Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / REGION / ECONOMY / LABOR RESOURCES / PROFESSIONAL EDUCATION / MECHANISM / REGULATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Куштова Марина Хизировна, Халилов Темирхан Магомедович

В статье рассмотрены вопросы и проблемы регионального рынка труда в настоящее время, проведен анализ современного состояния сферы профессионального образования, уровня востребованности выпускников профессиональных образовательных учреждений региона, меры ответственности за качество подготовки квалифицированных работников, а также рассмотрены процессы взаимосвязи профессионального обучения и подготовки кадров, а также их переподготовки для отраслей экономики и потребности работодателей в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Куштова Марина Хизировна, Халилов Темирхан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the relationship of the regional labor market with vocational education

The article discusses the issues and problems of the regional labor market at present, analyzes the current state of the field of vocational education, the level of demand for graduates of vocational educational institutions in the region, measures of responsibility for the quality of training of qualified workers, and considers the relationship between vocational education and training, as well as their retraining for industries and the needs of employers in the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

¥ >

<

LH £

и

LU 3-

s о

X

о

CO

36

му данный этап жизненного этапа бизнес-процесса обусловлен применением реинжиниринга, который нуобходимо использовать вместе с бенчмаркингом, так как взаимствование продуктивных методов управления организацией у конкурентов может значительно увеличить работу преобразования, что на сегодняшний день является важным моментом в управлении изменениями.

Таким образом, актуальность и продуктивность в использовании того или иного метода совершенствования бизнес-процессов зачастую имеет свою зависимость от точного определения стадий жизненных этапов бизнес-процесса в организации. Метод должен быть выбран по условиям и факторам, влияющим на работу процесса. Неправильное решение управленческого характера имеет последствие в виде потерь конкурентного преимущества и позиций компании.

Подводя итог нашего исследования, следует отметить, что на сегодняшний день большинство компаний в процесс оптимизации вкладывают одноразовую характеристику: улучшение и модификация бизнес-процессов осуществляется только в тех случаях, когда иного выхода просто нет и принимается это в качестве необходимой меры.

Однако плавные, равномерные и стабильные переходы в развитии компании возможны только в том случае, если процессы оптимизации органично "встроены" в обычную деятельность организации. Непрерывное и постоянное совершенствование уже существующих бизнес-процессов необходимо для сохранения достигнутой конкурентной пози-

ции на рынке. Когда же нужен "прорыв" и возникает необходимость изменения структуры и внедрения новых способов организации деятельности, помочь может реинжиниринг, а моделирование новых бизнес-процессов, необходимых для дальнейшего развития организации, возможно с помощью инжиниринга.

Очевидно, что только комбинация различных методов и инструментов оптимизации бизнес-процессов при правильном подходе и умении применить их в нужное время и в нужном месте позволит организации не только выжить в сложных ситуациях, но и в условиях нестабильности повысить эффективность деятельности.

Примечание:

1. Елифоров В.Н., Репин В.А. Бизнес-процесс. - М.: Вече, 2017.-С. 11-14.

2. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпораций. Революция в бизнесе. - М.: Астра, 2017. - С. 32-35.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринге организациях и информационные технологии. - М .: Москва, 2017.-С. 41-42.

4. Козаченко A.B. Практический подход к соверш-щенствованию бизнес-процессов. URL: http:// www.elitarium.ru/2017/11/24/ uluchshenije_biznes_ processov.html (дата обращения: 27.11.2017).

5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: Стандарты и качество, 2016.-С. 124-127.

6. Большаков A.C., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб., 2015. -С. 76-78.

7. Гиматов М. Пирамида сущностей реинжиниринга. URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/ aspects/article_1601/ (дата обращения: 27.11.2017).

8. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - С. 36-40.

THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP OF THE REGIONAL LABOR MARKET WITH VOCATIONAL EDUCATION

Vorobiev NikolayNikolaevich, DSc ofEconomics, Professor

Kushtova Marina Khizirovna, PhD of Economics, Associate Professor

Khalilov Temirkhan Magomedovich, Postgraduate student

Nevinnomyssk State Humanitarian Technical institute, Nevinnomyssk

The article discusses the issues and problems of the regional labor market at present, analyzes the current state of the field of vocational education, the level of demand for graduates of vocational educational institutions in the region, measures of responsibility for the quality of training of qualified workers, and considers the relationship between vocational education and training, as well as their retraining for industries and the needs of employers in the region.

