Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ / ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцев Сергей Яковлевич, Саркисов Олег Ростиславович, Любарский Евгений Леонидович

В статье авторы рассматривают состояние окружающей среды, действие исторических и современных нормативно-правовых актов, законов, связанных с ответственностью за экологические преступления и правонарушения, уровень преступных посягательств на природные ресурсы, эффективность принимаемых мер. На основании чего определяют задачи, стоящие перед обществом и государством, направленные на реализацию проблем в области юридической ответственности за экологические преступления и правонарушения, подлежащих устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND LEGAL RESPONSIBILITY UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: TO THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT

In the article, the authors consider the state of the environment, the effect of historical and modern legal acts, laws related to responsibility for environmental crimes and offenses, the level of criminal encroachments on natural resources, and the effectiveness of measures taken. On the basis of which they determine the tasks facing society and the state aimed at implementing the problems in the field of legal responsibility for environmental crimes and offenses to be eliminated.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

УДК 343.8 ББК 67.407.1

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-96-99 © С.Я. Казанцев, О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский, 2021

Научная специальность 12.00.06 - природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Сергей Яковлевич Казанцев,

профессор кафедры криминалистики, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ и РТ Казанский юридический институт МВД России (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)

E-mail: menedqment@mail.ru; Олег Ростиславович Саркисов, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РТ Институт социальных и гуманитарных знаний (420111, Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16)

Е-mail: oleg_sarkisov@ mail.ru; Евгений Леонидович Любарский, профессор кафедры ботаники и физиологии растений, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ и РТ Казанский (Приволжский) федеральный университет (420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18)

E-mail: elyubars@mail.ru

Рецензент: Э.Е. Сафонов, кандидат юридических наук, доцент, Председатель военного суда Казанского гарнизона

Аннотация. В статье авторы рассматривают состояние окружающей среды, действие исторических и современных нормативно-правовых актов, законов, связанных с ответственностью за экологические преступления и правонарушения, уровень преступных посягательств на природные ресурсы, эффективность принимаемых мер. На основании чего определяют задачи, стоящие перед обществом и государством, направленные на реализацию проблем в области юридической ответственности за экологические преступления и правонарушения, подлежащих устранению.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, тенденция развития законодательства об экологической ответственности в России, правовые условия и особенности.

ENVIRONMENTAL AND LEGAL RESPONSIBILITY UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: TO THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT

Sergey Ya. Kazantsev,

Professor of the Department of Forensic Science, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35);

Oleg R. Sarkisov,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of the Higher School of the Republic of Tatarstan Institute of Social and Humanitarian Knowledge (420111, Kazan, ul. Profsoyuznaya, d. 13/16);

Evgeniy L. Lubarskiy, Professor of the Department of Botany and Plant Physiology, Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan Kazan (Volga Region) Federal University (420008, Kazan, ul. Kremlevskaya, d. 18)

Abstract. In the article, the authors consider the state of the environment, the effect of historical and modern legal acts, laws related to responsibility for environmental crimes and offenses, the level of criminal encroachments on natural resources, and the effectiveness of measures taken. On the basis of which they determine the tasks facing society and the state aimed at implementing the problems in the field of legal responsibility for environmental crimes and offenses to be eliminated.

Keywords: environmental protection, the trend of the development of legislation on environmental responsibility in Russia, legal conditions and features.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Казанцев С.Я., Саркисов О.Р., Любарский Е.Л. Эколого-правовая ответственность по законодательству Российской Федерации: к истории становления и развития. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):96-9.

Состояние окружающей среды в Российской Федерации в последние десятилетия вызывает серьезную озабоченность в обществе. В этой связи охрана природных ресурсов в современный период приобретает все большее значение. Для того чтобы осуществлять жесткий контроль со стороны государства и специально уполномоченных органов -Министерства природных ресурсов и экологии РФ, МВД РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Таможенных органов, Местных органов самоуправления за состоянием окружающей среды, необходимы современные меры воздействия на правонарушителей. Помимо государственного контроля, улучшение экологической ситуации возможно только с учетом сознательного отношения к природным ресурсам всех граждан страны. Посягательство на природу, экологическую безопасность общества предполагает различные меры ответственности и виды санкций, которые определяются в зависимости от их общественной опасности [1].

