ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
VALEOLOGICAL COMPETENCE OF A TRACK AND FIELD COACH AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING
Назарова Кристина Михайловна
студент
кафедра «Адаптологии и спортивной подготовки» Московский городской педагогический университет
г. Москва, Россия Nazarova Kristina Mikhailovna
student
Department of «Adaptology and sports training»
Moscow City University Moscow, Russia
Горшунова Екатерина Павловна
студент
кафедра «Адаптологии и спортивной подготовки» Московский городской педагогический университет
г. Москва, Россия Gorshunova Ekaterina Pavlovna
student
Department of "Adaptology and sports training"
Moscow City University Moscow, Russia
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на здоровьесбережение юных легкоатлеток 11-12. Определены основные аспекты формирования валеологической компетентности и культуры тренера по легкой атлетике на этапе начальной спортивной подготовки.
Abstract. The article considers the factors that affect the health of young athletes 11-12. The main aspects of the formation of valeological competence and culture of a track and field coach at the stage of initial sports training are defined.
Ключевые слова: легкая атлетика, здоровьесбережение, валеология в спорте, спортивная подготовка, валеологическая культура, тренер.
Keywords: athletics, health care, valeology in sports, sports training, valeological culture, coach.
Актуальность. Легкая атлетика, как и другие виды спорта оказывает существенное воспитательное влияние на морально-нравственные качества человека, а также является отличным средством укрепления здоровья и профилактики. Но также занятия любым видом спорта, даже на этапе начальной спортивной подготовки, нередко негативно сказываются на здоровье спортсмена вследствие неадекватности физической нагрузки, вызванной низкой валеоло-гической компетентностью многих тренеров. Валеологическая компетентность тренера - это результат усвоения знаний и умений, отражающих осознание важности здоровья
и его сохранения на протяжении всей жизни, способность самостоятельно контролировать состояние психического и физического здоровья своих подопечных, своевременно реагировать на его сбои. Тренер — это наставник, не просто имеющий дело с людьми, личностями, но и педагог, обязанный эти личности формировать, воспиты-вать. При этом вопросы воспитания и самовоспитания, проблема культуры в равной мере относятся как к спортсмену, так и к самому тренеру. Общее понятие культуры спортивной подготовки в легкой атлетике включает в себя способы уточнения акмепроектирования возможностей продуктивного становления личности и ее самосохранения в системе приоритетов ноосферно - антропологического поиска [3, с. 50].
Среди причин травм в легкой атлетике первое место занимают недочеты в методике тренировок. Такие несчастные случаи составляют 30-60% от общего числа. Эти повреждения чаще всего связаны с нарушением последовательности занятий и повышения уровня нагрузки [1, с. 15].
Анатомо-физиологические особенности девушек данного возраста заключаются в замедлении роста сердца, и снижении его функциональных возможностей соответственно, медленно происходит прирост легочных объемов и, следовательно, снижаются функциональные возможности дыхательной системы [6]. Происходит временное уменьшение выносливости и работоспособности. На этом этапе тренеру необходимо помнить, что аэробные возможности организма девочек 11-12 лет ниже, чем в младшем возрасте, поэтому нужно развивать быстроту и технический компонент.
Независимо от вида спорта или обучающего этапа, на котором находится спортсмен, любой тренировочный процесс будет состоять из нескольких взаимосвязанных сторон подготовки:
1) Теоретическая - на стадии базовой подготовки направлена на осмысление выполняемой спортсменом деятельности. Является основой для развития практических умений и навыков в процессе спортивного совершенствования [7, с. 126]. Однако, как показывает практика, зачастую на ранних этапах спортивной подготовки, теоретической составляющей уделяют недостаточно внимания. В резул-тате чего частичная неосознанность ребенком выполняемых двигательных действий может отразиться на низком приросте в показанных результатах в соревновательной деятельности. Однако, при сохранении у спортсмена мотивации продолжать тренировочный процесс в выбранной специализации, дает компенсаторный эффект - в процессе практического совершенствования многие спортсмены самостоятельно изучают теоретический материал.