Keywords: region; economy; labor resources; professional education; mechanism; regulation; labor market.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье рассмотрены вопросы и проблемы регионального рынка труда в настоящее время, проведен анализ современного состояния сферы профессионального образования, уровня востребованности выпускников професси-

УДК 336.221.4 ВАК РФ 08.00.05

© Воробьев H.H., 2019 © Куштова М.Х., 2019 ©Халилов Т.М., 2019

ональных образовательных учреждений региона, меры ответственности за качество подготовки квалифицированных работников, а также рассмотрены процессы взаимосвязи профессионального обучения и подготовки кадров, а также их переподготовки для отраслей экономики и потребности работодателей в регионе.

Ключевые слова: регион; экономика; трудовые ресурсы; профессиональное образование; механизм; регулирование; рынок труда.

Принятие Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2018) привело к многочисленным изменениям, тем более, что до настоящего времени вносятся дополнения и изменения, которые в большей мере нацелены на совершенствование системы профессионального образования [1].

Последовала целая серия законодательных и нормативных актов, которые не только урегулировали вопросы системы образования, но и деструктировали управление в данной сфере. В частности Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 "Об утверждении положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 "Об утверждении положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" конкретизировали систему управления, разделив полномочия между двумя ведомствами [2,3].

Самым значимым моментом можно отметить процесс взаимодействия образовательных учреждений с реальными субъектами хозяйственной деятельности. Проблема заключается в том, что создание профессиональных лабораторий, испытательных цехов, или баз апробации технологий не дают оценку эффективности, необходим процесс обратной связи, чтобы выпускник имел возможность не только поддерживать отношения с образовательным учреждением, а наработки в технологическом или же в техническом "прорыве" смогли пройти апробацию, но и процесс внедрения в реальное производство.

Именно создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, взаимосвязь корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров позволят решить финансовые проблемы в долгосрочных проектах.

Необходимо создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования. Учебные заведения имеют такие возможности в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". В данном законодательном акте определены условия создания таких предприятий, конкретизирована финансовая среда их полномочий и т д. [4].

На наш взгляд, постоянное совершенствование профессионального обучения должно быть хотя бы на один шаг впереди от реальной практической действительности не только в области техноло-

оэ

1-Н

о си

-0 О-

ш <

со со

г

V

Ё

37

ВОРОБЬЕВ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор

КУШТОВА Марина Хизировна, кандидат экономических наук, доцент

ХАЛИЛОВ Темирхан Магомедович, аспирант

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

гий, но и социальной среды. Сущность подготовки и переподготовки специалистов, да и повышение квалификации сводится к тому, что работник, совершенствуя свой опыт, может внедрить в процесс деятельности хозяйствующего субъекта или отрасли инновационные разработки, полученные в результате обучения, что позволит не только улучшить процесс деятельности хозяйствующего субъекта, но и повысит доходы самого работника.

Для этого требуется определенный промежуток времени между процессом дополнительного образования и внедрением теоретических знаний в деятельность, так как любые разработки должны пройти лабораторные испытания и лишь потом могут быть использованы в практике.

Пробные или экспериментальные этапы внедрения должны проводиться на базе совместных предприятий учебного заведения и работодателя, как раз на этом этапе и должно быть внедрение такого в образовательном процессе, чтобы обучающий при определенном сроке обучения мог "шагать" вместе со временем. Мы заметили, что в пределах региона постоянно расширяется инфраструктура услуг, в связи с чем и ориентация в профессиональной среде должна быть взаимосвязана с процессом обучения.

Негативным моментом является то, что с ростом технологий происходит высвобождение работников из одной отрасли (где технологии в большей степени продвинуты) и переход их в другие области деятельности, поэтому требуется подготовка и переподготовка всех граждан, находящихся в диапазоне возрастной группы, относящейся к трудовым ресурсам.

Здесь можно отметить и позитивную сторону, которая наблюдается в непрерывном профессиональном образовании, потому что так называемое просвещение возрастного контингента является новым вызовом времени. В настоящее время поколение новых технологий не может соответствовать уровню развития общества, если не ориентируется в финансовых, или экономических вопросах, что связано с внедрением цифровых технологий на рынках финансовой сферы услуг.

