Научная статья на тему 'Валеоакмеологическая модель развития здоровья личности'

Валеоакмеологическая модель развития здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН «АКМЕ» / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТРУКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маджуга Анатолий Геннадьевич, Хакутдинова Светлана Радиковна, Брунько Ольга Николаевна

В статье рассмотрены отдельные аспекты стратегий здоровьесозидания субъектов образовательного процесса в вузе, основанных на взаимосвязи семи валеоакмеологиче-ских пространств, сущность валеоакмеологического подхода. Особое внимание уделено характеристике валеоакмеологических пространств, сформированность которых свидетельствует об уровне развития здоровья личности. В статье приведены определения понятий «здоровье» и «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесозидающая образовательная среда», базирующихся на разработанной и научно обоснованной автором концепции здоровьесо-зидающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маджуга Анатолий Геннадьевич, Хакутдинова Светлана Радиковна, Брунько Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валеоакмеологическая модель развития здоровья личности»

УДК 378.17

Маджуга Анатолий Геннадьевич

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, mag-d@rambler ги, Стерлитамак

Хакутдинова Светлана Радиковна

Ассистент кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, svetlanochka102@mail.ru, Стерлитамак

Брунько Ольга Николаевна

Ассистент кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственногоуни-верситета, meleuzbrunko@yandex.ru, Стерлитамак

валеоакмеологическая модель развития здоровья личности

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты стратегий здоровьесозидания субъектов образовательного процесса в вузе, основанных на взаимосвязи семи валеоакмеологиче-ских пространств, сущность валеоакмеологического подхода. Особое внимание уделено характеристике валеоакмеологических пространств, сформированность которых свидетельствует об уровне развития здоровья личности. В статье приведены определения понятий «здоровье» и «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесозидающая образовательная среда», базирующихся на разработанной и научно обоснованной автором концепции здоровьесозидающего образования.

Ключевые слова: феномен «акме», самореализация человека, конструктивно-творческая доминанта, валеоакмеологический подход, валеоакмеологическое пространство, здоровье, здоровьесберегающая образовательная среда, здоровьесозидающая образовательная среда, развитие здоровья личности.

Madzhuga Anatoliy Gennad’evich

Doctor of Psychological sciences, Doctor ofpedagogical sciences, Professor, Head of the Department of Psychology at Sterlitamaksky branch of the Bashkir state university, mag-d@rambler.ru, Sterlitamak

Khakutdinova Svetlana Radikovna

Assistant of the Department of Psychology at Sterlitamaksky branch of the Bashkir state university, svetlanochka102@mail.ru, Sterlitamak

Brun’ko Olga Nickolaevna

Assistant of the Department of Psychology at Sterlitamaksky branch of the Bashkir state university, meleuzbrunko@yandex.ru, Sterlitamak

VALEOACMEOLOGICAL MODEL OF HEALTH DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Abstract. In the given article some separate aspects of strategy health salving subjects of educational process at higher school, based on interrelation of six valeoacmeological spaces are considered.

A special attention is given to the characteristic of valeoacmeological spaces, which testifies to a level of health development of the person. The definitions of “health” and «health-educational environment» concepts based on the concept developed and scientifically proved by the author health creative formation are resulted.

Keywords: a phenomenon «acme», self-realization of the person, constructive-creative dominant, valeoacmeological approach, valeoacmeological space, health, health-saving environment, development of health of the person.

Здоровье и качество жизни признаны основополагающими ценностями системы образования во всем мире и у нас в стране, что нашло свое отражение в Болонской декларации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой указаны важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; создание комфортных условий обучения; создание мотивации и условий для здорового образа жизни.

Многообразие взглядов на здоровье, разное понимание его сущности и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение о нем в значительной степени объясняется тем, что здоровье в современном его осмыслении действительно представляет собой сложное явление, характеристики которого трудно выразить однозначно. Вопрос о социально значимых составляющих здоровья населения относится к числу наиболее сложных. Он имеет прямое отношение к ключевым аспектам жизни людей, условиям труда и их образу жизни.