2) Техническая. Практическая составляющая тренировочного процесса, в ходе которого изучаются и совершенствуются системы движений избранного вида спорта для достижения высоких спортивных результатов.
3) Физическая. На любом этапе многолетнего процесса спортивной тренировки в процессе воспитания и совершенствования физических качеств используются два вида физической подготовки - общая (ОФП) и специальная (СФП). На стадии базовой подготовки преимущественно используется ОФП (70-80 %) для общего укрепления и разностороннего физического развития организма; так же является
основой для дальнейшего формирования специальных физических качеств, необходимых в процессе спортивного совершенствования. На этапах спортивного совершенствования и высших достижений доля ОФП соответственно снижается (до 20-30 %) [4, с. 292].
4) Тактическая. Данный компонент в спортивной подготовке позволяет спортсмену эффективней вести борьбу с соперниками в процессе соревновательной деятельности.
5) Психологическая. По значимости данный компонент, пожалуй, ничуть не уступают теоретической или какой-либо другой стороне в подготовке спортсмена [7, с. 129]. Недостаточная сформированность данного компонента зачастую выявляется уже в самом процессе соревновательной деятельности, в частности среди женского контингента, лиц, имеющих повышенный уровень тревожности. Несмотря на хорошую физическую подготовку, у спортсменов с низкой стрессоустойчивостью, работоспособность может несколько снижаться, что в последствии негативно сказывается на конечном результате.
Задачами любого тренера будут являться, прежде всего, сформировать и усовершенствовать у своего подопечного психические качества и свойства личности, необходимые для эффективного выполнения деятельности в тренировочном и соревновательном процессах. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованию по А.Ц. Пуни включает в себя два раздела: общая и специальная, в которых происходит тесное взаимодействие физических упражнений с пакетом диагностик на выявление личностных качеств спортсмена [2, с. 43]. Следует отметить, что содержание как общей, так и специальной психологической подготовки для каждого спортсмена будет строго индивидуальным, исходя из: возраста спортсмена, уровня спортивного мастерства, исходных психологических свойств личности. А также психодиагностика, определяющая уровень готовности спортсмена к соревновательной деятельности, физическая подготовка, направленная на развитие и усовершенствование специфических качеств и умений, повторная диагностика, оценивающая изменения в подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.
В качестве примера составления плана по общей психологической подготовке по А.Ц. Пуни, мы предлагаем ознакомиться с содержанием таблицы 1 [2, с. 50].
Специальная психологическая подготовка направлена на формирование у спортсмена психической готовности к конкретному соревнованию.
Задачами данной подготовки являются:
1. Создание адекватной оценки спортсмена собственных способностей;
2. Умение владеть собственным телом и мыслями в условиях соревнований;
3. Создание и сохранение положительного настроя и оптимального возбуждения в соревновательном процессе;
4. Умение динамично восстанавливать ресурсы организма после соревновательной деятельности.
Таблица 1
Содержание общей психологической подготовки по А. Ц. Пуни_
№ Содержание подготовки Задачи Средства решения Сроки выполнения
1 2 3 4 5
1 Общая Диагностика: волевых Пакет диагностик на 3-5 дней
диагностика качеств, морально- выявление личностных
уровня этических качеств; качеств спортсмена.
подготовлен способность к
ности. психологической саморегуляции в стрессовых условиях.
2 Морально- Развитие способности Добавление в В течение
этическое произвольно управлять тренировочный процесс всего
воспитания поведением в условиях контрольных тренировок - макроцикла,
соревнований максимально приближенные к соревновательным условиям;проведение бесед со спортсменом, подведение итогов по завершению контрольных и на других тренировках. (контрольные тренировки можно включить в конце и в середине мезоцикла).
3 Волевая Формирование и Через физические В течение
подготовка усовершенствование упражнения с всего
волевых качеств субмаксимальной или макроцикла.