Все экологические правонарушения в сфере окружающей среды, имеют свою правовую специфику и являются разновидностью противоправной направленности. Нанесение экологического вреда, ущерба, противоправного действия экологическому правопорядку - объектам природы, является основанием для привлечения к юридической ответственности и применения мер воздействия (санкций) к правонарушителям, закрепленных в нормах российского права. Ответственность за экологические правонарушения - это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения личностью или группой лиц. Как определяет юридическая практика, ответственность за нанесенный ущерб окружающей среде рассматривается как необходимое условие за виновное противоправное действие, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека [2, с. 138-139, 349]. В первую очередь, необходима налаженная система природоохранительной деятельности и эффективность принимаемых мер к правонарушителям, наносящим ущерб природным ресурсам и гражданскому обществу России, которые должны нести ответственность. Условием наступления ответственности и обязательным призна-

ком объективной стороны каждого экологического правонарушения является наличие причинной связи между противоправным поведением (деянием) и наступившими последствиями (вредом либо его реальной угрозы), противоправность деяния, причинение вреда, (реальная угроза вреда), вина, причинная связь. Во многих случаях нанесенный вред окружающей среде, как правило, приобретает социально опасный характер и угрожает национальной безопасности. В этой связи, действующие российские законы должны быть ориентированы на защиту и охрану природы, жизни и здоровья человека (граждан РФ). Их главная задача - определение в нормативных актах действенных и справедливых мер воздействия на правонарушителей и обеспечение законности [3].

История развития законодательства об экологической ответственности на протяжении веков рассматривает алгоритм действий власти, направленный на предотвращение нанесения ущерба природной среде путем применения мер воздействия за преступления и правонарушения. Так еще в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общиной собственности, или собственности князя, объектом которой, к примеру, был лес. В русском законодательстве Средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, битие батогами нещадно, отсечение кисти левой руки и т.д. В законах XVII-XVШ вв. наметилась тенденция на ограничение частнособственнических интересов в отношении природных ресурсов в пользу государства. Природные объекты начинают рассматривать как стратегические объекты. Экологические интересы в качестве объекта уголовно-правовой охраны сложились в России к XIX веку. В 1844 г. был опубликован «Проект общих правил рыболовства и рыбоводства», состоявший из 59 статей. В нем предусмотрены санкции штрафы, содержание в тюрьме до 1 года. Уголовное уложение 1903 г. ввело категоризацию уголовно-наказуемых деяний за тяжкие преступления и проступки [4]. Гл. 11 Уложения определила санкции за нанесение вреда природе. В XX веке научный прогресс значительно усилил давление человека на природную среду. В России в период (1917-1924 гг.) были созданы декреты и законы «О земле», «О социализации

земли», Лесной кодекс, Земельный кодекс, закон «Об охране рыбных и звериных угодий» и т.д. [5]. Законы об ответственности в области природопользования были учреждены в первые дни после революции 1917 года. Ответственность за нанесенный ущерб природным ресурсам рассматривалась как контрреволюционная деятельность - вплоть до расстрела. Постепенно меняются действующие законы. В последующие десятилетия за основу берутся конвенции и нормы международного уголовного права. Вводятся новые квалифицирующие признаки: «неоднократность», «неосторожность». Смягчаются меры ответственности. Так в гл. 6 «Хозяйственные преступления» (статья 99 ст. 160, ст. 169) Уголовного Кодекса РСФСР 1960 года, за нанесенный ущерб природным объектам было определено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года, т.е. были прописаны более мягкие деликты, чем в предыдущих законах (из кодекса исключена статья о высшей мере наказания). Статьи УК РСФСР от 25 июля 1962 года, введенного в действие 1 августа 1962 года, предусматривающие уголовное наказание за экологические преступления «Советского периода», не отличались особой строгостью, срок наказания устанавливался 2,3 года лишения свободы [6]. Непредусмотрительность руководства страны и специально уполномоченных органов в ужесточении действующих законов негативно сказалось в дальнейшем на состояние охраны окружающей среды.

Важным, комплексным законом, определяющим природоохранную деятельность государства, стал Закон «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 № 2061, который определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнил и расширил полномочия специально уполномоченных органов в области природоохранительной деятельности, определил гарантии для граждан с учетом надлежащих условий жизни и права на благоприятную окружающую среду. Большой вклад в законодательную основу того периода времени внесли Постановления Верховного Суда РФ от 05.09.1998 года № 14, и последующих Пленумов «О практике применения судами зако-