В этой связи, утверждается главный принцип здоровья: не только иметь крепкое здоровье, но и быть способным реализовать свою человеческую миссию, для чего необходимо быть здоровым и телом, и духом. С этих теоретико-методологических позиций сегодня в понятие «здоровье» следует включать конкретные формы поведения, его цели, мотивы, которые позволяют улучшать качество нашей жизни, достигать высокой степени самореализации самого человека. И именно поэтому особое значение приобретает акмеологическая составляющая развития и осуществления здоровья.

Здоровье давно уже перестало восприниматься на уровне отсутствия болезни, а приобретает более глубокий смысл в контексте решения современных задач общества и, прежде всего, повышения роста-развития человека, его физических возможностей, духовного потенциала и т. д.

Признанные отечественные специалисты в области психологии развития и акмеологии уделяют серьезное внимание состоянию здо-

ровья человека, от которого, безусловно, зависит формирование гармоничной личности и достижение ею «акме», т. е. вершины своего развития. Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, Л. А. Рудкевич исследовали феноменологию, закономерности и механизмы достижения человеком «акме» - вершины в своем развитии, как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. А. А. Бодалёв с соавторами, отталкиваясь от понимания «акме», ставит проблему измерения и стимулирования «достижительных» устремлений личности, общества и более глубокого рассмотрения соотношения понятия «акме» с другими категориями, такими как «смысл жизни», «счастье», «справедливость», «самоактуализация»[5]. В данном контексте феномен здоровья приобретает новые характеристики и смыслы.

Изучение закономерностей развития человека убеждает, что на ступени зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня, проявляемого в деятельности, на это состояние зрелости «работает» вся предшествующая его жизнь, его актуальная конструктивно-творческая доминанта. В таком понимании «акме» предстает, как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека. Необходимо отметить, что валеоакмеологический подход в решении сложных проблем, связанных с созданием здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образователльной среды, основывается на этих положениях.

Валеоакмеологический подход, представляет собой интегративный научный подход, устанавливающий соотношение между феноменами «акме» и «здоровье» и постулирующий необходимость рассмотрения целостного здоровья как динамического процесса, направленного на осознание необходимости самосовершенствования и саморазвития человека в аспекте целостного здоровья как главной детерминанты его успешности в профессиональной деятельности и личностного роста, а также показывающий взаимосвязь между профессиональным самосознанием и аутокомпетенциями в отношении своего здоровья и формирование на этой основе стратегий жизни и деятельности, направленных не только на сохранение, укрепление здоровья, но и его приращение,

т. е. созидательную активность в отношении своего здоровья [3].

Формирование отношения людей к собственному здоровью может быть рассмотрено как комплекс мотивационных средств, определяющих отношение к работе, перспективе профессионального роста, материальной обеспеченности, резервам, характеру и направленности взаимодействия в системе «организм - среда - поведение».

Для понимания отношения индивида к здоровью необходимо учитывать, что переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет личности оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность [10].

Отношение к здоровью - это внутренний механизм развития здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач [6].

Развитие здоровья рассматривается нами через отношение к здоровью, т. е. через его внутренний механизм. Охарактеризовать отношение к здоровью, на наш взгляд, можно в семи валеоакмеологических пространствах:

• Ценностно-мотивационное пространство - определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации здорового образа жизни.

• Рефлексивно-оценочное пространство - характеризует особенности осознания и оценки субъектом своих внутренних психических актов и состояний, связанных со здоровьем. Оно включает способность: отражать, оценивать свое состояние, обращать сознание внутрь себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием.

• Эмоционально-чувственное пространство - отражает эмоции и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

• Когнитивное пространство - отражает особенности познавательных процессов личности относительно своего состояния здоровья.

• Поведенческое пространство - характеризует особенности проявления действенного начала по отношению человека к своему здоровью, освоение им здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образовательного пространства.

• Этнофункциональное пространство -характеризует целостное здоровье человека с позиции этнодифференцирующих и этно-интегрирующих признаков, наличие которых определяет либо этнофункциональную рассогласованность, либо этнофункцио-нальную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения [9].

