Научная статья на тему 'ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЯ В СПОРТЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕНЕР / ATHLETICS / HEALTH CARE / VALEOLOGY IN SPORTS / SPORTS TRAINING / VALEOLOGICAL CULTURE / COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Кристина Михайловна, Горшунова Екатерина Павловна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на здоровьесбережение юных легкоатлеток 11-12. Определены основные аспекты формирования валеологической компетентности и культуры тренера по легкой атлетике на этапе начальной спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALEOLOGICAL COMPETENCE OF A TRACK AND FIELD COACH AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

The article considers the factors that affect the health of young athletes 11-12. The main aspects of the formation of valeological competence and culture of a track and field coach at the stage of initial sports training are defined.

Текст научной работы на тему «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

VALEOLOGICAL COMPETENCE OF A TRACK AND FIELD COACH AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

Назарова Кристина Михайловна

студент

кафедра «Адаптологии и спортивной подготовки» Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия Nazarova Kristina Mikhailovna

student

Department of «Adaptology and sports training»

Moscow City University Moscow, Russia

Горшунова Екатерина Павловна

студент

кафедра «Адаптологии и спортивной подготовки» Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия Gorshunova Ekaterina Pavlovna

student

Department of "Adaptology and sports training"

Moscow City University Moscow, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на здоровьесбережение юных легкоатлеток 11-12. Определены основные аспекты формирования валеологической компетентности и культуры тренера по легкой атлетике на этапе начальной спортивной подготовки.

Abstract. The article considers the factors that affect the health of young athletes 11-12. The main aspects of the formation of valeological competence and culture of a track and field coach at the stage of initial sports training are defined.

Ключевые слова: легкая атлетика, здоровьесбережение, валеология в спорте, спортивная подготовка, валеологическая культура, тренер.

Keywords: athletics, health care, valeology in sports, sports training, valeological culture, coach.

Актуальность. Легкая атлетика, как и другие виды спорта оказывает существенное воспитательное влияние на морально-нравственные качества человека, а также является отличным средством укрепления здоровья и профилактики. Но также занятия любым видом спорта, даже на этапе начальной спортивной подготовки, нередко негативно сказываются на здоровье спортсмена вследствие неадекватности физической нагрузки, вызванной низкой валеоло-гической компетентностью многих тренеров. Валеологическая компетентность тренера - это результат усвоения знаний и умений, отражающих осознание важности здоровья

и его сохранения на протяжении всей жизни, способность самостоятельно контролировать состояние психического и физического здоровья своих подопечных, своевременно реагировать на его сбои. Тренер — это наставник, не просто имеющий дело с людьми, личностями, но и педагог, обязанный эти личности формировать, воспиты-вать. При этом вопросы воспитания и самовоспитания, проблема культуры в равной мере относятся как к спортсмену, так и к самому тренеру. Общее понятие культуры спортивной подготовки в легкой атлетике включает в себя способы уточнения акмепроектирования возможностей продуктивного становления личности и ее самосохранения в системе приоритетов ноосферно - антропологического поиска [3, с. 50].

Среди причин травм в легкой атлетике первое место занимают недочеты в методике тренировок. Такие несчастные случаи составляют 30-60% от общего числа. Эти повреждения чаще всего связаны с нарушением последовательности занятий и повышения уровня нагрузки [1, с. 15].

Анатомо-физиологические особенности девушек данного возраста заключаются в замедлении роста сердца, и снижении его функциональных возможностей соответственно, медленно происходит прирост легочных объемов и, следовательно, снижаются функциональные возможности дыхательной системы [6]. Происходит временное уменьшение выносливости и работоспособности. На этом этапе тренеру необходимо помнить, что аэробные возможности организма девочек 11-12 лет ниже, чем в младшем возрасте, поэтому нужно развивать быстроту и технический компонент.

