Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ'

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
887
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДРОСТОК / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ADOLESCENT / FACTORS / CONDITIONS OF A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Камышева Елена Юрьевна

В статье рассматривается необходимость формирования здорового образа жизни подростков в современных условиях, описываются подходы к исследованию данной проблемы с точки зрения философии социологии, валеологии и педагогики. Определены и обоснованы основные условия и факторы, оказывающие положительное влияние на формирование здорового образа жизни подростков.The article discusses the significance of thehealthy lifestyle formation of adolescents inthe modern world. The approaches to the study of the problem involved have been described from the philosophical, sociological, pedagogical and valeological standpoint. The main conditions and factors that have positive effect on the healthy lifestyle formation of adolescents have been determined and justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ»

поведения у детей разных возрастных групп. У детей дошкольного возраста преобладают знания, связанные с дисциплинированностью, а у детей младшего школьного возраста более выражены знания о правилах учения. Кроме того, в представлениях детей с возрастом начинают преобладать правила запрещающего характера Полученные результаты позволили разработать конкретные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по формированию знаний о правилах поведения и программу развивающих занятий.

Литература:

1. Савенкова, И.А. Особенности развития компонентов произвольной регуляции поведения у детей 6-7 лет / И.А. Савенкова, О.А. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54 - Ч. 7. - С. 221-226.

2. Савенкова, И.А. Формирование базовых компонентов произвольной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Савенкова // Образование и общество. - 2019. - № 1. - С. 109-114.

3. Савина, Е.А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии / Е.А. Савина // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». Том 4. - 2015. -№ 4. - С. 45-54.

4. Савина, Е.А. Проблема произвольной регуляции в трудах Л.С. Выготского / Е.А. Савина, Кириллова Г.Д. // Учёные записки Орловского Государственного Университета. - 2015. - № 2. - С. 252-257.

5. Савина, Е.А. Исследование процессов произвольной регуляции поведения у детей первого класса / Е.А. Савина, А.Э. Логвинова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20 №2. - с. 33-42.

6. Савина, Е.А. Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6-7 лет / Е.А. Савина, Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц А.М. // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 56-63.

7. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 26-36.

Психология

УДК:37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринскийгосударственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Камышева Елена Юрьевна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва)

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования здорового образа жизни подростков в современных условиях, описываются подходы к исследованию данной проблемы с точки зрения философии социологии, валеологии и педагогики. Определены и обоснованы основные условия и факторы, оказывающие положительное влияние на формирование здорового образа жизни подростков.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, подросток, факторы, условия здорового образа жизни.

Annotation. The article discusses the significance of thehealthy lifestyle formation of adolescents inthe modern world. The approaches to the study of the problem involved have been described from the philosophical, sociological, pedagogical and valeological standpoint. The main conditions and factors that have positive effect on the healthy lifestyle formation of adolescents have been determined and justified.

Keywords: healthy lifestyle, adolescent, factors, conditions of a healthy lifestyle.

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной на современном этапе развития общества, так как в настоящее время мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья подростков, которое проявляется в увеличении массы тела, психических отклонениях и как следствие - снижение продолжительности жизни, увеличение преступности, алкоголизации, наркомании. Этот возраст является наиболее уязвимым, так как характеризуется эндокринными перестройками, неустойчивостью психики и выраженным эгоизмом.

Изложение основного материала статьи. В подростковом возрасте закладывается большое количество хронических заболеваний в органах и системах организма, так пищеварительной, сердечно - сосудистой, костно - мышечной. Здоровье этой категории детей вызывает особую тревогу.

В исследовании Е.Н. Новоселовой отмечено, что «за последние 15 лет общая заболеваемость подростков и молодежи в нашей стране увеличилась в 1,7 раза» [3, с. 175].

