Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родин Юрий Иванович, Капралова Мария Игоревна, Метелкина Дарья Сергеевна

В статье рассматривается проблематика здоровья человека сквозь призму категорий развития и саморазвития, излагается предположение о здоровьесберегающей и здровьеформирующей функции образования, как деятельностной формы приобщения ребенка к ценностям культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN HEALTH: CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

The article addresses the issue of human health through the aspects of development and self-development. Education is thought to perform health saving and health forming functions while being an active form of introducing a child to cultural values.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Литература

1. Арестова О. Н., Войскунский А. Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей - режим доступа к изданию: http://mytests.ru/articles/385

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность - режим доступа к изданию: http://www.relarn.ru/ human/pers.html

3. Виноградова Т. Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.

4. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2006.

5. Корниенко Н. А. Ценности и антиценности Интернета в формировании и развитии идентичности личности // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 4 (7). - С. 115-124.

6. Никитина Д. А. Интернет-зависимость как одна из форм эскапизма // Сборник тезисов 3-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки 2014» /

отв. ред. А. В. Герасимов [Электронный ресурс]. -Казань: Изд-во КФУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389.

7. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. - М.: Логос, 2005. 437 с.

8. Сордия Г. М. Пользователь Интернет. Личностные и когнитивные особенности в связи с половым диморфизмом // Экон. и гуманитар. исслед. регионов. - 2011. - № 4. - С. 80-86.

9. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: словарь-справочник. - Назрань: Пилигрим, 2011.

10. Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ: учебное пособие. - М, 2005. - 79 с.

11. Якоба И. А. Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 1. -С. 303-309.

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Родин Юрий Иванович,

доктор психологических наук, доцент, Капралова Мария Игоревна, аспирант, Метелкина Дарья Сергеевна,

аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

HUMAN HEALTH: CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS Rodin Yurii Ivanovich, The doctor of psychological, Professor Kapralova Mariya Igorevna, PhD student

Metyolkin Daria Sergeevna, PhD student, Tula, Tula State Pedagogical University them. Leo Tolstoy АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблематика здоровья человека сквозь призму категорий развития и саморазвития, излагается предположение о здоровьесберегающей и здровьеформирующей функции образования, как дея-тельностной формы приобщения ребенка к ценностям культуры. ABSTRACT

The article addresses the issue of human health through the aspects of development and self-development. Education is thought to perform health saving and health forming functions while being an active form of introducing a child to cultural values.

Ключевые слова: здоровье, культура, образование, развитие. Keywords: full health, culture, education, development.

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой медицинской, психологической и педагогической наук. Ее решение тесно связано с осмыслением феномена полноценного здоровья человека, значения культуры, образования в его сохранении и укреплении.

Первая реакция на вопрос: «Что такое полноценное здоровье человека?» - недоумение, вызванное очевидностью интуитивного понимания данного феномена. Затруднения возникают при попытках дать здоровью словесную характеристику. Следствием этого является многообразие определений здоровья и подходов к исследова-

нию этого феномена (нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, аксиологический и т.д.). Приведем некоторые определения здоровья.

Здоровье - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности человека... [2];

Здоровье - это динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы... [2];

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия...[10];

Здоровье - это возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека...[3];

Здоровье - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека. [7].

Анализ сложившихся представлений с позиций различных научных онтологий позволяет сформировать некий обобщенный образ здоровья как динамичного нетривиального относительно равновесного естественного состояния единой иерархически организованной саморегулирующейся, саморазвивающейся биосоциальной суперсистемы под названием человек.