• Энергоинформационное пространство - характеризует целостное здоровье человека с позиций выраженности энергии самости и биоэнергоинформационного контроля деятельности ведущих адаптивных систем организма в контексте концептуальных положений соединительнотканной теории А. А. Алексеева [4], вибрационной медицины Р. Гербера [7] и эндоэкологической медицины Ю. М. Левина [8]. Результатом проектирования названного пространства можно считать формирование индивидуальных ментальных программ здоровья и умений управлять состоянием здоровья на основе представлений о биоэнергоинфор-мационном контроле за морфофункциональным состоянием соединительной ткани с учетом знания своих темпераментальных свойств и степенью выраженности энергии самости на уровнях телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека. На уровне данного пространства возможно применение различных индивидуализированных диагностических критериев и теле-портация лечебной информации, в которой будут учтены особенности психосоматической и биоэнергоиформационной организации человека;

Степень сформированности этих пространств, свидетельствует об уровне развития здоровья личности. Выстраивание валеоакмеологической модели развития здоровья личности может быть представлено как процесс конструирования оптимально-

сти содержания и взаимосвязи данных пространств.

Развитие здоровья личности и создание здоровьесберегающей среды следует рассматривать в качестве факторов выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, его самосовершенствования, а, следовательно, успешного движения к «акме».

По мнению Ю. П. Азарова здоровьесберегающая среда представляет собой совокупность условий, препятствующих чрезмерному расходованию сил организма, обеспечивающих процесс сохранения личностью психических и физиологических состояний на уровне нормы; оптимальную работоспособность и социальную активность при максимальной продолжительности жизни.

Таким образом, здоровьесберегающая среда выступает как энергосберегающая система, позволяющая с наименьшей степенью растрат обеспечить процесс саморазвития и самосовершенствования человека, и, в конечном счете, успешность реализации механизмов достижения личностью «акме» в своем развитии.

В контексте нашего исследования особую актуальность приобретают вопросы создания здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды.

По нашему мнению, создать здоровьесберегающую среду в условиях обучения - это значит создать соответствующую педагогическую среду. В педагогическом словаре под общей редакцией профессора Г. М. Коджа-спировой «педагогическая среда» определяется как специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг другу. При этом здоровье мы понимаем как единое целое во взаимосвязи всех его компонентов: физического, эмоционального, интеллектуального, личностного социального, духовного и этнофункционального. В этой связи, здоровьем мы называем такое состояние организма человека, в котором отражается уровень культуры отношения личности к окружающему миру во всем многообразии его проявлений (и в том числе к себе), которое детерминируется степенью усилий че-

ловека в наращивании своих жизненных сил и связанным с формированием устойчивых моделей здравосозидательного поведения и деятельности, направленных на гармонизацию отношений человека с самим собой и миром.

Анализ соотношения определений понятий «здоровье» и «педагогическая среда», позволяет определить здоровьесберегающую образовательную среду (в частности учебную) как целенаправленную и профессионально создаваемую систему дидактических условий, в которой усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (в том числе и к своему здоровью) происходит в ситуациях физического, эмоционального, интеллектуального, социального, духовного комфорта, а также отсутствия этнофункциональных рассогласований, обеспечивающих создание в целом благоприятного психологического климата в процессе обучения [9].

В создании здоровьесберегающей образовательной среды с указанными модельными характеристиками важную роль играют стратегии здоровьесбережения, которые связаны с актуализацией потребностно-мотива-ционной сферы личности в аспекте своего здоровья [11]. При этом основной методологической ошибкой в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является концентрация внимания на физическом здоровье, тогда как другие стороны здоровья, как единого целого, остается за рамками рассмотрения, что существенно снижает эффективность здоровьесберегающей деятельности школы [1; 2].