Независимо от вида спорта или обучающего этапа, на котором находится спортсмен, любой тренировочный процесс будет состоять из нескольких взаимосвязанных сторон подготовки:

1) Теоретическая - на стадии базовой подготовки направлена на осмысление выполняемой спортсменом деятельности. Является основой для развития практических умений и навыков в процессе спортивного совершенствования [7, с. 126]. Однако, как показывает практика, зачастую на ранних этапах спортивной подготовки, теоретической составляющей уделяют недостаточно внимания. В резул-тате чего частичная неосознанность ребенком выполняемых двигательных действий может отразиться на низком приросте в показанных результатах в соревновательной деятельности. Однако, при сохранении у спортсмена мотивации продолжать тренировочный процесс в выбранной специализации, дает компенсаторный эффект - в процессе практического совершенствования многие спортсмены самостоятельно изучают теоретический материал.

2) Техническая. Практическая составляющая тренировочного процесса, в ходе которого изучаются и совершенствуются системы движений избранного вида спорта для достижения высоких спортивных результатов.

3) Физическая. На любом этапе многолетнего процесса спортивной тренировки в процессе воспитания и совершенствования физических качеств используются два вида физической подготовки - общая (ОФП) и специальная (СФП). На стадии базовой подготовки преимущественно используется ОФП (70-80 %) для общего укрепления и разностороннего физического развития организма; так же является

основой для дальнейшего формирования специальных физических качеств, необходимых в процессе спортивного совершенствования. На этапах спортивного совершенствования и высших достижений доля ОФП соответственно снижается (до 20-30 %) [4, с. 292].

4) Тактическая. Данный компонент в спортивной подготовке позволяет спортсмену эффективней вести борьбу с соперниками в процессе соревновательной деятельности.

5) Психологическая. По значимости данный компонент, пожалуй, ничуть не уступают теоретической или какой-либо другой стороне в подготовке спортсмена [7, с. 129]. Недостаточная сформированность данного компонента зачастую выявляется уже в самом процессе соревновательной деятельности, в частности среди женского контингента, лиц, имеющих повышенный уровень тревожности. Несмотря на хорошую физическую подготовку, у спортсменов с низкой стрессоустойчивостью, работоспособность может несколько снижаться, что в последствии негативно сказывается на конечном результате.

Задачами любого тренера будут являться, прежде всего, сформировать и усовершенствовать у своего подопечного психические качества и свойства личности, необходимые для эффективного выполнения деятельности в тренировочном и соревновательном процессах. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованию по А.Ц. Пуни включает в себя два раздела: общая и специальная, в которых происходит тесное взаимодействие физических упражнений с пакетом диагностик на выявление личностных качеств спортсмена [2, с. 43]. Следует отметить, что содержание как общей, так и специальной психологической подготовки для каждого спортсмена будет строго индивидуальным, исходя из: возраста спортсмена, уровня спортивного мастерства, исходных психологических свойств личности. А также психодиагностика, определяющая уровень готовности спортсмена к соревновательной деятельности, физическая подготовка, направленная на развитие и усовершенствование специфических качеств и умений, повторная диагностика, оценивающая изменения в подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.

В качестве примера составления плана по общей психологической подготовке по А.Ц. Пуни, мы предлагаем ознакомиться с содержанием таблицы 1 [2, с. 50].

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование у спортсмена психической готовности к конкретному соревнованию.

Задачами данной подготовки являются:

1. Создание адекватной оценки спортсмена собственных способностей;

2. Умение владеть собственным телом и мыслями в условиях соревнований;

3. Создание и сохранение положительного настроя и оптимального возбуждения в соревновательном процессе;

4. Умение динамично восстанавливать ресурсы организма после соревновательной деятельности.

Таблица 1

Содержание общей психологической подготовки по А. Ц. Пуни_

№ Содержание подготовки Задачи Средства решения Сроки выполнения

1 2 3 4 5

1 Общая Диагностика: волевых Пакет диагностик на 3-5 дней

диагностика качеств, морально- выявление личностных

уровня этических качеств; качеств спортсмена.

подготовлен способность к

ности. психологической саморегуляции в стрессовых условиях.

2 Морально- Развитие способности Добавление в В течение

этическое произвольно управлять тренировочный процесс всего

воспитания поведением в условиях контрольных тренировок - макроцикла,

соревнований максимально приближенные к соревновательным условиям;проведение бесед со спортсменом, подведение итогов по завершению контрольных и на других тренировках. (контрольные тренировки можно включить в конце и в середине мезоцикла).