Формируя альтернативный состоянию болезни прототип, современная наука идет по пути дифференциации понятия здоровья на составляющие ее части с последующим изучением системообразующих связей, обусловливающих его полноценность. Исходя из классического и неклассического идеалов научности, она традиционно выделяет физическое, психическое, психологическое здоровье, тесно связывая их с процессами развития и человека. При этом целостность, естественность, динамизм, нетривиальность полноценного здоровья человека утрачивается. Возникает ощущение вынесенности феномена здоровья за рамки витального потока. Но это единственный путь научного познания, выработанный человечеством. По выражению В.П. Зинченко, познано может быть только ставшее, искусственно разделенное на части, описанное в непротиворечивых категориях с последующей констатацией факта (в лучшем случае описания и объяснения, а в идеале в рефлексии) целостности предмета изучения. Наука особенно преуспела в своей дезинтегратив-ной деятельности, изучая человека. <...> Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются и не компонуются в целостную картину [6, с. 43]. Нам ничего не остается делать, как следовать проложенной нашими предшественниками дорогой, дополняя полученные знания рефлексией ограниченности сложившихся представлений, частично восполняя их пониманием цельности здоровья, многообразия и нетривиальности его проявлений.

Физическое здоровье традиционно определяют как состояние организма индивида, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды, уровнем физического развития, физической подготовленности, функциональными возможностями организма к выполнению физических нагрузок. В этом прослеживается понимание обусловленности физического здоровья человека свойствами организма как единой саморегулирующейся саморазвивающейся системы, наделенной способностью к самообновлению, саморегулированию, самовосстановлению. Самообновление выражается в постоянном структурировании и переконструировании биологической системы, адаптирующейся к постоянно меняющимся условиям существования и жизнедеятельности, препятствующем разрушительным воздействиям и аккумулирующим положительные влияния среды. Саморегулирование - в гомеостазисе. Самовосстановление - в регенерации, наличии множественных параллельных ре-гуляторных влияний компенсирующего характера на всех уровнях организации организма (на клеточном уровне, на

уровне парных органов, на уровне функциональных систем, на уровне целостного организма).

Наличие физического здоровья, является предпосылкой позитивного приобщения человека к миру культуры, освоения ее ценностей и, как следствие психического развития. Это подтверждается современными исследованиями в области специальной психологии и дефектологии. Психика ребенка нормально функционирует и развивается в определенном диапазоне биологических (физиологических) условий в ходе специфического взаимодействия человека с окружающим миром, прежде всего, ее культурным пластом. В свою очередь своевременное психическое развитие благоприятно сказывается на психическом здоровье детей. В условиях депривации, то есть при ограничении взаимодействия с культурой, реализация ребенком возрастных возможностей психического и личностного развития происходит не в полной мере, возникают предпосылки для нарушений его психического здоровья (страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.).

Здесь к месту отметить, что в развитии человека условно выделяют психическое и лично психическое или психологическое развитие и, соответственно, психическое и психологическое здоровье. Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.) [4, 5, 8, 9].

К психическому здоровью относят психические процессы и механизмы, обеспечивающие гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое полноценное функционирование единой психологической системы развивающегося ребенка.

Психологическое здоровье характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа, как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей. Психологическое здоровье рассматривают с точки зрения духовного начала, богатства развития личности человека, ориентации его на абсолютные ценности: истину, красоту, добро. Оно является производным от процесса его поэтапного приобщения к родовой человеческой сущности, саморазвития субъективности, совершенствования самобытия.

Сущность психологического здоровья заключается в осознании и активном принятии развивающимся ребенком особенностей своей психики, личности, индивидуальности, который все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не на извне задаваемые нормы, а на личностно осознаваемые принятые и выработанные ориентиры.

Особенность психологического здоровья заключается в его противоречивой «мерцательной природе». Здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни [11].