На наш взгляд, отличие здоровьесозидающей образовательной среды от здоровьесберегающей состоит в следующем: здоровьесберегающая образовательная среда обеспечивает сохранение у субъектов педагогического процесса наличного потенциала здоровья, в то время как здоровьесозидающая образовательная среда обеспечивает у субъектов педагогического процесса одновременное развитие бинарных способностей: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата, имеющего

отношение к возможности управления собственным здоровьем как ресурсом.

Таким образом, здоровьесозидающая образовательная среда объединяет в себе все виды ценностно-смысловых ориентаций и является в отличие от здоровьесберегающей образовательной среды полифункциональ-ной, целостной, гуманистической, открытой, синергетической (в ней присутствует тенденция к самоорганизации здорового образа жизни), социально-педагогической системой, формирующей здоровую личность выпускника школы и обеспечивающей наращивание его здоровья, посредством формирования установок на активизацию внутри-личностных ресурсов

Именно поэтому, при рассмотрении здоровьесозидающих стратегий поведения необходимо учитывать копинг-стратегии (стратегии совладающего поведения), без которых не представляется возможным говорить о реструктурировании ранее сформированных валеологических установок личности, а также о формировании у нее устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Здесь мы считаем необходимым, предложить несколько принципов формирования мотивации к здоровьесозидающей деятельности, которые можно использовать при построении валеологической программы действий, созидающей систему ценностей личности, помогающей личности занять активную жизненную позицию, развить позитивную мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию, сохранить разумный порядок в системе и быть здоровым, что в конечном итоге обеспечит формирование здоровьесозидающих стратегий поведения и создание созидающей здоровье среды. К этим принципам мы относим следующие:

1) Принцип аксиологичности обеспечивает формирование у людей и отдельной личности мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих. На основе данного принципа формируется валеологическое мировосприятие, являющееся результатом воспитания, образования и культуры человека и способствующее сохранению соматического, психического и нравственного здоровья.

2) Принцип постепенности, предусматривающий последовательность реализации

целей и задач по формированию здорового образа жизни, зависящую от возраста индивида, личностных качеств, изменений условий жизни, настроения индивида, нравственных законов социальной среды. При формировании здорового образа жизни физические и умственные нагрузки следует увеличивать постепенно, последовательно дополняя стиль бытия новыми факторами, способствующими здоровью. Контрольным признаком хаоса в системе и необходимостью «перезапуска» механизмов здоровья служит недомогание.

3) Принцип индивидуальности основывается на опыте интеркультурной деятельности (система приобретенных и эмоционально-ценностно пережитых и принятых знаний и умений, ведущих к отказу от негативных стереотипов в социокультурном общении), представляющей собой адекватное речевое восприятие субъекта, корректность поведения, умение выразить свою мысль, построить позитивное общение на диалоговой основе с другим человеком.

4) Принцип приобретение навыков вале-огенного и саногенного мышления позволяет оптимизировать стиль жизни общества и индивидуальное бытие, активнее заниматься индивидуальным здоровьем на основе изменений в мотивационной сфере личности.

5) Принцип холизма ориентирует на то, чтобы рассматривать человека как целостное существо, компонент системы «личность -среда», состоящую из множества взаимосвязанных, взаимопроникающих структур. При этом биоморфологическая структура тела человека и его психоэмоциональная составляющая должны быть органически вписаны в его общественное бытие.

6) Принцип каузальности связан с познанием причинно-следственных связей в организме и в системе «личность - среда». Он позволяет видеть весь процесс формирования мотивации здорового образа жизни как ответственный выбор своего бытия. При этом процесс самовключения человека в отношения субъекта и объекта стимулируется осознанием временности бытия, что позволяет концентрировать мысли и создавать мыслеформы, сохраняющие здоровье и направляющие процесс его формирования.

7) Принцип апперцепции способствует осознанию и поиску наличия в организме

механизмов здоровья, уходя от негативных стереотипов мышления и скептицизма.

8) Принцип антиципации позволяет предвосхищать модели поведения, ориентированного на целостное здоровье и формировать устойчивые модели здоровьесберегающей деятельности, в результате актуализации в мозгу зон «здравого смысла», содержащих информацию о социокультурных эталонах здорового образа жизни и архетипах здоро-вьесбережения, транслируемых из поколения в поколение различными этносами.