3 Волевая Формирование и Через физические В течение

подготовка усовершенствование упражнения с всего

волевых качеств субмаксимальной или макроцикла.

спортсмена в различных средней интенсивностью;

спортивных ситуациях. применение психологических уловок (мысленное дробление задания); беседы тренера со спортсменом.

4 Подготовка к Формирования у Физические упражнения, В течение

преодолени спортсмена направленные на силовую и всего

ю стресса в рационального мышления скоростную выносливости; макроцикла.

условиях в условиях беседы тренера со

соревновате соревновательной спортсменом; решение

льного деятельности. интеллектуальных задач по

характера методике Е. Н. Гогунова.

5 Диагностика Диагностика: аналитико- Тест «Логичность», тест В начале

интеллектуа синтетических качеств; Векслера, тест с кольцами макроцикла,

льных уровня развития Ландольдта. в середине и

качеств наблюдательности. ближе к концу.

6 Совершенств Развитие Разбор прошедших В течение

ование наблюдательности и собственных выступлений, всего

интеллектуа аналитических составление собственной макроцикла.

льных способностей у подготовительной части,

качеств спортсмена. направленной на конкретные задачи, поставленные в основной части тренировки.

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

7 Диагностика Диагностика: уровня Опрос на предмет знаний о В течение

умения знаний и умения способах самонастройки на всего

настраиватьс использовать приемы выполнение макроцикла.

я на контрольно- соревновательного

выполнение ориентировочной упражнения, приемах

соревновате деятельности; уровня идеомоторной тренировки,

льных знаний и умения практическое выполнение

упражнений использовать приемы настраивания на

идеомоторной подготовки выполнение упражнения; а)

к выполнению с определением

упражнения; спортсменом момента

уровня знаний и умения готовности; б) в различные

определять момент промежутки времени, с

готовности к выполнению последующей оценкой

упражнения; качества действий

индивидуальных спортсмена.

особенностей

длительности

сосредоточения перед

началом выполнения

упражнения.

8 Совершенств Научить спортсмена Отработка длительности Зависит от

ование самостоятельно поэтапно сосредоточения, соревновател

умений разбирать совершенствование ьного плана и

настраиватьс соревновательное «чувства готовности. тренировочн

я на упражнение, ставить цели ого плана. В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнение и задачи; течение всего

соревновате усовершенствовать навык макроцикла.

льных психологической

упражнений саморегуляции,

усовершенствовать навык

идеомоторного

упражнения.

9 Диагностика Диагностика: умений Оценка уровня тревожности В начале и в

умений осуществлять самокон- по шкале Спилберга, средине

саморегуляц троль за внешними опросник «Стресс-симптом- макроцикла.

ии неблаго- проявлениями эмоцио- тест», опросник НПТ Т.А.

приятных нальной напряженности; Немчина, методика Ю.А.

внутренних умений проводить Цагарелли.

состояний саморегуляцию.

10 Совершенств Совершенствование При возбужденном Возможно в

ование приемов произвольного состоянии следует течение всего

приемов расслабления мышц, применять дыхательные макроцикла

саморегуляц регуляции дыхания, упражнения, растяжку;

ии при переключения внимания, следует увеличить время

неблагоприя мыслей, словесной трусцы без увеличения ее

тных саморегуляции. темпа.

внутренних При апатии следует

состояниях применять упражнения

взрывного характера.

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

11 Диагностика Диагностика: знаний о Опрос о сущности, В течение

умений приемах сохранения и вариативности способов всего

организовыв восстановления нервно- организации сохранения и макроцикла.

ать сохране- психической свежести; восстановления нервно-

ние и восста- умений практического психической свежести,

новление использования этих тестирование по методике

нервно- знаний Ю.А. Цагарелли.

психической

свежести

12 Совершенств Приемы отвлечения и Комплекс специальных Особо

ование переключения; упражнений, сеансы актуально

способов специальные приемы специального перед и

сохранения аутогенной тренировки в гетеротренинга. после

и восстанов- сочетании с физическими соревновател

ления упражнениями; ьного

нервно-пси- подробное выступления.