Природа психологического здоровья ребенка проявляется при сопоставлении с аномальным развитием детской личности, при котором не происходят позитивные изменения:

— от отношения к другому человеку как к средству к восприятию его как ценности;

— от эгоцентризма и неспособности к эмпатии, к позитивному восприятию и любви к ближнему;

— от замкнутости к адекватному восприятию социальной действительности, направленности на общественно полезное дело, альтруизм;

— от полевого причинно обусловленного поведения к произвольному поведению;

— от отсутствия потребности в позитивной свободе, ее слабой выраженности к осознанию себя самоценной личностью;

— от неспособности к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего к способности к целеполаганию и достижению все более далеких целей;

— от неверия в свои возможности к доверию своему внутреннему опыту, к обновленным, духовным отношениям с внешним миром;

Резюмируя, приведенные выше высказывания о физическом, психическом и психологическом здоровье человека, отметим, что холистическое восприятие и осмысление феномена здоровья человека невозможно вне категорий развития и саморазвития, понимаемого как перехода человека от одного вида саморегуляции к другому более совершенному и адекватному по отношению к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Здесь позвольте перефразировать высказывание В.П. Зин-ченко. «.Без категории развития, без проблемы развития в психологии здоровья нечего делать. <...>... Для психологии здоровья представления Выготского о развитии - это не прошлое, а все еще недостаточно понятное и освоенное настоящее.» (подчеркнутое вставлено нами) [6, с. 14, 20].

Быть полноценно здоровым, по нашему мнению, означает не только обладать потенцией к развитию, но и проявлять активность по отношению к своему развитию, находиться, в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности, способной не только адекватно осуществлять свое поведение в постоянно меняющейся окружающей действительности, но и адекватно отвечать на вызовы связанные с драматизмом становления человека личностью.

Вопрос здоровьесохранения и здоровьесбереже-ния соотносим с кардинальными вопросами современной психологии: «Каким образом активизировать процесс саморазвития? В каких условиях возникает самодвижение человека к более высокому уровню саморегуляции своего поведения и деятельности?» Эта проблема является точкой пересечения интересов психологии здоровья, психологии развития, педагогической психологии, психотерапии. При ее разработке не обойтись без анализа роли культуры и образования в сохранении здоровья. Причем, понимания культуры не как среды, растящей и питающей личность, не движущей силы, и тем более не детерминанты развития, а скорее как приглашающей силы, вызова человеку (О. Мандельштам). Человек в культуре это всегда вероятность, желаемость, ожидаемость. Она захватывает человека, но может и оттолкнуть (М. К. Мамарда-швили). Да и сам человек волен принять или отвергнуть

ее приглашение. Если же субъект принимает вызов культуры, то может случиться событие развития, в результате которого он постигает ее идеальную форму, присваивает ее себе или превосходит ее. Культура становится его субъективной формой (приводится по [6]). Она пронизывает человека позитивной энергией, позволяющей ему осознать и принять себя как некое единство, индивидуальность и тем самым запустить процесс оздоровления. Важно чтобы встреча ребенка и культуры состоялась, чтобы случился акт событийности.

Произойдет или не произойдет эта встреча, во многом зависит от взрослого - посредника культуры, носителя ее ценностей. Именно в посредничестве, а не назидательности, по Б.Д. Эльконину, заключена тайна развития, то есть тайна формирования психологических новообразований посредством включения психологических орудий в виде культурных предметов знаков, символов в натуральные формы психических функций (термин Л.С. Выготского). В противном случае это будет не развитие, а вмешательство в личную жизнь, человека [6, 12].

В данном контексте проявляется здоровьесберега-ющая функция образования, как деятельностной формы приобщения ребенка к ценностям культуры. Она совпадает с педагогической сверхзадачей, заключающейся в содействии ребенку в выделывании себя человеком [6]. Педагогический процесс должен быть пронизан идеей приобщения ребенка к культуре. Для этого необходимо перевести эту идею с языка психологической науки в педагогические термины, то есть конкретизировать в виде педагогических задач и требований [1].

В связи с этим, первоочередной задачей педагогической психологии является изучение психолого-педагогических условий достижения полноценного здоровья на разных возрастных этапах развития ребенка в условиях образовательного процесса. Решение ее станет возможной с осмыслением биосоциальной природы человека, его диалектического единства с постоянно меняющейся средой.

Противопоставляя развивающегося человека физической и социальной среде, мы приходим к пониманию здоровья как динамического состояния возникающего в результате культурно опосредованного взаимодействия с внешней средой.