В сравнении с другими возрастными категориями - этов 4,5 раза выше, чем в других возрастных группах, а от здоровья молодых людей зависит развитие нашего общества. Государство регламентирует деятельность образовательных учреждений в отношении сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Создание определенных условий гарантировано нормативными актами Российской Федерации, в частности Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 (ст. 51), приказами Министерства образования Российской Федерации, например, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» за № 2106 от 28 декабря 2010г,, международными нормативными актами (Конвенцией ООН о правах ребенка, Всеобщей декларацией прав человека, Европейской стратегией «Здоровье и развитие детей и подростков»).

Здоровый образа жизни - это понятие многоаспектное, междисциплинарное, сложное и неоднозначное, отражающее быт человека в различных его аспектах. Данная проблема с началом рыночных отношений была полностью забыта и только в настоящее время мы видим возврат к созданию условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Об этом свидетельствует реализуемая программа «Развитие

физической культуры и спорта на 2016-2020годы», которая позволила частично привлечь молодежь к систематическим занятиям спортом.

Здоровый образ жизни рассматривается в разных аспектах: философском, социальном, валеологическом и педагогическом.

Древнегреческие философы Аристотель, Гален, Гиппократ, Гераклит, Платон рассматривали здоровье, как категорию, которая изменяется, эволюционирует под воздействием факторов окружающей среды. В философском аспекте нет единой точки зрения. Так, Ф. Бэкон подчеркивал роль индивида в сохранении и укреплении здоровья. Ф. Ницше уделял внимание значимости телесности для целостности человека; К. Ясперс, А. Камю рассматривали здоровый образ жизни как способность человека к коммуникациям и полноценной деятельности, как способ обретения подлинного бытия.

Ученые-философы современности Н.Н. Базелюк. Д.А. Изуткин, Г.М. Мелюхин, А.В. Пилюшенко, И.Н. Смирнов и др. изучали здоровый образ жизни через призму системы ценностей.

Социальный аспект данного феномена был представлен в работах Л. Берман, К. Хорни, К. Хоппер, которые акцентируя внимание на социальных факторах, влияющих на здоровье подростков, показали их макросоциальный характер в частности незащищенный половой акт, нерациональное и неправильное питание, малоподвижный образ жизни и стрессовые ситуации. Исследователи определили, что здоровье подростков находится в зависимости от физических и психических факторов, а также от условий проживания подростка и к какой социальной группе относиться молодой человек.

Таким образом, очевидно, как указывает Н.Б. Бриленок, что «здоровый образ жизни является комплексным социально-личностным феноменом. Социальными основаниями здорового образа жизни выступают высокие уровень жизни и качество жизни как его важный материальный ресурс, а также «здоровые» уклад жизни и стиль жизни, способствующие реализации этого ресурса в социальные и личные практики сохранения здоровья» [1, с. 8]. Феномен здорового образа жизни в социологии до конца не определен, как и в научном сообществе, то есть, нет единого мнения какие факторы, условия оказывают влияние в большей или меньшей степени на состояние здоровья молодых людей.

Идеи взаимосвязи здорового образа жизни и физического развития личности широко освещены не только в трудах классиков зарубежной педагогики (Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, И.Г. Песталоцци и др.), но и в трудах представителей отечественной педагогики К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского.

Работы современных ученых О.Н. Спириной, Т.Е. Сергиенко, Л.В. Петровой, А.А. Пашина, Ю.П. Лисицына, Е.Н. Новоселовой и др. объединяет мысль о том, что формирование здорового образа жизни подростков является одной из приоритетных проблем общества, так как связана с решением двух важнейших задач в области государственной политики и образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

В области современного педагогического знания и практики последних десятилетий нередко наблюдается тенденция исследования отдельных аспектов проблемы здорового образа жизни подростков. В данном русле особую актуальность приобретает проблема формирования здорового образа жизни с точки зрения деформации мотивационно-ценностного отношения подростков к данному явлению (А.Е. Арсеньев, В.А. Бурцев, И.Н. Воробьева, Н.В. Никифоров, М.В. Романникова, И.В. Сапельцева и др.).

