DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_240
ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ THE PROBLEM OF PROTECTING CHILDREN FROM THE HARMFUL EFFECTS OF MASS MEDIA IN RUSSIA AND ABROAD
БАТУРЬЯН Маргарита Аветисовна,
кандидат филологических наук,
доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];
ЧИРЬЕВ Илья Сергеевич,
студент юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];
ЖУКОВА Полина Станиславовна,
студентка юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];
BATURYAN Margarita Avetisovna,
Candidate of Philological Sciences,
Associate Professor of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: [email protected];
CHIRYEV Ilya Sergeevich,
student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: [email protected] ;
ZHUKOVA Polina Stanislavovna,
student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в данной научной статье авторами рассмотрена проблема негативного влияния на детей информации, размещенной в различных источниках ее распространении. Несовершеннолетние всегда являлись одной из наиболее уязвимых категорий населения - они более других подвержены влиянию со стороны. Данная проблема в ряде стран занимает одно из главенствующих мест в направлениях реализации внутренней политики информационной безопасности. Так, нами был проведен сравнительно-правовой анализ законодательств Российской Федерации, Северной Кореи, Соединенных штатов Америки, Китая, Великобритании в части обеспечения защиты детей от вредного влияния средств массовой информации. По итогам исследования были сделаны выводы о необходимости внедрения некоторых положений законодательств иностранных государств в российскую правовую систему.
Abstract: the problem of the children negative impact of information posted in various sources of its dissemination is considered. Been one of the most vulnerable categories of the population minors are more susceptible to outside influence than others. This problem occupies one of the main places in domestic policy implementation in a number of countries. Thus, a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation, North Korea, the United States of America, China, and the United Kingdom in terms of ensuring the protection of children from the harmful media influence has conducted. Based on the results of the study, conclusions were drawn about the need to introduce some provisions of foreign states legislation into the Russian legal system.
Ключевые слова: информационная безопасность, дети, защита, информационные технологии, несовершеннолетние, средства массовой информации.
Keywords: information security, children, protection, information technology, minors, mass media.
Для цитирования: Батурьян М.А., Чирьев И.С., Жукова П.С. Проблема защиты детей от вредного воздействия средств массовой информации в России и за рубежом // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 240-242. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_240.
For citation: Baturyan M.A., Chiryev I.S., Zhukova P.S. The problem of protecting children from the harmful effects of mass media in Russia and abroad//Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 240-242. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_240.
Статья поступила в редакцию: 10.08.2023
Дети как особая социальная категория всегда нуждались в особой защите со стороны государства. Ввиду отсутствия жизненного опыта, сформированной позиции касательно различных сфер общественной жизни, дети наиболее склонны к какому-либо влиянию иных людей или источников информации. В последнее время ученые наиболее часто отмечают актуальность проблемы воздействия средств массовой информации на несовершеннолетних.
На сегодняшний день информационная сторона общественной жизни вышла на новый уровень. Так, засчет повсеместного развития информационных технологий возможность получения информации из различных источников становится реальной не только для взрослых, обладающих достаточным жизненным опытом, сформировавшимся сознанием и взглядами, но и для детей, которые уязвимы в вопросе влияния на них информации, которую они получают.
К сожалению, качество преподносимых сведений в средствах массовой информации не отличается полнотой и достоверностью. Кроме этого, «стираются» границы допустимости представляемой информации, особенно в контексте рассматриваемой проблемы вредного воздей-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ствия средств массовой информации на детей. Так, во многих информационных источников имеют место быть элементы жестокости, насилия, порнографии, которые для психики ребенка имеют последствия. Такие пропагандируемые деструктивные элементы несомненно влияют на формирование личности ребенка. Все «заданные» моральные установки ребенка подвергаются деформации, его нравственные устои подрываются. Наблюдая доступность пропагандируемой информации, ребенок не в силах отличить допустимое от запретного, вследствие чего наблюдается тенденция развития антисоциального поведения среди молодежи.
Рассматриваемая проблема не раз становилась объектом исследования ряда ученых. Так, например, по мнению Кирилловых А.А.1, в Российской Федерации проблема вредного воздействия средств массовой информации на детей эффективно не разрешена. Данный факт он обосновывает тем, что в настоящее время в государстве отсутствует единая концепция, в рамках которой разрабатывались бы средства по разрешению вопросов защиты детей от массива деструктивной информации.
Одним из основополагающих и «направляющих» деятельность органов исполнительной власти правовых документов в Российской Федерации, который регламентирует основные направления политики информационной безопасности, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная в 2016 году2.
