Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНОГО ОБЩЕПРИНЯТОГО ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ '

ПРОБЛЕМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНОГО ОБЩЕПРИНЯТОГО ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая ответственность / признаки юридической ответственности / юридическая ответственность за экологические правонарушения / понятие / понятийный аппарат / правовое регулирование / проблема / государственное принуждение / обеспечение экологической безопасности / legal responsibility / signs of legal responsibility / legal responsibility for environmental violations / concept / conceptual apparatus / legal regulation / problem / state coercion / ensuring environmental safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

Актуальность правового анализа проблемы закрепления единого общепринятого понятия «юридическая ответственность за экологические правонарушения» в настоящее время обусловлена особенностями правового регулирования, закреплении соответствующего понятийного аппарата и рядом иных объективных обстоятельств. Автор предлагает понимать под юридической ответственностью за экологические правонарушения отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и их должностных лиц в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов и их должностных лиц, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологический деликт физическим, должностным или юридическим лицом по применению в определенной процессуальной форме к нему санкций, закрепленных в действующем законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FIXING A SINGLE GENERALLY ACCEPTED CONCEPT "LEGAL RESPONSIBILITY FOR ENVIRONMENTAL OFFENSES" IN THE DOMESTIC LEGAL DOCTRINE

The relevance of the legal analysis of the problem of consolidating a single generally accepted concept of “legal liability for environmental violations" is currently due to the peculiarities of legal regulation, consolidation of the corresponding conceptual apparatus and a number of other objective circumstances. The author proposes to understand by legal liability for environmental offenses the relationship between the state represented by specially authorized bodies and their officials in the field of environmental protection, law enforcement agencies and their officials, other authorized entities and the individual, official or legal entity who committed the environmental tort in the application of a certain procedural form of sanctions enshrined in the current legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНОГО ОБЩЕПРИНЯТОГО ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_42 УДК 340.1

ПРОБЛЕМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНОГО ОБЩЕПРИНЯТОГО ПОНЯТИЯ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ THE PROBLEM OF FIXING A SINGLE GENERALLY ACCEPTED CONCEPT "LEGAL RESPONSIBILITY FOR ENVIRONMENTAL OFFENSES" IN THE DOMESTIC LEGAL DOCTRINE ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, действительный член РАЕН,

член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, full member of the Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk,

member of the Council of the Krasnoyarsk Regional Branch All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: vav.70@mail.ru

Краткая аннотация. Актуальность правового анализа проблемы закрепления единого общепринятого понятия «юридическая ответственность за экологические правонарушения» в настоящее время обусловлена особенностями правового регулирования, закреплении соответствующего понятийного аппарата и рядом иных объективных обстоятельств. Автор предлагает понимать под юридической ответственностью за экологические правонарушения отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и их должностных лиц в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов и их должностных лиц, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологический деликт физическим, должностным или юридическим лицом по применению в определенной процессуальной форме к нему санкций, закрепленных в действующем законодательстве Российской Федерации.

Abstract: The relevance of the legal analysis of the problem of consolidating a single generally accepted concept of"legal liability for environmental violations" is currently due to the peculiarities of legal regulation, consolidation of the corresponding conceptual apparatus and a number of other objective circumstances. The author proposes to understand by legal liability for environmental offenses the relationship between the state represented by specially authorized bodies and their officials in the field of environmental protection, law enforcement agencies and their officials, other authorized entities and the individual, official or legal entity who committed the environmental tort in the application of a certain procedural form of sanctions enshrined in the current legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: юридическая ответственность, признаки юридической ответственности, юридическая ответственность за экологические правонарушения, понятие, понятийный аппарат, правовое регулирование, проблема, государственное принуждение, обеспечение экологической безопасности.

Key words: legal responsibility, signs of legal responsibility, legal responsibility for environmental violations, concept, conceptual apparatus, legal regulation, problem, state coercion, ensuring environmental safety.

Для цитирования: Власов В.А. Проблема закрепления единого общепринятого понятия «юридическая ответственность за экологические правонарушения» в отечественной правовой доктрине // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_42.

For citation: Vlasov V.A. The problem of fixing a single generally accepted concept "legal responsibility for environmental offenses" in the domestic legal doctrine //Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_42.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2023

Актуальность правового анализа проблемы закрепления единого общепринятого понятия «юридическая ответственность за экологические правонарушения» в настоящее время обусловлена особенностями правового регулирования, закреплении соответствующего понятийного аппарата и рядом иных объективных обстоятельств.

Российской Федерации отводится одна из основных ролей в глобальных экологических процессах. Она является одной из главных стабилизирующих сил в сфере рационального использования, охраны и восстановления окружающей среды на нашей планете.