Деформация мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни вызвана «как общекультурными тенденциями (в частности, изменениями ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм», социально-культурной аномией, провоцирующей «избыточные» возможности удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия сдерживающих норм), так и личностными факторами: неготовностью своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности; обострением проблем личностной идентичности, на фоне которой молодой человек нередко исповедует асоциальные формы самореализации, утратой способности предвидеть последствия своих действий, ответственности как готовности и способности к самостоятельному и морально вменяемому поведению» [2, с. 3].

Исследователи в своих работах отмечают, что усиление отрицательных тенденций в образе жизни подростков имеет негативное влияние не только на здоровье, но и их дальнейшую профессиональную и личностную самореализацию, что влечет за собой отклонение от норм здорового образа жизни.

Очень важно в современных условиях повышать культуру здорового образа жизни у подрастающего поколения. Для этого необходимо создавать специальные условия и разрабатывать здоровьесберегающие технологии и внедрять их в образовательные учреждения. Все это, безусловно, будет способствовать приобщению подростков к соблюдению норм, правил и принципов здорового образа жизни.

Теоретические основы здоровьесберегающих технологий в системе образования представлены в трудах М.М. Безруких, О.В. Белоусовой, Л.И. Губаревой, В.В. Колбанова, Т.Г. Олешкевич, Н.К. Смирнова, Г.М. Соловьёва, Н.Д. Сухаревойа, Б.Н. Чумакова и др.). Совокупность знаний в области применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет изменить ценностное отношение к здоровому образу жизни в условиях инновационных преобразований, происходящих в образовательных системах.

По мнению Е.Н. Новоселовой для решения данной проблемы «необходимо объединение усилий со стороны базовых социальных институтов с целью создания единого пространства, формирующего здоровьесберегающие компетенции...» [3, с. 178].

В этом процессе должны принимать участие социалные, медицинские работники, психологи и все остальные участники образовательного процесса (учителя, родители, сверстники), а также общество и социальное окружение, государственные и общественные организации.

Для этого мы должны создавать соответствующую здоровьесберегающую среду, которая поддерживает все виды благополучия обучающихся, способствует их социализации, и гармоническому развитию личности.

Для формирования здорового образа жизни обучающихся необходимо соблюдать ряд условий:

1) применять индивидуальный подход к каждому ребенку;

2) выстраивать доверительные отношения;

3) осуществлять специальнуюподготовку педагогического коллектива;

4) наличие положительной мотивации, которая изменит характер деятельности и сознание подростка;

5) профилактические мероприятия и мониторинг, наблюдение за состоянием здоровья подростков;

6) использование в работе традиционных, так и нетрадиционных форм и методов работы;

7) привлечение дополнительных образовательных учреждений для проведения культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

8) включение подростков в здоровьесберегающую деятельность для переосмысления значимости и ценности своего здоровья.

По мнению Л.В. Петровой одним из условий формирования здорового образа жизни является образ жизни семьи, но родители при этом должны обладать определенными знаниями, проявлять соответствующее поведение, чтобы детям было легче усвоить нормы, правила и социальные ориентиры,так как в семье формируются жизненные ценности, в том числе и к здоровому образу жизни [4].

Влияние семьи отмечает Е.Н. Новоселова, она считает, что семья также оказывает влияние на ценностные установки, мотивацию подростков к ведению ими здорового образа жизни. По мнению Г.А. Винокуровой на здоровый образ жизни молодых людей оказывает, влияние состав семьи, стиль семейного воспитания.

В исследовании Е.Н. Сухомлиновой [5] выделен комплекс условий необходимый для формирования здорового образа жизни:

1) должно быть сформировано представление о здоровом образе жизни;

2) здоровый образа жизни опирается на три компонента - это когнитивный (представление о здоровье), эмоционально-оценочный (способах организации здорового образа жизни), поведенческий (действиях по сохранению, восстановлению и преумножению здоровья и здорового образа жизни);

3) учитываться индивидуально-психологические особенности детей (саморазвитие, тревожность);

4) объединение общих усилий педагогов, родителей и психолога с целью расширения знаний, умений о здоровом образе жизни.