Иной образ здоровья предстает при понимании витального единства человека и окружающей действительности. Человек при таком подходе предстает не просто частью ноосферы (термин Вернадского), он растворен в ней благодаря культуре. Его идеальное психическое отражено в преобразовываемом им предметном мире. И наоборот, любое изменение в ноосфере ведет к изменениям сопряженного характера в различных функциональных системах организма и психики человека и, следовательно, отражается в целом на его здоровье. Именно с этих позиций необходимо подходить к решению фундаментальных проблем здоровьесбережения в психологической и педагогической науках. В частности:

— при осмыслении феномена полноценного здоровья в контексте развития и саморазвития человека, как витальной асимметрии (а не гомеостаза), с постоянным колебанием между здоровьем и нездоровьем;

— при разработке интегральных информативных критериев и показателей, отражающих состояние здоровья человека как биосоциальной системы в целом, так и его составляющих (физическое, психическое, психологическое здоровье) на разных этапах онтогенеза;

— при изучении влияния различных режимов жизнедеятельности на состояние индивидуального здоровья;

— разработке моделей здоровьесберегающего образования, как процесса активизирующего воспитанника к разворачиванию генетически заданного потенциала развития, бесконечного постижения им смысла жизни.

В заключении отметим следующее. Мы искренне надеемся, что психология и педагогика станут науками не об отсутствии, а о присутствии здоровья развивающегося человека. И чем раньше это наступит, тем лучше. А пока мы еще плохо представляем себе их здоровьесберегаю-щий и здоровьеформирующий потенциал. Но это не мешает нам интуитивно его использовать, не понимая как это происходит. Если же мы хотим всерьез решить задачу создания здоровьесберегающей педагогики, то, прежде всего, следует начать с изменений в системе подготовки педагогов и практических психологов образования. В ней должно найти отражение гуманитарный минимум, необходимый для понимания места образования и культуры в профилактике и формировании полноценного здоровья подрастающего поколения.

Литература

1. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. -СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Петрополис, 1992. - 138 с.

3. Баевский, Р.М., Берсенева, А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья// Валео-логия, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993, с. 33-47.

4. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3 - 19.

5. Дубровина, И.В. Современное образование и психологическое здоровье школьников // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: материалы Международной научно-практической конференции. - 2009. - С. 4 - 7.

6. Зинченко, В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. - М.: Новая школа, 1997. - 335 с.

7. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука. - 1983. - 260 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

9. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

10. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения // Нью-Йорк. - 1946.

11. Шувалов, А.В. Антропологические аспекта психологии здоровья // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции / Сост.: И. А. Еремицкая. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 14 - 25.

12. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Рогов Евгений Иванович

доктор пед.наук, профессор, Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону

TO THE PROBLEM ABOUTSYSTEMATIZATION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS Rogov Evgeny Ivanovich, Doctor of pedagogical sciences, professor, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

Практически отсутствуют классификации, способные включить большинство деструктивных проявлений профессионалов. Проведя историко-научный анализ имеющихся работ, автор предлагает систематизировать профессиональные деформации, в соответствии с разрабатываемой им концепцией профессионализации, на деформации личности, деятельности и взаимодействия. Подобный подход позволит психологам-практикам более адекватно подбирать и использовать методики профилактики и коррекции профессиональных деформаций.

ABSTRACT

There are almost no classifications which are able to include the majority of destructive demonstration of professionals. Carrying out historically scientific analysis of the existing works the author suggests to systematize professional deformations on deformations of personality, activity and interconnection in accordance with the concept of professionalization worked out by him. Such approach will allow practical psychologists to choose and use the procedures of professional deformations prevention and correction more adequately.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональные деформации, классификация профессиональных представлений, деформации личности, деформации деятельности, деформации взаимодействия.

Key words: professionalization, professional deformations, classification of professional ideas, deformation of personality, deformations of activity, deformations of interconnection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.