Научная статья на тему 'Проблема здоровьеформирующего обучения в инновационной школе'

Проблема здоровьеформирующего обучения в инновационной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА / FORMATION HEALTH / THE SAVINGS HEALTH / INNOVATIVE SCHOOL / THE HEALTH THEORY / HEALTH OF THE SCHOOLBOY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Любовь Александровна

Рассматриваются различные аспекты личностно ориентированного обучения и положения теории здоровья как целостного явления, обсуждаются пути построения здоровьеформирующей деятельности в процессе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF CHILDREN HEALTH FORMATION IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE SCHOOL

Various aspects of the person-focused training and position of the theory of health as the complete phenomenon are considered, ways of construction of activity forming health in the cours of formation are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблема здоровьеформирующего обучения в инновационной школе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Л.А. Морозова

(ГОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербурга; e-mail: [email protected])

Рассматриваются различные аспекты личностно ориентированного обучения и положения теории здоровья как целостного явления, обсуждаются пути построения здоровьеформирующей деятельности в процессе образования.

Ключевые слова: здоровьеформирование, здоровьесбережение, инновационная школа, теория здоровья, здоровье школьника.

Здоровье человека — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, она является ведущей в социальном развитии общества, сохранении человечества в условиях экологических и социальных катаклизмов. Проблема здоровья неотделима от человека, возникла вместе с ним и изменяется соответственно человеческой культуре. Только здоровый человек может осуществить свою историческую миссию на Земле.

В 1977 г. Всемирная ассамблея здравоохранения определила, что главной социальной целью правительств и Всемирной организации здравоохранения должно быть достижение всеми народами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе "Здоровье для всех к 2000 г." В июле 1993 г. в России был принят закон "О здоровье", где разработана национальная программа "Здоровье для всех к 2000 г."

В конце 80-х гг. С.Б. Тихвинский указывал, что в современных условиях профилактическое направление понимается значительно шире и включает уже не только сохранение здоровья человека, но и активные мероприятия по формированию, "строительству" и развитию здоровья. Уже ставится вопрос о выписке врачами "рецепта здоровья", об оценке количества здоровья, о выдаче паспорта здоровья каждому гражданину нашей страны, только на этом направлении можно ожидать успехов в профилактической работе и действительного увеличения творческого потенциала населения, но эта задача и новая, и достаточно сложная [1].

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения здоровья детей [2]. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье обучаемых, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург относят перегрузку учебными занятиями,

авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и учащихся, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей во многом зависит от совместных усилий педагогов и врачей. Результаты изучения различных факторов, отрицательно воздействующих на здоровье детей, нашли отражение в работах М.Л. Лазарева, М.Я. Студеникина, Л.М. Семеновой, Д.Д. Шариповой, В.М. Чимарова и др.

Особое внимание ряд исследователей уделяют проблемам формирования здорового образа жизни (М.Н. Аршавский, H.A. Бирюков, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, И.А Колесникова, В.В. Колбанов, С.А. Лядова, H.H. Суртаева, И.Т. Суравегина, Л.Г. Татарникова и др.), функционирования моделей школы здоровья (И.П. Березин, Ю.В. Дергачев, В.Н. Ирхин, Л.М. Сенникова и др.), деятельности валеологических служб и центров (Э.М. Казин, А.И. Федоров, H.A. Литвинова, Г.Г. Блинова, Л.И. Раченкова и др.), реализации здоровьеохранительных и здоровьеразвивающих принципов и методов конструирования урока (В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Н.Ф. Казачкова, Э.Я. Оладо и др.), внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий (М.В. Адамова, В.Ф. Базарный, В.Д. Левицкий, Е.О. Школа и др.), диагностики уровня здоровья (Т.В. Дудникова, И.А. Шавракова и др.).

Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья подрастающего поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропаганде здорового образа жизни нашли отражение в различных нормативных документах: Конвенции о правах ребенка, Законе РФ "Об образовании", Президентской программе "Дети России", Законе "Об охране окружающей среды", Семейном кодексе РФ, Конвенции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и др.

Большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты лич-ностно ориентированного обучения, не исследовали его в системе здоровьесберегающей технологии в обучении школьников как комплексной и междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления. В настоящее время выделены концептуальные положения теории здоровья как целостного явления [3]:

• здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов (определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ);

• только после 24 лет можно говорить о наличии у индивидуума целостной сформировавшейся системы, включающей в себя физическое, душевное и социальное здоровье;

• наиболее существенные изменения в здоровье детей происхо -дят при переходе во взрослое состояние. Таким возрастом яв-

ляется период от 10 до 24 лет, в котором могут быть выделены три фазы продолжительностью в пять лет каждая (10—14 лет, 15-19 лет и 20-24 года).

В соответствии с особенностями психофизиологического и социального развития для каждого возрастного этапа были определены задачи, от качества решения которых индивидуумом зависит его здоровье как в онтогенезе, так и в будущей взрослой жизни:

а) адаптация к физиологическим и анатомическим изменениям, связанным с процессом созревания, и трансформация модели своего поведения в соответствии с признаками сексуальной зрелости;

б) постепенный отказ от ранних форм отношений с родителями и установление более тесных контактов со сверстниками, что развивает коммуникативные способности;

в) идентификация себя как личности, в том числе в сексуальной и социальной сферах;

г) применение на практике багажа знаний, обогащенного в результате обретения "чувства общества" и составления для себя "общей картины мира";

д) развитие способностей к профессиональной деятельности и целесообразному проведению досуга (при этом постепенно происходит отбор таких видов деятельности и поведения, которые оптимальны как для индивидуума, так и для общества).