хической анализирование

свежести стрессовой ситуации.

13 Общая Диагностика: волевых Пакет диагностик на 3-5 дней

диагностика качеств, морально-этичес- выявление личностных

уровня ких качеств; способность к качеств спортсмена.

подготовлен психологической

ности саморегуляции в экстремальных условиях.

Для выполнения представленных выше задач, в работе тренера должна присутствовать обратная связь со своими подопечными - наличие диалога является неотъемлемым условием для эффективной работы и переводит их вербальную связь на более качественный уровень проделанной работы.

Под компетентностью здоровьесбережения подразумевается целенаправленная готовность к формированию здорового образа жизни, в особенности отказа от вредных привычек, понимание факторов и условий, влияющих на здоровье, обладание знаниями об особенностях собственного организма, знание основ валеологии относительно профилактики травматизма, знание диагностических особенностей личностного здоровья. Практическое проведение восстановительных мероприятий. Индивидуальный подход к каждому спортсмену, даже на раннем этапе спортивной специализации [5, с. 163].

Заключение

Основная цель валеологического обучения в легкой атлетике - научить каждого тренера разумно и осознанно относиться к здоровью своих подопечных, поддерживать и улучшать его и правильно использовать средства физического воспитания. Формировать у юных легкоатлетов валеологическое сознание, понимание исключительной ценности и принципиально новые подходы к своему здоровью - путь к гармоничному развитию и самосовершенствованию. Жизнеспособность подрастающего поколения - важнейшая часть выполнения своих про-фессиональных, социаль-ных и биологических обязанностей в современных условиях существования.

Литература

1. Абрамов В. [и др.]. Влияние нагрузок в современном спорте на организм юных спортсменок //Наука в олимпийском спорте. 2004. №. 2. С. 15.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М .: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

3. Жукова Т. Ю., Логачева Н. В. Некоторые детерминации понятия «культура спортивной подготовки» в легкой атлетике // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 октября 2018 г.). Стерлитамак : АМИ, 2018. 281 с.

4. Иссурин В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. М. : Спорт, 2016. 464 с.

5. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Буйнов Л. Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2014. №. 10. С. 162-165.

6. Савченков Ю., Солдатова О., Шилов С. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебник для вузов. М. : Владос, 2019, 145 с.

7. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. М. : Советский спорт, 2010. 392 с.

References

1. Abramov V. (et al.). Vliyanie nagruzok v sovremennom sporte na organizm yunykh sportsmen [Influence of loads in modern sports on the body of young athletes]. Nauka v olimpiyskom sporte - Science in Olympic sports, 2004, no. 2, pp. 15.

2. Gogunov E. N., Mart'yanov B. I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 288 p.

3. Zhukova T. Yu., Logacheva N. V. Nekotorye determinatsii ponyatiya «kul'tura sportivnoy podgotovki» v legkoy atletike [Some determinations of the concept" culture of sports training» in athletics]. Integratsionnye protsessy v nauke v sovremennykh usloviyakh]. [Integration processes in science in modern condition]. Sterlitamak, AMI Publ., 2018, 281 p.

4. Issurin V. B. Podgotovka sportsmenov XXI veka: nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Preparation of athletes of the XXI century: scientific bases and construction of training]. Moscow, Sport Publ., 2016, 464 p.

5. Pazyrkina M. V., Sopko G. I., Buynov L. G. Tekhnologii formirovaniya kompetentnosti pedagoga v oblasti zdorov'esberezheniya [Technologies of formation of competence of the teacher in the field of health saving]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro - Collections of conferences of SIC Sociosphere. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2014, no. 10, pp. 162-165.

6. Savchenkov Yu., Soldatova O., Shilov S. Vozrastnaya fiziologiya (fiziologicheskie osobennosti detey i podrostkov) [Age physiology (physiological features of children and adolescents)]. Moscow, Vlados Publ., 2019, 145p.nkov Yu., Soldatova O., Shilov S.: uchebnik dlya vuzov.

7. Fiskalov V. D. Sport i sistema podgotovki sportsmenov [Sport and the training system of athletes]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2010, 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.