Т.Е. Сергиенко выделила два основных условия для формирования здорового образа жизни: 1) стиль жизни взрослых; 2) взаимодействие педагогов и семьи. Приэтом она считает, что основным условием здорового образа жизни является желание самого человека. По мнению автора, здоровый образ жизни формируется через информацию, полученную человеком извне, и через конкретный образ жизни [6]. Для формирования здорового образа жизни человек должен стать его носителем и это должно быть целью его самосовершенствования.

В работе Т.В. Ганьшиной, А.В. Овчаренко психолого-педагогические условия разделены две группы: общие и частные, которые необходимо учитывать при формировании здорового образа жизни.

Анализируя условия формирования здорового образа жизни нельзя не отметить и факторы, влияющие на здоровье подростков. В своем исследовании Г.А. Танская, М.Э. Паатова выделили четыре группы фактора влияющих на здоровье подростков:

1) биологическая наследственность, которая передается из поколения в поколение;

2) экономические и экологические факторы;

3) социальные факторы (образ жизни, социальные нормы, роли и функции);

4) факторы внутришкольной среды (состояние воздушной среды, тепловой режим, освещение [7, с. 118].

В работе Л.В. Петровой выделено две группы факторов влияющих на здоровый образ жизни:

1) внешние факторы - это гигиенические требования (режим дня, отдыха, учебных занятий) соблюдение которых позволит сохранить и укрепить здоровье подростков;

2) внутренние факторы - это психологические, которые демонстрируют готовность подростка к ведению здорового образа жизни.

Анализ факторов влияющих на здоровый образ жизни показал, что здоровье зависит от: 1) наследственности - 20%; 2) окружающей среды - 20%; 3) образа жизни - 50 %; 4) здравоохранения - 10%.

Анкетирование, проведенное с подростками, позволило выявить следующие особенности: семья является главным источником формирования здорового образа жизни, как и в ранее рассмотренных исследованиях, хотя поведение родителей не всегда соответствует данному образу жизни. На втором месте -интернет-ресурсы; на третьем - медицинские работники или другие взрослые, как источники получения информации о здоровом образе жизни.

Подросткам небезразлично состояние своего здоровья, они позитивно реагировали на улучшение своего здоровья, и негативно - при ухудшении здоровья. Они считали, что для сохранения и укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни необходим материальный достаток и только потом - соответствующие условия, и собственное желание.

К факторам, препятствующим сохранению здоровья, отнесли следующие: отсутствие условий, недостаточность времени, сильную загруженность учебными занятиями в школе и слабую силу воли, чтобы ежедневно заниматься сохранением и укреплением своего здоровья.

Для поддержания своего здоровья на первом месте у подростков посещение спортивных секций и активное участие в спортивных мероприятиях школы, на втором месте посещение врача и на третьем - это избавление от вредных привычек.

Выводы. Рассмотренные факторы и условия необходимы, чтобы предупредить социальные риски, влияющие на здоровый образ жизни подростков и выработать у них привычку вести данный образ жизни в соответствии мотивами, потребностями, интересами и ценностями.

Таким образом, проблему формирования здорового образа жизни необходимо решать, комплексно учитывая при этом факторы и условия, влияющие на здоровый образ жизни подростков, чтобы предотвратить негативные последствия в будущем и создавать соответствующее окружения для подростков, которое бы послужило примером для подражания.

Литература:

1. Бриленок Н.Б. Здоровый образ жизни: социально-философский анализ: автореф. дисс. ...канд. философ. наук. Саратов, 2018. 23 с.

2. Никифоров Н.В. Формирование ценностей здорового образа жизни в условиях досугового объединения спортивно-оздоровительной направленности: автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2012. 23 с.

3. Новоселова, Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 175-185.

4. Петрова, Л.В. Здоровый образ жизни семьи психолого-педагогическое условие в формировании ценности здоровья у старших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62 (4). С. 157-160.