Проанализировав ее положения, мы пришли к выводу о том, что государством вовсе не выделяется такая стратегическая цель в области реализации политики информационной безопасности, как защита несовершеннолетних от вредного воздействия средств массовой информации. Рассматриваемый правовой документ делает акцент о необходимости нейтрализации информационно-психологического воздействия, однако акцент в данном случае идет на недопустимость подрыва исторических и патриотических основ, связанных с защитой Отечества. Естественно, что если президентом Российской Федерации среди намеченных стратегических целей не указана защита несовершеннолетних от негативного влияния средств массовой информации, то безусловно реализация политики в данном направлении не будет отличаться повсеместностью и качеством предпринимаемых для устранения данной проблемы мер.
Однако несмотря на это в 2010 году был принят федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3. Так, в данном федеральном законе законодателем описаны характеристики той информации, распространение которой среди несовершеннолетних запрещено. Однако полный механизм реализации данных норм отсутствует в отечественном законодательстве: отсутствуют организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации.
Данная проблема безусловно неразрывно связана с повсеместным развитием информационных технологий. Сеть «Интернет», посредством которой в значительной степени и происходит распространении информации, негативно влияющей на несовершеннолетних, характеризуется большим массивом информации. Контролировать такой поток представляется трудной задачей. Да, безусловно, при усмотрении факта административного правонарушения территориальные исполнительные органы Роскомнадзора будут требовать удаления информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Проблема данной ситуации состоит в том, что распространение информации по сети «Интернет» обладает высокой скоростью. Удаление таких элементов информации может происходит не повсеместно.
В связи с чем, мы можем предположить, что защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, более эффективна в тех случаях, когда государство, обладая авторитарным или тоталитарным правовым режимом, имеет возможность ограничить поток информации в сети «Интернет». Ярким примером тому служит Северная Корея. Так, ввиду особенностей политического режима данного государства информация, к которой имеет доступ население, ограничена. Сеть «Интернет» в данном государстве имеет локальный характер, что позволяет контролировать поток представляемой информации в ней.
Стоит отметить, что ряд других иностранных государств начали предпринимать меры по решению проблемы защиты несовершеннолетних от вредного влияния информации раньше.
Так, например, в Соединенных штатах Америки на проблеме информационной безопасности детей и несовершеннолетних делался акцент уже начиная с 90-х годов прошлого столетия. Одним из основополагающих правовых актов, призванных решить проблемы вредного воздействия на здоровье и развитие детей информации, является Children's Internet Protection Act. Так, данный закон явился результатом предложения ограничения доступа детей к порнографии и откровенному контенту. Он регулирует использование разных «фильтров», которые ограничивают распространение вредоносной информации4.
В Китае также защита информационной безопасности несовершеннолетних является одной из приоритетных задач государства. В 2016 году был принят закон о кибербезопасности («Cybersecurity Law of the People Republic of China»)5. Данный нормативно-правовой акт дозволяет пресекать деятельность тех информационных ресурсов, контент которых может повлиять на здоровье и развитие детей. Кроме этого, в рамках данного закона государством предпринята эффективная мера, связанная с поощрением разработки продуктов, которые способствуют воспитанию несовершеннолетних. Интересен и тот факт, что в законодательстве Китая содержатся правовые нормы о том, что защита несовершеннолетних от вредного воздействия информации из средств массовой информации является задаче не только государства, но и их родителей.
1 Кирилловых А.А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право. 2011. № 4. С. 3 - 7.
2 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. ст. 7074.
3 О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 436-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ЯНВАРЯ 2011 Г. N 1 СТ. 48
4 Солодянкина Д.С. Перспективы использования зарубежного опыта и стран СНГ для совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Скиф. 2018. №3 (19).
5 Остроушко А.В., Букалеров А.А., Букалеров С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin . 2018. №1-2.
Так, закон «О защите несовершеннолетних»1 согласно ст. 71 обязывает родителей контролировать своих несовершеннолетних детей в части использования ими сети «Интернет». Так, в законе предписывается должное поведение родителей.
Во-первых, программное обеспечение, режимы обслуживания, функции управления на устройстве несовершеннолетнего должен выбирать его родитель. При их выборе родитель должен учитывать, что программное обеспечение должно предотвращать доступ несовершеннолетних к информации, которая способна повлиять на их здоровье и развитие личности.
Во-вторых, на родителя возложена обязанность по контролю количества проведенного времени в сети «Интернет» несовершеннолетним, с целью предотвращения возможной зависимости.
Мы считаем, что указание в законе на обязанность родителей предпринимать меры, направленные на предостережение несовершеннолетних от вредного воздействия информации, является весьма перспективным решением, которое, на наш взгляд, должно найти свое отражение в законодательстве ряда других стран.