спортсмена в различных средней интенсивностью;
спортивных ситуациях. применение психологических уловок (мысленное дробление задания); беседы тренера со спортсменом.
4 Подготовка к Формирования у Физические упражнения, В течение
преодолени спортсмена направленные на силовую и всего
ю стресса в рационального мышления скоростную выносливости; макроцикла.
условиях в условиях беседы тренера со
соревновате соревновательной спортсменом; решение
льного деятельности. интеллектуальных задач по
характера методике Е. Н. Гогунова.
5 Диагностика Диагностика: аналитико- Тест «Логичность», тест В начале
интеллектуа синтетических качеств; Векслера, тест с кольцами макроцикла,
льных уровня развития Ландольдта. в середине и
качеств наблюдательности. ближе к концу.
6 Совершенств Развитие Разбор прошедших В течение
ование наблюдательности и собственных выступлений, всего
интеллектуа аналитических составление собственной макроцикла.
льных способностей у подготовительной части,
качеств спортсмена. направленной на конкретные задачи, поставленные в основной части тренировки.
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
7 Диагностика Диагностика: уровня Опрос на предмет знаний о В течение
умения знаний и умения способах самонастройки на всего
настраиватьс использовать приемы выполнение макроцикла.
я на контрольно- соревновательного
выполнение ориентировочной упражнения, приемах
соревновате деятельности; уровня идеомоторной тренировки,
льных знаний и умения практическое выполнение
упражнений использовать приемы настраивания на
идеомоторной подготовки выполнение упражнения; а)
к выполнению с определением
упражнения; спортсменом момента
уровня знаний и умения готовности; б) в различные
определять момент промежутки времени, с
готовности к выполнению последующей оценкой
упражнения; качества действий
индивидуальных спортсмена.
особенностей
длительности
сосредоточения перед
началом выполнения
упражнения.
8 Совершенств Научить спортсмена Отработка длительности Зависит от
ование самостоятельно поэтапно сосредоточения, соревновател
умений разбирать совершенствование ьного плана и
настраиватьс соревновательное «чувства готовности. тренировочн
я на упражнение, ставить цели ого плана. В
выполнение и задачи; течение всего
соревновате усовершенствовать навык макроцикла.
льных психологической
упражнений саморегуляции,
усовершенствовать навык
идеомоторного
упражнения.
9 Диагностика Диагностика: умений Оценка уровня тревожности В начале и в
умений осуществлять самокон- по шкале Спилберга, средине
саморегуляц троль за внешними опросник «Стресс-симптом- макроцикла.
ии неблаго- проявлениями эмоцио- тест», опросник НПТ Т.А.
приятных нальной напряженности; Немчина, методика Ю.А.
внутренних умений проводить Цагарелли.
состояний саморегуляцию.
10 Совершенств Совершенствование При возбужденном Возможно в
ование приемов произвольного состоянии следует течение всего
приемов расслабления мышц, применять дыхательные макроцикла
саморегуляц регуляции дыхания, упражнения, растяжку;
ии при переключения внимания, следует увеличить время
неблагоприя мыслей, словесной трусцы без увеличения ее
тных саморегуляции. темпа.
внутренних При апатии следует
состояниях применять упражнения
взрывного характера.
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
11 Диагностика Диагностика: знаний о Опрос о сущности, В течение
умений приемах сохранения и вариативности способов всего
организовыв восстановления нервно- организации сохранения и макроцикла.
ать сохране- психической свежести; восстановления нервно-
ние и восста- умений практического психической свежести,
новление использования этих тестирование по методике
нервно- знаний Ю.А. Цагарелли.
психической
свежести
12 Совершенств Приемы отвлечения и Комплекс специальных Особо
ование переключения; упражнений, сеансы актуально
способов специальные приемы специального перед и
сохранения аутогенной тренировки в гетеротренинга. после
и восстанов- сочетании с физическими соревновател
ления упражнениями; ьного
нервно-пси- подробное выступления.
хической анализирование
свежести стрессовой ситуации.