Даже если такие граждане и не соприкасаются в своей деятельности с экономическими процессами, однако (для сравнения) как лица, проживающие на определенной территории, выполняют гражданские обязанности, которые в свою очередь обязывают их "вращаться" в финансовой среде. Так, например, оплата коммунальных услуг, ведение бюджета семьи,

выполнение налоговых обязательств, кредитные операции и т. д.

Тем более, что развитие цифровых технологий набирает темпы, и каждый гражданин уже не может остаться в стороне от происходящих процессов, в той или иной мере использует электронные возможности. Информирование граждан, продвижение товаров на рынке уже требует определенной оценки происходящих процессов. Внедрениедистанционного процесса профессионального образования тоже набирает темпы, так как на сегодняшний день каждое образовательное учреждение имеет свой ресурс дистанционного обучения граждан.

В связи с этим, в большинстве исследований рассматриваются компоненты информационно-образовательной среды высшего профессионального учебного заведения, в двух базовых блоках информационно-образовательные ресурсы и компьютерные средства обучения, с чем трудно не согласиться. Действительно, такая среда позволяет достичь в качестве профессионального образования поставленной цели, и что характерно, в процессе непрерывного образования принимает конкретное участие [5]. На наш взгляд, требуется объединение таких систем в разных уровнях профессионального образования, так как доступность новых технологий позволяет продвинуть такой вариант развития событий в раннем возрасте, и продолжить это в будущем.

В настоящее время уже дошкольное учреждение талантливых детей может себе позволить освоить технологические ресурсы более высокого уровня профессионального образования, и такое учреждение может непрерывно совершенствоваться. Дело в том, что дети, проходящие школу подготовки, способны со своих позиций усовершенствовать последующие уровни профессионального образования, так как они непосредственно связаны с таким процессом и видят как положительные, так и негативные стороны.

Если на сегодняшний момент времени уже обратили внимание на развитие талантливой молодежи, то необходимо взаимоувязать центры дошкольного со школьным образованием и средним специальным, которое в свою очередь взаимосвязано с высшим профессиональным образованием [6,7].

Несомненно, такая цепь образовательной системы будет позволять не только "контролировать" процесс обучения, но и способствовать повышению квалификации работника.

Каждый элемент информационно-образовательной среды высшего профессионального учреждения является микросредой, внутри которой обучающийся может осуществлять учебную или профессиональную деятельность, но на сегодняшний день необходимо добавить и практическую деятельность такого обучающегося. Правительством Республики Дагестан проводится работа, определенно направленная на создание не только условий для непрерывного обучения, но и правового поля по целевому его направлению.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, следует развивать направления профессиональной подготовки, которые способны не только пополнять кадрами уже действующие хозяйствующие субъекты, но и создавать новые, более технологично продвинутые, что соответственно будет способствовать расширению рынка труда, созданию дополнительных рабочих мест [7,8].

Поднятая проблема соответствия уровня профессиональной компетенции в соответствии с потребностями региона, на наш взгляд, в наибольшей степени касается информационно-образовательной среды высшего профессионального образования.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию по конкретному субъекту Российской Федерации - Республики Дагестан, то имеющийся трудовой ресурс в настоящее время не может быть обеспечен рабочими местами.

Судя по официальным данным, в Республике Дагестан, на момент первого квартала 2018 года уровень безработицы составлял 12% (27 тыс. чел.), из которых, судя по потребностям работодателей, может трудоустроиться только 900 чел. В связи с такой обстановкой, необходимо создание дополнительных рабочих мест еще для 26 тыс. человек.

Перед региональными образовательными учреждениями должна быть поставлена задача продвижения рабочей силы на рынке труда или же содействие в создании новых рабочих мест. Если рассматривать через "призму" создания рабочих мест, то на основании средней численности 35 человек, приходящейся на один хозяйствующий субъект в данной Республике, необходимо открыть еще 771 экономический субъект, чтобы обеспечить работой "свободные" трудовые ресурсы населения.

Судя по официальным данным, в Республике Дагестан наибольшую долю в структуре занятого населения составляет сфера образования, где трудятся более 100 тыс. человек, что

говорит о высоком потенциале использования процесса профессионального обучения [9].

