УДК 316.334.22
ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ
ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
М.Б. Сыздыкова
Аннотация. В настоящее время из-за влияния финансового кризиса на экономику Казахстана проблема занятости населения стала одной из актуальных проблем республики. В связи с этим формирование и развитие рынка труда стало главной задачей правительства.
В статье представлены результаты эмпирических исследований, показывающие возрастающую долю молодых специалистов в численности рабочей силы Казахстана как отражение деятельности государства в решениии проблемы молодежной безработицы в стране.
Ключевые слова: рабочая сила, молодежная безработица, молодые специалисты, трудоустройство, занятость, экономика.
EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS WITH HIGHER
EDUCATION IN MODERN KAZAKHSTAN SOCIETY
M. Syzdykova
Abstract. Currently, due to the impact of the financial crisis on the Kazakh economy, the problem of employment has become one of the urgent problems of the country. In this regard, the formation and development of the labor market has become the main task of the government.
The article presents the results of empirical studies, showing an increasing share of young professionals in the labor force in Kazakhstan as a reflection of the state's activity in solving the problem of youth unemployment in the country.
Keywords: labor, youth unemployment, young professionals, job, employment, the economy.
Проблема безработицы является одной из самых основных и важных вопросов во время экономического кризиса. Влияние финансового кризиса на экономику Республики Казахстан существенно актуализировало проблему занятости населения и, прежде всего, молодежи. За последние годы наблюдается рост безработицы среди дипломированных специалистов в Казахстане. Именно актуальностью данной темы обусловлен тот факт, что проблемы молодых специалистов, и, прежде всего, вопросы их занятости являются предметом государственной политики.
В связи с этим, решение проблемы формирования и развития рынка труда стала главной задачей правительства. Поэтому целью нашей работы является определение значимых проблем дипломированных специалистов в процессе трудоустройства. Выпускники вузов, как молодежь с высоким образовательным и профессиональным уровнем, особенно тесно взаимосвязаны с современными тенденциями и противоречивыми изменениями социума. От их отношения к труду зависит в будущем их вклад в развитие экономики страны, так как со временем они составят основную часть занятого населения и будут определять темпы развития общества [5].
Тема исследования фокусирует в себе целой ряд актуальных проблем современного
общественного развития Казахстана, поэтому является предметом междисциплинарного изучения. Социологов она интересует в связи с тем, что проблемы профессиональной мобильности органически связаны с познанием закономерностей изменением социально-профессиональной структуры общества, что способствует разработке научных основ управления процессом стирания наиболее выраженных социальных различий.
В нашей стране на сегодняшний день число молодежи составляет 4,5 миллионов. Молодежь, приехавшая из села, составляет 2,4 миллиона. Среди них 117 тыс. молодые люди - безработные
[3].
Важно отметить, что 41,5% опрошенных нами казахстанских студентов отмечают, что главным условием будущих профессиональных успехов и карьерного роста являются «высокая квалификация, опыт работы и высокие профессиональные знания» [1, с.70]. Каждый вуз является субъектом двух рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, и рынки эти тесно взаимосвязаны
[4]. Здесь Министр образования и науки Казахстана Жумагулов отметил целый ряд настораживающих тенденций. Первая проявляется в изменении структуры молодежной безработицы. И если общий ее уровень в целом
падает, то все более весомую долю в нем занимает молодежь с достаточно высоким уровнем образования: высшим и профессионально-техническим. Вторая
тенденция, на которую указал министр, состоит в том, что не уменьшается число самозанятых, а это более двух миллионов человек. И здесь также растет доля образованной молодежи. И третья тенденция характеризует то, что в Казахстане сохраняется достаточно значимый процент нетрудоустроенных выпускников ТиПО и вузов.
В мае 2016 г. автором было проведено анкетирование выпускников вузов Казахстана. В анкетировании приняли участие молодежь города Кызылорда, выпускники Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата. Целью было - выявить проблемы молодежи после окончания вузов. (Выборка составила 1000 чел.). На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, мешает молодому специалисту при трудоустройстве?» 24% респондентов указывали на отсутствие постоянного места работы и затруднения во время поиска работы; 23% отметили дороговизну цен на продукты питания и коммунальные услуги; 10% указали на нехватку денежных средств на качественное лечение; 32% отметили, что имеют очень низкий заработок.
Также отметим, респондентами были отмечены также такие проблемы, как: внутренний дискомфорт во время испытательного срока при приеме на работу; отсутствие безопасности; неуверенность в завтрашнем дне; жилищные проблемы; неудовлетворенность жилищным фондом.
Среди причин, ставших препятствием в трудоустройстве молодежи из регионов, можно также назвать малое количество свободных рабочих мест, взяточничество работодателей и несоответствие полученных знаний с вакантными рабочими местами.
При анализе полученных в ходе социологического исследования данных выяснилось, что большинство выпускников не уверены в своем трудоустройстве по специальности по окончании вуза.
Уровень жизнедеятельности населения Республики Казахстан определяется доходом и средней заработной платой. В принципе, доход населения влияет на жизнедеятельность молодежи и на их материальное и социальное положение. Несмотря на объективные трудности рыночного общества, молодежь старается повышать свое материальное положение, не ожидая от государства помощи. Как показывает каждодневная практика, молодежь, поняв требования рыночной экономики, адаптировалась к нынешней ситуации.
