Научная статья на тему 'Проблема занятости и безработицы молодежи'

Проблема занятости и безработицы молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
912
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / YOUTH UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полетых Е.В., Чикотаева А.А., Минюхина Я.О.

В данной статье рассмотрена весьма актуальная в настоящее время проблема занятости и безработицы молодежи, анализ проблемы и пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема занятости и безработицы молодежи»

1 2 3 ©

Полетых Е.В. , Чикотаева А.А. , Минюхина Я.О.

Студент, специальность «Экономическая безопасность», ИЭУиПИ, Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена весьма актуальная в настоящее время проблема занятости и безработицы молодежи, анализ проблемы и пути ее решения.

Ключевые слова: занятость, безработица, молодежная безработица.

Keywords: employment, unemployment, youth unemployment.

Высокий показатель безработицы среди молодых людей это колоссальная потеря.

Впустую расходуется их энергия и невостребованные таланты, а это крайне разрушительно для самих людей и для общества в целом. генеральный директор Международной организации труда Гай Райдер

Проблема занятости и безработицы - одна из главных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции [3]. Безработица непосредственно влияет на социально- экономическое развитие страны. Безработица несет в себе не только бедность, но и деградацию населения. Данная проблема по - разному воспринимается населением. Наиболее болезненно переживают ее старшее поколение и женщины, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, а также студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Как отмечается в докладе Международной организации труда (янв. 2014), в 2013 г. безработными были около 74,5 млн молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, что почти на 1 млн человек больше этого показателя годом ранее [7]. Глобальная безработица среди молодёжи достигла 13,1 %, что почти в три раза выше уровня безработицы среди взрослых, в докладе МОТ отмечается, что показатель соотношения безработицы среди молодёжи к безработице среди взрослых достиг своего исторического максимума [2].

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

• во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

• во-вторых, они — будущее страны.

Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним» [4].

Молодые специалисты -выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда [6].

Главной особенностью данной группы является наличие противоречия между социально-профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе [5]. Несбалансированность объемов и профилей

© Полетых Е.В., Чикотаева А.А., Минюхина Я.О., 2015 г.

подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

Выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, как показывают опросы работодателей, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности. В совокупности это ведет к низкой эффективности использования труда молодых специалистов, что позволяет ставить вопрос и о «перепроизводстве» специалистов с высшим образованием, и о неудовлетворительном качестве их подготовки.

В настоящее время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда в экономике и социологии выходят на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует значительное число публикаций на данную тему. Общетеоретические и фундаментальные разработки присущи в основном экономистам. В социологическом аспекте эта проблема в последнее время затронута в ряде коллективных монографий. Именно социологи обычно используют дифференцированный подход к проблеме трудоустройства населения и расчленяют ее на относительно автономные, специфичные аспекты. Именно в социологических исследованиях как правило рассматривается проблема занятости молодежи.

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства. Ознакомление с условиями работы в различных организациях, помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с некомфортностью предлагаемого труда.

Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения, как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна.

Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки

должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей [1].

Проанализировав данную проблему, можно сделать следующие выводы, что «Молодые специалисты» - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» [5] молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда [8]. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности. В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России [9].

Литература

1. Антипина О.В., Прокопьева А.В. Применение кредитной формы финансирования в организации производственных процессов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 172-177

2. Ильина Е.А. Совершенствование воспроизводственного процесса в молочном подкомплексе АПК на основе повышения инвестиционной привлекательности предприятий // диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2013

3. Нечаев А.С. Анализ основных положений формирования эффективной амортизационной политики промышленного предприятия // Бизнес, менеджмент и право. 2012. № 1. С. 103.

4. Нечаев А.С. Инновационный подход к формированию инвестиционного кредита // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 1-1 (22). С. 146-150.

5. Тяпкина М.Ф. Проблемы развития сельского хозяйства региона // Baikal Research Journal. 2011. № 1. С. 11.

6. Молодежь и безработица.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=586319

7. Молодежная безработица.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Молодёжная_безработица

8. Проблема занятости и безработицы [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://cyberleninka.ru/ article/n/problema-zanyatosti-i-bezrabotitsy

9. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://research-joumal.org/social/problemy-trudoustrojstva-studentov-i-vypusknikov-vuzov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.