Нам необходимо ответить на вопрос, каким образом трудоустроить всех желающих, не имеющих статус "занятого" в экономике. Для этого мы предлагаем рекомендации, которые можно использовать в практическом применении.

Самым краткосрочным может послужить рекомендация по открытию новых хозяйствующих субъектов, с долевым участием государства, так как новые технологии и разработки в области техники требуют дополнительного времени, и не приносят так называемых "быстрых денег", что в свою очередь не выгодно предпринимателям-инвесторам.

Требуются инвестиции с государственным участием, а привлечение предпринимателей будет происходить с течением времени, по мере продвижения новых технологий. Меха-* низм возврата денежных или иных финансовых средств предлагаем по мере достижения эффективности в деятельности таких хозяйствующих субъектов, а передача в "руки" бизнеса может происходить с условиями погашения всех затрат государства и плюс маржа для получения дополнительных средств по внедрению новых разработок, в целях пополнения бюджета региона.

Всего в трудоспособном возрасте в Республике насчитывается более 1,8 млн чел., при этом доминирует возраст от 20 до 29 лет, что характерно влияет на социальную напряженность, но вместе с тем они входят в группу возраста "легко" обучаемого [9]. В этом плане потенциал подготовки или же переподготовки кадров на данной территории имеется, поэтому требуется вовлечение в процесс профессионального обучения данной категории населения.

В связи с этим можно считать потенциальными абитуриентами эту категорию граждан для образовательных учреждений Республики Дагестан. Сам процесс привлечения граждан к образованию не сложен, но вот что касается финансовых ресурсов, а конкретнее - оплаты за обучение, то здесь возникает проблема для многих граждан и не только в Республике Дагестан. Нельзя решить проблему только путем создания бюджетных дополнительных мест, или же оплатой за счет кредитов на обучения, необходимо эти вопросы решать параллельно, с непосредственным участием работодателей.

В результате исследования, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день необходимо обеспечить взаимосвязь в ответственности за

оэ

1-Н

о си

-0 О-

ш <

со со

г

сдмт С Ё

39

непрерывное образование как работодателей, так и образовательных учреждений. Территориальная обособленность Республики Дагестан, ее транспортная инфраструктура, туризм и другие сферы экономики требуют внедрения новых технологий, соответствующих мировому уровню.

Требуется информационно-образовательная среда, позволяющая взаимодействовать в развитии экономики территории, которой в настоящее время недостаточно, так как имеющийся ресурс действует в однополярном режиме. Конечно же, ответить на все поставленные вопросы невозможно, исследование требует дополнительного времени, тем более, что мониторинг востребованности обучающихся на рынке труда еще недостаточно работает.

Считаем, что разработка алгоритма и создание программного продукта, который проводится в рамках нашего исследования может позволить решить такую проблему. Именно с внедрением информационного блока, увязывающего процесс профессионального обучения и потребности территории в квалифицированных работниках будет способствовать эффективности затрат на обучение.

Мнение о том, что "школьное" образование устаревшее, несколько ошибочно, так как оно должно давать общее образование, а то, что касается информационного обеспечения, можно согласиться, так как в настоящее время продвинутые технологии информационного блока не позволяют оставаться общеобразовательным учреждениям в прежних рамках. Здесь необходимо рассмотреть вопрос "сквозного" информационного поля, которое могло бы обеспечить взаимосвязь процессов дошкольного, школьного, среднего специального и высшего профессионального образования.

Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему обеспечения квалифицированными кадрами рынок труда, что обусловлено новыми требованиями куровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни,так как подготовка профессионалов ведется без привязки с потребностями региона в целом и в частности с отраслевой экономикой. Во многих случаях требования работодателей к выпускнику по трудовому стажу являются "тормозом" для трудоустройства.

Наработка стажа выпускниками профессиональных учебных подразделений может осуществляться в период самого процесса обучения, непосредственно оформлением трудового договора в пределах своей компетенции, так как учебным процессом предусмотрено прохождение практического обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложение по трудоустройству или же включению в трудовой стаж периода прохождения практического обучения позволит, на наш взгляд, решить проблему трудового стажа.

