состояния

трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная). В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем - взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением» [2, с. 156].

Не обошли вниманием данную проблему также и древнегреческие философы, сформулировавшие большое количество постулатов здорового образа жизни, не утративших своей актуальности и по сей день. Для многих мыслителей того времени была характерана опора на принцип природосообразного воспитания, утверждающего необходимость жизнеобеспечения человека в соответствии с законами природы и мироздания. В частности, Демокрит полагал, что сознательное следование природосообразному началу в ходе организации собственной жизни позволяет индивиду максимально проникнуться мерой личной ответственности за характер деятельности и свои поступки.

Значительный вклад в развитие теории здоровья внес и Платон, который трактовал «тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней» [2, с. 157]. При этом он полагал, что гармоничное и всестороннее развитие личности требует систематического образования в различных областях научного знания и в сфере искусства, а также и систематических занятий гимнастикой и другими физическими упражнениями - важных условий формирования соразмерности, здоровья и красоты.

Философско-педагогические воззрения Сократа концентрировались на исследованиях собственной самости посредством практик и методик самосовершенствования. «Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

• Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

• Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может» [2, с. 157].

В эпоху средневековья ученые также интересовались проблемами здоровья человека, но полагали важнейшим условием его сохранения следование религиозным догматам и установлениям. Вся индивидуальная и общественная жизнь средневекового человека строго контролировалась

церковью, которая пропагандировала идеалы аскезы и сознательного умерщвления плоти как необходимого условия обретения Вечного блаженства того света. В связи с чем в эпоху Возрождения, в противововес средневековым установкам, ученые вновь обращаются к идеям античности, возрождая, по сути, концепцию человека как наивысшей общественной ценности. Педагоги-просветители эпохи Возрождения (Ф.Рабле, Т.Кампанелла, Э.Роттердамский и др.) заявили о важности физической активности в интеллектуально-умственном и психо-эмоциональном здоровье человека, уделив особое внимание таким физическим упражнениям, как бег, гимнастика, различные игры, которые способны обеспечить поддержание физического здоровья и жизненной активности индивида.

Серьезное внимание вопросам сохранения здоровья подрастающего поколения уделял также и Я.А.Коменский, обосновавший семь этапов возрастного развития человека, основное внимание уделив начальному этапу, когда происходит закладывание основ функционирования человеческого организма, что определяет характер жизнедеятельности индивида в будущем. Коменский утверждал, что на этапе материнской школы крайне важно сформировать основы здорового образа жизни и потому (до 6 лет включительно) нежелательно начинать обучение ребенка в школе, поскольку недостаточный уровень его анатомо-физиологической зрелости может привести к серьезным проблемам роста, что существенно затруднит процесс его образования.

В этом же русле мыслил и великий швейцарский педагог И.Г.Песталоцци, также считавший, что родители и педагоги должны в первую очередь проявлять всестороннюю заботу о неокрепшем здоровье детей, непосредственно находясь рядом с воспитанниками и оказывая им надлежащую помощь и поддержку. Подобные же мысли высказывал и знаменитый философ-просветитель XVIII века Ж.-Ж. Руссо, также считавший, что в детском возрасте происходит особо бурное развитие ребенка и потому крайне важно никоем образом не стеснять его естественных движений (не пеленать туго, не ограничивать потребности кормления ребенка и его время и пр.), и, кроме того, указывал на необходимость физических упражнений в жизни ребенка: «Упражняйте непрерывно его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму» [1, с.

51].

Следует также обратить внимание и на тот факт, что в эпохи Нового времени и Просвещения ученые начинают провозглашать идеи о приоритете здоровья личности не только как об индивидуальной ценности, но и ценности социального плана. Общество начинает осознавать, что высокий уровень развития общественного здоровья выступает закономерным результатом идеального человеческого сообщества, способного создать своим гражданам прекрасные условия существования.

Таким образом можем заключить, что проблема сохранения здоровья, как наиважнейжей жизненной ценности, во все исторические времена сохраняла свою актуальность и становилась предметом научного анализа ученых из разных областей человекознания.

Использованные источники:

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 603 с.

2. Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека // Философия и общество. - № 4. - 2007. - С. 155-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.