13 Общая Диагностика: волевых Пакет диагностик на 3-5 дней
диагностика качеств, морально-этичес- выявление личностных
уровня ких качеств; способность к качеств спортсмена.
подготовлен психологической
ности саморегуляции в экстремальных условиях.
Для выполнения представленных выше задач, в работе тренера должна присутствовать обратная связь со своими подопечными - наличие диалога является неотъемлемым условием для эффективной работы и переводит их вербальную связь на более качественный уровень проделанной работы.
Под компетентностью здоровьесбережения подразумевается целенаправленная готовность к формированию здорового образа жизни, в особенности отказа от вредных привычек, понимание факторов и условий, влияющих на здоровье, обладание знаниями об особенностях собственного организма, знание основ валеологии относительно профилактики травматизма, знание диагностических особенностей личностного здоровья. Практическое проведение восстановительных мероприятий. Индивидуальный подход к каждому спортсмену, даже на раннем этапе спортивной специализации [5, с. 163].
Заключение
Основная цель валеологического обучения в легкой атлетике - научить каждого тренера разумно и осознанно относиться к здоровью своих подопечных, поддерживать и улучшать его и правильно использовать средства физического воспитания. Формировать у юных легкоатлетов валеологическое сознание, понимание исключительной ценности и принципиально новые подходы к своему здоровью - путь к гармоничному развитию и самосовершенствованию. Жизнеспособность подрастающего поколения - важнейшая часть выполнения своих про-фессиональных, социаль-ных и биологических обязанностей в современных условиях существования.
Литература
1. Абрамов В. [и др.]. Влияние нагрузок в современном спорте на организм юных спортсменок //Наука в олимпийском спорте. 2004. №. 2. С. 15.
2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М .: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.
3. Жукова Т. Ю., Логачева Н. В. Некоторые детерминации понятия «культура спортивной подготовки» в легкой атлетике // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 октября 2018 г.). Стерлитамак : АМИ, 2018. 281 с.
4. Иссурин В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. М. : Спорт, 2016. 464 с.
5. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Буйнов Л. Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2014. №. 10. С. 162-165.
6. Савченков Ю., Солдатова О., Шилов С. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебник для вузов. М. : Владос, 2019, 145 с.
7. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. М. : Советский спорт, 2010. 392 с.
References
1. Abramov V. (et al.). Vliyanie nagruzok v sovremennom sporte na organizm yunykh sportsmen [Influence of loads in modern sports on the body of young athletes]. Nauka v olimpiyskom sporte - Science in Olympic sports, 2004, no. 2, pp. 15.
2. Gogunov E. N., Mart'yanov B. I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 288 p.
3. Zhukova T. Yu., Logacheva N. V. Nekotorye determinatsii ponyatiya «kul'tura sportivnoy podgotovki» v legkoy atletike [Some determinations of the concept" culture of sports training» in athletics]. Integratsionnye protsessy v nauke v sovremennykh usloviyakh]. [Integration processes in science in modern condition]. Sterlitamak, AMI Publ., 2018, 281 p.
4. Issurin V. B. Podgotovka sportsmenov XXI veka: nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Preparation of athletes of the XXI century: scientific bases and construction of training]. Moscow, Sport Publ., 2016, 464 p.
5. Pazyrkina M. V., Sopko G. I., Buynov L. G. Tekhnologii formirovaniya kompetentnosti pedagoga v oblasti zdorov'esberezheniya [Technologies of formation of competence of the teacher in the field of health saving]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro - Collections of conferences of SIC Sociosphere. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2014, no. 10, pp. 162-165.
6. Savchenkov Yu., Soldatova O., Shilov S. Vozrastnaya fiziologiya (fiziologicheskie osobennosti detey i podrostkov) [Age physiology (physiological features of children and adolescents)]. Moscow, Vlados Publ., 2019, 145p.nkov Yu., Soldatova O., Shilov S.: uchebnik dlya vuzov.
7. Fiskalov V. D. Sport i sistema podgotovki sportsmenov [Sport and the training system of athletes]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2010, 392 p.