В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы профессионального образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. Таким образом, мы приходим к следующему вопросу: возникла необходимость рассмотрения экономических рычагов государственного регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров, чему и посвящаем последующие публикации этого исследования.

Примечания:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2018) (с последними изменениями и доп. вступившими в силу).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 "Об утверждении положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 "Об утверждении положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".

5. Асваров H.A. Гебеков Г.Ф. Педагогические кадры и модернизация образования в России (на примере республики Дагестан) // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №4. - С. 51-54.

6. Детский Технопарк "Кванториум-Ставрополь" Ставропольский край, электронный ресурс http:/ /stavkvantorium.ru/(flaTa обращения: 25.02.2019).

7. Министерство образования Республики Дагестан электронный ресурс. http://www.dagminobr. ru/deyatelnost/professionalnoe_obuchenie(flaTa обращения: 25.02.2019).

8. Распоряжение Правительства Республики Дагестан № 116-Р, от 23 марта 2017 года "О внесении изменений в план мероприятий ("Дорожную кар-

ту") "Изменения и, направленные на повышение 9. Территориальный орган Федеральной службы

эффективности в сфере образования в республи- государственной статистики по республики Да-

ке Дагестан",утвержденный распоряжением Пра- гестан: электронный ресурс http://dagstat.gks.ru

вительства республики Дагестан от б мая 2014 года (дата обращения: 25.02.2019). № 128-Р".

O

METHODS AND TOOLS FOR MANAGING MATERIAL CIRCULATING ASSETS OF THE ENTERPRISE _q

Galazova Svetlana Sergeevna, DSc ofEconomics, Professor, Department ofEconomics andEntrepreneurship, North- ^ Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia ^

Martazanov AkhmedArsamakovich, Postgraduate student, Department of Finance and Credit, ingush State University, ^ Nazran, Republic Of Ingushetia rj

CO CO

=r

The article examines the basic elements of the management of material circulating assets of an economic entity. The main goal and objectives of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise are determined. The strategic planning unit is determined as the main within the framework of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise. Approaches to the regulation of working capital are proposed and, on this basis, the objective function of determining the total working capital standard of an industrial ^ enterprise is formed. i_

Keywords: current assets; working capital management; working capital planning; rationing of working capital; control over the formation and use of working capital. V

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ удк 336.6 ^^

МА ТЕРИАЛЬНЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВАК РФ 08.00.10 кд

ПРЕДПРИЯТИЯ

© МартазановА.А., 2019

41

В статье исследуются основные элементы управления материальными обо- ©Галазова С.С., 2019 ротними средствами хозяйствующего субъекта. Определены основная цель и задачи механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия. Основным в рамках механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия детерминирован блок стратегического планирования. Предложены подходы к нормированию оборотных средств и на этой основе сформирована целевая функция определения совокупного норматива оборотных средств промышленного предприятия.

Ключевые слова: оборотные средства;управление оборотными средствами; планирование оборотных средств; нормирование оборотных средств; контроль за формированием и использованием оборотных средств.

S

В последнее время с развитием кризисных явлений в экономике России, которые порождают инфляционные процессы и спад производства, промышленные предприятия находятся в затруднительном финансовом положении. Подтверждением этому является их убыточная деятельность, связанная с недостаточностью финансовых ресурсов и снижением спроса на готовую продукцию. Одной из причин этих явлений является чрезмерное отвлечение оборотного капитала из сферы производства в сферу обращения за счет постоянного увеличения размера дебиторской задолженности в структуре оборотного капитала и, соответственно, роста кредиторской задолженности в структуре источников формирования оборотного капитала. Как следствие возникает необходимость привлечения предприятиями в обращение дополнительных оборотных средств.

Возможность выхода промышленного сектора отечественной экономики из кризиса объективно связана с совершенствованием формирования и использования оборотного капитала промышленных предприятий,учитывая имеющиеся условия и принципы хозяйствования.

Действенность процессов управления оборотными средствами промышленного предприятия будет зависеть от использования

ГАЛАЗОВА Светлана Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Экономики и предпринима тельства, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Республика Северная Осетия

МАРТАЗАНОВ Ахмед Арсамакович, аспирант, кафедра "Финансы и кредит" Ингушский государственный университет, Назрань, Республика Ингушетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.