Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ'

ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимова Р.Н., Аскарова Г.Б.

В статье исследуется актуальная проблема современного образования - здоровьесбережение как основа современного воспитательного процесса. Авторы рассматривают специфику организации здоровьесохраняющего воспитания в условиях образовательного учреждения. Отмечается роль педагогического управления в успешном осуществлении валеологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакимова Р.Н., Аскарова Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CATEGORY IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL INTERPRETATION

The article examines the actual problem of modern education - health care as the basis of the educational process. Effective organization of valeological education at school requires a historical understanding of the stated problem. Turning to the history of health care will allow the rich experience of the past to make the property of the present and future and ensure the effectiveness of valeological education.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ»

УДК 371.7

Хакимова Р.Н.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Аскарова Г.Б.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье исследуется актуальная проблема современного образования - здоровьесбережение как основа современного воспитательного процесса. Авторы рассматривают специфику организации здоровьесохраняющего воспитания в условиях образовательного учреждения. Отмечается роль педагогического управления в успешном осуществлении валеологического воспитания.

Ключевые слова: образование, воспитание, валеологическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.

Khakimova R.N.

Sterlitamak branch of bashkir state university

Askarova G. B.

Sterlitamak branch of bashkir state university

HEALTH CATEGORY IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL

INTERPRETATION

Abstract: The article examines the actual problem of modern education -health care as the basis of the educational process. Effective organization of valeological education at school requires a historical understanding of the stated problem. Turning to the history of health care will allow the rich experience of the past to make the property of the present and future and ensure the effectiveness of valeological education.

Key words: education, upbringing, valeological education, health, healthy lifestyle, health care.

В современных условиях развития социально-экономической практики происходит закономерное обострение противоречия между возрастающей общественной потребностью в физически крепких, активных людях и очевидным ухудшением здоровья подрастающего поколения. Среди детей, подростков и молодежи все более зримыми становятся такие проблемы, как табакокурение, алкоголизация и наркомания; вступление в ранние сексуальные отношения; изменение пищевого поведения (булемия и

анорексия); недостаток физической активности вследствие повальной увлеченности компьютерными технологиями; увеличение количества онкологически больных детей в связи с вредных воздействием гаджетов и ухудшением экологической обстановки (причем, согласно медицинской статистике, возрастание общей заболеваемости характерно практически для всех классов болезней) и мн. др. И это при том, что именно от состояния здоровья детей и подростков напрямую зависит их самореализация в мире взрослых и высокая результативность социализации, что в решающей степени обуславливает характер развития российского общества и страны в целом. Исходя из этого в настоящее время необходимость сохранения здоровья ребенка относится к числу приоритетных направлений социальной политики в сфере образования.

Итак, одна из задач современного этапа преобразования образовательной системы состоит в здоровьесбережении и здоровьесозидании обучающихся, что требует педагогически верного отбора форм и методов воспитания, ибо это способно устранить излишние физические и интеллектуально-эмоциональные перегрузки школьников. Поскольку последние большую часть своего времени проводят в стенах школы, то педагогическая общественность признает, что прежде всего учитель в состоянии сделать в плане здоровьесбережения намного больше, нежели врач. Недаром современная педагогика активно развивает такие направления и виды воспитания, как экологическое, физическое, этико -гигиеническое просвещение, сексуальное воспитание, половое воспитание, семейное воспитание, антиалкогольное воспитание и пр. Все перечисленные виды воспитания составляют основу так называемого валеологического воспитания, суть которого состоит в сохранении, совершенствовании, а при необходимости, и в восстановлении человеческого здоровья как наиважнейшей жизненной ценности общечеловеческого порядка. При осуществлении воспитательно-оздоровительной работы школа не должна ограничиваться мероприятиями защитно-охранительного и

профилактического характера - важно активизировать здоровьесозидающую деятельность с помощью различных оздоровительных методик и технологий, содействующих увеличению физического потенциала растущего организма.

Полноценное же осуществление воспитательно-оздоровительной работы в русле валеологического воспитания молодого поколения в решающей степени зависит от системы эффективного управления образовательной организацией, и данная задача составляет одно из важнейших направлений современной государственной политики. Мы не можем отрицать факт того, что вне активности объектов управления невозможно построение эффективной системы управления образовательными учреждениями. При условии успешного функционирования управленческого процесса в образовательном учреждении на уровне субъект-объектных отношений действительно можно добиться высокой результативности

воспитательно-оздоровительной работы в системе образовательных институтов.

Особо следует отметить, что очевидная трансформация социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности российского общества обуславливает принципиально иные запросы к качеству воспитания подрастающего поколения, поскольку современная система производственных отношений предъявляет повышенные требования к здоровью современного работника. А ведь именно ориентация на социальный заказ и составляет основу воспитательно-образовательной практики. В связи с чем воспитательная система образовательной организации должна быть ориентирована на сохранение здоровья своих воспитанников.

Как отмечает Н.К.Смирнов, основу учебно-воспитательного процесса должна составлять здоровьесберегающая педагогика, призванная проводить в жизнь рационально обоснованные ценности детского здоровья и, в целом, формировать культуру общего здоровья, технологически обеспечивая ее успешную реализацию в процессе синергетического взаимодействия родительского и педагогического коллективов [2, с. 258]. Л.Ф.Тихомирова определяет здоровьесберегающую педагогику как «область педагогических и медико-психологических знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей» [3, с. 56]. При этом также выделяется и здоровьеформирующее образование, представляющих собой «непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья и взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни» [3, с. 56].

При условии целенаправленного построения воспитательного процесса современного образовательного учреждения на основополагающих принципах здоровьесберегающей педагогики, осуществляемой в русле здоровьеформирующего образования, задача формирования здоровой нации и здорового подрастающего поколения видится нам вполне достижимой.

Таким образом, здоровье - это основополагающая жизненная ценность и условие полноценного существования каждого человека. Устойчивая ориентация на здоровье обуславливает здоровый образ жизни индивида. Последняя категория особо емко отражает взаимозависимость образа жизни и здоровья (ЗОЖ), и именно оно положено в основу валеологии как науки, интегрирующей в себе систему теоретических знаний о формировании, созидании, укреплении и реабилитации здоровья, в том числе и о факторах, его обуславливающих и разрушающих [1, с. 98].

Использованные источники: 1. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов вузов /Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 188 с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М. : АРКТИ, 2003. - 270 с.

3. Тихомирова Л.Ф Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - Т. II. -С. 62 - 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.