В большинстве случаев официальная статистика не в полной мере отражает состояние молодых на рынке труда, так как молодежь не часто проходит регистрацию на биржах труда как взрослые. Статистика позволяет только лишь общее описание процесса. Службы занятости могут показывать только часть спроса и предложения на рабочую силу. В результате полностью не расскрываются все данные скрытой безработицы.
В последние годы государство проводит немало социальных работ с молодежью. Однако, для проведения такой сложной работы как социальная работа, помимо укрепления экономического состояния нашей страны, нужна еще всеобщая активность, и эта активность должна размножаться в одном русле и давать конкретные результаты. В настоящее время, в обществе, особенно в сфере занятости молодежи, патриотическое воспитание и укрепление веры в будущее превратились в сложный вопрос.
Хотя работа по борьбе с безработицей идет в Казахстане полным ходом, но эта проблема до сих пор является главенствующей в распорядке дня правительства. В настоящее время проблема безработицы тревожит не только казахское общество, но и мировые страны. В последнее время увеличились ряды безработных молодых специалистов с высшим образованием.
Имеются много причин для роста безработицы среди молодежи. Среди них неумение высших учебных заведений подготовить специалистов по рыночным требованиям, отсутствие нужных инфраструктур для подготовки кадров, нежелание брать на работу молодых специалистов, только получивших диплом. Это четко отражено в современном обществе. Никто не в силах это скрыть. «Есть диплом, нет работы». В настоящее время от безработной молодежи можно получить только такой ответ. Не секрет, что после окончания высшего учебного заведения молодой специалист остается один на один с данной проблемой, проблемой трудоустройства. Правда, что никакой работодатель не встретит с распрастертыми объятиями новоиспеченного специалиста. Также, молодой специалист должен пройти обязательную стажировку. То, что во время прохождения стажировки молодым специалистом происходят противозаконные действия, критиковал сам президент страны Н. Назарбаев. В новом трудовом кодексе есть норма прохождения испытательного срока нового работника.
Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности; процесс принятия решений о
выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей [2, с.252]. Некоторые специалисты связывают проблему безработицы среди молодежи с неправильным выбором профессии. То есть, молодые люди нередко стараются выбирать более «пристижный» профессии нежели профессии, имеющие спрос на трудовом рынке [1, с.70]. Поэтому надо информировать учащихся 10 - 11 классов о дефиците кадров в определенных отраслях экономики в целях сокращения дисбаланса в регионах. Необходимо с точностью определить перспективу дисбаланса в кадрах и, соответственно, сократить подготовку экономистов, юристов, ставших избыточными. Это, в большей степени, касается числа обучающихся в вузах по госзаказу.
Таким образом, вхождение молодых людей на рынок труда сопровождается различными трудностями и противоречиями. Они возникают на почве невостребованности молодых специалистов на рынке труда. В связи с этим, многие выпускники высших учебных заведений не работают по полученной специальности или совсем не устраиваются на работу, и это, в свою
очередь, приводит к увеличению уровня безработицы среди молодежи. В результате расходы, инвестированные на образование, не оправдываются, и молодые люди часто относят себя к наиболее уязвимым группам.
Подводя итог, можно утверждать, что вузовские выпускники представляют собой важнейший субъект социально-экономических отношений. В условиях социальной неопределенности после окончания учебного заведения формирование и реализация социально-экономических стратегий
выпускников отличается динамичностью, спонтанностью, гибридностью,
противоречивостью, краткосрочностью, высокой степенью индивидуализации и дифференциации.
Государство несколько раз рассматривало способы трудоустройства молодежи. Это одна из обнадеживающих программ «С дипломом в село» и социальный проект «Сертн-2050», который является одним из самых популярных на сегодня социальных инициатив в стране.
Все это позволяет сделать вывод, что государство должно эффективно решать проблемы занятости молодёжи путем разработки и применения разнообразных программ.
Литература:
1. Абдирайымова Г.С., Серикжанова С.С. Профессиональный выбор и предпочтения на рынке труда выпускников вузов Казахстана / Г.С. Абдирайымова, С.С. Серикжанова // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. - Алматы. - 2013. - № 2(45). - С. 69-76.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев. - 1988. - С. 144.
3. Жас бойынша ез бепмен ж^мыспен камтылган хальщтьщ камтылу мэртебеа
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.gov.kz
4. Кузьмина Н., Шакиров Ж. Эффективный университет: перезагрузка [Электронный ресурс] / Н. Кузьмина, Ж. Шакиров. - Режим доступа: https:// books.google.ru
5. Гильмеева Р.Х., Читалин Н.А. Фундаментализация системы непрерывного педагогического образования /Р.Х. Гильмеева, Н.А. Читалин // Казанский педагогический журнал. - 2005.- № 2. -С. 3-6.
Сведения об авторе:
Сыздыкова Макпал Бархияевна (г. Казань, Россия), аспирант Казанского федерального университета, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии, e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Syzdykova (Kazan, Russia), a graduate student of the Kazan federal university, Institute of Social Philosophy and Mass Communications, Department of General and ethnic sociology, e-mail: [email protected]