9) Принцип этнофункциональной согласованности. В основе данного принципа лежит этнофункциональный подход к феноменологическим категориям психики А. В. Сухарева [12]. Он связан с формированием эталонов здоровья, учитывающих особенности заболеваний и различных патологических проявлений со стороны организма у представителей различных этносов. Названный принцип утверждает, что здоровье имеет этнофункциональную основу и процесс выздоровления сопряжен с использованием тех видов воздействия на организм человека, который учитывает его феноменологические особенности с учетом расово-этнической принадлежности.

10) Принцип этнической дифференциации основывается, в первую очередь, на двух основополагающих доктринах здоровья -восточной и западной. Данные доктрины являются главным ориентиром в понимании человеком болезненных проявлений на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях, уровней реагирования при дефиците здоровья, восприятии феноменов «здоровье» и «болезнь» на уровне ценностно-смысловых представлений. При этом стратегии здоровьесбережения человека с восточной системой ценностей определяются следующим ориентиром: «Человек, познай и сотвори себя сам», а с западной системой ценностей - «Человек, познай себя сам».

Итак, развитие здоровья субъектов образовательного процесса и создание здоровьесозидающей среды, прежде всего, предполагают процесс акмеологизации в семи основных валеоакмеологических пространствах: ценностно-мотивационном, проявляющемся в желании сохранить здоровье, целеустремленность, активность, адекватную самооценку и адекватный уровень притя-

зания; поведенческом, характеризующемся степенью приверженности человека здоровому образу жизни, увлеченностью своей деятельностью, потребностью к движению, стремлением к самосовершенствованию; рефлексивно-оценочном, отражающем умение осознать и оценить свои внутренние психические акты и состояния, связанные со здоровьем, способность оценивать свое состояние, обращать сознание на самого себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием; эмоционально-чувственном, представляющем собой умение управлять своими эмоциями, осуществлять самоконтроль, чувство ответственности за результаты деятельности, жизнерадостность; когнитивном, выраженном в желании получать знания о здоровье, здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье; этнофункциональном, отражающем целостное здоровье человека с позиции этнодиф-ференцирующих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет либо этнофункциональную рассогласованность, либо этнофункциональную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения; энергоинформационном, которое характеризует целостное здоровье человека с позиций выраженности энергии самости и биоэнергоинформационного контроля деятельности ведущих адаптивных систем организма.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз»: монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - С. 42-43.

2. Айзман Р. И., Тернер А. Я. Физиологические основы здоровья. - Новосибирск: ЛАДА, 2001. -524с.

3. Акмеология здоровья: коллективная

монография (М. Б. Мусакаев, А. Г. Маджуга, С. Н. Сладков, В. В. Сладкова). - Стерлитамак: Информационный издательский центр «ФОБОС», 2012. - 288 с.

4. Алексеев А. А. Интегративная (системная, семейная) соединительнотканная медицина: Т. 3. М.: ЛЕНАНД, 2005. - 528 с.

5. Бодалев А. А. Человек и цивилизация в

зеркале акмеологии // Современные проблемы смысла жизни и акме: Матер. У[-УП симпоз. ПИ РАО. - М. ; Самара, 2002. - С. 13-24.

6. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 352 с.

7. Гербер Р. Вибрационная медицина. - София, «София», 2008. - 592с.

8. Левин Ю. М. Хочешь жить? Сумей выжить. Серия «ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА». - М.: Медицина, 2001. - 120с.

9. Маджуга А. Г. Теория и практика формирования и развития валеоконативных стратегий

личности в контексте здоровьетворящего образования в современной школе. - Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М. О. Ауезова, 2005. - 386 с.

10. Пантилеев С. В. Методика исследования самоотношения // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М., Наука, 1989. - С. 166-172.

11. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьес-бережение в гуманном образовании: монография. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

12. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к психическому отражению // Мир психологии. - 2003. - № 2. - С. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.