В п. 5 Указа Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено, что: «состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 процентов территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам» [1]. И.О. Краснова применительно к данному нормативно-правовому акту верно отметила: «Возникающие экологические проблемы, новые знания о природе, экономические взлеты и падения, меняющиеся национальные интересы, колебания в шкале человеческих ценностей и многие другие факторы, сопутствующие развитию общества, заставляют государство устанавливать и менять политические приоритеты, отвечающие данному отрезку времени. Адаптивная изменчивость государственной экологической политики <...> не может быть неоправданной и беспредельной» [2]. Также следует отметить Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, согласно которой к угрозам экономической безопасности относятся установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления, что наглядно отражает обостряющуюся конкуренцию экологии и экономики [3].

В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 года, в качестве одной из стратегических задач, решение которых обеспечивает достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития, закреплено совершенствование нормативно-правового обеспечения

Теоретико-исторические правовые науки

охраны окружающей среды и экологической безопасности. При ее решении планируется создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, а также усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения [4].

В современный период времени российские правоохранительные органы предпринимают попытки решения отдельных практических проблем в сфере правовой регламентации общественных экологических отношений [14]. В правовой доктрине нет единого определения юридической ответственности, также отсутствует общепринятое понятие «юридическая ответственность за экологические правонарушения».

В условиях формирования правового государства и гражданского общества роль юридической ответственности должна возрастать, поскольку данный институт помимо того, что является средством решения многих иных задач, способен также выступать важнейшим инструментом, ограничивающим произвол в деятельности органов публичной власти [5]. В целях обоснования и осуществления эффективной государственной политики как на глобальном, так и на национальном уровнях возникает объективная необходимость правового анализа базовой категории «юридическая ответственность».

Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков имеет свои особенности. Прежде всего она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее. Юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями [6].

В отличие от других видов ответственности юридическая ответственность налагается от имени государства в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и т.п.). Государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель - обязанной. Содержание юридической ответственности проявляется в виде возложения на виновное лицо карательных санкций либо в виде вменения ему в обязанность восстановить незаконное нарушенное право и ранее существовавшие элементы общественного отношения. Наступившие для правонарушителя неблагоприятные последствия ложатся дополнительным бременем на него.

Целью юридической ответственности является: 1. Покарать правонарушителя. Размер санкции зависит от тяжести содеянного. 2. Перевоспитать осужденного государством правонарушителя. 3. Предупредить новые правонарушения как со стороны лица, их совершившего, так и со стороны других лиц [7].

Выделяют следующие признаки юридической ответственности: во-первых, юридическая ответственность наступает в случае нарушения лицом установленных государством правил поведения (правовых норм); во-вторых, сама юридическая ответственность регулируется правовыми нормами; в-третьих, негативная реакция на нарушение норм права заключается в применении к правонарушителю установленных мер принуждения, предусмотренных санкциями норм права, применение которых регулируется нормами процессуального права. Применение государственных мер принуждения осуществляется компетентными органами в строго определенной законом процессуальной форме и могут носить личный (лишение свободы), имущественный (штраф), организационный (лишение специального права, например, охоты) и другой характер. Но может быть и добровольная форма реализации юридической ответственности [8].

Существующая теория законодательной техники, разработанная в рамках общей теории государства и права, и отраслевое учение о технике уголовного законотворчества и административного законотворчества создают теоретико-методологическую основу правового регулирования ответственности за экологические преступления и экологические правонарушения. Вместе с тем, она недостаточно инструментальна, поскольку имеет обобщенный, абстрактный характер и не учитывает специфику уголовных преступлений и административных правонарушений в экологической сфере (многообразие способов их совершения; временная отдаленность причиняемого вреда; латентность и т.д.). Все выше обозначенное, негативно влияет на качество и эффективность конкретных законодательных решений и порождает потребность в разработке частной теории конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления и административно-правовых норм об ответственности за экологические правонарушения.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным правовым инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: стимулирующую к соблюдению норм экологического права; превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека; карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение. Ее особен-

ности обусловлены: объективными причинами - противоборством экономики и экологии; воздействием природных условий; нормированием хозяйственной деятельности; субъективными причинами - попытками устранения избыточных поводов для применения; необходимостью предвидения антропогенного воздействия на природу; пониманием соотношения экологических прав, обязанностей физических и юридических лиц, ответственности государства [9].

В науке экологического права нет единства мнений в отношении понятия «юридическая ответственность за экологические правонарушения». В.Н. Яковлев писал о том, что юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства выражается в применении государственными органами принудительных мер имущественного и личного характера к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам, нарушающим экологическое и иное законодательство [10].

М.М. Бринчук под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимает отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания [11].

В.И. Ивакин считает, что юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой обязанность правонарушителя, совершившего экологические деликты, претерпевать неблагоприятные последствия, устанавливаемые государством, закрепленные в санкциях эколого-правовых норм и применяемые в определенной процессуальной форме [12].