5. Сухомлинова, Е.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у старших школьников: дис. ... канд. псих. наук. Сочи, 2012. 197 с.

6. Сергиенко, Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 23 с.

7.Танская, Г.А., Паатова М.Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10 (3-2). С. 118-120.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

РОДИТЕЛЬСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Одной из психологических характеристик инклюзивной образовательной среды является удовлетворённость субъектами образовательных отношений ее основными компонентами. В статье рассмотрены результаты исследования удовлетворённости родителей как субъектов инклюзивной образовательной среды ее основными компонентами: пространственно-предметным, психодидактическим (содержательно-методическим), социально-психологическим, субъектным. Проведен сравнительный анализ показателей удовлетворённости родителей двух образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. Выявлены общие и специфические характеристики удовлетворённости родителей компонентами инклюзивной образовательной среды.

Ключевые слова: родительская удовлетворенность, инклюзивная образовательная среда, родители как субъекты инклюзивной образовательной среды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. One of the psychological characteristics of an inclusive educational environment is satisfaction by the subjects of educational relations with its main components. The article considers the results of a study of the satisfaction of parents as subjects of an inclusive educational environment with its main components: spatial-subjective, psychodidactic (substantive-methodical), socio-psychological, subjective. A comparative analysis of satisfaction indicators of parents of two educational organizations that implement inclusive practice is carried out. The general and specific characteristics of parental satisfaction with the components of an inclusive educational environment are identified.

Keywords: parental satisfaction, inclusive educational environment, parents as subjects of an inclusive educational environment, children with disabilities.

Введение. Одной из существенных характеристик происходящих изменений в образовательном пространстве является позиция родителей как субъектов инклюзивного образовательного процесса. В инклюзивной образовательной среде происходит объединение и взаимодействие родителей разных категорий обучающихся на основе уважительного отношения друг к другу, понимания и принятия различий, их со-готовность к совместному обучению детей (И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк) [7].

Родительская удовлетворённость является мощным фактором, оказывающим влияние на эффективность инклюзивного образования и психологический климат участников образовательных отношений. Отношение родителей к образовательной среде, их степень удовлетворенности с позиций условий и возможностей развития своего ребенка, психологическая безопасность ребенка являются важными психологическими характеристиками, влияющими на реализацию инклюзивной практики в образовательной организации [4, 7].

Изучить основные характеристики инклюзивной образовательной среды можно, используя разные подходы: диагностический, экспертный и т.д. В нашем исследовании мы разделяем исследовательский взгляд И.В. Вачкова и С.Н. Вачковой, согласно которому оценку основным особенностям образовательной среды могут дать сами субъекты образовательного процесса - взрослые люди, от которых и зависит состояние образовательной среды: родители или законные представители детей, педагоги, администрация образовательной организации [3]. В нашем исследовании в качестве экспертов, являющихся одновременно субъектами, оценивающими различные стороны инклюзивной образовательной среды, выступили родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Обобщённый анализ научной литературы показывает, что структурные компоненты образовательной среды обобщённо представляются в виде совокупности материальных факторов образовательного процесса, межличностных взаимодействий, которые складываются между субъектами образовательных отношений, и специально организованных психолого-педагогических условий для развития [2, 5].

Для обозначения психологического качества образовательной среды используется термин «психологическая комфортность»: минимизация (по возможности) стрессообразующих факторов учебного процесса и формирование в образовательной организации условий, в которых каждый субъект образовательных отношений чувствует себя спокойно. Психологический комфорт - состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности индивида в результате его оптимального взаимодействия с внутришкольной средой. Состояние комфорта связано с качеством предметного окружения, содержанием процесса обучения и организационно-коммуникативными условиями образовательной среды [5].

Одним из показателей, позволяющим оценить комфортность образовательной среды является удовлетворенность ее субъектами основными характеристиками взаимодействия: как со средой, так и с субъектами образовательных отношений. Мы разделяем позицию Е.Б. Лактионовой, которая рассматривает удовлетворенность как эмоционально окрашенное состояние человека, возникающее на основе соответствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.