Интересным является и опыт Великобритании в реализации защиты несовершеннолетних от вредного воздействия средств массовой информации. Численность государственных органов и их подразделений, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности, безусловно несоразмерна объему информации, содержащейся в сети «Интернет». Иными словами, физически невозможно воспринять и проанализировать весь имеющийся объем информации, к которому несовершеннолетние могут иметь доступ. Так, в Великобритании данная проблема эффективно разрешается засчет привлечения к надзору за информационным содержанием различных источников в сети «Интернет» саморегулируемых частных организаций. Так, такие коммерческие организации «нанимает» по договору государство. В Великобритании сформировался ряд подобных саморегулируемых организаций. Каждая из них специализируется в определенной области:
- контроль за прессой;
- контроль за рекламой;
- контроль за Интернетом;
- контроль за мобильной связью;
- контроль за видеоматериалами, а также ряд других областей.
Особенностью защиты несовершеннолетних от вредного воздействия средств массовой информации в Великобритании является отсутствие единого органа исполнительной власти, которому мы подчинялись все частные саморегулируемые организации2. Несмотря на это подобные саморегулируемые организации должны отвечать ряду требований, касательно содержания их деятельности3.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что каждое государство выбирает особые средства и методы преодоления негативного воздействия средств массовой информации на несовершеннолетних. Мы считаем, что сравнительно-правовой анализ законодательств других государств позволяет привнести положительные изменения в действующую систему законодательства об информационной безопасности. Так, предлагаем, на примере законодательства Китая издать правовые нормы о том, что защита несовершеннолетних от вредного воздействия информации из средств массовой информации является задачей не только государства, но и родителей детей. Не менее интересным является опыт Великобритании, которая привлекает к надзору за информационным содержанием различных источников в сети «Интернет» саморегулируемые частные организации. Полагаем, что возможность осуществления в Российской Федерации контроля аналогичными организациями также повлечет повышение уровня информационной безопасности детей.
Библиография:
1. Кирилловых А.А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право. 2011. № 4. С. 3 - 7.
2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1. Ст. 48.
4. Солодянкина Д.С. Перспективы использования зарубежного опыта и стран СНГ для совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Скиф. 2018. № 3(19).
5. Остроушко А.В., Букалеров А.А., Букалеров С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin . 2018. № 1-2.
6. Закон Китая о защите несовершеннолетних (2020 г.) ЖШ^ Л i£. Режим доступа - URL: https://ru.chinajustice0bserver.c0m/law/x
7. Рыдченко К.Д. Запрещенная для детей информация: легальная трактовка и толкование правоприменителя // Информационное право. 2014. № 5. С. 16 - 21.
8. Culver, S.H. and Grizzle, A. (2017) Survey on privacy in media and information literacy with youth perspectives. UNESCO Series on Internet Freedom. Paris, France: UNESCO, 1-125.
References:
1. Kirillov A.A. Legal innovations in the field of information security of minors // Information law. 2011. No. 4. pp. 3-7.
2. On the approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 646 dated 05.12.2016 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 50. Article 7074.
3. On the protection of children from information harmful to their health and development: Federal Law of 29 December 2010 N 436-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation of January 3, 2011 N 1 art. 48
4. Solodyankina D.S. Prospects of using foreign experience and CIS countries to improve legislation on the protection of children from information harmful to their health and development // Skif. 2018. №3 (19).
5. Ostroushko A.V., Bukalerov A.A., Bukalerov S.A. Protection of information security of minors in China // Legal Bulletin . 2018. No.1-2.
6. The Law on the Protection of Minors of China (2020). Access mode: URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x
7. Rydchenko K.D. Information prohibited for children: legal interpretation and interpretation of the law enforcement officer // Information law. 2014. No. 5. pp. 16-21.
8. Culver, S.H. and Grizzle, A. (2017) Research on privacy in the media and information literacy from the point of view of youth. A series of UNESCO articles on Internet freedom. Paris, France: UNESCO, 1-125.
1 ЗАКОН КИТАЯ О ЗАЩИТЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2020 Г.) Л ;i. РЕЖИМ ДОСТУПА - URL: HTTPS://RU.CHINAJUSTICEOBSERVER.COM/LAW/X
2 Рыдченко К.Д. Запрещенная для детей информация: легальная трактовка и толкование правоприменителя // Информационное право. 2014. № 5. С. 16 - 21.
3 Culver, S.H. and Grizzle, A. (2017) Survey on privacy in media and information literacy with youth perspectives. UNESCO Series on Internet Freedom. Paris, France: UNESCO, 1-125.