А.А. Демичев и О.С. Грачева полагают, что юридическая ответственность за экологические преступления - специфическая обязанность лица претерпевать соответствующие лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права [13].

По субъективному мнению автора настоящего исследования собственно под юридической ответственностью за экологические правонарушения следует понимать отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и их должностных лиц в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов и их должностных лиц, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологический деликт физическим, должностным или юридическим лицом по применению в определенной процессуальной форме к нему санкций, закрепленных в действующем законодательстве Российской Федерации. Соответственно, полное и точное понятие «юридическая ответственность за экологические правонарушения» имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение и нуждается в дальнейшем научном осмыслении. Экологическая политика Российского государства требует постоянного поиска и более качественного использования новых юридических ресурсов в целях укрепления правовых основ противодействия как экологическим преступлениям, так и иным правонарушениям в области охраны окружающей среды. Библиография:

1. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. №17. Ст.2546.

2. Краснова И.О. Правовая природа и система актов государственной экологической политики / И.О. Краснова // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 165.

3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Документ опубликован не был

5. Малько А.В. Место и роль юридической ответственности органов публичной власти в концепции правовой политики в сфере юридической ответственности / А.В. Малько, Р.С. Маркунин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 2 (25). С. 45-48.

6. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. (2-е издание, переработанное и дополненное) / А.В. Мелехин // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2009. https://www.СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 20.08.2023).

7. Цечоев В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Цечоев, А.Р. Швандерова // М.: Прометей, 2017. 330 с.

8. Иванников И.А. Юридическая ответственность в России: проблемы теории и практики / И.А. Иванников // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 4. С. 27.

9. Боголюбов С.А. Особенности юридической ответственности в системе экологических правоотношений / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. 2019. № 4. С. 105 - 119.

10. Яковлев В.Н. Экологическое право / отв. ред. П. С. Никитюк. Кишинев, 1988. С. 97-98.

11. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Бринчук М.М. // М.: Юристъ, 2005. С. 353.

12. Ивакин В. И. Теоретические проблемы формирования и развития эколого-правовой ответственности: монография / В.И. Ивакин // М.: Изд-во Юридического института МИИТ, 2017. С. 41.

13. Демичев А.А. Экологическое право: учебник / А.А. Демичев, О.С. Грачева //М.: Прометей, 2017. 348 с.

14. Власов В.А. Теоретический и практический анализ уголовно-правовой характеристики «незаконной охоты» (ст. 258 УК РФ) / В.А. Власов, А.Е. Афанасьева // Аграрное и земельное право. 2022. № 7 (211). С. 86-89.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 04/19/2017 No. 176 "On the Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025" // SZ RF. 2017. No. 17. St. 2546.

2. Krasnova I.O. The legal nature and system of acts of state environmental policy / I.O. Krasnova // Actual problems of Russian law. 2022. No. 1. p. 165.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 No. 208 "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // SZ RF. 2017. No. 20. St. 2902.

4. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the President of the Russian Federation on 30.04.2012) // The document was not published

5. Malko A.V. The place and role of legal responsibility of public authorities in the concept of legal policy in the field of legal responsibility / A.V. Malko, R.S. Markunin // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Legal Sciences. 2016. No. 2 (25). pp. 45-48.

6. Melekhin A.V. Theory of state and law: Textbook. (2nd edition, revised and supplemented) / A.V. Melekhin // Prepared for the ConsultantPlus system, 2009. https://www.СПС ConsultantPlus. (accessed 20.08.2023).

7. Tsechoev V.K. Theory of state and law: textbook / V.K. Tsechoev, A.R. Shvanderova // Moscow: Prometheus, 2017. 330 p.

8. Ivannikov I.A. Legal responsibility in Russia: problems of theory and practice / I.A. Ivannikov // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2010. No. 4. p. 27.

9. Bogolyubov S.A. Features of legal responsibility in the system of environmental legal relations / S.A. Bogolyubov // Journal of Russian Law. 2019. No. 4. pp. 105 - 119.

10. Yakovlev V.N. Environmental law / ed. P. S. Nikityuk. Chisinau, 1988. pp. 97-98.

11. Brinchuk M. M. Environmental law: textbook for universities. 2nd ed., reprint. and additional / Brinchuk M.M. // M.: Jurist, 2005. p. 353.

12. Ivakin V. I. Theoretical problems of formation and development of ecological and legal responsibility: monograph / V.I. Ivakin // M.: Publishing House of the Law Institute of MIIT, 2017. p. 41.

13. Demichev A.A. Environmental law: textbook / A.A. Demichev, O.S. Gracheva //Moscow: Prometheus, 2017. 348 p.

14. Vlasov V.A. Theoretical and practical analysis of the criminal-legal characteristics of "illegal hunting" (Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation) / V.A. Vlasov, A.E. Afanasyeva // Agrarian and land law. 2022. No. 7 (211). pp. 86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.