Научная статья на тему 'Социальное развитие и занятость молодежи в казахстанском обществе'

Социальное развитие и занятость молодежи в казахстанском обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие и занятость молодежи в казахстанском обществе»

Для проведения профилактики девиантного поведение на базе общеобразовательного учреждения потребуется отдельное, технически оснащённое помещение, в котором можно было бы организовать просмотр кинофильма, довольно быстро организовывать учебное пространство - переставлять стулья, чтобы участники могли сесть в круг. [3. 198]Завершающим этапом программы социальной профилактики девиантного поведения подростков является повторная диагностика уровня склонности к девиантному поведению, что будет являться показателем эффективности проведенной' работы. Список использованной литературы:

1. Кучугурова, Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста: учеб. пособие / Н.Д. Кучугурова. - М.: Владос, 2000. - 362 с.

2. Кривошеев, В.Т. Социально-профессиональная адаптация: учеб. пособие / В.Т. Кривошеев - М.: ПМУЦ, 2002. - 139 с.

3. Козлов, А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / А.А.

©Д.С. Рахманова, 2015

УДК 336

М.Б.Сыздыкова

Магистрант

Специальность: 39.04.01 - Социология Институт социально-философских наук Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного казахстанского общества, связанной с молодежнная безработица. В процессе исследования были получены результаты подтверждающие идею нашего исследования.

Ключевые слова

молодежь, безработица, рынк труда, современная общества, самозанятость, занятость, молодежная

государственная политика.

Молодежная безработица является одной из важнейших проблем общества. Молодежь, как специфическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современном казахстанском рынке труда. К ним, в первую очередь, можно отнести дискриминацию на рынке труда. Пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одним из наиболее значимых последствий роста безработицы является полная или частичная утрата квалификации. Опасными социальными последствиями угрожает не востребованность достаточно большого трудового потенциала молодого поколения. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа молодых людей в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, молодежь Казахстана не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

В Казахстане по итогам 2013 года уровень молодежной безработицы (15-28 лет) составил 5,5%. Самозанятость в этой возрастной группе составляет 30% от общего числа экономически активной молодежи.

Общеизвестно, что под безработными в Казахстане понимаются только те граждане, которые зарегистрированы в центре занятости в соответствующем статусе. Значительная доля граждан, не имеющих формальной занятости и получающих доход в натуральном выражении, включаются в статистику в качестве самозанятых.

Самое большое беспокойство вызывает не только у нас в стране и соседних странах, которая всегда выносится на первое место - безработица среди молодежи. По оценкам журнала The Economist, в 2012 году около 290 миллионов молодых людей на планете не учились и не работали. Это самая неактивная часть молодежи, которая может представлять определенную опасность для стабильного и нормального существования любого общества. У нас в Казахстане в 2013 году было 350 тысяч безработных молодых людей. Я думаю, это неполная цифра, есть еще и неуточненные версии, особенно по само занятости большие сомнения. Такое количество неактивной части молодого населения - это большой вопрос. Наверное правильно, что на всех уровнях, поскольку это государственная молодежная политика, этот вопрос должен рассматриваться не от случая к случаю, а на периодической основе", - заявила сенатор Бырганым Айтимова во время обсуждения законопроекта "О государственной молодежной политике".

Существует ряд проблем, препятствующих полноценному труду молодежи: отсутствие возможности прохождения полноценной, качественной производственной практики, в особенности, среди технических специальностей; изначальное несоответствие профессионального образования с современными требованиями рынка труда; отсутствие единой информационной базы о состоянии рынка труда в стране, что затрудняет объективную оценку потребности в специалистах; отсутствует служба, координирующая работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны; быстрая смена конъюнктуры на рынке труда, которая, в свою очередь усиливает или снижает мотивацию в выборе той или иной профессии; не востребованность многих специалистов, получивших образование за рубежом; дискриминация на рынке труда; использование связей при приеме на работу, зачастую препятствующая беспристрастному отбору кандидата на вакантное место; низкий уровень образования студентов, снижающий к ним уровень доверия.