По мере развития ребенка акценты в решении этих задач смещаются. Возникновение состояния "нездоровья" является результатом нерешенных проблем развития на соответствующем этапе.

В 1991 г. Европейская Комиссия, Совет Европы и Всемирная организация здравоохранения приняли решение о реализации проекта по созданию Школ здоровья. В качестве пилотных площадок были выбраны Чехия, Венгрия, Польша и Словакия. Очевидно, что выбор бывших стран социалистического лагеря был неслучаен. В первую очередь он был продиктован происходящими в них социальными переменами.

Первоначальная модель Школы здоровья была трехкомпонентной и предполагала:

1) включение информации по проблемам здоровья в учебные курсы;

2) совершенствование школьной медицинской службы, призванной обеспечивать профилактику проблем, связанных со здоровьем, и оказывать конкретную помощь в условиях образовательного учреждения;

3) оздоровление образовательной среды, создание условий для сохранения и совершенствования физического и психического здоровья учащихся.

В настоящее время в европейскую сеть входят более 500 пилотных площадок в 38 странах. В 1997 г. состоялась первая европейская конференция, на которой было официально утверждено понятие "школа,

содействующая здоровью", или "оздоравливающая школа", и принята ее восьмикомпонентная модель, включающая:

1) образование в области здоровья как необходимую составляющую общей культуры человека;

2) физическое воспитание на основе последовательно спланированной школьной программы на весь курс обучения, пригодной для всех школьников;

3) школьную медицинскую службу, ориентированную на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной медицинской помощи, постоянное взаимодействие с медицинскими учреждениями по месту жительства школьников, профилактическую работу с хронически больными детьми;

4) организацию системы питания, обеспечивающей детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, а также способствующей формированию у школьников умения выбирать здоровую пищу;

5) психолого-диагностическую службу, которая призвана систематически оценивать состояние здоровья всех участников образовательного процесса (школьников, педагогического и технического персонала), уровень их компетентности по данному вопросу, готовность к совместным действиям по сохранению здоровья учащихся;

6) организацию психологического консультирования всех участников образовательного процесса и служб школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов;

7) формирование здоровой школьной среды, предполагающей обеспечение позитивного физического и психологического климата в школе;

8) вовлечение родителей и широкой общественности в работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.

В Хартии по развитию здоровья, которая была принята в 1986 г. в Оттаве (Канада) и легла в основу концепции "Школа, содействующая здоровью", говорится, что развитие здоровья — это процесс, позволяющий людям усилить контроль над собственным здоровьем и улучшить его. Для того чтобы достичь состояния физического, умственного и социального благосостояния, индивидуум или группа людей должны быть способны идентифицировать и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и устанавливать отношения взаимопонимания с окружающим миром. Здоровье, таким образом, рассматривается как ресурс каждодневного существования, а не цель жизни. Фундаментальными предпосылками и ресурсами здоровья являются мир, жилище, образование, питание, доход, стабильная экосистема, возобновляемые ресурсы, социальная справедливость и равенство. Улучшение и развитие здоровья предполагает стабильное основание из наличия всех этих принципов [2].

В рамках проекта "Школа, содействующая здоровью" на территории России была создана образовательная программа "Здоровье"

под общей редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Щеплягиной, которая была рекомендована к внедрению в образовательный процесс Министерством образования и Министерством здравоохранения РФ. Данная программа представляет собой попытку создать единый "человеко-центристский" предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии, многим другим предметам должна содействовать развитию, самопознанию, самопринятию и самоуважению. Она также должна научить методам конструктивного переживания внутренних конфликтов [4].

В большинстве российских школ работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся строится на основе понимания здоровья в узком смысле, когда только образовательная среда подстраивается под индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Ребенок, сохранивший свое соматическое здоровье в школе вследствие "щадящей" учебной нагрузки, может оказаться невостребованным в жизни. Тем самым серьезные отклонения в состоянии соматического здоровья настигнут выпускника уже после окончания школы [5]. Таким образом, здоровьеформирующая деятельность в процессе образования должна вестись по трем взаимосвязанным направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психологическому.

Список литературы

1. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. Л.: Букинист, 1980. 440 с.

2. Европейская сеть здоровых школ (ENHPS) (URL: http//www.zdd.1sep-tember.ru/articM.php?ro=200800701 15.09.2009).

3. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г. (URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/ 0237/biblio04.php 20.09.2009).

4. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1—11 классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 446 с.

5. Проект "Школа здоровья" / Под общ. ред. И.В. Кузнецовой. М.: Полиграф сервис, 1999. 208 с.

PROBLEM OF CHILDREN HEALTH FORMATION IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE SCHOOL

L.A Morozova

Various aspects of the person-focused training and position of the theory of health as the complete phenomenon are considered, ways of construction of activity forming health in the cours of formation are discussed.

Key words: formation health, the savings health, innovative school, the health theory, health of the schoolboy.

Сведения об авторе

Морозова Любовь Александровна — директор ГОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, аспирантка Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ (ФГУ ФИРО). Тел. 8-(495)-152-73-41; e-mail: [email protected]

5 ВМУ, педагогическое образование, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.