нодательства об ответственности за экологические правонарушения», от 18 октября 2012 года № 21, от 31.10.2017 № 41 и др. которые, рекомендовали судам в случае нанесения большого ущерба природной среде и здоровью человека - руководствоваться действующими Законами и Кодексами, и другими нормативными актами отраслевого законодательства в области охраны окружающей среды при вынесении приговоров. Однако введенные УК РФ от 13.01.1996 года № 6-ФЗ, и впоследствии законы -в редакции от 29.02.2020 года и Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ред. от 01.03.2020) существенных мер ответственности за экологические преступления не установили [7]. В этой связи виновные в общественно опасном деянии не несут всей строгости наказания. Правонарушители, чувствуя свою безнаказанность, совершают противоправные действия, наносящие большой ущерб окружающей среде. В стране процветает браконьерство: незаконная охота, расхищение и уничтожение лесных массивов, уничтожение рыбных запасов. К сожалению, статистические данные о преступлениях и правонарушениях в области охраны окружающей среды в РФ определяют то, что криминогенная ситуация ухудшается из года в год [8]. Так количество зарегистрированных экологических преступлений с каждым годом увеличивается. В 2017 году было зарегистрировано свыше 22 тысяч преступлений, с 2000 г. по 2010 гг. количество преступлений возросло в три раза с 14 818 до 46 607. Ежегодный прирост преступлений превышает десятки процентов. Только в январе 2020 года зарегистрировано 24,4 тысячи экологических преступлений, что на 2,9 процентов больше чем за аналогичный период 2019 года. Борьба с экологическими преступлениями и правонарушениями на фоне ухудшающейся из года в год криминогенной ситуации во всех регионах страны, правоохранительными органами до сих пор не считается приоритетной, несмотря на то, что нередко экологические преступления являются одновременно экономическими и совершаются по корыстным мотивам. В этой связи необходимо применять более жесткие меры к преступникам, взяв за основу практику международных организаций и стран [9]. В Европейском Союзе руководствуются Нормами Директивы ЕС (Европейского Союза) 2008/99/ЕС

от 19 ноября 2008 г. «Об уголовно-правовой охране окружающей среды», которые устанавливают уголовное наказания за нанесение серьезного вреда объектам природы и здоровью человека на территории Европейских стран. А во Франции предусмотрена даже высшая мера наказания как за геноцид, если нанесен большой ущерб фауне и флоре. Только согласованные усилия государства и общества в области охраны окружающей среды, ужесточение меры ответственности преступников и правонарушителей позволило бы достичь цели наказания, тем самым обеспечивая интересы общества. Для чего необходимо установить такие санкции, которые бы обязывали виновных непосредственно устранять причиненный вред своими силами и средствами, т.е. загладить нанесенный ущерб окружающей среде в натуре [10, с. 5]. Кроме того, для улучшения экологической ситуации необходимо сознательное отношение к природным объектам со стороны всех граждан страны. Разумное расходование природных и энергетических ресурсов, правильная утилизация мусора, расчистка земель позволяют избежать усугубления состояния окружающей среды. В России противостоять правонарушениям в области охраны окружающей среды можно лишь на основе согласованных усилий всех ветвей власти. А определенный вклад для предупреждения преступлений и правонарушений должна внести законодательная и судебная система государства путем ужесточения меры ответственности.

В этой связи, обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан Российской Федерации на здоровую окружающую среду, защита природных объектов от посягательств - это те основные задачи, которые должны быть решены государством и специально уполномоченными органами в процессе реформирования Российского природоохранительного законодательства.

Литература

1. Саркисов О.Р., Сафонов Э.Е. Эколого-пра-вовая ответственность: понятие, содержание, особенности // Вестник экономики, социологии и права. 2015, № 4. С. 230-233.

2. Казанцева Л.А., Саркисов О.Р., Любарский Е.Л. Основы экологического права, курс лекций: учебник для студентов высшего, среднего профессионального образования. М., Берлин, 2017.

3. Саркисов О.Р. Ответственность за экологические преступления и правонарушения по российскому законодательству, проблемы его совершенствования // Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 4. С. 163-166.

4. Таганцев Н.С. «Уложение о наказании уголовных и исправительных 1886 года»(изд. 4-е, доп.) (сост. Н.С. Таганцев ). СПб., типография М.М. Ста-сюлевича,1882 г.

5. Бакуменко А.А., Соболь И.А. Историческая эволюция правового механизма противодействия незаконной охоте в России. Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. № 2 (54). 2012. С. 35-37.

6. Артамонова М.А. Некоторые вопросы ответственности за экологические правонарушения по уголовному и административному советскому законодательству. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2013. № 1 (13).

7. Жадан В.Н., Лебедев А.А. Об уголовно-правовом анализе экологических преступлений // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 2В. С. 247-260.

8. Состояние преступности в России за 9 месяцев 2017 года: краткая характеристика По материалам: МВД. РФ Информация ФКУ «ГИАЦ МВД России» 14.10.2017 «Источник: /©Тюремный портал России». http://prisonlife.pu.

9. Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского союза / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007. 144 с.

10. Воздвиженская А., Зубков И. Президентская дюжина // Российская газета. 2018. № 105 (7568).

11. Дворецкий М.Ю., Краснослободцева Н.В. Уголовно-правовые проблемы эффективности применения норм об ответственности за экологические преступления. Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 2. Вып. 3 (7) Серия Политические науки и право. С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.