Итак, социально-экономические показатели в 2014 года численность экономически активной молодежи (в возрасте 15-28 лет) составила 2379,9 тыс. человек, экономически неактивной молодежи в этом же возрасте - 1554,2 тыс. человек. Численность занятых (в возрасте 15-28 лет) составила 2273,8 тыс. человек, от общей численности молодежи Казахстана в возрасте 15-28 лет. В качестве наемных работников были заняты 1577,3 тыс. человек, от всех занятых в указанном возрасте, самостоятельно занятых - 696,4 тыс. человек, от всей занятой молодежи данного возраста. Из общего числа безработных в возрасте 15 лет и старше, молодежь в возрасте 15-28 лет составила 106,2 тыс. человек. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-28 лет сложился в размере 4,3% от численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы.

По результатам исследований, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среди безработной молодежи были выявлены две основные группы граждан, различных по причинам безработицы:

- молодежь с низким уровнем трудовой интеграции (20-30% от всей безработной молодежи в странах-членах ОЭСР). Эта группа граждан имеет формальное образование, однако, низкий уровень квалификации либо неверный выбор профессии не позволяет найти им работу даже в период экономического роста;

- молодежь, не завершившая обучение в организациях образования (около 11% от всей безработной молодежи в странах-членах ОЭСР). Эти молодые люди обычно являются выходцами из семей трудовых мигрантов, жителями сельской местности или представители уязвимых слоев населения.

В настоящее время в Казахстане реализуется крупномасштабная программа обеспечения занятости населения - «Дорожная карта занятости - 2020», которая содержит передовые механизмы обеспечения занятости: переобучение, повышение квалификации, молодежная практика, прямое создание рабочих мест, однако этот программный документ может быть усовершенствован.

Однако основную массу молодых специалистов не устраивают государственные программы. Одна из причин - низкая заработная плата и временный характер трудоустройства. А потому они отправляются в свободное плавание по рынку труда в надежде, что найдут свой причал.

Следует учитывать, что статистические данные относятся лишь к официально зарегистрированным безработным. Если исходить из представлений об общей численности неработающей и не учащейся молодежи, то вопрос занятости становится намного острее.

Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер.

Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается центр занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, посредством создания соответствующей странички в Internet.

Неоспоримым фактом является то, что молодежные проблемы не могут быть решены только силами самой молодежи. В нашей стране государством последовательно осуществляется политика, направленная на борьбу с молодежной безработицей и обеспечение занятости молодого населения. Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы занятости молодежи, является Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года. Кроме того, утверждены Концепция государственной молодежной политики, Государственная программа «Молодежь Казахстана».

К основным видам активных мер содействия занятости молодежи, применяемым в Казахстане, можно отнести: создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, в том числе посредством развития малого и среднего предпринимательства; стимулирование создания социальных рабочих мест; содействие трудоустройству выпускников в государственных организациях или организациях с государственным участием; предоставление информации по имеющимся вакантным рабочим местам; профессиональное обучение безработных; развитие молодежных строительных отрядов; молодежную практику; привлечение молодежи к общественным работам по посадке леса и благоустройству городов; молодежные социальные службы трудовой занятости.

В Послании Президента РК «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» одним из приоритетных направлений является обеспечение занятости казахстанцев. Перед государством поставлены три важные задачи: во-первых, создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве; во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе; в-третьих, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана. В «Программе занятости 2020» намечено, что 2016 году уровень бедности снизится. В этой связи реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: - обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения; - содействие развитию предпринимательства на селе; - повышение мобильности трудовых ресурсов.

Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

В условиях казахстанской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство эффективно решает проблемы занятости молодёжи путем разработки и применения эффективных программ.

Список использованных источников:

1. Жатканбаев Е.Б., Байзакова К.И. Куренкеева Г.Т., Рамазанов А.А. Национальные интересы Казахстана и вызовы глобализации. Алматы, 2004

2. Уровень жизни населения в Казахстане. Статистический сборник. Астана, 2005-2012

3. Абакумов Н. Н. Безработица и самозанятость. - М., 2009

4. Постановление Правительства РК «Программа занятости 2020» от 31.03.2011г, № 316

5. www.stat.kz

© М. Б. Сыздыкова, 2015 183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.